Новые подходы в изучении отечественной истории казахстана кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. Взгляды на исторический процесс
• Первая теория – о божественном происхождении
человека.
• В мифологии любого народа существует сказание о
возникновении мира и человека. Народы,
проживавшие у моря, верили, что их предок возник
из морских рыб или морских животных, а народы,
проживавшие в лесах, говорили о том, что люди
произошли от животных.
• У каждого племени был свой предок-покровитель.
• Но везде присутствуют боги или бог, создавший
весь мир и человека.
из 20
7

2. Взгляды на исторический процесс
• В древнееврейском
Талмуде, который у
христиан называется
Библией, утверждает,
что человек создан
Богом на шестой день
сотворения мира.
• Произошло это за
3760 лет до рождения
Христа.
из 20
9

2. Взгляды на исторический процесс
• Данная гипотеза больше основывается на
вере, чем на научных доказательствах.
• Хотя, особенно в последнее время,
появляются исследования, в которых пытаются
доказать, что данные Библии не совсем
фантастичны, а основаны на некоторых
реальных событиях, которые затем, в
пересказах, приукрашивались, дополнялись,
искажались и, в связи с этим, становились
совсем фантастичными.
из 20
10

2. Взгляды на исторический процесс
• Вторая теория – уфологическая.
• Уфологи занимаются изучением
неопознанных летающих объектов (НЛО) и
среди них есть группа, которая утверждает,
правда без достаточных доказательств, что
все НЛО – это инопланетные космические
корабли.
из 20
11

2. Взгляды на исторический процесс
• Данная теория
практически не имеет
научных
доказательств.
• Все попытки
основываются на
доказательствах,
которые практически
невозможно
проверить.
из 20
12

2. Взгляды на исторический процесс
• С научной точки
зрения она наиболее
обоснована.
• Поэтому на неё мы и
будем опираться.
из 20
14

3. Этапы исторического процесса
• Для удобства исторический процесс
разделили на этапы.
• В разделении исторического процесса
применяют два основных принципа –
временной (хронологический) и
социальных отношений.
из 20
15

3. Этапы исторического процесса
• История первобытного общества.
Охватывает период от выделения человека
из живой природы (примерно 7 млн. лет
назад) до появления первых
государственных объединений (IV-III тыс. до
н.э.). Как видим это самый длительный
период в истории человечества.
из 20
16

3. Этапы исторического процесса
• Следующий этап - история Древнего мира
(от IV-III тыс. до н.э. до 476 н.э.).
• Этот период связан с господством
рабовладельческих отношений.
• История средних веков (от 476 г. н.э. до
1640 года).
• Это период господства феодальных
отношений.
из 20
17

3. Этапы исторического процесса
• История Нового времени (от 1640 до 1914
года).
• Это период формирования и развития
капиталистических отношений.
• История Новейшего времени (от 1914 года
до современности).
из 20
18

4. Особенности исторических
этапов на территории Казахстана
Скифо-сакский период (VIII -IV века до н.э.)
Усуни и канглы (III-II века до н.э. – IV в. н.э.)
Тюркский период (VI в. н.э. – XIII в.)
Монгольский период (XIII в. – XV в.)
Казахское ханство (XV в. – XVIII в.)
Вхождение в состав Российской империи (XVIII
в. – нач. XX в.)
• Советский период (1917 год – 1991 год)
• Независимый Казахстан (1991 год – до
настоящего времени).
из 20
19

Исторической науке Казахстана еще предстоит освоить в полном объеме всё то знание, которое было накоплено мировой гуманитарной мыслью.

Современное развитие исторической науки основано на идеях междисциплинарного синтеза и методологического плюрализма, характеризуется критикой формационного подхода и постепенной его сменой цивилизационным концептом, освоением западного научного потенциала и осмыслением познавательных возможностей неклассического гуманитарного знания.

Советская историческая школа, занимая марксистскую идеологическую и политическую позицию, не допускала сомнений в объективности собственного познания истории. Марксизм был для нее истиной и, следовательно, все, написанное с его позиций, было истинно. Всемирно-исторический процесс был представлен как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. При этом методология марксизма-ленинизма схематизировала прошлое; уделяла основное внимание классам и партийной принадлежности; абсолютизировала революционное и преуменьшала значение эволюционного развития; не придавала значения ментальному уровню народов. Формационный подход не позволял выйти за рамки теории и практики построения социализма. Многие проблемы истории Казахстана не могли быть решены в рамках этого подхода.

Советские историки практически не имели возможности знакомиться с новыми тенденциями западной историографии. Майкл Дэвид-Фокс, Питер Холквист и Маршалл По в своей аналитической статье, посвященной, помимо прочего, характеристике советской историографии, пишут: «В советской историографии можно найти лишь слабые отзвуки школы “Анналов” (Ф.Бродель), социальной истории (Э.П. Томпсон), компьютеризированного количественного исторического анализа (Computer-Aided Quantitative History, Роберт Фогель), антропологической истории (Н. Земон Дэвис), истории мировых систем (И. Валлерстайна) и т.п. и т.д. Столь же редко встречаются и отголоски социологических теорий, породивших такое множество новых школ (а также просто скоротечных модных веяний) в западной историографии.

С этим утверждением трудно поспорить. Безусловно, потеряно слишком много времени, но за прошедшие годы практически было преодолено расстояние в семьдесят лет. Теории и методы, с которыми еще вчера научное историческое сообщество постсоветского пространства едва ли было знакомо, сегодня становятся основным инструментарием изучения любого хронологического отрезка истории страны. При этом особо хотелось бы подчеркнуть, что среди достаточно большого числа позитивных перемен, происходящих в развитии гуманитарных наук на всем постсоветском пространстве, в современной историографической науке имеют место следующие ограничения – отсутствие специального языка и понятийно-терминологического аппарата, большое наследие других наук (философии, социологии, политологии, лингвистики, литературоведения, литературной критики и др.). Последнее само по себе не является недостатком. Однако необходимость выработки собственного языка и исследовательского инструментария назрела довольно давно.

Отказ от марксистской парадигмы привел к поиску новой методологии. Но этот процесс не завершен, и в настоящее время продолжается переосмысление опыта, накопленного исторической наукой, поскольку универсальной методологии не существует.

Начиная с XIX века, на Западе шел активный спор об объективности исторических сочинений и поиск новых методологий познания. На смену формационного подхода пришел цивилизационный, в рамках которого развитие человеческого общества представляет собой совокупность циклов развития отдельных социальных систем – цивилизаций. Цивилизационный подход имеет преимущества перед формационным, поскольку сочетается с социокультурной историей, но очевидно и то, что этот подход также не является универсальным.

Можно выделить в качестве самостоятельной теории концепцию циклов, которую в разное время разрабатывали Дж. Вико, О. Шпенглер, отчасти А. Дж. Тойнби, Ф. Бродель, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и другие.

Идеи прогресса и поступательности мировой истории также имеют глубокие корни в исторической науке. Согласно этой теории, общество призвано идти по пути прогресса, и история человеческого общества рассматривается как движение вперед, от худшего – к лучшему, от дикости к цивилизации. Но она также не может стать парадигмой, поскольку исторические представления о развитии общества и в этом случае зачастую.

воспринимаются неадекватно основной идее данной теории. Кроме того, нельзя утверждать, что теорию прогресса поддерживают все историки.

Синтез теорий прогресса и теории локальных цивилизаций открывает возможность построения методологии, формирующей адекватное цивилизационное сознание. Восприятие исторического процесса на этой основе также позволяет осознать, что мир бесконечен.

Помимо названных подходов, существенным дополнением для развития современной методологии истории является политологический подход, предоставляющий возможность сравнивать политические системы и делать объективные выводы об исторических и политических процессах. Теория ментальностей, в свою очередь, позволяет вводить в научный оборот совершенно новый круг исторических источников, отражающих повседневную жизнь людей, их мысли и чувства и более адекватно реконструировать прошлое через взгляд человека, жившего в этом прошлом.

Обогащает современную методологию исторической науки синергетический подход, который позволяет рассматривать каждую систему как определенное единство порядка и хаоса. Известен в мировой исторической науке волновой подход, акцентирующий внимание на волнообразном характере эволюции сложных социальных систем. Заслуживают внимания и другие подходы: историко-антропологический, феноменологический, историософский и др.

В последние десятилетия ХХ века возник, причем отнюдь не по инициативе историков, бурный интерес к социальным представлениям о прошлом, существующим в современном обществе. Происходит осмысление локальных сообществ в качестве субъектов исторического процесса. Адекватный метод достижения этой цели предлагает феноменологическая источниковедческая парадигма гуманитарного знания, в частности метод компаративного источниковедения. Данный метод позволяет, в частности, проводить сравнительный анализ источников по локальной истории; изучать интеллектуальную историю; историю повседневности; городскую историю; гендерную историю, новую биографику и т.д.

(равно как и настоящего и будущего), выгодный интеллектуальным и политическим элитам.

Новые возможности и перспективы в изучении истории Казахстана открывают современные направления в исторической науке, и мы бы хотели кратко остановиться на их характеристике. Все подобные исследования осуществляются с позиций полидисциплинарного подхода, методами, выработанными гуманитарными науками в конце XX – начале XXI века, и в частности микроисторией и устной историей.

Микроистория или локальная история. Историческое движение можно рассматривать сквозь призму: натурализма, социологизма, мега-истории, теологизма, культурологизма (макроистория), антропологизма (микроистория). Например, через анализ действий человека в истории, привлекая к рассмотрению его потребности, интересы, мотивы действий; восприятие мира и систему ценностей; условия жизни и быта в разные исторические эпохи.

Историческое пространство также может быть представлено различными форматами. Как правило, выделяют глобальную историю, стадиальную историю, локальную историю, микроисторию. В последнее время все больше внимания уделяется последней.

Понятие и само слово "микроистория" впервые употребил Фернан Бродель. Микроистория близка к истории быта, но вырабатывает собственные методы, пересматривая и реконструируя категории классической социальной истории. Кроме того, микроистория позволяет использовать многообразие способов изложения эмпирического материала, будь то на уровне макроистории, или "глобальной истории". Сегодня данное направление является одним из влиятельных направлений в мировой исторической науке.

Тема исторической памяти приобрела известность позже, чем методы устной истории, несмотря на то, что признанное ныне классическим сочинение Мориса Хальбвакса “Коллективная память” увидело свет в 1950-м, спустя годы после гибели автора от рук нацистов.

 все более интенсивное политическое, туристическое, коммерческое использование прошлого

 потеря учеными-историками монопольной привилегии на интерпретацию прошлого

Свойственный устной истории “интерес к жизни любого человека” называют современным сентиментализмом, одной из форм социальной и человеческой защиты “маленьких людей”, обретающих чувство собственной значимости в процессе “проговаривания себя”. 6

Но не только субъективность метода и объекта сближают устную историю с исследованиями памяти. Само осуществление устной истории являет собой диалог между двумя носителями памяти: информантом и исследователем.

По определению П.Томсона “память — это поле битвы”. Вследствие чего чрезвычайно важно, солдатом какой из сражающихся на этом поле армий является исследователь. Кроме того, необходимо уяснить будут ли его воспринимать как “своего” или “врага”, а интервью будет являться “разговором по душам” или “допросом с пристрастием”

Предугадать заранее распределение ролей между участниками интервью, от которого зависит, какой сегмент памяти будет задействован, совсем не просто, и в этой творческой непредсказуемости исследовательского процесса, наверное, кроется одна из причин популярности устной истории.

Интеллектуальная история изучает историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в её историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.

В центре внимания истории повседневности – реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.

В фокусе анализа историка повседневности изучение социального с точки зрения индивида, изучается не просто быт, а повседневное сознание и поведение. Индивид в исследованиях повседневности должен быть воспроизведен действующим на жизненной сцене в заданных обстоятельствах (природных, временных, политических), показан определяющим ситуацию, конструирующим – совместно с другими – социальные роли и играющим их.

Новая биографика позволяет изучать биографию как социальный феномен. В рамках данного подхода возможен поиск деталей биографии и жизненного пути, парадоксов биографии, пространства и времени биографии. Позволяет выявить, что хранит биографическая память и для чего. Одним из методов данного подхода является биографическое интервью.

Современная историческая наука Казахстана переживает комплекс качественных изменений, связанных с переходом от классической к не- и постнеклассической научной парадигме. Современная ситуация в методологии историографии Казахстана характеризуется отказом, хотя иногда и формальным, от формационного подхода, развитием идей цивилизационной концепции и использованием модернизационной теории для изучения ряда социально-экономических сюжетов. Неклассические тенденции проявляются, прежде всего, в анализе синергетической парадигмы. Исторической науке Казахстана еще предстоит освоить в полном объеме всё то знание, которое было накоплено мировой гуманитарной мыслью.

2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в экономической перспективе // Ab Imperio. – 2002. – № 4. – С. 15 – 42.

5. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.-М.: Прометей,1993.

6. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории.-СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2003.-268с.

7. Семья, дом и узы родства в истории.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2004.-285с.

8. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память

10. Kamp M. The new Woman in Uzbekistan. Islam, Modernity. And unveiling under communism.-Seattle-London:University of Washington Press, 2006.-332p.; ХХ век глазами женщин Узбекистана/ собиратель первич. Материала, авт. Предисл., заключения, глоссария и примеч. Марфуа Тохтаходжаева.-М.: Наталис, 2008.-312с.

11. Хрестоматия по устной истории.-СПб.: Изд-во Европейского университета, 2003.-396с. 9

12. Лоскутова М.В. Устная история: методические рекомендации по проведению исследования.- СПб.: Европейский Дом, 2002.-56с.

Ковальская С.И. д.и.н., профессор кафедры истории Казахстана ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Безусловно, главным вопросом профессионального образования является вопрос воспитания квалифицированных, конкурентноспособных, востребованных специалистов в условиях рыночной экономики, которые могли бы приспосабливаться в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях времени.

И, конечно же, сегодня, с укреплением независимости нашего молодого государства, обновлением сознания народа, кардинально меняются требования к системе образования, в том числе, к изучению истории страны. Главная задача в изучении истории Казахстана — формирование национального духа и патриотического воспитания у подрастающего поколения.

На сегодняшний момент формирование будущего специалиста происходит на основе традиционных методов обучения, где предполагается общение преподавателя и учащихся, где постоянно ведется контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью учащихся. При таком директивном характере учебной модели происходит только диалоговый момент, где учащийся воспроизводит полученную от преподавателя готовую информацию, при этом заинтересованность учащегося в процессе обучения очень низка.

Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Внедрение нетрадиционных инновационных технологий существенно влияет на образовательно- развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирование индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности преподавателя и учащихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, самостоятельная деятельность учащихся, индивидуализация.

Важной особенностью инновационных подходов в обучении является направленность на творческое развитие учащихся, необходимость подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов и приемов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащегося. Иначе в современных условиях развития рынка образовательных услуг для достижения эффективности и качества учебного процесса преподавания отечественной истории должно сочетать в себе как директивную, так и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения. Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Причем сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодествия преподавателя и учащегося. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры.

Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствуют сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Деловые или ролевые игры ориентированы на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов — чайндаты по истории Казахстана, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование учащегося в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы учащихся на несколько частей и исполнении каждым из учащихся (или группы) определенных функций, связанных с выполнением учебного процесса.

Другим эффективным методом можно назвать кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения учащийся самостоятельно принимает решения и обосновывает его. Метод кейс-стади- это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. В целом, метод УКС позволяет:

  • Принимать верные решения в условиях неопределенности;
  • Овладеть навыками исследования ситуации;
  • Разрабатывать план действий;
  • Применять полученные теоретические знания на практике.

Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы.

К эффективным методам обучения можно отнести исследовательский прием, который направлен на коллективную работу в группе — когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших группах — на семинарских занятиях. Сюда можно отнести:

а) работу учащихся с наглядными пособиями по истории Казахстана — это карты, схемы, таблицы, обзорные и тематические экскурсии по историческим музеям как работа с наглядным материалом;
б) работу учащихся с историческими документами;
в) использование технических средств обучения как совмещение различных методик в ходе одного занятия.

В изучении истории Казахстана достойное место занял метод проектов, который способствует высокой самостоятельности учащихся. Преподавателю отводится роль координатора, он только направляет деятельность учащихся. Учащиеся исследуют выбранную тему, собирают наиболее полную информацию о ней, используюя современные технические средства.

В системе педагогической деятельности особое место занимают интегрированные уроки. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков — это один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Сегодня, говоря об образовании, специалисты стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся и строить процесс обучения так, чтобы цели и задачи обучения соответствовали возможностям и желаниям и учащихся, и социальному заказу казахстанского общества.

Также нельзя упускать из виду тот факт, что современное образование должно соответствовать и международным стандартам обучения.

Проведенный совместно с учеными и преподавателями истории Казахстана анализ ситуации, сложившейся в исторической науке, позволяет сделать следующие рекомендации по улучшению качества исторического образования:

а) необходимо на государственном уровне сделать фотокомпозиции, фильмы по определенным темам по истории Казахстана;
б) по курсу предмета подготовить методические пособия с разработками уроков, с разноуровневыми заданиями и т. д.
в) соответственно специфического подхода обучения в учебниках должны быть освещены дифференцированные вопросы и задания;
г) преподаватели истории Казахстана должны в своей деятельности использовать современные методы и технологии отечественного и зарубежного образования.

Решая эти задачи, только тогда образовательная сфера нашего государства может отвечать требованиям модернизации современного общества.

Список использованной литературы:

Ю. Зуева и др., посвященные средневековой, новой и новейшей истории Казахстана. Они увековечили память незаконно репрессированных деятелей движения Алаш, жертв массового голода 1931–1933 гг., выявили новые аргументы и факты в защиту исторической миссии и честного имени Абылай хана и Кенесары, разоблачили кровавые деяния атамана Ермака.

День памяти жертв политических репрессий согласно указу Президента от 5 апреля 1997 года, отмечают ежегодно 31 мая. Жесткая политика государства в то время приводила к значительным жертвам среди населения. Репрессии затронули миллионы советских граждан.

93. 1998 год - год национальной истории.Сохранение культурного наследия. Приобретение независимости Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Қ аза қ стан Республикасыны ң бiлiм жә не ғ ылым министрлiгi

Министерство образования и науки Республики Казахстан

коммуналдық мемелекеттік мекемесі

Коммунальное г осударственное учреждение

СТАТЬЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ИСТОРИКОВ НА ТЕМУ:

КГУ Петровский аграрно-технический колледж

с. Петровка 2014г

«Надо помогать людям эффективно учиться,

П. Фани, А. Мамфолд

Цель: А ктуализация знаний об инновационных методических подходах в преподаваний истории Казахстана .

инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;

внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы учебных заведении.

ин терпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского

Кроме того, преподавателю очень важно самому разобраться в концептуальном и теоретическом плане в спорных, неоднозначно трактующихся исторических фактах и событиях, и, наконец, с особой тщательностью подходить к вопросу подбора рекомендуемой учебно-методической литературы для учащихся. Целью большинства инновационных педагогических методик является формирование у учащихся умения выстраивать систему собственных аргументированных суждений. Этому служит диалог учащегося и педагога. Преподаватель задает группе проблемные вопросы, учащиеся их обсуждают, на основе имеющихся у них знаний приходят к каким-то решениям и формулируют новые вопросы преподавателю.
Специфика инновационных методов в преподавании истории Казахстана.

Для предмета истории Казахстана все инновационные методы основываются на представлении о многозначности оценок любого исторического события. Если мы не научим учащихся воспринимать многозначность оценок исторических событий, нам никогда не удастся добиться у них целостности восприятия исторического процесса, всегда многозначного, многомерного, со сложными внутренними связями.

Исторические события несут разное будущее для своих участников. Учащиеся должны это осознавать, и любая инновационная методика должна принести им это понимание. Если темой урока, например, является Великая Отечественная война, я не могу рассказывать о ней оценочно: положительно или отрицательно. Я даю учащимся различные исторические источники — документы, фрагменты воспоминаний представителей разных сторон, и на основании всего этого предлагаю вопросы для обсуждения. Особенно важно при этом, чтобы учащиеся научились отличать ангажированные источники от не ангажированных, исторические факты от их оценок. Для этого нужно, чтобы учащиеся понимали: одно дело – документ, другое - мнение мемуариста.
Из инновационных методов преподавания истории Казахстана сейчас практикуются.

Преподаватели используют разные методы — проблемный урок, кейс-метод, проектные технологии.

Проблемный урок – это, когда преподаватель заявляет проблему и предлагает учащимся сформулировать обоснованные решения на основе источников.

Кейс-технология - берется фрагмент описания исторической ситуации, как правило, воспоминания участника, а далее учащимся предлагается решить, что нужно было бы предпринять, чтобы описанная ситуация развивалась иначе. Для того чтобы ответить на подобный вопрос, нужно хорошо владеть историческим контекстом ситуации. Такой метод способствует формированию критического мышления.

Наконец, проектные технологии нацелены на исследование по определенной исторической теме. Это самостоятельная работа, требующая навыков планирования времени, умения ставить и решать задачи.

Все методы предполагают большую самостоятельность учащихся, их диалог с преподавателем.

Диалогичные способы преподавания.

Преподавателям не свойственна диалогичность, они скорее склонны к навязыванию своих способов обучения. Сам предмет истории также не предполагает полностью бесстрастного отношения. К примеру, учителям более старшего поколения сложно придерживаться безоценочности в отношении Сталина и сталинского периода советской жизни: события нашей недавней истории могли затронуть их самих.

Если поставить себе задачу овладеть диалогичным методом, сложно работать лишь первые год-два. Потом у учащихся резко возрастает навык самоорганизации. Преподаватель, пока ведет диалог, может проследить за каждым учащимся, оценить его знания, аргументы. Он может понять, кому нужно предложить какую-то тему для самостоятельной работы, кому подсказать больше работать с фактами, кому - работать над аргументацией.

Когда мы даем учащимся различные первоисточники, нам сложно самим сформировать у них системность мышления: первоисточники создают довольно разрозненную картину. У самих учащихся, живущих в мире жесткого информационного давления, системность сама по себе не формируется. С мнением, высказываемым в учебнике, учащиеся могут и не соглашаться. Главное, чтобы они могли грамотно аргументировать собственное критическое отношение.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность преподавателя и учащихся на уроках истории. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса методики преподавания истории. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

Схемы и таблицы помогут преподавателю:

- отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

- соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

- разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

- применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

- предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Процесс обучения показан как совместная деятельность преподавателя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями.

Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым учащимся, с конструированием и выращиванием знания.

Парадигма обучения Парадигма учения

Цели и задачи

Конструирование учебных ситуаций

Трансляция знаний преподавателем

Открытие и конструирование знаний учащимся

Проектирование учебных программ и курсов

Создание развивающей образовательной среды

Улучшение качества преподавания

Улучшение качества учения

Знания находятся в умах людей и формируются на основе

Знания конструируют, создают и

получают сами учащиеся

Обучение носит кумулятивный характер

Учение носит открытый характер

В центре процесса обучения находится преподаватель, который контролирует ход процесса

В центре процесса учения находится учащийся, который контролирует ход процесса

Необходимо личное присутствие преподавателя и учащегося

Необходимо наличие активного учащегося, личное присутствие преподавателя не обязательно

Лекционная система и учение обособлены и находятся в противоречии

Образовательная среда и учение способствуют взаимному развитию друг друга

Распределение ролей, отношения

Преподаватель — прежде всего передатчик информации

образовательного процесса, создатель методов учения и образовательной среды

Преподаватели и учащиеся работают независимо и изолированно

Преподаватели и учащиеся работают в одной команде

Линейное управление, независимость действий, авторитаризм

Совместное управление, работа в

Структура процесса, организация

Атомистическая: части предшествуют целому

Целостная: целое предшествует

Занятия начинаются и заканчиваются в определенное время

Образовательная среда доступна для учащегося в любое время

Оценка знаний в конце курса

Оценка знаний в начале, середине и конце курса

Оценки выставляются преподавателем

Внешняя оценка учения,

взаимооценивание и само оценивание ученой деятельности учащихся

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий и исследовательской деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные учащимися в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Учащиеся свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.

Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный преподаватель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!

Читайте также: