Теракт в московском метро 2004 кратко

Обновлено: 02.07.2024

8.32 В Московском метрополитене во втором вагоне поезда, который двигался от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая", произошел взрыв. Из тоннеля идет дым. На Замоскворецкой линии столичного метрополитена остановлено движение. К станции "Автозаводская" прибыли несколько десятков машин "скорой помощи". Движение автотранспорта по улицам в окрестностях станции "Автозаводская" перекрыто.

9.30 Пожару, возникшему в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская", присвоена 5-я, высшая категория. Эвакуация пассажиров из тоннеля продолжается.

9.38 Исполняющий обязанности мэра Москвы Валерий Шанцев выехал на место чрезвычайного происшествия.

9.44 Милиция не исключает, что взрыв является результатом террористического акта. Такой вывод сотрудники управления внутренних дел делают со слов первых спасенных из тоннеля. Количество жертв и пострадавших неизвестно.

9.44 Мосгортранс выделил 130 автобусов для перевозки пассажиров из-за остановки Замоскворецкой линии московского метро. Автобусы следуют от станции метро "Красногвардейская" до "Павелецкой".

9.50 Бригады спасателей движутся к горящему поезду с двух станций московского метро навстречу друг другу, одновременно помогая эвакуации пассажиров.

9.54 В столице введен в действие план "Вулкан-5".

10.17 Взрыв в московском метро совершил, по предварительным данным, террорист-смертник. К "Автозаводской" и "Павелецкой" выехали в общей сложности около 100 бригад "скорой".

10.22 Оперативный штаб по расследованию взрыва в московском метро возглавил замглавы МВД Александр Чекалин.

10.26 Из туннеля метро после взрыва на перегоне "Автозаводская" - "Павелецкая" выведены более 500 человек.

10.36 По факту взрыва в Московском метрополитене в пятницу прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ - "терроризм" и "умышленное убийство".

10.59 Пострадавших от взрыва в вагоне московского метро доставляют в три городские больницы -1- ю, 7-ю, 13-ю, а также в институт Склифосовского.

11.05 Сотрудники правоохранительных органов изымают изображения с сервера компьютерной системы видеонаблюдения Замоскворецкой линии московского метро.

11.20 Пожар в московском метро потушен, задымление ликвидировано. Станция "Павелецкая-кольцевая" работает только на выход.

14.15 По данным специалистов, мощность взрывного устройства, приведенного в действие в вагоне поезда в московском метро, была равна 5 кг в тротиловом эквиваленте, сообщил журналистам вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.

16.50 По инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор между президентами России и США, в котором они подтвердили "стремление работать совместно в борьбе против террора"

18.03 В больницах столицы находятся 113 пострадавших от теракта в столичной подземке. Среди пострадавших 39 мужчин, 73 женщины и один ребенок. В крайне тяжелом состоянии находится 21 пострадавший, 13 - в тяжелом состоянии.

18.19 Движение поездов по Замоскворецкой линии московского метрополитена полностью восстановлено.

- Не стойте, проходите, - кричат в мегафоны милиционеры и работники метрополитена, разгоняя нарастающую толпу.

Рядом коммунальные работники ломами долбят лед и откачивают лужи, разлившиеся от действий пожарного расчета - брандмейстеры открыли люк на проезжей части и качали оттуда воду.

- В 9 часов я поднимался на эскалаторе на станции "Павелецкая", - рассказал корреспонденту "РГ" молодой человек в расстегнутом полушубке. - Вдруг по соседнему эскалатору, который спускал людей на платформу, сшибая пассажиров, побежал ОМОН. Никакого взрыва я не слышал - просто бежит сломя голову рота крупных мужиков, а куда бежит и почему - никто не знает.

Внизу, на станции, переход на "зеленую" ветку наглухо перегорожен сотрудниками милиции. На платформе дежурные милиционеры проверяют документы у женщин неславянской внешности.

На улице люди в форме следят за порядком и показывают гражданам кратчайшие пути к автобусным остановкам.

Главный вход на Павелецкий вокзал оцеплен. К нему одна за одной прибывают машины "скорой помощи", МЧС и милиции. Снегоуборочные машины расчищают дополнительные площади для парковки спецтехники.

В 11.30 над площадью стал кружить вертолет Центроспаса. Несколько минут пилот примеривался, а затем метко приземлил машину прямо перед главным крыльцом. Из вертолета вышел представительный мужчина с папочкой, после чего машина взмыла в воздух и улетела.

По громкой связи администрация вокзала просит пострадавших обратиться в медпункт на первом этаже.

- К нам обратились 18 человек, - рассказал "РГ" главврач железнодорожной поликлиники Григорий Антонов. - Девять из них были госпитализированы, а остальные после оказания первой медицинской помощи отпущены домой. Из тех граждан, кто обратился к нам, у четверых ожоги, у двоих механические травмы. С отравлениями угарным газом у нас никого не было.

Главный вход в Павелецкий вокзал в тройном кольце оцепления. В первом стоят работники патрульно-постовой службы и солдаты внутренних войск. О случившемся они почти не говорят, но не потому что приказ, а потому, что информация к ним поступает лишь отрывочно - из переговоров по служебной рации. Они рекомендуют выходящим из вокзала пассажирам скорее проходить к автобусам.

Несмотря на случившееся, работа вокзала не прекратилась: доступ на платформы открыт через 1-й подъезд. Пассажиры поездов дальнего следования волокут свои огромные сумки и столбенеют, когда видят, что творится на улице.

- Кошмар-то какой, - затягиваясь сигаретами, беседуют продавщицы в подземном переходе. - Как бы нас не закрыли под шумок.

- Утро началось обычно: доехал до метро "Кантемировская", встретил друга столяра Илюху, он на юго-западе работает, и поехали с ним, - рассказывает очевидец, программист, 21-летний Александр Шушпанов. - До "Автозаводской" нормально доехали, там машинист посадил-выпустил людей, закрыл двери и двинулся в сторону "Павелецкой". Прошла всего минута в пути по туннелю, как где-то впереди раздался взрыв (не очень громкий), в этот момент порывом ветра принесло тучу желтоватого дыма и из перебитых кабелей с двух сторон вагона посыпались искры. Поезд шел еще где-то метров 50. Потом встал. Дыма было столько, что резало глаза (едкий дым). Вижу, передо мной - переговорное устройство "пассажир-машинист". Нажимаю кнопку, говорю, что дыма очень много, в таком-то вагоне. Машинист отвечает, что все под контролем, и сейчас будет организована эвакуация. Минуты две ничего вообще не происходит, только дым валит. Снимаю с себя шапку, мочу ее, и дышу через нее, сложенную вдвое. Точно так, как учили в МЧС. Кое-кто следует моему примеру. Присаживаюсь на корточки, рекомендую людям вокруг сделать то же самое. Сидим. Слышим жуткие крики спереди, и как какие-то люди бьют окна - что же, это обосновано, когда поезд останавливается в туннеле, и становится душно, но не тогда, когда туннель задымлен. Бараны. Машинист говорит, что контактный рельс обесточен, открывает двери, говорит, чтобы все выходили и шли в сторону "Автозаводской". Спрыгиваю на рельсы, помогаю спуститься какой-то женщине, прохожу чуть вперед. Толпа стоит как справа, так и слева поезда. Народ не может двигаться, потому что из дальних вагонов люди вышли не до конца, они выходят и проходят, выходят и проходят - час пик. Народ паникует, типа, "сейчас все задохнемся тут!"

Женщина, которой я помог спуститься из вагона, начинает кричать, что идти надо не назад (к "Автозаводской"), а вперед, типа, "Автозаводская" там. Орет, что сейчас все погибнут. Народ начинает двигаться, идем к станции. Сразу за поездом дым рассеивается, туннель уже освещен лампами по стенам, и мы идем по шпалам, хрустя стеклами, валяются какие-то куски железа (обшивка вагона, я так понял). Кому-то становится плохо и его несут двое поздоровее, приговаривая что-то ободряющее. За 50 метров от поезда назад по туннелю я метров 20 шел сквозь кровь, мясо, сквозь куски плоти. Я даже не буду это описывать. Незачем. Это было жутко.

Как сообщается, видеокамеры зафиксировали предполагаемого пособника террористки-смертницы. Милиционеры объявили в розыск мужчину с внешностью уроженца Кавказа, на вид тридцати-тридцати пяти лет, с острым носом, пухлыми губами, чисто выбритым лицом, в темной кожаной шапке с искусственным каракулевым мехом. Он попал в объектив вместе с предполагаемой смертницей: они стояли на перроне одной из станций метро, в руках у них было два чемодана.

По другим данным, разыскиваемого мужчину сопровождали сразу две молодых женщины в черных одеждах. Приметы подозреваемых были переданы на все посты милиции, а эксперты приступили к составлению фотороботов.

По имеющейся информации, разыскиваемый незадолго до взрыва подошел к одной из дежурных по станции "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник", добавив затем нецензурное ругательство.

Как пояснили в МВД РФ, теракты подобного рода обычно готовят несколько человек. Смертника страхуют сообщники, которые могли находиться недалеко от места взрыва. В МВД не исключили, что трагедия в московском метрополитене - одно из звеньев целой серии терактов, произошедших в России за последний год.

Вскоре после эвакуации раненых спасатели и технические службы метро вытащили поврежденные вагоны из тоннеля и отбуксировали их на запасной путь. Как сообщают очевидцы, на месте взрыва остались фрагменты человеческих тел и обломки вагона. Их изучали следователи и эксперты. Проходили следственные действия и в эвакуированных вагонах.

- Взрыв произошел в 8.32 по московскому времени в туннеле между станциями замоскворецкой ветки метро "Автозаводской" и "Павелецкой" у первого выхода второго вагона поезда, направлявшегося в центр, - рассказал "РГ" начальник Управления информации ГУВД столицы Кирилл Мазурин. - Машинист, услышав хлопок, нажал по тормозам, поезд протянуло еще метров 100 - 120. К этому времени по просьбе машиниста диспетчер отключил электрический ток в вагонах. Пассажиры первого вагона начали выходить на пути в сторону "Павелецкой", пассажиры других вагонов в сторону "Автозаводской". Около 8.40 повалил дым и начался пожар, которому была присвоена самая высокая - пятая степень сложности. Столпотворения на путях не было. В 10.30 эвакуация из перегона между станциями метро "Павелецкая" - "Автозаводская" закончилась. Около 10.00 пожар был потушен. Всего было эвакуировано около 700 человек.

- По последним данным, в ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной "скорой помощи" и автобусов для эвакуации пострадавших, три отряда Центроспаса с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена, - рассказал "РГ" начальник отдела по связям с общественностью ГО и ЧС Москвы Николай Мирный. - Наш сотрудник, начальник оперативного дежурного центра кризисных ситуаций ГО и ЧС Москвы Сергей Ковунов, был в этом злополучном поезде. Единственное, что нам известно, что он ехал в третьем вагоне у одной из центральных дверей. После взрыва он, не растерявшись и быстро сориентировавшись, начал эвакуировать пассажиров в более безопасное место вагона. Сам Сережа сильно не пострадал.

Несмотря на то, что машинист не пострадал, сразу после того, как пассажиры были выведены, - он был доставлен в первую градскую больницу имени Пирогова.

Как пояснили наши источники в правоохранительных органах, определенной ясности на этот счет пока и не может быть. Сама специфика взрывотехнической экспертизы такова, что подтверждения или опровержения той или иной версии появятся не сразу. Но все наши собеседники, с которыми удалось переговорить, сходятся к тому, что это был теракт. На это указывают несколько хоть и косвенных, но в данной ситуации очень важных доказательств. Во-первых, выбор места и времени взрыва совпал с часом пик, чтобы количество жертв было максимальным. Во-вторых, выбор второго вагона метро для совершения взрыва также совпадает с многолетней статистикой проведения подобных терактов.

Специалисты пока не настаивают категорически на этой версии, потому что практика знает и случаи, когда мужья из ревности вместе с неверной женой заодно взрывали и самолет. Бывали и более экзотические случаи. И все же. все же опыт предыдущих терактов показывает, что с большой вероятностью следы вчерашнего взрыва могут вести к бригаде смертников "Риядус Салихийн" Шамиля Басаева. Почерк теракта до мелочей совпадает с действиями этой террористической группы.

Для проведения этих акций, в частности, готовятся и используются фанатично настроенные мужчины и женщины-смертницы от 16 до 30 лет либо люди, прошедшие насильственную психофизическую подготовку и похищенные из различных регионов страны. Так, в частности, готовились и смертницы из Чечни Зулихан Элихаджиева и Мариам Шарипова, совершившие 5 июля 2003 года взрывы у входа в аэродром "Тушино". Также готовилась к взрыву на Тверской и Зарема Мужихоева.

Правда, в данном случае не стоит говорить о чеченском терроризме, такой вид деятельности чужд чеченскому менталитету. Смертники как инструмент политического давления и запугивания - фирменное изобретение международных мусульманских радикальных группировок.

Возможно, вчерашний теракт совершил не смертник, а подрывник, который оставил в вагоне сумку со взрывчаткой. В пользу такой версии говорит тот факт, что взрыв произошел, как только поезд отъехал от платформы. Глубоко в тоннеле террористу привести в действие взрывное устройство дистанционно не удалось бы.

В пятницу 6 февраля пассажиры Замоскворецкой линии Москвоского метрополитена оказались жертвами теракта, который, скорее всего, станет самым крупным в истории российской столицы происшествием такого рода после захвата театрального центра на Дубровке и взрывов жилых домов в 1999 году. Уже сейчас официально объявленное количество пострадавших достигло 250 человек. До 50 (37 - по официальным данным, 50 - по данным телекомпании Рен-ТВ) человек погибли, 122 были госпитализированы в 1-ю, 7-ю, 13-ю, 33-ю, 36-ю, 53-ю городские больницы и институт скорой помощи имени Склифософского, а еще ста пострадавшим помощь была оказана на месте. При этом количество жертв может вырасти после того, как из тоннеля будут полностью эвакуированы останки погибших. По предварительным данным, в поезде ехали около 1500 человек, а в 10:15 утра было объявлено, что эвакуация живых закончена. По данным спасателей, из туннеля было выведено около 800 человек. Судьба остальных пассажиров поезда пока неясна. Один из врачей "Скорой помощи" сообщил, что погибших гораздо больше, чем уже объявлено, а их останки буквально разбросаны по туннелю.

Взрыв произошел около 8:32 утра во втором вагоне поезда (по некоторым данным - у первой двери второго вагона), следовавшего от станции метро "Автозаводская" до станции метро "Павелецкая". Хотя сначала предполагалось, что теракт совершил смертник, сейчас уже ясно, что взрывное устройство находилось не в поясе шахида, а в рюкзаке или чемодане, стоявшем на полу вагона. Сначала специалисты говорили о мощности, эквивалентной одному или двум килограммам тротила, но около 12:40 вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщил, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Правоохранительные органы также рассматривают версию о самопроизвольном подрыве перевозимого в метро взрывчатого вещества, хотя самым вероятным объяснением произошедшего остается теракт.

Стало известно, что незадолго до взрыва некий мужчина подошел к сотруднице метрополитена на станции метро "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник!". Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Сейчас эти люди находятся в розыске.

Машинист Владимир Горелов, управлявший электропоездом, услышал взрыв, когда состав находился где-то в 500 метрах от "Автозаводской" и двух километрах от "Павелецкой". По его словам, он применил экстренное торможение, сразу связался с диспетчером и потребовал снять высокое напряжение на этом перегоне. Взрывная волна разворотила второй вагон, превратив его, по словам одного из представителей ГУВД Москвы, в "мясорубку". Третий вагон оказался, наоборот, сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен туннеля. Сразу после взрыва начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности, причем огонь перекинулся на большую часть состава. Находившиеся в задымленных вагонах люди какое-то время не могли открыть двери, но когда высокое напряжение было снято, двери открылись и люди вышли в туннель. По туннелю некоторым пришлось пройти около 2 километров до "Павелецкой", а остальные направились на "Автозаводскую", которая была ближе. По свидетельствам очевидцев, эвакуация происходила без паники.

На место происшествия на автомашинах и вертолетах прибыли специалисты МЧС - 10 поисково-спасательных групп и отряд "Центроспас". К месту взрыва также было вызвано 50 автомашин "Скорой помощи" и 10 пожарных команд. Пожар был потушен только к 10:40, а МЧС объявило о завершении спасательной операции уже к 11:45. Однако еще один пострадавший был найден неподалеку от места взрыва уже после 13:00. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

Сразу после взрыва было остановлено движение поездов по Замоскворецкой линии от станции метро "Новокузнецкая" до станции метро "Красногвардейская". Пассажиры поезда, следовавшего сразу за взорвавшимся, провели в тоннеле около 4 часов. В настоящее время поезда следуют от "Речного Вокзала" только до "Новокузнецкой". На остальном участке маршруты обслуживает наземный транспорт. "Мосгортранс" выделил для этого более 200 дополнительных автобусов, которые следуют между "Автозаводской" и "Новокузнецокй", а также осуществляют доставку пассажиров от станции "Красногвардейская" в центр Москвы. Хотя вице-мэр Валерий Шанцев утверждал, что работа метро будет восстановлена уже к вечернему "часу пик", Мосгортранс пообещал пустить поезда лишо к утру 7 февраля. В связи с терактом в метро руководство Московской железной дороги организовало движение пригородных поездов до станций "Бирюлево" и "Царицыно" по веткам, параллельным линии метро.

Состав, пострадавший от теракта, остался в тоннеле между "Павелецкой" и "Автозаводской". С ним работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "убийство".

Террор в стиле Subway

Несомненно, метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. В часы пик там скапливается огромное количество людей, металлоискателей возле каждого турникета пока нет, а милиция, несмотря на то, что сотрудников МВД под землей можно встретить чаще, чем на поверхности, тоже не может проверять каждого спешащего на работу или домой пассажира.

История крупных уличных терактов в постсоветской Москве началась с метро. Точнее, почти с метро. Первый крупный теракт в центре столицы произошел 8 августа 2000 года в "трубе на Пушке". Самодельная бомба, находившаяся в сумке, оставленной у киоска, взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, который также ведет к входам на станции метро "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". 13 человек погибли, более 130 получили ранения. Взрывное устройство содержало тротил и гексоген. Кроме того, в его конструкцию входили шурупы, винты и мотоциклетный аккумулятор. Хотя у прокуратуры существует несколько версий произошедшего, задержанных и обвиняемых по этому делу до сих пор нет. Теракт на "Пушке" отозвался взрывом в сознании москвичей - тогда они впервые поняли, что стать жертвой террористов рискует каждый.

Еще один раз метрополитен пострадал 5 февраля 2001 года, когда в подземном вестибюле станции метро "Белорусская-кольцевая" взорвалось устройство, по мощности эквивалентное 0,5 килограмма тротила. Пострадали 20 человек, из них двое детей, однако погибших не было. В тот раз взрывное устройство было оставлено в плафоне над скамейкой на платформе второго пути. По мнению специалистов, именно эта прочная мраморная скамейка и спасла людей от смерти, приняв на себя часть ударной волны. В раскрытии этого преступления российским спецслужбам помогало даже ФБР, но виновных найти не удалось.

Хотя ни одни из этих двух терактов не был раскрыт, в масовом сознании оба оказались связаны с проблемой Чечни. Еще три взрыва случились раньше и получили гораздо меньший общественный резонанс. 24 нобяря 1992 года панику на станциим метро "Проспект Мира" вызвал брошенный подростками взрывпакет. Однако от этой шутки никто не пострадал. А 11 июня 1996 года 4 человека погибли, а 16 были ранены в результате взрыва самодельного устройства, установленного в торцевой части вагона, следовавшего между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Состав из семи вагонов потерял управление, а 250 человек были эвакуированы через тоннель. Мощность устройства была эквивалента 340 граммам тротила. Так как взрыв случился за несколько дней до президентских выборов, многие восприняли его как предвыборную провокацию.

В 1998 году три сотрудницы службы меторополитена получили легкие травмы от взрыва, эквивалентного 150 граммам тротила. Устройство было найдено сменным машинистом электропоезда у ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию. Оно находилось в небольшой сумочке, которую машинист отнес дежурной по платформе. Пока она звонила в милицию, раздался взрыв, который разбил окна кабинки дежурной. Она и еще две уборщицы получили легкие травмы.

Однако московское метро успело побывать объектом терроризма и до распада СССР. 8 января 1977 года в 17:55 в вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" взорвалась самодельная бомба, замаскированная под утятницу. Взрыв произошел на открытом участке перегона, но поезд подали на "Первомайскую", и проезжавшие мимо без остановки пассажиры других составов могли видеть развороченный вагон, кровь и тела погибших. Организаторы были найдены через полгода - ими оказались жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. входившие в состав группы армянских националистов. Суд приговорил их к высшей мере наказания.

Теракты в метро случаются не только в Москве. В Токио 19 марта 1995 года более 500 пассажиров были госпитализированы после того, как члены секты "Аум Синрикё" распылили на одной из станций отравляющий газ "зарин". В результате число погибших достигло 12 человек. Недавно главный химик секты Масами Цутия был приговорен к смертной казни за это массовое убийство. До него высшую меру наказания по этому делу получили еще 11 сектантов.

Предыдущие материалы по теме:

Дело о взрывах: ждите продолжения [13.01.2004]Мосгорсуд вынес приговор виновным в московских и волгодонских взрывах 1999 года. Главный обвиняемый в бегах, а решением суда не довольны ни потерпевшие, ни правозащитники, ни подсудимые

Годовщина страха [17.11.2003]Семь лет назад россияне узнали слово "гексоген" и научились бояться ночевать в собственных квартирах

60 часов "Норд Оста": хронология захвата и освобождения заложников [26.10.2002]Круглосуточная лента последних новостей с Дубровки. 23-26 октября.


Взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте было приведено в действие во втором вагоне поезда.

По результатам расследования, теракт совершил смертник, уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев 1983 года рождения. Террорист приехал в Москву на междугородном автобусе под видом челнока. Руководителем террористической группы Ижаева оказался Павел Косолапов — уроженец Волгоградской области, курсант военного училища, принявший ислам и сбежавший в Чечню.

К пожизненному заключению Мосгорсуд приговорил трёх организаторов теракта — Максима Понарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева.

После этого теракта в московском метрополитене началась реализация антитеррористической программы по созданию централизованной системы видеонаблюдения в метро.

Теракты в московском метрополитене

1977


1992

1996

1998


2000

2001


2004

2010

6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт. На перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда.

Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250 получили ранения.

Взрыв прогремел в 8.32 мск около первой двери второго вагона поезда, когда он отъехал на 300 метров от станции "Автозаводская" в сторону "Павелецкой".

Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности. Третий вагон оказался сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля.

Стекла окон в первом и третьем вагонах рассыпались на мелкие осколки. Взрыв был такой силы, что взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабину машиниста и выбила одно из лобовых стекол в кабине. Машинист Владимир Горелов, управлявший этим поездом, применил экстренное торможение. После взрыва поезд сохранил управляемость, машинист смог его остановить. Свет в вагонах горел, сохранилась связь "пассажир-машинист" и громкая связь с остальными вагонами. После остановки поезда машинист сообщил диспетчеру о нештатной ситуации и попросил обесточить контактный рельс.

Когда напряжение было снято, Горелов открыл все двери состава и сообщил по громкой связи пассажирам, чтобы они выбирались из тоннеля в сторону станций "Автозаводская" и "Павелецкая". После этого он принял участие в спасении пассажиров.

В третьем вагоне ехал офицер МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону "Автозаводской" и пресек малейшие проявления паники. А пассажирам головного вагона пришлось пройти по тоннелю более двух километров до станции "Павелецкая".

Очевидцы сообщили, что, несмотря на сильное задымление в тоннеле, эвакуация проходила достаточно организованно и без паники.

Первую помощь пострадавшим от взрыва оказывали пассажиры поезда, которые не потеряли самообладания и четко среагировали на создавшуюся ситуацию и на ту рекомендацию, которую машинист поезда передал по системе пассажир-машинист.

Первые спасательные подразделения начали прибывать на станцию уже в 8.50-8.55 мск. В 9.07 мск в тоннеле, где произошел взрыв, работали первые подразделения спасателей.

В ликвидации последствий взрыва участвовали спасатели поисково-спасательных отрядов города Москвы, Московской области, отряд "Центроспас", 15 расчетов

Управления государственной противопожарной службы, а также 60 бригад скорой медицинской помощи Москвы, пять бригад Экстренного реагирования Центра медицины катастроф Москвы, три бригады Центра медицины катастроф "Защита" Минздрава РФ и три бригады психологов.

Пострадавших доставляли в Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, городские больницы.

Сразу после взрыва было остановлено движение поездов в обоих направлениях на всей Замоскворецкой линии. Некоторым пассажирам пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах до трех часов. К 10.25 было восстановлено движение на северном участке линии, от "Речного вокзала" до "Новокузнецкой".

После 11.00, когда закончилась эвакуация пассажиров и тушение пожара, большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо "Замоскворецкое". Взорванный состав удалось отогнать в тупик. Около 19.00 движение по Замоскворецкой линии было восстановлено в полном объеме.

9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро.

Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.

Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.

Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции "Автозаводская" московского метро установили мраморную доску с именами погибших.

По факту взрыва прокуратура возбудила уголовное дело по статьям 205 ("терроризм") и 105 ("убийство") Уголовного кодекса РФ. В связи с тем, что основной версией являлся теракт, расследование уголовного дела было передано Федеральной службе безопасности (ФСБ) РФ.

В ноябре 2006 года в Московском городском суде начался процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта. На скамье подсудимых оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.

По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев. Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику - жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву, который вместе Хубиевым проходил диверсионную подготовку в лагере араба Абу-Умара. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро "Кантемировская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" замкнул цепь взрывателя.

В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро "Автозаводская", а также у станции "Рижская" 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.


6 февраля в 8:30 мск в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" прогремел взрыв. По данным ГУВД Москвы, взрыв произошел во втором вагоне. В момент взрыва поезд не успел полностью покинуть станцию "Павелецкая" войти в тоннель.

В результате взрыва погибли 30 человек. Число пострадавших в результате взрыва достигло 150 человек, в основном это ожоги и переломы. Всего с места взрыва в московском метро эвакуировано около 1000 человек, сообщили РБК в ГО и ЧС Москвы.

Эвакуация завершена, на месте происшествия продолжают работу поисково-спасательные отряды МЧС РФ и оперативная группа по расследованию данного теракта. Раненые поступают в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Все московские больницы приведены в состояние готовности N1, сообщили РБК в комитете здравоохранения г.Москвы.

По предварительным данным, мощность взрывного устройства составила около 1 килограмма тротила. Основная версия взрыва - теракт, совершенный шахидом-смертником, сообщили РБК в ЦОС ФСБ РФ.

Всего на месте происшествия работает 10 поисково-спасательных групп и отряд "Центроспас". Территория вокруг станции метро "Павелецкая" оцеплена. К выходам метро "Павелецкая" и "Автозаводская" стянуты 50 машин скорой помощи. В настоящее время движение поездов в обе стороны остановлено. Поезда на Замоскворецкой линии Московского метро курсируют только между станциями "Новокузнецкая" и "Речной вокзал".

Президент РФ Владимир Путин проинформирован о взрыве в московском метро, сообщили РБК в пресс-службе главы Российского государства. К месту взрыва в московском метро выехал вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, глава ГУВД Москвы В. Пронин, прокурор Москвы Анатолий Зуев. Мэр столицы Юрий Лужков, находящийся с визитом в США, извещен о происшествии. Возможно, он прервет свой визит и выедет в Москву.

По факту взрыва прокуратура столицы возбудила уголовное дело по двум статьям УК - 105 ("терроризм") и 205 ("умышленное убийство").

источник: ИА "РосБизнесКонсалтинг"

Читайте также: