Учение бернштейна об участии психики в регуляции движения кратко

Обновлено: 05.07.2024

На этом я заканчиваю цитировать Ю. Б. Гиппенрейтер и перехожу к своим рассуждениям.

Принцип рефлекса и принцип сенсорных коррекций

Зададимся вопросом, есть ли в организации поведения, и в частности движения, место рефлексу или удел принципа рефлекса, это простейшие движения типа рефлекса моргания и коленного рефлекса.

Известно, что рефлексы бывают не только двигательные, но и эмоциональные. Например, какая-то музыка вызвала определенное воспоминание, и у человека изменилось настроение. Это может быть даже не целостная мелодия, а просто звук или запах или какая-то обстановка, или какая-то манера разговора у собеседника. Это изменение происходит быстро, часто не осознаётся и очень часто не подконтрольно попыткам его не допустить.

Другой пример, человек не хочет есть, но проходит мимо кафе или палатки и запах или вид пищи включает желание поесть. Стимул вызвал мотивационное возбуждение. Иногда настолько сильное, что человек не в силах с ним бороться.

Ещё пример, если поменять местами выключатели света туалета и ванной комнаты, то, даже осознавая, что надо нажимать на другой выключатель человек какое-то время будет протягивать руку на старое место.

Что, это как не принцип рефлекса? И что такое рефлекс с точки зрения обработки информации и принятия решения.

Для адекватного поведения необходимо учитывать всю входящую информацию и рассматривать все варианты реагирования. Но, это невозможно, поэтому и образуются стереотипы восприятия, стереотипы мышления, стереотипы действия ради экономии времени и сил.

Если стереотипное поведение (восприятие, мышление, действие) не ведёт к катастрофическим результатам, а приводит к более или менее приемлемому результату, то мы удовлетворяемся тем, что есть, а не лучшим вариантом который нам не знаком и даже не приходит в голову.

Фактически рефлекс это сокращение пути и времени обработки информации, вследствие предшествующего опыта происходит принятие на веру, что на этот стимул думай не думай, прикидывай варианты не прикидывай, есть только один адекватный способ реагирования. Происходит автоматическое реагирование без учёта всех сопутствующих обстоятельств.

Ассоциативная связь, это как бы закостеневший осколок прежнего опыта. Также как скелет помогает телу, но и ставит свои ограничения пластичности этого тела, так и вкрапления рефлекторных соединений направляют и ускоряют принятие решения любым уровнем.

И наличие жёстких элементов (рефлексов) не отменяют гибкость и пластичность всей поведенческой системы основанной на принципе сенсорных коррекций. Если этих жёстких элементов не будет, принятие решения может задерживаться на такой срок, что реагировать будет уже поздно. Если этих жёстких элементов будет слишком много, реагирование будет быстрым, но часто неадекватно обстоятельствам.

Таким образом, можно сделать вывод, что для управления системой необходимо встроить автоматизмы в правильно выбранные уровни, так чтобы эти рефлексы гарантированно направили обработку и принятие решения в нужное русло с выходом на запланированный способ реагирования.

Применение в оценке дрессировочной ситуации теории уровней построения движений

Например, обучаем собаку, выполнять укладку из положения стоять. Цель научить её ложиться без продвижения. Как обычно это происходит.

Собака слышит команду и переминается с ноги на ногу или вдруг ей вздумалось почесаться и понюхать травинку. Короче, она бродит вокруг дрессировщика потом сама или вследствие воздействия ложится сикось накось. Какая там работа с продвижением собаки вперёд, когда она просто легла и упала на бок или свернулась клубочком и решила поспать. Что здесь происходит? Собака перебирает возможные варианты своих перемещений в пространстве. Пытается заниматься попутно общением с другой собакой из группы, ложиться так чтобы залезть другой собаке под хвост и хозяин-дрессировщик смотрит на всё это безобразие в полной уверенности, что он дрессирует собаку. Собака же легла, значит, дрессировка состоялась. А то, что укладка собаки, это так, сопутствующее обстоятельство её перемещений в пространстве (уровень С), разгрызания палочки (уровень D) или облизывания хозяина с просьбой отстать и не мешать жить (уровень Е), это всё в расчёт не принимается.

Что должен делать дрессировщик, когда отрабатывается правильная техника укладки собаки из положения стоять?

Обеспечить воздействия на уровне В. Поводком и лакомством вынуждать собаку ложиться вниз и назад, так чтобы отпечатки её лап не смещались, где стояла там и легла. Пусть ей будет сложно, быстрее поймёт, что надо делать.

Когда дрессировщик должен обеспечивать коррекции движению собаки?

С самого начала. Если собака в положении стоять, прежде чем лечь делает шаг вперёд нечего на это смотреть. Такая собака уже заведомо ляжет с продвижением. Надо предотвращать её шаг вперед своевременной коррекцией.

Какую задачу должен решать дрессировщик?

Формировать автоматизм укладки на уровне В. Обозначить как единственно возможный способ укладку с совершенно определённым положением ног относительно тела и друг друга. Требовать, только такого выполнения, привлекая тем самым внимание собаки к внутренней координации частей тела.

Таким образом, мы видим целесообразность, для дрессировщика, ясно понимать на каком уровне в данный момент строится поведение собаки и подходит ли он для решения дрессировочной задачи или нет.

Конечно, можно быть внимательным и требовательным к собаке, не имея никакого представления об уровнях построения движения.

Тем не менее, представляется, что знание о них будет некой картой и опорными знаками, которые позволят дрессировщику точнее оценивать поведение собаки и свои действия.

Добавить комментарий Отменить ответ

Стабильно работаем с 1993г.

Прайс лист, цены

Список цен

Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…

Список услуг нашего проекта

Услуги проекта Walkservice

Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.

Как к нам добраться?

Как к нам бораться

Контакты

Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…

Copyright 2007-2022, проект WalkService объединяет всех любителей животных. Чем больше я узнаю людей, тем сильнее я люблю свою собаку.

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие.

Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же.

Что же это за уровни?

Первый уровень А - уровень тонуса. Самый низкий из уровней. Он отвечает, что логично, за тонус мышц. Здесь очень легкие примеры: это НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ дрожание тела от холода или от страха. Или стук зубов, при том же холоде. Мышцы на холоде пытаются себя согреть, и приводят себя в тонус сами. Это и есть уровень А.

Второй уровень В - уровень синергии. т.е. сотрудничества, соучастия. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо “осведомлен” о том, что делается “в пространстве тела”. Уровень В принимает большое участие в организации движений "более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика. Так же, к прмиеру, этот уровень отвечает за бег на месте. А вот обычный, реальный бег в каком-либо прсотранстве уже требует более высоких уровней.

Третий уровень С - это ровень пространственного поля. т.е. пространсва вокруг нас. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. К этому уровню можно отнести огромное количество различных движений, которые задействуют пространство вокруг нас: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения, игра в теннис, броски мяча и много другое.

Четвёртый уровень D - это корковый уровень. Локализация его находится уже в коре головного мозга. Он практически монопольно принадлежит человеку. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Примерами могут служить движения жонглёра, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и так далее.

Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже скорее не просто движение, а действие. Для этого уровня совершенно безразличны узоры движения и прочие подробности, а важен лишь конечный результат. Например, открывание бутылки с пробкой. Вы можете исопльзовать различные способы и предметы для получения результат, вы можете использовать различные способы, но результат будет один и тот же.

Пятый уровень Е - самый высокий уровень. Это уровень смысла. Осмысленные движения. Например, письмо. Нам важно не просто уметь писать или писать красиво, но чтобы наше письмо имело смысл. Так же к этому уровню относится язык глухонемых или азбука-морзе.

А теперь, возьмём к примеру тоже письмо и разберем его на уровни.
Уровень А - это тонус руки и пальцев.
Уровень B придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись
уровень С организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге. т.е. в в некотором пространстве пространсе
Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, т.е. с необходимым нам предметом
уровень Е — смысловая сторона письма.

А теперь разберем ещё один пример, взятый мною из учебника по общей психологии Юлии Гиппенрейтер

После периода лечебных упражнений с раненым проводилась проба для выяснение того, насколько функция руки восстановилась. Для этого ему давалась задача “поднять руку как можно выше”. Выполняя ёе, он поднимал руку только до определенного предела - диапазон движений был сильно ограничен. Но задача менялась: больного просили “поднять руку до указанной отметки на стене” и оказывалось, что он в состоянии поднять руку на 10—15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось “снять шляпу с крючка”— и рука поднималась ещё выше!

В чем здесь дело? Дело в том, что во всех перечисленных случаях движение строилось на разных уровнях: первое движение (“как можно выше”)—в координатах тела, т. е. на уровне В; второе (“до этой отметки”;) — на уровне С,- т. е. в координатах внешнего пространства; наконец,, третье (“снимите шляпу”) — .на уровне D. Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со все большей амплитудой.

В трудах Н. А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. В результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности, позволяя углубить наши представления о ее операционально-технических аспектах.

Концепция Н. А. Бернштейна состояла в опровержении принципа рефлекторной дуги как механизма организации движений и замене его принципом рефлекторного кольца. Она содержала, таким образом, критику господствовавшей в то время в физиологии высшей нервной деятельности точки зрения на механизм условного рефлекса как на универсальный принцип анализа высшей нервной деятельности.

Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До него движения исследовались, как правило, в лабораторных условиях; при их исследовании часто производилась перерезка нервов, разрушение центров, внешнее обездвижение животного (за исключением той части тела, которая интересовала экспериментатора), лягушек обезглавливали, собак привязывали к станку и т. п.

Объектом изучения Н. А. Бернштейн сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и в основном движения человека. Таким образом, сразу определился контингент движений, которыми он занимался; это были движения трудовые, спортивные, бытовые. Конечно, потребовалась разработка специальных методов регистрации движений, что с успехом осуществил Бернштейн.

Первым важным открытием ученого является выдвижение принципа сенсорных коррекций. До работ Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение программ) – двигательная реакция.

Н. А. Бернштейн пришел к выводу, что так не может осуществляться сколько-нибудь сложное движение. Очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут.

Сюда входят следующие дополнительные факторы, которые, помимо моторных команд, влияют на ход выполнения движения:

Во-первых, при выполнении движения в большей или меньшей степени возникает явление реактивных сил. Например, если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.

Во-вторых, при движении возникает явление инерции. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы. Причем явление инерции присутствует в любом движении. Например, при беге значительная часть движения выносимой вперед ноги происходит за счет этих сил.

В-третьих, существуют определенные внешние силы, которые оказывают влияние на ход выполнения движения. Например, если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление. Причем это сопротивление чаще всего оказывается непредсказуемым. В борьбе такие внешние силы – это прежде всего силы твоего противника.

В-четвертых, исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.

Таким образом, существует целый перечень факторов, оказывающих непосредственное воздействие на ход выполнения движения. Следовательно, центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движения. Эта информация получила название сигналов обратной связи.

Эти сигналы могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. Например, когда мы двигаемся, информация о положении отдельных частей тела поступает от различных рецепторов. Однако параллельно информация поступает через органы зрения. Аналогичная картина наблюдается даже при выполнении речевых движений. Человек получает информацию не только от рецепторов, контролирующих движения языкового аппарата, но и через слух. Причем информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения становится невозможным. У пьяных эта информация плохо согласована, тем самым движения у них затруднены.


Рис. 1.6. Схема рефлекторного кольца Н. А. Бернштейна

Итак, в прибор сличения поступают и образ движения, и информация от всех рецепторов о реализованном движении. Предположим, что, выходя на стойку, спортсмен сделал слишком сильный мах и его начало клонить назад, – возникает опасность опрокинуться. Что тогда происходит? С прибора сличения поступили на блок перешифровки сигналы об излишней тяге назад. Эти сигналы (dW) сообщают, что не все в порядке, что нужно послать сигналы коррекции, выправляющие это положение. Такие сигналы поступают, поправка происходит. В следующем цикле кольца снова сличаются сигналы SW и IW. Может оказаться, что dW = 0; это идеальный случай. Он означает, что данный элемент выполнен и можно перейти к реализации следующего пункта программы.

Следующее открытие Н. А. Бернштейна – теория уровней построения движений. К этой теории можно перекинуть логический мост от рефлекторного кольца, если обратить специальное внимание на качество афферентных сигналов, поступающих от движения.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения – тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Правда, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7–8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения – метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания – игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч.

Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и т. п.

Уровень Е. Последний, самый высокий – это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Здесь следует отметить два важных правила относительно функционирования уровней.

Первое правило: в организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни. К примеру, письмо – это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней.

Проследим их, двигаясь снизу вверх.

Второе важное правило: формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Проиллюстрируем это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне В, например включив его в качестве элемента в вольную гимнастику. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия D круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.

А теперь возникает вопрос: чем же определяется факт построения движения на том или другом уровне? Ответом будет очень важный вывод Н. А. Бернштейна, который дан выше: ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Подобные факты, как и общий вывод из них, замечательны тем, что показывают решающее влияние такой психологической категории, как задача, или цель, движения на организацию и протекание физиологических процессов. Этот результат явился крупным научным вкладом Н. А. Бернштейна в физиологию движений.

Движение – комплекс психофизиологических функций, реализуемых динамическим аппаратом человека.

Благодаря движениям, человек воздействует на мир и его изменяет, но изменяются и сами движения.

Рубинштейн подчёркивает: движения человека являются способностью осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Характер или содержание задачи определяет движение.

Со времён Сеченова выделяют произвольные и непроизвольные.

  1. Скорость;
  2. Сила;
  3. Темп
  4. Ритм
  5. Точность и меткость
  6. Пластичность и ловкость

Рубинштейн выделяет 6 видов движений:

  1. Движение позы (мышечного аппарата) – статические рефлексы, которые обеспечивают поддержание и изменение в позе тела;
  2. Движение локомации (связано с передвижением) – особенности выделяют в походке и осанке;
  3. Выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика);
  4. Семантические движения (например, снятие шляпы, рукопожатие);
  5. Речь как моторная функция (динамика, ритмика, интонация, ударение);
  6. Рабочее движение – движения, которые существуют в различных видах трудовых операций.

Александр Николаевич Бернштейн разработал проблему механизмов организации движений и действий человека. До него существовала классическая физиология. Бернштейн создал неклассическую физиологию.

Отличие классической от неклассической физиологии:

  1. Классическая физиология опирается на механизм модели S-R;
  2. Классическая физиология - это физиология животных, где способствовал принцип реактивности. Она мало соприкасалась с практикой. Неклассическая физиология обратилась к изучению человека. Объектом изучения были естественные движения нормального неповреждённого организма.
  3. В основе физиологии Бернштейна лежал принцип целостности. Он спорил с Павловым, что рефлекс – это не элемент действия, а элементарное действие, целостный акт, который начинается и продолжается до завершения.
  4. Принципу реактивности Бернштейн противопоставлял принцип активности. То есть все процессы рецепции (принятие энергии) и центры, перерабатывыющие информацию – это проявление активности.

В отличие от модели ставшего модель будущего имеет вероятностный характер.

Принцип сенсорных коррекций

Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него постоянно будут вноситься поправки (коррекции). ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения, то есть в неё должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатывать в сигналы коррекции.

Факторы, влияющие на ход движения:

  1. Реактивные силы – непроизвольные реакции, возникающие в системах мышц, сухожилий, костей и так далее. Если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус. Например, если ребёнок залезает на диван и начинает бросать мяч с него, то, бросив мяч, он сам может слететь с дивана.
  2. Инерционные силы – если резко поднять руку, то она взлетит на только за счёт тех моторных импульсов, которые посланы в мышце, но с какого-то момента будут двигаться по инерции (то есть дольше, чем это нужно).
  3. Внешние силы (внешнее сопротивление) – это препятствия, которые могут встать на пути выполняемой программы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, которое причём не всегда предсказуемо.
  4. Исходное состояние мышцы – (это положение руки, степень сокращения мышцы и т. п.) состояние меняется по ходу движения вместе с изменением её длины, а так же в результате её утомления и т. п. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.

Уровни построения движений

Бернштейн – создатель теории уровней построения движений. Им было обнаружено, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, реализует свой класс движений.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний ( руброспинальный) . На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов (рецепторов, находящихся в мышцах тела), сообщающих о степени напряжении мышц, а так же от органов равновесия.

Уровень А участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями и почти никогда не бывает ведущим у человека . Есть движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, дрожание пальца скрипача и так далее.

Уровень В – Бернштейн называют уровнем синергий (от греч. вместе действующий; синергисты – мышцы, действующие совместно для осуществления одного определённого движения). По названию анатомического субстрата его называют таламо-паллидарным . На этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движений частей тела.

Уровень В участвует в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации, высокослаженных движений всего тела. Он отвечает за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и пантомические движения, выразительно окрашенные . К собственным движениям этого уровня относят такие, которые не требуют учёта внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивание, мимика и др.

Уровень С – Бернштейн называет уровнем пространственного поля. По названию анатомического субстрата – пирамидно-стриальный . На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, то есть вся информация о внешнем пространстве . Это все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения, броски мяча, игра в теннис, движения прицеливания (игра на бильярде, наводка подзорной трубы).

Уровень D – уровень предметных действий . Это корковый уровень . По названию анатомического субстрата – теменно-премоторный . Он заведует о рганизацией действий с предметами и специфичен для человека . К нему относятся все орудийные действия, все бытовые движения, работа, управление автомобилем . Движения этого уровня сообразуются с логикой предмета. Это уже не сколько движения, сколько действия. В них не фиксирован двигательный состав, а задан конечный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций . Например, бутылку можно открыть штопором, можно выбить пробку ударом по дну, протолкнуть внутрь пробку и т. п. Во всех случаях результат одинаковый.

Уровень Е – уровень интеллектуально-двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, движения символической речи (жестов глухонемы х ) . Анатомический субстрат движений этого уровня не очень ясен, но Бернштейн подчёркивал участие лобных долей коры головного мозга, ссылаясь на работы Лурия.

  1. В организации сложных действий участвуют сразу несколько уровней. Тот, на котором строится действия называется ведущим , а остальные – нижележащие .
  2. Формально одно и тоже действие может строиться на разных уровнях. Например , круговое движение рук может быть получено на уровне А или на уровне В, или на уровне С, или на уровне D.

Что определяет факт построения движения на том или ином уровне?

Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей движения. То есть физиология определяется совершенно нефизиологическими вещеми, а именно целью действия человека.

Таким образом, Бернштейн ввёл целевую детерминацию поведения организма.

Идеи Бернштейна имеют большое значение для психологии. Он внёс большой вклад в несколько разделов психологии:

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотношение психических явлений с работой мозга.
Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.
Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Проблема взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический.

Файлы: 1 файл

краткое содержание.doc

Естественнонаучные основы психологии

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотношение психических явлений с работой мозга.

Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову.

Эволюция условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до нашего времени. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением. Проблема взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Два пути проведения сенсорной информации: специфический и неспецифический.

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека. Физиологические механизмы, структуры мозга и телесные органы, принимающие участие в формировании ощущений. Корковые зоны основных анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, равновесия. Зрение как ведущий орган чувств у человека. Физиологическая основа восприятия. Элементы анатомо-физиологического строения органа зрения. Роль функциональной асимметрии мозга в восприятии. Физиологические механизмы внимания, роль в их работе различных отделов ретикулярной формации. Теория Т.Рибо о физиологическом механизме произвольного внимания. Доминанта и ориентировочный рефлекс. Биологические основы памяти. Память как всеобщее свойство органической материи сохранять следы прежних воздействий и прошлых событий. Роль коры головного мозга в управлении памятью. Нейронный механизм фиксации следов. Морфофизиологические изменения в клетках головного мозга под влиянием опыта. Связь лобных и височных долей мозга с памятью. Роль подкорковых структур в управлении памятью. Гипотеза Д.О.Хебба о физиологических механизмах кратковременной и долговременной памяти (реверберация электрической активности по замкнутым нейронным цепям и изменению синаптической проводимости). Глишгьная гипотеза о механизме долговременной памяти. Роль рибонуклеиновой кислоты (РНК) в процессах памяти. Структуры головного мозга, предположительно связанные с памятью. Органические основы мотивации и эмоций. Эволюционная концепция эмоций Ч.Дарвина. Соотношение органических и эмоциональных процессов и явлений в теориях Джемса--Ланге, Кеннона--Барда. Биологические структуры, ответственные за эмоции.

Генетические корни психологии и поведения. Проблемы генотипического и средового, биологического и социального в детерминации психического и поведенческого развития человека. Первые попытки ее решения на основе представления о механизмах наследственности. Социобиология и этология человека: за и против этой науки. Исследование генотипических влияний на психику и поведение человека методом близнецов. Монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ) близнецы. Основные психологические свойства, передаваемые человеку генетическим путем. Влияние генотипа на темперамент, эмоциональность, речь и интеллект человека. Взаимодействие генотипа и среды в развитии организма, формировании психики и поведения. Зависимость генотипических и средовых влияний от возраста ребенка. Наследственные варианты электроэнцефалограммы (ЭЭГ), их генетическая основа и связь с психикой и поведением.

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека

Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг (рис. 4). Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.

Центральная нервная система (ц.н.с), если ее рассматривать более детально, состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы в свою очередь выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг.

Рис. 4. Общее строение центральной нервной системы человека. Вил в разрезе по продольной щели между двумя полушариями. Спинной мозг показан не полностью

Рис. 5. Участок нервной структуры головного мозга. На рисунке показан крупный нейрон с множеством дендритов. Он получает информацию через синап-тический контакт с другим нейроном (в левом верхнем углу). С помощью другого, миелинизированного аксона образуется синаптический контакт с третьим нейроном (внизу). Поверхности нейронов изображены без клеток глии, которые окружают отросток, направленный к капилляру (справа вверху)

Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на перит ферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга (к.г.м.) и подкорковых структур, входящих в передний мозг.

Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, -- эфферентными.

Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Он называется аксоном. На рис. 5 показано несколько аксонов, отходящих от разных клеток. Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву.

Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. Механизм синаптической передачи импульса, работающий на основе биохимических обменных процессов, может облегчать или затруднять прохождение нервных импульсов по ц.н.с. и тем самым участвовать в регулировании многих психических процессов и состояний организма.

На этом же рисунке вместе с нейронами показаны другие элементы структуры мозга, которые обычно находятся ридом с нейронами и принимают участие в работе ц.н.с: клетки глии, служащие обмену веществ в ц.н.с, и выполняющие специальные обменные функции капилляры кровеносной системы.

На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам -- миниатюрным органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии -- механической, электромагнитной, химической и других -- и преобразования ее в энергию нервных импульсов. Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа.

Тело животного и человека состоит из относительно автономных частей -- сегментов: головы, туловища, конечностей, их составляющих. Некоторые сегменты тела в процессе передвижения и ориентировки в окружающем мире выступают как ведущие, причем их рецепторы являются, как правило, специализированными, т.е. способны воспринять воздействия источников энергии, находящихся на некотором расстоянии от тела (дистантные рецепторы). Такие части тела в ходе эволюции приобретают господствующее положение и развиваются больше других. У человека и большинства животных голова выступает в качестве ведущей части тела, наиболее сложной и более всего насыщенной разнообразными рецепторами.

Следующие за ведущими сегменты тела образуют систему двигательной активности, служат перемещениям тела в пространстве, его ориентации на биологически значимые воздействия среды. Головной мозг представляет собой часть нервной системы, которая эволюционно возникла на основе развития дистантных рецепторных органов.

Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная (рис. 6, 7).

Характеризуя комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, И.П.Павлов ввел понятие анализатора. Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ц.н.с. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.

Височная доля Рис. 6. Строение головного мозга человека. На рисунке показаны доли коры и области, связанные с ощущениями

Левое Правое полушарие полушарие Рис. 7. Большие полушария человеческого мозга. Вид сзади и сверху

Рис. 8. Вид мозга человека сбоку. На рисунке показаны важнейшие сенсорные и двигательные зоны к.г.м. Информация от всех органов чувств, так же, как и текущая информация, связанная с программами движений, объединяется лобной корой, которая представляет собой высший уровень мозговой регуляции психики и поведения

Рис. 9. На этом разрезе мозга, проходящем в срединной плоскости, показаны распространяющиеся на большую поверхность к.г.м. нервные волокна, исходящие из одного источника -- ретикулярной формации. О ее специфической роли в психических процессах и состояниях будет сказано дальше

Каждый анализатор состоит из трех анатомически различных отделов, выполняющих специализированные функции в его работе: рецептора, нервных волокон и центрального отдела, представляющего собой ту часть ц.н.с, где воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранятся воспоминания о них.

Рассмотрим более детально строение поверхности коры головного мозга (рис. 8). Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками-дендритами и пучками аксонов, идущих от этих клеток вниз, к нижерасположенным отделам мозга, а также аксонами, поступающими от нижележащих мозговых структур. По особенностям распределения нейронов в слоях коры, их величине и форме всю к.г.м. разделяют на ряд областей: затылочная, теменная, лобная, височная, а сами эти области -- на более мелкие поля, отличные друг от друга по своей структуре и назначению.

В соответствии с наиболее распространенной классификацией, предложенной К.Бродманом, к.г.м. делят на 11 областей и 52 поля. Всего в наиболее развитых полях к.г.м. имеется 6-- 7 слоев нервных клеток, и количество слоев зависит от древности соответствующего участка коры.

По времени появления отделов к.г.м. в филогенезе ее подразделяют на новую, старую и древнюю. Новая кора в процессе филогенетического развития постепенно увеличивалась и заняла относительно больше места, чем старая и древняя.

Древняя кора устроена наиболее примитивно. В ней имеется всего один слой нервных клеток, который к тому же еще не полностью отделен от подкорковых структур.

Читайте также: