Данте алигьери сущность взглядов кратко
Обновлено: 07.07.2024
Данте и Беатриче: любовь на века
Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года в старинной, но обедневшей дворянской семье. Ни о родителях, ни о его детских годах сведений почти не сохранилось. Его образование было довольно поверхностным, но он приобретал знания в течение жизни и благодаря своей любознательности и упорству стал одним из самых образованных людей эпохи.
Жизнь Данте: политик-скиталец
Чтобы облегчить боль утраты, 24-летний Данте решил жениться на флорентийской красавице Джемме Донати и посвятить себя общественной деятельности. К тому времени во Флоренции сложились две противоборствующие партии — гвельфы и гибеллины. Первые были сторонниками объединения Италии под эгидой понтифика, вторые же выступали в поддержку императора Священной Римской империи. Данте счёл нужным примкнуть к гвельфам и не прогадал: вскоре они одержали победу на флорентийской политической арене и буквально разгромили гибеллинов, изгнав большинство из них за пределы города.
Для Данте это было счастливым билетом. Он начал участвовать в управлении городом, вскоре стал приором. Однако противоречия не обошли стороной и победивших. Они, в свою очередь, разделились на чёрных и белых гвельфов. Чёрные по-прежнему стояли на своём и поддерживали папу римского, белые же пришли к мнению, что Флоренция должна быть независимой. Более того, они даже предложили прекратить вражду с теми гибеллинами, которым всё-таки удалось остаться в городе. Именно с белыми гвельфами идентифицировал себя Данте.
Однако вернёмся в начало 14-го века. Изгнанный из Флоренции, Данте стал скитальцем, пусть и всегда находившим влиятельных покровителей. Лишь спустя долгие годы поэт обрёл постоянное пристанище в Равенне. До этого он успел пожить в Казентино, Луниджане, Вероне, по словам Боккаччо, побывал даже в Париже.
Последние годы жизни Данте неустанно продолжал заниматься общественной деятельностью. В 1321 году он в качестве посла отправился в Венецию. Его задачей было урегулирование напряжённых отношений с республикой, готовящейся вот-вот объявить войну Равенне. Согласно легенде, Данте был настолько убедителен и красноречив, что именно ему удалось предотвратить боевые действия. Тем не менее эта поездка стала для поэта роковой. На обратном пути он заразился малярией и скончался в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте Алигьери был не только поэтом и философом, оставившим великое творческое наследие. Он также проявил себя на поприще дипломатии, науки, политики. Политические воззрения его тесно связаны с философскими и находят отражение в бессмертных строках "Божественной комедии", прежде всего в книгах Ада и Чистилища - среди грешников поэт неоднократно упоминает своих реальных противников, уже покинувших мир. Данте являлся сторонником установления в Италии императорской власти, поддерживая притязания на её территорию германского монарха Генриха VII. В дальнейшем он пришёл к идее единой империи, охватывающей все государства земли, как единственному средству навсегда покончить с войнами и раздорами.
Данте Алигьери родился в конце мая 1265 года во Флоренции, в знатной семье, ведший свой род от римской фамилии Элизеев, которые участвовали в основании города. Прапрадед Данте снискал славу в качестве крестоносца, а его дед активно участвовал в политической жизни Флоренции и был изгнан из города в рамках борьбы между политическими партиями гвельфов и гибеллинов, однако смог вернуться в город в 1266 году. Отец поэта участия в политике не принимал, а потому прожил свой век относительно спокойно.
Достоверных сведений о жизненном пути Данте прискорбно мало, в особенности о его детских годах. Первым учителем Данте был ученый и поэт Брунетто Латини. Образование Алигьери получал в местной муниципальной школе, затем, наиболее вероятно в Болонском университете.
Политическая карьера Данте по видимости была скоротечна, к 1296 году относится его первое упоминание в связи с политической деятельностью, в 1300 он становится приором, а уже в 1302 году его изгоняют из города вместе с партией белых гвельфов, которая проиграла вооруженную борьбу за власть черным гвельфам. Что характерно Данте до последнего пытался примирить враждующие стороны, однако успеха не достиг. В течении всей жизни он не оставляет надежды вернуться в родной город, однако сделать это ему не суждено.
Данте скитается по Италии и Франции, на некоторое время он задерживается в Париже, где активно участвует в диспутах в университете, останавливается в Вероне, при дворе Кан Гранде дела Скала, а под конец жизни находит убежище в Равенне, по приглашению ее правителя Гвидо да Полента.
Готовые работы на аналогичную тему
Несмотря на наличие трех общих детей, чувственной связи между супругам видимо так и не установилось. Когда Данте изгоняют из Флоренции, Джемма вместе с детьми остается в городе и управляет отцовским наследством. Позже, когда Данте поселяется в Равенне к нему прибывают его сыновья – Пьетро и Яколо, а также дочь Антония, но жена продолжает жить во Флоренции, и с ней он более не увидится до самой смерти.
Творческий путь Алигьери также характеризуются периодами возвышения и упадка. К самым известным его произведениям относятся:
Если первые два произведения вошли в мировую сокровищницу мысли, то последние два, над которыми он работал в период изгнания, так и не были завершены автором.
В своем знаменитом произведении Данте изобразил собственное путешествие в потусторонний мир. Он художественно передал суть христианского учения относительно рая и ада. Данте во время своего путешествия видит рай, чистилище, девять кругов ада, встречает ангелов и грешников, Бога и Дьявола, и даже героев греческих мифов.
Композиция самого произведения построена весьма символично. В ней три части:
Структура композиции вполне соответствует основной идее автора - человеческая душа идет через страдания и заблуждения, пребывая в постоянном поиске истины, если человек находит свой путь, то приходит к духовной гармонии и просветлению. Его путь, пройдя через самую густую чащу леса, наполненного зверями-страстями, через ад и чистилище, заканчивается достижением высоких небесных чертогов.
Политические воззрения Данте
Центральной идеей Данте является равное положение папы и императора. Вопреки принятой традиции, Данте утверждает, что император получает власть не от папы, а от самого бога и в этом отношении равен ему. Помимо божественного происхождения власть императора гарантирована также волей римского народа, который нуждается в нем, как всякое социальное объединения, от семьи до города или страны, нуждается в главе, способным управлять и поддерживать порядок.
Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.
Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.
Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.
Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.
социально-исторические и интеллектуальные условия для возникновения философии эпохи Возрождения.
(2) Этапы развития и характерные черты философии эпохи Возрождения.
философия Н. Кузанского.
(4) Возникновение новых естественных наук в культуре Возрождения, формирование нового мировоззрения. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.
Социально-исторические и интеллектуальные условия возникновения философии эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) — переходный период от средневековья к современности (XV [в Италии с XIV века — XVI]).
В социально-экономическом плане это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется ростом социальной и политической роли городов, где развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, зарождаются торговля и банковское дело.
Научно-технические открытия способствовали изменениям в экономике (важнейшие из них — изобретение и совершенствование прядильного и ткацкого станка, изобретение огнестрельного оружия; Г. Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; большое количество изобретений принадлежит Л. Да Винчи, в том числе модели вертолета и самолета, велосипеда, экскаватора, он стал основателем анатомии как науки).
Конец XV — начало XVI века вошли в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной изоляции в экономике, культуре и мысли:
1492 — С. Колумб открывает для европейцев американский континент;
1498 — Васко да Гама отплыл из Европы в Индию;
1519 — 1521 — Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.
В социально-политическом плане эпоха Возрождения — это эпоха формирования национальных государств, установления абсолютной монархии и первых буржуазных революций.
Изменилась и интеллектуальная ситуация в обществе. Впервые она выразилась в секуляризации, то есть в тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научных знаниях. Однако в этот период религия все еще сохраняла значительное влияние.
Ренессанс — это прежде всего художественная и эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшая задача человека в мире — быть творцом и созидателем. В это время своего развития достигло вершины западноевропейское искусство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма [литература: Данте, Петрарка, Д. Литература: Данте, Ф. Петрарка, Т. Мор, У. Шекспир, М. Сервантес, Л. де Вега, Ф. Рабле, П. Ронсар; живопись: Л. да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер, Эль Греко, Д. Веласкес и др.]
Культура эпохи Возрождения
Возрождение или Возрождение (Rinascimento), — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV до первого десятилетия XVII века. Это эпоха больших перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:
формирование новых классов: буржуазии и наемных работников;
создание великих национальных государств и формирование наций.
эпоха великих географических открытий, когда границы мира расширялись. Изменился ментальный образ человека, он приобрел качества, которые помогли ему найти свой путь в новом мире. Изобретение книгопечатания способствовало интеллектуальной революции. Происходило развитие науки и техники.
Эта эпоха делится на четыре периода:
проторенессанс (вторая половина XIV-XX вв.) — переходный период от средневековой к ренессансной культуре, когда последняя вызревала в рамках первой.
раннее Возрождение (Ранний Ренессанс) — 15 век — представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми характерными чертами.
Высокое Возрождение, 70-е годы XV века — 1530 год — расцвет культуры Возрождения.
позднее Возрождение (1530-1590 гг.) — спад в развитии итальянской культуры, который был связан в основном с потерей независимости, с войнами, прошедшими по территории, и с усилением власти церкви (конец XV-XVII — Северное Возрождение — культура европейских стран к северу от Италии).
Главной чертой ранней буржуазной культуры было возвращение к античному наследию (не возвращение к прошлому, а само возвращение). Главной особенностью идеологии эпохи Возрождения стал гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное течение, утверждавшее ценность человека и человеческой жизни). В эпоху Возрождения гуманизм проявился в мировоззрении, которое ставило человека, а не Бога, в центр мировых дел. Особым проявлением гуманизма было утверждение примата разума над верой. Человек смог самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения умозрительные принципы познания были отброшены и возобновилось эмпирическое, научное знание.
Возникли принципиально новые, антисхоластические мировоззрения: гелиоцентрический образ Николая Коперника и образ бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Самое главное, религия была отделена от науки, политики и морали. Началась эра экспериментальной науки, и была признана ее роль как истинного источника знаний о природе. В эпоху Возрождения благодаря трудам множества выдающихся мыслителей, среди которых были Николай Куза, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и другие, сформировалось новое мировоззрение.
Две тенденции в культуре Ренессанса, определяющие ее противоречивый характер, — это:
сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.
С одной стороны, Ренессанс можно смело охарактеризовать как эпоху радостного самоутверждения человека, с другой стороны, как эпоху, когда человек осознает весь трагизм своего существования. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античного и христианского начал, вызвавшего глубокий раскол человека.
Черты Ренессанса наиболее ярко проявились в Италии. Описывая культуру итальянского Возрождения, следует помнить, что гуманистическое образование было доступно небольшому классу, принадлежавшему к высшему обществу и имевшему аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, что нашло свое отражение гораздо позже.
Черты Ренессанса наиболее ярко проявились во Флоренции и чуть позже в Риме. Милан, Неаполь и Венеция пережили эпоху Возрождения менее интенсивно, чем Флоренция.
Философия эпохи Возрождения
Философия Возрождения — это совокупность философских течений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII веках, объединенных антиклерикальной и антисхоластической тенденцией, сосредоточенностью на человеке, верой в его огромный физический и духовный потенциал, его жизнелюбие и оптимизм.
Условия для возникновения философии и культуры Ренессанса были:
Совершенствование орудий труда и производственных отношений;
…развитие ремесел и торговли..;
укрепление городов, превращение их в центры торговли и ремесел, военные, культурные и политические, независимые от феодалов и церкви;
Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
Возникновение первых парламентов;
Отсталость жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образования в Европе в целом;
Великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);
Научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в медицине и астрономии, другие научно-технические достижения);
Основными направлениями философии эпохи Возрождения были:
гуманистический (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) ставили человека в центр, подчеркивали его достоинство, величие и силу, высмеивали догмы церкви;
Неоплатоники (XV-XVI в., представители: Николай Куза, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) — пытались понять природу, космос и человека с позиций идеализма;
Натурфилософский (16 — начало 17 в., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.) — представители этой школы пытались признать недействительными ряд положений церковного учения о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Реформация (16-17 века, представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Ф. Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) — они стремились к радикальному пересмотру церковной идеологии и отношений между верующими и церковью
Политическая (XV-XVI век, Николо Макиавелли): изучала проблемы управления государством и поведения правителей;
Утописты-социалисты (XV-XVII века, представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искали идеально-фантастические формы построения общества и государства. Основан на отсутствии частной собственности и всеобщей уравниловке, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Для философии эпохи Возрождения были характерны:
Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку. Вера в безграничные возможности человека;
Оппозиция к церкви и церковной идеологии (неприятие не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, и застойной догматики, обслуживающей интересы церковной философии — схоластики);
научно-материалистическое понимание мира (сферическая, а не плоская Земля, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечность Вселенной, новые анатомические открытия и т.д.).
Социальная ориентация (большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству);
широкое распространение идей социального равенства.
Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманизм (лат. humanus — человек) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма стала революцией во всей философии: иными стали суть философствования, источники философии, стиль мышления, облик самих философов, их место в обществе.
Гуманизм возник не на кафедрах университетов Европы, не в монастырях или монашеских орденах. Новые философы были политиками, поэтами, филологами, риторами, дипломатами, педагогами. Кружки ученых собеседников в простых городах, на виллах богатых патрициев, при дворах покровителей становятся центрами интеллектуальной жизни, центрами новой культуры. Их неустанные поиски забытых древних текстов, их переводческая и филологическая деятельность дали европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на человеческую природу, новую перспективу. Возникла светская культура, с которой была неразрывно связана вся последующая европейская культура.
Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не только природное существо, но и творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма эпохи Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери (1255-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374).
Данте Алигьери
Данте не противопоставляет земную природу божественной, но указывает на то, что сама природа в равной степени божественна, и что человек, как существо с телом и душой, является причастником двух природ, земной и небесной, и поэтому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному счастью, как указывает Данте, ведет путь философских наставлений, распознаваемых разумом, а к небесному наслаждению — путь духовных наставлений, соответствующих учению Святого Духа.
Таким образом, философия оказывается гораздо более необходимой, чем теология, для организации земной жизни, и это не укладывалось в рамки католического и общехристианского мировоззрения. Философия необходима для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно представить себе реакцию Папы Римского на подобные рассуждения). Поэтому смысл земной жизни Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а, напротив, в жизни в гармонии с природой, с человеческими, земными целями, в улучшении земных условий жизни.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: