Лжедмитрий 1 и лжедмитрий 2 проблема самозванчества в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лжедмитрий I и проблема самозванчества в России в XVII-XVIII вв.

самозванчество смута россия

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полуправда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

1. Проанализировать и изучить самозванство в истории России.

2. Проанализировать и изучить весь путь к царскому престолу Лжедмитрия I .

3. Проанализировать причины неудачного правления Лжедмитрия I и всех его последователей.

Анализ литературы и источников

Протокол допроса Е.И. Пугачёва в следственной комиссии в Симбирске, помог мне в тем, что там приведены точные цитаты, вопросы и угрозы допрашивающих его генералов, в протоколе расписывается какого числа, кто и как его допрашивал. В какой-то степени этот протокол позволил почувствовать, то, что чувствовал Пугачёв, находясь на допросах и пытках. Именно в Симбирске в процессе пыток Пугачёв рассказал все про себя и других раскольниках.

Глава 1. Феномен самозванства в России

Самозванство, столь хорошо нам известное по отечественной истории, - болезнь вовсе не национальная. Появлялись самозванцы еще в античные времена. С этим явлением знакома история не только Запада, но и Востока. Однако нигде самозванство не достигало такого размаха, как в России. На протяжении XVII - первой половины XIX века разного рода Лжедмитрии обрушивались на страну, как из рога изобилия. Однако ни счастья, ни достатка самозванство никогда не приносило. Напротив, последствия обыкновенно оказывались самыми печальными и свидетельствовали о серьезности болезни, поразившей государство и общество.

По мнению А.В. Андреева, все самозванцы - люди надломленные, пребывающие в душевном разладе. 2 Их сжигает ненасытное честолюбие, они не в ладу с Богом и нравственностью. Ведь отказ от прежнего имени для православного человека нечто большее, чем просто игра. Это отречение от пращуров, крещеного имени, святых покровителей, в конечном счете - от самого Бога и самого себя. Разоблаченный самозванец - это колдун и чернокнижник. Самозванец - это русская разновидность Фауста. И для того, чтобы надеть новую личину, нужно было преодолеть не только страх внешний, рожденный кнутом и плахой, но и страх внутренний. Отсюда еще одна черта, отличавшая большинство самозванцев. Они были способны на поступок. Притом сколько незаурядности, смелости и даже талантливости! Чего стоит одна только способность Пугачева убеждать! Несколько раз арестованный, он умел так говорить со своими конвоирами, что те отставляли ружья и помогали ему бежать.

Пестрое проявление индивидуальностей привело к возникновению самозванческих типов. Самозванец-бунтарь; самозванец-авантюрист, искатель личных выгод; самозванец-марионетка, орудие политического заговора. Но был еще один тип-самозванец-пропагандист, принужденный за отсутствием иных средств полагаться на бойкость ума и остроту своего пера. Таковым был московский приказной Тимошка Акундинов, бежавший в середине 40-х годов XVII века за пределы Московского государства. Выдавая себя-то за сына, то за внука Василия Шуйского, он поочередно предлагал свои услуги турецкому султану, папе римскому, европейским правителям.

Глава 2. Самозванчество в России в XVII в.

Лжедмитрий I. Восхождение на царский престол

Роль Романовых в истории смуты весьма двусмысленна. Фёдор Никитич - Филарет - был произведен Лжедмитрием I в митрополиты; он был виднейшим лицом в Тушинском лагере, возглавлял посольство в Польшу, целью которого было ускорить коронацию королевича Владислава - одного из претендентов на московский престол и т.п. Лжедмитрий в числе своих благодетелей, помогавших ему скрываться от Годунова, назвал Б. Бельского и Щелкановых, и действительно отличил их, так же как и Романовых, когда пришёл к власти.

Бежавшего за границу самозванца в Польше восприняли как дар, свалившийся с небес: в руки панов попал козырной туз, который можно было разыграть.

Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.(см. приложение 1).

Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф. Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского не пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем. Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.

Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

В области внешней политики Дмитрий начал планировать войну с турками, планируя нанести удар по Азову и присоединить к Московии устье Дона, и приказал отливать на Пушечном дворе новые мортир, пушки, ружья. Сам обучал стрельцов пушечному делу и штурму земляных крепостей, причем, по воспоминаниям современников лез на валы, несмотря на то, что его бесцеремонно толкали, сбивали с ног и давили.

Заговор и убийство Лжедмитрия I

мая 1606 года Василий Шуйский собрал верных ему купцов и служилых людей, вместе с которыми составил план ответных действий полякам - отметили дома, в которых они живут, и решили в субботу ударить в набат и призвать народ под предлогом защиты царя к бунту.

мая об этом донесли Дмитрию, но тот легкомысленно отмахнулся от предостережения, пригрозив наказать самих доносчиков. Свадебные торжества решено было продолжать, несмотря на то, что со всех сторон поступали тревожные слухи о начавшихся глухих волнениях. Дмитрию была подана жалоба на одного из поляков, якобы изнасиловавшего боярскую дочь. Проведённое расследование ничего не дало.

Той же ночью Шуйский именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.

К этому времени относится эпизод с дьяком Тимофеем Осиповым, на которого была возложена обязанность приводить московский люд к присяге новой царице. Дьяк, готовясь к неизбежному, наложил на себя пост и дважды причастился святых тайн, после чего, проникнув в царскую опочивальню, якобы заявил царю: Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Дмитрий. Впрочем, существует мнение, что вся эта история не более чем патриотическая легенда, и Осипов проник во дворец, чтобы зарезать Дмитрия во сне, времени на произнесения речей у него не было. Так или иначе, досконально известно, что Тимофей был убит Петром Басмановым, его труп выброшен из окна.

Тела убитого царя и Басманова приволокли через Фроловские (Спасские) ворота на Красную площадь и сняли с них одежду. Поравнявшись с Вознесенским монастырем, толпа вновь требовала от инокини Марфы ответа - её ли это сын. По свидетельству современников, та дала двусмысленный ответ - Было бы меня спрашивать, когда он был жив, а теперь, когда вы его убили, он уже не мой, по другим источникам коротко ответила - Не мой.

Царевич Пётр Федорович

Слух о том, что на Тереке явился царевич Пётр Фёдорович, привлёк под знамена Илейки около четырех тысяч казаков. Казаки послали грамоту царю Дмитрию Ивановичу о том, что идут к нему на помощь.

В это время в Путивле князь Шаховский, ярый сторонник убитого Лжедмитрия и активный участник самозванческой интриги, объявил жителям, что царь Дмитрий жив и находится в Польше. На эту роль ему нужен был любой самозванец. Он активно сносился с Польшей, где также искали кандидата на роль самозванца.

Осада Тулы продолжалась три месяца. Дальше выдерживать осаду было нельзя из-за нехватки запасов и из-за того, что войско стало требовать обещанного Дмитрия, который так и не появился.

Кем был Лжедмитрий II точно неизвестно(см.приложение 4). Большинство исследователей сходится во мнении, что Лжедмитрий II был поповичем (сыном священника), вероятнее всего из Белоруссии, хотя возможно, что и из Стародуба. Какое- то время он учил детей у священника в Шклове, затем перебрался в Могилев, где также служил учителей детей у священника. Учительствуя, он жил в страшной бедности.

Однако время шло, а царь все не ехал. Множество беглецов из разбитых войск Болотникова и Шаховского, узнав о том, что Дмитрий находится в Стародубе, поехали туда и потребовали показать им царя. Лже-боярину Нагому ничего не оставалось, кроме того, чтобы заявить, что царь - это он.

От имени царя Дмитрия Ивановича по всей Московской земле рассылались грамоты. Весной 1608 года, как только просохли дороги, из Москвы на самозванца двинулась царская рать под началом брата царя, Дмитрия Ивановича Шуйского. Войско Лжедмитрия II, стоявшее по разным городам, собралось в Орле и выступило навстречу московской рати. Битва состоялась 10 мая в десяти верстах от Болхова. Болховская победа необычайно подняла авторитет Лжедмитрия II. Армия самозванца, увеличившаяся за счет влившихся в нее сдавшихся московских служилых людей, двинулась на Москву через Козельск, Калугу, Можайск, Звенигород. Сопротивления нигде не было. Везде люди выходили с хлебом - солью встречать Дмитрия - законного царя, возвращающегося на престол.

Вдова убитого Лжедмитрия I Марина Мнишек и ее семейство, задержанные во время убийства царя Дмитрия, находились в ссылке в Ярославле. 11 сентября Марину Мнишек торжественно доставили в Тушино. С помощью убеждения и денег она согласилась участвовать в этом театре.

После осады Троице - Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского от Лжедмитрия II один за другим стали отпадать русские города. Ближайшее окружение самозванца начало переговоры с королем Сигизмундом, прощупывая почву для перехода к королю. От него отреклись служившие ради подачек русские бояре, от него отреклись поляки, которым он еще недавно был нужен в качестве ширмы.

Вечером 27 декабря 1609 года Лжедмитрий II переоделся в крестьянское платье и бежал из Тушинского лагеря. Свое бегство самозванец объяснял тем, что король польский Сигизмунд якобы потребовал от него Северскую землю, желая обратить ее в католичество, но, получив отказ, склонил тушинское войско к измене. Вскоре до Тушинского лагеря докатились слухи о том, что Лжедмитрий II находится в Калуге. Первыми к нему ушли казаки. 10 февраля 1610 года из Тушино в Калугу бежала и Марина Мнишек.

Глава 3.Самозванчество в России в XVIII в.

Емельян Иванович Пугачёв (1742- 1775) был родом из донских казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. В армии за провинность бит плетью, за храбрость повышен в чин хорунжего. Заболев, просился в отставку. Не получив ее, бежал и стал бродяжничать.

Пугачёвское восстание 1773-1775 г. и его крах

В Симбирске Пугачёва допрашивали в течение 2-6 октября командующий карательными войсками генерал-аншеф граф П.И. Панин и начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потёмкин. Здесь впервые к Пугачёву применили пытки, в результате которых он оговорил себя и знакомых ему раскольников в наличии давних планов восстания. Позднее на следствии в Москве эти оговоры были опровергнуты. Вместе с тем и под пытками Пугачёв не признал, что к восстанию могли быть причастны иностранные государства или кто-либо из заговорщиков-дворян.

Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену - Устинью Петровну (Кузнецову) приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.

В результате своей работы я пришел к выводу, что всех самозванцев объединяло, прежде всего, то, что самозванство развивалось в странах с преимущественно крестьянским населением. В глазах народных масс самозванец олицетворял веру в справедливость и добро. Кто-то верил в подлинность самозванца, кто-то хотел верить, а кто-то знал правду, но скрывал ее во имя пользы дела или своей собственной пользы.

Его короткое царствование сопровождалось непрерывной борьбой за право на самостоятельные действия. Это право активно ограничивали поляки, приведшие его на трон и считавшие его своей марионеткой, это право ограничивали боярские группировки, каждая из которых стремилась использовать царя в своих целях. Он пытался лавировать между народом и боярскими кланами, он лихорадочно искал почву под ногами, пытался опереться на народные массы, на мелкое служилое дворянство, на купцов. В итоге он не смог получить поддержки ни от кого, в результате чего так трагично закончилось его правление.

Список литературы и источников

Теги: Лжедмитрий I и проблема самозванчества в России в XVII-XVIII вв. Реферат История

Черемных Олеся Владимировна

II глава. Самозванцы времен смуты. 2.1.Лжедмитрий I. 8 стр.

2.2. Лжедмитрий II. 14 стр.

Заключение. 19 стр.

Список литературы. 20 стр.

Приложения. 21 стр.

Феномен самозванства остается актуальной областью исследований российских и зарубежных историков. Историки рассматривают эту проблему с разных сторон: В.О. Ключевской видит причину появления самозванцев в проблеме законной власти. По мнению Н.И. Костомарова, основную роль в выдвижении самозванцев играли иностранцы, претендовавшие на российский престол и жаждавшие распространить на Руси католичество. Всесторонне рассматривается деятельность самозванцев, причины их временного успеха и неминуемого поражения в работах Р.Г. Скрынникова и А. Низовского.

Кроме того, выбор данной темы обусловлен тем, что в наше время в школах история самозванчества в России не рассматривается так полно, как хотелось бы ее изучить.

Исходя из этого, объект исследования – явление самозванства как феномена истории России XVII века.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают

период Смутного времени.

Рассмотреть деятельность самозванцев, оставивших наиболее яркий след в нашей истории. Попытаемся также разобраться в причинах их появления, чьи интересы представляли самозванцы в разные исторические эпохи, и какова была реакция народа на их появление.

Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами. Включает в себя: введение, две главы, состоящие из 3 разделов: 1 глава – 1 раздела, 2 глава – 2 раздела; заключения, списка использованной литературы и 2-х приложений.

Глава 1. Самозванчество как явление.

Вообще наряду с самозванцами, принимавшими имя того или иного царя, в России существовали самозванцы, принимавшие имя того или иного святого или же претендовавшие на какие-то специальные полномочия, полученные свыше; в некотором смысле это явления одного порядка.

О русском самозванчестве написано довольно много. К примеру, К. Чистов исследовал связь самозванчества с бытовавшими в народе утопическими легендами [2] , Б. Успенский обратил внимание связь этого явления с семиотикой русской жизни и его собственную семиотическую организацию [3] , А. Панченко дал всестороннюю характеристику самозванчества на примере биографии Лжедмитрия I и показал его закономерность, как результата кризиса средневекового общества в России [4] . Но самозванцы были не только спонтанным порождением времени.

Самозванство – явление очень загадочное и по прихоти истории чаще всего возникало именно в России. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Но не все самозванцы были связаны с движением социального протеста. Одну из важных причин возникновения самозванчества можно, прежде всего, увидеть в идейно-психологической особенности русского народного сознания XVII— XVIII веков.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников.

Глава 2. Самозванцы времен Смуты.

Лжедимитрий I — царь московский (1605 — 1606). Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников. Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом.

Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у кн. Бор. Черкасского; затем, навлекши на себя подозрение царя Бориса, он постригся в монахи и, переходя из одного монастыря в другой, попал в Чудов монастырь, где его грамотность обратила внимание патриарх Иова, взявшего его к себе для книжного письма; похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, и последний приказал сослать его под присмотром в Кириллов монастырь. Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, и, вернувшись вновь в Москву, в 1602 г. бежал из нее вместе с неким Инок. Варлаамом в Киев, в Печерский монастырь, оттуда перешел в Острог к кн. Константину Острожскому, затем поступил в школу в Гоще, и наконец, вступил на службу к кн. Ад. Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении.

Касаясь внешних характеристик Лжедмитрия, хотелось отметить, что был Приземистый, гораздо ниже среднего роста, он был непропорционально широк в плечах, почти без талии, с короткой бычьей шеей. Руки его имели неодинаковую длину. В чертах лица сквозили грубость и сила. Облик самозванца вовсе лишен был царственного величия. Признаком мужества люди XVI века почитали бороду. Лжедмитрий I был вроде скопца. На его круглом бабьем лице не росли ни борода, ни усы. Зато его украшали огромные бородавки. Угрюмый, тяжелый взгляд маленьких глаз дополнял гнетущее впечатление.

Появление самозванца в Киеве фиксируется 1601 годом. Он ходил по монастырям, затем остановился у воеводы князя Константина Острожского, располагавшего огромными средствами, и считавшимся защитником православия, хотя на самом деле, ко вполне православным его причислить было невозможно. Радушный прием у него находили все, кто ненавидел "латинскую ересь", в том числе кальвинисты, тринитарии, ариане. Воевода от проходимца отмежевался, но слух о самом факте появления монаха, скрывающего какую-то тайну, получил распространение. Какую-то роль при этом сыграл краковский кастелян, сын воеводы Януш, видимо, почувствовавший возможность связать авантюриста с прокатолическими кругами и использовать в не слишком праведных делах.

В Польше отнюдь не было единодушия в отношении действий Мнишека и его подопечного Лжедмитрия. Решительным противником авантюры выступал Ян Замойский, а Януш Острожский написал резкое послание самому Лжедмитрию. Польские аристократы боялись выступлений казачества, которые могли охватить всю Украину. Но казачество, как одна из действующих сил авантюры, предполагалось изначально Мнишеком. В начале похода в войске Мнишека было около тысячи польских гусар, около пятисот человек наемной пехоты и 2 тысячи украинских казаков, численность которых возрастала по мере продвижения к российской границе, и достигла трех тысяч. К Лжедмитрию пристали и некоторые беглецы из московского простонародья.

13 апреля 1605 года умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву; провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрия, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Лжедмитрий сделал своей любовницей; позднее она была пострижена. Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В. И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Лжедмитрий заменил ее ссылкой Шуйского, с двумя братьями, в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство.

Для Лжедмитрия важно было создать впечатление, что его венчание на царство было продолжением законной, временно прерванной, династии, и потому он венчался дважды: в Успенском соборе, и в соборе Архангельском -в усыпальнице "предков". Как и ранее, самозванец особенно задерживался у могил Ивана Грозного и Федора Ивановича, а архиепископ грек Арсений, настоятель Архангельского собора, надел на голову Лжедмитрия "шапку Мономаха". По выходе коронованного "царя" бояре осыпали дождем золотых монет.

Лжедмитрий I думал открыть своим подданным свободный доступ в западную Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Он мечтал составить союз против Турции, из императора германского, королей французского и польского, Венеции и московского государства; его дипломатические сношения с папой и Польшей были направлены главным образом к этой цели и к признанию за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Лжедмитрии I покорное орудие своей политики, сильно ошиблись в расчетах. Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина, по прибытии в Россию, наружно исполняла обряды православия. Довольно индифферентный к различиям религий, в чем может быть сказалось влияние польского арианства, он избегал, однако, раздражать народ.

Главной задачей на первых порах Лжедмитрий считал изменение состава Боярской думы. Самозванец возвращал из ссылок и тех, у кого ему ранее доводилось служить, и тех, которые были наказаны Борисом Годуновым. Самозванец вызвал в Москву Нагих, которых еще при Годунове вернули на службу, но разослали воеводами в разные захолустные города, и сделал их членами Боярской думы. Нагие, конечно, знали, что их племянник в 1591 году погиб, но ничем не проявили недоумения, увидев совсем другого человека: карьерный и экономических интерес, как и у большинства других, следовавших за Расстригой, стоял на первом плане. Из ссылки были возвращены братья Головины, получившие чины окольничьих. Чин окольничьего получил также опальный дьяк В.Я. Щелкалов. Лжедмитрий вернул в Москву уцелевших в ссылках и не попавших на плаху Романовых и Черкасских, в свите которых он некогда служил. Постриженный в монахи Филарет Романов был привезен из Антониева Сийского монастыря. Его жена, Ксения Шестова (в иночестве – Марфа) с сыном, будущим самодержцем России Михаилом Федоровичем, приехали в Москву из своей вотчины. Тем самым он своей политикой пытался изменить государский порядок.

В литературе было много споров о социальной политике Лжедмитрия. Его называли и крестьянским, и казачьим, и дворянским, крепостническим царем. Но явно ни в какую из всех называемых категорий он не укладывался, поскольку преследовал единственную цель: удержаться у власти ради удовлетворения своих прихотей и разгоревшегося честолюбия. Поэтому он по существу нигде не выражает своих истинных воззрений (если они вообще были), в очень расплывчатых выражениях обещая благоденствие и угнетателям, и угнетенным. На пути в Москву он нередко провозглашал необходимость "освобождения от гнета", не проясняя, однако, кого и от кого он собирался "освобождать". Более всех получили от самозванца казаки и дворяне южных районов России. И дело не только в том, что эти районы оказались главной его опорой в продвижении к Москве, да на первых порах и в самой Москве. Самозванец сознавал, что с югом он все равно ничего сделать не сможет, а потому резонно считал, что целесообразней в данном случае исполнять роль "доброго царя".

Лжедмитрий не боялся и нарушал обычаи священной старины. При его правлении не было больших изменений, не было новшеств, которые меняли бы жизненный строй. Политика Лжедмитрия не процветала, а наоборот набирала вражескую силу, и противников. Он хотел чужими силами, хитростью и доверием крестьян завоевать все, что встречалось ему на пути. К его великому сожалению этого не произошло.

Равным образом Лжедмитрий I решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь. Отступления от старых обычаев, какие допускал Лжедмитрий I и какие стали особенно часты со времени прибытия Марины, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно, и москвичи сами избивали немногих говоривших о самозванстве Лжедмитрия.

Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 г. состоялось в Кракове обручение Лжедмитрия I, которого заменял в обряде посол московский Власьев, а 8 мая 1606 г. в Москве совершился и брак Лжедмитрия I с Мариной. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на поляков, сами прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий I пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но последние, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народу объявили, что, по словам царицы Марии, Лжедмитрий I был самозванец; тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.

2.2. Лжедмитрий II.

Вспоминали, что маска не давала рассмотреть лицо, а волосы и ногти у трупа оказались чересчур длинными, при том, что царь коротко постригся незадолго до свадьбы.

О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным, это поповский сын Матвей Веревкин родом из Северской стороны, по другим — сын стародубского стрельца. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского [5] . Наиболее распространена версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклова. Также существует версия, что он был бедным бродячим учителем, внешне похожим на Лжедмитрия I.

Постепенно у Лжедмитрия в Стародубе стали собираться сторонники. Это были как польские авантюристы, так и южнорусские дворяне, казаки и остатки разбитого войска Болотникова. Собрав до 3000 солдат, он разбил царские войска под Козельском. После этого войско его, получив военную добычу, чуть было не распалось, лишь появление под его знаменами князей Адама Вишневецкого, Александра Лисовского, Романа Рожинского со своими людьми поддержало самозванца, ставшего, однако, марионеткой в их руках. Наибольшее влияние на Лжедмитрия оказывал Рожинский.

В двухдневной битве под Болховом 30 апреля — 1 мая 1608 г. разбил войско Шуйского (возглавлявшееся братьями царя, Дмитрием и Иваном), и в начале июня подступил к Москве, став лагерем в Тушино (отсюда его прозвание Тушинский вор). 25 июля Василий Шуйский заключил договор с послами короля Сигизмунда III по которому Польша должна была отозвать всех поддерживающих самозванца поляков, а Марину Мнишек обязать не признавать нового самозванца своим мужем, а себя не именовать российской государыней. Однако Рожинский и другие отказались оставить начатое ими дело, более того, войско Лжедмитрия продолжало пополняться поляками, а осенью пришёл со своими людьми Ян Сапега.

Узнав, что Мнишеки во исполнение договора отпущены из Ярославля в Польшу, Лжедмитрий решил отбить их у сопровождающего царского войска. Это было сделано, однако Марина долго не хотела вступать в стан Лжедмитрия, оставаясь у Сапеги, а Юрий Мнишек согласился признать его своим зятем только получив запись, что Лжедмитрий, получив власть, даст Юрию 30 тыс. руб. и Северское княжество с 14 городами. Наконец Мнишеки признали Лжедмитрия.

Лжедмитрия признают многие города: Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Владимир и многие другие. В Ростове был захвачен митрополит Филарет (Романов), сделанный патриархом. Однако начатая Сапегой ещё в сентябре 1608 осада Троице-Сергиева монастыря окончилась неудачей, союзником Василия Шуйского выступила Швеция, все штурмы Москвы завершались провалом, победы Скопин-Шуйского создавали угрозу самому существованию Тушинского царя. В 1609 г. возникает недовольство политикой Лжедмитрия, особенно натуральными и денежными реквизициями в пользу своих войск, раздачей земли и крепостных своим приверженцам — ряд городов выходят из-под контроля самозванца, бунтуют отдельные отряды его войска.

Летом 1609 г. Польша начала открытую интервенцию против России, поляки (в том числе Рожинский) оставили Лжедмитрия и перешли в армию Сигизмунда.

В декабре 1609 г. Лжедмитрий из Тушино бежал в Калугу, воспользовавшись поражением Василия Шуйского под Клушином в июне 1610 г. вместе с Сапегой двинулся к Москве и стал лагерем в Коломенском, хотя в июле Шуйский был свергнут, в стане Лжедмитрия начался раскол, он бежал вновь в Калугу.

Осенью 1610 года у касимовского хана Ураз-Мухаммеда и Лжедмитрия случился конфликт. За касимовского правителя вступился его родственник, начальник стражи Лжедмитрия, крещёный татарин Пётр Урусов. Хан был убит, а Урусов посажен на 6 недель в тюрьму, по выходу из которой, однако, был восстановлен в должности.

Место захоронения Лжедмитрия неизвестно. Существует версия, что его останки находятся в Калужской церкви.

Самозванство нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра.

Содержание

Введение 3
1.Кто такой Лжедмитрий 1(из биографии Григория Отрепьева) 4
2.Причины рождения самозванческой интриги 6
3.Что рассказал Григорий Отрепьев в Литве. 9
4.Воцарение самозванца 10
5.Правление и смерть Лжедмитрия 1 13
6.Проблема русского самозванства-истоки, причины, особенности 15
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Государственного и муниципального управления

и проблема самозванства в

России XVII-XVIII веков.

(Реферат по истории отечества)

Выполнила студентка I курса

1.Кто такой Лжедмитрий 1(из биографии Григория Отрепьева) 4

2.Причины рождения самозванческой интриги 6

3.Что рассказал Григорий Отрепьев в Литве. 9

4.Воцарение самозванца 10

5.Правление и смерть Лжедмитрия 1 13

6.Проблема русского самозванства-истоки, причины, особенности 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Самозванство нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев (из них только в Смутное время было 12 человек), век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII-XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I.

1.Кто такой Лжедмитрий 1

Только ранние посольские приказы изображали юного Отрепьева беспутным негодяем. При Шуйском такие отзывы были забыты, а во времена Романовых писатели удивлялись необыкновенным способностям юноши, но при этом высказывали благочестивое подозрение, не вступил ли он в союз с нечистой силой. Учение давалось ему с поразительной легкостью, и в непродолжительное время он освоил грамоту.Однако бедность и худородство не позволяли ему рассчитывать на блестящую карьеру при царском дворе, и он поступил в свиту к Михаилу Романову, который давно знал его семью. Поэтому немилость, в которую впала семья Романовых при Борисе Годунове (В ноябре 1600 года они были обвинены в покушении на жизнь царя, старшего брата Федора заточили в монастырь, четверо младших братьев сосланы в Поморье и Сибирь) отразилась и на семье Отрепьева.

Чудовский архимандрит Пафнутий взял Георгия, снисходя к его “бедности и сиротству”. С этого момента и начался его стремительный взлет. Потерпев катастрофу на службе у Романовых, Отрепьев поразительно быстро приспособился к новым условиям жизни. Выдвинуться ему помогла необыкновенная восприимчивость к учению. В течение месяцев он усваивал то, на что другие тратили жизнь.

Он находит себе нового покровителя в лице патриарха Иова. Однако служба у него не удовлетворила Григория. Зимой 1602 года он бежит в Литву в сопровождении двух монахов - Варлаама и Мисаила. В Дерманском монастыре, находящемся во владениях Острожского, он покинул своих спутников. По словам Варлаама он сбежал в Гощу, а затем в Брачин, имение Адама Вишнецкого, который взял будущего Лжедмитрия под свое крыло.

2.ПРИЧИНЫ РОЖДЕНИЯ САМОЗВАНЧЕСКОЙ ИНТРИГИ

Множество признаков указывает на то, что самозванческая интрига родилась не на подворье Романовых, а в стенах Чудова монастыря. В то время Отрепьев уже не пользовался покровительством могущественных бояр и мог рассчитывать только на свои силы.

Кремлевский Чудов монастырь оказался подходящим местом для всевозможных интриг. Расположенный под окнами царских теремов и правительственных учреждений, он давно попал в водоворот политических страстей. Благочестивый царь Иван IV желчно бранил чудовских старцев за то, что они только по одежде иноки, а творят все, как миряне. Близость к высшим властям наложила особый отпечаток на жизнь чудовской братии. Как и в верхах, здесь царил раскол и было много противников новой династии, положение которой оставалось весьма шатким.

Борис Годунов лично знал семейство Отрепьевых и доверял им. Таким образом, можно полагать, что Отрепьевы обладали некоторым запасом семейных преданий об угличской драме.

Будучи изгнанным из Острога, самозванец нашел прибежище в Гоще. Гоща была центром арианской ереси. Последователи Фауста Социна, гощинские ариане принадлежали к числу радикальных догматиков-антитринитариев. Местный магнат пан Хойский был новообращенным арианином. До 1600 г. он исповедовал православную веру. Отрепьев недолго пробыл на панской кухне: Хойский обратил внимание на московского беглеца. Из своих скитаний по монастырям Отрепьев вынес чувство раздражения и даже ненависти к православным ортодоксам – монахам. Проповеди антитринитариев, видимо, произвели на него потрясающее впечатление.

В Гоще Отрепьев получил возможность брать уроки в арианской школе. Одним из учителей Отрепьева был русский монах Матвей Твердохлеб, известный проповедник арианства. Происки ариан вызвали гнев у католиков. Отрепьев жил у еретиков в Гоще до марта-апреля 1603 г. После этого, судя по всему, самозванец нашел прибежище у запорожских казаков.

После заключения русско-польского перемирия стороны вскоре приступили к уточнению линии границ. Размежевание рубежей сопровождалось многими спорами. Дело закончилось тем, что в 1603 г. Борис Годунов велел сжечь спорные городки. Люди Вишневецкого оказали сопротивление. С обеих сторон были убитые и раненые.

Вооруженные стычки во владениях Вишневецкого могли привести к более широкому военному столкновению. Надежда на это и привела Отрепьева в Брачин. Самозванец рассчитывал, что Вишневецкий поможет ему втянуть в военные действия против России татар и запорожских казаков.

Народные толки и ожидания создали почву для появления самозванца. В свою очередь деятельность Лжедмитрия, объявившегося в Литве, оказала огромное воздействие на формирование народных утопических воззрений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Феномен самозванства на Руси. Хронология событий смутного времени

После смерти Ивана Грозного (1584 г.) среди московского правительственного кружка развернулась ожесточенная борьба за власть. Царь Федор Иоанович был не способен сам управлять государством. При немудром царе был создан своего рода регентский совет. Активным его участником был боярин Борис Федорович Годунов, зять Малюты Скуратова и шурин нового царя: царица Ирина была его сестрой. Он пользовался огромным влиянием на царя.

В 1591 г. в г. Углече погиб, не дожив до 9 лет, царевич Дмитрий. Его гибель связывали с именем Бориса Годунова.

Лжедмитрий I – единственный из самозванцев Смутного времени, царствовавший в Москве (1605 - 1606). С помощью Речи Посполитой одержал победу над династией Годуновых. Убит в результате заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г.

С объявлением Лжедмитрия I в России появился феномен самозванства.

В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Также феномен – необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.

Самозванец – человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.

Кризис государственной власти выразился в распространении самозванства в России и прямого вторжения иноземцев на Русскую землю.

К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11 – 13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью. В дальнейших действиях Скопина-Шуйского шведские войска (за исключением отряда Христиера Зомме численностью в 1 тысячу человек) участия не принимали. 24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьевский монастырь, располагавшийся в городе Калязине. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой.

Одновременно с этим используя русско-шведский договор, польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск. Большинство тушинцев покинуло Лжедмитрия II и отправились на службу королю. В этих условиях самозванец решился на побег и бежал из Тушино в Калугу, где снова укрепился и к весне 1610 года отбил у Шуйского несколько городов.

Наряду с официально признанными польскими властями самозванцами (Лжедмитрия-ми I и II ) в России появились и доморощенные претенденты на престол.

Илейка Муромец выдавал себя за Петра Фёдоровича, вымышленного сына царя Фёдора Иоанновича. Командовал войсками Ивана Болотникова, сам на престол не претендовал. В 1608 году взят в плен войсками Василия Шуйского и повешен в Туле.

Все Лжедмитрии выдавали себя за царевича Дмитрия Углицкого, погибшего в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного, и претендовали на московский престол под именем Дмитрий Иванович. Лжедмитрии II и III, кроме того, претендовали на тождество с убитым в 1606 г. Лжедмитрием I.

Периодизация Смутного времени в России

Боярский период, и правление Бориса Годунова - боярская смута. Смутой называется колоссальное потрясение всех основ Московского государства и общества.

Для этого времени характерна острая борьба между Борисом Годуновым и его противниками. Борис Годунов расправлялся с ними, как и Иван IV - с помощью казней, каторг, ссылок.

В 1603 происходит первое крупное народное восстание под руководством Хлопка. В конце правления Ивана Грозного, на Южные рубежи московского царства, в дикое поле устремляются беглые крестьяне и возникает слой казачества. Скорее всего, восстание было обширным, Годунову стоило больших усилий подавить его.

Но более сложную проблему представлял не Хлопок, а царевич Лжедмитрий (монах Григорий Отрепьев). В Польше объявляется некий самозванец, который объявляет себя царевичем и заявляет о своих претензиях на престол. Польский король помогает собрать самозванцу войско.

Борис Годунов проигнорировал появление самозванца, не придал этому значения. Вместе с тем для польского короля это был хороший повод отнять часть земель у России.

О личности Лжедмитрия Платонов писал, что сам Лжецаревич был уверен в своем царском происхождении - он вел себя по-царски. Платонов выдвигает версию о том, что это был человек подготовленный Романовыми, чтобы низвергнуть Бориса Годунова.

В конце 1604 года Лжедмитрий переходит польскую границу и движется на Москву. Но двигался он не напрямик, а через Юг, южные города, т. к. войско у него было небольшое. По пути он пополнял свое войско посадским населением, беглыми крестьянами, казачеством - люди ненавидящие всевластие бояр. Также в войско влились опальные князья, например Трубецкой.

К маю 1605 года войска Лжедмитрия подходят к Москве. В это время умирает Борис Годунов. Затем убивают его сына Федора, и жену.

Москвичи открывают ворота для Лжедмитрия. Он был царем с 1605 по 1606 годы. Его приход к власти ознаменовал новый этап в смуте, т. к к решению проблем в Московском государстве подключились народные массы. Начался второй период смуты.

Второй период 1605-1609 гг.

Этот период называется народным. Основной движущей силой смуты становятся народные массы. Главной проблемой становится проблема классовой борьбы между феодалами и угнетенными.

В 1605 году Лжедмитрий был вынужден рассчитываться с Польшей. Он обещал земли, католикам приоритет в России и т. п.

Вернувшись в Россию, он женится на польской красавице, дочери магната - Марии. Эта свадьба была последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвичей.

Во-первых, русский православный царь принял католичество.

Во-вторых, на свадьбу он не пригласил ни одного москвича.

Также всем бросалось в глаза, что он ведет себя не по царски, не соблюдал московские традиции.

В августе 1606 года происходит восстание против Лжедмитрия. Он был убит, а его тело повесили в Москве, затем его выслали в Польшу.

Но не смотря на это, на окраинах люди были уверены , что он жив, и что он настоящий.

Поэтому в 1606 году Иван Исаевич Болотников, бывший холоп, объявляет себя воеводой царя Дмитрия, который якобы бежал в Польшу от гнева бояр.

Вновь начинает сбор войска. Начинается крестьянская война - 1606-1607 года.

И вновь под знамена идут те же, кто поддерживал Лжедмитрия. Он идет к Москве через Юг. Захватывает Калугу, Тулу. Но подойдя к Москве, не может взять ее и отходит к Калуге. В Калуге его лагерь раскалывается: уходят дворяне, они переходят на сторону правительства.

Однако в 1607 году из Польши к Москве идут войска Лжедмитрия II. В начале 1608 года он походит к Москве и пытается штурмовать ее. Но без успешно, он отходит в село Тушино, за что и получил прозвище Тушинский вор. Сюда приезжает Митрополит Федор. Он становится патриархом. То есть, возникает как бы минигосударство.

Третий период - 1610-1613 гг.

Этот период называется Польско-Шведской интервенцией.

Воспользовавшись ситуацией, бояре свергают Шуйского и постригают его в монахи. Начинается семибоярщина, под руководством Милославского.

Собравшись на семибоярщину, бояре решили, что на русский престол нужно посадить настоящего царя, ничего лучше не наши, как пригласить сына Сигизмунда III - Владислава Вазу.

В планы бояр это не входило. В Москве создается ополчение, оно встречает польские войска. Ополчение было разгромлено, а Москва сдана.

Тогда из толщи народа поднимается национальная и религиозная сила. В январе 1612 начинает создаваться второе народное ополчение, возглавляет его староста Кузьма Минин.

В начале 1612 года, на средства новгородцев создается ополчение. Для руководства приглашается московский князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 года ополчение выходит из Нижнего Новгорода и идет к Москве, но идет в обход: с северо-востока через Ярославль подходит к Москве.

С августа по октябрь 1612 идут бои между ополченцами и поляками, в октябре 1612 года Москва освобождена от поляков.

С новой силой возникает вопрос о новом царе. В январе 1613 года в Москве собирается земский собор, в котором приняли участие представители всех сословий.

Было семь кандидатур: Владислав Ваза, датский королевич Устов, князь Трубецкой, князь Дмитрий Пожарский, Ивашка - сын Марии, жены Дмитрия, а также 16 летний Михаил Федорович Романов.

Казачество выступило за Михаила, они надеялись, что он будет марионеткой в их руках. А так как казаки преобладали на сборе, то они поставили ультиматум, либо Федор, либо они никого не выпустят. Избирают Михаила Романова.

Государство сформировалось, однако боевые действия продолжались до 1617 года, когда был подписан мир со Швецией.

Периодизация Смутного времени в России

Начало. Дату начала смуты определяют по-разному:

1584 — год смерти Ивана Грозного;

1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе;

1598 — смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова;

1604 — выступление самозванца.

Даты окончания Смуты также разнятся. Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова. Другие считают, что Смута оканчивается Деулинским перемирием с Речью Посполитой в 1618 году.

Существуют различные взгляды на периодизацию Смутного времени. Различные периодизации вытекают из принципа, лежащего в их основе.

По правителям:

1598 – 1605 гг. – Борис Годунов;

1605 – 1606 гг. – самозванец Лжедмитрий I ;

1606 – 1610 гг. – двоевластие (Лжедмитрий II и боярский князь Василий Шуйский);

Читайте также: