Асан сабри айвазов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель занятия:дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени:2 часа

Вид занятия:лекция обзорная

План занятия:

1. Очерк жизни и творчества.

2. Асан Сабри Айвазов - литературный критик и публицист

Оснащение:доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.

Содержание занятия.

1. Очерк жизни и творчества.

По подозрению турецкой полиции вместе с другими студентами подвергся аресту, но когда в полиции узнали, что он русский подданный, его выслали в Россию [2] .

После возвращения в Крым открыл в Алупке новую школу, в которую принимал не только мальчиков, но и девочек, преподавал им арифметику, географию, грамматику, татарский язык. Инициатива создания этих прогрессивных по уровню образования школ (мектебе-усул-джедид) принадлежала Исмаилу Гаспринскому [3] . В обычных татарских школах девочкам писать не разрешалось, а обучение сводилось к преподаванию Корана на арабском языке. Условия для просветительской работы были крайне тяжёлыми. Не только местные богатеи и мусульманское духовенство, но и полиция и инспекция народных школ были против новой школы. Айвазову угрожали, а летом 1904 года его дом подвергся нападению [2] . После этого случая Асан Сабри был вынужден оставить преподавание [3] .




Айвазов дважды избирался председателем Курултая (январь и май 1918 года), посол Крымского краевого правительства в Турции.

После установления в Крыму Советской власти, Айвазов работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 г. в должности старшего ассистента в Крымском университете, в педагогическом институте преподает арабский и турецкий языки. Сторонник перевода родного языка на латиницу.

В 1930 году Айвазов был арестован, однако через два месяца освобождён. Вместо судебной скамьи его направляют на лечение в Кисловодск. Из более поздних документов становится ясным, что произошло в следственных кабинетах крымского ГПУ.

Являясь активнейшим участником национального движения, по мнению сотрудников контрразведки, Айвазов мог стать ценным источником информации о настроениях крымскотатарской интеллигенции. После заключения, находясь в тяжелейших условиях, Айвазов даёт согласие на сотрудничество с органами ОГПУ.

В 1959 году на дополнительном следствии в г. Симферополе супруга Асана Айвазова — Ольга Васильевна вспоминала:

. через некоторое время после ареста мужа к ней стали являться сотрудники контрразведки, в том числе следователь Кемалов, и приносить продукты: какао, масло, печенье.

Расстрелян 17 апреля 1938 году. 21 января 1960 года определением военной коллегии Верховного суда СССР признан невиновным.

Крымскотатар. писатель, общ. деятель, лингвист и литературовед. Род. в г. Алупка. Ок. медресе, пед. ин-т в Стамбуле (1892-96). В 1908 совершил поездку с образовательными целями в Каир. По возвращении учитель в Алупке, с 1913 в Бахчисарае. Преп. некоторое время в ЛИВЯ. С 1900-х известен как писатель и публицист. Выступал как ред. ряда г. ("Терджиман" с 1914; "Миллет" - 1917-18). По полит. убеждениям был близок к ПСР. Дважды избирался предс. Курултая (янв., май 1918), посол Крым. краевого прав-ва в Турции. Один из организаторов и рук. крымскотатар. нац. партии "Милли-Фирка". В сов. время работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 преп. араб. и тур. яз. КрымГУ/КПИ. В 1926 участник 1-го Всесоюз. тюркологич. съезда в Баку. Участник 1-й (1927) и 2-й (1929) крым. языковых конференций. Участник движения за латинизацию крымскотатар. письменности. Уволен из КПИ в 1932 (или 1934). Тщетно пытался выехать в Турцию, бежать в Польшу. Арестован 5 апр. 1937. Расстрелян 5 апр. 1938 в Симферополе. До сих пор не реабилитирован.

Соч.: Новый путь: О латинском алфавите. Симферополь, 1927 (на татар. яз.); Октябрьская революция и татарская интеллигенция // Илери. 1927. № 10. С. 51-57 (на татар. яз.); К правильному литературному языку! // Керим. 1997. C. 115-118 (на татар. яз.); К современной культурной письменности! // Там же. С. 119-134 (на татар. яз.).

Кроме этого, с целью познакомить народ, у которого оборваны связи с его славной, яркой историей, с его прошлым, и восстановить эти связи, в газете будут публиковаться документы по истории Крыма, литературное национальное наследие.

В осуществлении и достижении всех поставленных целей опорой и силой для миллетовцев является народ.

Вопросы для самоконтроля.

1. Особенности творчества Асана Сабри Айвазова.

2. Проблемы крымскотатарского народа, волнующие писателя, и отражение их в творчестве.

Преподаватели:О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

Цель занятия:дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени:2 часа

Вид занятия:лекция обзорная

План занятия:

1. Очерк жизни и творчества.

2. Асан Сабри Айвазов - литературный критик и публицист

Оснащение:доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.

Содержание занятия.

1. Очерк жизни и творчества.

По подозрению турецкой полиции вместе с другими студентами подвергся аресту, но когда в полиции узнали, что он русский подданный, его выслали в Россию [2] .

После возвращения в Крым открыл в Алупке новую школу, в которую принимал не только мальчиков, но и девочек, преподавал им арифметику, географию, грамматику, татарский язык. Инициатива создания этих прогрессивных по уровню образования школ (мектебе-усул-джедид) принадлежала Исмаилу Гаспринскому [3] . В обычных татарских школах девочкам писать не разрешалось, а обучение сводилось к преподаванию Корана на арабском языке. Условия для просветительской работы были крайне тяжёлыми. Не только местные богатеи и мусульманское духовенство, но и полиция и инспекция народных школ были против новой школы. Айвазову угрожали, а летом 1904 года его дом подвергся нападению [2] . После этого случая Асан Сабри был вынужден оставить преподавание [3] .

Айвазов дважды избирался председателем Курултая (январь и май 1918 года), посол Крымского краевого правительства в Турции.

После установления в Крыму Советской власти, Айвазов работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 г. в должности старшего ассистента в Крымском университете, в педагогическом институте преподает арабский и турецкий языки. Сторонник перевода родного языка на латиницу.

В 1930 году Айвазов был арестован, однако через два месяца освобождён. Вместо судебной скамьи его направляют на лечение в Кисловодск. Из более поздних документов становится ясным, что произошло в следственных кабинетах крымского ГПУ.

Являясь активнейшим участником национального движения, по мнению сотрудников контрразведки, Айвазов мог стать ценным источником информации о настроениях крымскотатарской интеллигенции. После заключения, находясь в тяжелейших условиях, Айвазов даёт согласие на сотрудничество с органами ОГПУ.

В 1959 году на дополнительном следствии в г. Симферополе супруга Асана Айвазова — Ольга Васильевна вспоминала:

. через некоторое время после ареста мужа к ней стали являться сотрудники контрразведки, в том числе следователь Кемалов, и приносить продукты: какао, масло, печенье.

Расстрелян 17 апреля 1938 году. 21 января 1960 года определением военной коллегии Верховного суда СССР признан невиновным.

Крымскотатар. писатель, общ. деятель, лингвист и литературовед. Род. в г. Алупка. Ок. медресе, пед. ин-т в Стамбуле (1892-96). В 1908 совершил поездку с образовательными целями в Каир. По возвращении учитель в Алупке, с 1913 в Бахчисарае. Преп. некоторое время в ЛИВЯ. С 1900-х известен как писатель и публицист. Выступал как ред. ряда г. ("Терджиман" с 1914; "Миллет" - 1917-18). По полит. убеждениям был близок к ПСР. Дважды избирался предс. Курултая (янв., май 1918), посол Крым. краевого прав-ва в Турции. Один из организаторов и рук. крымскотатар. нац. партии "Милли-Фирка". В сов. время работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 преп. араб. и тур. яз. КрымГУ/КПИ. В 1926 участник 1-го Всесоюз. тюркологич. съезда в Баку. Участник 1-й (1927) и 2-й (1929) крым. языковых конференций. Участник движения за латинизацию крымскотатар. письменности. Уволен из КПИ в 1932 (или 1934). Тщетно пытался выехать в Турцию, бежать в Польшу. Арестован 5 апр. 1937. Расстрелян 5 апр. 1938 в Симферополе. До сих пор не реабилитирован.

Соч.: Новый путь: О латинском алфавите. Симферополь, 1927 (на татар. яз.); Октябрьская революция и татарская интеллигенция // Илери. 1927. № 10. С. 51-57 (на татар. яз.); К правильному литературному языку! // Керим. 1997. C. 115-118 (на татар. яз.); К современной культурной письменности! // Там же. С. 119-134 (на татар. яз.).

Кроме этого, с целью познакомить народ, у которого оборваны связи с его славной, яркой историей, с его прошлым, и восстановить эти связи, в газете будут публиковаться документы по истории Крыма, литературное национальное наследие.

В осуществлении и достижении всех поставленных целей опорой и силой для миллетовцев является народ.

Вопросы для самоконтроля.

1. Особенности творчества Асана Сабри Айвазова.

2. Проблемы крымскотатарского народа, волнующие писателя, и отражение их в творчестве.

Таким Айвазов и остался в памяти крымскотатарского народа — подвижником культуры, наставником молодежи, борцом за раскрепощение женщин. Он в совершенстве овладел двумя профессиями — учителя и публициста. Устным и печатным словом он проповедовал добро, красоту, благородство. Вместе с тем Айвазов — классик татароведения, крупный этнограф и языковед, возглавивший перевод крымскотатарского языка на новый алфавит. Наконец, это известный педагог высшей школы, более 10 лет преподававший в Крымском педагогическом институте. 1

Асан Сабри Айвазов — писатель, журналист, ученый, общественный деятель, преподаватель Крымского педагогического института (20-е годы)

Асан Сабри Айвазов — писатель, журналист, ученый, общественный деятель, преподаватель Крымского педагогического института (20-е годы)

Итак, в конспективном виде основные тезисы общественной программы Айвазова можно представить в следующем виде: как спасти свой народ? Простой возврат к прошлому невозможен. Татары должны вступить в политическую борьбу — создать мусульманскую демократическую партию. Таким образом, мы замечаем принципиально новое требование — переход от просветительства Гаспринского к организованной политической борьбе. Другое важное положение — высокая оценка ислама. Мусульманская культура характеризуется Айвазовым как истинно гуманная. Он стремится ознакомить мусульман с достижениями европейской науки и культуры, но не в ущерб национальной идентичности. Гармоничного соединения европейской культуры и собственных традиций сумели достичь японцы. Айвазов подчеркивает, что они умеют взять все лучшее от европейцев и вместе с тем сохранить свою самобытность.

К началу грозных событий 1917 г., когда Айвазов станет одним из трех лидеров национально-освободительного движения (Челебиджихан погибнет в феврале 1918, а в конце того же года навсегда покинет родину Дж. Сейдамет), его политические воззрения можно представить в таком кратком схематизированном виде:

— Айвазов одним из первых понял ограниченность культурно-языкового просветительства на фундаменте джадидизма и выдвинул задачу создания демократической партии для борьбы за национальное и социальное освобождение. Это был не отказ от идеалов Гаспринского, а их развитие и углубление в новых политических условиях;

— Айвазов впервые сформулировал идею гармоничного сопряжения передовой европейской науки и технологии с национальной самобытной культурой. Он указал на японцев как народ, который успешно идет по этому пути. Много лет спустя эта идея овладела общественной мыслью в Азии и Африке;

— он дал высокую оценку исламу как фактору консолидации и прогресса, указал на его гуманистическую роль в мусульманском обществе;

— он определил новое, по сравнению с Гаспринским, отношение к России: от культурной автономии к политическому самоопределению на началах федерализма;

— слабым звеном в мировоззрении Айвазова были его смутные социалистические идеалы, близкие к эсеровским. Эта слабость особенно сильно проявилась в 1917—1918 гг. в колебаниях по отношению к большевистскому перевороту, а также в программе национальной партии Милли Фирка.

После установления советской власти в Крыму Айвазов занял по отношению к ней лояльную позицию. Он вначале заведовал переводческим бюро при Наркомпросе, а с 1922 г. преподавал на восточном факультете Крымского университета (позже пединститута) в должности старшего ассистента. В том же году вместе с Мамутом Недимом и У. Боданинским был отправлен в Турцию для организации помощи голодающим. В интервью турецкой и западной прессе положительно отзывался о политике советской власти.

Для Айвазова настали тяжелые времена, он был отовсюду изгнан. Особенно трудно стало с весны 1934 г., когда по решению обкома из пединститута были уволены наиболее опытные преподаватели (О. Акчокраклы, И. Леманов, А.Н. Деревицкий, Г.А. Максимович, А.М. Лукьяненко и др.). Наконец, 5 апреля 1937 г. Айвазов был арестован по стандартному обвинению в контрреволюционной миллифирковской пропаганде. После 5 допросов он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 17 апреля 1938 г.

К счастью, в архиве видного крымского общественного деятеля Джафера Сейдамета, скончавшегося в Турции в 1960 г., сохранились некоторые ценные материалы, проливающие свет на историю Крыма недавнего времени. Среди них два письма Айвазова, датированные 1934 г.

Джафер! Я обращаюсь к тебе за помощью. Попроси от моего имени Юнуса Нади, Ака-Гюндуза, Али-бея Гусеин-заде, Акчура-оглу Юсуфа, Кёпрюлю-заде Фуат-бея прислать мне приглашение на несколько лет в Турцию через какой-нибудь научный центр или руководство университета в качестве тюрколога и специалиста в области восточных языков. Приглашение нужно прислать в Москву на имя министра образования. Второй экземпляр пришлите мне самому. Вместе с приглашением необходимо прислать и визу. Дорогой друг, вырваться отсюда по-другому невозможно. Жизнь моя здесь стала невыносимой. Единственная надежда на тебя, Джафер. Терпение у меня иссякло. Последние годы хочется прожить в свободной от большевизма Турции и умереть среди друзей.

Твой брат и друг.

Примечания

1. Керимов И. Джанымызнынъ мюмессили // Салгъыр. — 1991. — № 2. — С. 33—45; Юнусов Ш. Мукъаддес топракътаки тамырларымыз // Йылдыз. — 1993. — № 3. — С. 161—168; Урсу Д.П. Медениет фидайилери // Йылдыз. — 1996. — № 2. — С. 101—118.

2. Наука и научные работники СССР, ч. 6. — С. 515.

3. Архив СБУ в АРК, арх. д. 19393, л. 80—124.

4. Гаспринский И. Русское мусульманство // Этнографическое обозрение. — 1992. — № 5. — С. 93.

5. Подробный анализ национального движения и национального самосознания крымских татар в 1905—1916 гг. дан в фундаментальной работе известного турецкого историка Х. Кырымлы. См.: Kırımlı H. Kırım tatarlarında millî kimlik ve millî hareketler (1905—1916). — Ankara, 1996. Он же переиздал вышедшую еще в 1918 г. книгу О.К. Хатифа на эту тему, см.: Hatif O.K. Gökbayrak altında millî faaliyet. — Ankara, 1998.

6. Ганкевич В.Ю. Исмаил Гаспринский. Сб. документов и материалов. — Херсон, 1994. — С. 57.

8. Kırımer C.S. Bazı hatıralar. — İstanbul, 1993. — S. 224—244. Нельзя не заметить, что в недавно вышедшей книге Зарубиных о гражданской войне в Крыму взгляды и действия татарских политиков не всегда оцениваются беспристрастно. Авторы, к сожалению, не владеют многочисленной зарубежной литературой по теме.

9. Сеитбекиров Э. Священная борьба крымских татар // Голос Крыма. — 1997. — № 50.

10. Керимов И. Эдебий эснас. — С. 115—118, 119—134.

13. Айвазов обращается за помощью к известным турецким общественным и культурным деятелям, с которыми был лично знаком. Некоторые из них эмигранты из России, достигшие в Турции высокого авторитета в политических и научных кругах.

Карта мира: Крым

11.11.2012

«Причиной печального настроения, которым охвачены герои А.С.Айвазова, служит тяжелое положение крымскотатарского населения, страдающего под тяжестью разного рода притеснений. Герои пьесы говорят, что прежде все было не так:

◄ Не было несправедливых чиновников, пожирающих теперь наше имущество и губящих нашу жизнь. Что такое полиция, что такое урядник, одушевленное ли это существо или бездушная вещь, не знали.

◄ Земля, леса, пастбища были общими. Люди не знали, что это казенные или приписные земли, кто такие граф, князь или барон.

◄ Не было тогда множества школ , но их было достаточно для того, чтобы научить вере и любви к родине.

◄ Не было тогда больших домов, но и внутри хижин люди были счастливы и спокойны. - Всякий тогда жил своим трудом и не зарился на чужое.

◄ Под видом цивилизации к нашему народу проникли разные пороки : ложь, лицемерие, воровство, пьянство.

◄ Татарское дворянство и духовенство изменило своему народу. Русские обольстили их титулами, чинами да медалями, а бедный народ, оставшийся без руководителей, сбился с пути.

◄ Простой возврат к прошлому невозможен. Крым соединен с Россией и волей-неволей должен разделять ее судьбу.

◄ Татары должны вступить в политическую борьбу, идущую в России. В то же время они должны сохранить свою обособленность от других населяющих Россию народностей.

◄ Господствующая ныне культура ведет человечество к гибели, лишь ислам – истинный проводник прогресса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несирджи ве драматург Асан Сабри Айвазов 1878 сенеси Алупка шеэринде дюньягъа кельди. Башлангъыч тасилини ерли мектеп ве медреседе алып, Алупка ве онынъ этрафында ерлешкен мектеплерде оджалыкъ этти.

1922 сенесинден башлап, Асан Сабри Айвазов Къырым университетининъ шаркъшынаслыкъ болюгинде дере бере.

1928 сенесинден, Вели Ибраимовнынъ индамындан сонъ, медениет эрбапларына къаршы куреш эп кескинлеше. Шу йылы халкъымызнынъ энъ истидатлы алим ве эдиплери бири-бири артындан мушкуль репрессияларгъа огъратылалар. 1930 сененинъ башында ишсизлик белясына огъратылгъан эдип, 1932 сенеси буржуа миллетчилигининъ тешвикъатчысы оларакъ, такъип этиле. 1932 сенеси Айвазов пединституттан иштен чыкъарыла . Бу девирде укюм сюрген сталин зорбалыкълары А.С. Айвазовны да четте къалдырмай. 1937 сенесининъ апрель айынынъ бешинде Асан Сабри Айвазов контрреволюцион Миллий Фиркъанынъ пропагандасында къабаатланып, апске алына. 1938 сенеси апрель айынынъ он едисинде аджайип языджы, пак юрекли, инсанпервер оджа, Асан Сабри Айвазов, къуршун джезасына огъратыла.

1928 сенесинден, Вели Ибраимовнынъ индамындан сонъ, медениет эрбапларына къаршы куреш эп кескинлеше. Шу йылы халкъымызнынъ энъ истидатлы алим ве эдиплери бири-бири артындан мушкуль репрессияларгъа огъратылалар.

1930 сененинъ башында ишсизлик белясына огъратылгъан эдип, 1932 сенеси буржуа миллетчилигининъ тешвикъатчысы оларакъ, такъип этиле. 1932 сенеси Айвазов пединституттан иштен чыкъарыла . Бу девирде укюм сюрген сталин зорбалыкълары А.С. Айвазовны да четте къалдырмай.

1937 сенесининъ апрель айынынъ бешинде Асан Сабри Айвазов контрреволюцион Миллий Фиркъанынъ пропагандасында къабаатланып, апске алына.

1938 сенеси апрель айынынъ он едисинде аджайип языджы, пак юрекли, инсанпервер оджа, Асан Сабри Айвазов, къуршун джезасына огъратыла.

Читайте также: