Учение хун сюцюаня кратко

Обновлено: 02.07.2024

Хун Сюцюань организовал и возглавил массовое восстание тайпинов со своей интерпретацией христианства в Китае. Как бедный учитель с нищего юга стал духовным лидером для миллионов человек? Кем он был и как пришел к этому?

Хун Сюцюань родился в бедной крестьянской семье народа Хакка юга Китая. Он был способным ребенком. Окончил школу и стал деревенским учителем. Богатство это не сулило, поэтому Сюцюань отправляется для сдачи экзамена на чиновника в Кантон, который сейчас называется Гуанчжоу.

Кантон — открытый для европейцев торговый прибрежный город. Здесь Сюцюань знакомится с частью европейского образа жизни и протестантским миссионером, который передал ему христианские трактаты. Поначалу эти трактаты не произвели на Сюцюаня сильного эффекта, он продолжил готовиться к экзамену. Экзамен Сюцюань не сдал, хотя учился до изнеможения, а провалом подводил себя и семью. Груз ответственности, титанические усилия и неудача негативно сказались на здоровье.

После третьего провала на экзамене, у Сюцюаня случается нервный срыв. Он 40 дней не встаёт с кровати и страдает от горячки и бессонницы. Во время болезни Сюцюань бредит. Во снах с ним разговаривают двое мужчин, один с седой бородой, другой с черной. После выздоровления Сюцюань решает вновь ознакомиться с христианскими трактатами и понимает всё. Он заявляет, что в бреду с ним разговаривал Бог и Иисус, сам же он сын бога и младший брат Иисуса. "Высшие силы" поручили Сюцюаню построить в Китае Царство Божие и стать Небесным Князем.

Учение Сюцюаня представляет смесь буддизма, даосизма и христианства. Первые проповеди он читал в родной деревне. В учении содержались идеи о равенстве и братстве всех людей, в отличии от строгой конфуцианской иерархии, о равенстве между мужчиной и женщиной и богатстве от лукавого, что принималось бедным населением Юга Китая. Идеи Сюцюаня направлялись в первую очередь на крестьянство.

Бедность, сплоченность национального меньшинства и недовольство ситуацией в стране представляют благоприятную почву для распространения новых идей. Народ Хакка проникается идеями Сюцюаня. Учение начинает быстро распространяться, в том числе и за пределы родной провинции.

Летом 1850 года Сюцюань со сторонникам восстаёт в провинции Гуанси. Восставшие быстро захватывают новые земли и разбивают цинские армии. Войска Сюцюаня дисциплинированны. Религиозные фанатики и аскеты задают идеологический тон новой армии, которая опирается на христианские заповеди. Запрещались азартные игры, алкоголь, опиум, проституция, частная собственность, сношения между мужчиной и женщиной. Несмотря на многие запреты, таипины гуманно относятся к населению. Вскоре повстанцы создают государство — Тайпин тянь го.

Важной победой тайпинов было взятие Нанкина — южной столицы Китая. Это древний город с головокружительной роскошью, которая осталась от предыдущих правителей. Тайпины и Сюцюань впервые знакомятся с таким богатством и переносят столицу в Нанкин. Здесь они набирают себе гаремы и всё больше увлекаются роскошью. Богатство тлетворно влияет на тайпинов и противоречит идеологии движения. Но это не мешает Хуну Сюцюаню есть только из золотых и серебряных блюд, передвигаться в паланкине и проводить всё время во дворце. В армии тайпинов начался разлад. Генералы предавали и грызлись между собой, армии терпели поражения. Сюцюаня это огорчало, он всё больше отстранялся от политики и увлекался гаремом.

3.1. Хун Сюцюань и восстание тайпинов

В 1847 г. Хун Сюцюань уехал в Гуанчжоу, чтобы под руководством миссионера Робертса продолжить знакомство с христианством и прочитать Библию. Однако сотрудничество с протестантской миссией не наладилось, и Хун Сюцюань вернулся в Гуанси [337]. Там, на горе Цзыцзишань была создана база религиозной секты. Хун Сюцюань и его последователи стали разрушать окрестные кумирни [338]. В январе 1851 г. движение тайпинов переросло в войну против правящего режима. 11 января в местечке Цзиньтянь было объявлено о начале войны и основании тайпинами собственного государства [339]. Отправляясь на север, восставшие сожгли свои дома и имущество. Формирование государственных институтов произошло в городе Юнъане, на севере Гуанси, где тайпины стояли почти год. В сентябре 1851 г. в этом городе состоялось официальное провозглашение государства Тайпин Тяньго [340].

Возможно, впервые западного миссионера (очевидно, американца Эдвина Стивенса) Хун Сюцюань встретил в Гуанчжоу в 1836 году.

Roberts Issachar Jacox, Ло Сяоцюань.

Хун Сюцюань крестил Хун Жэньганя в 1843 г. Хун Жэньгань некоторое время работал катехизатором у знаменитого миссионера Джеймса Легга в Гонконге. К восстанию тайпинов он присоединился в 1859 году.

Хун Сюцюань сделал удачный ход, первой он разрушил кумирню злого духа Гань–вана, по преданию убившего свою мать, которому крестьяне молились лишь из боязни.

Это событие было приурочено ко дню рождения Хун Сюцюаня.

Высшее руководство государства состояло из шести ванов (князей) во главе с тянь–ваном (небесным правителем): дун–ван (восточный) — Ян Сюцин, си–ван (западный) — Чяо Чжаогуй, бэй–ван (северный) — Вэй Чанхуй, нань–ван (южный) — Фэн Юньшань, и–ван (отдельный) — Ши Дакай.

В конце мая 1864, когда Нанкин уже находился в окружении правительственными войсками, Хун Сюцюань выпустил манифест с извещением о том, что собирается вознестись в рай и прислать оттуда небесное воинство на помощь защитникам тайпинской столицы, после чего покончил с собой, приняв яд, 1 июля 1864.

25 дворов составляли взвод (лян), четыре взвода – роту, пять рот – бригаду, пять бригад – дивизию, пять дивизий – корпус. Во главе всей этой военно-государственной иерархии стоял Небесный князь, правивший от имени Бога. Подчинявшийся ему главнокомандующий армией – Восточный князь (Дун-ван) – возглавлял исполнительную (административную) власть. В Небесном государстве сохранились наследственные ранги (ван, хоу и другие). Выдвижение на чиновничьи должности 11 степеней осуществлялось ежегодно. Повышение и понижение предполагалось проводить раз в три года. Пределом должностного понижения являлось разжалование в крестьяне, помимо которых в народе по традиции выделялись служилые, ремесленники и торговцы. Другими тайпинскими документами засвидетельствована и возможность временного обращения виновных в рабов. Высшей мерой наказания была смертная казнь.

Важным позитивным нововведением тайпинов стало уравнение в правах с мужчинами женщин, которые получили возможность владеть земельным наделом, сдавать экзамены на ученые степени и соответственно занимать чиновничьи должности, служить в армии. При этом подверглись запрету проституция, браки по расчету, купля-продажа невест и бинтование ног у женщин. В Небесном государстве был установлен гласный суд и отменены пытки.


Хун Сюцюа́нь; (кит. 洪秀全 , Hóng Xiùquán) (предположительно январь 1813, у. Хуасянь, пров. Гуандун — 1 июня 1864, Нанкин) — лидер Тайпинского восстания.

Содержание

Детство и юность

Хун Сюцюань родился в бедной семье, происходящей из хакка, в провинции Гуандун на юге Китая. Как самый способный из трёх сыновей он имел возможность посещать школу и впоследствии стал деревенским учителем. В надежде получить пост чиновника Сюцюань несколько раз пытался сдать государственный экзамен, но безуспешно. Однако в городе Гуанчжоу, где проходили экзамены, в руки молодого учителя попадают трактаты христианских миссионеров. Он также слушает проповеди Лян Фа — ученика Р. Моррисона. Позже, во время болезни, у Хуна (согласно его автобиографии) случается ряд видений, в которых Бог-Отец и Иисус Христос поручают ему дело борьбы с демонами на земле. После шести лет учительствования в родной деревне, Хун начинает преподавать, обращает в христианство своего кузена Ли, а после с помощью него несколько других своих родственников.

Основание религиозного движения

Начиная с 1844 Хун усиленно занимается изучением христианства, сочинением трактатов и од на религиозные темы. В это время его ближайший друг Фын Юньшань успешно проповедует учение Хуна, основанное на идее мессианской роли последнего, среди крестьян Хакка и Мяо. Целые деревни переходят в новую веру и разрушают древних идолов.

Начало и расцвет восстания тайпинов



К 1855 году тайпины достигли вершины своего успеха. Бо́льшая часть провинций Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси и Хубэй — почти весь средний Китай — находилась под их властью. Одно время войска тайпинов стояли всего в ста километрах от Пекина.

Закат восстания тайпинов и гибель Хуна

На военном поприще тайпины также всё чаще терпели поражение. Армия Цзэн Гофаня, талантливого цинского полководца, а также англо-французские войска, поначалу симпатизировавшие тайпинам, занимали область за областью. 31 мая 1864 года началась осада Нанкина. Неудачи и болезнь ввергли Хуна в депрессию, а впоследствии и слабоумие. В начале июня 1864 года, незадолго до падения своей столицы, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством, приняв яд. После его смерти власть осуществлялась от имени его сына, Хун Тянгуйфу, однако последний реально не правил, вскоре был схвачен цинским правительством и казнён вместе с другими вождями восстания.

  • Персоналии по алфавиту
  • Предводители восстаний (Китай)
  • Самоубийцы, принявшие яд
  • Революционеры Китая
  • Умершие в Нанкине
  • Восстание тайпинов
  • Гуандун

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Хун Сюцюань" в других словарях:

ХУН СЮЦЮАНЬ — Хун Жэнькунь, Хун Хосю, главный идеолог и вождь крестьянского движения тайпинов в Китае. Родился в крестьянской семье в уезде Хуасянь провинции Гуандун 1 января 1814, был учителем и четырежды терпел неудачу при попытках сдать экзамены на низшую… … Энциклопедия Кольера

Хун Сюцюань — (1814 1864), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850 1864 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством. * * * … Энциклопедический словарь

ХУН СЮЦЮАНЬ — (1814 64) организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850 64 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством … Большой Энциклопедический словарь

Хун Сюцюань — (1814 64 гг.) организатор и руководитель Тайпинского восстания 1850 64 гг. в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 г. глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 г. правительственными войсками покончил жизнь самоубийством … Исторический словарь

хун сюцюань — Жэнь Кунь. 1814 1864 Основатель религиозно политич. Об ва поклонения Верховному владыке (Бай Шан ди хуэй), один из организаторов и духовный вождь крестьянского движения тайпинов (1851 64), расшатавшего устои феод, строя и подготовившего почву для … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Хун Сюцуань — Хун Сюцюань Хун Сюцюань; (кит. 洪秀全, Hóng Xiùquán) (предположительно январь 1813, у. Хуасянь, пров. Гуандун 30 июня 1864, Нанкин) лидер Тайпинского восстания. Содержание 1 Детство и юнос … Википедия

Хун (фамилия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хун. Хун китайская фамилия (клан) . 洪 наводнение. Известные Хун Хун Бао Хун Шэн (洪升, 1645? 1704) средневековый китайский драматург и поэт … Википедия

Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго. 8
§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………. 22
§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……. 38

Работа содержит 1 файл

2292 тайпины перед.+ doc.doc

Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго. . 8

§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12

Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания ………………………………………………………………………….. 18

§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18

§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………… ……………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……. . . 38

Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.

Обострение противоречий в китайском феодальном обществе было вызвано прогрессировавшим с конца XVIII в. ухудшением материальных условий существования крестьянства. Усилилась концентрация земельной собственности в руках феодалов, вызывая обезземеливание крестьян, росли феодальная эксплуатация и налоговое бремя. Политической почвой для углубления и обострения классовых и национальных противоречий послужили: привилегированное положение маньчжуров в Цинской империи, сосредоточение государственной власти в руках маньчжурской знати и установленный ею режим жесточайшего гнета и произвола. Беспощадные расправы цинских властей с китайскими патриотами, осмелившимися выступать против владычества маньчжуров в стране, не могли не вызвать справедливого возмущения широких масс китайского народа. Оно подогревалось воспоминаниями о чудовищных зверствах маньчжуров при завоевании Китая и об унижении.

Выступления против господства маньчжуров в Китае считались по цинским законам одним из самых тяжких преступлений. Виновные подлежали смертной казни вместе со своими родственниками китайского народа в связи с насильственным насаждением в стране некоторых маньчжурских обычаев, чуждых подавляющему большинству ее населения. В представлениях крестьянских масс в силу низкого уровня их политического и классового, самосознания национальные противоречия нередко заслоняли собой противоречия классовые, а владычество маньчжуров олицетворяло собой всю систему феодального гнета.

Огромную роль в доведении классовых и национальных противоречий до крайности сыграла агрессия капиталистических держав против Цинской империи в 40-х годах XIX в., особенно первая опиумная война 1840—1842 гг., положившая начало превращению Китая в полуколонию международного капитализма и сильно подорвавшая престиж маньчжурских правителей в глазах китайского народа, веру во всемогущество и непобедимость их вооруженных сил.

Общность классовых интересов оказалась куда более прочной и сильной, чем общность их национальных интересов с основной массой китайского народа.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850—1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853—1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856—1864 гг. — последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы.

Вклад советских исследователей в историографию голлизма пока весьма скромен. В нашей стране существует лишь несколько книг и серия статей, специально посвященных истории тайпинского движения. Среди них две монографии, принадлежащих перу В. И. Илюшечкина и Г.С. Кара-Мурза и Н. Н. Молчанова. Книга В. И. Илюшечкина, написанная прекрасным литературным языком, несомненно, самая популярная в СССР работа о восстании тайпинов. Она выдержала несколько многотиражных изданий. История движения рассматривается в небольшой книге Г.С. Кара-Мурза. Среди множества исторических свидетельств о крестьянской войне тайпинов 1850-1864 гг. в Китае сохранились один источник на русском языке, составленный в середине XIX в. и опубликованные в конце 50-х годов ХХ в. Это дневниковые записи К.А. Скачкова. К.А. Скачков (1821-1883) заведовал метеорологической и магнитной обсерваторией при русской духовной миссии в Пекине с 1849 по 1857 годы. В течение всех лет пребывания в Китае он вёл дневник, в котором нашли отражение события в столице Цинской империи, связанные с разгоравшейся в Китае крестьянской войной. Сведения о тайпинах, оставленные автором, использовались отечественными тайпиноведами. Несомненная их ценность была определена специалистами, критический анализ свидетельств о тайпинах, содержащихся в дневниках К.А. Скачкова, присутствует в работах исследователей истории и историографии Китая.

Целью данной работы является изучения истории восстание Тайпинов

    1. Исследовать вопросы, связанные с возникновением государства Тайпин Тяньго;
    2. Рассмотреть падение тайпинского государства;
    3. Охарактеризовать причины поражения и значение восстания;

§ 1 Учение Хун Сюцюаня

Читайте также: