Николас де куса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рисунок Хартмана Шеделя (1440-1514), изображающий "кардинала Николая фон Куса" в кардинале Галеро в Нюрнбергских хрониках (1493 г. ).

Университет Кельна
Гейдельбергский университет (с 1416 )
Университет Падуи (до 1423 )

Николас Кребс ( 1401 - 11 августа 1464 г. ), Более известный как Николая Cues (на немецком Николаус фон Кус ), был поздний средневековый немецкий теолог , философ , гуманист , математик и прелат . Он также известен под названиями Николя Chrypffs или Cryfftz , Николя де Кузанский , Николай Кузанский или даже Николя де Cuse или в Cusain из - за его рождения, кия - сюр - ла - Мозель .

Резюме

биография

Николас Крипффс (или Кребс : рак, краб) родился в Кью в 1401 году на территории Вестриха . Он сын богатого лодочника по имени Джин Крипффс и Кэтрин Ремер. Защищенный графом Ульрихом из Мандершайда , он получил тщательное образование: без сомнения, был отправлен сначала в Девентер , к братьям по обыкновению , затем он короткое время учился в Гейдельберге (1416-1417), а затем подробно в Падуе, где углубил свои знания. знание философии , юриспруденции и математики . Доктор права в 1423 году, затем он вернулся в Кельн (1425), где изучал богословие под руководством Хеймерика де Кампо (ван де Вельде), который познакомил его с Раймондом Луллем и Альбертом Великим . В это время он проводил научные исследования редких или неопубликованных рукописей (Париж, 1428 г.). Он работал в то же время , как юрист и секретарь в службе archbishop- избиратель Трира , Othon де Цигенхайн .

В награду за все свои усилия Кью был назначен кардиналом-священником базилики Сен-Пьер-о-Льен в Риме в 1448 году, затем принцем-епископом Бриксена (Брессаноне) в 1450 году. Снова отправлен в качестве апостольского легата в Германию. На этот раз проповедуя юбилейный год, он наконец вернулся в свою епархию в 1452 году. Там он столкнулся с враждебностью эрцгерцога Сигизмунда Австрийского , который поддерживал монахинь Зонненбурга, восставших против реформистских наклонностей своего епископа.


Монастырь Кузина и больница Святого Николая в Бернкастель-Кус. Раскрашенная вручную акварельная гравюра Ф. Хеги по Карлу Бодмеру ( Кобленц , 1831).

В часовне-святилище, под медной доской, сердце основателя покоится в свинцовой капсуле. Но его останки были похоронены в базилике Святого Петра в Линксе (по-итальянски: Basilica San Pietro in Vincoli ) в Риме.

Философия

Экуменический и примирительный дух , Николя де Кюс знаменует конец средневековья и возвещает начало Возрождения .

Шаг навстречу бесконечности

Прилежный читатель Раймона Лулля (1232-1315), он разработал интеллектуальный метод, чтобы попытаться думать о Бесконечном или Максимальном: по его мнению, переходя к пределу, разум вынужден менять режимы, переходя от принципа нет - противоречие "совпадению противоположностей". Например, многоугольник, вписанный в круг, в конечном итоге становится самим кругом и, следовательно, бессторонней фигурой (не многоугольником) по мере увеличения количества сторон.


Первая страница рукописи Де Docta ignorantia , один из шедевров Николая Кузанского, Фолио 1r, Codex 218 ( XV - го века) в библиотеке больницы Святого Николая , в Бернкастель-Кус .


А драгоценные рукописи из библиотеки Николая Кузанского: Decretales диплом Глосса ( Декреталии папы Григория IX с комментариями), Hôpital Saint-Nicolas в Бернкастель-Кус, 231, Codex фолио 182R, XIII е / XIV - го века.

И все же для Жана-Мари Николя Николя де Кюс, со своей стороны, все еще намного ниже таких крайностей, и он лишь осторожно отваживается на шаг вперед, чем католическая ортодоксия своего времени. Тем не мение,

От Существа Творца к его творению


Еще один драгоценный манускрипт из библиотеки Николя де Cues: апологетика от Тертуллиана , начало первой главы, Saint-Nicolas больница в городе Бернкастель-Кус, Codex 42, фолио 162r.

Действительно, французский философ Эрве Паскуа , предмет исследования которого сосредоточен на неоплатонизме и на отношениях между Единым ( первым принципом, из которого происходит все существующее, у Плотина ) и Бытием , таким образом резюмирует `` умозрительный маршрут Кюзена (скорее неоплатонический). в продолжении Фомы Аквинского (скорее аристотелевского), но и в оппозиции к нему:

Способ мышления о творении также оригинален у Николя де Кью, поскольку он думает о нем во второй книге Доктора Невежества как о сокращении божественного Существа, которое порождает пустоту, что допускает разнообразие существ. . Эта концепция очень близка к еврейской концепции цим-цум, разработанной столетием позже в ларианской каббале .

Его библиотека с любознательным и строгим умом хранилась в Бернкастель-Кус. В частности, он предлагает лучшие копии некоторых латинских сочинений доминиканского мэтра Экхарта , от которого он был частично вдохновлен некоторыми пунктами доктрины, относящимися к мистической жизни ( codex cusanus 21 , 1444 г.) и негативной теологии.

Астрономия

«Таким образом, машина мира будет иметь, так сказать, свой центр повсюду, а его окружность - нигде, потому что Бог [Сам] является ее окружностью и ее центром, Тот, Кто есть везде и нигде (Николя де Кью). "


Николай Кий в базилике Святого Петра в Линксе (по-итальянски: Basilica San Pietro in Vincoli) в Риме.

Поскольку Вселенная бесконечно велика, Николя де Кью считает, что Земля больше не может быть ее центром:

«Хотя мир не бесконечен, он, однако, не может рассматриваться как конечный, поскольку в нем отсутствуют термины, между которыми он был бы заключен. Следовательно, Земля, которая не может быть ее центром, не может быть лишена всякого движения. Действительно, необходимо, чтобы он перемещался таким образом, чтобы он перемещался бесконечно меньше. Следовательно, как Земля не является центром мира, так и неподвижная сфера не является его окружностью, хотя, если мы сравним землю с небом, земля кажется ближе к центру, а небо по окружности. "

Он подтверждает, что, как и все звезды, Земля не неподвижна, а находится в движении:

«Из всего этого следует, что Земля движется. А поскольку из движения комет, воздуха и огня мы знаем, что элементы движутся, и что Луна [движется] с востока на запад, менее [быстро], чем Меркурий, Венера или Солнце и т. Д., Отсюда следует, что Земля движется меньше, чем все остальное, и все же она не описывает, как звезда, минимальный круг вокруг центра или полюса, как и восьмая сфера описывает максимум [круг], как мы только что продемонстрировали. "

Математика


Желая использовать математику в качестве основы для подготовки богословов, он пал жертвой метафизических предрассудков, унаследованных от неоплатонизма , таких как смешение равенства и идентичности, привилегия прямой линии над изогнутой, вера в пропорциональный порядок вещей. вещи. Математики его времени были более продвинутыми, и Региомонтан не уклонялся от математики Кузина.

Богословие


Алтарь из главного алтаря в часовне Николая больницы Святого в Бернкастель-Кус в районе Бернкастель-Виттлих в ( Рейнланд-Пфальц ): Триптих из Страстей , отнести к Мастеру жизни Марии в Кельне (активный из С 1460 по 1485 год). Николас де Кюс изображен в молитве на коленях у подножия Креста и справа, на переднем плане (обзор в контексте, детали выше).

Николай Кузанский o Николай фон Кус (1401 - 11 августа 1464) был кардиналом католической церкви немецкого происхождения. Кроме того, он также работал юристом, астрономом, теологом и философом, будучи в этой последней дисциплине одной из наиболее признанных в конце Средневековья.

Сегодня он один из великих католических богословов и реформистов. Его философия и политика объединили множество мирных идей, ориентированных на союз старой и новой мудрости. Таким образом, он был одним из основных участников перехода мысли от средневековья к эпохе Возрождения.

Он также предполагал объединение стремлений между христианами и мусульманами и вмешивался в некоторые конфликты власти. Он получил в жизни разные значимые роли на религиозном уровне. В 1448 году он был назначен кардиналом Папой Николаем V, а два года спустя он был внесен в список принцев-епископов Бриксена, одного из церковных государств Священной Римской империи.

Среди его вкладов - его вклад в реформу религиозной мысли. Идея Бога стала бы рассматриваться как сущность, присутствующая во всех вещах, а не как Бог, отделенный от материального мира.

биография

Ранние года

Николас был вторым из четырех детей Катерины Ремер и Йохана Кребса, преуспевающего судовладельца. Состояние семьи было умеренно хорошим, поскольку, несмотря на то, что они не принадлежали к высокому социальному слою, они могли жить комфортно.

Исследования

Его хорошая успеваемость позволила ему поступить на факультет искусств Гейдельбергского университета на год в 1416 году, где он изучал гуманитарные науки. Впоследствии он получил докторскую степень в Падуанском университете в 1423 году по специальности каноническое право.

Во время своего пребывания в университете он познакомился с различными гуманистами, такими как Джулиан Чезарини и Доменико Капраника, которые позже стали кардиналами.

Священство

В начале 1430 года он начал страстно проповедовать и в том же году начал представлять себя в чине священства. Кроме того, с этого периода он инициировал серию поездок с религиозными целями.

В 1437 году он был назначен для поддержки Папы Евгения IV, а в 1438 году он был назначен им кардиналом, но он отверг эту позицию. Только в 1448 году он согласился стать кардиналом, когда папа Николай V хочет наградить его за успешное выступление в качестве посла Церкви. Он также был назначен принцем-епископом Бриксена в 1450 году.

Несмотря на его обширную юридическую и административную работу с Церковью, он смог развить собственную философскую работу. Следует отметить, что его академическая подготовка как философа не была общепринятой в то время.

Он также собрал большой объем информации, относящейся к мудрости древности, и это, в сочетании с его работами, сделало его в потомстве образцом, ведущим к современности.

Последние работы

После того, как Энеас Сильвио Пикколомини, его личный друг, вступил в должность папы под именем Пия II в 1458 году, Николай Кузанский решил жить в Риме, отчасти из-за своего долга перед церковной должностью кардинала.

Именно здесь он напишет свои последние работы в последующие годы. Одной из его наиболее часто повторяющихся тем были другие религии, в которых он был великим ученым и глубоко изучал.

Он также рискнул войти в метафизический мир и написал несколько трактатов, посвященных этому, как Ли нон Алиуд (1462), Автор: venatione sapientiae (1463), Автор Людо Глоби (1463), Компендиум (1463-1464) и последняя из его работ, Из apice theoriae, написано в год его смерти в 1464 году.

Смерть Николая Кузанского

Кузано умер во время поездки 11 августа 1464 года в Тоди, по пути в Анкону, где он должен был встретиться с Папой Пием II.

Его останки в настоящее время находятся в его титульной церкви, расположенной в Риме. Однако, выполняя его просьбу, его сердце покоится в его родном городе Бернкастель-Кус, а именно в больнице Святого Николая, основанной им совместно с его родственниками. В этом городе также сохранилась его библиотека.

Области исследования и мысли

Что касается философии, Кузано характеризует мистические сочинения о христианстве, хотя большая часть его материала также использует математическое содержание. Среди его самых популярных работ: Приученное невежество, Видение Бога Y В предположении.

В политике

В 1433 году он предложил реформу Священной Римской империи, а также метод избрания императоров. Однако эти идеи не были приняты церковью. В своем письме под названием Католическая конкорданс, раскрывает свой величайший вклад в идеи, связанные с церковью и политикой.

Богословие и поиск истины

Кусано использует свое восприятие конечного и бесконечного, чтобы говорить об истине и о Боге как о концепциях, которые человеческое существо должно понять, что он не сможет достичь того же естественного состояния, что и человеческое существо.

Однако он считает, что естественное желание человека исходит от интеллектуала, и что поиск истины поддерживает его в постоянном динамизме и совершенстве, даже если ему не удается этого достичь.

В качестве доказательства он устанавливает, что у всего бесконечного нет точной пропорции, как наоборот, с конечным. Другими словами, то, что имеет конец, мы можем знать его пропорцию, вместо бесконечности это невозможно даже вообразить.

Это его способ приблизиться к идее ученого невежества и того, что бесконечная истина недостижима для человека, а также к пониманию того, что такое Бог.

Среди других примеров он связывает поиск истины с геометрией в своей работе.Геометрическое Манудукцио, где он относится к кругу и многоугольнику. Из первой фигуры, круга, он показывает, что он неделим и не может быть измерен с точностью, и это тот же самый способ, которым работает человеческое понимание, которое не является истиной, а что-то, что приближается к нему.

Таким образом, он говорит о близости понимания к истине как о тенденции многоугольника к кругу, поскольку чем больше углов можно добавить к многоугольнику, тем ближе он будет к тому, чтобы стать кругом, но это никогда не будет кругом с точностью.

Соответствующие фразы и цитаты

- «Если люди равны по своей природе и одинаково свободны, истинное свойство авторитета общего правила, то есть их равенство и власть, может быть установлено только по выбору и согласию других, и, таким образом, закон это также устанавливается по согласию ". Николай Кузанский. Veniatione Sapientae, II, 14, вып. 127

- (…) человеку свойственно желание знать, что Бог настолько велик, что его величию нет конца. Вот почему он превосходит все мыслимое и известное ". Николай Кузанский. Автор Venatione Sapientae. гл. 12, № 32.

Пьесы

-De Concordantia Catholica (Католическая конкорданс, 1434 г.)

-De Docta ignorantia (Научное незнание, 1440).

-De coniecturis (предположительно, 1441–1442).

-De Deo abscondito (Скрытый Бог, 1444/1445).

-Apologia doctae ignorantiae (Защита ученого невежества, 1449 г.)

-Idiota of sapientia (Мирянин в мудрости, 1450 г.).

-De Visione Dei (Видение Бога, 1453 г.).

-De mathematicis complementis (Дополнительные математические соображения, 1453–1454).

-De theologicis complementis (Дополнительные теологические соображения 1453 г.),

Николай Кузанский, анонимный немецкий художник Мастер жития Марии

В тесном общении с итальянскими гуманистами находился Николай Кузанский (1401-1464). Восприняв гуманистическую идею единства античной философии и христианства, он стал выдающимся представителем пантеизма эпохи Возрождения. Опираясь на труды немецких мистиков, Дионисия Ареопагита, Платона и неоплатоников, Николай Кузанский выдвинул основные положения своего учения о тождестве противоположностей в абсолютном бытии Бога, об универсуме как взаимосвязи всего со всем, о человеке как микрокосме и Богочеловеке.

Исходным пунктом его философии стало убеждение в том, что бесконечное бытие Бога и истина не являются выдумками нашего ума и поэтому не могут быть постигнуты нами с абсолютной точностью и полнотой. Максимум, что мы можем знать, есть наше незнание бесконечного как такового, ибо оно несоразмерно любому человеческому суждению, опирающемуся на сравнение одной конечной вещи с другой. Однако это отнюдь не означает, что человек должен отринуть живущее в нем стремление к познанию сути вещей. Напротив, чем глубже мы погрузимся в ученое незнание (docta ignorantia – лат.) и уясним себе, что бесконечное не схватывается конечными определениями нашего рассудка, тем более мы приблизимся к истине и поймем ее.

дом в Кузе, где родился Николай Кузанский

Прежде всего мы поймем, что Бог есть все и ничто одновременно — абсолютный максимум, больше которого не может быть ничего и вместе с тем абсолютный минимум, меньше которого также ничего не может быть.

Из абсолютного тождества противоположностей в Боге Николай делает пантеистический вывод: если Бог есть всё и ничто в отдельности, то все и ничто в отдельности есть Бог. Это означает, что Бог содержит в себе все вещи вселенной и поэтому содержится в каждой из них, не будучи никакой отдельной вещью. Сама же вселенная или универсум есть то, в чем каждое включает в себя все, поскольку все включено в Бога и включает его в себя. Бог есть свернутый в бесконечное единство универсум, а универсум есть развернутый во множество конечных вещей Бог. Поэтому поистине есть не Бог и мир, а их нераздельное и неслиянное единство.

Этот вывод позволяет Кузанцу обосновать заключительное положение своей доктрины. Поскольку с пантеистической точки зрения каждая вещь некоторым особенным, свойственным именно ей образом содержит в себе Бога и весь мир, человек также по-своему есть Бог и вселенная. Он есть Бог и вселенная в образе человека:

Благодаря этому в практической области человек способен с помощью воображения творить образы и подобия всех чувственных вещей, развертывая свой, человеческий мир культуры. В теоретической области человек по той же причине способен с помощью рассудка и разума познать вселенную, свертывая ее бесконечное многообразие в простоту интеллектуального созерцания универсума.

«Так как человек есть его ум, величайшего совершенства человеческой природы надо искать в чем-то субстанциальном и существенном, т.е. в разуме, которому служит все остальное.

Значит, всесовершенный человек вовсе не обязательно должен выделяться какими бы то ни было привходящими свойствами, за исключением относящихся к разуму. Не обязательно, чтобы он был великаном или карликом и вообще обладал каким-то определенным ростом, цветом кожи, телосложением и прочими случайными чертами, а надо только, чтобы его тело было свободно от крайностей, мешающих ему быть послушным орудием духовной природы, чтобы оно повиновалось ей и приноравливалось к ней безотказно, беспрекословно и неустанно.

Николай Кузанский — видный церковный деятель и талантливый ученый, в своих теориях совместил науку и веру, примирил древние идеи о божественности природы с христианским вероучением и предвосхитил множество астрономических открытий.

Гуманист из Кузы

Николай Кузанский

При жизни Кузанца его труды были практически неизвестны, публиковать их начали только через 20 лет после его смерти

Наука и вера

Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.


Николай Кузанский философия, биография и становление

Приехав в Падую, в 1417 году, Николай Кузанский стал обучаться церковному праву. Но одной юриспруденции талантливому юноше было недостаточно, он стал изучать медицину и математику, географию и астрономию, естествознание и точные науки. В Падуе он познакомился со своими будущими друзьями Паоло Тосканелли и Юлианом Цезарини, они привили Николаю тягу к философии и литературе.

Получив докторское звание по каноническому праву, в 1423 году Николай Кузанский отправился в Италию, где и познакомился с Римским канцлером Поджо Браччолини, который заинтересовал его тягой к богословию. После возвращения в Германию он начал изучать богословскую деятельность в Кельне. В 1426 году, став священником, был назначен секретарем папского легата кардинала Орсини, а позже и сам становится настоятелем церкви в Кобленце.

В первой половине 15 века авторитет католической церкви был подорван, многочисленные распри между соборами и папой, феодалами и духовенством привели к расколу в церковном мире. Для восстановления влияния церкви требовались реформы, многие кардиналы предлагали ограничить папское влияние и усилить соборную власть. На собор в 1433 году приехал и Николай Кузанский, который выступал за лишение папы верховной власти.

Кузанский Николай философия

Реформы Николая Кузанского в церкви и государстве

Под угрозой нашествия турецких войск греки и византийцы провели переговоры по поводу объединения восточной и западной церкви, на которые приехал и Николай Кузанский. Там он знакомится с Виссарионом и Плифоном, известными в то время неоплатониками, именно они сыграли основную роль в становлении мировоззрения будущего философа.

Замыслы о реформах, которые предложил Николай Кузанский, философия, основные идеи, кратко которые описать, конечно, достаточно сложно - все это было навеяно влиянием эпохи, ее противоречивостью, борьбой различных тенденций. Только зарождающаяся антифеодальная жизненная позиция, еще довольно зависима от средневековых представлений и образа жизни. Возвышение веры, излишний аскетизм, призывы умерщвлять плоть, абсолютно не совмещались с жизнерадостностью эпохи. Яркий интерес к познанию законов природы, оценка достоинств математики и других точных наук, влияние античности и мифологии - такова была философия эпохи Возрождения. Николай Кузанский принимал активное участие в церковной и политической жизни, но в то же время уделял много времени занятиям наукой.

Философия эпохи Возрождения, пантеизм. Николай Кузанский, Бруно

Знакомство с Амброджо Траверсари, Лоренцо Валлой, Сильвием Пикколомини (будущий папа Пий II) известными гуманистами того времени сказалось на восприятие мировоззрения Николая Кузанского. Обратившись к античным философским трудам, он прочел в подлинниках Прокла и Платона.

Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно в чем-то схожа. Идеи относительно космологии, были значительно новей идей Коперника и подготовили своеобразную почву для учения Бруно. Ими оставлено много научных трудов по богословию, философии, церковным и политическим темам, объединенных одной идеей, о бесконечной вселенной. Переход от традиций Средневековья наглядно демонстрирует философия Возрождения. Николай Кузанский развивает понятие предела, используемое им в объяснении Бога и фигур в геометрии.

Николай Кузанский философия кратко

Бог есть мир, а мир есть бог. Теория соотношения

Ученое незнание не означает отказ от бога и познания мира, это не отказ от скептицизма, а возможность выразить полный объем знаний при помощи схоластической логики. Философия должна исходить в решении вопросов бога и мира, именно от незнания и несоизмеримости понятий и представлений об объекте. Пантеизм в философии эпохи Возрождения Николай Кузанский объясняет не исключительно с религиозной точки зрения, а, скорее, с философской. Отождествление бога как единого целого с миром и сущности всего, легло в основу его философии. Это позволило отойти от религиозности и персонализации бога, упрощенных представлений о духовности и возвышенности всего сущего.

Когда Иоганн Венк обвинил Николая Кузанского в еретизме, то в свое оправдание он высказал необходимость отделить бога - предмета почитания, основывающегося на восприятии культа преклонения, от бога - объекта изучения. Таким образом, Николай Кузанский, поставил бога как собственное философское восприятие, а не как проблему теологии. При этом идет речь о соотношении законченного мира вещей с миром бесконечным, первоначальным.

Николай Кузанский философия основные идеи

Само разворачивание абсолютного максимума, начальная точка отсчета

Бог, которого он рассматривал в полном отречении от мира вещей - начало величайшего бытия, абсолютный максимум. Это начало всего и единое целое со всем, так утверждал Кузанский Николай. Философия исходит от того, что бог содержит в себе все остальное. И превосходит над всем.

Именно отрицательное понятие бога, что ввел Николай Кузанский, философия соотношения которого отвергает его потусторонность, объединяет его с миром. Бог как бы охватывает мир, а мир находится в боге. Такая позиция близка к пантеизму, так как не бог отождествлен с природой, а мир и природа находятся внутри него, так же, как он сам находится внутри человека.

Для характеризации процесса Кузанский Николай, философия которого заключена в процессе перехода от божественного к мирскому, применяет термин "развертывание". Подразумевается само разворачивание абсолюта, это приводит к глубочайшему пониманию единства мира, разрушению иерархических понятий.

Как объясняла такого ученого, как Николай Кузанский, философия, основные идеи которой заключены в понятии сущности, находящейся в свернутом виде внутри бога, разворачивание покоя и есть движение, временной промежуток – мгновение, а линия развертывания – точка. В самом учении заключается диалектическая основа совпадения противоположностей мира и бога. Творение, трактуемое как развертывание, не может носить временный характер, потому что сотворение - это существование бога, а оно является вечным. Таким образом, само творение, не являясь временным, получается проявлением необходимости, а не божественного замысла, как учит религия.

Николай Кузанский философия основные идеи кратко

Космология в идеях Кузанского. Понятие о бесконечности вселенной и божественной сущности

Вселенная существует как постоянное развертывание бога, так как только в нем, абсолютном максимуме, возможно существование наиболее совершенного состояния во множестве, иным словом, вне бога Вселенная может находиться лишь в ограниченной форме. Это ограничение - главный показатель отличности бога от Вселенной. Как представлял Николай Кузанский, философия кратко объясняет данную проблему и нуждается в полном пересмотре. Схоластическая картина мира, когда сотворенный движимый во времени мир ограничивается неподвижностью небесных тел и отождествлен с христианским богом, не совпадает с учением, которое представил Николай Кузанский. Философия, основные идеи которой заключены в пантеистическом представлении божественного и мирского, объясняет понятие бога и мира как окружность с центром внутри, так как он нигде и в то же время везде.

Космос внутри человека, а человек внутри бога

Исходя из такой теории уподобления бога природному космосу, мир не имеет собственной окружности, однако его центр находится повсюду. Но все же мир не является бесконечным, иначе он бы был равным богу, а в таком случае у него были бы окружность с центром, был бы конец и, соответственно, начало, было бы завершение. Так проявляется связь зависимости мира от бога, объясняет Николай Кузанский. Философия, основные идеи кратко которой можно объяснить безграничностью, зависимости мирского от божественного начал, явление свернутости в физическом и пространственном существовании. Исходя из этого, можно сделать вывод о космологии. Получается, Земля не является центром мира, а ее окружностью не могут быть неподвижные небесные тела, утверждает Кузанский Николай.

Философия о космологии лишает привилегированности землю, которую ранее считали центром Вселенной, а бог становится центром всего, в то же время это объясняет подвижность земли. Отвергнув центральное расположение и неподвижность земли, не представиВ схему движения всех тел на небе, расшатав уже устоявшееся представление о земле, он проложил путь к развитию космологии и лишил геоцентризм логического оправдания.

Философия эпохи возрождения пантеизм Николай Кузанский Бруно

Постижение божественной сущности, ученое незнание

Разрушив религиозное представление о мироздании, которое свойственно неоплатоникам, Николай Кузанский представил бога не нисходящим, опустившимся до ступени материального существом, а как проявление высшей божественной сущности. Таким образом, мир представляется как прекрасное божественное творение, которое позволяет увидеть превосходство и искусство бога. Тленность всего сущего не может скрыть благородство божьего замысла. Красота мира, которую описал Николай Кузанский, философия универсальных связей и стройности творения получают оправдание. При сотворении мира бог использовал геометрию, арифметику, астрономию, музыку и все искусства, применяемые человеком.

Гармоничность мира ярко выражена в человеке - величайшем творении бога. Об этом говорит Николай Кузанский. Философия, основная идея которой заключена в объяснении всего прекрасного, что создано богом, тесно связана с изучением космологии и пантеистической онтологии. Человек рассматривается как высшее творение бога. Поместив его над всем, поставив на определенную ступень в иерархии, можно сказать, что он как бы обожествлен. Таким образом, он оказывается высшим существом, заключив в себе весь мир.

Что характерно для всего существенного: притяжение противоположностей ярко выражено и в человеческом существовании. Соответствие свернутого максимума в боге и космическая развернутость бесконечности нашли отражение и в природе человека, так называемом уменьшенном мире. Это полное совершенство и есть божественная сущность, которая свойственна человечеству в целом, а не отдельной личности. Человек, поднявшись на максимальную ступень, став с ней единым целым, смог бы стать таким же богом, восприниматься богочеловеком.

Такое объединение человеческой и божественной природы является возможным только в божьем сыне, Христе. Таким образом, теория о человеке тесно переплетается с христологией, а та - с теорией развертывания, которую выдвинул Николай Кузанский. Философия кратко и понятно объясняет, что абсолютно совершенная природа сына бога и есть свертывание природы человека, наподобие космоса в свернутом состоянии, содержащегося в боге. Воплощенная во Христе человеческая сущность бесконечна, но ограниченная в отдельном человеке, она конечна. Таким образом, человек бесконечно – конечное существо. Отождествление Христа и человека Николаем Кузанским помогло ему сместить идею сотворения человека, присущую учению церкви. Он рассматривает человека не как творение, а как творца, именно это и уподобляет его божественной сущности. Об этом говорит и способность человеческого мышления бесконечно постигать мир, познавать новое.

Пантеизм в философии эпохи возрождения Николай Кузанский

Философия пантеизма Николая Кузанского и его последователей

С философией пантеизма Николая Кузанского связана мысль о соотношении знаний и веры. В основу учения легло представление космоса как книги божественного происхождения, где бог раскрывается для человеческого знания. Поэтому вера является путем постижения божественной сущности в свернутом виде, находящаяся в самом человеке. Но, с другой стороны, осознание развернутой сущности, осознание бога - это дело человеческого разума, который не может быть заменен слепой верой. Недостаточному знанию Николай Кузанский противопоставил созерцание интеллектуальное, которое дает понятие притяжения противоположностей. Такое знание он называет интеллектуальным видением или интуицией, осознание неосознаваемого, подсознательного, иными словами, ученое незнание.

Стремление к постижению истинного смысла, невозможность объять необъятное показывают незавершенность объектов. А истина представлена как нечто объективное, но недостижимое, так как познание, изучение не может останавливаться, а истина бесконечна. Мысли Кузанского о том, что человеческие знания относительны, распространились и на религиозные знания. Таким образом, любая религия лишь отдаленно приближена к истине, поэтому следует придерживаться веротерпимости и неприятия фанатизма религиозного.

Николай Кузанский философия кратко и понятно

Выдающийся философ, мыслитель или еретик?

Сильное влияние на восприятие мира оказала и космология, идея бесконечной Вселенной, отсутствия в ней окружности и центра. Позднее она была продолжена в трудах последователя Кузанского, Джордано Бруно.

Воспринимая человека как бога, творца, способствовал поднятию значимости человека Кузанский. Он превозносил умственные способности человека к безграничному познанию, хотя, по существу, это было несовместимо с тогдашним представлением церкви о человеке и воспринималось как еретизм. Многие идеи Николая Кузанского противоречили феодальному строю и подрывали авторитет церкви. Но именно он положил начало философии Возрождения и стал выдающимся представителем культуры своего времени.

Читайте также: