Ссср в послевоенный период углубление традиционных начал в советском обществе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт , культура , образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

СССР в период перестройки

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия : наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

15. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ

Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Основные понятия : постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

Примерные темы рефератов

Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Устройство и жизнь Древних Афин.

Древняя Спарта: государство и традиции.

Боги Древней Греции.

Конфуций и его учение.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Культурное наследие Византии.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

Крестовые походы и их результаты.

Варяги в истории Древней Руси.

Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

Князь и вече в Древней Руси.

Князь и дружина в Древней Руси.

Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Город и горожане в Древней Руси.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

Новгородская республика в XI—XIII вв.

Общественный строй Древней Руси.

Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

Русь и наследие Византии.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Воссоединение России и Украины.

Восстание под предводительством С.Разина.

Государственное устройство России в XVII в.

Титаны эпохи Возрождения.

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Монтескье и теория разделения властей.

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Террор Французской революции XVIII в.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

Государство и церковь в XVIII в.

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

Елизавета I. эпоха и личность.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.

Россия в конце ХVIII в. Павел I.

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Александр II: человек и государственный деятель.

Реформы Александра II и их значение.

Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Повседневная жизнь дворян в России XIX в.

Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.

Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Политические партии в России начала ХХ в.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Политические партии в Февральской революции 1917 г.

В.И.Ленин: человек и политик.

Двоевластие в России 1917 г.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.

Гражданская война в России: ход и последствия.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

Корейская война: ход и результаты.

СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

ХХ съезд КПСС и его значение.

Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

СССР в период перестройки

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

15. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ

Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 260807 Технология продукции общественного питания среднего профессионального образования.

знать/понимать:

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· основные исторические термины и даты;

уметь:

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Контрольные работы (зачёты)
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Зачётные домашние задания
Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История

*Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

СССР в послевоенный период (1946 — 1953 годы) — это государство с этапом развития под названием «послевоенный сталинизм«. Данный этап существования Союза характеризовался активным восстановлением экономического потенциала страны благодаря трудовому подвигу народных масс, усилением тоталитарного режима, борьбой с оппозиционными проявлениями и началом холодной войны с западными государствами.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

Восстановление промышленного потенциала

Promishlennost

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.

Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы.

Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.

Демобилизация

Demobilizaciya

Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой.

Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.

Укрепление репрессивного аппарата

Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов.

Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело).

Внешнеполитические ориентиры

Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.

В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики.

Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.

Внутрипартийная борьба

Borba_v_partii

Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией.

В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой.

Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.

Итоги послевоенных лет

Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Идеология и культура СССР"

В ходе урока вам предстоит узнать о борьбе с космополитизмом в СССР, её влиянии на литературу, театр, кинематограф и музыку, о развитии науки и образования в послевоенный период.

В годы Великой Отечественной войны смягчился контроль партии за культурной жизнью общества. На тот момент перед правительством стояла задача победы в борьбе с нацистской Германией. У советской интеллигенции укрепились контакты с западными культурными деятелями, а заграничный военный поход их развил.


Одновременно с этим росли патриотические настроения. Партийные идеологи насаждали идею избранности советского народа, его великой роли в победе над Германией.


Одной из её составляющих была борьба с космополитизмом. Космополитами называли людей, которые признавали весь мир своим отечеством и не были приверженцами только своей национальной культуры. В СССР это было невозможно. Сторонники космополитизма обвинялись во враждебности государству, увольнялись с занимаемых должностей, подвергались арестам.


Ужесточение цензуры в первую очередь коснулось литературы, ведь именно она является зеркалом времени и настроений общества.



Зощенко и Ахматова были исключены из союза писателей, лишены права на получение хлебных карточек. Их книги были изъяты из библиотек и книжных магазинов. Некоторые знакомые при встрече переходили на другую сторону улицы, чтобы их не обвинили в дружбе с врагами.


ЦК ставил следующие задачи перед Комитетом по делам искусств:

создать яркие произведения о жизни советского общества;

изображать жизнь людей в постоянном движении вперёд;

воспитывать молодое поколение бодрым и жизнерадостным.


Кино также подверглось жёсткой критике. Режиссёры и сценаристы обвинялись в легкомысленном отношении к делу, беспечности и беззаботности относительно идейно-политического содержания картин.



Постановление призывало развивать музыку в реалистическом направлении и создавать произведения, достойные советского народа.

Таким образом, из-за усилившейся цензуры были утеряны или переработаны выдающиеся произведения. Жители СССР были изолированы от лучших западных культурных достижения. Однако, многие советские фильмы, спектакли и литературные произведения стали образцами творчества на долгие годы.



Рассмотрим, как в послевоенные годы развивалась система образования. После окончания войны было необходимо в срочном порядке восстанавливать экономику государства, а для этого были нужны квалифицированные кадры. Поэтому правительство обратило пристальное внимание на образование.

Велось массовое строительство школ. В период с 1946 по 1950 год были построены 18,5 тысяч новых зданий. Для молодых людей, которые из-за войны не смогли учиться, вводилась система вечернего обучения. Всеобщим стало семилетнее образование.

В высших учебных заведениях появилась вечерняя и заочная форма обучения. С 1949 по 1953 год велось строительство нового здания Московского Государственного университета. В одном здании размещались аудитории, жилая зона для преподавателей. Здесь же находились кинотеатр, столовые, магазины, поликлиника, спортивный центр.


Только представьте себе, количество студентов в советских высших учебных заведениях превышало количество студентов во всех ВУЗах Европы и Азии.

Таким образом, образование охватывало максимальное количество населения СССР.

Осталось узнать, как развивалась научная мысль.

Наука была необходима государству, поэтому поощрялись различные дискуссии. Однако в большинстве своём они были нацелены на укрепление партийной идеологии, либо борьбу с неугодными оппонентами.


Одной из самых известных стала дискуссия о биологии. Она была инициирована Трофимом Лысенко. В ходе этой дискуссии критике подверглась наука генетика. Лысенко утверждал, что гены – выдумка, их никто не видел, поэтому они не существуют. Растения и животных надо воспитывать и только тогда произойдут изменения, не нужно ждать миллионы лет, чтобы их заметить. Сторонники Лысенко говорили, что советские люди не могут иметь наследственных болезней и обвиняли сторонников генетики в расизме.


В ходе этих споров наука о генетике оказалась под запретом, несмотря на явные успехи в ней в довоенный период.

Дискуссия об истории должна была оправдать тот режим, который сложился в Советском союзе. В качестве примера приводилась неизбежность террора якобинцев и Великой французской революции. Иван Грозный представлялся как прогрессивный деятель, были одобрены его методы управления государством.

Давайте подведём итоги.

После Великой Отечественной войны началась борьба с космополитизмом.

Читайте также: