Учение о бессмертии в даосизме кратко

Обновлено: 05.07.2024

История трансформации мифа о Сиванму имеет прямое отношение и к одному из главных, кардинальных догматов раннего (да и более позднего) религиозного даосизма – к учению о бессмертии.

Обычный человек ничего не знает обо всех этих духах и не заботится о них. Но тот, кто хочет добиться бессмертия, должен постигнуть связи многочисленных духов с соответствующими частями человеческого тела (ведь ни один из этих 36 тысяч не толчется без дела – у каждого духа свой участок работы, свои обязанности) и, главное, уметь помешать им покинуть тело. Если самыми разнообразными средствами и методами воздействовать на духов в нужном направлении и не дать им уйти из тела, то сила духов внутри тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела. Когда этот процесс зайдет достаточно далеко, именно духи станут преобладающим элементом в человеке, тело его дематериализуется и он, став бессмертным, вознесется на небо [604, 95 и сл.; 954, 129 и сл.].

Учение

Баснословные предания о вечной молодости и бессмертии

Тайное учение

Тайное учение Имена великих деятелей прошлого неизбежно обрастают легендами. Но легенда легенде рознь. О Сократе, Аристотеле и Ксенофонте тоже можно прочесть и услышать множество такого, что они не говорили и не делали, да и просто не могли сказать и сделать. Легенды

УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ

УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ По причине болезни печени князь Арбелин прибыл в станицу подлечиться целебной водой. Заодно возглавил тощий гарнизон, инвалидную команду. Все боеспособные силы ушли на северный фронт. Наступал самый решительный момент гражданской войны — поход Деникина

Учение о сяо

Учение о сяо Важнейшая заповедь конфуцианства, которую буквально с молоком матери впитывал в себя каждый китаец на протяжении свыше двух тысячелетий, заключалась в том, чтобы быть почтительным к родителям. Это само по себе вполне закономерное и безобидное требование

Лао-цзы и учение о дао

Учение о государстве

Учение о государстве Чтобы понять суть предложенных Мо идей и их отличие от учения Конфуция, рассмотрим в первую очередь их отношение к государству. Для Конфуция государство по сути своей мало отличалось от феодального дома-клана и, проводя аналогию дальше, от большой

Учение

Учение Войска обучаются военному искусству в свободное от караулов время. Четыре знамени расположенные в восточной половине Пекина, обучаются пешему стрелянию из лука 4, 8, 14, 18, 24 и 28 числа, a четыре знамени, расположенные в западной половине, обучаются в 2, 7, 12, 17, 22 и 27 числа.

1. Тот, кто желал достичь бессмертия должен был совершать только добрые поступки, причем для разных бессмертных было нужно совершить определенное количество добрых дел. Для земного бессмертного – 300, для небесного – 1200. Если даос совершал один плохой поступок после всех добрых, то ему нужно было начинать все с начала.

3. Гимнастика дао инь также практиковалась даосами для достижения бессмертия. Целью упражнений было достижения физического здоровья, укрепление тела, избавление от болезней и болей. Массаж также относился к физическим упражнениям и практикам. Существовали комплексы упражнений, повторяющие движения пяти животных (тигр, олень, птица, медведь и обезьяна), с помощью которых, как верили даосы, можно избавиться от определенных болезней и укрепить здоровье.

4. Выполнения упражнений часто сочетали с приемом трав, настоев, соленой воды и др., чтобы комплексно подойти к укреплению тела и исцелению от недугов. Присутствовали также и тренировки, которые вводились в жизнь даосского монаха регулярно.

5. Нередко даосы шли к бессмертию путем подражания диким животным, природе и детям, так как считали, что те живут в согласии со вселенскими ритмами.

6. Для достижения бессмертия были важны и сексуальные практики, так как соединение инь и ян было естественным процессом, отражением макрокосма; практикуя их даос сливался с природой, приближался к ней. Основным методом сексуальных практик для мужчины-даоса было удержание семени (цзин), предотвращение эякуляции и подпитка женской энергией инь, для женщины-даоса – получение мужской энергии ян, через мужское семя.

Бессмертие вообще загадка. А в книгах древних даосов его природа загадочна вдвойне.

Начнем с Лао-цзы. Патриарх даосизма, как и другие древние даосские авторы, говорит на разные голоса, разными интонациями. Иногда он изрекает декларации. Иногда бросает миру упреки и насмешки, облитые сарказмом. А порой – это обычно бывает в середине или в самом конце пассажей, составляющих отдельные главы, или статьи, его канона, – доверительным тоном, как бы полушепотом сообщает какие-то малопонятные, но, по всему видно, самые важные для него истины. К числу таких высказываний относятся его слова о смерти и бессмертии. Вот три его известных сентенции на эту тему. Я намеренно привожу их в максимально приближенном к оригиналу переводе и в отрыве от контекста. Желающие могут ознакомиться с ним сами.

«Сидя как труп, являет драконий образ (апофеоз жизненной силы – В.М.).


Одним из ключевых понятий духовной культуры любого народа является бессмертие. Человечество всегда стремится к нему, и именно этому посвящено большинство духовных учений, практик и религиозных постулатов.

В китайской культуре понятие бессмертия сильно отличается от понимания этого термина в других культурах. В представлении древних китайцев это вовсе не желание вечной жизни на земле и не желание попасть в лучший мир после смерти. Для китайцев важно обретение духовного бессмертия через глубокую трансформацию тела и духа. Другими словами, их стремление направлено внутрь себя, а не на что-то внешнее или материальное. Познание себя, постоянное самосовершенствование и изменение себя – вот главное, чему посвящена духовная жизнь китайцев.

В даосских алхимических практиках есть определенные этапы, которые характеризуются определенными изменениями в человеческом теле.

Есть пять видов бессмертных:
Гуй сянь – Призрачный
Жэнь сянь – Человеческий
Ди сянь – Земной
Шэнь сянь – Духовный
Тянь сянь – Небесный

Все они, кроме Призрачного бессметного, – это поочередные этапы практики внутренней алхимии.
Однако, нужно учитывать тот факт, что в разных алхимических школах названия уровней алхимических практик могут отличаться друг от друга.

Даосские бессмертные.

1. Призрачный бессмертный — Гуй сянь.

2. Человеческий бессмертный — Жэнь сянь.

Жэнь сянь является серьезным начальным алхимическим достижением. Каждый из нас проходит этот этап бессмертия, ведь он является вершиной развития человеческого организма, т.е. полового созревания. Эту точку расцвета в китайской терминологии называют совершеннолетием. Отрочество являет собой период, на который приходится самый высокий пик наполненности энергией и максимально высокий уровень физиологического состояния – полнота Мин.

Начало практики внутренней алхимии именно в это время позволяет достаточно быстро перейти на второй этап – этап земного бессмертного (Ди сянь). В том случае, если момент практики в период совершеннолетия упущен, и человек на долгое время погрузился в социальную жизнь, ему требуется вернуть свой организм в состояние Жэнь сяня, т.е. максимально наполнить его изначальной энергией с помощью специальных алхимических упражнений. Без этого дальнейшее развитие невозможно.

Нужно понимать, что чем дальше человек отделяется от пика своего развития, другим словами – стареет, тем дольше и труднее будет идти процесс восполнения изначальной энергией. Изначальную ци, которая была растрачена, восполняют особыми алхимическими практиками. Их описания нельзя найти ни в одной книге. Знания эти – великая тайна, получить которые можно только от истинного Учителя. И передаются они только одним методом – сердечной передачей от Учителя к ученику.

3. Земной бессмертный — Ди сянь.


Когда Мин восполнен, на следующем этапе необходимо достигнуть уровня Земного бессмертного – Ди сянь. Именно эту ступень принято считать бессмертием, ведь это – вечная жизнь в физическом теле.
Тело полностью изменяется на внутреннем, энергетическом и физическом уровне. Син и Мин соединяются, что образует Духовный зародыш – янский дух Яншэнь. Следует понимать, что хотя тело уже способно прожить бесконечно долго, оно все еще уязвимо к влияниям извне. Когда объединяются Син и Мин зарождается бесконечный внутренний источник энергии, что и делает возможным бессмертие. Это – первая стабильная ступень, в отличие от предыдущей, на которой еще можно растратить драгоценную энергию.

4. Духовный бессмертный — Шэнь сянь.


Так же как и маленький ребенок учится быть самостоятельным, Яншень постепенно тренируется. Он начинает шаг за шагом осваивать новый мир на тонком плане, познает устройство Вселенной. После того, как дух окреп и вырос, у него появляется возможность рождать новые духовные тела. Их может быть огромное количество. Каждое из них может практиковать в различных мирах. Яншэнь уже не связан ограничениями времени и пространства, он может одновременно быть в разных точках Вселенной. На этой ступени Янский дух нерушим, оставаясь, однако, привязанным к физическому телу. Теперь можно покинуть тело навсегда, но при этом не будет возможности завершить последнюю стадию Небесного бессмертного.

5. Небесный бессмертный — Тянь сянь.

После окончания главной работы Яншэнь в телах, все духовные тела возвращаются обратно в физические для завершающей переплавки. Практикующий переходит к последней стадии, в ходе которой необходимо переплавить физическое тело в тело света. Это самый сложный этап, так как необходимо 9 лет непрерывного сидения. По его завершении тело и дух сплавляются воедино, а достигший навсегда отходит на иной план.

Алхимия и даосские практики бессмертия.

Читайте также: