Учет музейных фондов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Всоответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ[1] под Музейным фондом РФ следует понимать совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных данным законом.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов РФ.

Согласно п. 2-4 Положения о Музейном фонде РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 (далее – Положение № 179), в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, которые:

  • находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) и в собственности субъектов РФ (автономных образований, краев и областей РСФСР) до принятия Федерального закона № 54-ФЗ независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР), бюджетов субъектов РФ и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
  • приобретены государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.

Музейные предметы и коллекции, приобретенные государственными музеями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в двухмесячный срок с момента их приобретения (п. 8 Положения № 179).

Включение музейных предметов и коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Минкультуры в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы. Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня их регистрации в государственном каталоге.

В соответствии с п. 13 Положения № 179 музеи, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и коллекции, обязаны обеспечить их учет с использованием специальной учетной документации, позволяющей идентифицировать эти предметы и коллекции и содержащие сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т. д.

Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).

Отражение музейных предметов и коллекций на балансе учреждения, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.

Бухгалтерский учет музейных предметов и коллекций.

Основной документ, регламентирующий правила организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, – это Инструкция № 157н.

До внесения изменений единственное упоминание о предметах музейного фонда содержалось в п. 51 указанной инструкции. В частности, этим пунктом установлено, что включение объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ является одним из оснований выбытия объекта основных средств с баланса.

Исходя из этого, приобретенный музейный предмет (коллекция) до момента его включения в состав государственной части признается объектом основных средств. По факту включения в Музейный фонд РФ данный объект списывается с баланса. При этом никаких положений о том, что одновременно со списанием музейных предметов с баланса они подлежат отражению за балансом ранее Инструкция № 157н не содержала.

Некоторые эксперты и авторы предлагали организовать забалансовый учет объектов, включенных в состав Музейного фонда РФ, в целях контроля за их сохранностью, но для этого учреждениям необходимо было ввести дополнительный забалансовый счет, не поименованный в Инструкции № 157н.

После внесения изменений в п. 332 Инструкции № 157н прямо установлена обязанность учреждений учитывать музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, за балансом.

Напомним, что рассмотренные нововведения следовало применить уже при формировании показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2016 год. Иными словами, на сегодняшний день стоимость музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, ранее числящихся у музеев на дополнительном забалансовом счете или просто в инвентарных книгах, должна быть переведена на забалансовый счет 01.

Далее рассмотрим на примерах бухгалтерские записи по учету музейных предметов с учетом изменений.

Государственный музей (бюджетное учреждение) приобрел в антикварном салоне картину за счет средств целевой субсидии. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея оценила стоимость предмета в сумме 33 000 руб. После регистрации в учетной документации музея приобретенный предмет выставлен в качестве экспоната. В течение двух месяцев музейный предмет был включен в состав Музейного фонда РФ.

В бухгалтерском учете отражена следующая корреспонденция счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено поступление картины в качестве основных средств (до момента включения его в состав музейного фонда РФ)

Оплачен договор на закупку картины

18 (244 КВР/ 310 КОСГУ)

Принят к учету в составе прочих основных средств музейный предмет до внесения записи в государственный каталог

Начислена амортизация по приобретенному объекту до его включения в состав Музейного фонда РФ

Списан с баланса музейный предмет на дату включения его в состав Музейного фонда РФ (на основании записи, отраженной в государственном каталоге)

Одновременно списанный с баланса музейный предмет учтен на забалансовом счете

Используя условия предыдущего примера, предположим, что приобретаемый музейный предмет на момент покупки уже был включен в состав Музейного фонда РФ. Об этом имелась соответствующая запись в государственном каталоге.

В данном случае приобретенный объект нельзя отражать на балансе музея. Учитывая это, расходы на его приобретение следует квалифицировать не как приобретение основных средств (статья 310 КОСГУ), а как оплату прочих услуг (статья 226 КОСГУ).

В данной ситуации операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на оплату договора по закупке предмета посуды, включенного на момент приобретения в состав Музейного фонда РФ

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Сделан в Word, графики в электронном виде с ссылками. Курсовая работа. Вариант 33. Гидравлический расчет гидросистемы стенда для испытания центробежных насосов.

Учет музейных фондов

Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, полученные в результате изучения музейных пред­метов и коллекций. Учет фондов представляет собой не­прерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются, ведется контроль за движением предме­тов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и науч­ной обработки музейных предметов регулируется нор­мативными документами Министерства культуры и туризма.

В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Большинство из документов имеют юридическую силу, подле­жат регистрации и вечному хранению. Это акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.

Государственный учет музейных фондов предус­матривает два этапа, которые отражают степень изу­ченности музейных предметов:

¾ первичная регистра­ция поступивших в музей предметов и

¾ инвентариза­ция, то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности пред­метов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фон­дами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на ма­териальное хранение. Акт утверждается директором му­зея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия определяется особыми нор­мативными документами.

Прежде чем поступить в соответствующее фондо­вое подразделение, предметы проходят первичную ре­гистрацию, которая окончательно закрепляет их при­надлежность данному музею. Они вносятся в книгу по­ступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материа­лов по форме, определенной инструкцией. В естественно-научных музеях сы­рьевые материалы регистрируются в книге учета сы­рьевых научных материалов.

Предметы, поступившие в музей на временное хра­нение, вносятся в книгу поступлений во временное поль­зование. Возвращаются они по акту, который составля­ется по распоряжению директора и подписывается главным хранителем, заведующим фондовым подразде­лением, хранившим предмет, и лицом, временно при­нявшим его на материально ответственное хранение.

Рекомендуемые материалы

Цель книг поступлений как государственного до­кумента охранного порядка — зарегистрировать предмет под определенным номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск. Порядко­вый номер по книге поступлений (КП), присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в ак­те его приема в музей, а также на самом предмете вме­сте с шифром музея, например: ГИМ, КП—112408. При одновременном поступлении большого количест­ва однородных предметов (нумизматическая коллек­ция, фотоматериалы и др.) допускается их групповая запись в книге поступлений при наличии коллекцион­ной или полевой описи. В этом случае количество по­ступивших предметов отражается в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП—1760—1870) или фиксируется дробными поряд­ковыми номерами (например, КП—1760/1 —110). Од­нако уникальные материалы всегда записываются ин­дивидуально. Групповая запись предметов из драго­ценных материалов и драгоценных камней также запрещается.

Книга поступлений, как документ охранного по­рядка, до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровыва­ются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции. Все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допуска­ется лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Все существенные исправления в книге поступлений (атрибуция, сохранность, размер, материал и т. п.) делаются только на основании специальных актов, подписанных директором или его заместителем по научной работе, главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, и заверяются ответственным за первичный учет лицом.

Юридические документы первичного учета тщательно сохраняются; доступ к ним имеет ограниченный крут лиц. Между тем в информации, которую они содержат, нуждаются не только сотрудники музея, но и исследователи из других учреждений. Поэтому уже на стадии первичного учета создается система картотек — карточных, а в последние годы и электрон­ных. Особенно необходима учетная картотека, вы­полняющая информационную функцию книги по­ступлений. Составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и располо­жены в порядке ее номеров. На временные поступле­ния также составляется картотека, систематизирован­ная по источникам поступления.

После регистрации в книгах поступлений предме­ты передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение. При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета — инвентаризацию

Инвентаризация представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основно­го фонда. Осуществляется она при помощи книг науч­ной инвентаризации — научных инвентарей. Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений.

Запись в научный инвентарь делается только попредметно и в соответствии с установленной инструк­цией формой. Она основы­вается на дальнейшей, более глубокой работе специа­листа по определению музейного предмета. В научном инвентаре дается точное наименование предмета, его подробное описание с перечнем всех имеющихся клейм, монограмм, подписей и надписей. Вносятся данные об авторе, месте и времени создания и бытова­ния, истории предмета, касающихся его публикациях, материале и технике изготовления, размере и весе (для предметов из драгоценных металлов и камней), степени сохранности. В соответствующих графах ука­зываются учетные обозначения, старые учетные обо­значения (если они имеются), номера фотонегативов (если предмет сфотографирован), данные об источни­ке и способе поступления, цене и пр.

Музейные предметы при инвентаризации систе­матизируются в соответствии со структурой (строе­нием) основного фонда. Поэтому каждое фондовое подразделение обычно имеет несколько научных инвентарей, в соответствии с принятой в нем классифи­кацией по группам музейных предметов. Например, в подразделении изобразительных источников про­изведения живописи, графики, скульптуры будут вноситься в разные книги. Каждая из них имеет свое обозначение, которое позволяет определить принад­лежность книги и заинвентаризованного в ней пред­мета к конкретному фондовому подразделению и группе, образованной внутри него. Принадлеж­ность к подразделению изобразительных источников может обозначаться буквой И, а к группе скульпту­ры — буквой С.

Каждый предмет, записанный в научном инвента­ре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет в итоге обретает два номера: по книге поступ­лений и по научному инвентарю. Его полное учетное обозначение может выглядеть, например, так:

Проставляя учетное обозначение, важно не при­чинить ущерб внешнему виду предмета и вместе с тем нанести его так, чтобы оно было доступно для обозре­ния хранителю и исследователю, не осыпалось, не сти­ралось. Например, на металлических предметах оно проставляется эмалевой краской, а на керамических — масляной краской или тушью. Если учетное обозначение невозможно нанести на сам предмет, ис­пользуют этикетки и бирки, которые пришивают, при­бивают или подвешивают к предметам, проставляют на монтировке, на индивидуальной упаковке.

Предметы, составляющие комплект (сервизы, гар­нитуры), вносятся в научный инвентарь под отдельны­ми номерами, а их принадлежность к комплекту отме­чается при описании. Атласы, альбомы рисунков и фо­тографий одного автора вносятся в научные инвентари под одним номером, при этом каждый лист получает дробный номер.

Предметы из драгоценных металлов и драгоцен­ных камней записываются в инвентари только при на­личии акта ювелирной экспертизы, удостоверяющей подлинность материала и точность веса. В специаль­ных инвентарных книгах ведется их дополнительный учет, поэтому в отличие от других предметов они име­ют не два, а три учетных номера.

Письменные источники учитываются по прави­лам, разработанными руководящими архивными орга­нами. Учет ведется по архивным фондам, архивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают пе­речень входящих в данный фонд единиц хранения. Пе­речень содержит заголовок и краткое описание содер­жания каждой единицы хранения.

Запись в научный инвентарь делается на основе предварительно составленной карточки научного опи­сания предмета, графы которой должны соответство­вать графам инвентаря. Запол­няется она в процессе определения музейного предме­та и фиксирует результат изучения всех основных его признаков. До занесения в научный инвентарь текст описания должен предварительно визироваться заве­дующим фондовым подразделением, заместителем ди­ректора по научной части или главным хранителем.

В процессе научного описания содержание кар­точки может дополняться, уточняться и даже менять­ся. При этом все изменения, вносимые в научный инвентарь, оформляются по тем же правилам, что и в книгах поступлений.

На основе карточек научного описания музейных предметов создается инвентарная картотека, выпол­няющая информационные функции книг инвентарно­го описания и служащая основой для научной катало­гизации фондов. Для того, чтобы быстро находить предметы, составляется топографическая картотека, а также топографическая опись, где фиксируется мес­то хранения каждой единицы учета. В каждом фондо­вом подразделении создаются и картотеки на предме­ты научно-вспомогательного фонда.

Музейные фонды находятся в непрерывном дви­жении. Ведь предметы могут передаваться в другие музеи и учреждения как в постоянное пользование в порядке обмена или на безвозмездной основе, так и во временное пользование, например, для создания экспозиций или выставок. Еще более активно пере­мещаются предметы внутри музея. Они передаются во временное пользование другим отделам для экспозиционно-выставочной работы, для исследования, реставрации, фотокопирования. Все эти выдачи, так же как и факты хищения, утраты, разрушения пред­метов, оформляются соответствующим образом со­гласно инструкции. Выдачи на длительный срок вну­три музея (в другие фондовые подразделения, в экс­позицию) оформляются актом внутримузейной передачи и визируются главным хранителем. Предметы, передающиеся из фондовых подразделений в другие отделы музея, на­пример, фотолабораторию, на короткий срок, могут регистрироваться в специальной книге с распиской принявшего лица.

Количество предметов в музейных фондах посто­янно меняется: одни предметы выбывают из состава музейного собрания, другие пополняют его. Поэтому музей ежегодно составляет годовые отчеты о движе­нии музейных фондов. Для того, чтобы убедиться в наличии реальных предме­тов за конкретными цифрами учетных документов, а также в том, что их сохранности не нанесен ущерб, проводится переучет фондов.

Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным учас­тием хранителя данной коллекции. Каждый предмет, закрепленный за фондовым подразделением, сверяет­ся с актом приема на материально-ответственное хра­нение, с записью в книге научной инвентаризации и в книге поступлений, проверяется и наличие докумен­тов, оформляющих отсутствие в фондах тех или иных предметов. По итогам работы комиссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предме­тов с учетной документацией, который утверждает ди­ректор музея.

Важнейшие учетные документы, имеющие юри­дическую силу, регистрируются в специальных книгах и описях. Посторонним лицам они не выдаются и за пределы музея не выносятся. Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных материалов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом помещении, которое в нерабочее время пломбируется.

Фондовая информационная система используется при отборе предметов для экспонирования и составле­ния этикетажа, она помогает интерпретировать пред­меты при подготовке экскурсий и лекций, а в процессе изучения музейных предметов позволяет проводить сравнительный анализ. Кроме того, она предоставляет данные, позволяющие выяснить состояние самих фон­дов, целесообразность и направленность их пополне­ния. В фондовой информационной системе нуждаются не только сотрудники музея, но также исследователи других учреждений и представители разнообразных специальностей.

Создание фондовой информационной системы — работа сложная и непрерывная. В последнее десятиле­тие началась ее активная модификация с помощью компьютерных технологий, которые позволяют карди­нально изменить сам процесс подготовки музейной документации. Наличие электронных носителей ин­формации не избавляет музейных специалистов от оформления учетных документов на бумажных носи­телях, поскольку только они имеют юридическую си­лу. Однако автоматизация деятельности фондовых подразделений значительно снижает трудозатраты, уменьшает вероятность ошибок и позволяет оператив­но вносить изменения в подготавливаемые документы.

Особенно широкие возможности компьютериза­ция открывает в области каталогизации музейного со­брания. С ее помощью ведутся картотеки, включаю­щие в себя сколь угодно подробные данные о предме­тах и необходимый справочный аппарат — индексы, ссылки, рубрикаторы. Она позволяет вести поиск ин­формации по различным признакам — автору, инвен­тарному номеру, дате создания, по любой фразе или слову в описании, а получаемые по запросу сведения могут иметь как текстовую, так и графическую форму.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июля 2020 года N 827

(с изменениями на 24 ноября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций согласно приложению, к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра культуры Российской Федерации А.Ю.Манилову.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует шесть лет со дня его вступления в силу.

в Министерстве юстиции

5 ноября 2020 года,

регистрационный N 60748

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 23 июля 2020 года N 827

Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций

I. Общие положения

1.1. Настоящие Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (далее - Единые правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

1.2. Единые правила определяют порядок организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций для музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и иные фонды (далее - соответственно музеи, организации, физические лица), а также определяют:

перечень фондов, в которые входят музейные предметы, иные предметы и документы, образующие собрание музея;

порядок обеспечения учета музейных предметов, ведения и сохранности учетной документации, связанной с музейными предметами, включая порядок первичной регистрации музейных предметов в книге поступлений основного фонда Музея (главной инвентарной книге Музея), ее форму, состав и порядок внесения в нее сведений;

порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций (далее - музейные предметы), проведения реставрационных работ;

порядок обеспечения безопасности музейных предметов, включающий наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов.

1.3. Единые правила обязательны для музеев, организаций и физических лиц.

1.4. На основе Единых правил музеи и организации утверждают своим локальным актом внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в музее и организации (далее - Внутримузейные правила).

II. Состав и виды фондов музея

2.1. Собрание музея состоит из находящихся на хранении в музее музейных предметов, включенных в основной и иные фонды музея, а также документов и предметов архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям его создания.

Перечень фондов, которые могут образовывать собрание музея:

фонд сырьевых материалов;

иные фонды, образованные по согласованию с учредителем музея.

Состав фондов музея, включающий в том числе основной и научно-вспомогательный фонды, устанавливается Внутримузейными правилами на основании решения Экспертной фондово-закупочной комиссии музея( )(далее - ЭФЗК).

2.2. К основному фонду относятся следующие музейные предметы:

2.2.1. Музейные предметы, документирующие развитие природы и историю развития естественно-научных дисциплин, в их числе:

образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, снабженные этикетками, гарантирующими точность определения;

уникальные объекты живой и неживой природы, например, редкие виды животных и растений, метеориты, кристаллы необычной формы;

сборы крупнейших естествоиспытателей, имеющие научное или мемориальное значение;

образцы техники препарирования и научной таксидермии;

биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;

подлинные изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические, фотографические и произведения изобразительного искусства);

письменные, изобразительные, вещественные памятники, отражающие историю естественных наук.

2.2.2. Музейные предметы, документирующие историю и развитие человеческого общества. В их числе:

археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок;

музейные предметы, являющиеся свидетельством экономических процессов, общественных отношений, внутренней и внешней политики, истории и уровня развития культуры (в том числе орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, включая произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями (деятелями науки, культуры, искусства, общественными деятелями);

нумизматические и сфрагистические материалы, предметы фалеристики и геральдики;

произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакаты), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

фотографические материалы (фотографии, фотоотпечатки), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географическими открытиями и подобными историческими событиями;

письменные памятники - рукописные и печатные документы;

книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания;

киноматериалы - документальные и художественные;

фонозаписи речевые и музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение.

2.2.3. Музейные предметы, документирующие развитие литературы, театрального искусства, музыкальной культуры. В их числе:

письменные памятники - произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографами автора, редкие печатные издания и другие авторские произведения и предметы, связанные с автором);

документы, характеризующие деятельность творческих коллективов, жизнь и творчество писателей, актеров, режиссеров, композиторов, музыкантов, театральных художников и их окружения;

произведения изобразительного искусства, фотографии, характеризующие деятельность творческих коллективов, театрального и музыкального искусства, личность автора, процесс его творчества, эпоху, в которую он жил;

эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;

иллюстрации к литературным произведениям;

вещественные памятники - предметы быта мемориальные, а также предметы быта, характеризующие эпоху;

музыкальные инструменты, театральные костюмы, театральные декорации (элементы декораций), театральный реквизит;

фонозаписи речевые и музыкальные и кинофильмы.

2.2.4. Музейные предметы, документирующие историю развития техники. В их числе:

вещественные памятники (в том числе машины, механизмы, приборы);

произведения изобразительного искусства, чертежи и фотографии, отражающие жизнь и деятельность ученых, изобретателей, отдельные технические процессы и другие свидетельства технического прогресса);

письменные памятники (техническая документация, документы, связанные с жизнью и деятельностью ученых, изобретателей и других выдающихся деятелей в сфере развития науки и техники);

фонозаписи и кинофильмы, отражающие этапы развития техники.

2.2.5. Мемориальные предметы:

предметы, принадлежавшие исторической личности или его ближайшему окружению (вещественные, изобразительные, письменные памятники, кинофотофонодокументы);

предметы, относящиеся к памятному событию (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фонодокументы);

памятники, не являющиеся мемориальными, но отражающие историческую обстановку, относящиеся ко времени жизни известной личности или памятному событию, а также результаты деятельности исторической личности, судьбу творчества в последующие эпохи;

произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию;

произведения всех видов изобразительного, декоративно-прикладного, монументального искусства, коллекции археологии, нумизматики и другие произведения и предметы в соответствии с профилем каждого музея.

2.2.6. Иные предметы, отнесенные решением ЭФЗК к основному фонду.

2.3. К научно-вспомогательному фонду относятся следующие музейные предметы:

воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы и другие предметы, разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций;

образцы сельскохозяйственных культур и других натуральных материалов, подверженных порче и требующих частой замены;

натуральные материалы - объекты природы, не имеющие музейного значения, но используемые для наглядного показа некоторых особенностей природы и ее явлений.

2.4. По решению ЭФЗК музейные предметы научно-вспомогательного фонда могут быть переведены в основной фонд (например, точные копии утраченных уникальных предметов).

2.5. Исключение музейных предметов из научно-вспомогательного фонда производится на основании приказа руководителя музея по согласованию с учредителем музея и решения ЭФЗК и оформляется актом.

2.6. К экспериментальному фонду могут относиться музейные предметы, являющиеся произведениями, состоящими из оригинальных современных материалов и/или выполненными в оригинальных современных техниках или с использованием оригинальных современных техник, в том числе с применением аудио, видео, компьютерных и других технологий, устойчивость которых к длительному использованию не определена и не проверена временем (например, инсталляции, видео-инсталляции, иные арт-объекты с оригинальной художественной концепцией, состоящие из утилитарных предметов промышленного изготовления, выполненных, как правило, из недолговечных материалов, подверженных быстрому старению и деструктуризации (поролон, резина, баннерная ткань, пластик, органические вещества, определенные виды цветной фотографии и других современных материалов).

29. Государственный учет музейных фондов представляет собой определение и регистрацию музейных собраний, являющихся общенародным достоянием.

Музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их

юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования.

Все памятники истории и культуры (вещественные, объекты природы, произведения всех

видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства, памятники письменности

и др.), хранящиеся в муниципальном историческом музее, бухгалтерскому учету по

стоимости не подлежат.

30. Государственный учет музейных фондов предусматривает две стадии:

а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в муниципальный исторический музей предметов, имеющих целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений)

б) инвентаризацию, т.е. научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр., составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь).

31. Основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения.

32. Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

Исправления записей в этих документах допускаются лишь в крайних случаях. В случае необходимости внесения исправлений они производятся красными чернилами. Старые (зачеркнутые только одной чертой) и новые записи должны четко читаться. Об исправлениях делается соответствующая запись на той же странице. Она заверяется директором и главным хранителем (или лицом, на которое возложены обязанности главного хранителя), материально ответственным лицом и скрепляется печатью музея,

Все существенные исправления (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.), вносимые в инвентарные книги музея и книги поступлений, заверяются лицом, ответственным за учет, на основании специального акта, подписанного директором и главным хранителем (или лицом, на которое возложены обязанности главного хранителя).

Порядок приема и выдачи поступивших в музей предметов.

33. Все поступившие в муниципальный исторический музей предметы подлежат строгому документальному учету.

Оформление приема и выдачи предметов производится немедленно по их поступлении или выдаче, по соответствующим актам. Акты приема и выдачи являются первичными юридическими документами государственного учета музейных фондов. Хранение в муниципальном историческом музее предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.

34. В актах приема или выдачи точно указывается место составления акта, год, месяц, число, от кого (в выдаче – кому), по чьему распоряжению, для какой цели и на какой срок передан предмет. При этом предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается краткое характеризующее их описание, указывается размер, материал, техника, отмечается сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом), прежний номер предмета (если он поступил из другого музея) – в акте приема, шифр и номер по книге поступлений, а также номер научного инвентаря при выдаче. При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена, если он имеет оценку (был заказан или приобретен за плату). К акту желательно приложить сведения об истории предмета, так называемую легенду (его происхождение, движение, пребывание в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления и т.п.), а для археологических и других экспедиционных материалов – полевую или коллекционную опись или попредметный список.

35. Если предмет требует особой атрибуции, к акту приема прилагается заключение специалистов или экспертной комиссии, заверенное соответствующими учреждениями и скрепленное печатью учреждения, проводившего экспертизу.

37. Примечание: Выдача предметов, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, на реставрацию или для опробования в организациях и учреждениях, имеющих право апробирования драгоценных материалов, производится с разрешения директора музея по согласованию с главным хранителем (или лицом, на которого возложены обязанности главного хранителя) по гарантийному письму и оформляются актом, в котором подробно оговариваются состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.

39. Прием и выдача оружия производится по разрешению вышестоящих организаций, а также органов милиции в установленном порядке.

40. Акты приемы и выдачи составляются в нескольких экземплярах (не менее 3). Первый экземпляр остается у главного хранителя (или лицо, на которого возложены обязанности главного хранителя); второй – передается в отдел, которому предмет передан на хранение или из которого выдан (если хранение производится по отделам); третий – вручается под расписку лицу, сдавшему или принимающему предмет. В случае, если главный хранитель (или лицо, на которого возложены обязанности главного хранителя) является материально ответственным лицом, первый экземпляр акта хранится у директора.

41. При выдаче экспонатов во временное пользование в учреждения, выступающие в качестве организаторов выставок, в акте выдачи должна быть сделана оговорка, что принимающее экспонат учреждение, в лице его представителя, ознакомилось с настоящей Инструкцией и обязуется её выполнять. Необходимо также получить от музея или учреждения, принимающего экспонат во временное пользование, гарантию его сохранности и своевременного возврата (оговорив это в акте). В акте в случае необходимости могут быть оговорены рекомендации по упаковке, транспортировке, монтировке и хранению выдаваемых экспонатов. Передача по акту и упаковка предметов для иногородних получателей должна производиться в присутствии получающей стороны. Лицо, принимающее предметы, должно иметь доверенность. Отправка и транспортировка музейных предметов производится в сопровождении материально ответственного лица (представителя принимающей или сдающей стороны). К акту выдачи или приема прилагаются копии железнодорожных, авто или авианакладных на отправку груза. Примечание. Категорически запрещается передача кому-либо экспонатов, находящихся на временном хранении, без согласия их владельца.

42. Возврат музеем предметов, полученных им во временное пользование от другого музея или учреждения, производится по распоряжению директора музея, их возвращающего, и оформляется актом с подписями и визами: главного хранителя (зав. Фондами), заведующего соответствующим отделом (если хранение осуществляется по отделам), а также материально ответственного лица, на чьем хранении находились эти предметы, с соблюдением требований, изложенных в п. 95.

43. Внутренние передачи предметов из одного отдела музея в другой отдел, от одного материально ответственного хранителя другому материально ответственному лицу производится по разрешению директора и оформляются соответствующим актом. Акты подлежат утверждению директором муниципального исторического музея и скрепляются печатью музея. Кратковременная передача музейных предметов из отделов в фотолабораторию или для научной работы в пределах муниципального исторического музея производится по разрешению главного хранителя (или лица, на которого возложены обязанности главного хранителя) и оформляется распиской лица, принявшего их, в специальной книге.

Раздельно нумерованные акты постоянного и временного хранения подшиваются в два разных дела актов приема или в два разных дела актов выдач в хронологическом порядке, т.е. в порядке восходящих номеров.

Акты составляются в нескольких экземплярах (не менее 3). Два из них остаются в муниципальном историческом музее и хранятся в двух местах: у директора и главного хранителя (или лица на которого возложены обязанности главного хранителя).

45. В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются, опечатываются печатью и остаются на хранения в музее. Сдаче в Главное архивное управление акты и другие документы, связанные с коллекциями музея, не подлежат.

Все акты подлежат регистрации в специальных книгах регистрации актов. Муниципальный исторический музей может вести две книги регистрации актов: приема и выдачи на постоянное хранение (записывая, например, акты приема на левой странице, а выдачи – на правой) и на временное хранение или четыре раздельные книги регистрации этих четырех видов актов.

Записи в каждой из книг регистрации актов могут продолжаться подряд, из года в год, до заполнения книги, но нумерация актов приема и выдачи предметов ежегодно должна начинаться с первого номера. Акты передачи предметов на материально ответственное хранение целесообразно нумеровать подряд, без разделения по годам. Они подшиваются в отдельную папку и регистрируются в отдельной книге.

Читайте также: