Свобода нравственного выбора это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Создавая культуру и общество, человек творит их не только по законам природы, но и по человеческим законам. Преобразуя окружающий мир, человек изменяет его по законам свобод. Свобода – это способность человека определять свое будущее и будущее мира, учитывая законы природы и общества (при чем тут учитывая?) Ребенок не знает законов природы и общества, например в дошкольном возрасте, в начальных классах. Что у них нет и свободных поступков? Животные не свободны в своих действиях. Крокодил и волк не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой – иначе они не выживут. Иное дело человек. Многое в человеке тоже зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Другое дело поступки одних людей по отношению к другим. Они включают в себя свободу как существенную часть. Свобода во многом определяет возможности людей в обществе и помогает выбрать направление деятельности. Только свободный человек является моральным человеком.

Так что же такое свобода и моральный выбор человека, мы попробуем с вами определить эти понятия и разобраться в них.

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания.

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура). В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении свой жизни очень много. Вот наиболее известные из них.

Во-первых, это выбор между нравственным и безнравственным поведением. Моральный выбор есть результат стойкости его характера. Именно от человека зависит, станет ли он добрым или злым, пойдет ли он по пути добродетели или порока.

Во-вторых, это выбор между своими интересами и интересами других людей. С одной стороны, считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. К сожалению, не все люди, которые нас окружают, являются всегда хорошими и добродетельными. Иногда их интересы противоречат нормам морали. Оставаться нравственным, добродетельным и заботиться о добродетельности других – все это в интересах самого человека. То же касается и общественного мнения, оценок со стороны других людей. В своем поведении человек не может не учитывать мнения других, но если он убежден в своей моральной правоте, то он делает моральный выбор с пользу отстаивания своей позиции.

В-третьих, это выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Люди связаны друг с другом очень сложной сетью взаимных обязанностей и обещаний, некоторые из которых трудно исполнить, не нарушив другой выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если ее сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому очень важно, давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет выбор. Стремление к одной нравственной ценности разрушает другую, возможно, не менее дорогую не менее дорогую. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, но и добродетельный выбор, опираясь как на исторический опыт человечества в определении того, что есть добро и зло, так и на собственный моральный опыт. Тогда, есть больше шансов, что сделанный выбор принесет меньше вреда другим и себе.

Моральный выбор - проявление моральной свободы и ответственности.

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда мольные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, ответственность выступает мерой нравственной свободы. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность совершать действия и поступки . Моральные нормы всеобщи и универсальны, индивиды обладают равной автономной волей, поэтому и моральная ответственность должна быть индивидуальна и носить универсальный характер, должна быть связана со свободой как своим условием. Моральная ответственность находится на вершине пирамиды социально-нравственных ценностей и их предпосылкой. Моральная ответственность личности связана не только с ее обязанностями, внешним принуждением, но и с глубоким внутренним убеждением в правильности мотивов действий; она объективно-субъективна.

Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

· ответственность перед самим собой;

· ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

· ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Выбор является вполне человеческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора — более или менее свободного.

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и коллектив.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм .

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать .

Зачастую в нашем сознании понятия о которых мы говорили ранее разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Моральная ответственность — не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным ни было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, ибо это особое качество личности, у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор – это всегда личный выбор.

Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности – это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять.

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым, для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучать совесть. Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. И тогда мы можем говорить о нравственном выборе.( нравственность шире)Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека.
Специфика юридической деятельности вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что отдельным категориям юристов достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.
Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств.
Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.
Свобода выбора - это возможность, способность и право человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей и средств. Свобода выбора личности не ограничивается выбором между добром и злом, она позволяет выбрать между различными видами ценностей.
Свобода выбора включает отсутствие общественно-политического принуждения в нашем духовном самоопределении, а не отсутствие законов (уголовных, гражданских и политических). Человек имеет священное, неотъемлемое право на духовное самоопределение. Свобода тесно связана с ответственностью за сделанный выбор.
Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, то есть может быть оценено с позиций добра и зла. При этом каждое из решений одинаково значимо для человека, равно привлекательно для него.
Для того, чтобы был сделан моральный выбор, необходимо наличие объективных и субъективных условий.
К числу объективных можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации.
Субъективные условия морального выбора заключаются в возможности совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы (страх наказания, общественного осуждения или физического принуждения), а под влиянием внутренних убеждений. Субъективная свобода морального выбора предполагает осознанную потребность человека поступать в соответствии с требованиями нравственности. Иначе говоря, объективные условия предоставляют человеку возможность выбрать либо нравственный, либо безнравственный поступок, но в силу своей моральности он однозначно выбирает моральный вариант, поскольку не может поступить иначе.
В ситуации морального выбора человек находится каждый раз, когда ему необходимо сделать выбор между желаемым и должным. Профессия [1]
юриста накладывает повышенные моральные обязательства на специалиста. Закон требует, чтобы моральный выбор был осуществлен в пользу должного во всех ситуациях юридической деятельности. Последствия морального выбора юриста в пользу безнравственного поступка наносят значительный вред обществу и государству.

Вопрос 2. Кодекс профессиональной этики и присяга, их соотношение.

Кодекс профессиональной этики
Профессиональные этические кодексы юридических профессий.
Свойства: содержит положения, отражающие присущие именно данной профессии искушение, которые могут испытывать ее прредставители, те неэтичные методы ведения дел, которые подрывают ее престиж в глазах общества. Кодекс должен регламентировать деятельность членов профессий. Кодекс должен защищать интересы общества.
По своей юридической сути профессиональные этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, так как принимаются органами профессиональных сообществ. Этические кодексы зачастую содержат ответы на сложные с нравственно-этической точки зрения вопросы.
(6) Моральный кодекс - это совокупность моральных норм и правил, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности и добровольно исполняемых участниками данной деятельности.
Присяга - это наложение на себя обязанности следоват моральным нормам и принципам в определенной сфере общественных отношений. За нарушение присяги установленно моральная и юридическая ответственность. Соотношение морального кодекса и присяги заключается в том, что принятие присяги это поступок направленный на добровольное взятие ответственности в случае нарушения норм морального кодекса профессии. Присяга это официальное отношение личности к нормам, закрепленное в моральном кодексе.
Юрист должен сохранять независимость при выполнении своего профессионального долга
Профессионал обязан опираться в своей деятельности только на закон. Он не может уступать интересам органов власти, лиц и организаций, имеющих влияние и пытающихся оказать давление на юриста или его клиента.
Нет формально-определенного кодекса юридической этики, но тем не менее мы не можем говорить о том, что в юридической сфере нет правил поведения. Помимо написанных кодексов этики судьи, адвоката и прокурора юрист должен следовать следующим принципам
1. Компетентность
Юрист должен быть компетентным
Ему полагается быть профессионалом в рамках своей отрасли права: знать о последних поправках к нормативным правовым актам и разбираться в судебной практике. Юрист должен добросовестно относиться к своей работе, прилагать все знания и усилия, чтобы защитить интересы клиента.
2.
Юрист обязан хранить профессиональную тайну
Он должен прилагать все усилия для сохранения профессиональной тайны, поскольку доверители часто сообщают конфиденциальную информацию и рассчитывают, что она не будет разглашена. Это может касаться не только информации по делу, но и иных сведений личного характера. Сохранять тайну необходимо даже после выполнения обязательств и расторжения договора.
Юристу следует помнить о том, что в случае разглашения тайны могут возникнуть серьезные негативные последствия для доверителя, так как полноценная защита его прав и законных интересов может оказаться трудновыполнимой или вовсе невозможной. Доверие к юристу также будет подорвано. Недопустимо использование юристом профессиональной тайны в своих интересах.
Раскрытие конфиденциальной информации возможно только в случаях, когда это требуется по закону.
4
Юристу необходимо заботиться о своей репутации
Наибольший вред репутации юриста может нанести недобросовестное выполнение обязательств перед клиентом.
Негативно повлиять на нее могут и другие факторы, в частности, ненадлежащая реклама, недобросовестная конкуренция и другие.
5
Поведение юриста в социальных сетях не должно вредить личной репутации, репутации компании и интересам клиента
В онлайн-пространстве юристам необходимо соблюдать те же этические нормы, которыми они руководствуются в судебных заседаниях или при общении с клиентами. Любые заявления, сделанные юристом в Интернете, должны быть ответственными и достоверными. Заявление не может вводить пользователей в заблуждение. Если юрист планирует разместить в социальных сетях пример из практики или персональные данные клиента, информация должна быть согласована с ним.
Деловую переписку во всех случаях необходимо вести в официально-деловом стиле.
Необходимо помнить о том, что даже один некорректный комментарий или фотография, в том числе не относящиеся к профессиональной деятельности юриста, могут навредить репутации не только самого юриста, но и его компании, а также интересам клиента.
6
Юрист вправе давать комментарии СМИ при условии, что этим не нарушаются его обязанности перед клиентом
Юрист вправе давать СМИ комментарии о законодательных процессах, состоянии правосудия, а также реализации и защите прав и свобод граждан. Также допустимо комментирование судебного процесса, в котором юрист принимает участие при условии согласования комментария с клиентом.
Однако и в отношениях с представителями СМИ юрист должен строго придерживаться норм этики. Недопустимо сообщать информацию, которая является профессиональной тайной или может навредить интересам и репутации доверителя.
Представитель юридического сообщества также должен руководствоваться презумпцией невиновности, не допускать необоснованных, не подкрепленных точными фактами и материалами дела комментариев. Юрист обязан во всех случаях выступать с позиции права и воздержаться от негативных характеристик при оценке действий коллег, даже если они представляют интересы его процессуальных противников.
Выступая в СМИ, юрист должен осознавать, что по его выступлению общество будет судить не только о нем самом и его компании, но и о профессии юриста в целом.
7
Юрист должен сдержанно и профессионально реагировать на критику в свой адрес
Юристу надлежит понимать грань между критикой и оскорблением либо вмешательством в частную жизнь. Он должен сдержанно и профессионально реагировать на критику, а также учитывать замечания в дальнейшей работе.
Если критика не имеет под собой оснований, и деловая репутация юриста оказалась под угрозой, он вправе, как и любой гражданин, обратиться в суд с требованием опровергнуть данные, не соответствующие действительности.
8
Юрист должен быть вежливым в общении с клиентом и помнить о доверительном характере их отношений
Любые недоговорки и введение клиента в заблуждение рано или поздно приведут к потере репутации. Юрист должен внимательно слушать своего доверителя, дать ему возможность полностью высказаться и не пренебрегать формальностями. Оказывая услугу по защите интересов клиента, необходимо постоянно информировать его о ходе дела, его нюансах и тонкостях, разъяснять суть правовой позиции и свою стратегию.
Качественное и своевременное оказание юридической помощи необходимо ставить выше финансовой заинтересованности по делу. Тем, кто не имеет возможности оплатить услуги юриста, но нуждается в квалифицированной юридической помощи, ее нужно оказывать бесплатно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
9
Юрист не должен допускать фамильярности в отношениях с доверителем
Необходимо относиться с уважением ко всем клиентам, не допускать фамильярности и панибратства, даже если сами доверители этих правил не соблюдают.
Профессионал ни при каких обстоятельствах не должен допускать в своей речи жаргонных или нецензурных слов.
10
Юрист может отказаться от дела, если клиент пытается нарушить либо обойти законодательство
Закон и нравственность в профессии юриста должны быть выше воли доверителя. Любые его пожелания, просьбы или требования, выходящие за рамки правового поля, не могут и не должны быть исполнены юристом. В любом из этих случаев юрист обязан донести до своего доверителя причину отказа в ведении дела, обосновав ее и обозначив возможные риски наступления неблагоприятных последствий.
В особых случаях, с учетом обстоятельств конкретного дела, юрист может отказаться от дела, если оно противоречит его нравственным принципам.
Если клиент считает, что нужно придерживаться иной тактики при ведении дела, юристу необходимо обсудить с ним детали и нюансы каждой позиции, чтобы прийти к компромиссу.
Если юрист лично заинтересован в исходе дела или в рамках текущего дела ранее представлял интересы второй стороны, он также должен отказаться от оказания услуг. Обо всех случаях конфликта интересов необходимо сообщать клиенту, как только факт конфликта будет установлен.
Причинами отказа от дела не могут быть утверждения, что юрист и клиент не нашли общего языка, клиент слишком требователен, а также какие-либо иные личностные причины. В этом случае поведение юриста считается неэтичным и непрофессиональным.
Это не писанные правила
Формально определены они только у некоторых юридических профессий: адвокат, судья, прокурор.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

В жизни каждого человека возникают нередко сложные ситуации, не просто оценить, когда следует отдать предпочтение определенной ценности, принять решение в пользу или во вред себе или близким, коллективу, осуществить соответствующий поступок.

Ситуации, ставят человека перед проблемой уступать чем-то привлекательным для нее, ради того, чтобы творить, действовать по совести, несмотря на ощутимые потери, называются моральным выбором. Моральный выбор - акт нравственной активности, отражающий выявления человеком своей автономии, само определенность, взаимодействие с системой ценностей (нормы, принципы, идеалы, оценочные представления и т.д.) и способов их реализации в поступках человека и мотивы поведения. Моральный выбор осуществляется здесь и сейчас - в условиях, которые человеку не подвластны. Важным условием нравственной деятельности индивида есть свобода, возможность нравственного самоопределения. Без моральной деятельности не может идти речь о нравственности как особый механизм регуляции человеческих отношений.

Специфика этического аспекта свободы в том, что человек имеет дело не с прямым отображением объективной необходимости в явлениях и процессах природы и общества, а с нормами, регулирующими поведение. В императивности норм общественной морали выступает необходимость. Надо отметить, что не всегда нравственная необходимость адекватная социальной необходимости. Убийство человека, по своей сути аморально, а период Отечественной войны освящалось как убийство врага Родины. Итак, осознанная необходимость раскрывает истинный смысл приобретения человеком

свободы действия - свободы реализовывать свои намерения, достичь собственной цели, к тому же используя соответствующие и необходимые средства и методы. Некоторые условия способствуют человеку действовать свободной и нравственной свободы. Во-первых, не имеет внешнего принуждения и запрета. Любые принудительные проявления человеческой активности могут оцениваться как аморальные. Во-вторых, для того чтобы нравственный выбор произошел, необходимые рефлексия, способность увидеть все существующие варианты и остановиться только на одном из них. Истинно свободный выбор может осуществиться только тогда, когда у человека есть ориентиры - ценности, идеалы. Представления, ценности, ценностные ориентации - понятие, составляющие содержание нравственного сознания, которая реализуется в моральной активности человека. Нравственная свобода есть диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, способность способность установки человеком власти над своими поступками. Моральная необходимость, собственно, представляет собой совокупность требований, которые выдвигает нравственная система человеческой деятельности.

Нравственная свобода есть возможность и способность человека определять и реализовать свою нравственную позицию, которая бы обеспечивала достижения цели. Деятельность можно квалифицировать как моральную, когда деятельность базируется на свободном выборе в процессе противостояния Добра и Зла. Моральный выбор является обязательным условием реализации моральной свободы.

Объективными условиями нравственного выбора является наличие самых разнообразных вариантов из которых возможны любые поведения. Субъективные факторы включают и степень морального развития личности, усвоение личностью норм морали, развитое чувство долга, совести, честности, справедливости и др.. Само наличие объективных обстоятельств и субъективных моментов ставит вопрос о свободе человека в своем нравственном выборе. Фаталистическая позиция считает выбор мотивов поведения, соблюдение норм морали является фикцией, ибо выбор мотивов поведения и соблюдение норм морали,

обусловленный объективными обстоятельствами, а решение принимается под давлением объективной необходимости. Релятивистская позиция, наоборот, подчеркивает абсолютную свободу человека в своем выборе, не ограничен никакими обстоятельствами. Объективность свободы выбора - наличие вариантов поведения лица; субъективность - возможность совершать поступки по внутренним убеждениям. Субъективная свобода предполагает и действие нравственной необходимости, что является именно субъективно осознанной потребностью человека действовать согласно требованиям морали. Следовательно, объективные обстоятельства дают возможность человеку выбирать нравственный поступок или внеморальным, а в силу своей моральной позиции предпочитать действовать в жизни, согласно морали добра и справедливости.

Каждый выбор зависит от той цели, которая стоит перед человеком, социальной общностью или обществом. Диапазон цели, определяет содержание выбора, достаточно широк. Реальная цель, которую выбирает человек, не всегда имеет собственное нравственность, но всегда включает моральный аспект. Следует заметить, что человек всегда выбирает самостоятельно. Нельзя выбрать за человека ее цель. Предложенная вторым человеком цель только тогда органично вписывается в поведение человека, когда внутренне соглашается с ней, дает санкцию ее свободным решением. С усилением рационализма в этике и понятия морали Добра и Зла все больше определялись как формы оценки эффективности познавательных способностей человека, ее практическая деятельность выбора тех мотивов поведения, соблюдения тех норм морали, которые давали ей возможность реализовать свой выбор, достичь цели. Но чувственное удовольствие и неудовольствие приобретают значение Добра и Зла только в том случае, пока человек осознает чувство, отдает отчет в их истинности или ложности. Еще Бенедикт Спиноза, а позднее Иммануил Кант, французские энциклопедисты Поль Гольбах, Клод Гельвеций выдвигали критерии Добра - польза, ставя, однако польза в зависимость от познания. Кроме выбора цели, мотивов поведения, перед человеком стоит задача выбора средств их реализации. Средства предусматриваются различные.

Для того чтобы выбор поступка, т.е. цели и соответствующего ее решения, стал эффективным практически и морально, человек должен знать все варианты возможных действий, благодаря чему сможет определить наилучший с ее точки зрения выбор. Отсутствие достаточной информации для принятия решения может подтолкнуть человека к необдуманных действий, когда во имя долга или идеала не учитывает некоторые обстоятельства и последствия своих поступков. Это тип авантюрной поведения, нередко связан с проявлениями индивидуализма, честолюбия, безответственностью, стремлением выделиться. Другой тип поведения характеризуется полным отказом от решительных действий, потому что человек боится ошибиться. Тогда следует учитывать, что сам отказ от выбора является одной из форм выбора, к тому же не лучшей.

Нравственная оценка действий будет положительной, если установлено, что выбор сделан правильно, но осуществлению подыскивали именно объективные условия или условия, которые человек не мог предвидеть. Отрицательной оценки заслуживают и те ошибки в выборе, вызванные некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств реализации мотивов поведения и соблюдение норм морали. В выборе вариантов поведения, действий в плоскости Добра или Зла морально зрелая личность предпочитает Добру. Но нельзя игнорировать вариант выбора между двумя видами Зла (наказание преступника - рецидивиста допускает выбор между смертной казнью и пожизненным заключением). Принимая решение в каждой конкретной ситуации, следует взвешивать, что меньшее зло не есть добро, а суть есть лишь в том, какое из отрицательных решений нанесет меньше потерь обществу с позиций нравственности. Существует также возможность выбора между добром и добром, т.е. в таком случае речь идет о различных моральные ценности: высшие и низшие или равные по значению. Осуществляя моральный выбор, человек сознательно отдает предпочтение определенной линии поведения.

Моральный выбор связан с сознательным, добровольным признанием приоритета одной ценности над другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают никаких трудностей, в других - связано с острыми противоречиями между общечеловеческими, групповыми (этническими, религиозными и др..) И индивидуальными ценностями. Ситуацию, связанную с острыми противоречиями между общечеловеческими (этическими, религиозными) ценностями называют моральным конфликтом. Свобода выбора ценностей, цели, средств их достижения и т.п. предполагает и моральную ответственность лица. Чем больше свободы морального выбора предоставляет общество человеку, тем большую и ответственность возлагает на нее. Следовательно, лицо должно осуществлять выбор ответственно. Ведь во все эпохи и периоды развития общества сознание и чувство долга высоко ценились общественностью, как мощный стимул, который активизирует человеческое сознание в самых различных сферах общественной жизни. Уже в Древнем мире обязанность считали реализацией общественных и домашних дел, пренебрежение которыми навлекла на человека позор и бесчестье. Обязанность действительно имеет в основе повинность, обуславливалась местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, социальной ролью, которую выполняет в трудовом, общественно-политической и личной жизни. Ответственность лица означает способность предвидеть последствия каждого своего поступка и стремление предотвратить возможный ущерб хода событий. Это способность оценивать свое поведение, деятельность с позиций пользы или вреда для общества, граждан; сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами морали и права; сопоставлять потребности с реальными возможностями.

Детерминизм и свобода человеческого выбора. Нравственная свобода как способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями, ее роль и значение в деятельности сотрудников правоохранительных органов, виды и формы.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2015
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нравственная свобода выбора

Нравственная культура - умение грамотно и творчески применять знания нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простое нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

Сотруднику правоохранительных органов сложно осуществить нравственный выбор в экстремальной ситуации, это связано с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, что вынуждает личность самостоятельно выбирать какой из нравственных норм отдать предпочтение или же перейти к антинормам. Переход к антинормам осуществляется в нестандартных ситуация.

1. Детерминизм и свобода человеческого выбора

Детерминизм в этике - концепция, отрицающая нравственную свободу выбора и рассматривающие нравственное поведение человека с точки зрения причинно-следственной обусловленности. Противоположностью детерминизма является индетерминизм, объявляющею безусловную независимости нравственной свободы, как основного выражения личности.

Детерминисты отрицают свободу. Некоторые из них утверждают, что все в мире подчиняется законом Вселенной, в том числе и мораль. Человек поступает согласно действующим во Вселенной законам, которые направляют мировое развитие к всеобщей разумной цепи. Это этика космической телеологии. Другие же детерминисты утверждают, что мораль определяется биологической эволюцией и есть результат эволюционного развития человека. Это называется эволюционная этика. Одни из них сходятся на том, что нравственный выбор определяется безотчетным стремлением человека к наслаждению и счастью. Это этика гедонизма и эвдемонизма.

Наиболее полно разработан детерминизм у астронома и физика Пьером Симоном Лапласом. Согласно его идео о детерминизму существует строго однозначная связь между физическими величинами, характеризующие состояние системы в начальный момент времени и значениями этих величин в любой последующей момент времени.

В системе детерминизма и индетерминизма, в рамках которых протекало все развитие взглядов по вопросу свободы и выбора. По своему характеру обе эти системы относятся к области метафизики. Предположим, что мы обсуждаем некоторое событие, которое является следствием выбора из множества потенциальных решений. Такие события часто встречаются в нашей жизни. Например, студент просыпается с утра по звонку будильника и чувствуется желание продолжить свой сон. При этом он стоит перед выбором, продолжить сон или встать и пойти в университет. Студент осознанно делает свой выбор в пользу сна и в итоге опаздывает в на лекцию и пропускает важную тему. Если бы он встал пораньше, то не опоздал бы и не было бы этих проблем.

С одной стороны он руководствовался вполне осознанными мотивациями, продолжить свой сон оказался сильнее нежели мотив встать пораньше. Следовательно выбор был в некотором смысле предопределен обстоятельствами. Это подтверждается и тем, что хорошо зная психологические характеристики студента можно было предвидеть его действия. С другой стороны студент был полностью свободен в своих действиях, и мог спокойно выбрать вариант встать пораньше.

С точки зрения всех детерминистских концепций. человек делает нравственный выбор не свободно, а под действием определенных космологических, биологических и психологических законов, которые господствуют над человеком и определяют его нравственное поведение. Детерминисты могут только сказать, что человек считается себя свободным лишь потому, что он сознает свои желания и действия, но причины, которые их вызвали он не осознает.

2. Нравственная свобода личности

Быть свободным - значит не делать так, как поступать и думают все. Отказаться от свободы - значит перестать быть личностью, стать как все. Поэтому человек - если он человек-обречен быть свободным. (Сартар)

Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента. Первый момент - это оригинальность и неповторимость личности, ее не сводимость ни на что другое. Второй момент - это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности. Свобода не столько факт, сколько возможность - подлинное завоевание человеческой личности

Быть свободным - значить завоевывать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее свободы мы добиваемся. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы.

3. Виды нравственной свободы

детерминизм нравственный правоохранительный свобода

Свобода человека разделяется на три вида: 1) формальная, 2) реальная, 3) идеальная.

Формальная свобода-состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой.

Реальная свобода-это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с чувствами и наклонностями природы.

Идеальная свобода - это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, совершение зла невозможно

Нравственная свобода - не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того вся его жизнь, представлена, как цепочка выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и до последних минут жизни. Вся наша жизнь есть результат нашего выбора. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего винить только себя.

Подобные документы

Моральная свобода как ценность, к достижению которой человек стремится. Взгляд на это с помощью этического волюнтаризма и фатализма. Механизм свободы и его осуществление. Конформизм как бегство от свободы. Моральная ответственность личности и ее виды.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 19.02.2009

Содержание понятия "власть". Классификация пяти основных форм власти по Д. Френч и Б. Рэйвен. Трактовка терминов "свобода, ответственность". Анализ приказа и подчинения. Пути установления властеотношения. Автономно признанная и управомоченная власть.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 22.07.2015

Основные принципы и виды профессиональной этики, являющейся результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ. Профессионализм как статус морального принципа. Специфика профессиональной деятельности судьи, юриста, психолога.

реферат [25,9 K], добавлен 12.01.2015

Моральный выбор в практике работы юриста. Нравственная ценность объективного содержания долга. Моральная ценность личности в понятии чести. Профессиональная карьера в деятельности юриста. Категория моральной ответственности личности, ее мера и виды.

контрольная работа [23,9 K], добавлен 06.11.2016

Генезис и структура эстетической деятельности. Нравственная философия Н.Г. Дебольского. Нравственные принципы и их проблемы. Философское осмысление нравственной деятельности человека. Содержание нравственного закона.

Читайте также: