Теория маргарет малер кратко

Обновлено: 02.07.2024

Созависимость, теория сепарации и бюджетный вариант работы с проблемами раннего возраста
Статьи / Эмоциональная зависимость
Созависимость теория сепарации и бюджетный вариант работы с проблемами раннего возраста

Согласно теории сепарации-индивидуации Маргарет Малер человеческое Я рождается из моря-океана бессознательного постепенно и поэтапно. Созависимость – жизнь через других и для других согласно данной теории будет следствием проблем в развитии ребенка до 2-х лет.

Ребенок вырастает, но не взрослеет и не становится по-взрослому самостоятельным. Его психика продолжает функционировать на детском уровне с опорой на внешнее окружение – родители, своя семья, коллектив, государство. При всех внешних атрибутах взрослости, человек остается ребенком с характерными детскими проблемами. Ему трудно сохранять автономность, быть собой и жить от первого лица.

Рассмотрим подробнее основные положения теории сепарации - индивидуации в связи с темой созависимости
В середине прошлого века Маргарет Малер с коллегами описали несколько фаз раннего детского развития. Каждая из них занимает определенный промежуток времени, в течение которого который происходит качественный скачок в психологическом развитии ребенка.

1. Аутистическая фаза с рождения до 2-х месяцев

Для такого человека он сам, его мать и окружающий мир слиты в едином восприятии. Уже работает хватательный рефлекс и все, до чего он может дотянуться, все, что ему позволят он тащит в рот, в живот, в дом, на банковский счет.

На этой стадии не сформированы объектные отношения и человек весьма смутно понимает разницу между собой, мамой и миром. Он не умеет строить отношения с другими, не понимает, что такое межличностные границы, где заканчивается он и где начинаются другие с их желаниями, мыслями и чувствами. Внешне это может выглядеть как асоциальное поведение, как неутоленная потребность в заботе или угодническая сверхзабота о других.

Осознавание своей отдельности переживается как состояние оставленности и ненужности, а неразличение Я от Не-Я как благо. Мы знакомы с этим уровнем переживания, ностальгируя и скучая о близких, жалея себя и других, испытывая голод, нуждаясь в заботе, радуясь благополучию и комфорту, даря подарки и оставляя часть себя в другом человеке, получая подарки, чувствуя себя принятыми и безусловно любимыми, переживая экстатические состояния. Это все оттуда - из райской фазы непроявленности своего сознания и последующего симбиотического периода.

2. Со 2-го по 4-5 месяцы идёт фаза симбиоза

Вставьте мне в сердечко звёздочку, звёздочку,
Вместо ушек вставьте ракушки, ракушки,
А заместо глазок - шарики, шарики,
Вместо брючек дайте штаники, штаники,
Положите меня в ясельки, в ясельки,
Чтобы я лежал бы в люлечке, в люлечке
И пускал из носа сопельки, сопельки,
Издая при этом вопельки, вопельки.
А потом постройте радугу, радугу,
Чтоб по ней бежали гномики, гномики
Чтобы в ней бы жили кошечки, кошечки,
И кормите меня с ложечки, с ложечки.
Но вы этого не можете, не можете.
Ну так что ж вы блядь меня не уничтожите?

Взрослый созависимый на этом этапе развития не может питаться грудью и поэтому ищет другие материнские объекты: Мать Природа, Родина Мать, школа, альма-матер, фирма, госконтракты. Встречаясь с этим мы тоже улыбаемся и расслабляемся.

Главное сохранить способность улыбаться, сохранять контакт глаза-в-глаза потому что без улыбки и поглощенности друг в друге мы проваливаемся в аутичное одиночество.

Далее следует самая важная фаза, знаменующаяся обретением и обогащением Я новыми образованиями, навыками и знаниями. В этот период формируется психика.

3. Собственно фаза сепарации и индивидуации по Маргарет Малер

Дифференциация. В норме до 9 месяцев. Интерес младенца смещается на результат его действий. Он начинает интересоваться окружающим миром за пределами матери, но при этом остается в безопасном материнском пространстве.

В этот момент можно заметить, что ребенок то льнет к материнскому телу, то отстраняется от него. Он начинает по-разному ощущать свое и ее тело. Постепенно формируется образ собственного тела, создаются телесные и психологические границы.

Когда взрослый, проваливается в этот 9-и месячный возраст, он кажется вполне самостоятельным, рациональным и деятельным. У него уже есть телесная автономность, но при этом он нуждается в гарантиях безопасности.

Подфаза практики. До 15 месяцев. Ребенок воодушевлен своими способностями и достижениями. Он может поднять и кинуть мяч, может сам дойти до другой стены, может сломать или собрать игрушку, победить в соревновании, стать начальником, похудеть на 30 килограмм, купить машину, заработать первый миллион и пр.

На этой подфазе формируется интрапсихический образ матери и младенец начинает чувствовать себя значительно увереннее. Он уже может убегать от матери, играть с незнакомцами, заниматься с ними сексом, ходить на работу и пр.

Самое зрелое решение, которое может принять человек в этом условном 15-и месячном возрасте – это пойти на консультацию к психологу. И, возможно, у психолога получится стать достаточно хорошей и надежной матерью. При случае ей даже можно будет сказать, что она недостаточно внимательная и отзывчивая.

Главное не разрывать на этом этапе отношения, так как впереди ожидают более взрослые приключения и практики.

Репрошман (возвращение). Приблизительно до 2 лет.

Именно в этом раннем возрасте ребенок получает первую социальную прививку для управления фрустрациями и агрессией. У кого-то она способствует развитию иммунитета и терпимости, у кого-то возникает раздражение и отреагирование, у кого-то инкапсуляция агрессии и кисты. Иногда в буквальном смысле.

Многое зависит от концентрации болезнетворного насилия и зла в среде обитания. Также от навыков эмоциональной гигиены. У ребенка этих навыков еще нет и он может измазать своими какашками - эмоциональными отходами все, что угодно. Взрослые по идее уже должны уметь самостоятельно справляться со своей агрессией, быть чистоплотными и воспринимать агрессию в свой адрес от других людей, не впадая в отчаяние.

В детстве многое зависело от матери. Ребёнок, уходил от нее, чтобы подстроить весь мир под себя, потом понимал, что это невозможно и разочарованный возвращался к ней на коленки. Если мама относилась к его попыткам терпимо и поддерживающе, радовалась возвращению, могла успокоить и не выказывала триумфа от поражения, ребенок делал новые попытки, постепенно становился сильнее и набирался уверенности. И, в конце концов, чувствуя себя наполненным, уходил от нее во взрослую жизнь.

Эта игра из созависимого детского периода переходя во взрослый возраст разыгрывается с осложнениями и травматичными последствиями. Заболевание корью в 5 лет и в 20 это две большие разницы.

Как тот ребенок некий муж может уходить и возвращаться, созависимая мама – жена принимает, прощает, долюбливает пока наконец- то окрепший муж не уходит насовсем к более молодой. Возможно, теперь уже он будет готов долюбливать ту, которая, не исключено, если вдруг повзрослеет, уйдет от него, чтобы любить того, кого тоже когда-то недолюбили. Все это похоже на круговорот любви в природе, но в действительности это порочный круг созависимости с дефицитом и воровством любви.

Как выглядят события 2-х летнего возраста в исполнении взрослых мужчин и женщин?

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Это уже полноценная психическая жизнь, правда, очень перегруженная созависимыми связями, характеризующаяся минимальной свободой, тоской, безутешностью и агрессией.

4. На пути к постоянству либидинозного объекта

Либидонозный объект на психоаналитическом языке или объект желаний на более простом русском – это то, что обладает для нас привлекательностью и вызывает влечение. Мы хотим это съесть, получить сексуальную разрядку или удовлетворение от контактов иного рода. На первичные влечения накладываются социальные запреты и, начиная с детского возраста, мы учимся решать конфликты между хочу и нельзя.

В это время развивается Эго, в психике создаются внутренние объекты близких людей, мы становимся стабильнее и отношения с другими становятся более прочными и зрелыми. Ребенок (или уже даже необязательно ребенок) обретает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные вспышки гнева. Человек обретает способность к саморефлексии, теперь у него есть то, что называется внутренним миром. Он не пуст и населен фигурами матери, отца и других значимых персонажей.

О роли отца М. Малер, конечно, тоже говорила

В возрасте 18 месяцев ребенок идентифицируется не только с матерью, но и с отцом. Именно отец помогает ребенку отлепиться от матери, отрегулировать свою агрессию, показывает своим примером, как можно ее сдерживать, переводить в другой вид деятельности и получать удовлетворение от жизни без горя и печали. Этот период проходит успешно, если отец не только доступен, но и вменяем. И, конечно, процесс осложняется, если мать остается единственной опорой и надёжой. С ней тесно и душно, но идти некуда.

Не лечение, а взросление

Если вы дошли до этого места, то осталось совсем немного усилий, чтобы понять, что созависимость это не болезнь, а такие отношения, которые мы наследуем из раннего детства. По-хорошему их надо оставить в прошлом вместе со своей детской кроваткой, одеждой, моделями поведения, самовосприятием, привычками, мотивами и пр.

Созависимые люди не больны и не нуждаются в лечении. Тем более, что и время не лечит от созависимости.

В той или иной степени мы все созависимы поскольку на телесном и эмоциональном уровне сохраняем детский опыт. Детские страхи, обиды, жалость, жадность, зависть, детские инфантильные защиты никуда не денутся, просто над этим уровнем психики как над фундаментом нужно построить дом, пригодный для взрослого проживания.

Помощь при созависимости – это не штукатурка или побелка фасада, а капитальный ремонт, который начинают с фундамента и сменой всех коммуникаций. Если это не сделать, не укрепить фундамент, не заделать проблемные места в основании психики, не установить новые связи, то по стенам пойдут трещины в виде болезней, разрушенных отношений и множества психологических проблем. Достижение зрелости требует инвестиций в себя и понимание, что в противном случае с годами проблемы созависимости будут становиться все более и более отчетливыми.

Дефекты в основании нового дома – на базовом уровне психики могут быть совсем незаметны, но со временем, обычно это к 40-45 годам их уже невозможно скрывать. Чтобы хватило сил на реконструкцию, желательно, чтобы анализ проблем и воссоздание психики начался в этом еще молодом по современным меркам возрасте.

Мы не выздоравливаем от созависомости, а вырастаем из нее. На это взросление требуются силы и время. Кому-то пара лет, кому-то 5-6.

Результаты и практика

Нами (автор совместно с д.психол. наук О.В. Лукьяновым) был разработан бюджетный вариант дистанционной групповой работы с созависимостью. В нем приняли участие порядка сорока человек, женщины в возрасте 30-50-и лет. Потребовалось три года интересной и насыщенной работы. Часть ожиданий оказались несбыточными, часть результатов превзошли ожидания. Все, кто завершил работу по результатам тестов значительно снизили градус созависимых отношений: стали меньше беспокоиться и тревожиться, обрели более зрелую автономность и восстановили самооценку.

Сегодня я предлагаю индивидуальный формат дистанционной работы в переписке с продуманным и проверенным алгоритмом. Технически это выглядит как прохождение терапевтических пространств (подробности здесь) и выполнение индивидуальных письменных заданий, в процессе которого требуется вспоминать, проживать, анализировать и задействовать творческие способности.

Оплата терапевтического путешествия может быть помесячной или каждые 10 дней. Вы каждый раз принимаете решение, насколько вам подходит данный формат работы, оцениваете наше взаимодействие и свои силы для перехода на следующий этап. В любом случае прохождение терапевтических пространств и этапов работы приносит свои несгораемые результаты. Вы лишь решаете, готовы ли идти дальше по пути самоисследования и психологического взросления.

Теория сепарации-индивидуации - Маргарет Малер

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы – фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

Психопатология. Нормальный процесс развития может нарушаться, - на ранних стадиях это может привести к возникновению детских психозов. Основные их синдромы делятся на аутистические и симбиотические. Первые связаны с фиксацией на аутистической фазе развития, вторые возникают при трудностях преодоления процессов сепарации- индивидуации. Регрессия к соответствующим возрастным процессам наблюдается и в случаях пограничных и психотических расстройств у взрослых пациентов.

(1968) On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation.

(1975) + F. Pine, A. Bergman. The Psychological Birth of the Human Infant.

Созависимость, теория сепарации и бюджетный вариант работы с проблемами раннего возраста
Статьи / Эмоциональная зависимость
Созависимость теория сепарации и бюджетный вариант работы с проблемами раннего возраста

Согласно теории сепарации-индивидуации Маргарет Малер человеческое Я рождается из моря-океана бессознательного постепенно и поэтапно. Созависимость – жизнь через других и для других согласно данной теории будет следствием проблем в развитии ребенка до 2-х лет.

Ребенок вырастает, но не взрослеет и не становится по-взрослому самостоятельным. Его психика продолжает функционировать на детском уровне с опорой на внешнее окружение – родители, своя семья, коллектив, государство. При всех внешних атрибутах взрослости, человек остается ребенком с характерными детскими проблемами. Ему трудно сохранять автономность, быть собой и жить от первого лица.

Рассмотрим подробнее основные положения теории сепарации - индивидуации в связи с темой созависимости
В середине прошлого века Маргарет Малер с коллегами описали несколько фаз раннего детского развития. Каждая из них занимает определенный промежуток времени, в течение которого который происходит качественный скачок в психологическом развитии ребенка.

1. Аутистическая фаза с рождения до 2-х месяцев

Для такого человека он сам, его мать и окружающий мир слиты в едином восприятии. Уже работает хватательный рефлекс и все, до чего он может дотянуться, все, что ему позволят он тащит в рот, в живот, в дом, на банковский счет.

На этой стадии не сформированы объектные отношения и человек весьма смутно понимает разницу между собой, мамой и миром. Он не умеет строить отношения с другими, не понимает, что такое межличностные границы, где заканчивается он и где начинаются другие с их желаниями, мыслями и чувствами. Внешне это может выглядеть как асоциальное поведение, как неутоленная потребность в заботе или угодническая сверхзабота о других.

Осознавание своей отдельности переживается как состояние оставленности и ненужности, а неразличение Я от Не-Я как благо. Мы знакомы с этим уровнем переживания, ностальгируя и скучая о близких, жалея себя и других, испытывая голод, нуждаясь в заботе, радуясь благополучию и комфорту, даря подарки и оставляя часть себя в другом человеке, получая подарки, чувствуя себя принятыми и безусловно любимыми, переживая экстатические состояния. Это все оттуда - из райской фазы непроявленности своего сознания и последующего симбиотического периода.

2. Со 2-го по 4-5 месяцы идёт фаза симбиоза

Вставьте мне в сердечко звёздочку, звёздочку,
Вместо ушек вставьте ракушки, ракушки,
А заместо глазок - шарики, шарики,
Вместо брючек дайте штаники, штаники,
Положите меня в ясельки, в ясельки,
Чтобы я лежал бы в люлечке, в люлечке
И пускал из носа сопельки, сопельки,
Издая при этом вопельки, вопельки.
А потом постройте радугу, радугу,
Чтоб по ней бежали гномики, гномики
Чтобы в ней бы жили кошечки, кошечки,
И кормите меня с ложечки, с ложечки.
Но вы этого не можете, не можете.
Ну так что ж вы блядь меня не уничтожите?

Взрослый созависимый на этом этапе развития не может питаться грудью и поэтому ищет другие материнские объекты: Мать Природа, Родина Мать, школа, альма-матер, фирма, госконтракты. Встречаясь с этим мы тоже улыбаемся и расслабляемся.

Главное сохранить способность улыбаться, сохранять контакт глаза-в-глаза потому что без улыбки и поглощенности друг в друге мы проваливаемся в аутичное одиночество.

Далее следует самая важная фаза, знаменующаяся обретением и обогащением Я новыми образованиями, навыками и знаниями. В этот период формируется психика.

3. Собственно фаза сепарации и индивидуации по Маргарет Малер

Дифференциация. В норме до 9 месяцев. Интерес младенца смещается на результат его действий. Он начинает интересоваться окружающим миром за пределами матери, но при этом остается в безопасном материнском пространстве.

В этот момент можно заметить, что ребенок то льнет к материнскому телу, то отстраняется от него. Он начинает по-разному ощущать свое и ее тело. Постепенно формируется образ собственного тела, создаются телесные и психологические границы.

Когда взрослый, проваливается в этот 9-и месячный возраст, он кажется вполне самостоятельным, рациональным и деятельным. У него уже есть телесная автономность, но при этом он нуждается в гарантиях безопасности.

Подфаза практики. До 15 месяцев. Ребенок воодушевлен своими способностями и достижениями. Он может поднять и кинуть мяч, может сам дойти до другой стены, может сломать или собрать игрушку, победить в соревновании, стать начальником, похудеть на 30 килограмм, купить машину, заработать первый миллион и пр.

На этой подфазе формируется интрапсихический образ матери и младенец начинает чувствовать себя значительно увереннее. Он уже может убегать от матери, играть с незнакомцами, заниматься с ними сексом, ходить на работу и пр.

Самое зрелое решение, которое может принять человек в этом условном 15-и месячном возрасте – это пойти на консультацию к психологу. И, возможно, у психолога получится стать достаточно хорошей и надежной матерью. При случае ей даже можно будет сказать, что она недостаточно внимательная и отзывчивая.

Главное не разрывать на этом этапе отношения, так как впереди ожидают более взрослые приключения и практики.

Репрошман (возвращение). Приблизительно до 2 лет.

Именно в этом раннем возрасте ребенок получает первую социальную прививку для управления фрустрациями и агрессией. У кого-то она способствует развитию иммунитета и терпимости, у кого-то возникает раздражение и отреагирование, у кого-то инкапсуляция агрессии и кисты. Иногда в буквальном смысле.

Многое зависит от концентрации болезнетворного насилия и зла в среде обитания. Также от навыков эмоциональной гигиены. У ребенка этих навыков еще нет и он может измазать своими какашками - эмоциональными отходами все, что угодно. Взрослые по идее уже должны уметь самостоятельно справляться со своей агрессией, быть чистоплотными и воспринимать агрессию в свой адрес от других людей, не впадая в отчаяние.

В детстве многое зависело от матери. Ребёнок, уходил от нее, чтобы подстроить весь мир под себя, потом понимал, что это невозможно и разочарованный возвращался к ней на коленки. Если мама относилась к его попыткам терпимо и поддерживающе, радовалась возвращению, могла успокоить и не выказывала триумфа от поражения, ребенок делал новые попытки, постепенно становился сильнее и набирался уверенности. И, в конце концов, чувствуя себя наполненным, уходил от нее во взрослую жизнь.

Эта игра из созависимого детского периода переходя во взрослый возраст разыгрывается с осложнениями и травматичными последствиями. Заболевание корью в 5 лет и в 20 это две большие разницы.

Как тот ребенок некий муж может уходить и возвращаться, созависимая мама – жена принимает, прощает, долюбливает пока наконец- то окрепший муж не уходит насовсем к более молодой. Возможно, теперь уже он будет готов долюбливать ту, которая, не исключено, если вдруг повзрослеет, уйдет от него, чтобы любить того, кого тоже когда-то недолюбили. Все это похоже на круговорот любви в природе, но в действительности это порочный круг созависимости с дефицитом и воровством любви.

Как выглядят события 2-х летнего возраста в исполнении взрослых мужчин и женщин?

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Это уже полноценная психическая жизнь, правда, очень перегруженная созависимыми связями, характеризующаяся минимальной свободой, тоской, безутешностью и агрессией.

4. На пути к постоянству либидинозного объекта

Либидонозный объект на психоаналитическом языке или объект желаний на более простом русском – это то, что обладает для нас привлекательностью и вызывает влечение. Мы хотим это съесть, получить сексуальную разрядку или удовлетворение от контактов иного рода. На первичные влечения накладываются социальные запреты и, начиная с детского возраста, мы учимся решать конфликты между хочу и нельзя.

В это время развивается Эго, в психике создаются внутренние объекты близких людей, мы становимся стабильнее и отношения с другими становятся более прочными и зрелыми. Ребенок (или уже даже необязательно ребенок) обретает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные вспышки гнева. Человек обретает способность к саморефлексии, теперь у него есть то, что называется внутренним миром. Он не пуст и населен фигурами матери, отца и других значимых персонажей.

О роли отца М. Малер, конечно, тоже говорила

В возрасте 18 месяцев ребенок идентифицируется не только с матерью, но и с отцом. Именно отец помогает ребенку отлепиться от матери, отрегулировать свою агрессию, показывает своим примером, как можно ее сдерживать, переводить в другой вид деятельности и получать удовлетворение от жизни без горя и печали. Этот период проходит успешно, если отец не только доступен, но и вменяем. И, конечно, процесс осложняется, если мать остается единственной опорой и надёжой. С ней тесно и душно, но идти некуда.

Не лечение, а взросление

Если вы дошли до этого места, то осталось совсем немного усилий, чтобы понять, что созависимость это не болезнь, а такие отношения, которые мы наследуем из раннего детства. По-хорошему их надо оставить в прошлом вместе со своей детской кроваткой, одеждой, моделями поведения, самовосприятием, привычками, мотивами и пр.

Созависимые люди не больны и не нуждаются в лечении. Тем более, что и время не лечит от созависимости.

В той или иной степени мы все созависимы поскольку на телесном и эмоциональном уровне сохраняем детский опыт. Детские страхи, обиды, жалость, жадность, зависть, детские инфантильные защиты никуда не денутся, просто над этим уровнем психики как над фундаментом нужно построить дом, пригодный для взрослого проживания.

Помощь при созависимости – это не штукатурка или побелка фасада, а капитальный ремонт, который начинают с фундамента и сменой всех коммуникаций. Если это не сделать, не укрепить фундамент, не заделать проблемные места в основании психики, не установить новые связи, то по стенам пойдут трещины в виде болезней, разрушенных отношений и множества психологических проблем. Достижение зрелости требует инвестиций в себя и понимание, что в противном случае с годами проблемы созависимости будут становиться все более и более отчетливыми.

Дефекты в основании нового дома – на базовом уровне психики могут быть совсем незаметны, но со временем, обычно это к 40-45 годам их уже невозможно скрывать. Чтобы хватило сил на реконструкцию, желательно, чтобы анализ проблем и воссоздание психики начался в этом еще молодом по современным меркам возрасте.

Мы не выздоравливаем от созависомости, а вырастаем из нее. На это взросление требуются силы и время. Кому-то пара лет, кому-то 5-6.

Результаты и практика

Нами (автор совместно с д.психол. наук О.В. Лукьяновым) был разработан бюджетный вариант дистанционной групповой работы с созависимостью. В нем приняли участие порядка сорока человек, женщины в возрасте 30-50-и лет. Потребовалось три года интересной и насыщенной работы. Часть ожиданий оказались несбыточными, часть результатов превзошли ожидания. Все, кто завершил работу по результатам тестов значительно снизили градус созависимых отношений: стали меньше беспокоиться и тревожиться, обрели более зрелую автономность и восстановили самооценку.

Сегодня я предлагаю индивидуальный формат дистанционной работы в переписке с продуманным и проверенным алгоритмом. Технически это выглядит как прохождение терапевтических пространств (подробности здесь) и выполнение индивидуальных письменных заданий, в процессе которого требуется вспоминать, проживать, анализировать и задействовать творческие способности.

Оплата терапевтического путешествия может быть помесячной или каждые 10 дней. Вы каждый раз принимаете решение, насколько вам подходит данный формат работы, оцениваете наше взаимодействие и свои силы для перехода на следующий этап. В любом случае прохождение терапевтических пространств и этапов работы приносит свои несгораемые результаты. Вы лишь решаете, готовы ли идти дальше по пути самоисследования и психологического взросления.

Данные, полученные из исследования, привели Малер и ее коллег к рассмотрению этапов развития в терминах того, что она назвала процессом разделения — индивидуации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер (1963, 1972а, 1972b), выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Разделение — это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери (Mahler, 1952; Mahler et al., 1975); имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики (Mahler et al., 1975, стр. 4). Оптимально разделение и индивадуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

В связи с процессом разделения—индивидуации Малер описала эволюцию инфантильных переживаний всемогущества и сопровождающего их чувства собственного величия, лежащих в основе нормального развития самооценки, так же, как и определенной патологии более позднего возраста. Она особенно выделила рост психических систем, связанный с эволюцией межличностных отношений, указав на важную роль конфликта, вначале межличностного, в конечном же счете интрапсихи-ческого. Она описала факторы материнско-младенческих отношений, в итоге способствующие достижению постоянства либидного объекта, при котором комфорт и успокоение, первоначально исходившие от матери, становятся внутрипсихически доступны. Она считала, что установление постоянства либидного объекта способствует независимому функционированию Эго. Малер (1971) описала также, к каким патологиям функционирования Эго может вести нарушение отношений матери и младенца. Постоянная проблема психоаналитической теории — поиск понятий и терминов, адекватно описывающих процессы, которые не объективируемы и не характеризуемы количественно, а лишь косвенно выводимы. Поэтому в психоаналитических теориях часто используют метафоры, которые, к сожалению, затем воспринимаются буквально. В результате по мере появления нового знания старые метафоры теряют свою полезность; они, а вместе с ними концепция, начинают восприниматься как неполноценные. Примером служит концепция психической энергии Фрейда. Представление об энергиях, стремящихся к разрядке, уже не принимается, однако в клинике мы по-прежнему можем наблюдать различия в интенсивности эмоций или в интенсивностях импульсов и стремлений к удовлетворению.

Предадаптивное состояние в момент рождения очевидно, но нет никаких доказательств, что уже при рождении функционируют психологические структуры, позволяющие сформировать и сохранять внутрипсихические репрезентации себя и других.

Штерн критикует также базисную предпосылку теории разделение—индивидуации Малер. Он считает, возрастающая независимость и самостоятельность ребенка, которую описывает Малер, подразумевает разрушение межличностных объектных связей (стр. 243). По нашему мнению, Малер в действительности описывает внутрепсихический процесс, в ходе которого ребенок обретает способность функционировать самостоятельно, перестает беспомощно зависим от матери, но сохраняет межличностную связь с ней. По мере возрастания стабильности внутренних структур, объектные отношения ребенка достигают все более высоких уровней развития, межличностные связи становятся все более глубокими и постоянными.

Отчасти признавая ценность критики в адрес Малер, мы, тем не менее, считаем, что она внесла фундаментальный вклад в психоаналитическое понимание эволюции объектных отношений. Особенно важно то, что она четко показала: адекватная эмоциональная открытость матери и аффективный контакт младенца с этим человеком — это необходимый фактор благоприятных условий для формирования психических структур, которые, в конечном счете, способствуют независимому эмоциональному функционированию. Внимание, которое Малер уделила деталям аффективного взаимодействия матери и младенца, подтолкнуло многих продолжить исследования отношений матери с младенцем и отца с младенцем (последнее см. у Abelm, 1971, 1975, Cath et al., 1982; Pruett, 1983, 1.985). Результаты этих исследований пополнили наши знания о нормальном развитии, так же, и о выявлении и предотвращении патологических отклонений. Наконец, она явилась пионером длительного исследования детей в естественной обстановке, — мало кто из психоаналитиков осуществлял подобные проекты, — и это послужило стимулом для последующих исследований в области развития младенцев. Хотя новые знания о деталях развития младенцев и привели к модификации и изменению акцента в ее теории (в частности, в концептуализации ранних фаз), ее наблюдения не теряют своей ценности. Сформулировав представление о процессе разделения—индивидуации, Малер выдвинула целостную теорию доэдиповых объектных отношений, которая дополняет теории Эдипова комплекса и позволяет построить концепцию развития объектных отношений, согласуемую и интегрируемую с теорией инстинктивных влечений и с теорией возникновения психической структуры.

Читайте также: