Порядок внесения изменений в федеральный бюджет на стадии его исполнения кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

2. Указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Комментарии к ст. 191 БК РФ

Комментируемая статья регламентирует действия по представлению и утверждению проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете в случае, если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 БК РФ.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по БК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

Законы Российской Федерации по БК РФ

"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"

"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по БК РФ

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по БК РФ

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"

"О правилах казначейского сопровождения" (вместе с "Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством", "Правилами расширенного казначейского сопровождения")

"О внесении изменений в Положение о ведомственных программах цифровой трансформации"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 191 БК РФ

"Об утверждении Порядка организации работы по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального дорожного агентства"

"Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального агентства по управлению государственным имуществом"

"Об утверждении Порядка составления, утверждения, ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального агентства связи"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по БК РФ

"Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2021 году"

"Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по главе 100 "Федеральное казначейство"

"О внесении изменений в приложения N 1 и N 7 к приказу Федерального казначейства от 1 ноября 2019 г. N 335 "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по главе 100 "Федеральное казначейство"

1) корректировка исполнения бюджета

2) действия в рамках второй стадии бюджетного процесса (вновь рассматривается и утверждается бюджет).

В процессе исполнения бюджета могут быть выявлены данные, свидетельствующие о невозможности исполнить бюджет в рамках первоначальных показателей.

Если отклонение составляет 5 – 10 %, то корректировка бюджета проводится при исполнении бюджета (на третьей стадии бюджетного процесса).

Может быть проведён (объявлен) секвестр – т.е. пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджета, кроме защищённых.

Дефицит бюджета – это состояние, когда на стадии разработки проекта бюджета и его утверждения выявляется, что планируемых доходов не хватает.

На стадии исполнения бюджета возможно появление кассового разрыва.

Кассовый разрыв – это ситуация, когда есть основания полагать, что планируемые доходы бюджета будут получены, но поступят они в более поздний срок.

В этом случае для ликвидации временных трудностей не требуется вносить изменения в правовой акт о бюджете.

Если отклонение составляет более 10 %, то действующее законодательство предусматривает, что эта проблема уже не может быть устранена в рамках исполнения бюджета.

В этом случае на первой стадии бюджетного процесса (подготовка проекта бюджета) должно быть принято решение о соответствующем изменении или дополнении правового акта о бюджете.

Первая и вторая стадии бюджетного процесса – это стадии нормотворческого (законотворческого) процесса => эти отношения в общем плане регулируются конституционно-правовыми (государственно-правовыми) нормами. Т.е. Конституция, Устав субъекта РФ содержат общие правила о правовом акте.

БК РФ конкретизирует, вводит дополнительные правила и процедуры, а также устанавливает список актов, которые должны быть собраны в процессе разработки правового акта о бюджете (в том числе – Прогноз текущего развития данного публично-территориального образования, План социально-экономического развития и др.).

Исполнение бюджета – это исполнение правового акта (закона) о бюджете.

С введением казначейской системы исполнения бюджета в бюджетное законодательство были введены особые процедуры, которые устанавливают дополнительные правила исполнения бюджета.

o Исполнение бюджета опосредует возникновение, осуществление гражданско-правовых,

трудовых и др. отношений.

o В процессе исполнения бюджета возникают многочисленные расчетные отношения.

Здесь действуют правила безналичных расчётов.

o В рамках исполнения бюджета выделяется группа отношений по осуществлению

бюджетного учёта операций.

o Бюджетно-правовые отношения по исполнению бюджета.

Принцип казначейского исполнения бюджета (закреплён в ст.215 БК РФ) – означает, что все обязанности по организации исполнения бюджета, по управлению бюджетными счетами возлагаются на специальный бюджетный орган – Федеральное казначейство – именно этот орган выступает в качестве кассира по бюджетным средствам при предоставлении их распорядителям и получателям бюджетных средств.

В БК РФ закреплён ряд ключевых понятий субъектов, действующих на стадии исполнения бюджета:

1) главные распорядители бюджетных средств

2) распорядители бюджетных средств

3) получатели бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют их распределение между нижестоящими подведомственными им распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Чтобы определить, кто является главными распорядителями бюджетных средств, нужно обратиться к ведомственной классификации расходов бюджета.

Например: МВД является главным распорядителем бюджетных средств для органов, действующих на уровне субъекта РФ (т.е. для Управлений и Главных управлений внутренних дел), которые в свою очередь выступают главными распорядителями бюджетных средств для районных и городских отделов внутренних дел.



Районные и городские ОВД

Исполнение бюджета осуществляется на основании документа – бюджетная роспись.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств (каждый на участке своей компетенции).

Затем составляется сводная бюджетная роспись. Сводную бюджетную роспись составляет государственный орган, исполняющий бюджет на основании всех представленных бюджетных росписей (т.е. главный распорядитель бюджетных средств).

Отдельно выделяются исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Внесение изменений в правовой акт о бюджете

1) корректировка исполнения бюджета

2) действия в рамках второй стадии бюджетного процесса (вновь рассматривается и утверждается бюджет).

В процессе исполнения бюджета могут быть выявлены данные, свидетельствующие о невозможности исполнить бюджет в рамках первоначальных показателей.

Если отклонение составляет 5 – 10 %, то корректировка бюджета проводится при исполнении бюджета (на третьей стадии бюджетного процесса).

Может быть проведён (объявлен) секвестр – т.е. пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджета, кроме защищённых.

Дефицит бюджета – это состояние, когда на стадии разработки проекта бюджета и его утверждения выявляется, что планируемых доходов не хватает.

На стадии исполнения бюджета возможно появление кассового разрыва.

Кассовый разрыв – это ситуация, когда есть основания полагать, что планируемые доходы бюджета будут получены, но поступят они в более поздний срок.

В этом случае для ликвидации временных трудностей не требуется вносить изменения в правовой акт о бюджете.

Если отклонение составляет более 10 %, то действующее законодательство предусматривает, что эта проблема уже не может быть устранена в рамках исполнения бюджета.

В этом случае на первой стадии бюджетного процесса (подготовка проекта бюджета) должно быть принято решение о соответствующем изменении или дополнении правового акта о бюджете.

Первая и вторая стадии бюджетного процесса – это стадии нормотворческого (законотворческого) процесса => эти отношения в общем плане регулируются конституционно-правовыми (государственно-правовыми) нормами. Т.е. Конституция, Устав субъекта РФ содержат общие правила о правовом акте.

БК РФ конкретизирует, вводит дополнительные правила и процедуры, а также устанавливает список актов, которые должны быть собраны в процессе разработки правового акта о бюджете (в том числе – Прогноз текущего развития данного публично-территориального образования, План социально-экономического развития и др.).

Исполнение бюджета – это исполнение правового акта (закона) о бюджете.

С введением казначейской системы исполнения бюджета в бюджетное законодательство были введены особые процедуры, которые устанавливают дополнительные правила исполнения бюджета.

o Исполнение бюджета опосредует возникновение, осуществление гражданско-правовых,

трудовых и др. отношений.

o В процессе исполнения бюджета возникают многочисленные расчетные отношения.

Здесь действуют правила безналичных расчётов.

o В рамках исполнения бюджета выделяется группа отношений по осуществлению

бюджетного учёта операций.

o Бюджетно-правовые отношения по исполнению бюджета.

Принцип казначейского исполнения бюджета (закреплён в ст.215 БК РФ) – означает, что все обязанности по организации исполнения бюджета, по управлению бюджетными счетами возлагаются на специальный бюджетный орган – Федеральное казначейство – именно этот орган выступает в качестве кассира по бюджетным средствам при предоставлении их распорядителям и получателям бюджетных средств.

В БК РФ закреплён ряд ключевых понятий субъектов, действующих на стадии исполнения бюджета:

1) главные распорядители бюджетных средств

2) распорядители бюджетных средств

3) получатели бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют их распределение между нижестоящими подведомственными им распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Чтобы определить, кто является главными распорядителями бюджетных средств, нужно обратиться к ведомственной классификации расходов бюджета.

Например: МВД является главным распорядителем бюджетных средств для органов, действующих на уровне субъекта РФ (т.е. для Управлений и Главных управлений внутренних дел), которые в свою очередь выступают главными распорядителями бюджетных средств для районных и городских отделов внутренних дел.

Районные и городские ОВД

Исполнение бюджета осуществляется на основании документа – бюджетная роспись.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств (каждый на участке своей компетенции).

Затем составляется сводная бюджетная роспись. Сводную бюджетную роспись составляет государственный орган, исполняющий бюджет на основании всех представленных бюджетных росписей (т.е. главный распорядитель бюджетных средств).

Отдельно выделяются исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Внесение изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете регламентируется гл. 23 БК РФ.

Основание внесения изменений в федеральный закон о бюджете:

  • превышение утвержденного федеральным законом общего объема доходов без учета дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния более чем на 10 процентов при условии, что Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.

Одновременно с проектом указанного федерального закона Правительством Российской Федерации представляется ряд документов и материалов.

  1. ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году (за исключением случаев, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются) и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде (за исключением случаев, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются или признаны утратившими силу положения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду);
  2. сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года, в том числе по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов федерального бюджета;
  3. оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
  4. информация о перераспределении бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
  5. информация о перераспределении бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
  6. пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
  7. данные о внесении изменений по объектам капитального строительства, вновь включаемым в федеральную адресную инвестиционную программу на текущий финансовый год и плановый период, с указанием сроков их строительства, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, решений о предоставлении земельных участков под строительство.

В случае снижения в соответствии с ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации в текущем финансовом году прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (за исключением дополнительных нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Фонда национального благосостояния) более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, положения федерального закона в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.

При внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего признание утратившими силу положений федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде не представляется.

Проект о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях .

Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее 5 дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.

При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета.

Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в п. 2 ст. 205 БК РФ.

Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой.

В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со ст. 208 БК РФ.

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов установлены Главой 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В общем виде этот процесс выглядит следующим образом.

Составленный проект бюджета, а также обязательный пакет документов к нему в соответствии с их перечнем, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, направляется в законодательный (представительный) орган (Думу, Законодательное собрание, Собрание депутатов). Конкретные сроки представления проектов бюджета устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, с учетом предельных сроков представления проектов бюджетов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

УРОВЕНЬ БЮДЖЕТА ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН, УСТАНОВЛЕННЫЙ БК РФ ОСНОВАНИЕ
Федеральный бюджет не позднее 1 октября текущего года Статья 192 БК РФ
Областной бюджет не позднее 1 ноября текущего года Статья 185 БК РФ
Местный бюджет не позднее 15 ноября текущего года Статья 185 БК РФ

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определяются законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, и должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

Как правило, рассмотрение проекта бюджета осуществляется в несколько стадий.

Законодательный (представительный) орган рассматривает проект Закона (решения) о бюджете в первом чтении и по его итогам принимает решение о принятии или об отклонении указанного проекта в форме постановления. При утверждении основных характеристик бюджета рассматривается решение комитета по бюджету и материалы, отражающее сводные замечания и предложения профильных (отраслевых) комитетов, рекомендованные к принятию и (или) к отклонению.

Затем на уровне Правительства (администрации) субъекта (муниципального образования) проводится работа по устранению замечаний и оценивается возможность учета предложений, вносятся соответствующие корректировки в проект. После этого проект закона о бюджете рассматривается Законодательным (представительным) органом во втором чтении.

По итогам обсуждения законопроекта во втором чтении принимается решение о:

  • принятии закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
  • отклонении законопроекта и направлении его на доработку.

Решение, принятое по итогам рассмотрения законопроекта, оформляется постановлением Законодательного (представительного) органа.

В случае, если закон (решение) о бюджете, в силу разных причин, не вступил в силу с начала текущего финансового года, то процесс его рассмотрения и утверждения может продолжиться и в очередном финансовом году. Такие случаи являются исключительными, но могут произойти.

В этом случае Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает для финансовых органов особый порядок дальнейших действий в целях обеспечения финансирования расходных обязательств в наступившем финансовом году. Как правило, в таких случаях осуществляется доведение до главных распорядителей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой их части, сложившейся в отчетном финансовом году.

Читайте также: