Страхов николай николаевич биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Н.Н. Страхов родился 28 октября \16 октября 1828 года в городе Белгороде в семье священника. Отец философа был высокообразованным человеком, магистром Киевской Духовной академии, преподававшим словесность в белгородской гимназии. Однако отец Николая Николаевича рано умер, и маленького Николая воспитывал брат матери, также высокообразованный представитель русского духовенства, бывший ректором Костромской духовной семинарии, где в 1840-44 гг. учился и сам будущий русский философ.

При этом Страхов отмечал, что и материализм, и идеализм одинаково впадают в крайности, пытаясь найти единое начало всего сущего либо в материальном, либо в духовном. Но ведь и то, и другое может быть понято и оценено только в Боге и через Бога. К сожалению, данная книга не вызвала почти никакого интереса в обществе. Более того, В.С. Соловьёв за патриотические и почвеннические идеи философа начал жестко критиковать, как его самого, так и его оригинальную философию.

В 1873 году Страхов нашёл, наконец, постоянную работу по душе, став сотрудником Публичной библиотеки в Петербурге. Впрочем, он продолжал заниматься вопросами науки и образования, являясь членом учёного комитета Министерства народного просвещения. Кроме того, с 1875 года он вновь стал заниматься переводческой деятельностью, работая в комитете иностранной цензуры.

Будучи по-христиански скромным человеком, Страхов много сил и энергии отдавал увековечиванию памяти своих друзей. Он организовал издание первого собрания сочинений А.А. Григорьева (1876), написав вступительную статью, издал первую биографию Ф.М. Достоевского, опубликовав также ценные воспоминания о великом русском писателе.

Хотя, если говорить о Достоевском, то в последние годы жизни великого писателя их отношения испортились. Сам Страхов называл Фёдора Михайловича в письме к Л.Н. Толстому, которое было опубликовано уже в 10-е годы ХХ века, странным и больным человеком и всячески отговаривал Толстого от встречи с ним (в итоге, два великих русских писателя так и не встретились).

Кроме этого, он поддержал философские начинания В.В. Розанова, уверив его в необходимости занятия философией и публицистикой. Более того, как уже отмечалось, Страхов стал первым распространителем идей Н.Я. Данилевского, страстно критикуя его недображелателей.

Всю свою жизнь Страхов прожил холостяком, без каких-либо крупных внешних потрясений, и умер в довольно преклонном возрасте. Скончался Страхов в Петербурге, живя в целом, довольно бедно, постоянно нуждаясь в средствах. Однако, в среде выдающихся русских деятелей, он был признан оригинальным философом и виднейшим теоретиком почвенничества. Его поклонниками как неординарной и неоднозначной личности и, во многом его последователями были В.В. Розанов (обширная переписка между двумя замечательными русскими мыслителями была опубликована в очередном томе собрания сочинений В.В. Розанова), Ю.Н. Говоруха-Отрок, Б.В. Никольский.

1)Н.Н. Страхов. Литературная критика. – М.:2000.

2)Н.Н. Страхов. Заметки о Пушкине и других поэтах. –М.:1888.

3)Н.Н. Страхов Борьба с Западом в нашей литературе. Т. 1-3. – С — б., 1890.

4)Русская философия. Словарь. – М.:1995.

5)Русский патриотизм. Словарь. – М.:2003.

6)Русское мировоззрение. Словарь. – М.:2004.

7) В.В. Зеньковский. История русской философии. Т.1-2. – Р.:1991.

8) В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. – М.:1997.

9) Б.П. Балуев. Споры о судьбах России. – М.:2001.

10) К.В. Султанов Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. – С — б, 2001.

11) С.А. Левицкий. Очерки по истории русской философии. – М.:1996.

И ван Толстой: Русские европейцы. Сегодня - Николай Страхов. Его портрет представит Борис Парамонов.

"С появлением пятого тома "Войны и мира" невольно чувствуется и сознается, что русская литература может причислить еще одного к числу своих великих писателей. Кто умеет ценить влечения и строгие радости духа, кто благоговеет перед гениальностью и любит освежать и укреплять свою душу созерцанием ее произведений, тот пусть порадуется, что живет в настоящее время".

Надо сказать, что вера Страхова в самостоятельную русскую перспективу, в предопределенность русского пути, иного европейскому, со временем сильно поколебалась. Поначалу для него были характерны такие, например, мысли:

"На святой Руси никогда этого не будет; ни французская мода, ни немецкий прогресс никогда не будут у нас иметь большой власти и сериозного значения. Не такой мы народ, чтобы поверить, что глубокие основы жизни могут быть сегодня открыты, завтра переделаны, послезавтра радикально изменены".

Но события разворачивались явно не в том направлении. Эпоха великих реформ заканчивалась в атмосфере нарастающей политической борьбы; всякого рода нигилизм не только вызывал сочувствие образованного общества, но и грозил вылиться в известную по Европе картину революционного террора и насилия. И Страхов поддается пессимизму, не лишенному, конечно, некоей слабой надежды на конечное чудо:

"Может быть, нам суждено представить свету самые яркие примеры безумия, до которого способен доводить людей дух нынешнего просвещения; но мы же должны обнаружить и самую сильную реакцию этому духу; от нас нужно ожидать приведения к сознанию других начал, спасительных и животворных".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1834 г.: смерть отца, переезд с матерью и старшим братом в г. Каменец-Подольский, к брату матери, ректору Каменец-Подольской семинарии, архимандриту и впоследствии епископу Нафанаилу (Савченко). В доме дяди пройдет детство и юность Н.Н. Страхова (вплоть до начала студенческой жизни в Санкт-Петербурге).

1840–1844 гг., Кострома: обучение в Костромской духовной семинарии (отделение риторики, затем отделение философии).

1851–1852 гг., Одесса: старший учитель математики и физики во II одесской гимназии.

1852–1861 гг., Санкт-Петербург: старший учитель естественной истории во II петербургской гимназии.

1868 г.: знакомство с Н.Я. Данилевским (1822-1885), ставшим ближайшим собеседником и другом, после смерти Н.Я. Данилевского издавал его книги. Основной круг обсуждаемых тем – критика дарвинизма, философия истории (типологический подход Н.Я. Данилевского). Неоднократно гостил в имении Данилевского во Мшатке (южный берег Крыма).

Август 1871 г.: первое посещение Ясной Поляны, личное знакомство с Л.Н. Толстым.

1873 г.: возвращение на государственную службу (библиотекарь юридического отдела Императорской публичной библиотеки). Служил в библиотеке до 1885 г.

1874 г.: член Учёного комитета Министерства Народного Просвещения (пожизненно). Рецензирование новых книг в области естественной истории.

1876 г.: издание первого тома сочинений Ап.А. Григорьева.

Лето 1876 г.: знакомство в Ясной Поляне с А.А. Фетом, ставшим многолетним собеседником и сотрудником (редакция поэтических произведений Фета, фетовского перевода А. Шопенгауэра и мн. др.).

Июль 1877 г.: поездка с Л.Н. Толстым в Оптину пустынь.

2 апреля 1878 г.: присутствует на суде над В. Засулич; излагает свои впечатления и мысли в письмах Толстому.

Апрель 1879 г.: получил приглашение от К.Н. Бестужева-Рюмина читать психологию на Петербургских Высших женских курсах; отказался, сославшись на причины личного свойства.

Октябрь 1879 г.: участвует в подготовке съезда натуралистов, пишет о физиологии. Много общается с Д.И. Менделеевым (однокашник по Главному педагогическому институту).

Январь 1880 г.: встреча с Л.Н. Толстым, приехавшим в Петербург по делам, дискуссии о церкви.

Весна 1880 г.: начал посещать четверги С.А. Толстой (вдовы поэта графа А.К. Толстого), на которые приходили И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, Я.П. Полонский и мн. др.

Январь 1881 г.: награжден орденом Святой Анны II степени.

25 января 1881 г.: последний визит к Ф.М. Достоевскому.

Февраль 1881 г.: участие в похоронах Ф.М. Достоевского, общение со вдовой.

Масленица 1881 г.: гостил у Толстых в Ясной Поляне.

Лето 1882 г.: жил в Крыму у Н.Я. Данилевского в Мшатке. По пути в Крым заезжал в Москву, Ясную Поляну, Воробьевку. На обратном пути в августе заезжал в Ясную Поляну, застал Толстого в глубоком религиозном настроении.

15 мая 1883 г.: награждён орденом Св. Владимира III степени .

Декабрь 1885 г.: некролог о Н.Я. Данилевском.

14 декабря 1885 г.: уходит в отставку из библиотеки.

1 января 1886 г.: произведен за отличие в Действительные Статские Советники.

Конец весны и лето 1886 г.: в мае-июне живет во Мшатке, разбирает рукописи и бумаги Н.Я. Данилевского, обнаруживает 1 готовую главу и разрозненные материалы к 2 тому Дарвинизма. На обратном пути в июле заезжает в Воробьевку и Ясную Поляну.

Октябрь 1887 г.: знакомство с И.Е. Репиным; в 1888 г. Репин написал портрет Страхова.

Конец 1889 г.: избрание членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Академия наук неоднократно поручала Страхову разборы представляемых на Пушкинскую премию стихотворных произведений.

Август 1891 г.: знакомство с Ю.Н. Говорухой-Отроком.

Декабрь 1891 г.: хлопочет у И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте по делам помощи голодающим (по просьбе Л.Н. Толстого). Хлопоты напрасные, и Н.Н. Страхов очень разочарован в себе и своих высоких знакомых.

Июнь–июль 1893 г.: лечение на водах в Эмсе (Германия). В Эмсе переводил Г. Рюккерта. На обратном пути в августе заезжал к Толстым в Ясную Поляну.

24 января 1894 г.: избрание Почётным членом Московского Психологического общества.

Февраль-март 1894 г.: умерли сын Л.Н. Толстого Ванечка и И.А. Вышнеградский. Письма Страхова об окружении вестями об умирающих и опасно больных, о потерях и странностях смертного жребия.

1894 г.: избрание Почётным членом Славянского общества.

27 мая 1895 г.: перенес операцию в Николаевском Военном Госпитале (рак горла).

4 июля – 9 августа 1995 г.: гостил у Толстых в Ясной Поляне, затем — последняя поездка к родным в Киев и Белгород, Крым (ко вдове Н.Я. Данилевского).

Н.Н. Страхов родился в Белгороде 1628 октября 1828 года в семье священнослужителя. Отец философа был довольно высокообразованным человеком, магистром Киевской Духовной академии, преподававшим словесность в белгородской гимназии. Однако, отец Николая Николаевича рано умер, и Страхова воспитывал брат матери, также высокообразованный представитель русского духовенства, являющийся ректором Костромской духовной семинарии. В ней же в 1840-44 годах учился и сам будущий русский философ.

В 1873 году Страхов наконец нашeл постоянную работу по душе, став сотрудником Публичной библиотеки в Петербурге. Впрочем, он продолжал заниматься вопросами науки и образования, являясь членом учeного комитета Министерства народного просвещения. Кроме этого, с 1875 года он вновь стал заниматься переводческой деятельностью, работая в комитете иностранной цензуры.

Будучи по-христиански скромным человеком, Страхов много сил и энергии отдавал увековечению памяти своих друзей. Он организовал издание первого собрания сочинений А.А. Григорьева (1876), написав вступительную статью, издал первую биографию Ф.М. Достоевского, опубликовав также ценные воспоминания о великом писателе. Кроме этого, он поддержал философские начинания В.В. Розанова, уверив его в необходимости занятия философией и публицистикой. Более того, как уже отмечалось, он был первым распространителем идей Н.Я. Данилевского, страстно критикуя его недоброжелателей.

Всю свою жизнь Страхов прожил холостяком, без каких-либо для себя внешних потрясений, и умер в довольно преклонном возрасте. Скончался Страхов в Петербурге, будучи признанным философом и виднейшим теоретиком почвенничества. Его поклонниками как оригинальной и неоднозначной личности и, во многом его последователями как мыслителя были В.В. Розанов (обширная переписка между двумя русскими мыслителями недавно была опубликована в очередном его томе собрания сочинений), Ю.Н. Говоруха - Отрок, Б.В. Никольский.


Н.Н.Страхов.
Фотография 50-х годов XIX века.

Сверстник Чернышевского и Жюля Верна

Николай Страхов родился в 1828 году, и самим этим фактом он принадлежал к чрезвычайно интересному поколению, испытывавшему общие идейные влияния, читавшему одни книги, свидетельствовавшему бурные исторические события.

В том же 1828 году родился русский социальный фантаст (именно так) Николай Чернышевский, сочинивший любимый роман В.И. Ленина "Что делать", в котором сны Веры Павловны были, по сути дела, описаниями будущего общественного устройства (впрочем, мнимого), грезившегося определенным кругам европейски образованной русской интеллигенции.

В том же 1828 году родился фантаст французский - Жюль Верн. Начав свою писательскую деятельность с комедий, он неожиданно сменил амплуа и под видом фантастики стал "сливать" в массовых количествах разнообразную техническую информацию - от устройства подводных лодок на каком-то топливе, сильно смахивающем на ядерное, до технологии космических полетов.

На фоне своих именитых сверстников Николай Страхов десятилетиями казался несуществующим. В марксистско-советское время его философия была недопустимой. А в постсоветские время - при вроде как свободе слова и печати - мировоззренческие конструкции Николая Страхова по мере их извлечения из пыльных сундуков забвенья стали все более явной альтернативой навязываемым образованной части населения манипулятивным конструктам, созданным на подгнившем фундаменте из теорий Николая Федорова, Даниила Андреева и Владимира Соловьева, перелицованного Александром Солженицыным. "

Философии" Н.Федорова и Д.Андреева суть фантазии. А Николай Страхов своей метафизикой как раз фантазии изгоняет.

Что же за мировоззренческую систему создал Николай Страхов? Найти ответ на этот вопрос верней всего в его трудах, часть из которых вы найдете в ХРОНОСе, остальные в бумажных изданиях (ниже указаны выходные данные переизданных книг). Кое-что интересное вы найдете и в статьях о Страхове, также опубликованных в ХРОНОСе (смотрите внизу настоящей странички рубрику "Далее читайте"). Если попытаться своими словами и совсем кратко изложить суть философии, то мне придется прибегнуть к аналогии, страдающей, как и все аналогии, неточностью передачи деталей.

Представьте себе: человек берет в руки палетку (квадратик твердой полупрозрачной пленки размерами с лист бумаги, разлинованный в клеточку со стороной в один сантиметр). Накладывает этот инструмент на черную чернильную кляксу и считает: сколько целых квадратиков черных и сколько половинок, суммирует результаты подсчетов и определяет общую площадь любого, самой сложной формы, пятна. Так вот, рассматривая мир сквозь палетку, человек изучаем не столько мир, сколько эту самую палетку. Неточности при ее изготовлении - кривизна нанесенных линий, несоответствие ширины клеток заявленной изначально определяют итог исследования в большей мере, чем сам объект исследования, то есть окружающий мир. То есть человек, изготовивший палетку и использующий ее, не наблюдает пассивно факты окружающего мира, а активно их формирует и интерпретирует. Если же исследователь намеренно пассивен (как бы объективен, старается не изменять объект) и полагает, что он наблюдает некие объективные, независящие от его воли факты, то, все равно, он в итоге своей работы опишет не сам мир, а лишь поверхность полупрозрачной пленки, которую держит в своих руках и через которую мир видит.

Повторю: аналогия эта лишь примерно передает суть воззрений Н. Страхова. Впрочем, она очень точно описывает воззрения не самого философа, а взгляды на философа ряда его биографов, которые, например, сотрудничество Н.Страхова с Ф.М. Достоевским вольно интерпретировали как исключительно влияние второго на первого, но ни как не наоборот. Вот уж, действительно, они описывали не объект, видимый сквозь палетку, а саму поверхность этого инструмента, порой грязную и искривленную, вероятно, тем, что ее использовали не по назначению.


Краткая справка:

Другие биографические материалы:

Безнюк Д.К. Философ, литературный критик и публицист (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Бажов С. И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Лебедев С.В. Один из основателей почвенничества (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте (сочинения Страхова, статьи о его творчестве, список литературы)

Мысли Н.Н.Страхова:

"Великое дело - уметь в философских явлениях различных эпох, стран и народов различать нормальные видоизменения, сохраняющие тип философской мысли, от тех, в которых этот тип нарушается или извращается".

Читайте также: