Лоббизм в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коллектив Baikal Communications Group подготовил ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о Goverment Relations и лоббизме в России.

Каковы основные задачи лоббистской деятельности? Кто является бенефициаром лоббистских услуг?

Институт лоббизма выступает важнейшим политико-правовым явлением, оказывающим значительное влияние на демократические управленческие процессы в обществе. Гарантируя представительство и защиту интересов многочисленных социальных групп и бизнес-сообщества на различных уровнях государственной власти, лоббистская деятельность призвана решать ряд публично-значимых задач.

  • Использование прогрессивного лоббистского инструментария в государственном управлении позволяет учитывать разнополярные интересы индивидов и их объединений при принятии политических решений, и, в этом смысле, институт лоббизма способствует самоорганизации гражданского общества и поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти.
  • Успешное взаимодействие с органами государственной власти является в последнее время необходимым условием развития бизнеса и НКО, поскольку реализация крупных коммерческих проектов, ответственных социальных программ, долгосрочных инвестиционных стратегий невозможна без построения эффективных коммуникаций с учетом государственных интересов. Кроме того, все большую актуальность приобретает проблема представления интересов бизнеса и НКО не только в органах государственной власти федерального и регионального уровней, но и в наднациональном пространстве, в частности, в органах ЕАЭС. Механизмы GR и лоббизма способны обеспечить стратегическое взаимопонимание с государствами-членами и предотвратить регуляторные риски на единых рынках.
  • Технологии GR и лоббизма способны нивелировать негативный эффект работы государственного аппарата, выражающийся в бюрократизации процесса принятия решений, злоупотреблении должностными полномочиями и т.д., а, значит, могут успешно применяться в целях как противодействия коррупции, так и формирования высокого уровня правовой культуры в обществе.
  • Эффективное решение названных задач с использованием транспарентного правового инструментария в конечном итоге, безусловно, способствует эффективности правового регулирования и нормальному функционированию политической системы, учитывающей различные интересы групп населения в социальной, экономической, духовной сферах общественной жизни.

При этом бенефициаром лоббистских услуг выступает не только клиент: государство также нуждается в диалоге с бизнесом и общественными организациями в целях выработки наиболее эффективных подходов как при решении конкретных задач, так и для развития демократических ценностей в целом.

В чем заключается сущность лоббизма?

Лоббистская деятельность является комплексной и включает в себя множество функций: коммуникационную, аналитическую, юридическую, антикризисную и т.д.

В основе лоббизма лежит два основополагающих принципа – законность отстаиваемого интереса и использование транспарентного правового инструментария.

Прежде всего, речь идет о качественной всесторонней экспертизе, включающей в себя анализ законодательства и регуляторной политики, оценку рисков, грамотное выстраивание стратегии и прогнозирование результатов. Именно такая экспертная оценка, а не возможность неформального кулуарного решения тех или иных общественно-политических вопросов, как это принято считать, обусловливает ценность лоббистских и GR-технологий.

Соотношение компетенций GR и лоббистского инструментария. В чем отличие?

В теории функция GR (Government Relations) подразумевает выстраивание и поддержание взаимодействия с органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, в то время как лоббистская деятельность направлена на оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие тех или иных политических и управленческих решений.

Однако в каждом конкретном случае эти компетенции пересекаются и зачастую реализуются комплексно, поэтому в практической плоскости разделение институтов GR и лоббизма отражено в организационном устройстве рынка соответствующих услуг: он состоит из инхаус-специалистов, работающих в GR-департаментах компаний, и внешних консультантов – лоббистов, имеющих в своем портфеле самые разные проекты. Сегодня СEO-директор любой крупной компании, чаще всего, понимает важность функции GR и формирует отдельное структурное подразделение, отвечающее за выстраивание взаимодействия с органами государственной власти. При этом представители GR & Lobbying консалтинга зачастую обладают более широкой экспертизой и универсальным опытом, поэтому внутренние и внешние специалисты нередко сотрудничают в целях совместной реализации лоббистских проектов в зависимости от актуальных для той или иной отрасли вопросов и стратегических задач.

Сформирован ли в России рынок лоббистских услуг?

На сегодняшний день российский рынок лоббистских услуг находится на начальном этапе формирования. Это связано и с историческими особенностями становления социально-политической системы, и с отсутствием образовательных программ в области лоббизма и взаимодействия с органами государственной власти, и с некоторым общественным недоверием в отношении профессии лоббиста. В результате немногочисленным представителям рынка приходится сталкиваться с заблуждениями относительно сущности лоббистской деятельности, а компании испытывают нехватку профессионалов, способных сочетать важные компетенции и эффективно реализовывать лоббистские проекты. Поэтому, учитывая потенциал и повышающуюся востребованность профессии лоббиста, важнейшей задачей является формирование и развитие как рынка предоставления лоббистских услуг, так и профессионального имиджа лоббиста.

Профессиональный лоббист – кто он?

Лоббистская деятельность интегрирует в себе целый ряд функций, поэтому современный лоббист должен обладать специальными знаниями и компетенциями в области коммуникаций, нормотворчества, экономики, политических процессов и государственного управления. Среди таких компетенций – системный подход к решению поставленных задач, стратегическое и проектное мышление, аналитические способности, навыки межличностной и межкультурной коммуникации, знание законодательства и регуляторных процессов в основных отраслях экономики, понимание логики и механизма принятия решений в исполнительной и законодательной ветвях власти, а также устройства политической системы России и стран ЕАЭС (ЕС и пр.).

Успешная реализация в профессии лоббиста зависит от умения эффективно выстраивать отношения с клиентами и стейкхолдерами, проводить всесторонний анализ рынка и глубокую правовую экспертизу законодательного регулирования, оценивать риски, прогнозировать перспективы развития государственной политики в части ее влияния на конкретную отрасль экономики и формировать на этом основании релевантные лоббистские и GR-стратегии.

Можно ли получить образование в области GR и лоббизма?

На сегодняшний день рынок испытывает существенный недостаток в образовательных программах в сфере GR и лоббизма как на уровне повышения квалификации по этим направлениям, так и в рамках обучения в ВУЗах, поэтому одной из важнейших задач Baikal Communications Group является развитие и популяризация профессии лоббиста и соответствующего профессионального образования.

При этом сохраняется необходимость внедрять аналогичные курсы в образовательные программы магистратур ВУЗов, чтобы предоставить студентам возможность изучить и впоследствии выбрать для себя профессию лоббиста. Такие специальные курсы, во-первых, выполняли бы функцию профессиональной ориентации и просвещения, и, во-вторых, формировали бы позитивное отношение к профессии среди общественности.

Как институт лоббизма способен противодействовать коррупции?

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года, в качестве одного из возможных инструментов борьбы с коррупцией названо рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Это означает, что развитие института лоббизма способствует снижению негативного эффекта функционирования государственного аппарата, выражающегося, в том числе, в использовании коррупционных схем принятия политических и регуляторных решений.

Сдерживая бюрократизацию принятия общественно и экономически значимых решений и создавая таким образом необходимый демократический баланс, применение GR- и лоббистских технологий способствует самоорганизации гражданского общества, поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти, формированию благоприятного правового климата.

Правовое регулирование лоббизма в России

На сегодняшний день в российском законодательстве нет специального нормативного акта, регламентирующего лоббистскую деятельность. Вместе с тем дискуссии о необходимости разработки соответствующего правового регулирования ведутся уже не один десяток лет.

Попытки принятия закона о лоббизме не увенчались успехом, главным образом, в виду их концептуальной недоработки. Прежде всего, ни один из законопроектов не учитывал саму сущность лоббистской деятельности, которая заключается не только в непосредственном взаимодействии частных лиц с государственным аппаратом, но и связана, как косвенно, так и напрямую, со многими сферами общественных отношений (деятельность СМИ, право граждан на обращения, финансирование кандидатов на выборные должности, участие в политической жизни через общественные объединения и т.д.). Эти аспекты лоббизма остались за пределами предложенного правового регулирования. Кроме того, законопроекты так или иначе были основаны на американском подходе к регламентации лоббистской деятельности, в то время как реалии американской и российской политической действительности существенно отличаются, поэтому прямая имплементация норм зарубежного правопорядка в отечественное законодательство была не самым удачным законотворческим решением. Более того, попытки предложить правовое регулирование были преждевременными: они предпринимались одновременно с возникновением интереса к лоббизму как политическому явлению. Однако лоббизм представляет сложный общественно-политический институт, который, очевидно, должен пройти этапы становления и развития, прежде чем будет сделан выбор в пользу той или иной модели использования лоббистского инструментария. В противном случае такой выбор вряд ли можно считать в полной мере обоснованным.

Что касается принятия отдельного закона о лоббизме, то ключевая проблема состоит в определении оптимальных пределов правового регулирования. Для ее решения необходимо выстроить эффективный и взаимовыгодный диалог между представителями профессии лоббиста, государственными органами, бизнесом, общественными объединениями и научным сообществом. Только при достижении концептуального согласия в отношении подхода к регламентации лоббистской деятельности идея о принятии закона о лоббизме может найти эффективное и гармоничное воплощение.

При использовании материалов публикации необходимо ссылаться на первоисточник.

Лобби́зм в Росси́и — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном уровне специальным законодательством практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений, в том числе к изданию нормативно-правовых актов [1] . Лоббизм существовал в Российской империи, а затем в СССР. В 1990-е — 2010-е годы в Российской Федерации неоднократно предпринимались неудачные попытки принятия лоббистского законодательства на федеральном уровне.

Численность российских лоббистов точно нельзя определить, так как в России (в отличие от США) нет системы их регистрации и обязательной отчетности. По данным исследования 2012 года в России насчитывалось около 1 тыс. лоббистов, а расходы на них составили около 300 млн долларов в год. В эти данные попали только лоббисты компаний, в которых созданы специальные отделы по связям с органами власти.

Коллектив Baikal Communications Group подготовил ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о Goverment Relations и лоббизме в России.

Каковы основные задачи лоббистской деятельности? Кто является бенефициаром лоббистских услуг?

Институт лоббизма выступает важнейшим политико-правовым явлением, оказывающим значительное влияние на демократические управленческие процессы в обществе. Гарантируя представительство и защиту интересов многочисленных социальных групп и бизнес-сообщества на различных уровнях государственной власти, лоббистская деятельность призвана решать ряд публично-значимых задач.

  • Использование прогрессивного лоббистского инструментария в государственном управлении позволяет учитывать разнополярные интересы индивидов и их объединений при принятии политических решений, и, в этом смысле, институт лоббизма способствует самоорганизации гражданского общества и поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти.
  • Успешное взаимодействие с органами государственной власти является в последнее время необходимым условием развития бизнеса и НКО, поскольку реализация крупных коммерческих проектов, ответственных социальных программ, долгосрочных инвестиционных стратегий невозможна без построения эффективных коммуникаций с учетом государственных интересов. Кроме того, все большую актуальность приобретает проблема представления интересов бизнеса и НКО не только в органах государственной власти федерального и регионального уровней, но и в наднациональном пространстве, в частности, в органах ЕАЭС. Механизмы GR и лоббизма способны обеспечить стратегическое взаимопонимание с государствами-членами и предотвратить регуляторные риски на единых рынках.
  • Технологии GR и лоббизма способны нивелировать негативный эффект работы государственного аппарата, выражающийся в бюрократизации процесса принятия решений, злоупотреблении должностными полномочиями и т.д., а, значит, могут успешно применяться в целях как противодействия коррупции, так и формирования высокого уровня правовой культуры в обществе.
  • Эффективное решение названных задач с использованием транспарентного правового инструментария в конечном итоге, безусловно, способствует эффективности правового регулирования и нормальному функционированию политической системы, учитывающей различные интересы групп населения в социальной, экономической, духовной сферах общественной жизни.

При этом бенефициаром лоббистских услуг выступает не только клиент: государство также нуждается в диалоге с бизнесом и общественными организациями в целях выработки наиболее эффективных подходов как при решении конкретных задач, так и для развития демократических ценностей в целом.

В чем заключается сущность лоббизма?

Лоббистская деятельность является комплексной и включает в себя множество функций: коммуникационную, аналитическую, юридическую, антикризисную и т.д.

В основе лоббизма лежит два основополагающих принципа – законность отстаиваемого интереса и использование транспарентного правового инструментария.

Прежде всего, речь идет о качественной всесторонней экспертизе, включающей в себя анализ законодательства и регуляторной политики, оценку рисков, грамотное выстраивание стратегии и прогнозирование результатов. Именно такая экспертная оценка, а не возможность неформального кулуарного решения тех или иных общественно-политических вопросов, как это принято считать, обусловливает ценность лоббистских и GR-технологий.

Соотношение компетенций GR и лоббистского инструментария. В чем отличие?

В теории функция GR (Government Relations) подразумевает выстраивание и поддержание взаимодействия с органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, в то время как лоббистская деятельность направлена на оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие тех или иных политических и управленческих решений.

Однако в каждом конкретном случае эти компетенции пересекаются и зачастую реализуются комплексно, поэтому в практической плоскости разделение институтов GR и лоббизма отражено в организационном устройстве рынка соответствующих услуг: он состоит из инхаус-специалистов, работающих в GR-департаментах компаний, и внешних консультантов – лоббистов, имеющих в своем портфеле самые разные проекты. Сегодня СEO-директор любой крупной компании, чаще всего, понимает важность функции GR и формирует отдельное структурное подразделение, отвечающее за выстраивание взаимодействия с органами государственной власти. При этом представители GR & Lobbying консалтинга зачастую обладают более широкой экспертизой и универсальным опытом, поэтому внутренние и внешние специалисты нередко сотрудничают в целях совместной реализации лоббистских проектов в зависимости от актуальных для той или иной отрасли вопросов и стратегических задач.

Сформирован ли в России рынок лоббистских услуг?

На сегодняшний день российский рынок лоббистских услуг находится на начальном этапе формирования. Это связано и с историческими особенностями становления социально-политической системы, и с отсутствием образовательных программ в области лоббизма и взаимодействия с органами государственной власти, и с некоторым общественным недоверием в отношении профессии лоббиста. В результате немногочисленным представителям рынка приходится сталкиваться с заблуждениями относительно сущности лоббистской деятельности, а компании испытывают нехватку профессионалов, способных сочетать важные компетенции и эффективно реализовывать лоббистские проекты. Поэтому, учитывая потенциал и повышающуюся востребованность профессии лоббиста, важнейшей задачей является формирование и развитие как рынка предоставления лоббистских услуг, так и профессионального имиджа лоббиста.

Профессиональный лоббист – кто он?

Лоббистская деятельность интегрирует в себе целый ряд функций, поэтому современный лоббист должен обладать специальными знаниями и компетенциями в области коммуникаций, нормотворчества, экономики, политических процессов и государственного управления. Среди таких компетенций – системный подход к решению поставленных задач, стратегическое и проектное мышление, аналитические способности, навыки межличностной и межкультурной коммуникации, знание законодательства и регуляторных процессов в основных отраслях экономики, понимание логики и механизма принятия решений в исполнительной и законодательной ветвях власти, а также устройства политической системы России и стран ЕАЭС (ЕС и пр.).

Успешная реализация в профессии лоббиста зависит от умения эффективно выстраивать отношения с клиентами и стейкхолдерами, проводить всесторонний анализ рынка и глубокую правовую экспертизу законодательного регулирования, оценивать риски, прогнозировать перспективы развития государственной политики в части ее влияния на конкретную отрасль экономики и формировать на этом основании релевантные лоббистские и GR-стратегии.

Можно ли получить образование в области GR и лоббизма?

На сегодняшний день рынок испытывает существенный недостаток в образовательных программах в сфере GR и лоббизма как на уровне повышения квалификации по этим направлениям, так и в рамках обучения в ВУЗах, поэтому одной из важнейших задач Baikal Communications Group является развитие и популяризация профессии лоббиста и соответствующего профессионального образования.

При этом сохраняется необходимость внедрять аналогичные курсы в образовательные программы магистратур ВУЗов, чтобы предоставить студентам возможность изучить и впоследствии выбрать для себя профессию лоббиста. Такие специальные курсы, во-первых, выполняли бы функцию профессиональной ориентации и просвещения, и, во-вторых, формировали бы позитивное отношение к профессии среди общественности.

Как институт лоббизма способен противодействовать коррупции?

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года, в качестве одного из возможных инструментов борьбы с коррупцией названо рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Это означает, что развитие института лоббизма способствует снижению негативного эффекта функционирования государственного аппарата, выражающегося, в том числе, в использовании коррупционных схем принятия политических и регуляторных решений.

Сдерживая бюрократизацию принятия общественно и экономически значимых решений и создавая таким образом необходимый демократический баланс, применение GR- и лоббистских технологий способствует самоорганизации гражданского общества, поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти, формированию благоприятного правового климата.

Правовое регулирование лоббизма в России

На сегодняшний день в российском законодательстве нет специального нормативного акта, регламентирующего лоббистскую деятельность. Вместе с тем дискуссии о необходимости разработки соответствующего правового регулирования ведутся уже не один десяток лет.

Попытки принятия закона о лоббизме не увенчались успехом, главным образом, в виду их концептуальной недоработки. Прежде всего, ни один из законопроектов не учитывал саму сущность лоббистской деятельности, которая заключается не только в непосредственном взаимодействии частных лиц с государственным аппаратом, но и связана, как косвенно, так и напрямую, со многими сферами общественных отношений (деятельность СМИ, право граждан на обращения, финансирование кандидатов на выборные должности, участие в политической жизни через общественные объединения и т.д.). Эти аспекты лоббизма остались за пределами предложенного правового регулирования. Кроме того, законопроекты так или иначе были основаны на американском подходе к регламентации лоббистской деятельности, в то время как реалии американской и российской политической действительности существенно отличаются, поэтому прямая имплементация норм зарубежного правопорядка в отечественное законодательство была не самым удачным законотворческим решением. Более того, попытки предложить правовое регулирование были преждевременными: они предпринимались одновременно с возникновением интереса к лоббизму как политическому явлению. Однако лоббизм представляет сложный общественно-политический институт, который, очевидно, должен пройти этапы становления и развития, прежде чем будет сделан выбор в пользу той или иной модели использования лоббистского инструментария. В противном случае такой выбор вряд ли можно считать в полной мере обоснованным.

Что касается принятия отдельного закона о лоббизме, то ключевая проблема состоит в определении оптимальных пределов правового регулирования. Для ее решения необходимо выстроить эффективный и взаимовыгодный диалог между представителями профессии лоббиста, государственными органами, бизнесом, общественными объединениями и научным сообществом. Только при достижении концептуального согласия в отношении подхода к регламентации лоббистской деятельности идея о принятии закона о лоббизме может найти эффективное и гармоничное воплощение.

При использовании материалов публикации необходимо ссылаться на первоисточник.


Лоббизм представляет собой процесс оказания влияния на органы государственной власти в интересах отдельных лиц или групп с целью принятия или отклонения тех или иных решений. Возникновение лоббизма обусловлено необходимостью выражения и отстаивания интересов корпоративных образований в органах государственной власти.

На сегодняшний день лоббирование повсеместно является наиболее распространённой формой воздействия групп интересов на органы власти. Под группой интересов следует понимать такую социальную группу, между членами которой существуют устойчивые связи, идентичность, общность осознанных потребностей и целей, ради достижения которых она стремится оказывать влияние на процессы выработки и реализации государственной политики без непосредственного осуществления власти. Есть группы, основанные на чётко определенных экономических интересах. Они устанавливают взаимовыгодные связи с правительством.

Таким образом, лоббизм – это любая попытка группы или индивидуумов повлиять на принятие решения органом государственного управления. Попытки могут быть прямыми – призыв к тем, кто принимает решение, как в исполнительной, так и в законодательной ветви власти, или непрямыми (например, попытка повлиять на общественное мнение). Может состоять из устных и письменных усилий, направленных на убеждение, взносов, на проведение кампаний, пиар-кампаний, исследований, предоставляемых в комитеты законодательного органа и формальные свидетельства перед заседаниями таких комитетов. Лоббистом может быть член группы людей, объединенных общим интересом, профессионал, желающий представлять интересы любой группы, или частное лицо. В США Федеральный закон норм лоббирования (1946) требует, чтобы лоббисты и группы, которые они представляют, регистрировались и представляли отчеты о полученных средствах и расходах. Однако нет единого мнения об эффективности регистрации как механизма контроля. Полноту и точность официальных отчетов лоббистов трудно проверить. Существует точка зрения, что регистрации лобби явно недостаточно для его действенного регулирования.

По мнению западных исследователей, к особенностям лоббистской деятельности относится использование лоббизма в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества, с помощью которого обеспечивается общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, осуществляется прямое или косвенное влияние на принятие политически значимых решений. Лоббизм позволяет представлять и отстаивать общественные и групповые интересы в органах государственной власти, это также способ взаимного согласования разнообразных интересов.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;……..

Появление современного лоббизма в России приходится на 1990-е гг. и связано с процессом формирования групп интересов, где особую роль стали играть неколлективные, т.е. не основанные на добровольном объединении граждан, группы давления (финансово-промышленные группы, концерны, банки, акционерные общества). Скорее по экономическим, нежели по политическим причинам стали формироваться новые лоббистские структуры. Образование негосударственных форм собственности создало экономическую базу для возникновения лоббизма экономических интересов и отдельных социальных групп.

Активная лоббистская деятельность групп интересов в России определяется сохраняющимся у государства – объекта давления – целым рядом инструментов воздействия. Государство остается крупным собственником, активы которого представлены пакетами акций в акционерных обществах, закрепленных в федеральной собственности, акциями субъектов Федерации, приобретенными в хозяйственных организациях и на предприятиях, созданных добровольно на законодательной основе. Государство представляет собой крупнейшего собственника прежде всего в сфере природных ресурсов, недвижимости, результатов интеллектуальной деятельности. Органы власти разного уровня обладают монопольным правом распределять бюджетные ассигнования, что порождает лоббизм.

Объектами лоббизма в России являются: Администрация Президента РФ, обе палаты Федерального Собрания и их депутаты, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и администрации субъектов РФ и т.д. Наиболее значимым объектом лоббистской деятельности признается Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Применяемые лоббистами приёмы варьируются в зависимости от сути вопроса, от того, кто поддерживает проект или находится в оппозиции, от состояния общественного мнения. К самым распространённым приёмам относятся: личные контакты с теми, кто принимает решения, мобилизация влиятельных групп избирателей, пропаганда своей позиции путем рассылки письменных материалов и т.д.

Лоббизм в России может выступать, как механизм внеправового воздействия на органы государственной власти, инструмент реализации интересов отдельных групп давления, не согласованных с национальными интересами и целями государственной политики. Лоббизм зачастую блокирует необходимые управленческие решения, препятствуя реализации общественно значимых проектов, и нередко служит способом обогащения определенных социальных групп.

Говоря о тенденциях в сфере лоббистской деятельности, необходимо отметить, что группы интересов все активнее стали включать в практику своей деятельности методы экономического и информационного давления.

Характерной является и тенденция институционализации представительства интересов бизнеса в политике. Её подтверждают: регулярные встречи Президента России и Председателя Правительства РФ с представителями делового сообщества; участие бизнесменов в совещательных и консультативных органах при Правительстве РФ и Администрации Президента, палатах Федерального Собрания, губернаторах; участие представителей бизнес-сообщества в различных форумах, конференциях и круглых столах, их выступления по актуальным проблемам в средствах массовой информации. Основой неформального взаимодействия являются встречи на неформальном уровне представителей бизнес-структур с представителями органов власти и управления.

В России лоббизм считается одним из видов коррупции. Работа над законопроектом, который регулировал бы общественные отношения в области взаимоотношений власти и общества, началась в 1990-х годах в недрах Верховного Совета Российской Федерации. Однако специального федерального законодательства о регулировании этой деятельности до сих пор нет.

Вследствие чего, по мнению Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, лоббизм в России носит нецивилизованный характер, проще говоря, сводится к взяткам, откатам и коррупции. А на федеральном уровне вместо прямого денежного стимулирования представители власти всё чаще просят должность или долю в бизнесе.

В российском законодательстве есть отдельные нормы и положения, регулирующие исходные лоббистские начала и взаимоучастие субъектов лоббистских правоотношений, однако этого сегодня уже недостаточно. Необходимы специальные федеральные законы, федеральные ведомственные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые регулировали бы взаимоотношения между бизнесом, обществом и властью более полно.

Читайте также: