Кочевые племена азии и китая кратко

Обновлено: 07.07.2024


Одним из крупных образований на территории Казахстана, оставившим заметный след в истории, является государство Кангюй. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках 2 в. до н. э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. Сложным остается вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, они были тюркоязычными. Другие же полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине 1 тыс. н. э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой антропологический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе. Вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа. Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение — Кангюй. Оно играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие. Таким образом, они проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В 4 в. н.э. хунну и другие, увлекаемые ими кочевые племена, достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству.

В III—IV вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигшего в Европе границ Римской империи. Он начался с перемещения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину — колыбель этнической общности древних китайцев.

Племена кочевников были естественными хозяевами степей Внутренней Азии. Хотя номады отличались между собой по этническому признаку и принадлежали к различным языковым группам, всех их объединяла родная степь. Из поколения в поколение ее обитатели настолько приспособились к местным условиям, что их культура, все виды деятельности, сама их жизнь, наконец, так тесно сомкнулись с процессами, происходящими в природе, что они стали в известном смысле как бы неотъемлемой частью освоенного ими ландшафта.

Эти молодые народы без труда читали природную книгу родной степи. Мобильные и неприхотливые, они легко преодолевали огромные расстояния, идеально приспособились к степному существованию, и потому противостоять их стремительному натиску оседлым народам было нелегко. Однако в трудную пору погодных ненастий, когда степь не могла прокормить скот и он погибал, кочевники покидали места своего обитания в поисках новых кочевий и все упорнее проникали на север Китая — здесь возникали и гибли, сменяя друг друга, так называемые варварские государства.

С распадом гуннского союза на Севере южные группы гуннов остались жить в северных районах Шаньси и Внутренней Монголии. Их основным занятием являлось скотоводство. Представители верхушки пяти гуннских племен избирали верховного правителя — шаньюя, который постепенно стал обладать наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны родственными отношениями с китайской императорской фамилией, получали в жены китайских принцесс, их старшие сыновья зачастую воспитывались при ханьском дворе. В ставках шаньюев и аристократов скопились значительные ценности. Ханьские императоры стремились наладить отношения с кочевниками.

При дворе шаньюя и глав пяти аймаков служили китайские чиновники. Китайские купцы вели торговлю, вывозили скот. Отряды гуннов не раз приходили на помощь императорам или брали на себя охрану границ. С крушением Ханьской империи шаньюи начали активно вмешиваться в китайские междоусобицы. В начале IV в. раздираемое смутой Цзиньское государство стало легкой добычей кочевников. Китай пережил трагедию национального масштаба. Север страны, огромные территории Срединной равнины в бассейне реки Хуанхэ, был отторгнут степными племенами. Войска Цзиньской империи оказались бессильными против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 311 г. пал Лоян, а в 316 — Чанъань. Император династии Цзинь был схвачен, подвергнут унижению и казнен. Все причастные к власти в страхе бежали на юг. Придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (Нанкин), провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором династии Восточная Цзинь (316-419).

Вслед за гуннами, нанесшими удар империи Западная Цзинь, пришли в движение другие многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи.

После гуннов наиболее крупным объединением были племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать давно уже торговали с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, получали титулы и ценные подарки в обмен на обещания прекратить набеги.

Китайские политики издавна пытались использовать сяньбийцев в борьбе против гуннов. Еще с III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союзы муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и племен тоба, кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Племена муюнов заняли Хэбэй, вели против гуннов длительные войны. При поддержке китайцев они создали свое государство Янь.

К богатствам Срединной империи потянулись и обитатели западных краев: племена тибетской группы заняли земли Ганьсу, Шэньси и Нинся. Их знать утвердила царскую власть и образовала государство Цинь. Эти северо-западные племена обладали военным могуществом. Их завоевательные устремления привели к столкновению с муюнами, а затем и с китайцами. Огромное войско, возглавленное Фу Цзянем, правителем Цинь, выступило в поход, преодолевая высокие горные хребты и стремительные реки. Через Хэнань войско государства Цинь двинулось на юго-восток, направляя удар против китайцев, удерживавших прибрежные районы р. Янцзы. В 383 г. у р. Фэйшуй, в бассейне Хуайхэ, они пришли в столкновение с малочисленным войском противника. Полководцы Южного Китая, применив хитрость в стиле древнего военного искусства, нанесли полчищам Фу Цзяня жестокое поражение. Кочевники в панике бежали. Царство Цинь распалось. Государства, созданные завоевателями на севере Китая, отличались политической нестабильностью. Войны сопровождались обращением в рабство коренного населения. Северный Китай, древнейший очаг культуры с наиболее развитыми и густонаселенными территориями, превратился в арену почти столетней войны. Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы: сяньбийские племена тоба захватили Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором. Организуя государственный аппарат, он обратился к китайской системе управления. Сломив сопротивление мелких государств племенных союзов, тобийцы в 367 г. вторглись в Китай. На завоеванной территории создавались органы власти по китайскому образцу. Внук Тоба Гуя установил в Северном Китае правление династии Северных Вэй (386—534).

Изменения климата и миграции кочевников [52] Природа и история

Изменения климата и миграции кочевников [52] Природа и история Зависимость человечества от окружающей его природы, т.е. от географической среды, неоспорима. Хотя степень этой зависимости и расценивается различно, но в любом случае хозяйственная деятельность народов,

Последний двор кочевников

Последний двор кочевников Лишь два европейца оставили нам описание монголов до того, как резиденция ханов была перенесена в Китай. Один из них – монах Карпини, а другой – солидный Гильом де Рубрук, который мужественно скакал к татарам, почти уверенный, что его замучают до

Арьергард диких кочевников: печенеги и куманы

Арьергард диких кочевников: печенеги и куманы Печенеги (для греков — пацинаки) появились на горизонте христианского мира около 880 г., в степи между реками Урал и Волга; вероятно, пришли они из лесостепных областей Севера; во всяком случае, они были тюрками. Под напором

Миграции кочевников

Миграции кочевников Вопреки распространенному мнению кочевники куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. В самом деле, земледелец при хорошем урожае получает запас провианта на несколько лет и в весьма портативной форме,Для кочевников все обстоит гораздо

1.9. Взаимодействие земледельцев и кочевников

1.9. Взаимодействие земледельцев и кочевников В литературе нет общепринятого термина для обозначения сословных обществ, которые создают кочевники при завоевании земледельческих областей; их называют политарными, данническими, феодальными и т. д. Мы будем пользоваться

Нашествие кочевников

Нашествие кочевников Продвижение индоевропейской культуры на запад Европы происходило следовавшими одна за другой волнами кочевников, представители которых широко использовали лошадь для верховой езды и привнесли в культуры Евразии знаменитый впоследствии шнуровой

Исламизация кочевников Дешт-и Кипчака

Исламизация кочевников Дешт-и Кипчака Этот раздел работы основывается на достаточно традиционных восточных текстах, которые, однако, интерпретированы нами в контексте новых источниковедческих исследований. Предпринятые в последнее время попытки (Юдин, De Weese)

Хозяйство и быт кочевников

1.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И КОЧЕВНИКОВ

1.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И КОЧЕВНИКОВ В литературе нет общепринятого термина для обозначения сословных обществ, которые создают кочевники при завоевании земледельческих областей; их называют политарными, данническими, феодальными и т. д. Мы будем пользоваться

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту

Ремесла у кочевников?

Ремесла у кочевников? Еще одной из загадок Русского каганата является наличие в крепостях ремесленных мастерских. Представить их себе у кочевников довольно сложно. Однако археология говорит обратное. Ремесленники, жившие в посадах крепостей, производили оружие,

Гунны и кочевники Центральной Азии

Легенда гласит, что потомки Шуй Вэя - последнего царя из династии Ся, и его подданных смешались с племенами ханьюнь и хуньюй на северной окраине Гоби, таким образом появились предки хунну.

В те далекие времена ханьцы и ху не только воевали между собой, но и вступали друг с другом в экономические, социальные и культурные отношения. Между китайцами и северными варварами шел постоянный процесс брожжения. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии при Цинь Шихуаньди (259 до н.э. – 210 до н.э.) были объединены в Великую китайскую стену.

В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сяньби - древнемонгольских племен кочевников, живших на территории Внутренней Монголии и Китая, объединение северных хунну распалось и мигрировало в западном направлении. Северные хунну достигли Волги и нижнего Дона, об их прибытии сообщил древнегреческий географ из Александрии Дионисий Периегет, живший во втором веке.

В историографии XVIII века гунны считались монголами. Впервые эту точку зрения высказал Паллас (1741—1811) - немецкий учёный, естествоиспытатель, который прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России.

Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и монголами указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Монгольский сложносоставной лук является эталоном метательного оружия, предназначенного для стрельбы стрелами. Гуннская технология сложносоставного лука была в полной мере продолжена и развита монгольскими племенами. Технология изготовления и дальнейшего усовершенствования сложносоставного лука в те времена могла быть произведена только потомками гуннов.

Жозеф де Гинь (1721-1800) - французский ориенталист, профессор сирийского языка в Collège de France, хранитель древностей в Лувре, который пришел к убеждению, что китайцы и египтяне - одного происхождения, высказал мнение, что гунны могли быть по происхождению тюрками или прототюрками. Эту версию подтверждает турецкий исследователь Кемаль Джемаль, который видит сходства названий и имён в тюркских и гуннских языках.

Однако, по мнению авторитетного тюрколога И.Л. Кызласова, археологическая материальная культура гуннов резко отличает их от тюркских народов и, напротив, сближает с монголо-маньчжурскими.

Как бы там не было, гунны были первым народом, создавшими обширную кочевую империю от границ Китая до окраин Центральной Азии, и породившими на этих территориях различные кочевые народы и этносы.

Исследования ДНК гуннов показали, что гунны имели гаплогруппы N, C-M130, и R1a1.

Кочевничество связано с четырьмя главными признаками:
- экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
- периодические перекочевки большей части населения и скота;
- военная агрессия как способ восполнения недостатка продукции;
- особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

По единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации средневековой Европы и Азии, кочевники были варварами. Рождаемость у кочевых скотоводов как правило ниже рождаемости оседлых земледельцев.

Расцвет кочевничества связан с периодом соседства со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависел от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники совершали набеги, вымогали подарки и дань, брали пленных и уходили, в других они захватывали территории, оставались, подчиняли земледельцев и взимали с них дань (Золотая Орда). Расцвет Золотой Орды связан с завоеванием земледельцев и переселением на их территорию, слиянием с местным населением.

По мнению Льва Гумилева (18.09.1912 – 15.06.1992) - видного советского и российского учёного, лингвиста, археолога, востоковеда, географа, историка, этнолога, обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребенка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько морально-нравственных принципов кочевого общества.

На территории Центральной Азии кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские народы, а также другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций.

По определению ЮНЕСКО, регион Центральная Азия включает в себя Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), районы азиатской России южнее таёжной зоны, Казахстан и четыре бывших советских республики Средней Азии (Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан).

На основании генетической и языковой близости японцев и корейцев к урало-алтайской семье, историки и генетики считают предками современных японцев и корейцев древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова и Корейский полустров, выходцев из урало-алтайской кочевой среды, отделившихся от протоалтайских народов.

Обычным ареалом обитания кочевников Центральной Азии были засушливые степи, полупустыни и высокогорье, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо разводимых животных, охотничья добыча, продукты земледелия и собирательства.

Засуха, снежный буран, дзуд, заморозки и другие стихийные бедствия быстро лишали номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего частью своего скота.

Образ жизни сформировал у кочевников особую ментальность и мировоззрение, специфическое восприятие пространства и времени, демократизм и взаимовыручку, равенство мужчины и женщины, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие культов войны, воина-героя, почитание предков.

кочевники хунну не давали спокойно жить китайцам и монголам

В Восточной Азии существовала уникальная культура империи хунну. В своё время она была довольно мощной. Именно для защиты от хунну китайцы начали строить укрепления, которые потом стали Великой китайской стеной. Древняя кочевая группа была силой, сыгравшей заметную роль в истории Китая и Монголии.

Слияние древних кочевых племён

Кочевники хунну стали известны примерно в 300 – 450 годах до нашей эры. До сих пор не установлено, к какой именно этнической группе народов они принадлежали, однако хорошо известно, что это была довольно мощная племенная конфедерация. Хунну представляли большую угрозу для Китая. Систематические нападения кочевников этого племени на государства Северного Китая стали причиной начала строительства барьеров, сдерживающих их.

Создание империи хунну

До 129 года до нашей эры хунну периодически докучали империи Хань, но после заключения союза ханьским императором с народом юэчжи против хунну, была развязана полномасштабная война. Против хунну выступила 40-тысячная китайская конница. Однако ханьцам было трудно вести военные действия, так как поставки продовольствия для армии постоянно задерживались из-за большого расстояния. Также для армии Хань не хватало топлива для костров в холодном климате хунну. Но всё же китайцам удалось получить некоторый контроль над территорией врага. Это ослабило империю хунну.

Борьба за власть

В 60-53 годах в государстве хунну началась гражданская война. После смерти 12-го Чаньюя власть узурпировал его двоюродный внучатый племянник Воянкуди. Но у него было довольно мало сторонников, поэтому узурпатору пришлось бежать, а затем покончить жизнь самоубийством. После этого количество претендентов на престол только увеличилось. Сторонники Воянкуди настаивали на том, что 14-м Чаньюем должен стать его брат Туки. В конечном итоге он занял престол в 58 году до нашей эры. Но не прошло и года, как появились ещё три претендента на место Чаньюя.

Это ещё больше усилило вооружённые конфликты внутри империи. Туки сверг Хуханье, правление которого тоже не было гладким. После смерти Туки наследником объявил себя его старший брат Чжижи и мужчина по имени Рунжэнь. В результате этого противостояния победил Чжижи, убив соперника в 54 году до нашей эры. Чжижи подчинился империи Хань, но после него власть снова стала переходить из рук в руки. В течение десятилетий хуну так и продолжали беспокоить китайцев, совершая набеги на их территории.

кочевники хунну не давали спокойно жить китайцам и монголам

Куда исчезли хунну

Археологи на территории Тувы в РФ обнаружили останки деятельности народа хунну, относящихся ко II-V векам. Но тогда уже облик племени сильно поменялся. По мнению учёных хунну стали у истоков новой смеси с тувинской культурой. На место рубленых домов китайского стиля прищли войлочные юрты. Шелковая одежда сменилась войлочной. Только на посуде и некоторых других предметах быта остались характерные хунну орнаменты. Древние мотивы можно увидеть и в рисунках ковров.

По мнению учёных у хунну была своя письменность, но артефакты, подтверждающие это пока не найдены. Единственное упоминание о её существовании можно узнать из китайских хроник.

В одном таком историческом документе написано, что перебежавший от китайцев к хунну евнух Юе обучил окружение Чаньюя читать книги и числам, которыми обозначали количество подати, собираемой с захваченных народов. Это было в период 245 – 250 годов. Данная письменность хунну была приближена к индийскому шрифту.

Что касается языка хунну, то про него почти ничего не известно. Учёные даже не могут сказать был ли он близок тюркскому и монгольскому. Великое переселение народов гнало некогда могущественных воинственных хунну дальше на запад вглубь континента. Историки считают, что они дошли даже до Венгрии и стали там гуннами. Именно под таким названием они атаковали Рим, а потом растворились среди других народов.

Читайте также: