Теоретические подходы к исследованию памяти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

– запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.

– Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.

– Воспроизведение запомненного или заученного.

– Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Запоминание — главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.

Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Объем памяти 7+-2

П. включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны.

Виды памяти – различные формы проявления мнемической деятельности.Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.

По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

– Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека.

– Эмоциональная память – память на эмоционально окрашенные события. Этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память является важнейшим условием духовного развития человека.

– Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, звуки и вкусы. Такая память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. У обычных людей достаточно хорошее развитие получают зрительная и слуховая память, они играют ведущую роль в жизни человека. Остальные виды памяти (осязательная, обонятельная и вкусовая) можно назвать профессиональными. Эти виды памяти развиваются в профессиональной деятельности (например, у дегустаторов, парфюмеров и т.д.). Также такие виды памяти хорошо развиваются в качестве компенсационных (например, у слепых людей или глухих).

– Словесно-логическая память — память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память (или смысловая) - это такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей и отношений в материале, который необходимо запомнить. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфической человеческой памятью, в отличие, к примеру, от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память опирается на развитие других видов памяти, становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти.

По характеру целей деятельности выделяют:

– непроизвольная – занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П

– произвольная –позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.

По времени закрепления и сохранения материала различают

кратковременную – лабильная фаза, удержание следа в форме реверберации нервных импульсов

долговременную– стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации следов памяти (мнемических следов) колеблется в пределах от 10-15 с до 20-30 мин.

Деление П. на кратковременную и долговременную не является общепринятым. С т. зр. некоторых авторов (А. Мелтон, 1963; Л. Постман, 1964), П. есть единый процесс, который представляется различным при его исследовании с помощью разных экспериментальных приемов. Тем не менее, существует достаточно фактов, подтверждающих конструктивность и полезность различения кратковременной и долговременной П. Одной из альтернатив теории двойственности П. является теория уровней переработки информации (М. Познер, 1969). В этой теории кратковременная и долговременная П. рассматриваются как процессы, допускающие возможность различных способов кодирования информации.

Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти,обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой 2 стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

Типы памяти преобладающие особенности процессов памяти в соответствии с индивидуальными различиями в продуктивности запоминания и сохранения образного и словесного материала.

– наглядно-образный – дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают двигательный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой П. т. Они редко проявляются в чистом виде, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный,

Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания.Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства н. с.изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

В клинике и эксперименте чаще всего можно наблюдать потерю памяти при поражении лобных и височных долей мозга, поясной извилины, а также подкорковых структур: маммилярных тел, передних отделов таламуса и гипоталамуса, амигдалярного комплекса и особенно гиппокампа.

Расстройства памяти — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют виды расстройста: амнезия — отсутствие памяти, гипомнезия — ослабление памяти, парамнезия — обманы памяти.

В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:

1. деятельностью усвоения или заучивания;

2. интервалом между усвоением и воспроизведением;

3. деятельностью воспроизведения.

Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.

Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов - на этапе усвоение, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и различных её процессов используются различные методики.

Ещё одним важным направление исследования памяти личности является исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти. Таких факторов существует множество - род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и др. Для их исследования используются различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, которая направлена на выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.

В последние годы в исследованиях памяти начали применять совершенно новое инструментальное оснащение экспериментов. Для обеспечения экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов, а также для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с необходимой точностью используются компьютерные технологии. Использование компьютеров в исследованиях памяти значительно расширяет возможности экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными.

1. Десять слов. А.Р. Лурия. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).

2. Пиктограммы А.Р. Лурия. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.

3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона). Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге.

Определение: Память – способность субъекта сохранять в течение какого-то времени содержания, являющиеся результатом процессов запоминания, о которых мы можем судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Последовательность процессов, согласно определению:


Существуют три основных процесса памяти:

А.А. Смирнов выделяет 5 видов мнемической направленности:

1) Полнота запоминания (сплошное или выборочное)

2) Последовательность запоминания (соблюдение/несоблюдение порядка запоминания)

3) Точность запоминания (максимально подробное или в общих чертах)

4) Прочность запоминания (навсегда или на время)

5) Своевременность запоминания (направленность на то, чтобы воспроизвести материал в определенное время)


  • Процедурную и декларативную память/знания (Сквайер).

Классификация амнезий (Т.Рибо):


  1. Общие (человек не помнит ничего из определенного прожитого им периода) и частные (из памяти выпадают отдельные жизненные эпизоды).

  2. Общие амнезии могут быть полными и неполными (из памяти выпадает все, что связано с определенными периодом).

  3. Общие амнезии могут быть временными (возникают внезапно и также внезапно проходят) и постоянными (не проходят).

  4. Общие амнезии бывают ретроградные (человек не может вспомнить период жизни, которые он прожил до наступления амнезии) и антероградные (не помнит то, что было после наступления амнезии); антероретроградные (выпадают события прошлого и настоящего)

  5. Перемежающиеся амнезии (наличие у человека двух, периодически сменяющих друг друга личностей)

  6. Прогрессирующие амнезии (постепенное ухудшение памяти со временем)

  7. Корсаковский синдром (нарушение памяти на недавние события; часто наблюдается при хроническом алкоголизме)

  1. Ассоционизм

Ось х – порядок элементов в ряду (от 1 до 10), ось y - % правильных воспроизведений.


  1. Влияние заучивания материала во времени на его запоминание (факт описан Йостом). В эксперименте варьировались условия: количество дней и количество повторений: 3 дня по 8 повторений; 6 дней по 4 повторения; 12 дней по 2 повторения. Наибольшее количество правильных воспроизведений – при 3-м условии.

  2. Закономерность забывания заученного материала. Кривая забывания.

Кривая была построена при помощи метода сбережения. Испытуемые заучивали ряды бессмыленных слогов методом заучивания. Затем процедура повторялась спустя какое-то время. Вычислялся коэффициент сбережения. Результаты показывают, что уже в течение первого часа материал забывался на 50 %. Далее материал забывался медленнее. К концу месяца – уже на 80 %. Эта кривая забывания только бессмысленного материала. Результат сбережения и забывания зависит от организации процесса заучивания.

Подобное исседование проводил Пьерон. Он предположил, что на заучивание влияет интерферирующее воздействие последующего ряда. В своем эксперименте Пьерон использовал только один ряд бессмысленных слогов и получил другой результат.

Материал сохранялся полностью в течение недели. Через 120 дней материал забывался на 80 %.


  1. Феномен реминисценции – процесс обратный процессу забывания. С течением времени происходит улучшение эффективности воспроизведения ранее заученного материала. Эксперимент Бэлларда. Испытуемые заучивали различный материал (стихи, бессмысленные слоги) за время, недостаточное для полного заучивания. По окончании заучивания они должны были воспроизвести заученный материал: сразу и через разные промежутки времени (от 1 до 7 дней).

Эксперименты Эббингауза односторонние, исследующие механическое заучивание наизусть. Процессы запоминания не сводятся к механическому заучиванию. Отсюда- необходимость исследований в других направлениях.


  1. Исседование памяти в повседневной жизни. Исследование Бартлетта.

  1. Большая часть воспринимаемой информации не запоминается. Рассказы каждого последующего испытуемого становятся все короче. Последний рассказ состоит всего из нескольких предложений.

  2. На основе воспринятого рассказа у испытуемых формируется схематичное представление о нем, без лишних подробностей.

  3. В рассказах испытуемых могут появляться новые элементы, которых не было в оригинале. Процесс запоминания рассказов включает их субъективную интерпретацию.

Та же гипотеза проверялась А.А.Смироновым. Исследование проводилось в полевых условиях. Смирнов встречал сотрудников и спрашивал, что они запомнили по дороге на работу (после 1,5-2 часов). Чаще запоминалось то, что либо препятствовало, либо способствовало их приходу на работу. Результаты подтвердили гипотезу.


  1. Психоаналитический подход.

  1. Гештальт-психология.

  1. Культурно-исторический подход.

Кол-во правильно воспроизведенных слов (мах-15)

Модель памяти Н.Во и Д.Нормана.

В основе модели положена классификация видов памяти У.Джеймса, который разделял первичную (на недавние события) и вторичную (на более отдаленные события в прошлом) память.


  1. Синдром Милнер. У больных с повреждением гиппокампа наблюдается сохранность памяти на все прошлые события, предшествующие повреждению и не сохраняется память на недавние события. При помощи повторение они могут что-то удерживать в памяти, но без него забывают.

  2. Эффекты первичности и недавности. Эксперименты Б.Мердок на свободное припоминание. Испытуемым предъявлялся список из 30 слов с интервалом в 1 с. Затем их просили воспроизвести материал в любом порядке. Первые и последние слова запоминаются лучше, чем слова в середине ряда. Эффект первичности объясняется возможностью большего количества повторений. Эффект недавности связан с тем, что последние слова остаются в первичной памяти и легче воспроизводятся. Модификации опыта: если время интервала увеличивался до 2 с., то эффект первичности был более выраженным; если после предъявления слов давали интерферирующую задачу (обратный счет в уме), то эффекта недавности не наблюдалось.

1. сенсорный регистр

2. кратковременное хранилище

В памяти наличие трех структурных областей. В сенсорном регистре информация сохраняется очень короткое время, затем поступает в КВХ, и затем в ДВХ. В генераторе ответа происходит формирование действия. В модели присутствуют процессы управления, которые представляют различные способы обработки информации. Эти процессы используются человеком по его усмотрению в зависимости от опыта, задачи, материала.

Кратковременная память. Объем – 7 единиц. Время хранения – от 15 до 30 с (если информация не повторяется). Это подтверждает эксперимент супругов Петерсонов. Предъявлялось либо три слова, либо три буквы. Сразу после этого давалась инструкция вести обратный счет. Далее испытуемых прерывали и просили воспроизводить материал (например, каждые 3 с). Через 18 с только 10 % испытуемых могли воспроизвести материал полностью. С данным фактом связываются две теории: теория угасания следов и теория интерференции (пока главенствующая). Также вставал вопрос о том, как происходит поиск информации в КП (гипотезы о параллельном и последовательном сканировании). Этим занимался Стернберг. Результаты его исследования свидетельствовали в пользу гипотезу о последовательном сканировании. В современной когнитивной психологии точки зрения на КП начинают пересматриваться, ее включают в блок рабочей памяти – в ней сохраняется информация, необходимая для текущей деятельности.

Модель уровней обработки информации Ф.Крейка и Р.Локхарта.

Является оппозицией структурным моделям. Почему одни содержания хранятся долго, а другие коротко? Время хранения зависит от степени глубины обработки. Чем глубже степень обработки информации, тем более вероятно, что она запомнится надолго. Память едина и неделима. Данные утверждения подтверждают эксперименты Т.Роджерса. Испытуемым предъявлялись слова и вопросы, которые предполагали разную степень обработки информации: структурную (каким шрифтом написано слово), фонетическую (рифмуется ли слово с другим словом), смысловую (означат ли слово то же самое, что и другое слово), соотношение с представлением о самом себе (характеризует ли это слово Вас). После этого им давали простые задачи (устранение свежих следов). Результаты на графике.

Отношение к себе

Кол-во воспроизведенных прилагательных

Простое повторение не приводит к запоминанию материала, чем глубже обработка, тем дольше он запоминается.

Память — предмет исследования многих психологов разных веков. Существует множество теорий, идей и неожиданных экспериментов в сфере изучения умственного процесса обрабатывания и запоминания информации.

Теории памяти в психологии — что это за направление

Теории памяти объясняют связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Долгое время этой темой занимались лишь философы, но постепенно к теме подключились психологи-экспериментаторы, психоаналитики и бихевиористы.

Различают психологическую, физико-химическую, физиологическую и многие другие теории памяти. Психологические концепции развиваются в ассоциативном и деятельном направлении.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Какие существуют, описание основных

Попытки объяснить механизмы сохранения информации человеком предпринимались со времен Аристотеля. В разное время проводились разные эксперименты и исследования.

Виды теорий памяти:

Различают и многие другие теории (рабочей памяти Баддели и Хитча, магического числа Джорджа А. Миллера, Брауна и Кулика, ложной памяти, а также интерференции).

Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера

Создатель IQ-теста французский психолог Альфред Бине (1857–1911) первым отметил важность осмысливания информации для ее эффективного запоминания. Согласно его концепции забывается все, что неважно для человека, а существенное, напротив, вычленяется и объединяется в памяти, образуя смысловой контекст. В этом отличие смыслового отбора и реконструкции от механического воспроизведения.

Бине выяснил, что памятью можно манипулировать при помощи предвзятости и внушения индивидуального и коллективного. Исследования Бине дали почву для современных теорий воздействия дезинформации на память.

Австрийский психолог Карл Бюлер (1805—1868) был приверженцем целостного психологического анализа, связанного с гештальт-терапией. Он разработал теорию трех ступеней развития детей с учетом свойств памяти. Его ученик Кардос предложил теорию происхождения разума, в которой информационный аспект играет ведущую роль.

Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

Эббингауз установил, что:

Кривая обучения, описанная ученым, показывает, что самое эффективное запоминание материала происходит после первой попытки повторения. Работы Эббингауза стимулировали интерес к теориям памяти в Соединенных Штатах и во всем мире.

Память с точки зрения гештальт-терапии

Гештальт-терапия — это школа психологии, возникшая в Австрии и Германии в начале XX века. Благодаря ей появилась теория нечетких следов, модель двух типов памяти (воспроизводящей и смысловой).

Теория нечетких следов утверждает, что:

  • воспоминания кодируются как в виде сути запоминаемого, так и дословно;
  • ошибки в памяти (искажения и пр.) обычно возникает в результате неправильного дословного воспоминания или из-за возможности вспомнить только суть;
  • ложные воспоминания поддержаны следами памяти, которые менее восприимчивы к вмешательству и упущению (следы сути запоминаемого).

Авторами названия этой теории являются Чарльз Брейнерд и Валери Ф. Рейн. Позднее исследователи вычислили парадигму Диза-Родигера-Макдермот, выявленную в ходе эксперимента. Участникам предлагали запомнить ряд слов, близких по смыслу. Позднее их просили воспроизвести эти слова, и уточняли, было ли там слово, близкое по значению. Они все подтверждали его наличие, хотя на самом деле этого слова не было.

Все эти исследования пригодились в судебной психологии, когда изучались показания свидетелей, обвиняемых и других участников процесса на основе ложных воспоминаний. Позднее исследователь Элизабет Лофтус доказала, что наши воспоминания могут быть искажены под воздействием более поздних внешних факторов.

Деятельностная теория памяти

Данная теория основывается на том, что процесс запоминания напрямую зависит от важности информации для каждой конкретной личности. Общим законом памяти является функциональный принцип.

Сторонниками этой концепции были Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и другие. Они отрицали наличие памяти у животных, а также у маленьких детей, и считали, что для запоминания необходимо объединение психики и деятельности. Поддерживали эту концепцию интериоризации и советские ученые.

Исследование памяти в отечественной психологии

В России также проводились исследования понятия памяти. Например, закономерности ассоциаций в процессе запоминания материала описывали Иван Сеченов и Иван Павлов. Последний считал возникающие образы ни чем иным, как раздражителями. Павлов — представитель физиологической теории памяти, которая основывается на закономерностях высшей нервной деятельности.

Высшие формы памяти у детей изучал также психолог Лев Выготский (1896-1934). Он первым обратил внимание на память первобытного человека, использование им зарубок, узелков на память и татуировок, которые словно переносят в будущую ситуацию мысленный план настоящего.

Он открыл основной закон развития высших психических функций, к которым относится память. Сначала они существуют на внешнем уровне, как форма общения между людьми, и затем интериоризируются, т.е. переносятся во внутренний план. Работы советского ученого Алексея Леонтьева показали, что осмысленный материал запоминается во много раз лучше, чем при использовании методики опосредованного запоминания.

Исследователи Анатолий Смирнов (1894-1980) и Петр Зинченко (1903-1969), установили, что мнемоника зависит от цели и действия, и что процесс запоминания может быть разбит на части (т.е. поставлена не одна задача, а ряд подцелей).

Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти. 1. Монистический подход.

1. Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квалификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой методологии лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.

2. Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.

При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.

Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам. Проводились различные эксперименты, где доказывался этот факт, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках. Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения сказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих Десять секунд, он становится значимым. В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.

Извлечение информации из долговременного хранилища требует соответствующего выбора стратегии. Одной из операции управления потоком информации является ее повторение в кратковременном хранилище Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение. 3. Функциональный подход в исследованиях памяти. Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы. Таким, образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода:

  • сначала были выделены две формы хранения: кратковременная и долговременная память;
  • затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью;
  • внутри самой кратковременной памяти были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).

В исследованиях В. П. Зинченко и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием.

Читайте также: