Устное народное творчество дагестана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этот материал поможет узнать о культуре, обычаях одного из республик России - Дагестан. Поможет обогатить знания о роли семьи, традиций народа в воспитании подрастающего поколения.

ВложениеРазмер
Устное народное творчество кумыков.Сказки. 65.5 КБ
Кумыкские народные сказки. 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народная мудрость горцев о семье и внутрисемейных отношениях

Богатейшее устное творчество - составная часть народной педагогической культуры Дагестана. Фольклор имеет огромное мировоззренческое значение, является эффективным средством в комплексе тех общеобразовательных и воспитательных задач, которые надлежит решать школе на современном этапе.

Глубокое восприятие художественных образов фольклорных произведений содействует не только углублению знаний о традиционной горской семье, но и обогащению эстетических переживаний и чувств.

В материалах фольклора в специфической, своеобразной форме запечатлены обычаи воспитания детей, бережного, ценностного отношения народа к семье и ее традициям. И в этом также состоит его большое воспитательное значение.

К браку у народов Дагестана готовили с малых лет психологически и практически. Начиная с колыбельных песен, детям внушали мысль о браке как о самом значительном событии в жизни человека, воплощающем мечту о личном счастье.

Народы Дагестана на протяжении всей своей истории создали разнообразные и высокохудожественные произведения фольклора. До появления письменности и индивидуального творчества фольклор оставался основной формой художественного отражения действительности. А поскольку достаточно широкое распространение письменности на языках народов Дагестана началось только в XIX в., то ясно, что роль устно-поэтического творчества в духовной культуре дагестанских народов была особенно велика.

Изучение фольклора народов Дагестана имеет свои специфические особенности, связанные прежде всего с тем, что он здесь представлен на языках многочисленных народностей.

Фольклор каждого народа - явление оригинальное, он имеет свои особенности, и жанровые, и в области тематики и формы. Лакцы, аварцы, даргинцы наряду с лирикой создали и сохранили до нашего времени живой целостной эпос. У лезгин преобладает лирическое начало, эпос сохранился лишь фрагментарно. Кумыки тяготеют к афоризмам.

Величайшим памятником духовной культуры народа, зеркалом народной души являются сказки, также воспитывающие в детях чувство глубокой привязанности к своей семье. В арсенале словесных средств народной педагогики сказки занимают одно из ведущих мест.

Своеобразна и богата дагестанская сказка, переливается всеми гранями горских самоцветов потому, что дагестанская сказка многоязычна, многослойна. В ней и традиционное, древнее, и молодое.

Сказки передавались из поколения, и мастера сказки отшлифовывали ее, отсеивали ставшее неактуальным.

В них отражена многовековая история, быт и психология горцев, их внутренняя душевная жизнь, национальное своеобразие характера, отношения супругов друг другу, к детям.

В других дагестанских волшебных сказках можно найти своеобразные отголоски и культа предков, и матриархата - такова сказка о Кара-Катыре, и мотивы, восходящие к древним жертвоприношениям.

На степень распространенности тех или иных сюжетов влияют и исторические условия, и национальное своеобразие.

В дагестанских сказках содержится богатый материал о семье, о взаимоотношениях членов семьи друг с другом. В них заложен опыт разумного взаимодействия членов семьи друг с другом, запечатлен устоявшийся в веках идеал человека-семьянина. Жесткое ролевое поведение в семье с четким половозрастным распределением прав и обязанностей способствует созданию внутрисемейной гармонии. Идеал жены - это домохозяйка: трудолюбивая, покорная, умеющая вкусно приготовить, красиво вышить, связать, сшить и т. д. Идеал мужа - это защитник, добытчик материальных благ.

В сказках проводится идея: люди требуют чуткого, доброго отношения друг к другу, умения прощать и любить. Самое лучшее, что может сделать отец для детей - это любить их мать.

Во многих дагестанских сказках подчеркивается идея, что целью жизни и высшей ценностью остаются дети. Человек, вырастивший побольше ребятишек и сумевший наставить их на правильный жизненный путь, считается счастливым. Бездетность рассматривалась как божье наказание.

Две дороги начинаются в сердце

Жил-был на этом свете старик. Он работал, ел свой хлеб, запивал водой и дожил до ста лет. Когда в доме появился сотый внук его внуков, старик собрался умирать.
Вышел он рано утром во двор, увидел снег, чистый, как его душа, и белый, как его волосы, и удивился: никто ещё не выходил сегодня за порог, а из дома в поле идут следы.
Старик взял посох и пошёл по следам.
Шёл он, шёл и пришёл к подножью высокой горы. Следы вели вверх, а вправо и влево разбредались две тропинки.
Старик не смог подняться в гору и стал вспоминать, куда же ведут боковые тропинки?
Припомнил старик день за днём весь свой жизненный путь, вспомнил судьбу своих друзей и соседей и решил, что все дороги начинаются от сердца.
Если человек родился человеком, от его сердца идёт одна дорога, родился зверем — другая.
От зверя в сердце человека начинается жестокость, а она приводит на дорогу жадности, зависти, ненависти, войны и смерти.
От человеческого в сердце человека рождается мягкость, и она ведёт человека по дороге щедрости, сочувствия, любви, мира и жизни.
— Какая же из этих двух тропинок ведёт к войне и смерти, а какая к миру и жизни? — подумал старик.
Пока он думал, в доме проснулся самый маленький из внуков его внуков. Увидел, что дедушки нет дома, и вышел на улицу. Увидел следы на снегу и подумал: дедушка один, не нужна ли ему моя помощь?
Побежал мальчик по снежному следу и прибежал к высокой горе. Обнял дедушку и радуется.
Смотрят дед и внук его внуков, а с горы спускается девушка. Идёт и вся светится радостью. Такой красоты ни старик, ни внук никогда ещё не видали.
Старик спрашивает:
— Кто ты такая?
— Я — Счастье, — отвечает девушка.
— Зачем же ты ушла из нашего дома?
— Я прожила у тебя сто лет, а больше я не имею права оставаться у одного человека.
— Куда же ты теперь пойдёшь?
— Я пойду к внуку твоих внуков, — ответило Счастье. — Он выбрал такую же дорогу, как и ты.
Внук повёл дедушку домой, и старик жил ещё так долго, что никто уже и не помнит, когда он родился.

О пользе сказки, или как сын мельника обманул аждаху.

Жил-был старый мельник с длинной седой бородой. Говорят, что он не был уж очень старым - просто мучная пыль въелась в его бороду и посеребрила ее. Так было или иначе - не знаю, но дни его были сочтены, и, когда аллах призвал его к себе, мельник оставил на земле трех сыновей.
- Давайте, братья, работать сообща,- предложил младший брат,- мельница у нас исправная, и дела пойдут хорошо.
Но старшие братья не согласились и потребовали разделить все наследство, в том числе и мельницу, поровну. Воля старших - закон, и начался дележ.
- Не хочу ходить, как отец, с запыленной бородой,- возгордился самый старший и выбрал себе мельничную канаву.
- Мне тоже надоело дышать мучной пылью,- сказал средний брат и потребовал, чтобы ему отдали крышу мельницы.
А младшему достался жернов.
Старший брат чинил канаву, средний катал на крыше каток, младший следил за жерновом и исправно собирал сах муки с каждого помолотого мешка.
Так прошло некоторое время. Понял старший брат, что прогадал: он следит за канавой, а муку получает младший брат. Не захотел гордец признаться в своей оплошности и молча ушел из дому. Шел он долго, пока не дошел до ущелья у Верхнего Гвалда, где жил аждаха.
- Салам алейкум, аждаха!
- Не уважай я сапам, ободрал бы тебя, как козу, да съел,- проворчал аждаха и спросил: Знаешь ты сказки или песни?
- Нет,- ответил старший сын мельника и покачал головой.
- Такие незнайки - лакомое блюдо,- обрадовался аждаха и мигом проглотил его.
Вскоре и средний сын мельника понял, что совершил глупость: не согласился жить сообща. Не долго думая, он тоже тайно покинул мельницу.
Он дошел до ущелья, где жил аждаха, и разделил судьбу старшего брата.
- Куда исчезли мои братья? - забеспокоился младший и отправился на поиски.
Шел он, шел и, наконец, тоже попал к аждахе.
- Салам алейкум, аждаха! - закричал младший брат.
- Не уважай я твой садам, давно бы проглотил тебя,- ответил аждаха.- А знаешь ли ты сказки или песни?
- Как не знать, ведь я мельник, а они, брат, знают все: и песни, и сказки, и разные небылицы.
- А ну-ка, расскажи мне сказку! - потребовал аждаха.
- Хорошо,- сказал сын мельника.- Только ты не прерывай меня и слушай молча. Если промолвишь хоть слово, я вырежу ремень из твоей спины. А если до конца промолчишь, то можешь меня проглотить.
Аждаха согласился, и сын мельника начал рассказывать.
- Пас я как-то кобылиц. Было так жарко, что повсюду испарилась вода. Погнал я кобылиц на водопой, а река успела уже замерзнуть. Не идут никак кобылицы к реке. Схватил я тогда топор, разбил лед и сделал прорубь. Опять кобылицы не идут. Оторвал я свою голову да черепом напоил всех кобылиц. Подумал я: если река так сильно замерзла, то какой холод должен быть в ее истоках. Пошел я вверх по реке и разложил небольшой костер. Вдруг вспыхнул пожар - это начала гореть река. Испугался я, как бы огонь не добрался до моего черепа и топора, и побежал обратно. Смотрю, сгорело все, кроме топорища и черепа.
Аждаха заерзал и хотел, было сказать что-то, но вспомнил об условии и промолчал.
- Положил я череп на свое место и пошел дальше. В Заибе топорищем срубил деревья и сделал арбу. Пошел на охоту, вижу: олени. Швырнул топорище и двоих убил. Мясо их съел, а шкуры повесил на ветки.
Аждаха хотел, было открыть рот, но удержался.
- Однажды увидел я двух дерущихся пчел. "Чего вы не поделили?" - спросил я их. "Эта нахалка утверждает, что несет больше меду, чем я",- ответила одна из пчел и начала бить другую. Я их разнял и предложил носить мед для меня. Кто больше принесет, тот и окажется прав. Через несколько дней обе оленьи шкуры были доверху наполнены медом. Впряг я пчел в арбу, нагрузил на них шкуры с медом и поехал домой. Одна пчела стала отставать, и я ударил ее палкой. Одним концом палка задела землю, а другим подбросила меня в небеса. Схватился я руками за край неба и повис над землей. Долго я так висел, болтая ногами, наконец, увидел стог сена да прыгнул в него.
Не выдержал аждаха и крикнул:
- Ну и болтун же ты!
- Ах, так!- воскликнул сын мельника.- Подставляй-ка спину.
Стал он сдирать ремень со спины аждахи и, как только дошел до шеи, пырнул его ножом. Тут выскочили оба его брата. Все трое братьев пошли домой, и стали жить вместе и дружно работать на отцовской мельнице.

Хитрец и царская загадка.

0 Статьи / Устное народное творчество народов Дагестана

 [1/1]

Одним из лучших способов понять традиции и обычаи народа, страны или города является изучение устного творчество этого самого народа или страны. С давних времен устное народное творчество бытует среди людей и является первым проявлением культуры народа. Устное творчество расскажет гораздо больше, чем памятники архитектуры или живописи.

Что же такое устное творчество?

Это, конечно, всевозможные сказы, легенды, пословицы, поговорки, напевы, сказки, песни, присказки, баллады и так далее. Как разнообразны народы Дагестана, так и разнообразен его фольклор. Но, не смотря на все языковые, традиционные и другие особенности, фольклор народов Дагестана имеет схожие черты и мотивы. Народное творчество всегда душевно и проникновенно. Так как это устное творчество, оно передавалось из уст в уста, поэтому обладает особой теплотой и духом. Оно отражает самобытность каждого народа и в то же время его единство и силу.

Но наряду с героическими песнями существовали лирические напевы и сказы о любви и верности, песни — повествования, песни – раздумья. Веселые песни, которые пелись на гуляниях, праздниках и собраниях для развлечения и поднятия духа. Ни один народный фольклор не обходится без сказок. Сказки народов Дагестана преимущественно бытовые, восхваляющие силу людей, попрекающие власть, с некоторым вплетением в конструкцию иранских мотивов. Позднее к иранским бытовым мотивам присоединяются волшебные мотивы русских сказок. И народные сказки Дагестана блистают таинственностью, волшебством и красками.

Устное народное творчество Дагестана несет в себе эстетическую функцию, воспитательную, познавательную, патриотическую, образовательную. Помогает понять культуру, мировоззрение, мироощущение народов Дагестана. Его духовность, историю, самовыражение и красоту.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В огромной сокровищнице национальной культуры почетное место занимает устное народное творчество. Устное народное творчество- это история народа. Оно создовалось многими поколениями, и представленно разными жанрами: пословицы, песенки, считалки, поговорки, загадки, сказки, легенды. Прогрессивные педагоги считали, что с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Современные исследователи О. С Ушакова, С. М. Чемортан, Р. Н. Бош, и др. рассматривали влияние народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом.

Например , Е.И. Тихеева видит важность фольклора в воспитании художественного вкуса ребенка в процессе развития речи.

В опытно -экспериментальной работе ставились следующие цели : выявивить воспитательные и образовательные возможности использования дагестанского фольклора

в педагогическом процессе детского сада, определить возможности влияния

дагестанского детского фольклора на словесное творчество дошкольника.

Фольклор создает определенное настроение, вводит детей в атмосферу необычного, таинственного.

В данном случае представляем опыт работы по использованию работы с детьми средней группы.

Исследование Ф. З. Абакаровой обогатило представления по исследуемой проблеме, так как впервые сделана попытка классификации жанров дагестанского фольклора, это помогает в какой то степени использовать разные жанры фольклора (колыбельные песни, прибаутки, считалки) в педагогическом процессе детского сада.

Колыбельная песня - это самобытный жанр дагестанского фольклора .

-Где ладошка? Тут?

-На ладошке пруд?

Это гусь молодой,

Средний – гуся ощипал,

Самый меньший – печь топил,

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот….

Так же прибаутку можно использовать для закрепления в порядковом счете.

Многие дагестанские прибаутки носят познавательный и воспитательный характер, они учат добру, делиться с ближними, не быть корыстными, жадными, развивают ум ребенка, способность к образному и самостоятельному мышлению.

Считалка представляет собой своеобразную игру словами и ритмом, и в этом ее художественная функция. Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Поэтому они чаше используются воспитателями при распределении ролей и установлении очереди для начала игры.

Дагестанские считалки гармоничны, изобретательны по мысли и мелодичны по звуковому оформлению. Живость их стихотворного слога, отчеканенность, эмоциональный строй и особенно ритмичность помогают развитию ума, выразительности речи.

Дети любят когда считалкой выбирают водящего. Дети любят быть ведущими в игре. Разрешить спор, кто будет водящим, помогает считалка.

Вот одна из них:

На льду барашек танцевал,

Барашек рожки потерял!

Шел мимо старый хитрый волк,

Барашка он зубами щел.

Особый жанр календарно- обрядовой поэзии - ЗАКЛИЧКИ.

Заклички служат для закликания , приглашения, обрашения. Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Все явления и силы природы (солнце, радуга, гром, дождь, а также времена года) живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам как бы вступает в контакт, сговор с этими силами природы. Обращаясь к солнцу, просят о тепле и ласке, к дождю – поливать весь день, лить еще пуще, чтоб был богатый урожай, к тучке – чтобы дождик принесла.

Закличка наполняет детское сердце надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. Дети с удовольствием слушают заклички во время наблюдения природных явлений.

Как то во время прогулки вдруг небо покрывается тучами, вот –вот нагрянет дождь.

Тут же вспоминаются слова заклички, произнося аварскую закличку:

Дождик, дождик нагрянь

По земле барабань,

Чтобы не было пыли,

Чтобы овцы попили,

Чтобы капля ползла

По бородке козла.

В другом случае идет дождь, дети лишены прогулки. Через окно дети наблюдают за дождем. Тут же вспоминаем другую кумыкскую закличку:

К моменту прогулки выглядывает солнышко, у детей поднимается настроение, и вдруг кто – то шутит:

- Это мы попросили, чтобы солнышко вышло. Оно нас услышало. Поэтому и дождь перестал. Можно идти гулять.

Наиболее распрастраненный жанр народного творчества- СКАЗКИ.

П ри ознакомлении с дагестанскими сказками ставится задача побуждать детей к эмоциональному восприятию художественного произведения. Как этого достичь?

Это возможно, нужно только необычно преподнести сказку.

В дагестанских сказках широко представлена природа, животный и растительный мир. В них наиболее полно отраженны традиции, обычаи горцев. В педагогическом процессе детского сада дагестанские сказки используются как средство всестороннего развития детей.

Сказку мы используем , как средство организации речевой деятельности. Среди разнообразных детских игр ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ выделяется , как своеобразный вид игровой деятельности. Сама драматизация требует большой предварительной работы.

Подобные вечера – развлечения приносят много радости детворе.

Они становятся добрее, внимательнее друг к другу, у детей развивается речь, а вместе с ней – детское словесное творчество.

В средней группе продолжается работа по накоплению художественно - речевого опыта детей, закреплению и активизации знаний фольклора.

Все это помогает создать необходимый уровень подготовленности к словесному творчеству детей в старшем возрасте.

-Какая была ослица? (храбрая, хитрость помогла спасти ей ослят).

-Как перехитрила ослица волка? (она предложила волку побежать по длинной дороге, а сама побежала по короткой).

Культура, насчитывающая тысячи лет. Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы. Прикасаться ко всему этому уже радостно и волнительно, а быть своего рода сотворцом, вживаясь в старинный быт и уклад жизни своих пращуров, - великое счастье. Мы, дагестанцы, порой сами не ведаем, какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар - наше нематериальное духовное наследие - фольклор.

Сегодня мы редко поем народные песни; танцы наши утратили былую стать, величавость и достоинство; не носим платья наших бабушек и прабабушек, не наряжаем детей в черкески и габалаи. Но тем не менее народная музыка, песни и танцы, национальный костюм - это тот бездонный источник, из которого будут черпать и черпать вдохновение художники, музыканты, певцы, хореографы.

В Дагестане более 100 языков, из них около 30 коренных, удивительное многоцветье красок и орнаментов национальных костюмов, мелодика песен, музыки чарующие звуки и разнообразие народных инструментов: тар, чагана, пандур, агач-кумуз, зурна, барабан, саз, свирель и многие другие; уникальная пластика самобытных танцев, изделия народных мастеров восхищают весь мир и по сей день. И все это на небольшой территории в 50 тыс.кв.км!

Сотни лет Дагестан был предметом интереса и восхищения. Как появилось, уживается и развивается на небольшой территории такое смешение языков и культур? Сегодня вопрос в другом: что мы делаем для того, чтобы сберечь это наследие?

Картины милой старины далекой всегда загадочны, привлекательны. Это наша история и любить ее и беречь - наш святой долг и обязанность.

Республиканский Дом народного творчества около 70 лет осуществляет государственную политику в области народного творчества и фольклора. За эти годы взгляды государственных чиновников на проблемы этнокультуры менялись порой кардинально. Начиная с 1992 деятельность РДНТ прошла несколько этапов: от некоторого скептицизма и безразличия до понимания того, что народная культура едва ли не главное звено в оздоровлении духовно-нравственного климата общества.

К своей работе мы привлекаем профессиональных историков-этнографов, музыкантов, композиторов, хореографов. Экспертная комиссия в таком составе просмотрела творческие программы более 40 базовых фольклорных ансамблей на майданах традиционной культуры и народного творчества с целью не только определения их творческого статуса: аутентичность или стилизация, но и были сделаны замечания и пожелания в отношении национальных костюмов, музыкальных инструментов, репертуара каждого коллектива. Интересные оформительские проекты мы осуществляем с известными в республике художниками. По эскизу профессиональной художницы Жанны Колесниковой изготовлен художественный занавес Дома творчества. В подготовке афиш и другой рекламной продукции международных фестивалей приняли участие Ибрагим Супьянов, Абдулзагир Мусаев, Лена Гафурова. Таких примеров множество.

Столица республики город Махачкала представляет Дагестан в миниатюре. Поэтому отчетные концерты творческих коллективов, районов всегда интересны горожанам. На выступления своих земляков обычно приходят семьями. Отчетные концерты становятся своеобразной школой преемственности живых традиций, где молодое поколение может прикоснуться к живым истокам своей национальной культуры, услышать родную речь, песню, музыку; увидеть народные танцы. И это важно сегодня: век инновационных технологий не предполагает места традициям, народной культуре. Поэтому наша задача -вовлечение детей в орбиту художественной народной культуры, реализация и поддержка детских талантов, детских фольклорных коллективов, которых в республике более 50.

В Дагестане более 100 фольклорных коллективов, представляющих культуру народов республики. У каждого ансамбля своя неповторимая пластика, уникальный национальный костюм, музыкальные инструменты. Эти ансамбли выступали на всероссийских, международных фестивалях и праздниках: в Москве, В.Новгороде, Таганроге, Иванове, Новосибирске, Сочи, Элисте, Владикавказе, Нальчике, Рязани, Астрахани, Чебоксарах, Ростове-на-Дону. В странах зарубежья: Польше, Испании, Украине, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Турции.

В республике наметилась тенденция выработки целенаправленной государственной политики в области культуры. Главным достижением постперестроечного периода мы считаем то, что совместными усилиями сохранили статус единой дагестанской культуры. Не только сохранялась, но и развивалась сеть клубных учреждений - основа существования любительского творчества.

Сегодня решается судьба культуры вообще и учреждений культуры на селе в частности. Есть большая вероятность потери лучших кадров, наработанного за многие годы опыта культурно-досуговой работы, сети учреждений культуры на селе, клубных любительских формирований, в том числе фольклорных коллективов, и как следствие - своей самобытности, уникальности.

Именно село остается хранителем самобытности, языка, живых традиций. Основным условием их сохранения является деятельность учреждений культуры. Поэтому в первую очередь необходимо поддержать сельского работника культуры. Было бы целесообразно проведение республиканского форума работников культуры села с участием представителей муниципальных, исполнительных и законодательных органов, обсуждение в комплексе и решение накопившихся проблем культуры современного села. Фольклор и народное творчество - своего рода фундамент, на котором зиждется духовная культура любого народа. Культура - материальная и нематериальная - вышла из фольклора и имеет корни. К сожалению, эти народные корни со временем высыхают и могут совсем отмереть, если их вовремя не подпитывать.

Изучение фольклора и интерес к народным корням культуры сегодня - мировая тенденция и причем растет интерес не только к своему культурному наследию, но и к художественной культуре других народов. Недавно в Доме творчества прошла интересная встреча с ведущей популярного турецкого телеканала ТРТ Баху Авар. Отец ее, уроженец села Гимры Шамильского района, так и умер, не осуществив своего заветного желания: побывать на родине. И она, исполняя его волю, приехала на землю своих предков. Удивительна была ее реакция на видеозаписи наших фольклорных коллективов, народных праздников. Госпожа Авар, взрослая, видевшая мир женщина, заплакала. Это были слезы искреннего восхищения нашей народной культурой. Баху Авар заметила, что мы до конца не осознаем, каким богатством владеем, потому что у нас пока еще есть счастливая возможность видеть эту красоту.

Сегодня назрела необходимость координировать и обеспечивать деятельность сети культурных учреждений, базовых фольклорных коллективов как носителей живой нематериальной культуры народов Дагестана. На Республиканском уровне должны решаться и вопросы их финансирования, обновления костюмов и т.д. Фольклор - живая душа народа. Нужна большая работа по популяризации народной культуры. Этим направлением культурной политики нужно заниматься всерьез на государственном уровне. В перспективе нужна республиканская программа по сохранению народной национальной культуры, созданию золотого видеофонда живой нематериальной культуры малочисленных народов, коими являются дагестанские народы.

Идентификация своего этноса среди других цивилизаций и культур - это прежде всего сознательная выработка положительного образа родины, способного воспитать высокогуманного и духовного гражданина. Приоритетными в деятельности Министерства культуры и туризма, Республиканского Дома народного творчества должны быть вопросы сохранения традиционной художественной культуры дагестанцев, обрядов и обычаев, праздников, фольклорных коллективов, национального костюма, музыкальных инструментов, языка, письменности. Для этого необходимо выработать концепцию государственной республиканской политики.

Читайте также: