Социологические перспективы семьи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Объект социологии семьи - семья (проявление триединства отношений).

Предмет - выяснение всех обстоятельств, функционирования семьи как социального института, который реализует жизненноважные для общества функции по рождению, содержанию, и социализации детей.

Целью изучения социологии семьи как учебной дисциплины является формирование научных представлений в сфере брачно-семейных отношений на основе современных социологических концепций.

Место социологии семьи в ряду наук, изучающих семью

Этнография, или социальная антропология, не специализируется на изучении только одного лишь родства, а берет семью в единстве супружества-родительства-родства. Но она рассматривает это единство под своим углом зрения -- сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п. Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи. Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъемлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости).

Место и значение социологии семьи в общей социологии.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания.

Трактовки семьи современными социологическими теориями.

Фредерик Ле Пле (1806 - 1882)

Основным объектом наблюдения Ле Пле выбрал семью как простейшую модель, клеточку всего общества. Именно в семье, по его убеждению, закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности. "Я поставил себе задачей, -- писал он, -- самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал по крайней мере неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т.е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь". В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета, анализ которого, по мнению Ле Пле, позволял получить точные данные о структуре и функциях семьи и обеспечивал надежную основу для сравнений и типологий семей. Ле Пле пытался использовать статьи семейного бюджета (личные расходы, расходы на образование и т.д.) как показатели прежде неизмеримых качеств и действий рабочих, и даже более широко, всей общественной организации, в которой они живут. В первую очередь его интересовало, какие траты, привычки или условия труда семьи способствуют или мешают ее возвышению в социальной иерархии. Идеи Ле Пле дали толчок к разработке сложных социально-экономических индексов. Рассмотрение типов семей служило средством помнит мания исторического движения и функционирования общества в целом, а также прогнозирования реформ. В историческом движении общества Ле Пле с грустью замечал направление от патриархального типа семьи к нестабильному.

взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей". Изучение семьи "под микроскопом" исходит из анализа сил сцепления, сплоченности, устойчивости семейной группы в изменяющихся обстоятельствах. Важно выяснить особенности семейной организации, позволяющие видеть, как семьи решают специфические, сугубо семейные проблемы, характерные для первичных, семейно-родственных групп.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Дэвиса, автора монографии "Человеческое общество" и знаменитой в социологии рождаемости модели "промежуточных переменных", опосредующих рождение детей (вместе с Джудит Блейк), переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с отмиранием социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости.

Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл, поставивший задачу выявления среди них прежде всего

тех, в которых содержатся термины, позволяющие одновременно описывать семью и как институт и как группу. Первая работа Р. Хилла и его коллег А. Катца и Р. Симпсона обобщила американские исследования с 1920 по 1956 г. и подвела своеобразный итог тому этапу социологии семьи, который условно можно назвать "содержательно-теоретическим": социологи, работающие на макро-уровне и микро-уровне анализа семьи, стремились не только описать семью как институт и как группу, но и объяснить основные тенденции семейных изменений, факторы семейных процессов -- содержательно раскрыть прошлое, настоящее и будущее семьи. Что происходит с семьей, куда ведут наблюдаемые тренды, что ждет ее -- вот основные вопросы, требующие расшифровки смысла семейного функционирования.

А.Г.Харчева

По его мнению, семья является основой социальной общности в сфере быта, необходимым элементом "быта", который включает в себя не только материальные отношения, но и нравственные и нравственно-этические.

Так же, Харчев сформулировал идею о концепции Ф.Энгельса воспроизводстве и о производстве самой жизни.

А соответственно семья четко привязана к воспроизводству человека , то есть "детопроизводству", а это делается в интересах функционирования общества.

Семья в макро- и микро социологической перспективе.

Макро- и микро- социология семьи подразделяется прежде всего по уровню объекта изучения. Макросоциология семьи изучает социальный институт семьи со стороны эффективности выполнения им функций по отношению к обществу.

На макроуровне семья изучается, как социальный институт, а на микро - как малая социальная группа.

Различные уровни объекта исследования:

Макро: социальные изменения концентрирующиеся на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общую социальную динамику. Объясняент социальную дефференциацию, процессы воспроизводства социального общества. Условия сохранения института семьи, как важного посредника во взаимосвязи между личностью и обществом именно это и ее социальные проявления, составляют предмет макросоциологии семьи.

Микро: жизненный цикл семьи, на функционировании, возникновении и распаде отдельных семей; биография отдельной семьи, ее становление, укрупнение или дробление, сплоченность или отчужденность семьи измеряется: 1) в координатах структуры и динамики, 2) в терминах феноменологического и инструментального подхода.

Различие микро- и макросоциологии семьи можно пояснить следующим примером. Отдельная семья может строить свою жизнь совершенно несхожим с другими образом, но как бы уникально ни вела себя семья как мини-молекула, она тем не менее таит в себе черты, делающие ее сходной с другими молекулами, образующими в целом волны житейского моря. Семья как отдельная частица и семья как часть волны -- изолированная молекула и капля, придающая мощь волне. Все сравнения условны, и, разумеется, социология семьи изучает нечто целостное, однако в целях научного упрощения возможно подобное различение семьи как объекта макро- и микроисследования.

Среди социологов, пытавшихся совместить "микроанализ" и "макроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. В чем отличие представлений о семье в социологии семьи и социальной психологии?

Семья одновременно является и социально-психологической общностью – малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.

2. С какими другими социальными процессами связаны тенденции изменения семьи? Каким образом они взаимосвязаны? Обоснуйте свой ответ.

3. Каковы достоинства и недостатки применения в социологии семьи статических, математических, психологических методов?

4. Каковы предметы социологических наук изучающих семью? Какое место в них занимает семья?

Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи ни один исследователь не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, структура и функции семьи 4
2.Проблемы современной семьи 6
3. Перспективы развития современной семьи 11
Заключение 16
Список использованных источников 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

1. Сущность, структура и функции семьи 4

2.Проблемы современной семьи 6

3. Перспективы развития современной семьи 11

Список использованных источников 17

Введение

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права.

1. Сущность, структура и функции семьи

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в её функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, воспитательная, восстановительная и хозяйственно - потребительская.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между её членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Анализируя вышесказанное, следует отметить, что ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

2.Проблемы современной семьи

    • Социально-экономические пробле мы современной семьи

    Можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно.

    Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально- экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

      • Психологические проблемы в современной семье.

      Психологический климат в семье также является одним из важных факторов, влияющих на уровень рождаемости и развитие семьи.

      Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

      Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывает культура досуга и общения, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизации эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает брак.

      Честолюбие и амбициозность определяют многое в выборе жизненного пути и формировании эмоционального климата в супружеской жизни. Если работа или общественная деятельность поглощают основные силы такого человека, то в семейной жизни у терпеливой и мудрой жены (или аналогичного мужа) будет меньше проблем. Если же социальный статус и профессиональные достижения не приносят удовлетворения, то нереализованные притязания обернутся муками уязвлённого самолюбия и обрушатся на межличностные отношения.

      Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

      Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

      Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. [11]

      Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

      - Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.

      - Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)

      - Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.

      - Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений

      - Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь)

      Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны.

      Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.

      Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

      Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.

      Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

      Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социалььные функции в обществе, и по этой причине государство и общетсвенные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

      Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

      Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах. [12]

      2.2 Перспективы развития семьи

      Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

      Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

      Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.

      Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

      Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

      Гражданский vs церковный брак

      Внешний vs внутренний брак.

      Моногамный vs полигамный брак

      Равный vs неравный брак

      Патрилокальный vs матрилокальный брак

      Пробный vs фиктивный брак.

      1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.

      2. Введение в педагогику: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004. — 215 с.

      3. Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М. Гессена. - СПб.: Издание О.Н. Попова, 2005. — 360 с.

      4. Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск: Выш. школа, 2005. — 219 с.

      5. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М.: Союз, 2005. — 335 с.

      6. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 313 с.

      7. Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. - 418 с.

      8. Кареев Н.И. Основы русской психологии / Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И.А. Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. — 368 с.

      9. Кон И.С. Психология личности. — М.: Политиздат, 2005. - 382, с.

      11. Токарева Т.Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007.- №2.- с.16-21

      12. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13-16

      [1] Кареев Н.И. Введение в изучение педагогики. — СПб.: , 2004. - С.127-128

      [2] Кон И.С. Психология личности. — М., 2005. - С.89-90

      [3] Кон И.С. Психология личности. — М., 2005. - С.89-90

      [4] Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.

      [5] Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб., 2005. — с.115.

      [6] Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2005. — с.89.

      [7] Токарева Т.Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007.- №2.- с.17.

      [8] Введение в педагогику: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск, 2004. — С.178

      [9] Кравченко А.И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей. — М., 2006. — с.178.

      [10] Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск, 2005. — с.116.

      [11] Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.

      [12] Гумплович Л. Основы педагогики / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб., 2005. — с.115.

      [13] Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М., 2005. — с.89.

      Раздел: Социология
      Количество знаков с пробелами: 44386
      Количество таблиц: 0
      Количество изображений: 0

      Социология семьи—область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специйичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. 1

      Основные направления социологических исследований семьи. В социологии семьи различают два основных направления : 1) исследование истории семьи и 2) анализ современной семьи.

      Исследование внутрисемейных отношений охватывает возникновение и фазы развития (онтогенез), а также структуру и функции современной семьи в норме и патологии.

      Внутренняя структура современной семьи —это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей и отношений.

      Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские—в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействие прародителей и внуков. Большинство функций присущи одновременно нескольким отношениям. Поэтому они должны изучаться как сквозные. Ряд других функций характерен только для отношений одного вида. Поэтому их можно разделить на общие и частные. К первым относятся функции духовного общения, обеспечения семьи материальными средствами, совместного ведения хозяйства, воспитательная, опекунская, рекреативная, управленческая (организационная) и представительская, ко вторым—сексуальная, прокреативная, игровая.

      В числе наиболее важных изучаются такие функции, как рождение детей, их воспитание, самоорганизация (самоуправление) семьи. Требует изучения такая важная проблема, как снижение рождаемости, возросшая ориентация населения на одно-детность. 2

      Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами.

      В современном мире существует несколько типов семей. Современная семья имеет тенденцию к нуклеаризации. Нуклеар-ная семья—семья, в которой живут взрослые родители со своими или приемными детьми. Расширенные семьи—тип семьи, в которых брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать Друг с другом. В этих семьях иногда два-три поколения живут в одном месте или неподалеку. 3

      Почему люди женятся, разводятся, ненавидят, мстят друг Другу? Почему люди действуют так, а не иначе? — эти вопросы постоянно находятся в поле зрения социологов. 4

      Межличностные конфликты в семье. Семья является малой социально-психологической группой, которая проходит сложные этапы развития. Первичная стабилизация семьи является наиболее сложной стадией в процессе семейного развития, испытывающей воздействие всей совокупности объективных и субъективных факторов. Процесс адаптации включает следующие основные компоненты:

      — согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов;

      —выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия.

      Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще всего знакомятся там, где проводят больше всего времени—на работе и учебе, или там, где живут, отдыхают, развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.

      В первые годы совместной жизни супруги ориентируются в межличностных отношениях на стереотипы поведения, сформированные в добрачный период, стремятся сохранить стиль взаимоотношений, характерный для периода ухаживания—романтическое ожидание вечной взаимной любви, ореол человеческих достоинств и их исключительности, присущих любимому (любимой).

      несогласованность моделей ролевого поведения мужа и жены, так называемый ролевой конфликт, при котором супруги, притязающие на определенный ролевой статус в семье, сталкиваются с противоположными по сути ожиданиями брачного партнера;

      —неадекватность восприятия и понимания личностных особенностей друг друга. Аффективная направленность межличностных отношений молодых супругов способствует формированию у них нереальных потребностей, идеализации личностных качеств друг друга;

      —неумение использовать психологические механизмы приспособления, сотрудничества, оптимального распределения власти в семье. При ориентации супругов на соперничество в процессе решения проблемной ситуации взаимодействие принимает деструктивный характер, а при сотрудничестве проблема решается успешно.

      Вместе с тем, независимо от стажа семейной жизни, сплоченности семьи, степени удовлетворенности мужа и жены супружескими отношениями, разногласия, напряженность, конфликты— реальные формы межличностных отношений супругов, родителей и детей. Вопрос в другом: каковы причины разногласий, каковы формы проявлений и методы решения конфликта?

      Для конструктивного решения спорных, проблемных ситуаций необходимо взаимное соблюдение супругами морально-этических норм поведения, знания индивидуальных особенностей партнера, умение позитивно решать возникающие разногласия. Супруги должны обладать коммуникативной компетентностью, т. е. определенным уровнем обученности взаимодействию с окружающими. 5

      Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода—несовместимость характеров; несходство взглядов, интересов; недоверие; утрату чувств; измену; разочарование; ревность; равнодушие.

      Психологический и юридический развод—результат несложившихся семейных отношений. Причины же возникают в процессе создания супругами реальной модели взаимодействия в семье. Важными факторами, затрудняющими процесс формирования семейной общности и зачастую приводящими к разводу в первые годы совместной жизни, являются личностные особенности супругов.

      Супруги, подавшие заявление на развод, стремятся снять с себя личную ответственность за ошибки, жизненные неудачи и видеть причину всех бед во внешних обстоятельствах—людях, судьбе (экстернальная направленность личности).

      Структуральные особенности семьи. Семья—колыбель личности. Именно в процессе внутрисемейных отношений формируется и впервые проявляется личностная неповторимость ребенка. Семья обладает своими специфическими особенностями, к ним относятся:

      — положительная эмоциональная направленность межличносп отношений всех членов семьи;

      —сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;

      —разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, профессиональным интересам, социальному статусу;

      Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности ребенка, формируя у него:

      — умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;

      —способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;

      — умение взаимодействовать с другими в реальных ситуациях;

      —способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;

      —потребность любить близких людей и доверять им;

      —уверенность в собственной нужности, в том, что он любим другими.

      Родительская позиция— это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним. Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами:

      —адекватностью (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воздействия на основе такой оценки);

      —динамичностью (способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

      —прочностью (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь). 7

      Наибольшее одобрение встречают у большинства детей установки родителей на демократическое воспитание, основывающееся на сочетании высокой требовательности и контроля с эмоциональным принятием и поддержкой ребенка, а невмешательство взрослых в жизнь ребенка однозначно расценивается детьми как отсутствие родительской любви.

      Стиль семейного воспитания определяется характером эмоциональных отношений родителей к ребенку. Примером негативного и позитивного стилей воспитательного воздействия на ребенка являются неустойчивый и демократический стили. Под неустойчивым стилем понимают резкую смену методов и приемов воспитания, характеризующих стиль поведения родителей.

      Таким образом, от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей, направленности воспитательного воздействия (стиля семейного воспитания, функций отца и матери, конкретной воспитательной деятельности) будет зависеть вклад семьи в формирование и становление личности ребенка, раскрытие и реализацию его способностей и интересов.

      В 1972 г. Конгрессом США была принята поправка к Конституции, в которой уравнивались в правах мужчины и женщины, однако она не была ратифицирована и не получила силы закона. Большинство штатов США до сих пор не присоединились к международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую ООН одобрило еще в 1979 г.

      Женщины составляют в США 54% всех избирателей, но в среднем занимают лишь б% выборных должностей.

      « — Это чаще всего мужчины не очень высокого культурного уровня,—заявила одна из участниц дискуссии. Ей возразил представитель мужчин:

      —Когда есть любовь и большие чувства, есть счастье. И в такой семье не возникает проблем, кому готовить обед. Каждый делает то, что ему нравится, что лучше умеет.

      —А Вы бы хотели, чтобы Ваша жена была феминисткой?— спросили его.

      —Упаси боже,—ответил он,—Мы привыкли с супругой самостоятельно решать свои проблемы, без идеологии и вмешательства посторонних. Мне кажется, что феминистками становятся женщины, обиженные мужчинами. А партнеры в браке должны жить, как им нравится обоим, уважать друг друга, считаться с интересами и запросами. Если муж не любит и не хочет варить борщ, а жена будет стоять около него с половником и заставлять, такая семья вскоре распадется.

      —Но согласитесь, женщины в российских эшелонах власти представлены неадекватно?

      Доля женщин, занятых в народном хозяйстве России, составляет свыше 50% работающих. Они вносят громадный вклад в реализацию задач, стоящих перед обществом. И невозможно представить, что произойдет, если все женщины станут домохозяйками. Большинство из них, кстати, самина это никогда не согласятся. Без современной деловой женщины обществу никак не обойтись. Существенна роль женщин и в экономике семьи.

      Английская писательница и феминистка Фэй Уэлдон, мать четверых сыновей, заявила, что в своих романах она кое в чем расходится «с основными положениями феминизма—особенно той его разновидности, что получила прозвище "Гриб-дождевик' и трактует о магии, о загадочном и непостижимом, о материнской любви и прелестях сельской жизни, а заодно и содержит долю сведений по гинекологии .

      Увы, за прошедшие десять лет и в нашей стране многое изменилось. Массовая безработица стала явью, особенно среди женщин.

      Наиболее архаичный тип—патриархальный. Здесь ведущие отношения—кровнородственные, при жесткой зависимости жены от мужа, а детей от родителей. Эти отношения закрепились в результате ниспровержения материнского права.

      Супружество—это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия).

      К внебрачным семьям социологи относят семьи, не зиждящи-еся на актуальном браке — неполны еиматеринские (single parent). Источниками формирования неполных семей являются овдовение и разводы. Но материнскую семью нельзя смешивать с неполной, так как здесь практически не было супруга.

      К альтернативным семейным моделям относят единобрачные союзы, для которых характерно стилевое своеобразие. Это повторные и фактические браки.

      Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить этот брак. Это предполагает верность партнеров, совместную заботу о потомстве, возможность материального содержания одного члена союза другим.

      Как видим, реальная картина не только мозаична, но и всеизвестна. Социологами вскрыто многообразие реальных моделей, существующих в границах того или иного типа семьи. Важно помнить: трансформация семьи сопровождается сменой паритетов. 10

      Устойчивость брачно-семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни. Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

      Факторы, влияющие на стабильность семьи. Необходимо учитывать факторы, влияющие на стабильность семьи. К ним относятся:

      Объективные: общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья. Государственные структуры, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают даже минимальных условий для ее выживания. Уровень семейного бюджета не соответствует уровню прожиточного минимума. Резко обострились проблемы улучшения жилищных условий. Возникла реальная возможность безработицы (особенно для женщин).

      В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы помощи семье, целенаправленное формирование в общественном сознании значимости важнейших ценностей семьи.

      Затянувшийся кризис экономики привел к тому, что большинство семей попало в разряд малообеспеченных, а немало—и в разряд нищих. Смертность обогнала рождаемость. Многие молодожены откладывают на неопределенный срок появление первого ребенка. В то же время растет число детей, рожденных вне брака.

      Государственная семейная политики должна способствовать свободной, самостоятельной организации молодежью семейной жизни, повышению ее социального статуса, укреплению и развитию семейно-брачных отношений. При реализации молодежной политики в этой области необходимо обеспечить:

      —предоставление льгот и привилегий молодым семьям (заключение трудового договора с гарантиями предоставления единовременного кредита на обзаведение и дополнительного кредита на приобретение (строительство) жилья и пр.);

      — создание социальной и психолого-педагогической службы помощи молодой семье для решения различных вопросов;

      — увеличение числа публикаций и изданий для молодежи на темы семейной жизни;

      — разработку структурно-функциональной модели городских ведомств и служб, отвечающих за социально-экономическую, психолого-педагогическую и медико-гигиеническую сферы жизнедеятельности семьи. Без такой модели все прогрессивные научно проработанные и обоснованные программы останутся на уровне теоретических концепций.

      — формирование личности, обладающей высокой этической культурой чувств и поведения, гуманистическими принципами и взглядами, чувством ответственности и долга по отношению к близким;

      —воспитание семьянина, обладающего системой знаний о психологии личности и межличностных отношений, методах разрешения супружеских и семейных конфликтов, о возможности саморегуляции собственной психики и поведения.

      Ломка традиционных семейных стереотипов в обыденном сознании происходит на фоне серьезнейших социально-экономических трудностей, общей дестабилизации жизненного уклада, что создает своеобразную конфликтогенную среду существования человека, усиливающую неустойчивость современной семьи. Подобное положение диктует необходимость решения следующих основных задач:

      1. Комплексное изучение современной семьи с ее различными характеристиками структуры, стажа совместной жизни супругов, возраста ребенка, социально-экономическими условиями семейной жизни, устойчивостью семейной организации с целью научного обоснования государственных программ помощи семье.

      2. Разработка и внедрение практических программ социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений на разных этапах формирования семейной общности.

      Примечания

      1 Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина. М., 1988. С.369.

      2 Cоциологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 1991. С.441.

      3 Гидденс Энтони. Социология: Учебник (Реферир. изд.). Челябинск, 1991. С.135.

      4 См.: Голод С. И. Будущая семья: Какова она? М., 1990; Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Ред. А.Г.Вишневский. М., 1992.

      5 См.: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

      6 Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков. Минск, 1988.

      7 Эйдемиллер Э.Г., Ю стицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

      9 Уэалдон фей. О необходимости феминистской литературы // Иностранная литература. 1985. №6. С. 180-181.

      10 См.: Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирической обоснование. СПб., 1994.

      11 Радзинский Э. Она в отсутствии // Работница. 1989. №12. С. 2.

      12 Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

      Семья является социокультурным явлением, интерес мыслителей к которому не угасает на протяжении всего времени ее существования.

      На каждом историческом этапе развития общества именно семья являлась одной из важнейших ценностей. Связано это прежде всего с тем, что именно в семье происходят процессы формирования человека как личности: его взглядов, нравственной ориентации, привития норм и правил поведения, принятых в обществе.

      Благодаря изучению данного процесса развития и воспитания всесторонне развитой личности появляется возможность раскрытия перспектив развития общества и культуры в целом. Именно в семье человеку прививаются ценности и антиценности, оказывающие непосредственное влияние на состояние и уровень культурного комфорта, а, в соответствии с ним, и на устойчивость человека в мире.

      Развитие семьи на современном этапе

      Семья на современном этапе развития общества имеет существенные отличия, по сравнению с особенностями семей прошлых лет. Эти отличия имеют не только экономический характер, но, и что гораздо важнее, эмоционально – психологическое направление. Меняются отношения между детьми и родителями, они становятся все более эмоционально-психологическими, их экономическая составляющая отходит на второй план. Эмоциональная привязанность членов семьи углубляется, и активно пропагандируется идея о том, что главной ценностью в семье являются именно дети.

      Связь общества и семьи очевидна и является взаимообратной. Именно от тех социальных обстоятельств, в которых находится и формируется семья, по большей части зависит ее функционирование, проявление социальной активности, нравственно-психологическая атмосфера, структура семьи и отношений в ней.

      Рассмотрим более подробно данные социальные обстоятельства. К ним относят:

      • имеющийся уровень образования членов семьи;
      • культурное развитие членов семьи;
      • материальное положение семьи;
      • традиции и ценности, существующие в семье и являющиеся ориентиром для формирования жизненных планов и устремлений членов семьи;
      • место жительства;
      • социальная принадлежность семьи к той или иной категории и связанные с этим жизненные обстоятельства;
      • имеющиеся у супругов и передаваемые младшему поколению нравственные убеждения;
      • способность членов семьи к сплочению и консолидации в трудных жизненных ситуациях.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Каждое из перечисленных социальных обстоятельств накладывает свой отпечаток на существующий характер отношений между членами семьи и определяет особенности формирования семейных отношений.

      Социальные проблемы семьи на современном этапе развития общества

      Основной социальной проблемой семьи на современном этапе развития общества может по праву считаться резкое омоложение супругов, вступающих в брак.

      Сам по себе факт раннего вступления в брак на первый взгляд не является серьезным препятствием для создания крепкой и социально активной семьи. Однако следует учитывать тот факт, что именно в таких семьях проявляются следующие тенденции:

      1. Распад молодых семей практически через год или два после регистрации брака.
      2. Употребление алкоголя или психоактивных веществ одним или обоими супругами.
      3. Отсутствие чувства ответственности в браке.

      Перечисленные выше проблемы свойственны не только молодым семьям, но именно в них по статистике они проявляются чаще всего. В результате браки распадаются, и институт семьи находится под угрозой.

      Помимо тех проблем, которые были описаны выше, семьи на современном этапе развития общества сталкиваются со следующими трудностями:

      1. Отсутствие благоприятных жилищных и бытовых условий, что влечет за собой недовольство уровнем жизни и распад семьи.
      2. Нарушение распределения ролевых позиций между супругами. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Однако современная женщина вынуждена не только заниматься домашним хозяйством, но и активно выполнять свои профессиональные функции, что приводит к истощению и росту недовольства со стороны женщины своим положением. С другой стороны стоит отметить тот факт, что многие современные женщины отвоевывают свое право участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной, тем самым как бы меняясь ролями с мужчиной в процессе супружеской жизни.
      3. Существование низкого уровня культуры семейно-брачных отношений и отсутствие стремления к взаимопониманию и совместному построению гармоничных отношений.

      В результате вышеперечисленных проблем возрастает взаимная требовательность супругов друг к другу и отсутствует потребность в поиске компромиссов в отношениях.

      Факт того, что современная семья имеет множество проблем налицо. Многие исследователи говорят о возможности возникновения кризиса семьи как института в целом и брака в частности.

      Однако не стоит отрицать тот факт, что все проблемы, возникающие в современной семье, в той или иной степени зависят от реалий современной общественной жизни, особенностей существования и функционирования человека, в современных условиях стремительно развивающегося мира.

      Можно смело утверждать, что, не смотря на все имеющиеся проблемы, семья, как социальный институт будет продолжать существовать, в связи с тем, что человек является социальным существом, а именно семья способна удовлетворить его социальные потребности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья на современном этапе ее развития принимает новые формы и формирует новые особенности семейного общежития.

      Читайте также: