Мозаика народов география 8 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В зависимости от происхождения языков все народы объединяются в языковые семьи и группы. Согласно переписи 2002 г., в России проживают представители более 160 национальностей. Наиболее многочисленны русские — 116 млн человек (79,9% населения). Еще шесть народов, населяющих Россию, — татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне — имеют численность более 1 млн человек.

Таким образом, подавляющая часть населения России говорит на языках индоевропейской семьи. В основном это народы славянской группы: русские, украинцы, белорусы.

Второй после индоевропейской языковой семьи является алтайская. К ней относятся в основном народы тюркской группы. Крупнейшие среди них — татары, башкиры, чуваши.

Третье и четвертое места по численности занимают народы уральской и северокавказской семей.

О чем говорит карта народов?

Карта расселения народов России может рассказать нам о размещении населения по территории нашей страны. А сопоставив эту карту с известными вам картами формирования территории России и основных миграций населения (см. рис. 11—13 на с. 30—32), можно сделать выводы и об истории заселения территории. Например, русский народ, сформировавшийся в центральной части Европейской России, затем заселил огромные территории к северу, к югу и особенно к востоку, до Тихого океана. Но в Сибири и на Дальнем Востоке сплошное заселение территории происходило лишь в южной части, где были более благоприятные условия для сельского хозяйства. А огромные просторы тундры и северной тайги, как видно на карте, осваивались лишь отдельными очагами. Вместе с русскими в колонизации новых районов участвовали и украинцы, поэтому их доля велика, например, в районах Крайнего Севера.

Рис. 198. Национальный состав населения России

К какой из выделенных групп национального состава России принадлежите вы? Представителей каких других групп вы знаете лично ?

Российская Федерация состоит из 88 регионов — субъектов Федерации. Из них 31 — национально-территориальные образования: 21 республика, 1 автономная область, 9 автономных округов. Но на карте (рис. 199) — 10 автономных округов. В 2006 г. Коми-Пермяцкий автономный округ был объединен с Пермской областью в один субъект Федерации — Пермский край.

б) меньше 50% всей численности населения этой территории

Почему русский язык является языком межнационального общения?

На русском языке говорят в России, в странах ближайшего и дальнего зарубежья. Больше всего за пределами России этот язык распространен в пределах границ бывшего Советского Союза, особенно на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Материалы переписей населения помогают нам выделить две категории населения: 1) тех, для кого этот язык родной (для русских и других народов), и 2) тех, кто свободно владеет им, наряду с языком своей национальности.

На территории бывшего СССР русский язык был государственным языком. На нем издавались все официальные документы, писались инструкции, издавалась техническая документация. Русский язык был языком межнационального общения. Только на нем реально могли общаться представители разных народов СССР.

Произведения классической и современной литературы, кинофильмы, радио- и телепередачи на русском языке объединяли огромную страну с единое культурное пространство. Широкое распространение русского языка в пределах территории бывшего СССР — большая ценность. Люди, владеющие русским языком, лучше знают русскую культуру, понимают россиян, часто связаны с ними дружбой, хорошими деловыми отношениями.

Какова судьба русского языка вне России после распада СССР?

Каково значение русского языка для народов России?

Как вы уже знаете, русские составляют около 80% населения России. Но еще 5%, то есть 7,5 млн. человек, представителей других народов считают русский язык родным. Среди них — большинство проживающих в России украинцев, белорусов, немцев, евреев. Еще 11% населения России свободно владеют русским языком. Таким образом, подавляющее большинство населения России — 96% — может свободно объясняться между собой на русском языке. Знание русского языка для нерусских народов России дает им возможность активно участвовать в решении общероссийских проблем, получать образование не только в своем регионе, но и в любом городе России и многое другое. Можно сказать, что русский язык, русская культура — общее достояние всех народов России.

ВЫВОДЫ

Главная черта этнической географии России — чрезвычайная перемешанность народов при преобладании русских в большинстве регионов. Для русского народа никогда не было характерно пренебрежительное, высокомерное отношение к другим народам. Живя рядом с другими народами, русские смешивались с ними, перенимали их навыки и умения и, в свою очередь, передавали им все, чем владели сами. Добрососедские отношения между народами — необходимое условие нормального существования и успешного развития России.

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 200 народов.

2. Народы каких языковых семей и групп представлены в России?

Индоевропейская семья: Славянская группа, Армянская группа, Иранская группа, Индоарийская группа, Романская группа, Балтийская группа; Алтайская семья: Тюркская группа, Монгольская группа, Тунгусо-Маньчжурская группа; Северо-Кавказская семья: Нахско-Дагестанская группа, Абхазо-Адыгская группа; Уральская семья: Финно-Угорская группа, Самодийская группа; Чукотско-Камчатская семья; Юкагирская семья; Енисейская семья.

3. Выберите верный ответ. Большинство россиян говорят на языках семьи: а)кавказской; б) алтайской; в) индоевропейскрй.

4. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России? а) украинцы; б) татары; в) чуваши.

6. Какова роль русского языка для народов России?

Русский язык, как государственный и самый распространенный в России, используется в качестве языка межнационального общения народов России. Русский язык является формой культуры, он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств россиян.

Неизвестные (малочисленные) народы России:

- Аварцы – один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане;

- Кумыки – тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне;

- Лакцы – одни из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана;

- Табасараны – один из коренных народов Северного Кавказа. Основной территорией расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращённый к Каспийскому морю;

- Ногайцы – народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье;

- Эвенки – коренной народ Восточной Сибири.

8. Используя географическую и краеведческую литературу, проведите этнографическое изучение своего населённого пункта и выясните: а) каков национальный состав населения; б) каково соотношение численности основных народов; в) чем характеризуется динамика численности населения и его национального состава.

Этнический состав г. Челябинска:

а) Этнический состав: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, армяне, мордва, таджики, казахи;

б) Соотношение численности: русские – 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары – 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы – 15,6 тысяч (1,44 %), немцы – 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы – 4 тысячи (0,37 %), армяне – 3,7 тысяч (0,34 %), мордва – 3,1 тысяч (0,29 %), таджики – 3 тысячи (0,27 %), казахи – 2,9 тысяч (0,26 %);

в) Динамика численность населения г. Челябинска: население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. Национальный состав: благодаря пограничному положению Челябинской области, в городе Челябинске встречается большое этническое разнообразие, хотя большинство составляют русские. Благодаря положению на Южном Урале, в этническом составе Челябинска встречаются тюркские народы (татары, башкиры, казахи); так как Челябинск, является промышленным городом, то в военные и послевоенные годы на работу предприятий привозили военнопленных немцев, многие из них остались жить в городе, чем разнообразили этнический состав.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать особенности этнического, национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и группы; размещение народов по территории, национально-территориальные образования; историю, культуру, быт, традиции народов.

Уметь анализировать, выявлять главное; обобщать и систематизировать полученные знания; работать с картами и статистическим материалом.

Образовательные: формировать знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России; способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп; продолжить отрабатывать умения самостоятельного овладения новым материалом, систематизируя его в таблице.

Развивающие: способствовать формированию умения анализировать изученный материал, делать выводы, предложения; способствовать формированию креативного мышления, использованию информационных технологий при подготовке опережающего задания.

Воспитательные: воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма, гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов, населяющих Россию.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично - поисковый

Формы работы: индивидуальный, обучение в группах сотрудничества.

Оборудование: учебник; карты атласа; раздаточный материал; мультимедийный проектор.

1. Организационный момент

2. Проверка Д/з – тест

3. Основная часть:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова) (слайд 1)

Проблема: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня знакомится на уроке. (ответ учащихся)

Что такое мозаика, вы конечно знаете. Это множество маленьких фигурок-деталей, разных по форме, размеру, цвету, из которых, в конечном счете, получается красивый узор. Чем разнообразнее фигурки, тем богаче, красивее получится узор.

Что же такое этнос? (дети записывают определение в тетрадь) (слайд 2)

Этнос - это сложившийся на основе природного окружения коллектив людей , обладающий определенной территорией, элементами культуры: язык, религия, народные традиции.

Вывод: Россия - много этническая страна. На ее территории проживает более160 этносов.

Почему на Земле существует много народов? На этот вопрос я попробую ответить с помощью библейского мифа

Давным-давно, когда все люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке, решили они построить башню до неба. Башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на вершину. Бог увидел, что люди подобрались к нему слишком близко. Ему это не понравилось, и он послал ангелов, чтобы те смешали речь людей. Строители перестали понимать друг друга. Начались ссоры, драки. Много ли в таких условиях построишь? Бросили люди свою башню - мечту о небе - и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках. А башня осталась. Треть ее провалилась в землю, треть сгорела при пожаре, а треть стоит до сих пор. Это миф о Вавилонской башне. (слайд 4)

Внутри каждого этноса происходят разнообразные процессы. Познакомимся с некоторыми из них

Этническая миграция. Что такое миграция? (перемещение население)

Этническая миграция - это перемещение народа, в результате которого возникает новый этнос.

Этническая консолидация - объединение родственных народов в единый этнос. (слайд 5)

Как возникают этносы?

История России – история самых различных движений этносов, их взаимодействий, исчезновение одних народов и возникновение других. При этом изменяется и карта народов. Этносы могут объединяться и распадаться. В случае объединения, слияния происходит сглаживание культурных и языковых различий. История России богата такими примерами.

Ядро этнической территории русских – междуречье Волги и Оки – в 9 – 10 веке нашей эры было заселено финно-угорскими племенами. Летописи сохранили их названия: мурома, мещёра.

Мещера – местность, расположенная в среднем течении реки Оки. Мещера занимает особое место в этнической истории России. Здесь происходили контакты между тюрко-язычными, угро-финскими, славянскими племенами. Мурома, меря, кривичи, мордва, булгары, буртасы, кинчаки, ногайцы, татары, русские - далеко не полный перечень народов, обитавших здесь в течение многих веков. Можно сказать, что в Мещере зародилась в миниатюре модель будущей многонациональной России.

Но в наше время таких народов уже нет. Куда же они делись?

Всё дело в том, что с 9 века на эту территорию началось переселение восточнославянских племён: с северо-запада – новгородских словен, с запада – смоленских кривичей, с юго-запада- вятичей. Эти племена смешивались в Волго-Окском междуречье и включили в свой состав немногочисленное местное население- растворением одного народа в другом. Единственное, что осталось в наследство название рек, озёр, селений, местностей, а также элементы традиционных верований – языческие культы.

Современный татарский этнос произошёл от смешения местных племён с тюркоязычными болгарами, которые переселились из причерноморских степей в 9-10 веке в район современного Татарстана и создали средневековое государство – Волжско-Камскую Болгарию, существовавшее с 10 по 13 век до монгольского завоевания.

После вхождения Поволжья в состав Российского государства татары начали участвовать вместе с русскими в колонизации новых земель, поэтому они расселились по всей территории России и СССР.

Возникновение калмыцкого народа – пример разъединения этносов. В конце 16 начале 17 века несколько монгольских племён, теснимые варягами, решили откочевать на новые земли, на запад. В 1608 году царь Василий Шуйский принял их посольство и выделил им места для кочевий. За прошедшие четыре века калмыки превратились в особый этнос, их язык уже сильно отличается от монгольского.

В России проживают очень разные этносы. Первое их отличие - это численность. Познакомимся с самыми крупными российскими этносами.

Всего 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

Вывод: самым крупными этносом в России являются русские, на втором месте - татары, на третьем месте украинцы…(слайд 7)

Есть в России и очень малочисленные этносы. К ним как правило относятся народы: абазины, ненцы, ханты, манси, энки, эвенки, саамы… Их осталось всего лишь несколько тысяч и даже сотен человек. Народ кереки всего 4 человека…(слайд 8,9)

Этнические признаки (слайд 10)

1)Язык - основа этноса. Язык является главным отличительным признаком одного этноса от другого. Язык, на котором говорит определенный этнос называется национальным. Но если бы каждый этнос говорил только на своем языке, то государство Россия перестало бы существовать. Поэтому существует язык межнационального значения- это русский язык. Он же является государственным языком РФ.

Рассмотрим на каких языках говорят народы России (анализ схемы языков) слайд

2) Территориальный признак

По разновидностям территории Россию можно разделить на исконно-русские территории и на территории с пестрым национальным составом.

В нашей стране 22 республика. В этих субъектах велика доля коренного населения. Народ, давший название субъекту, называется титульный народ.

Приведите примеры титульных народов и субъектов, где они проживают (работа с атласом)

Географами было замечено, что на равнинах, как правило, проживает один этнос

(Например - Восточно-Европейская равнина), а в горах - очень пестрый этнический состав (Например - Кавказ, дагестанцы)

Проблемный вопрос: Много этничность государства. Это хорошо или плохо?

+ Вспомните начало урока, его тему. Чем больше, разнообразнее детали мозаики, тем богаче узор. В нашем случае, узор - это Россия, а детали - народы. Чем больше народов проживает на территории России, тем богаче, культурнее, разнообразнее, интереснее наша страна.

- К сожалению, на разных почвах между народами могут возникать конфликты: это могут быть вопросы с территорией, религией, традициями…(Чечне). (слайд 17)

Россия многонациональная страна и в ней представлены все мировые религиозные культуры. Проникновение современных мировых религий на территорию России началось сравнительно недавно.

Религия всегда играла важную роль в истории, культуре России, в формировании ее государственности. Поэтому даже те, кто считает себя атеистами по религии своих предков принадлежат к определенной религии (совокупности обычаев и обрядов, идей и ценностей, норм поведения, имеющих в том числе и глубокие религиозные корни, составляющих основу самосознания каждого человека и народа.)

Открытый урок по теме "Этническая мозаика России" для учащихся 8 классов.

ВложениеРазмер
etnicheskaya_mazaika.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Этническая мозаика России.

Цель: познакомить с этносами на территории России, их этническими признаками, этническими процессами.

Оборудование: интерактивный урок Кирилла и Мефодия, карты атласа.

2. Основная часть

Что такое мозаика, вы конечно знаете. Это множество маленьких фигурок-деталей, разных по форме, размеру, цвету, из которых, в конечном счете, получается красивый узор. Чем разнообразнее фигурки, тем богаче, красивее получится узор.

Что же такое этнос? (дети записывают определение в тетрадь)

Этнос - это сложившийся на основе природного окружения коллектив людей , обладающий определенной территорией, элементами культуры: язык, религия, народные традиции.

Вывод: Россия - многоэтническая страна. На ее территории проживает 194 этносов.

Почему на Земле существует много народов? На этот вопрос я попробую ответить с помощью библейского мифа

Давным-давно, когда все люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке, решили они построить башню до неба. Башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на вершину. Бог увидел, что люди подобрались к нему слишком близко. Ему это не понравилось, и он послал ангелов, чтобы те смешали речь людей. Строители перестали понимать друг друга. Начались ссоры, драки. Много ли в таких условиях построишь? Бросили люди свою башню - мечту о небе - и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках. А башня осталась. Треть ее провалилась в землю, треть сгорела при пожаре, а треть стоит до сих пор. Это миф о Вавилонской башне.

В России проживают очень разные этносы. Первое их отличие - это численность. Познакомимся с самыми крупными российскими этносами. ( анализ детьми гистограммы)

Вывод: самым крупными этносом в России являются русские, на втором месте - татары, на третьем месте украинцы…

Есть в России и очень малочисленные этносы. К ним как правило относятся народы Севера: энки, эвенки, саамы… Их осталось всего лишь несколько тысяч и даже сотен человек.

Внутри каждого этноса происходят разнообразные процессы. Познакомимся с некоторыми из них

Этническая миграция. Что такое миграция? ( перемещение население)

Этническая миграция - это перемещение народа, в результате которого возникает новый этнос.

Этническая консолидация - объединение родственных народов в единый этнос.

Пример: одним из самых больших этносов России являются татары. Как он образовался? На Урало-Поволжье жили племена татар, к ним присоединились из причерноморских степей тюркоязычные булгары, образовава единый этнос - татары.

Ассимиляция - растворение одного народа в другом, с утратой национального языка, традиций и обычаев. Когда-то на территории Древней Руси жили многочисленные племена: муром, мещера, водь…. Прошли многие годы, и эти малочисленные, нередко враждующие племена, объединились в один этнос - славяне.

1)Язык - основа этноса. Язык является главным отличительным признаком одного этноса от другого. Язык, на котором говорит определенный этнос называется национальным. Но если бы каждый этнос говорил только на своем языке, то государство Россия перестало бы существовать. Поэтому существует язык межнационального значения. Это русский язык. Он же является государственным языком РФ.

Рассмотрим на каких языках говорят народы России ( анализ древа языков)

На этой схеме не случайно изображено дерево, потому что как бы ни было ветвисто дерево, корень у него всегда один, а значит один предок. По этому древу мы можем увидеть общность этносов России.

Все языки России делятся на 4 языковые семьи: индоевропейская, тюркская, уральская, кавказская. В свою очередь, каждая языковая семья делится на языковые группы. Перечислите, на какие языковые группы делится Индоевропейская семья? (дети перечисляют)

2) Территориальный признак

По разновидностям территории Россию можно разделить на исконно-русские территории и на территории с пестрым национальным составом.

В нашей стране 21 республика. В этих субъектах велика доля коренного населения. Народ, давший название субъекту, называется титульный народ.

Приведите примеры титульных народов и субъектов, где они проживают.

Географими было замечено, что на равнинах, как правило, проживает один этнос ( Например - Восточно-Европейская равнина), а в горах - очень пестрый этнический состав ( Например - Кавказ, дагестанцы, рассматривание картосхемы)

Проблемный вопрос: Многоэтничность госудраства. Это хорошо или плохо?

+ Вспомните начало урока, его тему. Чем больше, разнообразнее детали мозаики, тем богаче узор. В нашем случае, узор - это Россия, а детали - народы. Чем больше народов проживает на территории России, тем богаче, культурнее, разнообразнее, интереснее наша страна.

- К сожалению, на разных почвах между народами могут возникать конфликты: это могут быть вопросы с территорией, религией, традициями…

Просмотр фильма о Чечне.

Вывод: чтобы между народами было согласие, нужно подчиняться закону толерантности, т.е уважительно, с пониманием относиться к любому человеку, к какому бы этносу он не относился.

На первом классном часе вам зачитывали обращение Д.Медведева к учащимся. Оно, как нельзя лучше согласовывается с темой нашего сегодняшнего урока. (Зачитывание отрывка выступления Д. Медведева)

3. Закрепление изученного.

Тест из урока Кирилла и Мефодия. Дети по цепочке отвечают на заданные вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнический,национальный и религиозный состав населения России

урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район.

Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".

Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод.

Этническая мозаика

В данной работе представлена этнографическая мозаика Восточной Сибири домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творчеством, другими хозяйственно-культурными тра.


Национальный (этнический) состав России

Знакомство с национальным составом России и Краснодарского края.Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представи.


Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России"

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России" . Тема конкурса: "Республики, входящие в состав РФ"Конкурс "Мозаика России" посвящен Дню толерантности. Прово.


"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"

В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся .

Читайте также: