Учение о бытии гераклита кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия Гераклита (540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем из богов или людей и в который все возвращается; бытие есть становление (все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку); причиной становления (изменения) является борьба супротивного (война отец всего и царь всего, т.е. война все порождает и над всем господствует).

Учение о противоположностях и их борьбе составляют главное содержание диалектики Гераклита. Основные моменты этого учения можно резюмировать следующим образом.

Борьба противоположностей – это такое отношение противоположных сторон, которое носит взаимный характер и составляет некоторое единство целого:

а) противоположные стороны взаимно исключают (отрицают) друг друга, т.е. борются друг с другом;

б) взаимно полагают друг друга, т.е. нерасторжимы;

в) превращаются друг в друга, т.е. представляют нечто одно, которое может быть попеременно то тем, то иным;

10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение.

Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе нет; бытие едино, неделимо, однородно и сплошь заполнено, пустоты не существует, отсюда – бытие неподвижно, видимое нами движение только кажется существующим, поскольку нельзя мыслить движение как движение (апории Зенона).

Учение о бытии и проблема движения. Парменид и его последователь Зенон (Элейский) (акмэ – 460 гг. до н.э.) развили учение, согласно которому бытие, если оно существует, – едино и неподвижно. Они выстроили целый ряд логических аргументов в обоснование этого положения.

Таким образом, существует только бытие, т.е. то, что мыслится существующим. Истинное бытие, согласно Пармениду, – не рожденное, целокупное, единое и законченное. Оно сплошь заполнено, абсолютно плотно, однородно и неделимо. В нем нет пустоты (т.е. небытия), а, следовательно, – нет, и не может быть, движения. Если предположить, что бытие движется, тогда любое наше суждение о таком бытии, – не может быть истинным, так как о текущем не может быть знания согласно истине. Таким образом, истинное бытие едино и неподвижно, хотя в нашем чувственном восприятии, оно выступает как множественное, раздробленное, разделенное как бы пустотами и движущееся в этих пустотах. Но это лишь мнение.

Парменид не дал подробного обоснования своим положениям. Это сделал его ученик Зенон.

В апориях Зенона впервые показаны трудности философского осмысления проблемы движения, если исходить из предположения, что бытие делимо и множественно. При этом Зенон отдает предпочтение мышлению перед объективностью, вполне следуя принципу Парменида: мыслить и быть одно и то же, т.е., если возможно мыслить движение как именно движение, то оно существует. Если нет, то и движения нет.

1) Первая из апорий - "Дихотомия" (что в переводе с греческого означает "деление пополам") доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина мыслится как существующее в данный момент бесконечное множество точек, то "пройти", "просчитать" все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

2) Вторая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

3) В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.

Таким образом, Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

Метафизический характер учения Парменида и Зенона состоит в отрицании факта противоречивости бытия, что обнаруживается в связи с осмыслением проблемы движения. Изложение всех апорий Зенона можно найти у Аристотеля, вместе с его критикой тех логических предпосылок, на которых они основаны.

Одним из наиболее крупных философских учений ранне-греческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита ­ "О природе". Гераклит в качестве субстанциально-­генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально конкретная стихия. Мир, по Гераклиту, - ­упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим, На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Огня смерть ­ воздуха рождение и воздуха смерть ­ воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха ­ огонь" и т.д.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость ­ это всеобщий закон ­ Логос. "Логос" в дословном переводе с греческого языка означает "слово", но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу. Известный исследователь истории философии А.С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она была бы наиболее близка категории "сущность" во многообразии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему ­ Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного". Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком. "На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды".

Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается". "Солнце ­ не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое".


Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о "мене", "обмене" противоположностей. "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. "Одно и то же в нас ­ живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое".

Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанием, что все происходит через борьбу. "Следует тать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости". На основе борьбы устанавливается гармония мира. "В рождающемся соединяется, из расходящегося ­ прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу".

В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Резюмируя основные положения идеи бытия в философии Гераклита,

было предпринято не ради него самого, не для позитивного описания фактов сходства и различия. Молчаливым допущением Гераклита — в полном соответствии с архаической системой взглядов — была вера то, что устройство божественного мира должно быть образцом (парадигмой) для устройства мира человеческого.




Логос: метафизика и теория познания Гераклита

'Внемля не моему, но этому логосу, должно согласиться:

мудрость в том, чтобы знать все как одно'

Ήο хотя это логос существует вечно люди оказываются

Непонимающими его и прежде, чем вслушаться в него, и

Вслушавшись однажды. Ибо хотя все /люди/ сталкиваются

Лицом к лицу с этим логосом, они выглядят незнакомыми с ним

Даже когда пытаются понять такие слова и дела, о каких толкую

Я, расчленяя их согласно природе и ясно выражая, каковы они.

Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву подобно тому, как они пребывают в забытьи о

Резюмируя основные положения идеи бытия в философии Гераклита,

было предпринято не ради него самого, не для позитивного описания фактов сходства и различия. Молчаливым допущением Гераклита — в полном соответствии с архаической системой взглядов — была вера то, что устройство божественного мира должно быть образцом (парадигмой) для устройства мира человеческого.

Логос: метафизика и теория познания Гераклита

'Внемля не моему, но этому логосу, должно согласиться:

мудрость в том, чтобы знать все как одно'

Ήο хотя это логос существует вечно люди оказываются

Непонимающими его и прежде, чем вслушаться в него, и

Вслушавшись однажды. Ибо хотя все /люди/ сталкиваются

Лицом к лицу с этим логосом, они выглядят незнакомыми с ним

Даже когда пытаются понять такие слова и дела, о каких толкую

Я, расчленяя их согласно природе и ясно выражая, каковы они.

Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву подобно тому, как они пребывают в забытьи о

Читайте также: