Франчайзинг в россии и за рубежом кратко
Обновлено: 02.07.2024
На сегодняшний день в мировой практике активно применяется такой способ ведения бизнеса как франчайзинг.
Франчайзинг – это способ развития бизнеса, в основе которого лежит предоставление крупной известной компанией малоизвестной фирме права (в виде лицензии, так называемой франшизы) на производство и (или) реализацию продукции под собственной (популярной) торговой маркой на ограниченной территории в течение определенного срока.
В рамках этих экономических и правовых отношений крупная компания выступает в качестве франчайзера (правообладателя), а малоизвестная компания – в качестве франчайзи (пользователя). За указанную передачу прав и их последующее использование франчайзи либо единовременно, либо регулярно выплачивает оговоренную в договоре сумму денежных средств франчайзеру.
История становления и развития франчайзинга
Настоящий бум в развитии американского, а затем и мирового франчайзинга произошел в период с 1950 г по начало 1990-х гг. Так, к концу этого периода в 45 отраслях экономики США функционировало боле трёх тысяч компаний-франчайзеров, которые вступили в сотрудничество с более чем 400 тысячами франчайзи. Франчайзинг в 1990 году обеспечивал почти треть всего объема розничной торговли США.
Готовые работы на аналогичную тему
В европейских странах также активно развивался франчайзинговый бизнес. В таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, Испания и др., к началу XXI века насчитывались пара тысяч франчайзеров и пара сотен тысяч франчайзи. По мнению экспертов, столь широкое распространение франчайзинга в мире было вызвано тем, что система франчайзинга является взаимовыгодной для обоих участников франчайзинговых отношений.
Российская практика франчайзинга в сравнении с мировым опытом
Российская практика франчайзинга имеет гораздо меньшую историю развития, чем аналогичная деятельность в развитых странах мира. Мировой опыт франчайзинга заключается в активном использовании, распространении и развитии франшиз, поскольку там давно поняли, что этот способ экономического сотрудничества является эффективным инструментом развития предпринимательства и подъёма экономики государства.
В связи с этим отличительной чертой развития франчайзинга за рубежом считается активная поддержка франчайзи как со стороны органов государственной власти, так и со стороны франчайзеров. А поскольку современные национальные экономики зарубежных стран устанавливают между собой всё больше связей (так называемая, глобализация), переплетаясь и превращаясь в единую мировую экономическую систему, деятельность в сфере франчайзинга регулируется специальным законодательством, зачастую разрабатываемым и утверждаемым международными организациями.
В отечественной экономике такое явление, как франчайзинг, как правило присуще лишь хозяйствам крупных городов. Во многом, это связано с тем, что собственники бизнеса сталкиваются с риском того, что франчайзи, приобретя опыт ведения бизнеса в этой сфере деятельности, разорвет с ним договор и откроет собственную фирму, создавая, тем самым, дополнительную конкуренцию на рынке.
Однако главной проблемой развития франчайзинга в Российской Федерации эксперты признают его низкую поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. При этом они не только не оказывают помощь в развитии данной отрасли предпринимательства, но и до сих пор до конца не урегулировали на законодательном уровне порядок его осуществления.
Это обуславливает необходимость реализации в России следующих мероприятий, в результате которых должен быть дан сильный толчок для популяризации практики открытия и распространения франшиз не только в крупных, но и в средних и малых городах:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России, где франчайзинг был внедрён относительно недавно, эта отрасль экономики развита ещё не в такой степени, которая свойственна хозяйствам зарубежных стран. В настоящее время требуется решение ряда актуальных проблем, в результате чего будут сняты основные барьеры для развития франчайзинга в России.
Читайте также: