Неправильная поэзия некрасова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, “в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом”. Лирика Н. А. Некрасова – явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал

А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Главное для Н. А. Некрасова – социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”.
Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов

“Мечты и звуки” – факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов – поэт непоэтической эпохи – хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, “другом лени”.

Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать… –
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:
Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю,
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Или
И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…
Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении “Извозчик”, которое выдержано в старой балладной форме:
Парень был Ванюха ражий,
Рослый человек, – Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век!
Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта – это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии.

Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.
Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи “на злобу дня”, на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды.

От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится “печаль народная”, при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации.

От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения “Орина, мать солдатская”, он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.
В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу – как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”. Такая мысль возникла у Некрасова не случайно.

В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения “Из-возчик” взят из очерка Погодина “Психологическое явление”.

Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как
Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Байт кучер, Иваныч Торопка… –
надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций “высокого языка” поэзии.
Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда – завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений:
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении “Рыцарь на час” являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него – “тихий плач и жалобы детей”; вместо великолепия Петербурга он видит его “день больной”.

Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин.
Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: “сивка”, “молодая бабенка ревет” и т. д. Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл.

К примеру, пословица “Как у Христа за пазухой” приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице “Чья сила, того и правда” Некрасов противопоставляет свою:
Сила с неправдою
Не уживается…

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь…”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь…”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет – тогда ревет”), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные
Лежит на полосе.
Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.
Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

Таким образом, даже сюжеты своих стихотворений Некрасов находил в прозе, журналах и газетных заметках.

… С твоим талантом стыдно знать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

У Некрасова было два направления стихов о жизни: сатирическое, изобличавшее тех, кто мешал счастью народа, и скорбяще-чувственное, описывавшее быт и проблемы простых людей, их страдания. Будучи поэтом-гражданином, Некрасов уничтожал приевшиеся поэтические клише, умело смешивая в своих произведениях и фольклорные элементы с просторечием, и уличный роман, и шансонетку. Использование этих деталей для него было не целью, а средством, позволявшим достичь в лирике необходимого эффекта и показать близость к народу.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

И что поэзия забыть её должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Некрасов по праву занимает особое место в русской литературе, ведь именно он стал тем новатором, что внёс новый смысл в поэтическое воплощение темы поэта и поэзии.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Традиции гражданской лирики поэтов-декабристов. Элементы "прозы жизни" в поэзии Н.А. Некрасова. Принципы эпического повествования в его лирике. Цикл петербургских стихов "О погоде". Функция автора в ролевой лирике, тематический диапазон его творчества.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2018
Размер файла 95,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих, - (1, 162.)

писал он в 1858 году. Но в то же время он видит в этом стихе подлинное ощущение жизни, ее высшую правду, полноту переживания и целеустремленность чувства:

Нет в тебе творящего искусства.

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Дорогая теплится любовь. (2; 201).

Новаторство Некрасова этим не ограничивается. Его творчество многогранно, далеко вышло за пределы того относительно узкого народно-песенного диапазона, которым ограничено было творчество Кольцова. Некрасов смело ввел в поэзию методы и принципы прозаического повествования. В сороковые годы это были достижения писателей натуральной школы. В дальнейшем Некрасов использовал замечательные завоевания русского романа в шестидесятые - семидесятые годы.

Некрасов - подлинный реформатор стиха. Он расширил возможности поэтической выразительности вводом разговорной и песенной интонации. Он обратился к трехсложным размерам (амфибрахию, дактилю, анапесту), до него относительно редко встречавшихся со времени Жуковского. Он обогатил рифму, расширив диапазон существующих рифм. Некрасов не страшился обыкновенных, даже глагольных рифм (пришли - легли, проезжая - наблюдая, выезжал - слыхал и т. д.), которые придавали такую естественность его стихам, но в то же время широко пользовался и удивительно удачными, выразительными рифмами (передник - привередник, соломушка - Еремушка, доволен - колоколен и т. д.). В особенности часто поэт прибегает к дактилическим, народным рифмам, столь близким песенной основе его стиха.

Сторона наша убогая,

Выгнать некуда коровушку,

Проклинай житье мещанское

Да почесывай головушку.

Годы творчества Некрасова были временем торжества и господства прозы, тогда как в годы творчества Пушкина господствовала поэзия. Вся структура стихов Некрасова тесно связана с особенностями прозаических жанров.

Связь поэзии Некрасова с прозаической культурой его времени была глубоко плодотворна для расширения традиционных возможностей поэтических жанров, для углубления реализма в его творческом методе. Основным условием реалистического романа является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Методы прозы, появление русского социально-психологического романа Гончарова, Тургенева, JI. Толстого давали особенно совершенные и плодотворные образцы создания типических характеров.

Эти два начала определяют и стилистическую систему его поэзии. В одном случае она служит тому, чтобы рассказать со всей силой и неприкрашенностью правду об окружающем поэта мире, в другом - показать тот возвышенный и благородный идеал, который придает ей идейную и художественную силу.

Так рассуждая, идут старики

Саше навстречу: в кустах у реки

Смирно присядут, подкрадутся ловко.

Нос выпачкан охрой

Он кисти и краски

Несет за плечом,

И словно ландкарта

Передник на нем.

Вот пильщики; сайку

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

А пилы стальные

На плечах дрожат. (3; 113).

До чего же поэтически точен и нагляден этот образ, это описание - пила, дрожащая, как живая рыба. Какой нужен зоркий поэтический глаз, какая наглядность изображения! И вместе с тем образ остается строго конкретен, материален.

В этом было значение и новаторский характер реформы поэзии, осуществленной Некрасовым, открытие им тех новых путей сближения поэзии и жизни, которые такое важное значение имели как для всего последующего развития русской поэзии, так и для поэзии реализма.

Новаторство Некрасова прокладывало широкую дорогу в будущее. Не говоря уже о непосредственном влиянии его на современных ему поэтов (Михайлова, Огарева, Добролюбова) и на поэтов революционного народничества, поэтические открытия Некрасова оказали большое воздействие даже на таких во многом ему далеких поэтов, как А. Блок, А. Белый. Но особенно велика роль Некрасова в развитии последующей русской поэзии. Некрасовская традиция неизменно противостояла формалистически-безыдейной поэзии. Нерасторжимая связь с жизнью, народность содержания и формы некрасовских стихов способствовали упрочению реализма в русской поэзии. Творчество Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Яшина и других поэтов во многом отправлялось от тех художественных принципов, которые были осуществлены Некрасовым.

Выводы к главе i

Исследование традиций русской поэзии в лирике Н.А. Некрасова показало, что его поэтическая система формировалась под непосредственным влиянием и художественным воздействием предшествующей русской поэзии: гражданской лирики поэтов-декабристов (К.Ф. Рылеева), поэзии А.С. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова. В контексте традиций ярче проявляются новаторские особенности поэзии Н. Некрасова: прозаизация его лирики, включение принципов эпического повествования.

ГЛАВА II. Специфика лирической системы Н.А. Некрасова

2.1 Функция автора в ролевой лирике Н.А. Некрасова

Изучение многоэлементной лирической системы предполагает выделение элементов и характеристику структуры системы.

Под элементом лирической системы мы будем понимать совокупность стихотворений, объединяемых одной какой-либо формой выражения авторского сознания. Элемент выделяется по двум признакам: формальному и содержательному. Формальным признаком является наличие некоего субъекта речи, выражаемого через определенные личные местоимения и глагольные формы. Содержательным признаком является наличие некоего

мироотношения, связанного с данным субъектом речи.

Под структурой лирической системы мы будем понимать все многообразие отношений между элементами.

Примером многоэлементной лирической системы может служить лирика Некрасова.

За всеми лирическими стихотворениями Некрасова стоит автор - передовой русский человек 40-70-х годов XIX века, близкий Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову. Его образ раскрывается через выбор, сочетание и соотношение нескольких лирических форм, образующих основу элементов лирической системы поэта.

Элементами лирики Некрасова являются:

1) стихотворения, объединяемые образом повествователя;

2) стихотворения, объединяемые образом лирического героя;

3) стихотворения, объединяемые образами героев ролевой лирики Б.О. Корман. Указ. соч. С. 176. .

Выявим вначале элементы лирической системы Некрасова, а затем рассмотрим вопрос о ее структуре.

1. Повествователь в лирике близок к повествователю и личному повествователю в эпосе.

2. Герой ролевой лирики близок к рассказчику в таких эпических произведениях, где рассказчик является одновременно героем.

как человек, который видит пейзаж, изображает обстоятельства, размышляет над ситуацией и судьбами. Мы узнаем о нем не из его прямых самохарактеристик, а по тому, как он изображает действительность. Каков повествователь, как он смотрит на жизнь, относится к людям, кого любит и ненавидит, - обо всем этом можно судить по эмоциональной окраске лирического монолога, принципам отбора и изображения жизненного материала, любому углу зрения, освещению действительности. Повествователь в лирике Некрасова - русский человек, впитавший в себя картины родной природы, богатство русского фольклора. Он обладает непосредственным опытом, сближающим его с простыми людьми. И он же мыслитель, передовой человек эпохи, переработавший исторический и культурный опыт предшественников; революционность и социально-демократическая точка зрения поэта определяют все его мироотношение - от самых общих взглядов и глубинных душевных движений до эстетических оценок, принципов композиционной организации стихотворений и характера словоупотреблений.

Наконец, третьим элементом лирической системы Некрасова являются ролевые стихотворения. Сущность ролевой лирики заключается в том, что автор в ней выступает не от своего лица, а от лица разных героев. Здесь используется лирический способ овладения эпическим материалом; автор дает слово героям, явно отличным от него. Он присутствует в стихотворениях, но скрыто, как бы растворившись в своих героях, слившись с ними.

Таковы элементы лирической системы Некрасова. Каково же их соотношение? Иными словами, какова структура лирической системы Некрасова? Все три элемента объединяются эмоциональным тоном. В эмоциональном тоне лирики Некрасова соединились: чувство всеобъемлющей любви к людям труда и постоянное ощущение своей вины перед ними, ненависть к их врагам и скорбное понимание того, что дурной человек не аномалия, не урод, а порождение существующего миропорядка; мечта о революции, вера в то, что только она может решительно изменить весь уклад русской жизни, и горькое сознание отсутствия революционности в народных массах; преклонение перед подвигом революционера, представление о революционной деятельности как высшем призвании личности и убеждение в том, что судьба революционера трагична, что он идет на гибель; страстное стремление к счастью и отвращение к ложной мечтательности, спокойная мудрость человека, оставившего далеко позади стадию сентиментально-романтического протеста.

Во внутреннем мире повествователя сконцентрировано представление автора о норме - идеологической, нравственной: это человек, каким он должен быть. В стихотворениях, объединяемых образом лирического героя, автор соотносит с этой нормой внутренний облик разночинца, а в ролевой лирике - внутренний облик любого героя из народа.

Так, проходя через элементы лирической системы, кардинальнейшая для лирики Некрасова проблема героической борьбы раскрывает разные аспекты и грани сложного авторского мироотношения, определяемого сложностью самой действительности.

Демократический характер лирики Некрасова, пронизывающее ее чувство социальности обусловили обращение поэта к области повседневности, быта, каждодневной практики. Этот тематический комплекс также варьируется в элементах лирической системы.

Итак, образ автора в лирической системе Некрасова раскрывается через отбор, сочетание и соотношение нескольких элементов. Каждый из них воспроизводит одну какую-то грань авторского мироотношения; в полном же своем объеме это мироотношение выражается всеми элементами и их структурой.

2.2 Тематический диапазон в лирике Н.А. Некрасова

2.2.1 Крестьянская тема в поэзии Н.А. Некрасова

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

И пошли они, солнцем палимы,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она.




Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

И пошли они, солнцем палимы,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Читайте также: