Данте алигьери сущность взглядов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Данте и Беатриче: любовь на века

Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года в старинной, но обедневшей дворянской семье. Ни о родителях, ни о его детских годах сведений почти не сохранилось. Его образование было довольно поверхностным, но он приобретал знания в течение жизни и благодаря своей любознательности и упорству стал одним из самых образованных людей эпохи.

Жизнь Данте: политик-скиталец

Чтобы облегчить боль утраты, 24-летний Данте решил жениться на флорентийской красавице Джемме Донати и посвятить себя общественной деятельности. К тому времени во Флоренции сложились две противоборствующие партии — гвельфы и гибеллины. Первые были сторонниками объединения Италии под эгидой понтифика, вторые же выступали в поддержку императора Священной Римской империи. Данте счёл нужным примкнуть к гвельфам и не прогадал: вскоре они одержали победу на флорентийской политической арене и буквально разгромили гибеллинов, изгнав большинство из них за пределы города.

фото 1.jpg

Для Данте это было счастливым билетом. Он начал участвовать в управлении городом, вскоре стал приором. Однако противоречия не обошли стороной и победивших. Они, в свою очередь, разделились на чёрных и белых гвельфов. Чёрные по-прежнему стояли на своём и поддерживали папу римского, белые же пришли к мнению, что Флоренция должна быть независимой. Более того, они даже предложили прекратить вражду с теми гибеллинами, которым всё-таки удалось остаться в городе. Именно с белыми гвельфами идентифицировал себя Данте.

фото 2.jpg

Однако вернёмся в начало 14-го века. Изгнанный из Флоренции, Данте стал скитальцем, пусть и всегда находившим влиятельных покровителей. Лишь спустя долгие годы поэт обрёл постоянное пристанище в Равенне. До этого он успел пожить в Казентино, Луниджане, Вероне, по словам Боккаччо, побывал даже в Париже.

фото 3.jpg

Последние годы жизни Данте неустанно продолжал заниматься общественной деятельностью. В 1321 году он в качестве посла отправился в Венецию. Его задачей было урегулирование напряжённых отношений с республикой, готовящейся вот-вот объявить войну Равенне. Согласно легенде, Данте был настолько убедителен и красноречив, что именно ему удалось предотвратить боевые действия. Тем не менее эта поездка стала для поэта роковой. На обратном пути он заразился малярией и скончался в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Данте Алигьери был не только поэтом и философом, оставившим великое творческое наследие. Он также проявил себя на поприще дипломатии, науки, политики. Политические воззрения его тесно связаны с философскими и находят отражение в бессмертных строках "Божественной комедии", прежде всего в книгах Ада и Чистилища - среди грешников поэт неоднократно упоминает своих реальных противников, уже покинувших мир. Данте являлся сторонником установления в Италии императорской власти, поддерживая притязания на её территорию германского монарха Генриха VII. В дальнейшем он пришёл к идее единой империи, охватывающей все государства земли, как единственному средству навсегда покончить с войнами и раздорами.

Данте Алигьери родился в конце мая 1265 года во Флоренции, в знатной семье, ведший свой род от римской фамилии Элизеев, которые участвовали в основании города. Прапрадед Данте снискал славу в качестве крестоносца, а его дед активно участвовал в политической жизни Флоренции и был изгнан из города в рамках борьбы между политическими партиями гвельфов и гибеллинов, однако смог вернуться в город в 1266 году. Отец поэта участия в политике не принимал, а потому прожил свой век относительно спокойно.

Достоверных сведений о жизненном пути Данте прискорбно мало, в особенности о его детских годах. Первым учителем Данте был ученый и поэт Брунетто Латини. Образование Алигьери получал в местной муниципальной школе, затем, наиболее вероятно в Болонском университете.

Политическая карьера Данте по видимости была скоротечна, к 1296 году относится его первое упоминание в связи с политической деятельностью, в 1300 он становится приором, а уже в 1302 году его изгоняют из города вместе с партией белых гвельфов, которая проиграла вооруженную борьбу за власть черным гвельфам. Что характерно Данте до последнего пытался примирить враждующие стороны, однако успеха не достиг. В течении всей жизни он не оставляет надежды вернуться в родной город, однако сделать это ему не суждено.

Данте скитается по Италии и Франции, на некоторое время он задерживается в Париже, где активно участвует в диспутах в университете, останавливается в Вероне, при дворе Кан Гранде дела Скала, а под конец жизни находит убежище в Равенне, по приглашению ее правителя Гвидо да Полента.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на наличие трех общих детей, чувственной связи между супругам видимо так и не установилось. Когда Данте изгоняют из Флоренции, Джемма вместе с детьми остается в городе и управляет отцовским наследством. Позже, когда Данте поселяется в Равенне к нему прибывают его сыновья – Пьетро и Яколо, а также дочь Антония, но жена продолжает жить во Флоренции, и с ней он более не увидится до самой смерти.

Творческий путь Алигьери также характеризуются периодами возвышения и упадка. К самым известным его произведениям относятся:

Если первые два произведения вошли в мировую сокровищницу мысли, то последние два, над которыми он работал в период изгнания, так и не были завершены автором.

В своем знаменитом произведении Данте изобразил собственное путешествие в потусторонний мир. Он художественно передал суть христианского учения относительно рая и ада. Данте во время своего путешествия видит рай, чистилище, девять кругов ада, встречает ангелов и грешников, Бога и Дьявола, и даже героев греческих мифов.

Композиция самого произведения построена весьма символично. В ней три части:

Структура композиции вполне соответствует основной идее автора - человеческая душа идет через страдания и заблуждения, пребывая в постоянном поиске истины, если человек находит свой путь, то приходит к духовной гармонии и просветлению. Его путь, пройдя через самую густую чащу леса, наполненного зверями-страстями, через ад и чистилище, заканчивается достижением высоких небесных чертогов.

Политические воззрения Данте

Центральной идеей Данте является равное положение папы и императора. Вопреки принятой традиции, Данте утверждает, что император получает власть не от папы, а от самого бога и в этом отношении равен ему. Помимо божественного происхождения власть императора гарантирована также волей римского народа, который нуждается в нем, как всякое социальное объединения, от семьи до города или страны, нуждается в главе, способным управлять и поддерживать порядок.

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.




Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

социально-исторические и интеллектуальные условия для возникновения философии эпохи Возрождения.

(2) Этапы развития и характерные черты философии эпохи Возрождения.

философия Н. Кузанского.

(4) Возникновение новых естественных наук в культуре Возрождения, формирование нового мировоззрения. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

Социально-исторические и интеллектуальные условия возникновения философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — переходный период от средневековья к современности (XV [в Италии с XIV века — XVI]).

В социально-экономическом плане это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется ростом социальной и политической роли городов, где развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, зарождаются торговля и банковское дело.

Научно-технические открытия способствовали изменениям в экономике (важнейшие из них — изобретение и совершенствование прядильного и ткацкого станка, изобретение огнестрельного оружия; Г. Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; большое количество изобретений принадлежит Л. Да Винчи, в том числе модели вертолета и самолета, велосипеда, экскаватора, он стал основателем анатомии как науки).

Конец XV — начало XVI века вошли в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной изоляции в экономике, культуре и мысли:

1492 — С. Колумб открывает для европейцев американский континент;

1498 — Васко да Гама отплыл из Европы в Индию;

1519 — 1521 — Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

В социально-политическом плане эпоха Возрождения — это эпоха формирования национальных государств, установления абсолютной монархии и первых буржуазных революций.

Изменилась и интеллектуальная ситуация в обществе. Впервые она выразилась в секуляризации, то есть в тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научных знаниях. Однако в этот период религия все еще сохраняла значительное влияние.

Ренессанс — это прежде всего художественная и эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшая задача человека в мире — быть творцом и созидателем. В это время своего развития достигло вершины западноевропейское искусство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма [литература: Данте, Петрарка, Д. Литература: Данте, Ф. Петрарка, Т. Мор, У. Шекспир, М. Сервантес, Л. де Вега, Ф. Рабле, П. Ронсар; живопись: Л. да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер, Эль Греко, Д. Веласкес и др.]

Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов - формирования философии эпохи Возрождения

Культура эпохи Возрождения

Возрождение или Возрождение (Rinascimento), — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV до первого десятилетия XVII века. Это эпоха больших перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

формирование новых классов: буржуазии и наемных работников;

создание великих национальных государств и формирование наций.

эпоха великих географических открытий, когда границы мира расширялись. Изменился ментальный образ человека, он приобрел качества, которые помогли ему найти свой путь в новом мире. Изобретение книгопечатания способствовало интеллектуальной революции. Происходило развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

проторенессанс (вторая половина XIV-XX вв.) — переходный период от средневековой к ренессансной культуре, когда последняя вызревала в рамках первой.

раннее Возрождение (Ранний Ренессанс) — 15 век — представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми характерными чертами.

Высокое Возрождение, 70-е годы XV века — 1530 год — расцвет культуры Возрождения.

позднее Возрождение (1530-1590 гг.) — спад в развитии итальянской культуры, который был связан в основном с потерей независимости, с войнами, прошедшими по территории, и с усилением власти церкви (конец XV-XVII — Северное Возрождение — культура европейских стран к северу от Италии).

Главной чертой ранней буржуазной культуры было возвращение к античному наследию (не возвращение к прошлому, а само возвращение). Главной особенностью идеологии эпохи Возрождения стал гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное течение, утверждавшее ценность человека и человеческой жизни). В эпоху Возрождения гуманизм проявился в мировоззрении, которое ставило человека, а не Бога, в центр мировых дел. Особым проявлением гуманизма было утверждение примата разума над верой. Человек смог самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения умозрительные принципы познания были отброшены и возобновилось эмпирическое, научное знание.

Возникли принципиально новые, антисхоластические мировоззрения: гелиоцентрический образ Николая Коперника и образ бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Самое главное, религия была отделена от науки, политики и морали. Началась эра экспериментальной науки, и была признана ее роль как истинного источника знаний о природе. В эпоху Возрождения благодаря трудам множества выдающихся мыслителей, среди которых были Николай Куза, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и другие, сформировалось новое мировоззрение.

Две тенденции в культуре Ренессанса, определяющие ее противоречивый характер, — это:

сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, Ренессанс можно смело охарактеризовать как эпоху радостного самоутверждения человека, с другой стороны, как эпоху, когда человек осознает весь трагизм своего существования. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античного и христианского начал, вызвавшего глубокий раскол человека.

Черты Ренессанса наиболее ярко проявились в Италии. Описывая культуру итальянского Возрождения, следует помнить, что гуманистическое образование было доступно небольшому классу, принадлежавшему к высшему обществу и имевшему аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, что нашло свое отражение гораздо позже.

Черты Ренессанса наиболее ярко проявились во Флоренции и чуть позже в Риме. Милан, Неаполь и Венеция пережили эпоху Возрождения менее интенсивно, чем Флоренция.

Философия эпохи Возрождения

Философия Возрождения — это совокупность философских течений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII веках, объединенных антиклерикальной и антисхоластической тенденцией, сосредоточенностью на человеке, верой в его огромный физический и духовный потенциал, его жизнелюбие и оптимизм.

Условия для возникновения философии и культуры Ренессанса были:

Совершенствование орудий труда и производственных отношений;

…развитие ремесел и торговли..;

укрепление городов, превращение их в центры торговли и ремесел, военные, культурные и политические, независимые от феодалов и церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Возникновение первых парламентов;

Отсталость жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня образования в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в медицине и астрономии, другие научно-технические достижения);

Основными направлениями философии эпохи Возрождения были:

гуманистический (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) ставили человека в центр, подчеркивали его достоинство, величие и силу, высмеивали догмы церкви;

Неоплатоники (XV-XVI в., представители: Николай Куза, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) — пытались понять природу, космос и человека с позиций идеализма;

Натурфилософский (16 — начало 17 в., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.) — представители этой школы пытались признать недействительными ряд положений церковного учения о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформация (16-17 века, представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Ф. Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) — они стремились к радикальному пересмотру церковной идеологии и отношений между верующими и церковью

Политическая (XV-XVI век, Николо Макиавелли): изучала проблемы управления государством и поведения правителей;

Утописты-социалисты (XV-XVII века, представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искали идеально-фантастические формы построения общества и государства. Основан на отсутствии частной собственности и всеобщей уравниловке, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Для философии эпохи Возрождения были характерны:

Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку. Вера в безграничные возможности человека;

Оппозиция к церкви и церковной идеологии (неприятие не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, и застойной догматики, обслуживающей интересы церковной философии — схоластики);

научно-материалистическое понимание мира (сферическая, а не плоская Земля, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечность Вселенной, новые анатомические открытия и т.д.).

Социальная ориентация (большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству);

широкое распространение идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм (лат. humanus — человек) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма стала революцией во всей философии: иными стали суть философствования, источники философии, стиль мышления, облик самих философов, их место в обществе.

Гуманизм возник не на кафедрах университетов Европы, не в монастырях или монашеских орденах. Новые философы были политиками, поэтами, филологами, риторами, дипломатами, педагогами. Кружки ученых собеседников в простых городах, на виллах богатых патрициев, при дворах покровителей становятся центрами интеллектуальной жизни, центрами новой культуры. Их неустанные поиски забытых древних текстов, их переводческая и филологическая деятельность дали европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на человеческую природу, новую перспективу. Возникла светская культура, с которой была неразрывно связана вся последующая европейская культура.

Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не только природное существо, но и творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма эпохи Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери (1255-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374).

Данте Алигьери

Данте не противопоставляет земную природу божественной, но указывает на то, что сама природа в равной степени божественна, и что человек, как существо с телом и душой, является причастником двух природ, земной и небесной, и поэтому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному счастью, как указывает Данте, ведет путь философских наставлений, распознаваемых разумом, а к небесному наслаждению — путь духовных наставлений, соответствующих учению Святого Духа.

Таким образом, философия оказывается гораздо более необходимой, чем теология, для организации земной жизни, и это не укладывалось в рамки католического и общехристианского мировоззрения. Философия необходима для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно представить себе реакцию Папы Римского на подобные рассуждения). Поэтому смысл земной жизни Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а, напротив, в жизни в гармонии с природой, с человеческими, земными целями, в улучшении земных условий жизни.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: