Учет кредитных операций кратко

Обновлено: 02.07.2024

Банк-кредитор обязуется по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Предоставленные кредиты учитываются на активных балансовых счетах второго порядка 441-454, 456 – предоставленные кредиты юридическим лицам; 455 и 457 – предоставленные кредиты физическим лицам.

Балансовые счета второго порядка открыты в разрезе счетов по учету овердрафта, сроков погашения и счетов до востребования.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Порядок предоставления денежных средств:

Юридическим лицам в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный счет или перечисления денежных средств с корреспондентского счета.

Физическим лицам путем выдачи наличных денежных средств и зачисление денежных средств на текущий счет.

Способы предоставления денежных средств:

  1. Разовое зачисление денежных средств на банковские счета;
  2. Овердрафт;
  3. Открытие кредитной линии, т. е. заключение договора с заемщиком, на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:
    • общая сумма предоставленных средств не превышает максимальный размер (лимита), определенного в договоре (лимит выдач);
    • в период действия договора размер единовременной задолженности заемщика не превышает установленного лимита (лимит задолженности).

Бухгалтерский учет операций по предоставлению кредитов заемщику путем разового зачисления денежных средств на его счет

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета предоставления кредита негосударственной коммерческой организации.

1. Предоставление кредита заемщику:

2. Внебалансовый учет обеспечения (на основании обеспечительных обязательств):

При постановке на внебалансовый учет делается бухгалтерская проводка:

3. Учет сформированного резерва на возможные потери:

4. Погашение заемщиком кредита в установленный срок:

Списание с внебалансового учета ранее принятого обеспечения по кредиту:

5. Восстановление ранее созданного резерва на доходы банка:

Бухгалтерские проводки по балансовым счетам осуществляются в разрезе каждого кредитного договора. В случае открытия клиенту-заемщику кредитной линии аналитический учет предоставленных средств ведется на лицевых счетах, открываемых в разрезе каждой части выданного кредита (каждого транша) на балансовых счетах, соответствующих фактическому сроку предоставления (размещения) денежных средств, определенному договором на предоставление (размещение) денежных средств. В случае если фактический срок предоставления (размещения) отдельных частей (траншей) выданного кредита приходится на один и тот же временной интервал при отражении ссудной задолженности по балансовым счетам второго порядка, то указанные отдельные части (транши) могут учитываться банком-кредитором на одном лицевом счете соответствующего балансового счета второго по­рядка.

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии на указанную сумму осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При предоставлении клиенту-заемщику последней части кредита (последнего транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При списании денежных средств с банковского счета клиента-заем­щика сверх имеющегося на нем остатка образовавшееся на конец операционного дня дебетовое сальдо по банковскому счету клиента-заемщика перечисляется следующей бухгалтерской проводкой:

Кредит банковского счета клиента-заемщика.

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

Внебалансовый счет 91316 может закрываться по окончании срока, в течение которого клиент-заемщик может воспользоваться правом на получение денежных средств (кредита).

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту, предоставленному в рамках открытой кредитной линии, на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При прекращении действия договора об открытии кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При прекращении действия договора банковского счета либо дополнительного соглашения к нему, допускающего проведение операций, осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

7.2. Учет и оформление просроченной и пролонгированной задолженности по предоставленным кредитам

Пролонгация кредитного договора оформляется дополнительными соглашениями. В случае изменения срока кредитного договора новый срок исчисляется от первоначальной даты. При пролонгации новый срок определяется как первоначальная длительность договора в днях плюс количество дней пролонгации. При этом остаток задолженности по кредиту может переноситься с одного лицевого счета на другой счет с новым сроком.

При непогашении задолженности по основному долгу по предоставленным денежным средствам в установленный договором срок банки обязаны в конце операционного дня переносить остатки задолженности по предоставленным средствам на счет просроченной задолженности.

Учет резервов на возможные потери по просроченным кредитам осуществляется на активном балансовом счете 45818.

Аналитический учет по данным счетам осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

7.3.Учет операций по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам

Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд.

В целях определения размера резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества (от 0 до 100 процентов).

Ссуды, отнесенные ко II–V категориям качества, являются обесцененными.

Источником образования резервов на возможные потери (РВПС) являются отчисления, относимые на расходы банка. Если задолженность по кредиту полностью погашена заемщиком, то сумма ранее созданного резерва восстанавливается на доходы банка.

Назначение резерва – покрытие задолженности по кредитам, которые признаются нереальными для взыскания (задолженность, по которой предпринятые меры по взысканию носят полный характер и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возврату кредита).

Резервы на возможные потери учитываются на пассивных балансовых счетах. По кредиту счетов отражаются суммы созданного резерва в корреспонденции со счетами расходов, а также суммы доначисления резерва до расчетной величины в корреспонденции со счетами расходов.

По дебету счетов отражаются суммы по расходованию резерва в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности клиентов по основному долгу в случаях признания задолженности по кредитам нереальной для взыскания и подлежащей списанию с баланса на основании решения судебных органов. Также по дебету указанных счетов отражается уменьшение резерва (с целью доведения суммы резерва до расчетной величины) в корреспонденции со счетом доходов, при поступлении средств от должника в покрытие задолженности по кредитам, по которой был создан резерв на возможные потери, в корреспонденции со счетом доходов.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

Списание кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд, в том числе объединенных в портфель однородных ссуд, осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде (портфелю однородных ссуд).

Одновременно кредитной организацией списываются относящиеся к нереальным для взыскания ссудам начисленные проценты.

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

  1. Списание с баланса задолженности признанной нереальной для взыскания:

Списание задолженности по кредиту с баланса по причине признания ее нереальной для взыскания не является аннулированием ссудной задолженности. Списание с баланса задолженности по кредиту отражается во внебалансовом учете банка для наблюдения за возможностью ее взыскания в течение пяти лет.

Если в течение пяти лет должник или его правоприемник погасят ранее списанную с баланса задолженность по кредиту, то сумма основного долга восстанавливается на доходы банка:

Дебет счета по учету денежных средств.

На сумму поступивших процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

Если денежные средства в погашение задолженности по кредиту и уплате процентов не поступили в течение пяти лет, то задолженность по кредиту списывается с внебалансового счета 918, а по процентам с внебалансового счета 917.

7.4. Учет и оформление банковской гарантии

В силу банковской гарантии кредитная организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

1. Внебалансовый учет предоставленной гарантии:

На данном счете учитываются обязательства банка по выданным гарантиям, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме.

Открываются отдельные лицевые счета по каждой предоставленной гарантии. Основанием для проведения бухгалтерской проводки является договор о банковской гарантии, в котором должно быть указано, с какого момента гарантия вступает в силу. Предоставление гарантии регистрируется в специальной книге с отметкой об исполнении.

2. Также ведется внебалансовый учет договора банковской гарантии:

3. Формирование резерва по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах. При формировании резерва на возможные потери необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания над юридической формой:

4. Получение вознаграждения за выданную гарантию:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

5. По гарантии, выданной банком в качестве обеспечения условного обязательства кредитного характера, может быть принят гарантийный депозит:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

6. Прекращение обязательств по гарантии:

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

  • уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
  • окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
  • вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала.

7. Восстановление резерва на возможные потери:

8. Уплата денежных сумм по гарантии:

Кредит счета по учету денежных средств.

По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

9. Формирование резерва на возможные потери:

10. Взыскание суммы возмещения по гарантии с принципала:

Дебет счета по учету денежных средств.

Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

11. Восстановление резерва на возможные потери:

В случае получения банковской гарантии, обеспечивающей исполнение банком гарантом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства):

7.5. Учет операций по начислению и взиманию процентов по предоставленным кредитам

С 1 января 2008 г. доходы по кредитным операциям формируются следующим образом.

Доход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  1. право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;
  2. сумма дохода может быть определена;
  3. отсутствует неопределенность в получении дохода.

При этом отсутствие или наличие неопределенности в получении доходов признается на основании оценки качества ссудной и приравненной к ней задолженности или уровня риска возможных потерь по соответствующему активу.

По ссудам, отнесенным к 1 и 2 категориям качества, получение доходов признается определенным (вероятность получения доходов является безусловной или высокой).

В отношении ссуд 3 категории качества банк вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив в учетной политике. При этом утвержденный принцип применяется ко всем ссудам 3 категории качества без исключения.

По ссудам, отнесенным к 4 и 5 категориям качества, получение доходов признается неопределенным (получение доходов является проблемным или безнадежным).

В случае понижения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, доходы по которой определяются как проблемные или безнадежные, суммы, фактически не полученные на дату переклассификации, списанию со счетов доходов не подлежат.

Требования на получение указанных доходов (срочные или просроченные) продолжают учитываться на соответствующих балансовых счетах.

В случае повышения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, по которой неопределенность в получении доходов отсутствует, банк обязан начислить и отнести на доходы все суммы, причитающиеся к получению на дату переклассификации (включительно).

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

1. По кредитам 1, 2 категории качества (в отдельных случаях 3 категории) не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца:

2. При фактическом получении процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

3 . По кредитам 4 и 5 категории качества:

4. При фактическом получении процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

С момента образования просроченной задолженности по предоставленным кредитам делаются проводки

1. Образование просроченной задолженности по процентным платежам:

2. Начисление просроченных процентов по кредитам 1, 2 категории качества в конце месяца:

3 . Формирование резервов на возможные потери (реализация принципа осторожности):

Резервы на возможные потери создаются под проценты, которые были начислены и признаны как доходы, но фактически не получены в установленный срок.

При изменении категории качества кредита в более низкую категорию неполученные проценты со счетов доходов не списываются.

4. При переклассификации ссуды из 3–5 категории качества в 1–2 категорию качества:

7.6. Учет кредитов, предоставляемых физическим лицам

02 – на срок до 30 дней;

03 – на срок от 31 до 90 дней;

04 – от 91 до 180 дней;

05 – от 181 дня до одного года;

06 – от одного года до трех лет;

07 – на срок свыше трех лет;

08 – до востребования;

15 – резервы на возможные потери.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Бухгалтерский учет кредитных операций с физическими лицами состоит в следующем:

1. Предоставление кредита физическому лицу:

3. В конце месяца формируется резерв на возможные потери:

Резервы на возможные потери создаются в разрезе каждого предо­ставленного кредита или портфелей однородных ссуд (Указание ЦБ РФ № 1759-У от 12.12.2006 г.).

4. Погашение кредита и начисление процентов.

Существуют различные возможные схемы погашения физическими лицами кредита и уплаты процентов:

  • вся сумма кредита с процентами возвращается одновременно по истечении срока действия кредитного договора;
  • сумма кредита выплачивается после окончания срока действия кредитного договора, а процентов – в течение установленного периода (чаще ежемесячно);
  • в период действия кредитного договора происходит регулярное погашение части основного долга и процентных платежей, размеры которых будут постепенно сокращаться (аннуитетная схема платежей и дифференцированные платежи (с начислением процентов на фактический остаток ссудной задолженности). Чаще всего порядок погашения кредита определяется таким образом, чтобы все ежемесячные платежи по кредиту были равны (за исключением последнего платежа), то есть по аннуитетной схеме, которая предполагает постепенное возрастание (в среднем на 2–4 % в месяц) выплат по основной части кредита при одновременном пропорциональном сокращении выплат по процентам за него. В результате на протяжении всего периода действия кредитного договора заемщик производит абсолютно одинаковые платежи в счет погашения кредита.

В бухгалтерском учете делаются проводки по погашению кредита и уплате процентов по нему, списанию с внебалансового учета обеспечения по кредиту, восстановлению резерва на возможные потери.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Кредитным организациям предоставлено право осуществлять основную деятельность при наличии лицензии. Одобрение и оформление лицензий находится в ведении Банка России. Ведение бухгалтерского учета в учреждениях кредитного направления работы организовывается на основе Положения Банка России от 27.02.2017 г. №579-П. Этим документом утверждены действующий План счетов и правила его применения. Вторым базисным нормативным документом является Закон от 02.12.1990 г. №395-1. В нем раскрываются требования к банковским структурам и их подразделениям, к кредитной деятельности, порядку ведения бухгалтерского учета.

Каков порядок бухгалтерского учета кредитной организацией сумм невыясненного назначения?

Правила и особенности ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

Система бухгалтерского учета в банковских структурах направлена на упорядочение механизма сбора, обобщения и накопления информации об имуществе, всех типах обязательств и выгод в стоимостных измерителях. В ст. 40 Закона №395-1 за Банком России утвержден статус учреждения, наделенного полномочиями устанавливать и изменять стандарты учета в кредитных организациях, правила составления отчетности и применения Плана счетов.

Для банков предусмотрено формирование корреспонденций счетов на основе двойной записи. Для отражения операций используются номера счетов первого и второго порядка, третий уровень числовых обозначений представлен индивидуальным лицевым счетом. Все счета разделены на активные и пассивные, их признак указывается в Плане счетов.

В целях сохранения информации об осуществляемой деятельности банка и ее результатах все сведения, касающиеся имущественных активов организации, должны быть отражены в базе данных в электронном формате. Такая мера призвана создать условия для хранения ценной информации на протяжении 5 лет и более. Отсчет минимального периода сохранности сведений на носителях электронного типа ведется от дня ввода данных в базу. К накопленной информации должен быть обеспечен ежедневный доступ уполномоченных лиц.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для минимизации рисков утраты ценных сведений необходимо создавать резервные копии сформированных баз данных.

Резервные копии баз данных должны быть переданы на хранение Банку России, если возникла одна из ситуаций:

  • учреждению запрещено Банком России реализовывать отдельные операции;
  • банку запрещено открывать новые депозиты физическим лицам и работать со счетами клиентов из категории физических лиц;
  • угроза несостоятельности учреждения стала основанием для введения мер по предупреждению банкротства.

Вопрос: Как учитываются в целях налога на прибыль кредитными организациями начисленные, но не полученные от должников проценты по долговым обязательствам?
Посмотреть ответ

На все кредитные компании возлагается обязанность по учету требований денежного типа по соглашениям с такими условиями:

  • банк не выступает в роли кредитора;
  • у него есть обязательство получать деньги от должника и организовывать их перевод.

ВАЖНО! Ст. 42 Закона №395-1 устанавливает правила обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) разновидности отчетности кредитных структур. Аудиторские заключения составляются на основании порядка, озвученного Законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ.

  1. Были ли выполнены в рассмотренном периоде обязательные нормативы, которые установлены Банком России?
  2. Соответствует ли система внутреннего контроля и схема управления рисками банка ключевым требованиям? В разрезе этого вопроса изучается иерархия подчиненности отделов по управлению рисками, применяемые методики риск-менеджмента и оценка степени их результативности.

СПРАВОЧНО! Готовое аудиторское заключение является дополнением к комплекту бухгалтерской отчетности и подается вместе с ней в Банк России при подведении итогов отчетного года.

Сроки сдачи отчетной документации и используемые формы регламентируются Банком России. При ведении бухгалтерского учета для банковских структур характерно отражение полного комплекса осуществленных операций в день их совершения. Корреспонденции, которые были сделаны в учете днем ранее, корректировке той датой не подлежат. Все изменения и исправления ошибок при помощи проводок должны реализовываться текущими датами.

Для банков характерно пользование правилом включения оплаченного НДС в состав расходов при выведении базы налогообложения по налогу на прибыль. Эта норма применяется вместо вычетов. НДС разрешено учитывать в затратах по категории ТМЦ только по мере выдачи материалов с мест хранения и их списания. Для основных средств открываются лицевые счета в разбивке по амортизационным группам.

Ежеквартально банковские организации готовят отчетность по прибылям и убыткам. Документ составляется в рублевом эквиваленте в тысячах. Балансовые формы заполняются в рублях с указанием копеек. Оборотные ведомости в разбивке по счетам оформляются за каждый квартал с приведением сумм с точностью до копейки.

План счетов, объекты учета

Объектами учета в сфере работы кредитных организаций признаются:

  • имущество;
  • обязательства учреждения;
  • хозяйственные операции.

Для правильного отражения всех итогов деятельности банки ежедневно должны составлять баланс. Его назначение – осуществление оперативного контроля, подведение итогов в краткосрочном периоде для внутренних пользователей и создание базы для анализа деятельности. Он составляется на основе счетов второго уровня. При выведении остатков по денежным ресурсам иностранная валюта должна переводиться в рубли.

План счетов структурно разбит на главы:

Активные виды счетов используются банками для учета наличности в кассах, отражения перемещений имущества, работы по выдаче кредитов, фиксации дебиторских долгов. Пассивными счетами показываются имеющиеся фонды организации, остатки средств по клиентским счетам, суммы открытых депозитов. Величину прибыли можно увидеть по итогам пассивных счетов.

Аналитика в банковских структурах ведется при помощи регистров на лицевых счетах, в разбивке по ведомостям остатков. Лицевые счета должны быть открыты для каждого вида средств или материальных ценностей, которые подлежат отражению в учете. Создаваемые лицевые счета обязательно регистрируются. Для этого можно использовать бумажные журналы или электронные базы данных. Для отражения ценностей надо по открываемым лицевым счетам указывать владельца средств и их предназначение.

В номерах лицевых счетов закладывается такая информация:

  • дата открытия;
  • отражение наименования клиента;
  • идентификация счета по названию и номеру;
  • реквизиты договора на открытие конкретного счета;
  • периодичность, с которой должны выдаваться выписки по данному счету;
  • дата, которой счет закрывается;
  • особые примечания.

Лицевые счета состоят из 20 символов. Они обозначают:

  1. Первое число отражает номер раздела.
  2. Второй и третий код предназначен для номеров счетов первого уровня.
  3. Четвертый и пятый символ отражают номера счетов второго уровня.
  4. С шестого по восьмой – кодировка используемой валюты.
  5. Девятым символом является обязательный защитный ключ.
  6. Следующие 4 символа отведены для обозначения номера банковского подразделения или филиальной структуры.
  7. Оставшиеся числа показывают порядковый номер, присваиваемый лицевому счету.

В приложении 3 Положения №579-П приведен список счетов, движение по которым должно проверяться с особой тщательностью. Для усиления контроля все проводимые операции с участием этих счетов дополнительно подтверждаются подписью работника, отвечающего за мониторинг этого сегмента учета. Такие обязательства могут быть возложены только на специалистов, занимающих старшие должности. Для делегирования полномочий конкретным работникам руководитель банка издает приказ.


  1. Осуществление банковских операций
  2. Кредитные банковские операции
  3. Банковские операции кредитных организаций
  4. Виды банковских операций
  5. Лицензия на осуществление банковских операций
  6. Учет банковских операций
  7. Контроль банковских операций
  8. Взаимосвязь банковских операций

Кроме того, в банковские операции входит кредитование населения, инвестирование проектов, оказание консалтинговых услуг, посредничество, продажа материальных ценностей, как драгоценные металлы.

Осуществление банковских операций

Осуществление банковских операций позволительно исключительно на основе лицензии, выдаваемой центральным банком страны. Лицензирование призвано обеспечить защиту вкладов физических лиц и денежных средств компаний и прочих юридических лиц.

В России проведение банковских операций должно соответствовать Гражданскому Кодексу РФ и законодательству, прописывающему нормы банковского хозяйствования. Это Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Лицензия также определяет валюту/валюты, в которой осуществляются банковские операции.

Кредитные банковские операции

Кредитные операции - это отношения между заемщиком и кредитором. Кредитные банковские операции классифицируются на 2 категории, а именно:

  • Активные – банк является кредитором и выдает ссуды и займы
  • Пассивные – банк является заемщиком и привлекает денежные средства клиентов и сторонних банков на различных условиях, определяющих срочность, платность и возвратность.

Пассивные и активные операции проводятся в виде депозитов и ссуд. Доля кредитных операций в активах банков прямо пропорциональная стабильности экономики в государстве. То есть, чем здоровее экономика, тем больше доля кредитных операций.

Банковские операции кредитных организаций

Стоит отметить, что кредитные организации выдают займы по завышенным процентным ставкам и на более короткие сроки.

Виды банковских операций

Виды банковских операций включают следующие действия:

  • Привлечение денежных средств во вклады от физических и юридических лиц, открытие и ведение счетов, а также выполнение расчетов по их требованию, в том числе Банков-корреспондентов по их счетам
  • Размещение средств на финансовых площадках
  • Инкассация средств, платежных документов, векселей, кассовое обслуживание клиентов
  • Валютно-обменные операции
  • Операции с драгоценными металлами
  • Обеспечение банковскими гарантиями
  • Проведение транзакций и переводов по поручению физических лиц без открытия банковского счета.

Лицензия на осуществление банковских операций

Разрешительной и правовой основной для банков и кредитных организаций является лицензия, выдаваемая центральным банком страны. Лицензия на осуществление банковских операций - это официальный документ, удостоверяющий право на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения срока действия документа.

Учет банковских операций

Коммерческие банки обязаны периодически обнародовать финансовые отчеты в прессе или на официальном ресурсе Центробанка. По этим данным можно сделать вывод о финансовом состоянии и надежности организации. Кроме того, такая отчетность – это индикатор контроля внутри самого банка.

Грамотный учет банковских операций способствует выявлению оптимального соотношения ресурсов финансовой структуры и ее вложений в активы. По итоговым результатам учета, руководство банка принимает решение о тех или иных мерах по усилению контроля за деятельностью, продаже активов и других действиях.


Контроль банковских операций

Контроль банковских операций осуществляется ежедневного на каждом участке работы. Это подразумевает проверку законности операций, соответствующее оформление документов, соблюдение установленного порядка операции, а также проверка регистров синтетического и аналитического учета при завершении операционного дня.

Особого контроля требуют операции с наличностью, который осуществляют 3 сотрудника – ответственный исполнитель, контролер и кассир. Это все входит в круг обязанностей ответственных исполнителей, бухгалтеров операционного отдела, специалистов, контролирующих их работу, а также начальников подразделений банка.

Взаимосвязь банковских операций

Нынешние банки осуществляют более 100 видов услуг и операций, связанных между собой. Но главная взаимосвязь банковских операций заключена в зависимости между пассивными и активными операциями. Пассивные операции выступают базой активных операций. Поскольку банки используют чужой капитал, масштабы кредитования и финансирования напрямую зависят от способности банка привлечь свободные средства и сбережения. Но развитие банковской сферы заметно ослабевает зависимость активных операций от пассивных.

Также нельзя забывать о взаимосвязи отдельных видов операций, продиктованных растущей конкуренцией между банками.

Учет денежных средств и расчетных операций ведется в организации согласно требованиям Плана счетов под № 94н. Цель учета – обобщение данных по наличным, безналичным денежным оборотам на рублевых, валютных, специальных счетах. Дополнительно решается актуальная задача по формированию сведений о кредитных операциях. Основные нормативные документы:

  1. Положение ЦБ РФ под № 383-П от 19 июня 2012 г.
  2. Указание Центробанка за № 3210-У от 11 марта 2014 г.
  3. ПБУ 15/2008 по учету расходов по кредитам/займам в части, не противоречащей требованиям Закона № 402-ФЗ.

Из чего состоит учет денежных средств и расчетов

Комплексный учет денежных средств, расчетных и кредитных операций ведется в организациях в части наличного, безналичного оборота по:

  • Открытым банковским счетам в рублевом и валютном эквиваленте, а также специальным счетам.
  • Кассовым точкам предприятия, включая имеющиеся в представительствах/филиалах.
  • Ценным бумагам, прочим денежным документам.
  • Финансовым вложениям.
  • Кредитам и займам краткосрочного/долгосрочного характера.

Задача учета – формирование достоверных сведений о денежных активах предприятия путем отражения взаимосвязанных операций по движению средств. Кредитные обязательства учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, поэтому подлежат точному учету в разрезе по каждому отдельно.

Обратите внимание! Если организация берет кредиты в иностранной валюте, учитывать такие обязательства необходимо в рублях (по курсу на дату получения) с обязательным пересчетом долга (по курсу на дату погашения/дату формирования бухгалтерского отчета/по соглашению сторон). Выбранный способ пересчета закрепляется в учетной политике, а курсовые разницы подлежат включению в прочие расходы/доходы.

Бухгалтерский учет кредитных операций

Согласно ГК РФ, Плану счетов, ПБУ 15/2008 учет кредитных обязательств ведется на счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам/займам) и счет 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам/займам). К первым относятся взятые на срок менее года, ко вторым – на срок более года. В бухгалтерском учете кредитных операций основные типовые проводки таковы:

  • Получен кредит на банковский счет – Д 51 (52, 55) К 66 (67).
  • Начислены очередные проценты по кредитному обязательству – Д 91 К 66 (67).
  • Начислены очередные проценты, относящиеся на стоимость актива – Д 08 К 66 (67).
  • Отражена по валютному кредиту отрицательная курсовая разница – Д 91 К 66 (67).
  • Отражена по валютному кредиту положительная курсовая разница – Д 66 (67) К 91.
  • Погашены очередные проценты, долг по кредитному обязательству – Д 66 (67) К 51 (52, 55).

При получении кредитов/займов у предприятия возникают основные затраты (проценты, курсовые разницы) и дополнительные (консультационные услуги, экспертиза, нотариальные услуги и пр.). Первые подлежат включению в расходы текущего периода, с учетом ограничения процентов по нормативным алгоритмам. Вторые – в расходы будущих периодов с равномерным последующим отнесением на текущие путем единовременного списания. Метод отнесения на затраты дополнительных издержек закрепляется в учетной политике.

Учет денежных средств и расчетов на предприятии – типовые проводки

Грамотный учет денежных средств на расчетных счетах организации осуществляется на активных счетах: 51, 52, 55, 57. Для отражения финансовых вложений предусмотрены счет 58 и счет 59. Синтетический и аналитический учет организуется в разрезе по каждому счету, контрагенту и виду финансового вложения. Рублевые и валютные счета также подлежат отдельному отражению с открытием при необходимости соответствующих субсчетов:

  1. В части кассовых наличных оборотов – по каждой кассе/операционной точке предприятия, по видам предоплаченных денежных документов.
  2. В части безналичных оборотов – по рабочим рублевым/валютным счетам, видам специальных счетов.
  3. В части финансовых вложений – по видам ценных бумаг, участия в капиталах предприятий, займов и пр. Дополнительно все финансовые вложения подлежат обязательному подразделению на краткосрочные и долгосрочные, как и обязательства организации. Так как от срока действия вложения зависит порядок его отражения в балансе хозяйствующего субъекта и в бухгалтерском учете денежных средств на расчетных счетах в целом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: