Материальная культура и прикладное искусство казахского народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось.

У казахского народа было очень развито прикладное искусство: ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни.

В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством.

Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ – лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа.

Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры).

Изготовление войлока – трудоемкий процесс. Другой вид напольного войлочного ковра – сырмақ. Для изготовления этого ковра использовали черно-белую или цветную шерсть. Такой ковер прошивался или стегался, а узоры обшивались тесьмой, и они получались с четко очерченными границами.

Казахи ткали ворсовые ковры. На стены юрты вешали тускиизы – ковры, на которые наносили различные цветные орнаментированные узоры методом аппликаций или вышивки.

Кожей, как правило, занимались мужчины. В обществе большим уважением пользовались ремесленники, изготавливавшие конскую сбрую, и скорняки, шившие сапоги. Также изготавливались другие изделия, как, например, бурдюки для хранения и перевозки молочных напитков. Из тонко нарезанных полосок кожи делали плети (қамшы).

В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья.

Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами.

Наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера, например, изделия для домашнего обихода из кости. Костью обычно украшали предметы мебели: сундуки, кровати, посудные шкафы и т. п.

Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины.

У предков казахского народа еще до прихода ислама существовали обряды, связанные с огнем. Огнем очищали человека, жилище, поклонялись ему. Отсюда идет традиция уважительного отношения к очагу.

У кочевника, жившего в широкой Степи под открытым небом, космогонические понятия играли большую роль. Постоянно наблюдая за ночным небом, казахи научились определять путь по звездам. Они отождествляли голубое небо с Тенгри, творцом. Поэтому, желая друг другу хорошее, говорили, что пусть благословит тебя творец Тенгри. Если кому-то кто-то не нравился, говорили, чтобы его наказало небо. Казахи боялись грома, считая его божьим гневом. Однако весенний гром считался хорошим предзнаменованием, связанным с увеличением поголовья скота. Казахи всегда проявляли гостеприимство, любого человека принимали с распростертыми объятиями. Считалось, что гостя посылает Всевышний и принять его – обязанность казаха перед Богом.

22 марта казахи отмечают День весеннего равноденствия, когда день и ночь равны, а затем день увеличивается, наступает весна, которую все ждут с большим нетерпением. Наурыз считается важным праздником, который отмечается широко и всенародно. Праздник Наурыз казахи называют Великим днем. В этот день все должны относиться с большим почтением друг к другу, простить обиды, помириться даже с врагами и желать всем только наилучшего.

Особое место в жизни казахов занимают традиции и обычаи, связанные с бракосочетанием. Это сватовство, которое представляет собой согласие на брак, скрепленное клятвой сторон. Сама свадьба и свадебные обряды – это целый пласт народной культуры, некоторые в унифицированной форме дошли до наших дней.

В казахской литературе первой половины XIX в. и в устном творчестве с большим вдохновением была воспета героическая борьба народа за свою национальную независимость. Было создано много стихотворений, поэм – дастанов, посвященных Исатаю и Махамбету, Кенесары и его брату Наурызбаю, Есету и Бикету, Жанкоже и другим историческим личностям. Поэты, акыны, сказители воспевали героическую борьбу народа, патриотизм и верность батыров и полководцев своего народа. Вместе с тем эти произведения смело разоблачали двуличие ханов и султанов, превратившихся в подлых колонизаторов.

Историческая ценность таких произведений состоит в том, что их авторы были активными участниками, очевидцами этих событий. Эти произведения воспитывали последующие поколения в духе свободолюбия, патриотизма. Среди этой плеяды народных поэтов, акынов, жырау были такие крупные таланты, как Доскожа, Махамбет, Шернияз, Шоже, Арыстанбай, Орынбай и другие, расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века.

Музыка занимала большое место в духовной культуре и социально-политической жизни казахского народа. Человек, решивший стать профессиональным музыкантом, осваивал искусство исполнения с наставником. После этого систематически и надолго выезжал в аулы, участвуя в состязаниях исполнителей. Так поддерживали форму и вокалисты, и инструменталисты. Тематические, поэтико-музыкальные творения (жыр, толгау, терме и другие формы), жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю жизнь.

Взращенные в такой творческой атмосфере, казахские жырау создавали свои произведения как эпическое полотно истории, сопровождая свое исполнение музыкой на различных музыкальных инструментах. Жырау и певцы-исполнители лирических произведений в своих песнях воспевали ловчих беркутов, быстроногих скакунов и гончих псов, поскольку они были для казаха большой ценностью. Каждая важная новость в казахском обществе распространялась в песенном оформлении.

Печальные события в жизни казахов также облекались в песенную форму, как, например, весть о кончине родственника, выражение соболезнования, оплакивание усопшего – жоқтау и т. п.

Каждая творчески одаренная личность в соответствии со своим талантом и жанром нарекалась званием: әнші – певец, өлеңші – поэт-песенник, күйші – музыкант, исполнитель кюев, ақын – поэт, жырау – бард, жыршы – исполнитель эпоса. Как правило, исполнители получали богатые подарки за свои выступления на торжествах и состязаниях, удостаивались всеобщего почета.

В казахских музыкальных традициях было широко распространено сольное песенное исполнение, а также индивидуальная игра на музыкальных инструментах. Исполнение песни несколькими людьми, как правило, встречалось редко. Основной репертуар музыкального творчества казахов состоял из песен и кюев.

В быту использовалось более 20 музыкальных инструментов, например, даңгара – ударный музыкальный инструмент, сазсырнай – глиняный духовой инструмент, жетіген – струнный инструмент, имеющий семь струн, типа гуслей, шаңқобыз – зубная трещотка, дауылпаз – ударный музыкальный инструмент типа литавры, аса-таяқ – посох с бубенчиками для шумового эффекта, домбыра, қобыз и т. д.

Музыкальные инструменты, не получившие распространения у профессионалов, постепенно выходили из обихода. Домбра стала чаще всего сопровождать исполнителя. Наряду с домброй звучал қобыз – двухструнный смычковый инструмент.

В народе одним из любимых незатейливых инструментов была сделанная из полого камыша или дерева дудка – сыбызғы. Музыкант дул и закрывал пальцами разные отверстия вдоль инструмента, извлекая звуки. С развитием торговых отношений Казахстана с Россией русские купцы стали продавать гармошки, которые вскоре получили распространение среди казахских музыкантов.

Состязание акынов-импровизаторов – вид искусства, который был развит среди степняков издревле. Он требует от исполнителя большой подготовки, таланта поэта, оратора, музыканта, знания жизни общества. Айтыс до сих пор у казахской аудитории является любимым видом музыкального искусства. Он поднимает дух, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Большой вклад в развитие этого жанра внесли поэты Шоже, Жанак, Шортанбай, Орынбай, Суюнбай, Шернияз, Биржан, получившие широкую известность в Степи.

Среди казахских женщин своим поэтическим и музыкальным талантом выделялись Сара и Улбике. Народ окружил их своим вниманием и любовью.

Айтыс всегда затрагивал общественно значимые факты, события и явления. Участники айтыса всегда стояли на защите интересов народа, подвергая критике и высмеивая нерадивых правителей, жадных и жестоких феодалов, человеческие недостатки. Они часто шутили, загадывали загадки, использовали пословицы и поговорки.

Казахская литература в XIX

В течение пяти лет был воспитателем и наставником сына хана Жангира, проживал в Оренбурге. Его стихи являются летописью восстания 1836–1838 годов и позволяют увидеть причины и цели движения. Призывал жить в дружбе с русским народом.

Участвовал в восстании 1836–1838 годов. Совершенствовал искусство поэтической импровизации.

Самый популярный поэт в Семиречье. Одним из самых знаменитых его учеников был Жамбыл Жабаев.

Казахская культура

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Казахская юрта

Казахская культура, Казахская юрта

Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.

Казахские конные игры

Казахская культура, Казахские конные игры

Казахская одежда

Казахская культура, Казахская одежда

Казахская музыка

Казахская культура, Казахская музыка

Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.

Литература Казахстана

Ремесла Казахстана

Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI - XVII ВЕКАХ

Общая характеристика. Культуру казахского народа XVI- XVII веков составляет материальная и духовная культура казахских ро­дов и племен, объединенных в единый народ. Казахская культура - своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в течение столетий в процессе сложения казахской народности. Народные мас­сы были созидателями материальной и духовной культуры. Однако развитие культуры на просторах Казахстана протекало неодинаконо. Более интенсивно она развивалась в городских и земледель­ческих центрах, чем в кочевых и полукочевых районах.

Памятники материальной культуры являются доказательст­вом того, что развитие экономики и культуры на огромной терри­тории Казахстана шло неравномерно. Южные районы Казахстана были более развитыми в экономико-культурном отношении. Здесь этому способствовало оседлое земледельческое хозяйство и город­ская жизнь. Оседлое и полуоседлое население жило на берегах Сыр­дарьи и у подножий Каратау. Центры ремесел и торговли - горо­да Сыгнак, Сауран и Туркестан находились в Южном Казахстане. Они имели тесные связи с народами соседней Средней Азии.

В XVI - XVII веках развитие культуры казахского народа тор­мозили частые в то время междоусобные распри. Вследствие меж­доусобиц и войн разрушались города, земельные угодья станови­лись непригодными для хозяйства. Такое положение тяжело ска­зывалось и на развитии культуры. Особенно бедственные послед­ствия для развития культуры казахского народа имели джунгар­ские нашествия в XVI - XVII веках.

Устная литература, устное народное творчество - это зерка­ло общественной жизни. Кочевой быт и хозяйства оставили неиз­гладимый след в идейно-художественном содержании фольклора казахского народа. Устное народное творчество - богатейшая со­кровищница духовной культуры.

В XVI - XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. В этот пе­риод были созданы многие фольклорные произведения, передавав­шиеся из поколения в поколение. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Подав­ляющее большинство творений фольклора отражало разносторон­ние взгляды и мироощущения кочевников, их жизненные и трудо­вые традиции. Многие песни, стихи были связаны с религиозными верованиями, обычаями, традициями и обрядами.

Акыны, жырау, салы и сери (сал и сери - поэт-песенник). Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери. Акын обыч­но импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска, Ак- тамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних вра­гов. Ни одно празднество не проходило без участия акынов. По­этому авторитет и влияние акынов среди населения были очень высокими. Акыны слагали песни о важных событиях в истории народа, о знаменитых людях, воспевали любовь, благородство, чувства и переживания, мечты и чаяния людей.

Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях садов воспева­лись любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма. Садов и сери сопровождали множество певцов, кюйши, силачей- палуанов, кусбеги (любителей охоты с ловчими птицами). Образ жизни садов и сери состоял в постоянных разъездах по аулам. Они всегда были непременными участниками тоев и свадеб.

Распространение исламской религии. В XVI - XVII веках ка­захи официально приняли исламскую религию. Распространите­лями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и аст­раханские священнослужители. Казахские ханы и султаны, при­няв ислам, стали соблюдать все его обряды, как чтение Корана и молитва (намаз). Своих детей они отдавали учиться в медресе.

Медленнее проникал ислам в среду народных масс. Они традиционно продолжали придержи­ваться языческого (тенгрианского) верования.

Особо широкое распространение исламская ре­лигия получила в Южном Казахстане и Жетысу.

Значительная роль в распространении су­физма - ответвления исламской религии - при­надлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религи­озным верованиям тюрков.

В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана - Мать-огонь). В языческих верованиях казахов при­сутствовало древнее понятие огня - алас. Люди считали огонь по­кровителем домашнего очага. Соблюдался также обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.

Похоронные обряды. И в похоронных обрядах казахов соблю­дались традиции поклонения Тенгри. Согласно исламской рели­гии совершались обряды омовения тел умерших и погребения их в могиле головой в направлении к Мекке. Хоронили обычно вблизи зимовки.

Внешний вид могил свидетельствовал о том, какое положение занимал в обществе умерший человек. Богатым возводились кра­сивые сооружения из обожженного кирпича с национальным ор­наментом. Жена покойного в течение года ходила в черном плат­ке и соблюдала траур. Лишь по истечении года над могилами ста­вились надгробные памятники, устраивались поминки. Коням усоп­ших отрезали хвосты, пускали их в табун, а затем забивали в ка­честве жертвоприношения к годовщине смерти человека.

Характерные признаки материальной культуры. В процессе формирования казахской народности появились характерные при­знаки присущей ей материальной культуры. Эта культура вобра­ла в себя всю сокровищницу материально-культурного наследия наших предков. Материальная культура казахского народа явля­ется продолжением материальной культуры всех племен и родов, живших на территории Казахстана и составивших казахскую на­родность. К материальной культуре казахского народа относятся жилища, одежда и национальные блюда.

Основным видом переносного жилища казахов была юрта. Для ведения кочевого хозяйства необходимо было быстро сооружае­мое и разбираемое, легко перевозимое жилище - юрта. В регио- нах земледельческой культуры строили постоянные дома из дер­на, глины и камня. Летнее жилище имело такую разновидность, кроме вышеуказанной обычной юрты, как передвижное жилище , установленное на колесах. В повозку впрягались лошади, верблю­ды. Юрта была незаменима в условиях кочевки с пастбища на паст­бище. Она имела три основные части: стену, состоящую из сборно­раздвижной решетки, называемой кереге, она укреплялась уыка- ми (купольными жердями), сверху устанавливался верхний дере­вянный купол - шанырак, снаружи на решетки прикреплялись кошмы или циновки из тростника - чия.

Кошмы, предназначенные для покрытия юрты, имели назва­ния туырлык, узик, тундик. Через тундик внутрь поступал свет, уходил дым. Чтобы кошмы, покрывавшие юрту, не уносило вет­ром, на их кончиках были отверстия, через которые кошмы креп­ко привязывались к кольям. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже (раз- ыовидность сундука). В середине находился очаг - продолговатая яма в земле - для установки котла. Здесь готовили пищу, очаг также обогревал жилище.

Жилища феодалов отличались богатым убранством. Рядом с жилыми домами строили хозяйственные постройки. Зимние жи­лища обносились оградой. На севере Казахстана строили и дере­вянные дома. Двор огораживали плетнями. На юге в этих целях использовали камыш. Такие дома с надворными хозяйственными постройками назывались зимовками.

Одежда. Показателем своеобразия казахской культуры того времени являлась и одежда. Казахи летом носили рубашки, а по­верх них надевали бешпент, камзол или чапан. Зимой одевали тулу­пы с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха или шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак) с воротником и шаровары из ов­чины с подшерстием вовнутрь, штаны из сайгачьих шкур.

Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. У казахов были различные виды обуви. Мужчины ходили в шокай- ма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту одевали сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды - легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Одевали кожаные галоши - кебис и другие виды обуви.

Женская одежда шилась из хлопчатобумажной ткани, шелка, иногда из бархата. Платья были разнообразной выкройки. Девуш­ки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышка­ми филина на макушке. Молодые женщины в первый год замуже­ства ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоцен­ными камнями и орнаментом, - саукеле. Затем носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летпие женщины одевали головной убор из белого материала с вышивкой - кимешек, более старшие - платки (жаулык), а пожилые - саукелеобразный круглый голов­ной убор - кундик.

Женщины носили галоши и ичиги. А жены состоятельных лю­дей в торжественных случаях носили сапоги с орнаментом и ичиги из мягкой кожи серо-голубого цвета, украшенные серебром.

Национальные блюда. Основную пищу казахов-скотоводов со­ставляли мясо, молоко, кумыс, шубат и другие продукты живот­новодства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Оседлые казахи готовили разные блюда из пшеницы, риса и про­са; занимались садоводством и бахчеводством.

Из кобыльего молока казахи готовили кумыс, из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу и масло, а из верблюжьего - шубат. Для продолжительного хранения мяса его сушили, копти­ли и вялили.

Люди, населявшие берега рек, озер и морей, умели готовить различные рыбные кушанья. Соседствуя с представителями дру­гих народов, казахи научились у них приготовлению разных блюд.

Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу. Казахи из пшеничной муки жа­рили лепешки, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, ка- тырма (тонкие слоеные лепешки с добавлением масла), из риса го­товили плов, молочную кашу, коже из риса, а из проса - жент, коже; напиток, употребляемый в праздники - максым.

Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли куырдаком.

1. Каких два вида культуры вы знаете? Как можно их различить друг от друга?

2. Что мы называем устной литературой?

3. Кто относится к акынам, салам и сери? В чем между ними разница?

4. На каких языках в XVI - XVII веках создавалась и распространя­лась в народе устная литература?

5. Для чего казахам был необходим календарь?

6. Когда исламская религия повсеместно распространилась в Казах­ской степи?

7. Расскажите о национальных блюдах, национальной одежде и жи­лищах казахов.

Глава IV. ЭТНОГРАФИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА

§ 20. ТРАДИЦИОННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ

Что изучает этнография. Этнография — народоведение, или этнология, наука о народах (греч. этнос — “народ”, графо — “письмо, описание”), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

Среди ученых, внесших большой вклад в изучение этнографии казахского народа, были П. Н. Рычков, А.Н.Левшин, В. В. Павлов, Н. А Аристов, А. Н. Харузин, Ч. Ч. Валиханов, А. Диваев, А. X. Маргулан, Х.ААргынбаев, У.Жанибеков и др. В своих работах они исследовали устное народное поэтическое творчество, легенды, обычаи и традиции, быт, семейную жизнь, хозяйство, ремесло, прикладное искусство, национальные игры, эпические поэмы, музыкальные инструменты и другие стороны общественной жизни и быта казахского народа.

В качестве одной из отраслей исторической науки этнография занимается фундаментальным изучением общественной жизни и культур народов мира.

Быт — уклад повседневной жизни, сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей, так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. У любого народа, населяющего нашу планету, есть присущие только ему и сложившиеся на протяжении многовековой истории черты, форма жизнедеятельности.

На основе сравнительного изучения особенностей жизнедеятельности, национального сознания, обычаев и традиций народов, этнография определяет пути исторического развития культуры той или иной нации.

У каждого этноса есть внутреннее единство, кроме того, — определенный внешний облик, отличающий его от других этносов. На основе этих и других особенностей и формируются общее самосознание, быт, обычаи и традиции и общенациональные особенности людей, образующих тот или иной этнос.

Язык. Этнос—это социальная общность, живущая на определенной исторической территории, имеющая общий язык, культуру, осознающая свою целостность и самобытность. Во всех сферах жизнедеятельности членов этноса заметны общие черты и особенности. Язык — один из важнейших признаков этноса, выполняющий функции средства общения между людьми, относящимися к этносу. Изучение языка помогает установить исторические связи и родственные отношения между теми или иными этносами, историю происхождения, сходство в области экономики и культуры.

В мире более 2000 языков. Ученые-лингвисты на основе морфологических и генеалогических принципов делят все языки на языковые семьи. Таких семей насчитывается свыше двадцати.

Культура. В жизни этносов большую роль играет культура. Понятие культуры применяется в узком и широком смыслах. Например, каждое сельскохозяйственное растение называется сельскохозяйственной культурой. Здесь слово “культура” применяется в узком смысле. В широком смысле культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Предметы, созданные в результате человеческой деятельности, относятся к материальным ценностям (различные средства производства, жилища, одежда, предметы быта, здания, сооружения и т. д.). А результаты творческой деятельности людей относятся к духовным ценностям.

Для каждого народа характерны присущие только ему язык, менталитет, верования, психология, обычаи и традиции. Не учитывая этих особенностей, нельзя сделать объективные выводы о той или иной нации. Данную функцию как раз и выполняет наука этнография.

В соответствии с географической средой формируется способ производства, в зависимости от способа производства формируются быт, культура, искусство, моральные нормы этноса.

Этнографические данные помогают в исследовании вопросов происхождения и жизнедеятельности этноса, культуры, морально-этических норм.

Жилище. Веками на территории Казахстана проживали кочевые и полукочевые племена, основным источником существования которых


служил скот. Предки казахов изобрели юрту, которая приспособлена к кочевому образу их жизни. Современная казахская юрта — универсальное передвижное жилище — в своем историческом развитии прошла очень сложный и длинный путь. Сведения об использовании юрты в древности уходят в глубокую старину — в III тысячелетие до н. э. Ее наскальные изображения найдены на Алтае, в Сибири, в Крыму, на территориях Казахстана и Монголии. Юрты по своему строению и внешнему виду подразделяются на два вида: казахская юрта и монголо-калмыцкая юрта. Казахская юрта более просторная и высокая, куполообразной формы, богата внешним и внутренним убранством.

Читайте также: