Эмиль жак далькроз биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) вписал важную и изящную страницу в историю музыкального развития и музыкального образования. Под огромным впечатлением от педагогического труда композитора Жака-Далькроза находилось большинство представителей художественной культуры Европы и мира: музыканты-исполнители, композиторы, хореографы, литераторы, художники, драматические артисты и режиссеры. Художник Василий Поленов тонко и талантливо сравнил метод Далькроза с "переливанием музыкальных звуков в движение".

Детство и юность музыканта

Будущий композитор и педагог родился в Вене, в музыкальной семье, где постоянно музицировали. С 6-ти лет началось его обучение игре на фортепиано. Очень быстро ребенок стал сочинять свои произведения. Вскоре семья переехала в Женеву, где с 12 лет талантливый мальчик стал учиться в консерватории.

В годы юности Эмиль колебался, посвятить ли себя актерскому или музыкальному искусству; ездил в зарубежные турне как второй дирижер; брал частные уроки у венских и парижских композиторов-знаменитостей; писал музыку; а с 1892 года стал профессором по классу гармонии и сольфеджио Женевской консерватории.

Годы творчества

Как композитор Эмиль Жак-Далькроз выделялся яркой способностью к импровизационности и использовал ее на концертах. Исследуя его творчество, специалисты усматривали в сочинениях Эмиля некую связь с французской композиторской школой в лице К.Сен-Санса и Ж. Массне по богатству мелодизма, свежим ритмам, метрическим экспериментам.

Сложная полифония почти не применялась автором. Его перу принадлежали комические оперы, балеты, лирические комедии, кантаты и оратории, камерная музыка, оркестровые произведения, концерты для скрипки с оркестром, множество песен и пр. Произведения композитора исполнялись не только в Швейцарии, но и в Германии, Англии. Они были весьма популярны.

Об этом говорил такой факт. Однажды, гуляя в горах, Жак-Далькроз услышал свою песенку в исполнении мальчика-пастушка. Мальчик делал в одном месте ошибку в мелодии, и композитор поправил его. Тогда юный певец возразил, что именно так пели эту песню его отец и дед, а они-то получше этого господина знают, как правильно.

Создание метода ритмической гимнастики

Наблюдая за учениками, которые осваивали игру на музыкальном инструменте, Далькроз убеждался, что хорошо играть им мешает несформированное чувство музыки, ритма, неразвитая эмоционально-телесная отзывчивость на средства музыкальной выразительности. Это сподвигло преподавателя на поиски специальной музыкально-развивающей системы.

Тогда педагог стал создавать пластические упражнения с целью "телесного переживания музыки", где важнейшую роль играли ощущения ритма. Понимание ритма при том универсализировалось, утрачивая свою изначальную узко-прикладную цель - только как освоение ритма музыки. В ритме теперь усматривался символ всеобъемлющего упорядочивания, символ преображения мира и человека. Пластические ритмические упражнения под музыку, по свидетельству очевидцев, становились синте зом разных сфер - театра, педагогики, "редким сочетанием пантомимы, гимнастики, музыки, балета и оперы".

Реакция коллег по Женевской консерватории

Свой метод системы ритмической гимнастики для подготовки к обучению игре на музыкальном инструменте и музыкального развития композитор и педагог начал разрабатывать в 1900-1905 годах. В лице обучавшихся он нашел в этом вопросе полную поддержку и искренний интерес. Но, когда он обратился к коллегам и руководству консерватории с просьбой о выделении учебных часов и помещения на новую дисциплину, он получил не просто отказ, но еще и агрессию, и насмешки.

Даже его коллеги-друзья считали, что Эмиль, похоже, "сошел с ума". Все попытки убеждения кончались полным крахом: так, упражнение по пению песни вместе с использованием жестов (для осознания связи музыки и движения)было расценено как "гримасничанье". Руководство учреждения было недовольно тем, что композитор "компрометирует" консерваторию. Система Далькроза встретила осуждение и полное неприятие. "Как мы всегда учились сами, как учились наши учителя, так и будем продолжать учить музыке! - заявляли ему. - Без ваших сатанинских выходок!"

Дальнейшее развитие метода

Тем не менее, идеи системы метода ритмического воспитания успешно распространялись, завоевывая новых поклонников. В 1909-1910 учебном году у Далькроза насчитывалось уже порядка 360-ти учеников. В 1910 году он переехал в Дрезден, близ которого быстро был воздвигнут архитектурный ансамбль Института ритма с просторным центральным дворцом, пансионом, гостевыми домиками. Было продумано все, вплоть до новейшей системы освещения, сценического пространства, устройства душевых кабин, учебных классов, внутренних двориков для принятия солнечных и воздушных оздоровительных процедур.

Учебный процесс осуществлялся по потокам: для профессионалов (с последующей выдачей диплома); для музыкантов; для актеров; для всех желающих - как детей, так и взрослых (так называемые вольнослушатели). В учебный план входили: ритмическая гимнастика, сольфеджио, хор, импровизация, владение дыханием, анатомия, танец или пластика.

Для презентации своих принципов в зал Института ритма Жак-Далькроз приглашал публику. Здесь впервые необычно была поставлена опера Глюка "Орфей" в новаторском сценическом виде. Особое освещение придавало телам во время их ритмического движения выразительность, скульптурность. В газетах и журналах публиковались восторженные отзывы.

Вместо заключения

Во время войн на долю Жака-Далькроза выпадали настоящие суровые испытания. Кроме того, всегда находились люди, не разделявшие его эстетических принципов и дававшие необъективную оценку его делам. Тем не менее, в Женевской консерватории с течением времени был все же открыт класс ритмической гимнастики, что сразу принесло еще большую известность методу музыкально-ритмического развития. В 1926 г. в Женеве был проведен Международный конгресс по данной тематике, где заслушивались на четырех языках около 40 докладчиков.

В Институте ритма Жака-Далькроза в разное время побывало множество знаменитых людей, включая знакомых нам соотечественников Сергея Рахманинова, Константина Сергеевича Станиславского, князя Сергея Волконского, Анатолия Владимировича Луначарского. Последний оформил свои впечатления от увиденного в таких словах:


Человек

Violin Concerto No.1 in C-minor, Op.50 (1901)

Композитор

Некоторые музыкальные сочинения Далькроза:

Создатель ритмики

1900—1905 гг — зарождение идеи ритмической гимнастики

Слушая все эти критические замечания, Далькроз повторял с усмешкой, что труднее бороться с предрассудками, чем за новые идеи и, если человек пребывает в темноте, то не следует плакать, а лучше подать ему зажженную свечку. Понадобились необычайная энергия, упорство, фанатическая вера в правоту своего метода, чтоб отстаивать свое начинание и в течение ряда лет добиваться признания своих исканий. Но его неустанно поддерживало сознание, что он делает нужное дело и, если сам не разрешит эту новую проблему, то уверен в том, что после его смерти другие продолжат его труд и найдут то, что он только наметил. Он говорил, что завел бой часов, но что же делать, если они зазвучат только после его смерти.

Metodo Dalcroze

1905 г — открытие первого курса в стенах Женевской консерваторииВремя борьбы за признание своих идей длится долго с 1903 по 1905 год… Руководство Консерватории только в 1905 г. разрешает провести специальный курс ритмики в стенах данного учебного заведения. В эти годы Далькроз много пишет о музыкальном воспитании. Он нападает на устаревшие методы обучения. Считает, что учителя музыки, пренебрегая самим искусством музыки, заботятся об одной только технике. И еще, считал он, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Он борется за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка.

Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии.

с 1909 по 1911 Встреча с Вольфом Дорном и создание Института


Содержание

Человек

Композитор

Некоторые музыкальные сочинения Далькроза:

Создатель ритмики

Празднества в Швейцарии

Но 1914 год положил конец деятельности Далькроза в Хеллерау. Далькроз подписал протест против разрушения немцами Реймсского собора и вынужден был покинуть Германию. Немецкие ученики слали ему оскорбительные письма. Далькроз вернулся в Женеву, переживавшую в то время трудности военной блокады. Лишь по окончании войны возродился на берегу Женевского озера Институт ритма, руководимый Далькрозом. Эмиль Жак-Далькроз скончался в 1950 году в возрасте восьмидесяти пяти лет.

Первый Международный Конгресс по Ритму состоялся в 1926 г., в Женеве. На нем было сделано до 40 докладов на 4-х языках.

Сотрудники Далькроза в Хеллерау

  • Вольф Дорн (Германия), директор Института
  • Гаральд Дорн (Германия), директор Института после гибели Вольфа в 1914 году
  • Генрих Тессенов, архитектор
  • Александр Зальцман (Россия), создатель системы освещения
  • Перри Ингхем (Ingham, Perry Broadbent) (Англия), возглавил курсы в Англии
  • Элсбет Лаутер (Германия), преподаватель
  • Густав Гюлденштейн (Германия), преподаватель
  • Анни Бек (Annie Beck), (Голландия), преподаватель
  • Нина Гортер (Nina Gorter), (Голландия), преподаватель
  • Сюзанн Перроте (Suzanne Perroutet) (Франция), преподаватель

Ученики Далькроза в Хеллерау:

  • Валериа Кратина (Valeria Cratina), (Австрия)
  • Иелле Трельстра (Jelle Trolstra), (Голландия)
  • Инга и Рагна Якоби (Jnga & Ragna Jacobi) (Норвегия)
  • Габо Фальк (Швеция)
  • Альберт Жаннере (Albert Jeanneret) (Швейцария), брат Ле-Корбюзье
  • Эмиль Ристори (Швейцария)
  • Мариам Рамберг (Mariam Ramberg) (Польша)
  • Тадеуш Ярецкий (Польша)
  • Пласидо де Монтелио (Placido de Montelio) (Испания)
  • Шарлотта Пфеффер (Германия)
  • Теодор Аппиа (Франция)

Ученики из России:

  • Анатолий Николаевич Александров
  • Нина Георгиевна Александрова (Гейман), одна из первых учениц Далькроза, начинавшая в Женеве, затем последовавшая за ним в Хеллерау.
  • Николай Николаевич Баженов
  • кн. С. М. Волконский
  • Нина Валентиновна Романова, в 1914 г. начала учиться в Хеллерау, но помешала война, и она окончила Курсы Ритмической гимнастики Волконского в Петрограде
  • Мария Александровна Румер
  • Румер Е. Б.
  • Нина Семеновна Самойленко, начинала учиться в Хеллерау в 1914, окончила Курсы ритмики Н.Александровой в Москве

Примечания

Сочинения

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E.Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980.

Литература

Библиография по методу Жак-Далькроза (из этой монографии)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эмиль Жак-Далькроз" в других словарях:

Жак-Далькроз Эмиль — Жак Далькроз, Эмиль Эмиль Жак Далькроз, (фр. Emile Jaques Dalcroze; 6 июля 1865, Вена 1 июля 1950, Женева) швейцарский композитор и педагог. Настоящее имя Эмиль Жак. Издательство его произведений предложило ему несколько изменить свою фамилию,… … Википедия

Жак-Далькроз — Жак Далькроз, Эмиль Жак Далькроз, Эмиль Эмиль Жак Далькроз, (фр. Emile Jaques Dalcroze; 6 июля 1865, Вена 1 июля 1950, Женева) швейцарский … Википедия

Жак-Далькроз Э. — Жак Далькроз, Эмиль Эмиль Жак Далькроз, (фр. Emile Jaques Dalcroze; 6 июля 1865, Вена 1 июля 1950, Женева) швейцарский композитор и педагог. Настоящее имя Эмиль Жак. Издательство его произведений предложило ему несколько изменить свою фамилию,… … Википедия

Жак-Далькроз, Эмиль — Эмиль Жак Далькроз Émile Jaques Dalcroze … Википедия

Жак-Далькроз Эмиль — Жак Далькроз (Jaques Dalcroze) Эмиль (настоящая фамилия Жак) (6.7.1865, Вена, ‒ 1.7.1950, Женева), швейцарский композитор и педагог. Музыке учился в Женевской консерватории; совершенствовался в Вене у Р. Фукса и А. Брукнера, в Париже у Л. Делиба … Большая советская энциклопедия

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze) Эмиль — (1865 1950) швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применялся в балетных школах и специальных институтах других стран, в т. ч. в России. Оперы,… … Большой Энциклопедический словарь

Жак-Далькроз, Эмиль — ЖАК ДАЛЬКРОЗ (Jaques Dalcroze) Эмиль (1865 1950), швейцарский педагог, композитор. Разработал систему музыкально ритмического воспитания. Его метод, основанный на передаче образного содержания музыки пластическим движением, применялся в балетных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Жак-Далькроз Э. — ЖАК ДАЛЬКРÓЗ (Jaques Dalcroze) Эмиль (6.7.1865, Вена, – 1.7.1950, Женева), швейц. муз. педагог, композитор, обществ. деятель, музыковед. Учился в ун те и консерватории в Женеве, в Вене – у А. Брукнера (1886), в Париже – у Л. Делиба … Балет. Энциклопедия

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ — (Jaques Dalcroze) Эмиль (1865 1950), швейцарский педагог, композитор. Разработал систему музыкально ритмического воспитания. Его метод, основанный на передаче образного содержания музыки пластическим движением, применялся в балетных школах и… … Современная энциклопедия

Жак-Далькроз Эмиль — (Jaques Dalcroze) (1865 1950), швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применялся в балетных школах и специальных институтах других стран, в том… … Энциклопедический словарь

  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

-Рубрики

  • АСТРОЛОГИЯ (196)
  • ГОРОСКОПЫ (152)
  • ВАЛЯНИЕ (662)
  • ИГРУШКИ (139)
  • ОБУВЬ (58)
  • ОДЕЖДА, ГОЛОВНОЙ УБОР (68)
  • ПАЛАНТИНЫ, ШАРФЫ (80)
  • СОВЕТЫ. ЖУРНАЛЫ (102)
  • СУМКИ, ЧЕХЛЫ (54)
  • УКРАШЕНИЯ. ДЕКОР (148)
  • ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ (259)
  • ВЫШИВКА (272)
  • АЛМАЗНАЯ (7)
  • БИСЕР (23)
  • БРАЗИЛЬСКАЯ. ХАРДАНГЕР (13)
  • БУЛАВЧАТЫЙ БАРХАТ (1)
  • ГЛАДЬ (23)
  • КРЮЧКОМ (7)
  • ЛЕНТАМИ (71)
  • ЛОНГСТИЧ (1)
  • ОБЪЕМНАЯ (24)
  • СОВЕТЫ (66)
  • СХЕМЫ (16)
  • СЧЕТНЫЙ КРЕСТ (12)
  • ВЯЗАНИЕ (12665)
  • БАВАРСКОЕ ВЯЗАНИЕ (5)
  • БАХРОМА (25)
  • БОЛЕРО (24)
  • БОСНИЙСКОЕ ВЯЗАНИЕ (6)
  • БРУМСТИК (6)
  • БРЮГГСКОЕ КРУЖЕВО (50)
  • ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ (117)
  • ВИЛКА (136)
  • ВЯЗАНИЕ РУКАМИ (22)
  • ВЯЗАНИЕ С БИСЕРОМ (53)
  • ДВОЙКИ (65)
  • ДИАГОНАЛЬНОЕ ВЯЗАНИЕ (3)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (554)
  • ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (44)
  • ЖАКЕТЫ (677)
  • ЖАККАРД, ИНТАРСИЯ (89)
  • ЖИЛЕТЫ (302)
  • ЖУРНАЛЫ. КНИГИ (195)
  • ИЗ КЛОЧКОВ ТКАНИ (2)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (195)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО МК (356)
  • КАРДИГАНЫ (399)
  • КОВРЫ И КОВРИКИ (164)
  • КОФТОЧКИ, ТОПЫ (581)
  • ЛЕНТОЧНОЕ КРУЖЕВО (87)
  • МОТИВЫ (492)
  • НОСКИ, ГОЛЬФЫ (133)
  • ОБВЯЗКА, КАЙМА (271)
  • ПАЛАНТИНЫ. НАКИДКИ (696)
  • ПАЛЬТО (101)
  • ПЛЕДЫ (384)
  • ПОМПОНЫ (69)
  • ПОНЧО (537)
  • ПУЛОВЕРЫ (459)
  • РУМЫНСКОЕ КРУЖЕВО (52)
  • СОВЕТЫ (424)
  • ТАПОЧКИ И ДР. ОБУВЬ (129)
  • ТЕНЕРИФ (34)
  • ТУНИКИ (290)
  • ТУНИССКОЕ ВЯЗАНИЕ (51)
  • УЗОРЫ - КРЮЧОК (465)
  • УЗОРЫ - СПИЦЫ (481)
  • ФИЛЕЙНОЕ ВЯЗАНИЕ (129)
  • ФРИВОЛИТЕ (15)
  • ФРИФОРМ (108)
  • ФРИФОРМ МК (87)
  • ФРИФОРМ СКРАМБЛИ (44)
  • ЦВЕТЫ. БАБОЧКИ (376)
  • ШАЛИ (2450)
  • ШАПКИ, ШЛЯПКИ, ПОВЯЗКИ (432)
  • ШАРФЫ (803)
  • ШНУРЫ (52)
  • ЭНТРЕЛАК, ПЭЧВОРК (101)
  • ЮБКА (48)
  • ЯПОНИЯ + КИТАЙ (10)
  • ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА (710)
  • ВЯЗАНИЕ. ИГРУШКИ (1328)
  • ВАЛЕНТИНКИ (39)
  • ГЛАЗА, КОГТИ и т.д. (49)
  • ЖУРНАЛЫ, КНИГИ (7)
  • КОШКИ (162)
  • КУРОЧКИ, ЦЫПЛЯТА, ПТИЦЫ (161)
  • НОВЫЙ ГОД и РОЖДЕСТВО (196)
  • ОБЕЗЬЯНЫ (65)
  • РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ ИГРУШКИ (664)
  • ЗДОРОВЬЕ (1301)
  • АНАЛИЗЫ. ЛЕКАРСТВА. Советы (238)
  • ГИМНАСТИКИ, МАССАЖИ (487)
  • МУДРЫ (35)
  • ОН - ЛАЙН КЛИНИКА (249)
  • ПЕПТИДЫ (72)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ (190)
  • ПРОСТУДА, ГРИПП, КАШЕЛЬ (63)
  • КВАРТИРА (168)
  • ЧИСТОТА (77)
  • КОМПЬЮТЕР (974)
  • ОБОИ (27)
  • ПОЖЕЛАНИЯ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ (63)
  • ПРОГРАММЫ (47)
  • СХЕМЫ В ДНЕВНИК (411)
  • УРОКИ (373)
  • ЧАСЫ, КАЛЕНДАРИ, ИНФОР.. (65)
  • КРАСОТА (540)
  • ВОЛОСЫ (48)
  • ДИЕТЫ, ГИМНАСТИКИ (328)
  • МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА, КРЕМ (83)
  • МАССАЖ, ГИМНАСТИКА Д/ЛИЦА (58)
  • РУКИ, НОГИ (31)
  • КУЛИНАРИЯ (4476)
  • АЭРОГРИЛЬ (8)
  • БЛИНЫ, ОЛАДЬИ (210)
  • ВАРЕНЬЕ, ДЖЕМ, МАРМЕЛАД (198)
  • ГОРШОЧЕК - ВАРИ! (53)
  • ГРИБЫ (99)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (45)
  • ЗАПЕКАНКИ, ОМЛЕТЫ (116)
  • КАШИ (103)
  • КУРИЦА, ИНДЮШКА, КРОЛИК (382)
  • ЛАВАШ, ПИТА (61)
  • МАКАРОНЫ (68)
  • МУЛЬТИВАРКА (108)
  • МЯСО (451)
  • ОВОЩИ (325)
  • ПЕЛЬМЕНИ, МАНТЫ, ВАРЕНИКИ (163)
  • ПЕЧЬ НЕ БУДЕМ (108)
  • ПИРОГИ С ФРУКТАМИ (196)
  • ПИРОГИ,ЧЕБУРЕКИ,ХАЧАПУРИ (510)
  • ПИЦЦА (40)
  • ПОСТНЫЕ РЕЦЕПТЫ (21)
  • РЫБА (146)
  • САЛАТЫ, ЗАКУСКИ (245)
  • СОСИСКИ, КОЛБАСА (26)
  • СОУСЫ (29)
  • СТАТЬИ о питании, СОВЕТЫ (164)
  • СУПЫ, БОРЩИ, ЩИ и т.д. (227)
  • ТВОРОГ. СЫР (91)
  • ТЕСТО. НАЧИНКИ (54)
  • ХЛЕБ, ЛЕПЕШКИ (126)
  • ХЛЕБОПЕЧКА (17)
  • ХОЛОДЕЦ, СТУДЕНЬ (18)
  • МАГИЯ. ГАДАНИЯ. РИТУАЛЫ (355)
  • МАНТРЫ (20)
  • МУЗЫКА (1193)
  • ДЖАЗ. БЛЮЗ (29)
  • ИНСТРУМЕНТЫ (31)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (231)
  • МУЗЫКАНТЫ. КОМПОЗИТОРЫ (239)
  • ОПЕРЫ, БАЛЕТЫ, МЮЗИКЛЫ (194)
  • ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА (124)
  • ПРОСТО КРАСИВЫЕ МЕЛОДИИ (92)
  • РЕЛАКС. ЛЕЧИМСЯ. (42)
  • САКСОФОН (10)
  • ХИТЫ ХХ - ХХI вв. (224)
  • ПЕНСИИ. ПОСОБИЯ. ЖКХ (85)
  • ПУТЕШЕСТВОВАТЬ БУДЕМ? (445)
  • АЗИЯ (31)
  • АМЕРИКА (2)
  • АФРИКА (4)
  • ЕВРОПА (93)
  • ПАНОРАМЫ 3 D (22)
  • ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ (32)
  • РОССИЯ (199)
  • СОВЕТЫ ТУРИСТАМ (70)
  • РАДИОСПЕКТАКЛИ. АУДИО (913)
  • ВЕЛИКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ (24)
  • ДЕТЕКТИВЫ (327)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ (59)
  • КЛАССИКА (100)
  • РАЗНЫЕ ЖАНРЫ (357)
  • САЙТЫ - БИБЛИОТЕКИ (49)
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ (158)
  • РУКОДЕЛИЕ (3698)
  • Crazy wool (11)
  • БИСЕР (225)
  • БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (50)
  • БУМАГА (131)
  • ВАЛЕНТИНКИ (51)
  • ГАЗЕТЫ (83)
  • ДЕКОР (572)
  • ДЕКУПАЖ (65)
  • ИГРУШКИ (435)
  • ИЗОНИТЬ (10)
  • КАНЗАШИ (77)
  • КАРТИНЫ ИЗ КОЖИ (18)
  • КАРТИНЫ ИЗ ШЕРСТИ (77)
  • КВИЛЛИНГ (78)
  • МАКРАМЕ (69)
  • НОВЫЙ ГОД и РОЖДЕСТВО (431)
  • ПЛЕТЕНИЕ (28)
  • ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА. ФАРФОР (295)
  • РИСОВАНИЕ (76)
  • СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ПЛАСТИЛИН (62)
  • ТКАЧЕСТВО (13)
  • ТОПИАРИЙ (44)
  • УКРАШЕНИЯ (620)
  • ЦВЕТЫ (137)
  • ШИТЬЕ (424)
  • СОВЕТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ (914)
  • ТЕАТР (38)
  • ЦЕРКОВЬ. РЕЛИГИЯ (829)
  • ИКОНЫ, МОЛИТВЫ (144)
  • СВЯТЫЕ, ЛЮДИ ЦЕРКОВНЫЕ (614)
  • ЧАС АНГЕЛА (49)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (867)
  • ЮМОР (160)

-Метки

-Ссылки

-Всегда под рукой

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Человек

Violin Concerto No.1 in C-minor, Op.50 (1901)


Композитор




Некоторые музыкальные сочинения Далькроза:

(просмотр видео на YouTube)

Создатель ритмики

1900—1905 гг — зарождение идеи ритмической гимнастики


Слушая все эти критические замечания, Далькроз повторял с усмешкой, что труднее бороться с предрассудками, чем за новые идеи и, если человек пребывает в темноте, то не следует плакать, а лучше подать ему зажженную свечку. Понадобились необычайная энергия, упорство, фанатическая вера в правоту своего метода, чтоб отстаивать свое начинание и в течение ряда лет добиваться признания своих исканий. Но его неустанно поддерживало сознание, что он делает нужное дело и, если сам не разрешит эту новую проблему, то уверен в том, что после его смерти другие продолжат его труд и найдут то, что он только наметил. Он говорил, что завел бой часов, но что же делать, если они зазвучат только после его смерти.

Metodo Dalcroze

(просмотр видео на YouTube)

1905 г — открытие первого курса в стенах Женевской консерватории

Время борьбы за признание своих идей длится долго с 1903 по 1905 год… Руководство Консерватории только в 1905 г. разрешает провести специальный курс ритмики в стенах данного учебного заведения. В эти годы Далькроз много пишет о музыкальном воспитании. Он нападает на устаревшие методы обучения. Считает, что учителя музыки, пренебрегая самим искусством музыки, заботятся об одной только технике. И еще, считал он, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Он борется за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка.

Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии.

с 1909 по 1911 Встреча с Вольфом Дорном и создание Института


В возрасте 19-ти лет Далькроз едет в Париж, где посещает музыкальные и…

В возрасте 19-ти лет Далькроз едет в Париж, где посещает музыкальные и театральные курсы и начинает колебаться — быть ли ему музыкантом или актером? В 1886 году его пригласили вторым дирижером в Алжир, где Далькроз познакомился со музыкой Африки, с ее сложными ритмическими комбинациями. По возвращении из Алжира в 1892 году Далькроз стал профессором Женевской Консерватории по классу гармонии и сольфеджио. Его лекции вызывают большой интерес, он увлекает учеников своим жизнерадостным характером — и позднее, будучи стариком, будет упрекать молодых композиторов в пренебрежении к веселым стилям в музыке.

1900—1905 гг — зарождение идеи ритмической гимнастики

Попытки Далькроза внедрить в стенах Консерватории новый метод вызвали резкое осуждение. Все ополчились против Далькроза: врачи уверяли, что его упражнения утомительны; хореографы упрекали его в отсутствии техники движения; музыканты — в изобилии переменных метров; художникам не нравились черные учебные костюмы. Родители считали обнаженные руки и босые ноги экстравагантными, просто неприличными! Они не понимали слов о том, что тело человека это инструмент мудрости, красоты и чистоты.
Понадобились необычайная энергия, упорство, фанатическая вера в правоту своего метода, чтоб отстаивать свое начинание и в течение ряда лет добиваться признания своих исканий.

1905 г — открытие первого курса в стенах Женевской консерватории

Руководство Консерватории только в 1905 г. разрешает провести специальный курс ритмики. Далькроз много пишет о музыкальном воспитании. Он нападает на устаревшие методы обучения. Считает, что учителя музыки, пренебрегая самим искусством музыки, заботятся об одной только технике. И еще, считал он, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Он борется за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка.

Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии.

1909-1911 гг Встреча с Вольфом Дорном и создание Института

События после встречи с Дорном развернулись со сказочной быстротой. Дорн предложил Далькрозу переехать в Дрезден и обещал найти средства, чтобы выстроить в Хеллерау здание Института, отвечающего всем его требованиям. После года преподавания системы в самом городе Дрездене состоялось торжественное открытие Института Жак-Далькроза в поселке Хеллерау.

Празднества в Швейцарии

Но 1914 год положил конец деятельности Далькроза в Хеллерау. Далькроз подписал протест против разрушения немцами Реймсского собора и вынужден был покинуть Германию. Немецкие ученики слали ему оскорбительные письма. Далькроз вернулся в Женеву, переживавшую в то время трудности военной блокады. Лишь по окончании войны возродился на берегу Женевского озера Институт ритма, руководимый Далькрозом. Эмиль Жак-Далькроз скончался в 1950 году в возрасте восьмидесяти пяти лет.

Ученики из России:

Анатолий Николаевич Александров
Нина Георгиевна Александрова (Гейман), одна из первых учениц Далькроза, начинавшая в Женеве, затем последовавшая за ним в Хеллерау
Николай Николаевич Баженов
кн. С. М. Волконский
В. А. Гринер (Альванг)
Нина Валентиновна Романова, в 1914 г. начала учиться в Хеллерау, но помешала война, и она окончила Курсы Ритмической гимнастики Волконского в Петрограде
Мария Александровна Румер
Румер Е. Б.
Нина Семеновна Самойленко, начинала учиться в Хеллерау в 1914, окончила Курсы ритмики Н.Александровой в Москве.

Читайте также: