Привлечение иностранного капитала нэп кратко

Обновлено: 05.07.2024

3.2. Советский период (опыт НЭПа) в регулировании иностранной инвестиционной деятельности

Общепризнано, что большевистский переворот в октябре 1917 г. нанес непоправимый урон естественному ходу развития России. Широкомасштабная национализация иностранной собственности положила конец первому этапу привлечения иностранного капитала в отечественную экономику, который в целом носил прогрессивный и перспективный характер.

В условиях НЭПа большевистское правительство пыталось привлечь иностранные инвестиции путем заключения концессионных соглашений. Правовой основой концессионной политики в Советской России стал Декрет СНК "Общие экономические и юридические условия концессий" от 23 ноября 1920 г. Там, в частности, говорилось о намерении заключить концессионные договоры не вообще с кем-либо, а с "солидарными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями".

Декрет СНК предусматривал, во-первых, предоставление концессионеру в обусловленной договором форме вознаграждения в виде доли продукции с правом вывоза за границу; во-вторых, концессионеру предоставлялись торговые преимущества (например, крупные заказы) в случае применения им особых технических усовершенствований в крупных размерах; в-третьих, в зависимости от характера и условий концессий устанавливались "продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения за риск и вложенные в концессию технические средства"; в-четвертых, концессионеру предоставлялось право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР "с соблюдением кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье".

Особенно важно отметить, что в п. 4 Декрета утверждалось: "Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции", а в п. "б" заявлялось: "Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий концессионного договора".

В развитие правовой базы привлечения иностранных инвестиций XI съездом РКП(б) было предусмотрено создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций не только первостепенных по важности предприятий, но и акций транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством "неоспоримого господства".

В середине 20-х годов ХХ в. продолжали приниматься нормативные акты, направленные на поощрение иностранных инвестиций. Например, 25 мая 1926 г. СНК принял постановление о льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных материалов на территории СССР. 24 июля 1928 г. СНК утвердил основные положения по привлечению иностранного капитала в паровозное хозяйство СССР и разработанный Госпланом ориентировочный план концессионных объектов [239]. Организационно-правовой механизм, разработанный в этих нормативных документах, предусматривал возможность предоставления налоговых, таможенных и других льгот. Приоритетными отраслями определялись машиностроительная, бумажная и некоторые другие отрасли экономики, добыча цветных металлов, особо поощрялось привлечение капитала в малоосвоенные регионы страны.

Как видно, в 20-е гг. ХХ в. была создана определенная нормативно-правовая база для деятельности иностранного инвестора на территории СССР. Это позволило иностранному капиталу оказать определенное влияние на российскую экономику и после 1917 г. Но в целом роль иностранного капитала в восстановлении разрушенного Гражданской войной народного хозяйства оказалась довольно скромной. На 1 октября 1928 г. концессионный капитал, привлеченный в экономику страны, составил около 60 млн. руб. [240] Все это объяснялось просто, очень были свежи воспоминания об отобранных в 1917-1918 гг. большевиками миллионных капиталах. Подавляющее число западных инвесторов благоразумно находилось в ожидании того, чем же обернется концессионная политика большевиков.

В целом в 20-е годы ХХ в. инвестиционный климат в России был мало привлекателен для иностранного капитала. В значительной степени этому способствовала напряженная политическая ситуация, борьба различных политических группировок за власть.

И вскоре иностранный инвестор дождался - в апреле 1929 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) верх над сторонниками продолжения НЭПа взяли Сталин и его сторонники. В стране произошел по существу экономический переворот - переход от леволиберальных методов управления экономикой к командно-административной системе. В условиях форсированного строительства социализма (индустриализация, массовое раскулачивание) началось масштабное свертывание концессионной политики - с 1920 г. новые инвестиционные договоры уже не подписывались. Начались аресты концессионеров ("Шахтинское дело", дело "Лена Голддрилдс" и т.д.).

Нарушение успешно действующих концессионных договоров вопреки вышеописанным гарантиям Советской России привело к судебно-арбитражным делам. Но абсолютное большинство из них кончилось безрезультатно. Редкие из них завершились решениями международных арбитражных судов в пользу западных концессионеров, но Правительство СССР категорически отказалось их исполнить.

Что касается совместных предприятий, созданных в годы НЭПа, то ряд иностранных компаний ("Хоорфман-ля-Рош", "Креди Лионэ", "Сандоз") лишились своей собственности совершенно без какого-либо возмещения.

Как явствует из вышеизложенного, с момента установления в СССР тоталитарной системы управления, в том числе и экономической, произошло полное вытеснение из страны частного иностранного капитала. Известное изречение В.И. Ленина из его письма наркому юстиции Д.И. Курскому в связи с подготовкой нового Гражданского кодекса: "Мы ничего частного не признаем. Для нас в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Нужно применять не corpus juris romani [241] к гражданским правоотношениям, а наше революционное правосознание" [242], а наше "революционное правосознание" на долгие десятилетия стало руководством к действию при управлении экономикой. Отрицание частной собственности, основы основ любой цивилизованной экономики, сопровождалось сугубо отрицательным отношением к иностранному капиталу.

На территорию СССР иностранные инвестиции с начала 30-х гг. ХХ в. вплоть до 1987 г. не допускались, поэтому отпала какая-либо необходимость в разработке проблем правового регулирования иностранных инвестиций.

В принципе, в советский период инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения со стороны ученых-правоведов, что, возможно, и вынудило таких известных сегодня специалистов в этой сфере, как Н.Н. Вознесенская, М.М. Богуславский, Н.Г. Доронина, А.Г. Богатырев, Ю.М. Юмашев и др., исследовать теорию и практику инвестиционных правоотношений на примере зарубежных, в основном развивающихся, стран.

В годы новой экономической политики было разрешено частное предпринимательство. Государство сдавало в аренду часть промышленных предприятий отечественным и иностранным предпринимателям.

Помимо капитала в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре — в Москве.

Реализация плана ГОЭЛРО должна была на одну треть обеспечена концессионным капиталом. Подразумевалось, что поставки техники и оборудования для электростанций, иных объектов будут осуществляться с концессионных производств, то есть план электрификации страны опирался не просто на вливание иностранного капитала, а на систему концессий, в рамках которых должно было производиться необходимое для страны оборудование. Например, на концессионных основаниях были созданы предприятия, которые сейчас называются ГАЗ, AMO-ЗИЛ.

Максимального своего расцвета концессии в СССР достигли в 20-х годах, а затем, после свёртывания НЭПа, резко пошли на убыль. Последней была ликвидирована угольная концессия на Сахалине в 1937 г.

В целом, иностранные инвестиции были небольшими, государство не стремилось расширять ввоз капитала. К концу 1927 г. иностранные капиталовложения в СССР составили 52,2 млн. руб. В период НЭПа концессии в России позволили привлечь инвестиции для закупок передовых технологий, обеспечить работой широкие слои населения, причем отнюдь не только в сырьевых отраслях. На концессионных предприятиях, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции.

В 1920-е годы иностранный капитал должен был помочь возродить отечественную промышленность.

Название книги английского фантаста Герберта Уэллса очень точно описывало положение России, обескровленной Первой мировой и Гражданской войнами. Хозяйственная жизнь страны фактически прекратилась — крупные промышленные предприятия встали, иностранные капиталисты покинули страну, а сельское хозяйство оказалось фактически разорено бесконечными военными действиями. По многим отраслям промышленности (например, добыче меди) производство упало до нуля. Остальные просели в несколько раз — рабочие массово покидали предприятия, уходили в деревню и искали пропитание там.

1.jpg

2.jpg

Главконцесском: контроль со стороны правительства

Советская Россия, несколько лет жившая в реалиях военного коммунизма, теперь должна была перестроить свою экономическую жизнь, чтобы иностранные предприниматели чувствовали себя комфортно в непонятной для них стране. Большевики сразу же озаботились этим вопросом на уровне организации специальных ведомств, которые контролировали бы деятельность западных партнёров и обеспечивали бы им условия для успешной работы — ведь это было и в интересах отечественной промышленности.

Специально для этих целей был создан подконтрольный Совнаркому Главный концессионный комитет с разветвлённой сетью отделов. Они обеспечивали деятельность концессионеров и контроль над ними в различных областях — от информационной до юридической. Кроме того, по всей стране существовали республиканские или областные отделы Главконцесскома, ведшие дела непосредственно на местах.

3.jpg

В контроле над иностранными бизнесменами деятельное участие принимала и ВЧК-ОГПУ, причём оно заключалось не только в защите государственной безопасности. Экономический отдел чекистского ведомства подробно анализировал деятельность предприятий, составлял отчёты и направлял их в правительство. На их основе большевики делали вывод об успешности концессии и предлагали стимулирующие мероприятия: снижение налогов или предоставление кредитов.

Западные партнёры: иностранные предприниматели в СССР

Успешному осуществлению концессионной политики способствовала международная обстановка и действия советской дипломатии — большое количество предложений было направлено большевикам после Генуэзской конференции, на которой Москва начала выходить из международной изоляции, в том числе благодаря подписанию Рапалльского договора с Веймарской Германией. В 1922-м году в Россию поступили сотни предложений от иностранных предпринимателей о приобретении концессий, которые, согласно планам большевиков, касались в основном деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых.

Советская и немецкая делегации в Рапалло в 1922 году.

5.jpg

В Советский Союз приезжали не только бизнесмены и предприниматели — возрождение промышленности стало вызовом для многих сочувствующих западных рабочих и инженеров, которые приезжали в Россию в частном порядке. Их желанию помочь большевикам способствовали также и хорошие зарплаты. Много иммигрантов прибыло из США и Канады — к 1925-му году около 20 тыс. выходцев из этих стран проживало в СССР и работало на благо новой родины.

7.jpg

Конец НЭПа. Почему не вышло?

Пик концессий пришёлся на первые несколько лет НЭПа — уже к середине 1920-х годов у западных бизнесменов идея вложить свои деньги в советскую Россию вызывала всё меньше и меньше энтузиазма. Это было вызвано, прежде всего, особенной политикой большевиков по отношению к рентабельным фирмам, показывавшим стабильную прибыль в течение долгого времени. Убедившись в хорошем финансовом положении предприятия, чиновники стремились, используя бюрократические уловки, достичь расторжения договора и перехода концессии в собственность государства на постоянной основе.

Читайте также: