Многоплановость романа мастер и маргарита кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тема. Система образов романа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).

Оборудование: портрет М.А. Булгакова, текст романа.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово.

4. Образ Понтия Пилата

С образом Понтия Пилата связаны важнейшие нравственно-философские проблемы романа – проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, истины и смысла человеческого существования.

- Как эта проблема проицируется на главы о современности? (Анализ 1-й главы)

1. Где происходит завязка темы Христа?

2. На чём и почему настаивает Берлиоз?

3. Как Воланд опровергает позицию Берлиоза?

4. В чём символический смысл гибели Берлиоза?

6. Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?

Анализ 2-й главы.

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Что за человек Пилат?

Рядом с Пилатом нет человека, с которым он захотел бы просто поговорить. Единственное существо, к которому он привязан – собака Банга. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти. Но власть и величие не делают его счастливым.

Пилат решает спасти Иешуа от казни, понимая его невиновность. Пилат встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а, возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести.

- Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?

- Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно?

- Что заставляет Пилата пойти против совести? (страх, трусость)

- Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?

- Что переживает Пилат после смерти Иешуа? (сон Пилата гл.26)

- Каково наказание, уготованное Пилату? (гл.31)

Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремиться прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Но все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совесть. Трусость не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступить от открывшейся ему истины. Наказание Пилата - в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессмертие, т.к. это бессмертие предателя.

В романе происходит разложение образа Понтия-диктатора и превращение его в страдающую личность. Власть в его лице теряет сурового и верного исполнителя закона, образ приобретает гуманистический оттенок. Двойственная жизнь Пилата - неизбежное поведение человека, зажатого в тиски власти, своего поста. Во время суда над Иешуа Пилат с большей силой, чем прежде, ощущает в себе отсутствие гармонии и странное одиночество. Из самого столкновения Понтия Пилата с Иешуа драматически вытекает булгаковская идея о том, что трагические обстоятельства сильнее намерений людей. Даже такие властители, как римский прокуратор, не властны действовать по своей воле.

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.

5. Образ Иешуа Га -Ноцри

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным - Иешуа казнен, автор стремится утвердить, что победа зла над добром не может стать результатом общественно-нравственного противоборства, этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить весь ход цивилизации: Иешуа остался живым, он мертв лишь для Левия, для слуг Пилата.

Великая трагическая философия жизни Иешуа состоит в том, что истина испытывается и утверждается смертью. Трагедия героя в его физической гибели, но морально он одерживает победу.

Похожие документы:

. и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности . эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. .

Рабочая программа составлена на основе программы (3)

Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские . История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в .

М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

. , мифологические, . от прежней жизни. Некоторая "нереальность" символической ситуации у Пушкина и бытовое правдоподобие толстовского повествования . сатирическим неправдоподобием, или что время от . системе же художественных образов романа . разноуровневых .

Роман многослойный, сложный.
Вся композиция, как и система образов в романе целостная,
что создается благодаря самым связующим нитям,
которые связывают прошлое, настоящее и будущее.
Композиция романа столь же оригинальна,
как и жанр, -роман в романе. Один о судьбе Мастера,
другой о Понтии Пилате.
С одной стороны, они противопоставлены друг другу,
с другой - как бы образуют единое целое.
Этот роман в романе собирает в себя глобальные
проблемы и противоречия.
Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата.
В конце романа можно заметить, как Москва
соединяется с Ершалаим, то есть один роман
совмещается с другим и переходят в одну сюжетную
линию. Читая произведение, мы находимся сразу
в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века
новой эры.
Мы видим, что события происходили в одном и том же
месяце и в несколько дней пред Пасхой,
только с промежутком в 1900 лет, что доказывает
глубокую связь между московскими и ершалаимскими
главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя
тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает
их борьба со злом, поиск истины творчество.
И все же основным героем романа является любовь.

Сюжетные линии завершаются, соединяясь
в одной точке - в Вечности.
3.Три сюжетные линии романа:
философская - Иешуа и Понтии Пилат;
любовная - Мастер и Маргарита;
мистическая и сатирическая;
Воланд, его свита и москвичи-
тесно связаны между собой образом Воланда.

Среди придуманной системы образов,
сложно выделить главных героев.
В этом и есть особенность романа.
Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита,
ведь их именами и названо произведение?
Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной
линии, да и не менее значимыми героями здесь являются
Воланд и Иван Бездомный.
К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире,
где выделяет автор Иешуа и Понтия Пилата.
Если бы не было этой многослойности в романе,
то главным героем можно было бы считать Мастера.
Именно его глазами "смотрит" автор на многие
происходящие в романе события.
С его судьбой связывает и остальные персонажи,
само время и эпоху в целом.

В романе сосуществуют два реальных мира и
мир вечный потусторонний.
Первый-мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний
ершалаимский мир.
Второй- современная для писателя Москва,
Москва тридцатых годов двадцатого века.
И третий мир - потусторонний.
Поэтому в романе даже не двойники, а триады персонажей,
ведь мы видим три мира.
Персонажи из разных миров имеют общие сходства как
в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи
внешне. Таким образом можно выделить следующие
триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой.
Это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в
образах Стравинского и Воланда.
Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и
Коровьев Фагот.
Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба
Арчибльдовича и Азазелло.
Следующая триада это Банга - Тузбубен - Бегемот.
Двойники Иуды - это Алозий Могарыч и Барон Майгель.
У Низы двойниками являются Наташа и Гелла.
Соответственно они являются представителями
древнего, современного и потустороннего миров.


"многоплавность", итить.

Загрузить презентацию (147 МБ)

Цели:

  • Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.
  • Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.
  • Развитие навыков оценки и интерпретации стиля писателя, работы в коллективе

Задачи:

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся. Звучит музыка И. Корнелюка.

Актуализация субъектного опыта учащихся

3. Проведём БЛИЦ - ОПРОС по прочитанному роману и выясним, насколько хорошо мы познакомились с его героями.

(На экране появляются Слайды 6-7 с вопросами, ребята на листочках записывают ответы, сдают их учителю).

Учитель включает Слайд 8, ученики вслух произносят свои ответы.

Итак, приступим к нашему путешествию и представлению этих миров.

Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего путешествия в пространство и время романа Булгакова?

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИЦА. Слайды 10-12. Слайд 13 (Философское учение П. Флоренского о троичности бытия) комментирует другая ученица.

Первый мир – московский, с него начинается действие романа.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИК. Булгаков не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская АССОциация ЛИТераторов; МАСсовая СОциалистическая ЛИТература; МАССОвая ЛИТература и т.д.

Вопрос: за что же так страшно наказан Берлиоз? - За то, что он атеист, подстраивается под новую власть, соблазняет неверием И.Бездомного.

Вопрос: сколько человек насчитывает писательская ассоциация Массолит? - Три тысячи сто одиннадцать членов.

Но, к великому счастью, в этом же мире есть ещё Мастер и Маргарита. Они другие.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИЦА. В этом странном мире процветают бездарности и приспособленцы. Они формируют литературную атмосферу 30-х годов. И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его судьба предопределена. Его лишили главного для художника – свободы творчества.

Ответы и размышления учащихся

Кто такой Мастер и почему он так себя называет?

Ответ учащегося: Историк по образованию, получив сто тысяч по облигации, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате. Мастером его назвала Маргарита, тем самым, возвысив его роман, его творчество.

ОТВЕЧАЕТ другая УЧЕНИЦА.

Слово учителя: Встреча Мастера и Маргариты неслучайна!

Вопрос Маргарите: как описывает Булгаков вдруг вспыхнувшую любовь героев?

5. Второй мир. Переход ко 2 линии.

Слово учителя: что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

Эти вопросы ставит автор в Евангельских главах. Евангельские главы – это своеобразный центр романа.

ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИК. Эти главы прерывают повествование романа 3 раза. В них повествуется о бродяге Иешуа Га-Ноцри, в образе которого сразу узнаётся Иисус Христос, и о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

ДОПОЛНЯЕТ другая УЧЕНИЦА. В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того живой, что в её реальности невозможно усомниться. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.

Ученики задают вопросы друг другу.

Вопрос: Кто такой Понтий Пилат? Каково его происхождение?

Ответ учащегося: Понтий Пилат – это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета. Очень богат и наделен огромной властью, но подчиняется императору Тиверию.

  • Слайд 30-32.
  • Просмотр слайдов 33-34 (кадры из кинофильма С. Бортко)
  • Что есть истина?
  • Что такое добро и зло?
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение. Слайд 35
  • Третий мир. Переход к 3 линии. Слайд 36.

ДОПОЛНЯЕТ другая УЧЕНИЦА. Слайды 42-49. Воланд и его свита.

Вопрос: Почему Воланд был удивлён, что часть его работы на земле уже выполнена? О какой работе идёт речь?

Ответ учащегося: Роль ВОЛАНДА - развратить человеческие души и забрать их с собой. Но первое уже сделали сами люди…(примеры). И ему остаётся лишь выполнить вторую часть своей работы. Что он и делает.

7. Слово учителя: Роман вечен!

ОБ ЭТОМ НАМ ГОВОРЯТ КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ: Слайд 53

  • Нет документа, нет и человека.
  • Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет.
  • Квартирный вопрос только испортил их.
  • Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
  • Осетрина второй свежести.
  • Подумаешь, бином Ньютона!
  • Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
  • Брал, но брал нашими, советскими!
  • Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
  • Мне ли бриллиантов не знать?
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Всё в романе переплетено: время, пространство, герои, но эти параллельные миры объединены одной истиной, которая заключается в торжестве добра, любви, милосердия и всепрощения (слова записаны на доске, ребята записывают их в тетради).

Любите, берегите друг друга и своих близких!

8. Выставление оценок. Как вы считаете, чьё выступление сегодня заслуживает высокой оценки, аргументируйте своё мнение.

9. Домашнее задание. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ РОМАНА (анализ главы и анализ эпизода):

Подготовить слайд или листы с заданием по исследуемой главе: Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Пример - Слайд 54.

Открывается дверь, вбегает кот Бегемот, всем гостям раздаёт подарочные памятные открытки.

Слово учителя: и вот мы вновь и вновь убеждаемся в том, что между реальностью и фантастикой очень тонкая грань!

Булгаков Михаил Афанасьевич

Краткий и полный анализ помогут оценить глубину замысла и невероятный спектр художественных средств в романе.

Годы написания — 1929-1940.
История создания: первые наброски романа о сатане Булгаков сделал в 1928 году, изначально в нем не было любовной линии; в 1930 году большая часть романа была сожжена автором из-за нападок на его творчество. Позже он возобновил работу и продолжал ее до самой смерти в 1940 году. Роман считается неоконченным, доработкой материалов занималась вдова Булгакова.
Жанр — роман (философский/сатирический/фантастический/исторический).
Направление — реализм с элементами фантастики.
Основная идея: Пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи.
Тема: Противостояние доброго и злого начал.
Проблема: Зло в романе неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не находят помощи в мире света.
Композиция
Роман в романе: один посвящен событиям в Москве 1930-х годов, другой описывает историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад.
Три сюжетные линии:
1. Похождения Воланда со свитой в Москве.
2. Любовная линия между мастером и Маргаритой.
3. История Иешуа и Понтия Пилата.
Все сюжетные линии переплетаются, в каждой есть свои собственные и общие композиционные акценты.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Любовь, способная выдержать все испытания.

Проблема: Любовь может многое, но далеко не все. Чувства Маргариты не спасают мастера от душевной болезни, не защищают от нападок критиков, не помогают прижиться в социуме. Поэтому влюбленным приходится уйти туда, где они будут одни.

2. Тема Поиск истины, вера и атеизм.

Проблема:И верующие, и отрицающие бога и дьявола занимаются поиском истины. Но противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина все равно ускользает.

3. Тема Пороки человеческого общества.

Проблема: За 2000 лет человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости. А встреча с нечистой силой только вскрывает, подсвечивает их.

4. Тема Нравственный выбор и его последствия.

Проблема: Последствия – тяжелый груз для тех, кто отказывается от личной ответственности. Пилат под напором других людей выбирает казнить Иешуа, но понимает, что совершает ужасную ошибку. Это приводит к бесконечному чувству вины, потому что он предает не Иешуа, а справедливость и самого себя, свое нравственное чувство.

5. Тема Милосердие, сочувствие, прощение и искупление.

Проблема: Милосердие и сочувствие – это понимание боли других людей, оплот добра в мире. И каждый имеет на них право. А для получения прощения нужно провести более сложную нравственную работу (Пилат прощен, так как глубоко осознает свою вину и пытается ее искупить).

6. Тема Что такое добро и зло.

Проблема: Люди порой даже не могут определить, что есть добро и зло. Добро в понимании одного человека оборачивается злом для другого. Эта противоречивость затрудняет нравственный выбор человека.

7. Тема Власть и человек, власть и художник.

Проблема: Власть всегда вмешивается в творчество и заставляет служить ей. А если художник отказывается быть пропагандистом, певцом идеологии, режим его уничтожает (судьба мастера).

п.2. Идея и пафос

п.3. Основные герои и их место в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Сравнение (любовь выскочила как убийца в переулке; кот, громадный, как боров, черный, как сажа; голоса под липами звучали мягче, по-вечернему).
✓Гротеск (сосед превращается в борова, сотрудники Зрелищного управления поют песни против своей воли).
✓Эпитет (больные глаза, утренний вид, колдовская нестойкая одежда, печальные леса, белый плащ с кровавым подбоем).
* Много эпитетов, описывающих разные цвета, свет и тьму.
✓Метафора (дымка страданий; ночь густела, летела рядом, хватало скачущих; исколотая иглами память стала потухать; загорелся мозг, залило огнем уши).
✓Гипербола (девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами).
✓Метонимия (всадник – золотое копье; заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда; вдруг джаз развалился и затих).
✓Синекдоха(костюм сидит за столом и расписывается в документах).
✓Градация нагнетание смысла с помощью синонимов (мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет).
✓Стык повествования (глава заканчивается на том, как герой настанет читать роман, следующая глава – сам текст романа в романе).
✓Массовые сатирические сцены, через которые раскрывается образ толпы (представление в варьете, всеобщее пение сотрудников в учреждении).
✓Афоризмы (Рукописи не горят. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.)
✓Фантастика (расширение пространства в квартире, перемещение Лиходеева в Ялту, говорящий кот, который пьет водку и ездит на трамвае и т.д.)
✓Портреты героев, отражающие их внутренний мир.

п.5. Конфликт романа

Бог и Дьявол не противостоят напрямую, они делают разную работу в мире людей.

Читайте также: