Связь музыки с другими науками кратко

Обновлено: 05.07.2024


В презентации рассказывается о связи музыки с физикой, психологией, биологией, математикой, историей, литературой и изобразительным искусством. Также упоминается такое понятие, как музыкотерапия.

Описание разработки

С какими науками связана музыка.

Связь с физикой – звук.

Презентация к уроку музыки на тему Связь музыки с другими науками

Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.

В музыке звуки делят на 2 основных типа.

Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека.

Слушая ту или иную музыку человек испытывает разные эмоции. Например: слушая классику обычно успокаиваешься, расслабляешься, а слушая тяжёлый рок увеличивается раздражимость, напряжённость.

Содержимое разработки

Связь музыки с другими науками

Связь музыки с другими науками

С какими науками связана музыка Физика Литература История Музыка Математика Психология Изобразительное искусство Биология

С какими науками связана музыка

Связь с физикой – звук Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.

Связь с физикой – звук

  • Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.

В музыке звуки делят на 2 основных типа

Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека Слушая ту или иную музыку человек испытывает разные эмоции. Например: слушая классику обычно успокаиваешься, расслабляешься, а слушая тяжёлый рок увеличивается раздражимость, напряжённость.

Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека

Связь с биологией – разные процессы, проходящие в теле

Музыкотерапия

Связь с математикой – точность

  • Построение интервалов и аккордов требует предельной точности. У каждого интервала, у каждого аккорда есть своё строение. Если его не знать, будешь всё время ошибаться.

Пример мажорных и минорных трезвучий

Связь с историей – существование музыки

Связь с литературой – влияние на человека

Связь с изобразительным искусством – искусство

  • Вспомним лексическое значение слова МУЗЫКА .
  • Музыкавид искусства, главным средством выразительности которого является звук.
  • Музыка и изобразительное искусство – это виды искусства, по-разному выражающие одни и те же вещи. Музыка с помощью звука, а изобразительное искусство – изображений.


-75%


На самом деле музыка является широкой областью научного познания, которая находит отражение в истории, философии и даже математике.

Кроме того, у музыки социологические корни. У каждой культуры, когда-либо существовавшей на Земле, был и есть свой собственный музыкальный стиль. Занимаясь изучением культуры с точки зрения экономического, исторического и социального развития, мы непременно столкнемся с определенными музыкальными стилями, которые являются совершенно оригинальными или выросшими под влиянием других стилей, принадлежащих другим культурам.

Музыка как искусство

музыка

Определение музыки как вида искусства не отличается строгостью, ведь у музыки действительно не может быть единого и непоколебимого определения, поскольку сама она меняется, расширяется и обогащается.

Несмотря на сложность, многочисленные описания и попытки определить музыку как искусство сходятся в одном: музыка – это искусство звуков. Это сложная последовательность звуков, организованных гармонично, с целью передать определенные эмоции и мысли.

Философские определения музыки

Известные мыслители, философы, ученые и музыканты не раз пытались выразить словами собственное понимание музыки и роли, которую она играет в индивидуальном, общественном и культурном развитии.

По словам Пифагора, музыка является созвучием нескольких звуков, находящихся в гармонии друг с другом.

Ж.-Ж. Руссо определял музыку как искусство создания звуков, приятных для слуха, а Кант утверждал, что музыка представляет собой способ выражения чувств с помощью звуков.

Изучение музыки

изучение

Изучение музыки, по крайней мере та ее часть, которая не включает в себя игру на музыкальном инструменте, практически ничем не отличается от изучения других дисциплин.

Существуют две главные академические дисциплины, областью исследования которых является музыка, - музыковедение и этномузыковедение.

Музыковедение

наука

Музыковедение является областью искусствоведения и представляет собой изучение музыки и ее академический анализ, как особой формы художественного восприятия и отражения мира. Музыковедение изучает музыку в контексте ее развития в целом, а также в определенные социально-исторические моменты.

Огромное значение для области музыковедения имеет взаимоотношение музыки и других видов искусства и то, как культура общества в целом влияет на ее развитие и находит в ней свое отражение.

Историческое музыковедение

эволюция

Например, этномузыковедение ограничивается исследованием музыки в культурном контексте, а систематическое музыковедение включает в себя изучение музыкальной акустики, техническую часть акустических музыкальных инструментов и влияния музыки на физиологию, психологию, социологию, философию и даже информатику.

Связи истории и музыковедения

ученые

История как наука помогает нам изучать и понимать человечество с момента его появления, до сегодняшних дней. Это крайне важные знания для многих других областей, а также для музыковедения.

История незаменима не только для исторического музыковедения, но и для современного изучения музыки, ведь область науки и искусства, у которой нет никаких знаний о собственном прошлом, не может достичь успешного будущего.

Охват музыковедения

Понятие музыковедения настолько широко, что трудно дать ему определение, при этом не рискуя значительно ограничить его.

Вся информация о музыке находится в ведении музыковедения. Как именно появилось искусство музыки и его эволюция, а также разнообразные подходы людей к этому искусству являются основными областями исследования в музыковедении, независимо от жанра и эпохи.

Изучение музыковедения

исследование

Несмотря на то что многие музыковеды являются также музыкантами, обученными игре на инструментах, и композиторами, сочиняющими свои музыкальные произведения, музыковедение могут изучать и люди, не являющиеся музыкантами.

Вместо непосредственного создания и исполнения музыки, музыковедение сосредотачивается на ее истории и культурных контекстах.

Музыковедение является очень открытой и всеобъемлющей областью академического анализа. Оно сосредоточено больше на том, какое отношение музыка имеет к окружающему миру, а не том, как правильно читать и воспроизводить ноты с нотного стана.

Этномузыковедение

история

Этномузыковедение является исследованием музыки в культурных и социальных контекстах жизни людей, которые создают ее. Этномузыковедение обладает собственными теоретическими и методологическими подходами к исследованию, которые подчеркивают культурные, социальные, материальные, познавательные, биологические, и другие аспекты и контексты музыкального поведения.

Во время своего раннего развития этномузыковедение ответвилось от сравнительного музыковедения (примерно в середине ХХ века). Изначально оно было ориентировано на изучение не западной и не современной музыки, но со временем стало включать в себя любые музыкальные произведения и жанры (включая западную классическую и популярную музыку), рассматривая их с антропологических, социологических и межкультурных точек зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При помощи данного материала можно понять, что музыка неразрывно связанна с различными видами искусств. и на некоторых примерах данной разработки очень легко можно построить интегрированный урок.

Отсюда видно, что результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

Впечатления движения, свободного, лёгкого течения передаётся не только смыслом слов, но и упругим, лёгким ритмом, повторами слов, рифмой.
С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.

Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.

«Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.

Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.

Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.

Теперь давайте посмотрим как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.

Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др.

Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки- звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве. Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", - это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм ( колонн, барельефов. Окон, балконов и т.д.) Если говорить о формальном аспекте ( не вспоминая о духе, смысле и т. д.)- это и есть элементарный, внешний и банально – очевидный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных. И в архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень. И в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т.д. Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции – пространственная упорядочность.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Танец и его взаимосвязь с музыкой.

Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение. Тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки. Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу. Понять связь музыки и танца можно при углублении в историю древнего мира. Все интересное и новое в человеческой жизни сопровождается музыкой капель дождя, танцем огня, мелодией ветра, напевами журчащей воды, трелями птиц, движением облаков. Неудивительно, что для выражения собственного эмоционального состояния человек воспользовался инструментами и движениями, соединив их в танец с музыкальным сопровождением. Понять танец другого народа, уловить не ложащиеся на слух звуки музыки дает возможность соприкоснуться с душой этой страны. Если вы хотите поближе познакомиться с культурой страны, то вам необходимо потанцевать под песни национальных мелодий. Музыкальное сопровождение вальса отражает его воздушность и легкость, музыка для танго распространяет вокруг ауру страсти , музыка под стиль хип - хопа рассказывает о проблемах и жизненных переменах. Исполняя танец живота с просторов далекого Востока, ощущаешь всю загадочность и таинственность восточной музыки. Большинство греческих народных мелодий танцевальные, поэтому и танцы под их аккомпанемент овеянные радостью жизни. Музыка и танец – это две стороны одной медали. Они рассказывают о жизни народа одну историю, просто разными способами. Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у вашего ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, вы не ошибетесь с выбором, если определите его на занятия детскими танцами. Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка. Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Несмотря на большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.


Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам.

Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе.

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [ 15, с.495].

Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет.

Д.И. Корнющенко выделяет следующие принципы интеграции:

· принцип гармоничности (души и мысли);

· личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности) [10, с. 370-371].

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением, интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом. Таким образом, интеграция – это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве [17, с. 23].

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.).

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков.

Русикова М.В. [14] в своем диссертационном исследовании рассматривает использование музыки на уроках математики в начальной школе в качестве вспомогательного компонента обучения:

- как способ активизации деятельности (под музыку выполняются задания по математике);

- как интеллектуальный отдых;

- как эмоциональное обогащение восприятия, способствующее лучшему запоминанию материала;

Существуют разработки бинарных уроков, составленные совместно учителем математики и учителем музыки. Авторы: Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. [18], Исратова Ю. [9], Кутасова Л.С. [11], Андреева С.В. [2], Маврина Т.В. [12] и др. Цели подобных уроков:

- расширение кругозора учащихся;

- выявление общих закономерностей в музыке и математике;

- воспитание интереса к изучаемым предметам.

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1) образовательная – формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2) развивающая – развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3) воспитательная – формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания обучения.

1. Азевич А. О тональности ми мажор: Интегрированный урок: музыка и математика [Текст] / А. Азевич // Учительская газета. – 1997. – №24. – С.9.

3. Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И. Арябкина //Искусство в школе. – 2007. - №2. – С.76-78.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] /Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

6. Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов [Текст] / Т.Ю. Гуняшова //Музыка в школе – 2003. - №1. – С.54-57.

7. Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /Е.Б. Ежова. - Москва, 2007. - 24 с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. - 192 с.

10. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] /Д.И. Корнющенко. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. – 608 с.

13. Палтышев Н. Музыка на уроках физики [Текст] / Н. Палтышев //Музыка в школе. – 1989. - №1. – С.23-25.

14. Русикова М.В. Развивающая функция межпредметных связей в начальном образовании (математика и музыка) [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /М.В. Русикова. - Москва, 2003. – 135 с.

15. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, урок, интеграция музыки, математик, музыкальное искусство, предмет, связь, включение музыки, образовательный процесс, учебный материал.

Похожие статьи

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Интегрированные уроки с применением информационных.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, интегрированный урок, урок, внутрипредметная интеграция, MIDI.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии.

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, эффективный метод лечения, учебный процесс, современная жизнь, образовательный процесс, единственная наука, воспитание.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования.

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, практическая деятельность, музыкальное обучение.

Активизация познавательной деятельности с помощью.

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал, комплексное аудиовизуальное пособие, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов, великая музыка.

Роль мультимедийных образовательных технологий.

В образовательный процесс Детских музыкальных школ и Детских школ искусств активно внедряются учебные программы доктора

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального.

Читайте также: