Обучающий эксперимент ивановой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако в применявшихся методиках помощь экспериментатора никак не регламентировалась, не ограничивалась. Поэтому у одного экспериментатора она могла оказываться минимальной, у другого — чрезмерной. В этих условиях эксперимент теряет необходимую объективность

На основе теории Л. С. Выготского патопсихологом детского возраста А. Я. Ивановой под руководством проф. Б. В. Зейгарник была разработана экспериментальная методика, в которой помощь экспериментатора была регламентирована, внесена в структуру самого эксперимента. Показателем обучаемости становилась та степень помощи ребенку, которой оказывалось достаточно, чтобы научить его новому способу действий. Этот принцип построения эксперимента используется теперь достаточно широко.

Этот эксперимент не может рассматриваться как отдельная методика, вернее сказать, что это особый принцип построения эксперимента, который может быть применен для видоизменения любой из методик.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. В целом методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, определят его потенциальную способность к овладению новыми знаниями с помощью взрос лого.

На этапе предварительной ориентировки оценивается личностный компонент умственной деятельности ребенка: заинтересованность и проявление актив ности при выполнении незнакомого задания.

На основном этапе работы оценивается восприимчивость ребенка к помо щи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала.

На этапе решения аналогичных задач выявляется такой показатель умст венной деятельности, как логический перенос (в словесной форме).

1. Таблица с изображением геометрических фигур.

2. Для основного задания — 24 карточки с изображением геометрически
фигур, отличающихся по форме (квадраты, ромбы, круги, треугольники), цвету (красные, синие, желтые), размеру (большие и маленькие).

3. Для аналогичного задания — 24 карточки с изображением геометрич еских фигур, отличающихся по форме (квадраты, круги, пятиугольники), цвету (красные, зеленые, желтые, синие), размеру (большие и маленькие).

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ. Исследование состоит из трех этапов: предварительной ориентировки, вы полнения основного и аналогичного заданий.

ЭТАП 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА

ЭТАП 2. ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Ребенок получает в руки первый набор карточек, собранных в колоду случайном порядке.

После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную

ЭТАП 3. АНАЛОГИЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается к| полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат, щ деление ребенком только двух признаков группировки оценивается как части! н ы и перенос в словесной форме л Если ребенок совершает все три правильна группировки, не умея сформировать принцип классификации на словах, это oi | нивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершен! только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформл ния расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. П выделении ребенком менее двух признаков классификации фигур аналогично набора считается, что логический перенос отсутствует.

По итогам обследования ребенка на основе протокола проведенного обсле дования дается описание особенностей обучаемости ребенка.

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Сделайте выводы об особенностях обучаемости на основе качественно-количест венного анализа хода и результатов обследования по методике А.Я.Ивановой.

Оценка особенностей обучаемости определяется а) количеством дозирован ной помощи экспериментатора, необходимой ребенку для достижения заданного конечного результата; б) данными собственной активности ребенка при решении незнакомой задачи; в) способностью к логическому переносу усвоенного способа действия.

При оценке вышеуказанных показателей обучаемости ребенка используй!! следующую систему баллов.

Методика основана на экспериментально-психологическом оце­нивании интеллектуального развития испытуемого с помощью выяв­ления его потенциальных способностей к усвоению новых знаний, выработке способов решения задач.

Если психометрические тесты интеллекта позволяют выявить имеющийся уровень развития той или иной интеллектуальной способности, то метод обучающего экспери­мента выявляет также и прогностические аспекты развития этих спо­собностей. Методика предназначена для оценки умственного разви­тия детей в возрасте 7 — 9 лет. Материал методики составляют два набора по 24 карточки с изображениями геометрических фигур, отли­чающихся по цвету, форме и величине, а также доска-таблица с изоб­ражением всех фигур.

В результате обследования выясняются способности ребенка к логическому переносу, пониманию принципа действий, оценивается процесс умственной деятельности, уровень работоспособности. Поми­мо качественных показателей разработана система количественных оценок. Методика рекомендуется для диагностики и дифференциаль­ной диагностики различных форм умственной отсталости, задержек психоречевого развития, состояний, обусловленных социально-педа- гогической запущенностью ребенка.


Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой построена на принципах оценки умственного развития ребенка, которые выделил знаменитый отечественный психолог Выготский Л.С. С помощью теста можно получить обоснованный прогноз относительно потенциала умственного развития ребенка.

В основе методики лежит оценка переноса нового для ребенка способа действия из одного задания в другое, новое по характеристикам стимульного материала. Процедура исследования позволяет также проанализировать качественные особенности процесса усвоения нового материала, отражающие разные аспекты обучаемости (собственная активность ребенка, восприимчивость к помощи взрослого).

Использование геометрических фигур в качестве стимульного материала позволяет применять методику для составления прогноза обучаемости не только детей с высоким и средним уровнем интеллектуального развития, но и для педагогически запущенных детей, детей с ЗПР, умственно отсталых детей, детей с различными формами речевой патологии и др.

На основании многочисленных исследований при помощи данной методики автор выводит средний показатель обучаемости, необходимый для успешного обучения в общеобразовательной школе. Методическое руководство содержит данные для сравнения показателя обучаемости, полученные на различных группах детей, включающих детей с умственной отсталостью и нарушениями эмоционально-волевой сферы, проведен анализ показателя обучаемости детей разных клинических групп. Обучаемость в зоне ближайшего развития – это способность ребенка усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей, с помощью взрослых. Обучение в таком случае опирается на еще созревающие, развивающиеся процессы.

Исследование обучаемости в зоне ближайшего развития позволяет заглянуть в будущее и спрогнозировать динамику развития. Методика разработана для применения среди старших дошкольников, в младших классах школы.

Бланки фиксации результатов

Таблица предварительной ориентировки (состоит из двух частей)

Набор из 24 карточек для основного задания

Набор из 24 карточек для аналогичного задания

Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. В целом методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, определят его потенциальную способность к овладению новыми знаниями с помощью взрослого.

На этапе предварительной ориентировки оценивается личностный компонент умственной деятельности ребенка: заинтересованность и проявление активности при выполнении незнакомого задания.

На основном этапе работы оценивается восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала.

На этапе решения аналогичных задач выявляется такой показатель умственной деятельности, как логический перенос (в словесной форме).

1. Таблица с изображением геометрических фигур.

2. Для основного задания — 24 карточки с изображением геометрически
фигур, отличающихся по форме (квадраты, ромбы, круги, треугольники), цвету(красные, синие, желтые), размеру (большие и маленькие).

3. Для аналогичного задания — 24 карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме (квадраты, круги, пятиугольники), цвету (красные, зеленые, желтые, синие), размеру (большие и маленькие).

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ. Исследование состоит из трех этапов: предварительной ориентировки, выполнения основного и аналогичного заданий.

ЭТАП 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА

ЭТАП 2. ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Ребенок получает в руки первый набор карточек, собранных в колоду случайном порядке.

После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную

ЭТАП 3. АНАЛОГИЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается к| полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат, щ деление ребенком только двух признаков группировки оценивается как части! н ы и перенос в словесной формел Если ребенок совершает все три правильна группировки, не умея сформировать принцип классификации на словах, это oi| нивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершен! только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформл ния расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. П выделении ребенком менее двух признаков классификации фигур аналогично набора считается, что логический перенос отсутствует.

По итогам обследования ребенка на основе протокола проведенного обследования дается описание особенностей обучаемости ребенка.

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Сделайте выводы об особенностях обучаемости на основе качественно-количественного анализа хода и результатов обследования по методике А.Я.Ивановой.

Оценка особенностей обучаемости определяется а) количеством дозирован ной помощи экспериментатора, необходимой ребенку для достижения заданного конечного результата; б) данными собственной активности ребенка при решении незнакомой задачи; в) способностью к логическому переносу усвоенного способа действия.

При оценке вышеуказанных показателей обучаемости ребенка используй!! следующую систему баллов.

Читайте также: