Тумунов жамсо тумунович биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жамсо Тумунович Тумунов (5 февраля 1916, улус Таптанай, Забайкальская область — 12 января 1955, Улан-Удэ) — бурятский советский писатель, драматург. Член Союза писателей СССР (1939).

Биография

С 1927 по 1934 год учился в Таптанайской школе крестьянской молодёжи. После окончания школы работал учителем в Зуткулейской начальной школе Агинского округа. В 1935 году был назначен заведующим отделом Еравнинского райкома комсомола. В 1937 году поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу, после окончания которой работал редактором в Бурятском государственном книжном издательстве.

С 1939 года — член Союза писателей СССР. В 1940 году был издан сборник пьес Тумунова.

После войны Тумунов работал ответственным секретарём правления Союза пи­сателей Бурятии. С 1947 по 1951 год учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, за­тем работал начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР.

Награды

Память

В 1986 году в родном селе писателя был открыт литературно-краеведческий музей имени Тумунова.

Сочинения

  • Сухэ Батор: Поэма / Перевод С. Шервинского. — М.; Л.: Детгиз, 1950.
  • Незабываемые дни. — Улан-Удэ, 1952.
  • Золотой дождь: Роман / Перевод Инн. Луговского. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958.
  • Из произведений военных лет. — Улан-Удэ, 1960.
  • Степь проснулась/ Авториз. пер. А. Митрофанова и С. Родова]. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.
  • Утро на Байкале: Стихи. — М.: Мол. гвардия, 1949.

Литература

  • Писатели Восточной Сибири: Биобиблиогр. указат. — Иркутск, 1973. — С. 258—260. — 332 с. — 5000 экз.
  • Дугарнимаев Ц-А. Жамсо Тумунович Тумунов: Критико-биог. очерк / Акад. наук. СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. комплекс. науч.-исслед. ин-т. — Улан-Удэ, 1960.
  • Тумунов Жамсо Тумунович (1916—1955) // Писатели Бурятии: Биограф. Справочник. — Улан-Удэ, 1994.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Жамсо Тумунович Тумунов ( 5 февраля 1916 , село Таптанай, ныне Агинского Бурятского округа Забайкальского края — 12 января 1955 , Улан-Удэ) — бурятский советский писатель, драматург. Писал поэзию и прозу на бурятском языке.

Содержание

Биография

С 1927 года по 1934 год учился в Табтанайской школе крестьянской молодежи. После окончания школы работал учителем в Зуткулейской начальной школе Агинского округа, а в 1935 году его назначили заведующим отделом Еравнинского райкома комсомола. В 1937 году поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. После окончания сельскохозяйственной школы работал редактором в Бурятском госу­дарственном книжном издательстве.

С 1939 года член Союза писателей СССР. В 1940 году был издан сборник пьес Тумунова.

После войны Тумунов работал ответственным секретарем правления Союза пи­сателей Бурятии. С 1947 года по 1951 год учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, за­тем работал начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР.

Награды

Память

В 1986 году в родном селе писателя был открыт литературно-краеведческий музей имени Тумунова.

Сочинения

  • Сухэ Батор: Поэма / Перевод С. Шервинского. – М.; Л.: Детгиз, 1950.
  • Незабываемые дни. — Улан-Удэ, 1952.
  • Золотой дождь: Роман / Перевод Инн. Луговского. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958.
  • Из произведений военных лет. — Улан-Удэ, 1960.
  • Степь проснулась/ Авториз. пер. А. Митрофанова и С. Родова]. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.
  • Утро на Байкале: Стихи. – М.: Мол. гвардия, 1949.

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Тумунов, Жамсо Тумунович" в других словарях:

Тумунов Жамсо Тумунович — (5.2.1916, село Таптанай, ныне Агинского Бурятского национального округа Читинской области, ‒ 12.1.1955, Улан Удэ), бурятский советский писатель. Член КПСС с 1939. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1951).… … Большая советская энциклопедия

Жамсо Тумунович Тумунов — Тумунов Жамсо Тумунович (родился 5 февраля 1916 года в селе Таптанай, ныне Агинского Бурятского национального округа Читинской области, умер 12 января 1955 года в Улан Удэ), бурятский советский писатель, драматург. Писал поэзию и прозу на… … Википедия

Тумунов — Тумунов, Жамсо Тумунович Тумунов Жамсо Тумунович (родился 5 февраля 1916 года в селе Таптанай, ныне Агинского Бурятского национального округа Читинской области, умер 12 января 1955 года в Улан Удэ), бурятский советский писатель, драматург. Писал… … Википедия

Жамсо Тумунов — Тумунов Жамсо Тумунович (родился 5 февраля 1916 года в селе Таптанай, ныне Агинского Бурятского национального округа Читинской области, умер 12 января 1955 года в Улан Удэ), бурятский советский писатель, драматург. Писал поэзию и прозу на… … Википедия

Тумунов — Жамсо Тумунович (5.2.1916, село Таптанай, ныне Агинского Бурятского национального округа Читинской области, 12.1.1955, Улан Удэ), бурятский советский писатель. Член КПСС с 1939. Участник Великой Отечественной войны 1941 45. Окончил ВПШ… … Большая советская энциклопедия

Жамсо Тумунов: 100 лет со дня рождения первого бурятского романиста

Выживший

В те зимние дни он со своими однополчанами, сражавшимися в составе 3-го Белорусского фронта, участвовал в проведении тяжелейшей Инстербургско-Кенигсбергской операции. Удачный исход операции означал овладение городом-крепостью Кенигсберг, этой цитаделью воинственного тевтонского духа, и последующую ликвидацию всей восточно-прусской группировки вражеских войск.

В исторических документах и мемуарной литературе не раз отмечалось, что Кенигсберг фашисты защищали с отчаянием обреченных. Бои здесь становились день ото дня все ожесточеннее.

Но судьба хранила его, и в 1946 году отнюдь не почта доставила, а он сам, писатель-фронтовик, самолично принес домой в походном вещмешке свои драгоценные военные дневники.

Голос родины

Потом установили — случайная мина угодила в блиндаж и как раз туда, где должен был находиться капитан Тумунов…


В дружеском кругу он частенько вспоминал этот случай и заканчивал так:

Случайная пуля

Он еще и сегодня смотрится вполне на-дежным, этот почтенный восьмидесятилетний дом в глубине двора по улице Шмидта, много лет значившийся под номером 30. Непростой дом с непростым, а порой и драматическим прошлым.

Если присмотреться и знать, где искать, то на его почерневшей от времени бревенчатой стене, обращенной в сторону Селенги, еще и сегодня можно обнаружить… след пулеметной очереди. След почти исчезнувший, как зажившая рана. Тут такая история.


Трагический этот случай не имел большого резонанса. Только на окрестных улицах некоторое время посудачили с опаской, вполголоса, и постепенно все забылось.

А между тем ничего секретного, необъяснимого в данном случае нет. В районе нынешнего аэропорта в те годы располагался военный аэродром с ремонтными мастерскими. Летчики, прибывшие прямо с фронта, совершали в небе Бурятии облет отремонтированной техники, имитировали воздушный бой, стреляли по мишеням из авиационного пулемета ШКАС. Война приучила их действовать жестко, реагировать не думая — ведь малейшее промедление там, на войне, стоило бы жизни. Так что, следуя привычке, они даже в полете над мирной долиной Селенги вполне могли на краткий миг ощутить себя снова в бою и отреагировать соответствующим образом. И кто их, фронтовых летчиков, за это обвинит.

Выстрел с неба — из боевого самолета — убивает старушку, которая, ни о чем не подозревая, пьет чай у себя на кухне. В этом видится некий знак свыше. Некий жестокий символ ХХ века.

Плакатная прямолинейность

Такого темпа, такого масштаба промышленного строительства, как в те годы, не наблюдалось ни в период развития капитализма в царской России, ни в советскую послевоенную эпоху. Вероятно, подобное повторить уже нельзя. Первый пятилетний план был выполнен за четыре с небольшим года.

Годы первой и второй пятилеток стали переломными и для заштатного уездного городка Верхнеудинска: на его лесистой окраине началось строительство крупного завода по ремонту паровозов, грузовых и пассажирских вагонов для нужд Забайкалья и Дальнего Востока. ПВЗ (ныне ЛВРЗ), это детище первой пятилетки, был задуман как цельный индустриально-жилой комплекс в социалистическом стиле, соцгородок. Иногда говорили: город-сад.

Именно тогда в старой части города, не слишком гармонируя с соседними дореволюционными постройками, украшенными богатой наружной резьбой, стали появляться эти двухэтажные деревянные дома с двумя подъездами, аскетично-типовые, без архитектурных излишеств, но зато в меру функциональные. Для своего времени это была роскошь. Их, эту примету эпохи, и поныне можно кое-где обнаружить.

Отступившие на задний план, сегодня они по-стариковски доживают свой век, но тогда, в 30-х, они являли собой многообещающую примету нового быта, социалистического, где не должно быть места тем прежним трущобам, в которых веками ютилась беднота больших и малых российских городов.

Эти дома стали одной из первых примет уже отчетливо обозначившегося в СССР уверенного подъема в важнейших сферах жизни — в промышленности, сельском хозяйстве, науке, народном образовании, медицине, культуре. В обществе росло чувство оптимизма, коллективизма, возвышающего ощущения личной причастности ко всему тому новому, что совершалось в стране Советов.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Девиз тогдашней молодежи:

Мы мчались, мечтая постичь поскорей

Грамматику боя, язык батарей!

Сэсэгма

Жамсо Тумунов родился 15 февраля 1916 года в улусе Табтанай Дульдургинского района Читинской области в семье безграмотных скотоводов.

В 1927 г. пошел в местную школу крестьянской молодежи. В старших классах с головой погрузился в работу пионерской и комсомольской организаций. Был редактором школьной газеты. Пробовал писать стихи. Увлекался художественной самодеятельностью, особенно популярной среди тогдашней молодежи.

После школы в 1934 г. получил направление в Улан-Удэнский пединститут. Но предпочел работу учителя начальной школы в сельской глубинке. С 1935 г. заведует отделом Еравнинского райкома комсомола по пионерской и комсомольской работе. Тут он много сил и времени уделяет любительским постановкам несложных спектаклей на злободневные темы, осознавая их немалый просветительский эффект. Зачастую сам сочиняет одноактные пьесы. В эти годы ему выпадает поездка на семинар комсомольских работников в Москве. Он пробивается на прием к Н.К.Крупской, работавшей тогда заместителем Наркома просвещения, и получает согласие на выделение средств для строительства и обустройства Дома пионеров в селе Сосновоозерск Еравнинского района.

В 1937 г. поступает в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Учеба в городе значительно расширяет кругозор молодого человека. Он становится частым посетителем Бурят-монгольского национального театра, который всего год назад обосновался в роскошном по тому времени новом здании. Тумунов знакомится с его актерами, такими же молодыми, как он сам, и, что и следовало ожидать, решает попробовать свои силы в серьезной драматургии.


Сегодня, оглядываясь на те довоенные годы, следует сказать, что если время, когда бурятская женщина была ″самым забитым, самым угнетенным существом, рабыней в обществе и семье, ушло безвозвратно, то в этом есть частица таланта и решимости Тумунова. Не побоимся назвать это гражданским подвигом молодого драматурга. И вместе с тем это было ответом драматурга-комсомольца на социальный заказ времени.

На границе

Прежде всего, почему комсомолец Жамсо Тумунов, тогда еще достаточно далекий от армии или погранслужбы, заинтересовался подобной тематикой? Ответ, безусловно, кроется в самом характере времени.

1932 год. Япония оккупирует Маньчжурию и на захваченной территории создает марионеточное государство Маньчжоу-го. Это была очень опасная авантюра, и истоки ее тянулись еще к японско-китайской войне 1894-1895 гг. Тогда все закончилось Симоносекским мирным договором, по которому Китай лишался Тайваня, Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и вынужден был признать суверенитет Кореи. Однако тлеющие угли кризиса сохранялись — чуть позже они разожгут пламя русско-японской войны 1904-1905 годов.

1932 год стал развитием и продолжением многоходовой империалистической игры. Сотворив Маньчжоу-го, японская военщина подобралась непосредственно к границам СССР. Обстановка здесь резко осложнилась. Начиная с 1934 г. и до начала боевых действий у озера Хасан в июле 1938 года были зафиксированы сотни случаев нарушения сухопутных границ и почти 50 случаев вторжения японской авиации в воздушное пространство СССР. В Советском Союзе внимательно следили за все более наглыми вылазками Японии.

Война началась

7 июля 1937 года начался очередной этап японско-китайской войны. Войска вторгшегося агрессора стали быстро продвигаться в глубь Китая. Кстати, именно этот год отмечен чудовищным военным преступлением — Нанкинской резней.

Некоторые японские части устремились в направлении границ МНР, имевшей общую границу с СССР от станции Отпор (ныне — Забайкальск) до Байкала. Таким образом, в случае оккупации Монголии японцы выходили прямо к границам Союза, угрожая перерезать Транссибирскую магистраль.

Советское правительство такое развитие событий предвидело. Поэтому, предвосхищая их, уже 12 марта 1936 года между СССР и Монголией был заключен договор (пакт, соглашение) о взаимопомощи, в соответствии с которым наша страна получала право при необходимости ввести на территорию МНР контингент советских войск. Поступившие к тому времени разведданные указывали на то, что 9 сентября возможно вторжение Японии в пределы Монголии, которое будет поддержано изнутри определенными прояпонскими группами.

27 августа 1937 года на монгольском аэродроме в Баян-Тумене приземлились 52 советских самолета. На следующий день из Кяхты на Улан-Батор двинулись части Красной Армии.

В мае 1939 г. японские войска все же вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. Уже упомянутый договор о взаимопомощи между СССР и МНР от 12 марта 1936 г. позволил советским войскам на законных основаниях принять участие в отражении японской агрессии. Военные действия в районе Халхин-Гола продолжались с мая по сентябрь 1939 г. и закончились поражением Японии.

Войну капитан Тумунов заканчивал уже в Берлине.

Степь проснулась

Вернувшись к мирной жизни, он работает ответственным секретарем правления союза писателей Бурятии. С 1947 года по 1951 год учится в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, а после учебы возглавляет Управление по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР.

…В 1954 г. Ц.Галсанов, талантливый поэт, председатель правления союза писателей Бурят-Монголии, был обвинен в каких-то финансовых нарушениях. Приговор местного суда оказался неоправданно суровым. Знавший его еще с довоенных комсомольских лет, Жамсо Тумунов немедленно выезжает в Москву, к Фадееву, руководителю союза писателей СССР.

Гвардии капитан, первый бурятский романист скончался 13 января 1955 года в 3 часа утра. Ему не было еще и сорока лет…

Жамсо Тумунов (1916-1955). Бурятский, советский писатель, драматург, член Союза писателей СССР, фронтовик. Автор первого бурятского романа.
Жигмит Тумунов (1921-2015). Заслуженный учитель школ РСФСР, доктор педагогических наук Монголии (1999), доктор педагогических наук России (2000), профессор.
Батор Тумунов (1940). Книгоиздатель.

Писатель, о котором не написана книга…

Талант – слово древнегреческое и означало наивысшую весовую меру. В общепринятом понимании – это дар или выдающиеся способности человека, которые даются природой всем. Полагаю, что каждый человек должен вкратце запомнить на всю жизнь притчу о талантах, где трём рабам было выдано по таланту серебра. И что же? Первый закопал его в землю, второй разменял, а третий – приумножил.

Расстояния между населёнными пунктами тут огромные: Верхнеудинск (с 1934 года Улан-Удэ), Зуткулей (Дульдургинский район), Сосново-Озёрское (Еравнинский район). До 1937 года эти населённые пункты были в одном административно-территориальном образование – Бурят-Монгольской АССР, входившей в Восточно-Сибирский край. Люди того времени размышляли этими географическими категориями. Отсюда масштабы и представления, которые должны возникнуть у читателя при изучении жизни и творчества Жамсо Тумунова и людей того времени.
Исследователи отмечают, что Жамсо Тумунов ездил в Москву для участия в работе семинара заведующих отделами пионерской и комсомольской работы. Поразительно, что бурятский юноша (почти мальчик!) добился в Москве встречи с Н. К. Крупской и обосновал ей необходимость строительства Дома пионеров в Сосново-Озерске. Вернувшись из Москвы, он руководил строительством Дома пионеров, который построили за четыре месяца.
Исследователи подчёркивают, что с юных лет Жамсо Тумунов активно участвовал в развитии детского творчества, самодеятельности, науки, образования, культуры, литературы, музыки… Это была деятельная троица – Цокто Номтоев, Жамсо Тумунов, Жамьян Балданжабон. О чём они мечтали, какие мысли вдохновляли их? Народ должен стать обществом культурных и образованных людей – таковой была цель многих и многих бурят-монголов того времени. Таковой же, конечно, должна быть цель всех бурят-монгольских интеллектуалов современности. Культура и образование не достигаются за срок жизни одного поколения, которое может заложить только основы и начало развития народа.

Конечно, в послевоенные годы умы литераторов будоражили насущные темы: война и восстановление, история и современность. Но что, в связи с жизнью и творчеством Жамсо Тумунова, должно волновать нас? Информационные технологии современности и будущего позволяют и позволят без труда ознакомиться, практически, с любыми произведениями авторов миро-вой литературы. Не будет исключением и Жамсо Тумунов. Тем более, что у него есть довольно большое количество исследователей и биографов, написавших внушительные по объёму и количеству материалы. Но дело не в этом, а в том, что укоренившиеся шаблоны не дают возможности для реальной оценки, а, следовательно, и развития современникам. Вот почему я считаю, что жизнь и творчество Жамсо Тумунова – пока ещё не написанная для потомков книга.

Смею надеяться, что будущие исследователи творчества и биографии Жамсо Тумунова оставят в покое существующие о нём (и о других!) шаблоны и взгляды, повторяющиеся в периодике и сетях, увидев жизнь и творчество этого удивительного человека в связи с прошлым и настоящим бурят-монгольского народа, где обязательно будут присутствовать его (и наши!) не простые, очень талантливые и даровитые, предки и потомки.
Некоторые примеры для такого видения я дал в начале рассказа о нашем герое. Думаю, что он был бы согласен с ними. Уверенность в этом мне придаёт ощущение духовного родства с Жамсо Тумуновым и его поколением. Ведь у нас была и остаётся одна цель: наш народ должен стать обществом культурных и образованных людей.
Для того, чтобы увидеть жизнь без шаблонов, переведём все времена в настоящее: в упоминаемом прошлом рассказывает бурят-монгольские сказания бабушка Сэжэ, а в будущем – говорят на разных языках и владеют со-временными технологиями наши потомки. Между ними – суровое и счастливое время, в котором живёт и творит неутомимый Жамсо Тумунов, сохраняя потомкам прошлое и открывая дорогу в будущее. Как и всякий настоящий Мастер.
Вечность и Бытиё в таком видении…


Издатель и свидетель

Теперь об имени…

Мы продолжаем идти с ним по Улан-Удэ, неожиданно, как и всегда, он поворачивается ко мне и, увлечённый идей, говорит:
- А не поехать ли нам с тобой в Дульдургу, в Таптанай? Или сначала в Китай? В Монголию? Всюду – история и родство Тумуновых, особенно моего отца, а я – просто свидетель. Не может быть, чтобы это просто так оборвалось.
Даже не знаю, как ему отвечать. В общем, идём.


Учёный. В осеннем Таптанае


Кстати, о фамилии. Навер­ное, как и во многих случаях с бурятскими именами и фами­лиями, тут постарались работ­ники паспортного стола: как ус­лышали, так и записали. Если не ошибаюсь, правильное написа­ние – Тумэн, что означает много изобилия, тьма, десять тысяч.

Родом из детства

Родился он 15 февраля 1916 года в улусе Таптанай. В Россий­ской империи места компакт­ного проживания разных наро­дов не выделяли в республики или округа. Место в 1916 году называлось Таптанайский булук Читинского уезда Забайкальской области, позже – село Тап­танай Дульдургинского района Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читин­ской области.

Как правило, в таких случаях пишут, что его (и многих других) родители и сородичи были про­стые и неграмотные скотоводы, что должно навести на мысль о необразованности, невеже­стве, дикости, после чего подразумеваются выводы вообще об уровне развития всего наро­да. Нет, категорически – нет! До­говоримся, что такие абсурды и шаблоны, убивающие разви­тие на корню, больше никогда применять не будем. И начнем такую практику с биографии Жамсо Тумунова, что весьма обрадовало бы его самого. Тем более мне рассказывали, что он был очень жизнерадостным и оптимистичным человеком.

Насколько мне известно, он приходится родственником Петру Бадмаеву, Гомбожабу Цыбикову и другим образован­ным бурятам своего времени. Да и как он мог стать литерато­ром, общественным и государ­ственным деятелем и общаться с главными писателями (и не только!) огромного СССР, если бы этому не предшествовали традиции его родословной?

Биографы пишут, что в 1927 году, в 11 лет, Жамсо поступил в Табтанайскую школу крестьян­ской молодежи. О начальной школе не пишут. Это означает, что в 11 лет мальчик знал грамо­ту и счет. Учился в этой школе 7 лет и сразу получил направле­ние в Бурятский пединститут. После 7 лет школы в институт? Этот факт еще раз доказывает, что было дополнительное образование в своей, домашней, среде, самообразование до уровня серьезных познаний. Та­лант и способности лидера ста­ли в нем раскрываться в школьные годы. В старших классах Жамсо принимал активное участие в общественной рабо­те, был лидером в пионерах, в комсомоле, редактировал и выпускал школьную газету. Пу­бликовал в ней материалы о школьной жизни, о событиях в артелях и колхозах. Его назна­чили пионервожатым.

Учить и учиться

В институт отправился в 1934 году, но ему довелось не учиться самому, а учить дру­гих. В национальных школах не хватало учителей, в партийных и руководящих органах подби­рали кадры учителей из актив­ных выпускников школ. Жамсо Тумунова направили учителем в Зуткулейскую начальную шко­лу, а в 1935 году его, 19-летнего назначили завотделом Ерав­нинского райкома комсомола.

Расстояния между насе­ленными пунктами тут огром­ные: Верхнеудинск (с 1934 года Улан-Удэ), Зуткулей (Дульдур­гинский район), Сосново-Озёр­ское (Еравнинский район). До 1937 года эти населенные пункты были в одном админи­стративно-территориальном образование – Бурят-Монголь­ской АССР, входившей в Восточ­но-Сибирский край. Люди того времени размышляли этими географическими категориями. Отсюда масштабы и представ­ления, которые должны возник­нуть у читателя при изучении жизни и творчества Жамсо Ту­мунова и людей того времени.

Исследователи отмечают, что Тумунов ездил в Москву для участия в работе семинара заведующих отделами пионер­ской и комсомольской работы. Поразительно, что бурятский юноша (почти мальчик!) добил­ся в Москве встречи с Крупской и обосновал ей необходимость строительства Дома пионеров в Сосново-Озёрске.

Вернувшись из Москвы, он руководил строительством Дома пионеров, который по­строили за четыре месяца.

Исследователи подчерки­вают, что с юных лет Тумунов активно участвовал в развитии детского творчества, самодея­тельности, науки, образования, культуры, литературы, музы­ки… Это была деятельная тро­ица – Цокто Номтоев, Жамсо Тумунов, Жамьян Балданжабон. О чем они мечтали, какие мысли вдохновляли их? Народ должен стать обществом культурных и образованных людей – таковой была цель многих и многих бу­рят-монголов того времени. Та­ковой же, конечно, должна быть цель всех бурят-монгольских интеллектуалов современности.

Жамсо все время учился. В 1937 году он поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Пушкин и Горький, Шолохов и Гоголь, языковедение и ли­тературоведение – стали его основными приоритетами для развития. Он редактировал га­зету школы, был непременным участником художественной самодеятельности.

В 23 года его приняли в ряды КПСС и в члены Союза писате­лей СССР. Основным местом ра­боты стало Бурятское книжное издательство.

Огромное влияние на него оказали служба в армии и война. Вся его биография – нераскры­тые тайны и пока нигде не отражен­ные факты.

После войны – ответствен­ный секретарь правления Со­юза писателей Бурятии. Четы­ре года, с 1947 по 1951-й, жил и учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве. Вернувшись, работал началь­ником Управления по делам ис­кусств при Совете Министров Бурятской АССР.

Здесь только основные вехи яркой судьбы Жамсо Тумунова, которая закончилась в непол­ных 39 лет. Он оставил богатей­шее наследие, которое живо и продолжает оказывать силь­нейшее влияние на развитие бурятского народа до наших дней!

Поражает литературная плодовитость фронтового офи­цера, новизна в прозе. Иссле­дователи подчеркивают, что в бурятской литературе такой прозы еще не было, что это синтез публицистики и худо­жественной прозы. Это было новое эстетическое качество. (Я бы отметил такое сочетание и в произведениях современных бурятских авторов. Полагаю, что литература Жамсо Тумунов опережала время).

Яркое наследие

Но что в связи с жизнью и творчеством Жамсо Тумунова должно волновать нас? Инфор­мационные технологии совре­менности позволяют без труда ознакомиться, практически, с любыми произведениями авторов мировой литерату­ры. Не будет исключением и Тумунов. Тем более что у него есть довольно большое число исследователей и биографов, написавших внушительные по объему и количеству материа­лы. Но дело не в этом, а в том, что укоренившиеся шаблоны не дают возможности для ре­альной оценки, а следователь­но, и развития современникам. Вот почему я считаю, что жизнь и творчество Жамсо Тумунова – пока еще не написанная для потомков книга.

Читайте также: