Уголовная ответственность это кратко 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Эпиграф: Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир.

Закон суров, но это закон.

Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость. Давайте поприветствуем гостей и друг друга улыбкой. Желаю вам хорошего настроения на уроке.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка цели урока.

Вся наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами.

Действительно, что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми, организациями, коллективами и даже с государством в определенные отношения. Эти отношения регулируются нормами права, законом.

- Как называются такие отношения?

- Давайте вспомним о правоотношениях, их видах. Выполним задания № 1 на карточках.

Однако поведение участников правоотношений не всегда является правомерным, ведь люди иногда нарушают предписанные нормы права.

- О чем идет речь?

- Выполнив задания № 2 (на карточках) вспомним о правонарушениях.

- Выполнив задание № 3, вспомните, что следует за правонарушения.

_ Что такое юридическая ответственность?

- Какой из этих видов юридической ответственности самый суровый? Почему?

Сегодня на уроке мы выясним: - почему уголовная ответственность является самым суровым видом юридической ответственности;

- каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности;

- в каком возрасте за правонарушение могут привлечь к уголовной ответственности, т. е. об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Учимся рассуждать, при работе с практическим материалом; высказывать и доказывать свое мнение, правильно формулируя ответ.

Правоотношения – это социальные отношения, урегулированные нормами права; их участники наделены правами и обязанностями.

Решают тестовые задания и проверяют

Правонарушение – это деяние (действие или бездействие) нарушающее нормы права.

Решают тестовые задания.

Выполняют задание: запишите слово пропущенное в схеме (юридическая ответственность)

Юридическая ответственность – это применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние

(самые строгие, суровые наказания)

Тест слайде № 1 (+ анимация ответ)

слайде № 2 (+ анимация ответ)

Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь

5.Формирование новых знаний.

Следующие кадры: на месте происшествия работают следователь, медицинский эксперт, криминалист; снимают отпечатки пальцев, составляю протокол осмотра места происшествия, опрашивают свидетелей преступления.

Каждое отступление человека от норм, принятых в обществе, встречает осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

Наиболее суровым видом юридической ответственности является уголовная ответственность, т.к. она установлена законом за совершение преступления.

Уголовная ответственность – это правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания.

В России с 1997 года действует Уголовный Кодекс, как основной источник уголовных правоотношений.

Согласно ст. 8 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

- Что может быть причинами наступления ответственности?

- Работая в группах, с предложенными ситуациями, вам необходимо сформулировать причины наступления уголовной ответственности.

- Назовите причины наступления уголовной ответственности.

Таким образом, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, влечет явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры уголовной ответственности.

Основными особенностями уголовной ответственности являются:

1. Личностный характер

(её несут конкретные лица, граждане).

2. Носит публичный характер

(правосудие – только судом).

3. Равная ответственность за равные по тяжести деяния.

4. Наступает, когда лицо достигло определённого возраста.

- Из предложенных ситуаций, выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.

- Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и то же?

Наказание - особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление.

- Пользуясь статьей 44 УК РФ, перечислите виды наказаний.

Факторами, определяющими наказание, являются:

  1. Степень общественной опасности
  2. Личность виновного
  3. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

- Работая с таблицей (указаны примеры преступлений), определите, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими ответственность.

- Вспомните, с какого возраста человек считается совершеннолетним?

- С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ?

В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются, какие лица?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации (т.е. развития). У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

- Есть ли основание для наступления уголовной ответственности?

- Кто понесет ответственность?

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности по ст.20 УК РФ. Всего 20 составов таких преступлений.

- Пользуясь ст.20 УК РФ, перечислите данные виды преступлений.

- Давайте проверим, обратите внимание на слайд.

К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение мер принудительного воздействия.

- Работая по группам, дайте характеристику видам воздействия на несовершеннолетних.

За совершение ряда преступлений (оскорбление, нарушение ПДД), т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетние могут быть освобождены от уголовной ответственности. К несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, если преступление совершено им впервые.

Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление. Кроме данных мер по решению суда несовершеннолетнего могут поместить в спец.учреждение – спецшколу или спец.училище закрытого типа.

- Давайте познакомимся с обращениями воспитанников колоний к своим сверстникам.

Согласно статистическим данным преступления, которые совершаются на территории Алтайского края за последнее десятилетия, совершаются несовершеннолетними.

- Каковы на ваш взгляд причины преступности среди несовершеннолетних?

Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

  • Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, санкционными мерами которой являются лишение свободы, крупные штрафы и т. п.
  • Административная ответственность— вид юридической ответственности, состоящий в применении таких мер принуждения, как предупреждение, арест, лишение специальных прав, административный штраф, реквизиция и другие.

нарушение правил дорожного движения, вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, курение в общественном месте и др.

  • Гражданско-правовая ответственность— вид юридической ответственности, который предусматривает наложение обязанностей в виде выплат неустоек, штрафов, пени, принудительном восстановлении прошедшего правового состояния и принудительном исполнении правовой обязанности.
  • Дисциплинарная ответственность— вид юридической ответственности, причиной возникновения которой являются нарушения правил внутреннего трудового распорядка в организации.
  • Материальная ответственность— это обязанность работника возмещать ущерб, причинённый предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей.

Штрафная (карательная) — реакция государства на причинённый правонарушителем вред.
Предупредительная (превентивная) — предупреждает совершение новых правонарушений.
Восстановительная (компенсационная) проявляется в возмещении нанесённого вреда.
Воспитательная — формирует у субъектов права уважительное отношение к праву.


Цель юридической ответственности — ликвидация правонарушений.
Непосредственная цель юридической ответственности состоит в наказании правонарушителя.


Отвечаем на вопрос о том, кто подлежит уголовной ответственности. Называем те виды преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. Рассказываем о различных подходах к определению минимального возраста наступления уголовной ответственности. Выделяем обстоятельства, исключающие наступление ответственности, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Уголовная ответственность"

Преступления не должны оставаться безнаказанными. История убеждает нас в том, что совсем искоренить преступность трудно, может быть, невозможно. Её сокращению больше способствует не тяжесть наказания, а его неотвратимость. По большому счёту, человеку в любом случае придётся ответить за свои поступки. Но для стабильного развития общества, для спокойствия и безопасности граждан страны важно, чтобы ответственность за совершённые правонарушения наступала немедленно или очень быстро. В этом случае уголовное право будет выполнять одну из важнейших своих функций – предупреждение преступлений.

Выясним для начала, кто подлежит уголовной ответственности. Статья девятнадцатая Уголовного кодекса формулирует ответ на это вопрос так: вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Условия уголовной ответственности

Вменяемость человека предполагает, что он вполне адекватно понимает, что именно он совершает, и к каким последствиям это может привести. Невменяемость может быть связана с временным или хроническим психическим расстройством или слабоумием. Невменяемый человек не подлежит уголовной ответственности. Но если его действия представляют опасность для окружающих, ему может быть назначено принудительное психиатрическое лечение. Подобное решение может быть принято только судом.

Нахождение в состоянии сильного алкогольного опьянения не может быть причиной признания человека невменяемым в момент совершения преступления.

Возраст наступления уголовной ответственности – шестнадцать лет. Но за совершение тяжких преступлений ответственность наступает раньше – с четырнадцати лет. О каких преступлениях идёт речь?

· Убийство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.

· Похищение человека.

· Изнасилование и другие насильственные действия сексуального характера.

· Кража, грабёж, разбой, вымогательство.

· Хулиганские действия, совершённые группой, или если при этом имело место оказание сопротивления представителю власти. Вандализм.

· Любые незаконные действия с взрывчатыми веществами или взрывными устройствами.

· Хищение оружия, боеприпасов, наркотических или психотропных веществ.

Как вы думаете, с какого возраста человек может и должен нести уголовную ответственность за совершение преступлений?

К детям, не достигшим возраста уголовной ответственности, могут применяться другие меры воздействия в том случае, если их поведение является асоциальным, общественно опасным. Это может быть предупреждение, необходимость принести публичные извинения или загладить причинённый вред, передача под надзор родителей с ограничением досуга. То есть, подросткам будет запрещено выходить из дома в определённое время суток или посещать определённые места.

Что значит, учреждение закрытого типа? Воспитанник не может покинуть его по своему желанию, должен подчиняться режиму, находиться под постоянным присмотром, надзором воспитателей и охраны. Его встречи с родственниками регламентированы, переписка и личные вещи могут просматриваться. В исключительных случаях допускается применение мер физического сдерживания (то есть, физической силы).

С возрастом наступления уголовной ответственности мы с вами разобрались. Но для того, чтобы она наступила, необходимо установить факт совершения преступления, провести расследование и найти подозреваемых в его совершении, собрать доказательства их вины и передать их в суд. Часть вторая Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регламентирует все вопросы, связанные с досудебным расследованием. Она определяет, на каких основаниях и каким образом возбуждается уголовное дело. Кто участвует в предварительном следствии. Каков порядок предъявления предварительного обвинения. Как проводятся обыск, допрос, очная ставка, судебная экспертиза.

Расследование преступлений

Например, статья 191-ая выделяет особенности проведения допроса, очной ставки, опознания с участием несовершеннолетних свидетелей или потерпевших. Если им ещё не исполнилось шестнадцать лет, то обязательно участие педагога или психолога. Также имеют право присутствовать родители или другие законные представители несовершеннолетнего. Ограничено время допроса. Он не может длиться более двух часов подряд, если подростку уже исполнилось четырнадцать лет. Если же ребёнку меньше семи, любые следственные действия с его участием не могут занимать более тридцати минут. Если речь идёт о допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, то, кроме уже названных лиц, обязательно присутствие его защитника.

Присутствие педагога или психолога обязательно и во время допроса потерпевших и свидетелей младше четырнадцати лет в суде.

Расследование преступлений

Вопрос о виновности подозреваемого в совершении уголовного преступления решает исключительно суд. В ходе судебных прений сторона обвинения и сторона защиты представляет свои доказательства и аргументы, заслушиваются свидетели.

В тот момент, когда суд признал обвиняемого виновным, для него наступает необходимость нести уголовную ответственность. В том же самом приговоре суда определяется и наказание. Вы уже говорили о том, что при назначении наказания должны учитываться личность преступника и обстоятельства совершения преступления.

Во-первых, в некоторых случаях, уголовная ответственность за виновное причинение вреда деликтоспособным лицом не наступает. Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, Уголовный кодекс признаёт состояние необходимой обороны, причинение вреда при задержании преступника, действия в условиях крайней необходимости. А также в том случае, если какие-либо действия были предприняты человеком, на которого оказывалось такое физическое или психическое давление, что он не мог руководить своими действиями. Или он исполнял обязательный для него приказ. Уголовную ответственность в этом случае будет нести тот, кто издал этот самый приказ.

Обстоятельства, смягчающие наказание

Есть обстоятельства, которые закон признаёт смягчающими наказание. Например, если человек совершил преступление небольшой или средней тяжести впервые по случайному стечению обстоятельств. Оказался, скажем, среди участников ограбления, и участвовал в преступлении, боясь, что в случае отказа они отомстят. Смягчает наказание факт несовершеннолетия виновного, его, точнее её беременность, наличие на иждивении малолетних детей. Суд должен учесть стечение тяжёлых жизненных обстоятельств либо наличие мотива сострадания. Если человек ворует продукты питания, потому что из-за обстоятельств – потеря работы, пожар или что-нибудь ещё в том же роде, ему нечем кормить своих детей, это может быть признано смягчающим вину обстоятельством. Бывают ситуации, когда побудительным мотивом для совершения преступления является противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Речь в данном случае идёт о тяжких личных оскорблениях или оскорблениях близких, выдвижении необоснованного обвинения, надругательства над чувствами патриотизма или национальной гордости и тому подобного. Если вы смотрите детективные фильмы, то, наверняка, много раз слышали ещё об одном смягчающим вину обстоятельством: явка с повинной, раскаяние в совершение преступления и помощь следствию в его раскрытии. То же самое относится к действиям, направленным на заглаживание вреда, который был причинён потерпевшему: оказание медицинской помощи, добровольное возмещение имущественного ущерба. Статья шестьдесят первая Уголовного кодекса указывает, что суд своим решением может признать смягчающим вину и другие, не названные в нём, обстоятельства.

Но кроме смягчающих, есть и обстоятельства, отягчающие наказание. Они перечислены в статье шестьдесят третьей. Назовём некоторые из них.

Обстоятельства, отягчающие наказание

Как видите, перед судом стоит трудная задача: не только определить виновность или невиновность подозреваемого в совершении преступления, но и назначить справедливое, соответствующее тяжести содеянного, наказание. Основные виды наказаний перечислены в главе девятой Уголовного кодекса. Некоторые из них применяются и в административном праве: штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, арест (в уголовном праве на срок до шести месяцев). Но многие наказания применяются лишь по отношению к преступлению: исправительные и принудительные работы; ограничение и лишение свободы, в том числе и пожизненное лишение; смертная казнь как исключительная мера наказания. С 1999-ого года смертная казнь в мирное время назначаться не может.

Уголовные наказания

При назначении наказаний есть определённые ограничения, когда речь идёт о несовершеннолетних преступниках. Так исправительные работы могут назначаться не более чем на один год, а лишение свободы – не более чем на 10 лет. Закон требует от суда по возможности заменять для несовершеннолетних уголовное наказание принудительной мерой воспитательного воздействия.

Закон более мягок к несовершеннолетним правонарушителям. Но это вовсе не означает, что они останутся безнаказанными. Человек должен нести ответственность за свои действия. Перед законом, перед другими людьми, перед самим собой.

Кратко повторим основные моменты сегодняшней темы.

Уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет, 14 лет – за тяжкие преступления).

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

При назначении наказания суд должен учитывать личность преступника и обстоятельства совершения преступления: обстоятельства, смягчающие наказание и обстоятельства, отягчающие наказание.

Цель урока: Содействовать пониманию учащимися причин и неотвратимости последствий вовлечения несовершеннолетних в совершение преступных действий.

  • Выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
  • Способствовать осознанию учащимися необходимости повышения правовой культуры.
  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
  • несовершеннолетние
  • принудительные воспитательные меры
  • уголовная ответственность несовершеннолетних
  • провокационно – криминальный фон
  • исправительные работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-лекция – дискуссия с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и документами.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.

3. Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней (главного вопроса к уроку).

4. Изучение нового материала.

5. Работа с текстом статей Уголовного Кодекса РФ

6. “Мозговой штурм”.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.
  • Учащиеся и учитель приветствуют друг друга.
  • Проверка явки учащихся на урок.

2.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.

1.Раскройте содержание понятий: уголовное право, преступление, уголовное наказание, вина

(Содержание одного понятия презентуется в нескольких вариантах разными учащимися)

3. Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней (главного вопроса к уроку

– Как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

( предложения детей записываются на доске)

– Российское общество оказалось не готовым к резкой смене ценностей и идеалов, связанных с политическими и социально-экономическими преобразованиями. Наиболее ярким проявлением этого является рост преступности среди взрослых и опережающие темпы роста преступности среди несовершеннолетних и малолетних подростков.

– Приступая к изучению первого пункта параграфа учебника, я предлагаю вам ответить на вопрос: “В чём причина нарушений закона гражданами?”

А) (дети предлагают свои ответы, ещё не читая параграф)

Б) ответы детей записываются на доске.

4. Изучение нового материала

А) Групповая работа с текстом учебника.

– Предлагаю вам сидя в группах по два человека изучить текст первого пункта параграфа и составить свой список причин вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (по мере готовности представители групп выходят к доске и записывают на доске причины ( в столбик).

– Давайте обсудим теперь результаты нашей работы (выяснение того, какие причины совпали во всех группах и сопоставление с предварительными предложениями детей).

Б) Беседа по вопросу учителя

– Объясните, кто играет наибольшую роль в формировании моральных ценностей (что такое хорошо и что такое плохо), идеалов у малолетних несовершеннолетних подростков: родственники, ближайшее окружение, местная власть или государственные чиновники? Свой ответ необходимо аргументировать.

– Правильно, в первую очередь наибольшую роль играют родственники, а именно мама и папа, которые должны помочь своему ребёнку увидеть и разобраться во многих негативных явлениях нашей жизни, чтобы не пришлось сталкиваться с правоохранительными органами.

– я предлагаю вам сейчас поучаствовать в дебатах. Вам задана проблема, даны три минуты на обдумывание, на формулировку тезисов и на аргументацию собственного мнения. В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников в верности своей позиции.

“Нередко россияне становятся свидетелями преступлений несовершеннолетних в быту, на улице, в системе торговли и услуг и т.п. Однако очень мало случаев обращения этих граждан в правоохранительные органы с целью пресечь, наказать виновных. Можно ли квалифицировать подобные действия как несоблюдение закона и какой это пример для подрастающего поколения?”

( каждая группа высказывает своё мнение, приводя определённые аргументы).

– Итак, подведём итог сказанного и сделаем вывод:

“бездействие человека, его равнодушие – это тоже преступление”.

Ну а теперь опять обратимся к главному вопросу нашего урока: как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

5. Работа с текстом статей Уголовного Кодекса РФ

-остановимся на некоторых статьях Уголовного Кодекса РФ. Тексты данного документа перед вами, поэтому вы можете в него смотреть и работать с ним.

Статья 20 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Более подробно ознакомимся со статьями 105;131;158;214.

Давайте ознакомимся с полным текстом данных статей.

  1. Согласны ли вы с тем, что некоторые виды уголовной ответственности предусмотрены с 14 лет?
  2. В настоящее время идёт жёсткая дискуссия о введении уголовной ответственности с 12 лет за некоторые виды преступлений. Как вы считаете, предотвратит ли эта мера увеличение числа преступлений среди малолетних и несовершеннолетних?
  3. Подумайте и объясните, а как должны общество, государство поступать с теми родителями, которые не выполняют своих родительских обязанностей, и их дети попадают в “плохую” компанию?

Знакомимся со следующей статьёй УК-

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф лишение права заниматься определённой деятельностью обязательные работы исправительные работы арест лишение свободы на определённый срок.

2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осуждённым на срок до одного года.

5. Арест назначается несовершеннолетним осуждённым, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырёх месяцев.

6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым на срок свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

7.Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учёте при обращении с несовершеннолетним осуждённым определённых особенностей его личности.

Вопрос учителя: – Почему в отношении несовершеннолетних нельзя применять все виды наказания? (ответы детей)

-А сейчас я вам предлагаю подумать и сформулировать содержание понятия “принудительные меры воспитательного воздействия” (предложения детей).

Учитель подводит итог высказываниям детей: “Принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения, назначаемой прежде всего на основе данных о личности виновного, об условиях его жизни в целях исправления несовершеннолетнего”.

Принудительными мерами являются:

– возложение обязанности загладить причинённый вред;

– ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

– передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специализированного государственного органа.

Учитель: следующая, не менее важная статья – это

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Найдите самостоятельно в документе те меры воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним:

(учащиеся находят и читают)

1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести. Может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливаются органом, назначающим эти меры.

3. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Вопрос ученикам: Укажите отличия между принудительными мерами воспитательного воздействия и системой наказания за преступления (выслушиваются мнения учащихся).

– И снова обращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: Почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

(выслушиваются мнения учащихся)

– итак, вывод по уроку мы найдём на стр.236 учебника: “По общему правилу, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления 16 лет. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьёзное преступление, общественная опасность которого должна осознаваться в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет. К таким преступлениям относятся, например, убийство, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и т.д. Уголовной ответственности подлежат только виновные лица, т.е. лица, которые совершили деяние умышленно или по неосторожности”.

– Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что осталось неясным? Какие выводы можно сделать из содержания урока?

– Сегодня очень активно работали на уроке (Ф.И.)…. Молодцы! Оценки за урок:

– параграф № 32; Творческое задание: разработать советы для родителей по профилактике вовлечения малолетних и несовершеннолетних в совершение преступлений.

10. Рефлексия.

Ребята, кому понравился урок, поднимите красные карточки, кто был равнодушен к изучаемой теме – поднимите жёлтые карточки, кому было неинтересно – синие карточки.

Читайте также: