Плотин о едином кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопросы и задания к тексту

2. Почему душа не есть само единство?

3. Почему ум не есть само единство? Что такое ум?

4. Найдите определение бытия.

5. Как возможно созерцание единого?

6. Как должно мыслить природу единого?

7. Выпишите все утвердительные и отрицательные признаки единого.

Единство как условие сохранения бытия всего существующего. Единое как абсолютное благо, вывшее начало сущности и ума, существо чистейшее, бесконечное, самодостаточное. Наше отношение к нему; путь, которым достигается общение с ним.

I. Все существа — не только первичные, обладающие истинным бытием, но и те, которые должны считаться существующими лишь в относительном смысле, — существуют только благодаря присущему им единству, а без него что сталось бы с ними? Лишенные единства, они перестали бы быть тем, что есть и чем мы их называем. Войско, например, уже не войско, когда в нем отсутствует единство; точно так же и хор, стадо и прочее. Дом, корабль и тому подобное тоже существуют лишь до тех пор, пока им присуще единство, а коль скоро оно исчезает, тотчас перестают быть тем, чем были. То же самое бывает с так называемыми сплошными величинами (или массами), потому что, как только они теряют свое единство и раздробляются, вместе с тем изменяют и свою (первоначальную) природу. Далее, если взять организмы растений и животных, они тем более существуют как таковые до тех пор, пока каждый из них представляет собой единство, а когда теряют его, раздробляемые на части, тотчас перестают быть тем, чем были, и становятся вещами совсем иными, новыми, которые тоже могут существовать лишь настолько, насколько содержат в себе какое-либо единство. Наконец, то же самое надо сказать о здоровье, которое принадлежит телу только тогда, когда в нем есть объединение и взаимодействие (функций), о красоте, которая обусловливается гармоничным единством частей, и даже о добродетели, потому что и добродетелью душа обладает настолько, насколько ей удается установить гармоничное единство (своих деятельностей).

Несомненно, душа все приводит в единство, как начало производящее, упорядочивающее, формирующее; но следует ли отсюда, что она не только сообщает всему единство, но и сама есть единое? — Нисколько; подобно тому, как многое другое, что передается от души к телу, скажем, форма, облик и прочее, вовсе не есть то же самое, что и дающая все это душа, так и тут — душа всему дает единство, но не потому, что она сама есть единое, а потому, что созерцает его и сообразуется с ним в своих творениях, сообщая им единство, как, например, когда производит человека, сообразуется с человеком (его идеей). Каждая вещь, называемая единой, обладает в той же степени единством, в какой и бытием, так что низшей степени бытия соответствует низшая степень единства, а высшей степени бытия — высшая степень единства. Поэтому даже душа не есть само единство; конечно, она — более высокая форма бытия, как и более высокая форма единства. (сравнительно с телом), но все же не само единство. Ибо она единая вследствие присущего ей единства, так что тут оказывается двойство душа и (присущее ей) единство, как и тело само по себе, и (его) единство само по себе. Дальше всего от единства все разделенное, например, хор; ближе к нему все непрерывное, а еще больше причастная единству душа. Но если на основании того, что душа не была бы душой, не будь она единой, кто-нибудь стал бы отождествлять душу и единство, тому мы сказали бы, по-первых, что и многие другие вещи-обладают индивидуальным бытием благодаря участию в единстве, но не есть само единство, ведь даже тело причастно единству, и, однако, вовсе не есть само единство, и, во-вторых, что сама душа, хотя она нё: состоит из частей, но, будучи единой, представляет собой также и. множественность, ибо обладает многими способностями, например, рассуждения, желания, восприятия и тому подобными, которые удерживаются единством, как некоей цепью. Итак, хотя душа и сообщает единство, так как она обладает единством, но и сама она едина от другого (начала).

2. Но разве во всем отдельном сущность не тождественна с его единством? Да и во всей целокупности сущего разве сущность и бытие не тождественны с единством, и какое ни взять сущее, оно всегда будет и единством? Разве сама сущность не есть также само единство, так что если, например, сущность есть ум, то и единство должно быть умом, который, будучи первым сущим, представляет собой и первое единство, а потому, давая бытие другим сущностям, каждой из них дает и единство? И разве мыслимо единство само по себе (без бытия сущности)? Оно ведь всегда тождественно с сущим, ибо сказать человек и один человек — одно и то же. Или, может бьпъ, один — такой же числовой предикат отдельной вещи, как два — предикат вещи, когда с ней соединена другая? Но если число среди сущего, тут же, конечно, должно находиться и единое; вопрос только в том, чтб оно есть. Если оно лишь действие души, производимое при счислении, тогда нельзя говорить о (реальном) бытии единства в вещах. Но было уже показано, что если какая-то вещь теряет единство, она теряет и бытие. А потому необходимо выяснить, действительно ли единство и бытие тождественны и в отдельной вещи, и независимо от вещей, взятые сами по себе. Ведь если бытие каждой вещи составляет множество, а единство не может быть тождественно с множеством, то и бытие должно быть отлично от единства. Так, человек есть и живое существо, и разумное, и, значит, содержит в себе множественность, которая связывается единством; человек, очевидно, совсем не то, что единство, ибо он — нечто делимое, а единство неделимо. Далее, це-локупное бытие заключает в себе все существующее и, значит, есть множество; следовательно, оно вовсе не есть единство, и если един­ство ему принадлежит, то только благодаря его участию в едином. Да­лее, если сущее обладает жизнью и умом, ибо нельзя же мыслить его мертвым, опять выходит, что оно множественно. Наконец, сущее мно­жественно, насколько оно — ум, и тем более множественно, если (он) содержит в себе всю полноту идей, ибо идея не есть чистое единство, а, скорее, число, и (такова) не только каждая отдельная, но и совокупная идея: она так же единство, как и мир. Кроме того, единое — первое, тогда как сущее, ум, идеи — не первое. Каждая идея множественна, составная и, значит, представляет собой нечто производное, ибо составленному (из чего-то) предшествует то, из чего оно состоит. А что ум не есть первое, явствует из того, что для ума существовать значит мыслить, и ум совершенный, который не может быть обращен на внешнее, должен мыслить лишь то, что выше его, так как, обращаясь на себя самого, он обращается к своему началу. Таким образом, если ум — мыслящее и мыслимое, он будет двойством, а не простым; если ум обращен на нечто другое, таковым будет лишь то, что совершеннее и выше его самого; наконец, если он направлен и на себя самого и на то, что выше его, то и тогда он будет (только) вторым. По этому следует представлять себе ум таковым, что он находится в единении с первым (началом), благом, и его созерцает, но присущ и себе самому, то есть мыслит самого себя как целость всего истинно сущего. Понятно, что при таком многоразличии (его природы) он далек от того, чтобы быть абсолютно единым. Итак, ясно, что единое — не вся совокупность существующего, ибо тогда оно не было бы единым, я не ум, ибо тогда оно, как и ум, было бы совокупностью всего существующего, и не бытие, ибо бытие есть совокупность всех вещей.

Дискуссии

Библиотека

Семинары

Поиск

Плотин. Единое, ум, душа

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Единое связывается с чем угодно, но не с Телом человеческим, отсюда возврат к множеству Тела, а не единому его, и в христианскую ортодоксию. Но текст этот хорош преодолением рационального в едином, иначе единое бы совсем потерялось из представления.

Содержание

Биография

Учение

Единое, Ум, Мировая душа

В центре философии Плотина — диалектика трёх основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает всё сущее и мыслимое и ему предшествует.

Вторая ипостась — Ум (нус, νοῦς ) — рождается как следствие этой эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.

Третья ипостась — Мировая Душа (псюхе, ψῡχή ) — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.

По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звёздных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов.

Многое

В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому — первичное неизбежное зло. Однако, хотя в силу этого чувственный мир является соответственно неразумным и злым, в то же время он разумен и прекрасен, поскольку в чувственно воспринимаемом образе проявляет свой идеальный первообраз, так как причастен божественной сущности.

Сотериология

Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как неотдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до Него.

Мир преображается и возвращается к Божественному сознательными усилиями ума и души. Это происходит во-первых эстетически, когда душа приобщается к той подлинной Красоте, которая проникнута идеальным смыслом; во-вторых, этически, когда в [молитвенном] труде, аскетическом подвиге происходит обожествление человека. Благо (и т.о. истинное блаженство) заключается в том, чтобы в состоянии экстаза прийти к полному единению с Божеством, к чему ведут аскеза и добродетель, творчество и созерцание, подлинная любовь.

Плотин выделяет следующие шаги этого пути:

Влияние

Осуществленная Плотином систематизация учения Платона легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Широкое проникновение идей Плотина в европейскую культуру происходит через Макробия и особенно Августина. Плотин оказал значительное влияние на средневековую философию и особенно на мыслителей Возрождения. Прямое знакомство с философией Плотина происходит в XV в. благодаря латинским переводам Марсилио Фичино. Под влиянием Плотина находились английские (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкие (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеалисты; также И. В. Гете и представители йенского романтизма.

Переводчики Плотина на русский язык

См. также

Литература

В оригинале сочинения Плотина впервые изданы в Базеле в 1580; ранее в латинском переводе Массилио Фичино в Венеции (1492). Новейшие издания:

Русские переводы последних лет:

Исследования

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Египте
  • Умершие в 270 году
  • Умершие в Кампании
  • Философы по алфавиту
  • Неоплатоники
  • Родившиеся в 200-е годы
  • Философы III века
  • Эстетики
  • Персоналии:Римская Греция

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Плотин" в других словарях:

ПЛОТИН — (Plotinos) (204/205 270) греч. филосов платоник, основатель неоплатонизма. Учился в Александрии, с 244/245 жил в Риме, преподавал философию; после десяти лет устных бесед начал записывать свое учение. Как и представители платонизма, П. прежде… … Философская энциклопедия

ПЛОТИН — (около 204/205 269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/245 жил в Риме, преподавал философию; после 10 лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по … Современная энциклопедия

ПЛОТИН — (ок. 204/205 269/270) греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название Эннеады ( Девятерицы ). В системе Плотина из неистощимой… … Большой Энциклопедический словарь

Плотин — Плотин, Plotinos, ок. 204 ок. 269 гг. н. э., греческий философ, создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте. Юность провел в Александрии; слушал там лекции многих философов, однако саоме сильное впечатление на него произвел Аммоний… … Античные писатели

Плотин — (около 204/205 269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/245 жил в Риме, преподавал философию; после 10 лет устных бесед Плотин начал записывать свое учение. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЛОТИН — (Plotinos) (204/205 269) древнегреческий философ, основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе (Египет). До 28 лет П. не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили бы его и отвечали бы его устремлениям. В Александрии встретился с… … Новейший философский словарь

плотин — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Плотин — (204 269) главный представитель новоплатонизма, родом изЛикополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегосяоснователем новоплатонической философии. Переселившись в Италию (ок. 241г ), П. становится известным учителем в Риме,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Перед смертью Плотин сказал: “А теперь я попытаюсь слить то, что было божественного во мне, с тем, что есть божественного во Вселенной”

Влияние Плотина на святоотеческую мысль было значительным. Может быть, даже большим, чем влияние Платона, потому что работы Плотина будут воздействовать непосредственно, а уже через них будут открывать Платона – так случилось с блаженным Августином: его именно Плотин обратит в христианство.

Мы видим также влияние Плотина на преподобного Максима Исповедника, на святителя Григория Нисского, на Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Но почему же, ища Бога, он не стал христианином?

Давайте вернемся ко времени, когда Плотин искал себе учителей, посещая александрийские школы, – это важный момент. Александрия III века – крупнейший научный центр, где сосуществовали значительная иудейская диаспора, крупная христианская община, различные философские школы. Наверняка Плотин посетил и иудеев, и христиан, и отовсюду выходил разочарованным. Почему же близки ему оказались именно платоники? Потому что Плотин ищет разумный ответ на религиозный вопрос: как вернуть людей к Богу? – имея в виду и себя самого в том числе.

Кстати, он не считал себя оригинальным философом. Он – платоник и просто пытается понять глубину философии Платона. Но Плотин всё же создал свою философию, которую мы называем неоплатонизмом, хотя можно назвать ее и плотинизмом, потому что это самобытная философия, некоторых элементов которой у Платона мы не найдем. Например, учение о личности.

Спор о душе и ее сути

Со стоиками спорить сложнее. Стоики, напомню, утверждали, что душа материальна. Душа есть такая тонкая материя. И хотя она и тонкая, невидимая глазами, но все равно – материя. Следовательно, будучи материей, душа должна обладать всеми свойствами материи. Например, любое тело всегда либо горячее, либо холодное, либо легкое, либо тяжелое – душа наша тоже должна быть такой. Но ведь случается, что, скажем, у больного человека температура тела повышается, а когда он выздоравливает, понижается, то есть одна и та же душа может повышать и понижать температуру. Огонь только греет, лед только охлаждает, а душа, что, может менять свое состояние? Или вот другой контраргумент. Любое материальное тело что-то берет из внешней среды и в нее что-то отдает: я расту телесно, мне нужна пища для роста, я ем – пища становится моим телом. А чем питается душа? Душа питается истиной, красотой, благом – а это не телесные категории! Далее. Если бы душа была материальной, у нас не было бы памяти, ведь наше тело постоянно изменяется (об этом говорит и современная наука, согласно которой тело раз в несколько лет полностью обновляется). А у нас остается память обо всех тех событиях, которые происходили с нами в далеком-далеком прошлом. Следующий аргумент. Если бы душа была телом, мышление не было бы возможным, поскольку мышление – вспоминаем Сократа – это оперирование понятиями, а понятия не имеют никакой материальной составляющей. Так что мышление, жизнь и прочие свойства человека могут быть объяснены только платоновской концепцией души как нематериальной сущности.

Если бы у нас не было души, не было бы ее конфликтов с нашим телом!

Как видим, все разобранные концепции обнаруживают свою несостоятельность. Иное дело – платоновское учение, утверждающее, что душа нематериальна. Согласно Платону, если душа нематериальна, значит, она бессмертна, и значит, она божественна.

Итак, первую задачу Плотин выполнил: он доказал, что есть божественная, бессмертная душа. А существует ли божественный мир? Вот это вопрос более сложный, которому Плотин посвящает почти все свои работы. И, забегая вперед, скажу: рассуждения Плотина на эту тему С.Л. Франк и некоторые другие русские философы назвали самым лучшим доказательством существования Бога.

Видеть умом

Когда я мыслю, я вижу умопостигаемую субстанцию, иначе я ошибался бы при мышлении

Плотин приводит и другие подобные аналогии и приходит к выводу, что мышление – это такое же зрение, только зрение умом, умозрение. Соответственно, существует такой же, как наш, мир, только наш постигается чувствами, а тот мир умопостигаем – я его вижу, когда мыслю. Потому что, если бы его не было, то каждый человек мог бы помыслить что угодно, в зависимости от его субъективных пристрастий. То есть как субъективны наши мнения о вкусе, так же субъективно мы бы рассуждали и о математических категориях, и о категориях мышления вообще.

Душа и Единое

Плотин приходит к такому парадоксальному выводу: мировая Душа – во мне, в моей душе. Парадоксальному, потому что моя душа и мое тело – это единое целое. С одной стороны, мое тело – маленькая часть мира, а с другой стороны, весь этот мир находится в моей душе – логика не совсем обычная.

Как ум мыслящий и мыслимый может сохранять в себе единство?

Читайте также: