Романтизм в англии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Англия, совершившая в начале XIX в. промышленный переворот, в искусстве сохраняла приверженность романтизму. Некоторые его тенденции проявились в направлении, именуемом предромантизмом. Основные эстетические принципы романтизма выражены в творчестве С.Т. Колриджа, считавшего, что в искусстве сосредоточен синтез важнейших сторон жизни — прекрасного, истины, морали, в нем осуществляется единение человечества, природы и мирового духа, а основу искусства составляет воображение. Английская живопись представлена несколькими крупными мастерами: Констеблом, Тернером, Блейком.

Движение прерафаэлитов, ориентированное на христианские идеи братства всех людей, стремление к созданию глубокого, содержательного искусства, Библию, стало наиболее ярким явлением искусства викторианской эпохи. Викторианской эпохой в Англии именуется период с 1837 по 1901 г. Это время политического могущества страны и существенного подъема благосостояния средних слоев общества.

Уильям Холмен Хант (1827— 1910) в своем творчестве воплощал заветы знаменитого критика Джона Рескина, считавшего, что правда достигается не широтой кисти, а крайней точностью в передаче характерных подробностей. Формацию почвы и облаков художник должен изучить с точностью геолога. Чтобы написать Св. Иосифа или Марию, полагал Рескин, нужно изучить по Библии как можно тщательнее их характеры, найти подходящих натурщиков и совершенно точно писать с натуры, не позволяя себе ни изменить, ни обобщить чего-либо в ней. Для максимальной достоверности при передаче характера местности Хант в 1854 г. отправился в Палестину, чтобы начать писать библейские картины. Он провел на Святой земле несколько лет, изучая строение почвы, архитектуру, народ, и старался воспроизводить библейские события с полной археологической точностью.

Эдвард Бёрн-Джонс (1833—1898) с одинаковым мастерством создавал картины на темы античности и Средневековья. В Оксфордском колледже Бёрн-Джонс встретился с Уильямом Моррисом, будущим знаменитым живописцем, поэтом, архитектором, романистом, графиком, дизайнером. Бёрн-Джонс намеревался стать священником, однако под воздействием Морриса решил вместо этого посвятить свою жизнь искусству. В 1861 г. художник поехал в Италию, а по возвращении помогал Моррису в создании его художественно-промышленных мастерских, для которых выполнил множество эскизов для витражей, керамики, гобеленов. В конце жизни Бёрн-Джонс удостоился рыцарского звания.

Картины прерафаэлитов насыщены мистическими аллюзиями, а краски символизируют тончайшие настроения и чувства. Движение прерафаэлитов фактически пережило себя — оно продолжало влиять на развитие британского искусства даже после Первой мировой войны, но уже не отражало ни вкусов, ни убеждений изменившегося общества.

Предпосылки – разочарование в революции, промышленный переворот

Подчеркивается первостепенная роль воображения;

Необходимость сближения поэтического слова со словом народа во имя простоты (отказ от высокого стиля); разговорной лексики, разговорной интонации, обращались к фольклорной традиции, к сложной символике, мистическому исказочному.

1 этап - Ранний английский романтизм: 1790-1800-е гг.

Они выступили против нормативного искусства классицизма, считали, что

В искусстве следует изображать не только великие события и выдающихся

В рамках 2 этапа английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).

I этап (1807-1812) классицизм

Призывает поэтов к гражданской поэзии, требует ясности форм, прозрачности характеров. Байрон подверг критике всю современную поэзию.

II этап (1812-1816)

Образ героя – меланхоличный, одинокий, усталый, разочарованный. Стержневой, главный мотив – трагедия послереволюционной Европы. Ч.-Г, посещает страны, надеясь обрести покой и волю, которых в итоге не находит.

Ориентация на Жан-Жака Руссо. Героическое сопротивление тирании, мировая скорбь, богоборчество, вольнолюбие.

Наполеон разгромлен. В.Скотт переходит на прозу, Байрон становится главным поэтом Англии.

Как член палаты лордов Байрон выступал в поддержку луддитов, протестовавших против внедрения машин в производство и безработицы. 1812 – мощная речь в парламенте против принятия законопроекта смертной казни луддитов (за то, что они ломали станки). Однако, законопроект все же принят. Б. пишет саркастическую оду авторам билля о разрушителях станков. Б. разочаровался в парламенте. В то же время появились две первые песни Чайльд-Гарольда. Поэма имела баснословный успех.

Романтические поэмы, протеворечивый, метущийся герой. Жестокость мира, но причастность к нему – источник скорби. Конфликт личности и неправедного мира.

1816 – бракоразводный процесс, о котором пишут все газеты. Б. не выдерживает и покидает Англию навсегда в пользу Швейцарии.

III этап (1816-1821)

Главный герой – реальная личность (Франсуа де Бонивар), швейцарский гражданин, который томился 7 лет в темнице Шильонсккого замка (за политич.убеждения). Этот замок – символ мира тюрьмы.

Б. откликнулся на призывы своего друга Шелли – обратился к гражданским мотивам.

На место героя-идеалиста приходит герой-альтруист. Но основные черты героя Б-на остаются неизменными.

Такое же крупное значение имел байронизм и в России, где первое знакомство с поэзией Байрона относится к 1819 году, когда ею заинтересовался кружок кн. П. А. Вяземского и В. А. Жуковского. Начиная с этих писателей, почти

Этому многоликому мировому злу Байрон, идя вслед за про­светителями, противопоставляет идею смелого и свободного чело­веческого разума, не приемлющего царящие в мире жестокость и несправедливость.

Справедливость преподанного ему урока Каин постигает на собственном опыте. Вернувшись на землю уже законченным и убежденным врагом бога, дающего жизнь своим созданиям лишь для того, чтобы умертвить их, Каин в порыве слепой нерассуждающей ненависти обрушивает удар, предназначенный непобедимому и недоступному Иегове, на своего кроткого и смиренного брата Авеля.

Этот братоубийственный акт как бы знаменует последнюю ста­дию в процессе познания жизни Каином. На себе самом он познает непреодолимость и вездесущность зла. Его порыв к добру рождает преступление. Протест против разрушителя Иеговы оборачивается убийством и страданиями. Ненавидя смерть, Каин первый приводит ее в мир. Этот парадокс, подсказанный опытом недавней револю­ции и обобщающий ее результаты, дает в то же время наиболее рельефное воплощение непримиримых противоречий мировоз­зрения Байрона.

Созданная в 1821 году, после разгрома движения карбонариев, мистерия Байрона с огромной поэтической силой запечатлела глу­бину трагического отчаяния поэта, познавшего неосуществимость благородных надежд человечества и обреченность своего прометеев­ского бунта против жестоких законов жизни и истории. Именно ощущение их непреодолимости заставило поэта с особой энергией искать причины несовершенства жизни в объективных закономерно­стях общественного бытия. В дневниках и письмах Байрона (1821 — 1824), равно как и в его поэтических произведениях, уже намеча­ется новое для него понимание истории не как таинственного рока, а как совокупности реальных отношений человеческого общества. С этим перемещением акцентов связано и усиление реалистических тенденций его поэзии.

Для тех, кто КАИНА не читал – вот, чтиво на 9 минут:

Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой.

Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.

От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места.

С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать.

Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.

Лукавый автор ни на минуту не теряет из виду и нравы современной ему британской аристократии,акцентируя, в частности, превалирующее в севильском богатом доме ощущение лицемерия и ханжества.

Как можно судить по дневниковым записям поэта, он собирался дать идее революции и сюжетное воплощение. Согласно его замыс­лу Дон Жуан должен был стать участником французской револю­ции и обрести свою смерть в гуще ее событий. (задумывался эпос в 24 песнях, и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончить повествование гибелью Жуана во Франции в период Великой французской революции).

Всем этим обилием самых различных, а иногда и взаимоисключающих друг друга идейно-тематических мотивов определилось и художественное свое­образие романа в стихах.

Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.

Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.

Байрон, Перси Шелли, Джон Китс — без этих имен сложно представить себе романтизм. В этой части разберем их произведения и обсудим особенности английского романтизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Время чтения 〰️ 2 минуты.

А теперь обратимся к английскому романтизму и поговорим о великом его представителе — Уильяме Блейке.

❇️ Уильяма Блейка (1757 — 1827) считают одним из первых и главных английских романтиков.

❇️ Основные черты творчества Блейка:

To see a World in a Grain of Sand
And a Heaven in a Wild Flower,
Hold Infinity in the palm of your hand
And Eternity in an hour.

Небо синее — в цветке,
В горстке праха — бесконечность;
Целый мир держать в руке,
В каждом миге видеть вечность.

(Перевод В. Л. Топорова)

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка.

(Перевод С. Я. Маршака)

❇️ Мифология Блейка изложена в его пророческих книгах.

🔮 Это целый мир, населенный божествами и героями, которым он дал необычные имена: Уризен, Лува, Тармас, Уртона, Лос, Энитармон, Ахания, Энион, Ринтра, Бромион, Тириэль, Хар и так далее.

📜 Мифология Блейка имеет множество истоков: там есть отголоски Библии, греческой, римской, скандинавской мифологии, теософских, оккультных, мистических книг, в том числе сочинений Агриппы Неттесгеймского, Парацельса, Якоба Беме.

Поговорим об английских и немецких романтиках. Для начала разграничим две основные школы английского романтизма: поэтов-лейкистов и традиции поэзии Байрона и Шелли.

⛔️ Колридж и Вордсворт отвергали рационализм.

✅ Поэты-лейкисты верили в иррациональное, традиционные христианские ценности и идеализировали средневековое прошлое.

🔳 Трое поэтов озерной школы — очень разные. В зрелые годы их пути сильно разошлись.

1️⃣ Роберт Саути (1774 — 1843) открывает историю английской романтической баллады.

*Баллада — длинное сюжетное стихотворение исторического или мистического характера.

👇 Посмотрим на один из самых знаменитых его пейзажей.

Composed upon Westminster Bridge, September 3, 1802

Earth has not anything to show more fair:
Dull would he be of soul who could pass by
A sight so touching in its majesty:
This City now doth, like a garment, wear
The beauty of the morning; silent, bare,
Ships, towers, domes, theatres, and temples lie
Open unto the fields, and to the sky;
All bright and glittering in the smokeless air.
Never did sun more beautifully steep
In his first splendour, valley, rock, or hill;
Ne'er saw I, never felt, a calm so deep!
The river glideth at his own sweet will:
Dear God! the very houses seem asleep;
And all that mighty heart is lying still!

👉 В переводе Вильгельма Левика:

Сонет, написанный на Вестминстерском мосту 3 сентября 1802 года

Нет зрелища пленительней! И в ком
Не дрогнет дух бесчувственно-упрямый
При виде величавой панорамы,
Где утро - будто в ризы - все кругом
Одело в Красоту. И каждый дом,
Суда в порту, театры, башни, храмы,
Река в сверканье этой мирной рамы,
Все утопает в блеске голубом.
Нет, никогда так ярко не вставало,
Так первозданно солнце над рекой,
Так чутко тишина не колдовала,
Вода не знала ясности такой.
И город спит. Еще прохожих мало,
И в Сердце мощном царствует покой.

🌱 Как это свойственно романтизму, природа одушевлена и отражает душевные переживания лирического героя.

❤️ Обратите внимание, что в оригинальном тексте заглавными буквами выделены Город и Бог, а в переводе — Красота и Сердце.

Давайте разберем, кто же противостоял поэтам-лейкистам, почему Байрон был так популярен и в каких еще произведениях мы находим байронический тип героя.

❇️ Вторую школу английского романтизма представляют два великих поэта — Байрон и Шелли.

❇️ Перси Биш Шелли (1792 — 1822) был радикалом и мистиком.

🔮 Шелли был атеистом, сторонником свободной любви, мистиком, автором смелых политических памфлетов. Как и философы Просвещения, он верил в величие человеческого разума. В творчестве Шелли часто прибегал к фантастике, аллегориям, скандальным сюжетам из литературы прошлого и истории.

❇️ Джордж Гордон Байрон (1788 — 1824) создал тип байронического героя.

🖤 Типичный байроновский герой превосходит окружающих умом и образованностью, загадочен и харизматичен, неодолимо влечет к себе противоположный пол.

🏴‍☠️ Герои Байрона ставят себя вне общества и закона, взирают на общественные установления с высокомерием, доходящим подчас до цинизма. Презрение к правилам иногда доводит их до преступления.

📚 Другие важные тексты Байрона с байроническими героями:

1813 — Гяур
1814 — Корсар
1814 — Лара
1816 — Шильонский узник
1817 — Манфред
1821 — Каин

🗣 Петр Вайль писал про Байрона:

❇️ Байронизм оказался заразителен.

📝 Байронические герои тут же начали появляться в текстах других авторов. Вот только некоторые:

🔸 Мельмот-скиталец в одноименном романе Чарльза Роберта Метьюрина (1824)

🔸 Евгений Онегин в одноименном романе в стихах Александра Пушкина (1823-1830)

🔹 Демон в одноимённой поэме Михаила Лермонтова (1839)

🔹 Граф Монте-Кристо в одноименном романе Александра Дюма (1846)

Читайте также: