Эмоциональная память это кратко

Обновлено: 05.07.2024

— сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость — предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она — основа мастерства в ряде профессий, в том числе — учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

(англ. emotional memory) — память на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

Иногда на основе П. э. могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "память эмоциональная" в других словарях:

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ. См. эмоциональная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Память эмоциональная — – память на чувства, отношение к тем или иным людям, событиям, явлениям. Является вариантом имплицитной памяти. Воспоминания из хранилища эмоциональной памяти, как указывают когнитивные психологи, возникают только при появлении представлений… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

память эмоциональная — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

память эмоциональная — П. на определенные эмоции, чувства, переживания … Большой медицинский словарь

Память эмоциональная — сохранение и воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражений, вызвавших первичное возникновение этого состояния. Формируется и воспроизводится П. э. при самых разнообразных сенсорных воздействиях,… … Словарь дрессировщика

память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что аффективная память. Память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами; полезна в изучении иностранных языков тем, что закрепляет единство логического и чувственно наглядного содержания … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ, и, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в … Толковый словарь Ожегова

Эмоциональная память

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.

К. С. Станиславский

Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.

Определение

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

Эмоциональная память в актерском искусстве

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.

Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.

В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.

Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.

Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.

эмоциональная память относится к способности людей устанавливать воспоминания от эмоций.

В этом смысле многочисленные исследования показали, как структуры мозга, связанные с памятью, тесно связаны с областями мозга, которые модулируют эмоции..


На самом деле, эмоции тесно связаны с памятью, и считается, что эмоциональное содержание событий влияет на последующую память..

Эти открытия, сделанные нейробиологами за последние несколько лет, показывают, что информация, полученная эмоционально, запоминается иначе, чем информация, полученная нейтрально..

Столкнувшись с такой тесной взаимосвязью между эмоциями и памятью, возникла новая структура памяти, известная как эмоциональная память..

Целью данной статьи является обзор характеристик эмоциональной памяти и раскрытие доступных сегодня данных о взаимосвязи между эмоциями и памятью..

Характеристики эмоциональной памяти

Эмоциональная память - это очень специфическая человеческая способность, которая характеризуется развитием памяти о событиях посредством пережитого эмоционального воздействия..

Эта концепция постулирует, что эмоционально значимые события сохраняются не так, как нейтральные события..

В частности, в целом поддерживается идея, что эмоциональные события запоминаются лучше и легче, чем самые тривиальные события..

Например, травмирующее событие в детстве, такое как дорожно-транспортное происшествие или драка с партнером, обычно запоминается гораздо более конкретно во взрослой жизни, чем тривиальные события, такие как то, что он ел на прошлой неделе..

Эта дихотомия воспоминаний относится к избирательной памяти. Люди не запоминают всю информацию одинаково. В этом смысле эмоционально переживаемые события запоминаются лучше, чем остальные..

На самом деле, многочисленные исследования показывают, что наибольшая память об эмоционально насыщенных переживаниях обусловлена ​​большей легкостью приобретения, большим обслуживанием с течением времени и большей устойчивостью к вымиранию..

Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти

Эмоциональная память реагирует как на положительные, так и на отрицательные эмоции. То есть события, переживаемые эмоционально (независимо от их характера), по-видимому, запоминаются иначе, чем нейтральные или тривиальные переживания..

Это связано с тем, что структуры мозга, которые модулируют положительные эмоции, и структуры, которые модулируют отрицательные эмоции, одинаковы.

Таким образом, мозговой механизм, объясняющий существование эмоциональной памяти, заключается в ассоциации между структурами эмоций и областями памяти..

Очень неприятные или травмирующие события могут вызвать особенно сильную и консолидированную память. Человек может часто и подробно вспоминать эти события на протяжении всей своей жизни..

Примером такого типа памяти могут быть травмы, перенесенные в детстве, которые могут появляться неоднократно и постоянно запоминаться на стадии взросления.

Найти сравнения с положительными эмоциями несколько сложнее. Есть люди, которые могут в мельчайших подробностях вспомнить день своей свадьбы или рождения своих детей, но зачастую память менее интенсивна, чем память о негативных событиях..

Этот факт объясняется интенсивностью эмоций. В целом, негативные события вызывают большее эмоциональное расстройство, поэтому эмоции, переживаемые в те времена, имеют тенденцию быть более интенсивными..

Таким образом, травмирующие события могут быть легко вставлены в эмоциональную память. Но это не значит, что позитивные события не могут этого сделать. Они также делают это, хотя обычно менее заметно из-за их меньшей эмоциональной интенсивности.

Структуры мозга эмоциональной памяти

Структура главного мозга, которая отвечает за проведение процессов памяти и которая облегчает память, - это гиппокамп. Этот регион расположен в височной коре и является частью лимбической системы..

Со своей стороны, область мозга, ответственная за возникновение эмоциональных реакций, является миндалиной..

Эта структура состоит из набора ядер нейронов, расположенных в глубине височных долей, а также является частью лимбической системы..

Таким образом, обе структуры (миндалины и гиппокампа) постоянно связаны. Кроме того, его связь, кажется, имеет особое значение в формировании эмоциональных воспоминаний.

Этот факт постулирует существование двух разных систем памяти. Когда люди изучают нейтральную информацию (например, читают книгу или изучают предметную программу), гиппокамп отвечает за формирование памяти без участия миндалины..

Однако, когда запоминающиеся элементы содержат определенный эмоциональный заряд, миндалина вступает в игру..

В этих случаях первое образование памяти происходит в миндалине, которая действует как хранилище воспоминаний, связанных с эмоциональными событиями. Таким образом, эмоциональная память не начинается в гиппокампе, как остальные воспоминания.

Как только миндалина закодировала эмоциональный элемент и сформировала память, она передает информацию через синаптические связи в гиппокамп, где хранится эмоциональная память.

Влияние эмоций на память

Эмоциональная память имеет разные характеристики и разные механизмы регистрации мозга из-за действия эмоции.

Фактически, именно эмоции побуждают информацию получать доступ к мозгу через различные структуры и что она консолидируется более интенсивно.

Таким образом, эмоциональные процессы изменяют функционирование памяти, приводя к возникновению эмоциональной памяти..

Эти модификации объясняются взаимоотношениями миндалины и гиппокампа и выполняются как при кодировании, так и при консолидации информации..

1- Эмоциональное кодирование

Первая когнитивная функция, которая вступает в игру во время формирования памяти, - это внимание. Фактически, без должного внимания мозг не может правильно воспринимать информацию и сохранять ее в своем предыдущем.

В этом смысле первая модификация, которую производят эмоции, уже обнаруживается в способе восприятия информации..

Эмоциональный отклик сразу же провоцирует изменение физических и психологических функций человека. Таким образом, когда человек испытывает эмоцию, как физические, так и психологические элементы, связанные с вниманием, увеличиваются.

Этот факт позволяет повысить внимание, уделяемое стимулу, чтобы легче было захватить информацию и обеспечить ее последующее хранение..

2- Эмоциональная консолидация

Второй этап генерации эмоциональных воспоминаний состоит в удержании или закреплении информации в структурах мозга..

Если информация, собранная органами чувств, не консолидируется в мозге, она постепенно исчезает, и память не остается (она забывается).

Хранение информации в структурах мозга не автоматическое, а медленный процесс, поэтому часто бывает сложно сохранить конкретную долгосрочную информацию.

Тем не менее, эмоциональная информация, по-видимому, имеет гораздо более короткое время консолидации. То есть он может храниться в структурах мозга гораздо быстрее.

Этот факт приводит к тому, что вероятность того, что эмоционально интенсивные события запоминаются и сохраняются со временем, намного выше.

Влияние памяти на эмоции

Отношения между памятью и эмоциями не однонаправленные, а двунаправленные. Это означает, что так же, как эмоция может влиять на память (эмоциональную память), память также может влиять на эмоцию.

Эта связь была специально изучена нейропсихологом Элизабет Фелпс при анализе взаимодействия гиппокампа и миндалины.

Когда гиппокамп восстанавливает эмоционально насыщенную информацию, он может взаимодействовать с миндалиной, создавая сопровождающую ее эмоцию..

Например, когда человек запоминает очень травмирующее событие, он сразу же испытывает эмоции, связанные с этим событием..

Таким образом, память может вызывать эмоциональный отклик, так же, как переживающие эмоции могут изменять формирование памяти..

Гиппокамп и миндалина представляют собой взаимосвязанные структуры мозга, которые позволяют постоянно связывать эмоциональные компоненты с мнемоническими элементами.

Функция эмоциональной памяти

Ассоциация между эмоциональными структурами и областями памяти не свободна. На самом деле связь между гиппокампом и миндалиной играет важную адаптивную функцию.

Когда люди оказываются в опасных ситуациях, они реагируют эмоционально. Этот ответ позволяет активировать как психологическое состояние, так и физическое состояние человека..

Например, если кто-то визуализирует, что собака собирается напасть на него, он испытывает эмоциональную реакцию страха. Этот ответ позволяет напрячь тело, повысить внимание и сосредоточить все чувства на угрозе..

Таким образом, эмоциональная реакция готовит человека адекватно реагировать на угрозу.

Однако процесс защиты и выживания людей на этом не заканчивается. Мозг отдает приоритет накоплению эмоционально интенсивных событий через миндалино-гиппокампальную ассоциацию, чтобы их можно было легко запомнить.

Таким образом, эмоциональная память - это человеческая способность, тесно связанная с выживанием вида. Для людей гораздо полезнее вспомнить эмоционально интенсивные элементы, чем нейтральные, потому что они, как правило, важнее.

Исследования эмоциональной памяти

Эмоциональная память работает как система фильтров. Это ответственно за выбор фактов, которые по своему значению более актуальны, и сохраняет их в памяти в более интенсивном и продолжительном.

С этой эволюционной точки зрения постулируется, что человеческий мозг сможет правильно запомнить неприятные переживания, даже если они произошли несколько раз.

В этом смысле Garcia & Koeling уже в 1966 году продемонстрировали, что эмоциональную память можно сформировать даже с помощью одной презентации. В частности, такие знания, как неприятие вкуса или формирование страха, могут быть получены с помощью одного теста.

Другие исследования эмоциональной памяти были сосредоточены на анализе механизмов, связанных с отношениями между эмоциями и памятью..

На уровне мозга кажется, что структурами, участвующими в формировании эмоциональной памяти, являются миндалина и гиппокамп. Тем не менее, кажется, есть больше связанных факторов.

Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти

Исследования нейроэндокринных эффектов стресса и их связи с формированием воспоминаний о стрессовых переживаниях позволили получить соответствующие данные об эмоциональной памяти..

Когда человек подвергается ситуациям с высоким эмоциональным содержанием, выделяется большое количество гормонов надпочечников. В основном адреналин и глюкокортикоиды.

Несколько исследований были посвящены анализу действия этих гормонов и показали, что он тесно связан с взаимодействием эмоций и памяти..

В этом смысле Бейлин и Шорс показали в 2003 году, что введение гормона надпочечников, известного как кортикостерон, до завершения учебного задания модулирует память и увеличивает память.

Точно так же Де Кервейн показал, что модуляция памяти изменяется в зависимости от момента и интенсивности, с которой выделяются гормоны. Таким образом, глюкокортикоиды облегчают память людей.

Впоследствии исследование, проведенное МакКогом в 2002 году, показало, что эти гормональные эффекты производятся через центральные норадренергические механизмы. То есть, воздействуя на миндалины мозга.

Присутствие глюкокортикоидов в крови вызывает большую стимуляцию миндалины. Когда миндалина активна, она начинает принимать непосредственное участие в формировании воспоминаний.

Таким образом, когда эти гормоны вводятся в кровь, память начинает работать через механизмы эмоциональной памяти, поэтому память усиливается, и обучение становится более сильным и консолидированным..

Эмоциональная память – это способность индивида фиксировать, обобщать, удерживать в сознании эмоциональные следы значимых событий. Этот компонент мнестической функции впоследствии нередко становится инструментом, формирующим структуру личности, определяя такие категории, как мотивы, мировоззрение, ценности, психологические установки, вкусы.

эмоции

Определение

В психологии эмоциональная память – это способность запоминать и впоследствии воспроизводить чувства. Когда человек вспоминает события прошлого, он визуализирует в сознании образы, действия, слова и свои чувства, переживания, которые сопутствовали ситуации. Например, случайная встреча с приятелем, который безразличен, может создать отличное настроение на целый день, если с ним связаны воспоминания о радостных, веселых событиях.

Индивиду свойственно бледнеть при мысли о страхе, пережитом в далеком прошлом, или краснеть при воспоминании о постыдном поступке или перенесенном унижении. Аффективная память направляет поведение индивида, который, например, стремится избегать воспоминаний о трагическом событии, чтобы вновь не испытать неприятные, болезненные эмоции.

Выступая в качестве регулятора поведенческих реакций, способность запоминать эмоции, участвует в предотвращении повторных аморальных поступков, которые сопряжены с пережитым ощущением стыда, неприязни к себе. И наоборот, способствует повторению благородных поступков, которые ассоциируются с чувством гордости и внутреннего удовлетворения.

Эмоциональная память отличается от когнитивных видов (вербальной, образной) и связана с сущностью индивида, что обусловлено направленностью мнестических процессов на личность в отличие от таких видов памяти, как образная и вербальная, ориентированных на внешние факторы (переработка информации, поступающей из окружающего мира).

Память на чувства – это подсистема, которая отвечает за фиксацию, консолидацию, воспроизведение чувственных состояний, отражающих отношение индивида к определенным событиям, субъектам и объектам. Аффективная информация кодируется при помощи субъективных реакций, которые отождествляются с состояниями – приятно или неприятно, комфортно или дискомфортно, полезно или бесполезно.

приятные воспоминания

Эмоциональные следы – мнемические структурные единицы этого вида памяти, из которых образована аффективно-когнитивная структура. Основные компоненты структуры – когнитивные образы объектов, вызывающих эмоции, отношение к объекту, проявляющееся в форме аффективного переживания. Основной продукт функционирования подсистемы – чувства, которые характеризуются признаками:

  1. Предметность. Отношение к объекту в соответствии с его мотивационной значимостью. Чувство всегда ассоциируется с каким-либо предметом, который зафиксирован в сознании в форме вещи, символа, идеи.
  2. Модальность. Устойчивое векторное направление – позитивное, негативное.
  3. Способность к формированию, развитию. Эмоциональное общение с годовалым ребенком провоцирует формирование у него этой памяти, что проявляется в установлении устойчивых связей с объектами внешнего мира, обладающими значимостью. Развитие личности происходит с обязательным участием становления и постоянного совершенствования сферы чувств.

Чувство формируется постепенно. В процессе формирования чувства ситуативные эмоции переживаются многократно, ассоциативно привязываются к объекту. В результате в сознании образуются устойчивые аффективные связи с объектами. Накопление эмоционального опыта происходит посредством попадания индивида в ситуации, которые провоцируют появление разноплановых эмоций, при столкновении с объектами, способными волновать и вызывать переживания.

Примером эмоциональной памяти служит страх, который испытывает индивид при воспоминании о пережитой психотравмирующей ситуации, приятные эмоции запоминаются после веселых событий, таких как свадьба, рождение ребенка, встреча с друзьями, посещение развлекательного мероприятия.

Эмоции, принявшие форму устойчивого чувственного ощущения, формируют память, пребывая в ней в латентной (скрытой) форме, периодически трансформируясь в актуальную форму (яркое, живое переживание в текущий момент). В рамках накопленного эмоционального опыта сформировавшееся чувство становится личностной чертой, влияя на переживания, мысли, мироощущение и поведение индивида.

переживания

Аффективное ощущение актуальной формы, попадая в оперативную память, перерабатывается, дополняется, обогащается, привязывается к новым объектам. Аффективное ощущение латентной формы, попадая в долговременную память, ассоциируется с новым опытом, который впоследствии подлежит ассимиляции (объединению с предыдущим опытом).

Основные функции

Исследования, которые проводятся в сфере психологии, показывают, аффективные ощущения, переведенные из латентного в актуальное состояние, участвуют в координации моторной, когнитивной, психической, физиологической деятельности. Они помогают индивиду решать жизненные задачи. Мнемические следы выстраиваются в определенную структурную систему.

Например, в иерархии любви выделяют депрессивный, позитивный, вегетативный, сексуальный компоненты. В структуре гнева наблюдаются составляющие – агрессия, вегетативные нарушения, своеобразные двигательные реакции, проявление самоконтроля. Эмоциональная память играет значимую роль в познавательной деятельности. Для этой подсистемы типичны свойства:

  • Быстрота формирования.
  • Устойчивость, прочность.
  • Непроизвольный характер воспроизведения.

Человек непроизвольно реагирует проявлением аффекта на внешний стимул, который ассоциируется с определенной ситуацией. Например, уловив запах духов любимой женщины, даже в случае ее отсутствия рядом, мужчина непроизвольно испытывает чувство удовольствия, нежности, страсти, сексуального желания.

Аффективная память лежит в основе талантливой актерской игры, когда актер вспоминает моменты жизни, ассоциирующиеся, связанные с чувствами, которые нужно воплотить на сцене. Например, если по сценарию нужно заплакать, актеры вспоминают реальное трагическое событие. Когда нужно изобразить страстные чувства, они воспроизводят в сознании образ реального любимого человека.

Аффективная память регулирует взаимоотношения индивида с окружающим миром, определяя его настроение и поступки, влияя на решения. Важная роль подсистемы прослеживается в изучении иностранного языка, истории, литературы. Психологи выяснили, что запоминание учебного материала происходит быстрее, если у ученика в рамках смыслового прочтения обучающих текстов формируются эмоции в отношении их содержания.

обучение

Если формируется личностное отношение ученика к содержанию учебного материала, в памяти запечатлеваются чувства, которые помогают лучше запомнить смысловой компонент текста. Эмоциональная память – важный элемент функции воображения. В контексте формирования личностного отношения к изучаемому материалу происходит оценка личности персонажей, исторических деятелей, их действий, домысливание сюжета и эпизодов истории.

Механизм участия эмоциональной подсистемы в процессе запоминания новой информации объясняет, почему ученики быстрее фиксируют и впоследствии воспроизводят сведения, которые вызвали у них интерес и выраженные эмоции. Аффекты мотивируют деятельность индивида, что отчетливо проявляется в сфере налаживания коммуникативных контактов.

Особенности проявления аффективных реакций

Эмоциональный тип памяти характеризуется воспроизведением аффективных следов прежнего опыта после того, как явления, спровоцировавшие аффект, уже исчезли. Ситуации, которые сопровождаются появлением определенных эмоций, нередко запускают механизм возвращения к эмоциям, пережитым в прошлом. В психологии эмоции считаются основой деятельности индивида во всех сферах.

Определенная эмоция возникает в тесной взаимосвязи с конкретной ситуацией, которая выделяется, как категориальная. Например, несправедливость вызывает агрессию и ярость, предательство – отвращение, негодование и досаду, благородный поступок – благодарность, симпатию и расположение. Благодаря градуировке эмоциональных ситуаций в коммуникативной сфере можно предугадать реакцию партнера.

парень с девушкой

Развитая аффективная память – предпосылка для способности сочувствовать и сострадать. Эмоция возникает как следствие физиологического возбуждения в ответ на раздражающий стимул. Качество эмоций зависит от оценки ситуации индивидом независимо от ощущений, отражающих физиологическую реакцию.

Воспоминания о любви, счастливых моментах, успехах в жизни дают силы противостоять жизненным сложностям и проблемам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда умирающий от опухоли мозга муж перед смертью написал жене несколько писем, которые она получила после его похорон. Письма согласно воле усопшего, открывались с периодичностью 1 раз в месяц.

В каждом письме он напоминал ей о счастливых моментах совместной жизни и просил сосредоточиться на своих потребностях (купить новое платье, участвовать в музыкальном конкурсе, съездить на море), отстранившись от переживания горя. Эти письма помогли женщине пережить тяжелый период и вернуться к нормальной жизни. Она научилась жить самостоятельно, бережно храня память о супруге.

Чтобы воспроизводить позитивные аффективные воспоминания, рекомендуется вести дневник с записями о счастливых моментах – перечитывая написанное от раза к разу можно неоднократно переживать приятные ощущения прошлого. Чтобы вызвать отклик в виде слез, приступа смеха или крика ужаса, нужно вспомнить событие из прошлого, которое сопровождалось подобными эмоциями.

Эмоциональная память – совокупность чувств, связанных с пережитыми событиями, ассоциирующихся с определенными вещами, людьми, явлениями.

Читайте также: