Особенности политической жизни ссср конца 1960 х начала 1980 годов кратко

Обновлено: 17.05.2024

Возрастание роли военно-промышленного комплекса. С середины 60-х гг. руководство страны поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядерного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших боевых систем. В этих условиях еще более выросли роль и влияние армейского командования и руководства военного производства.
Апогеем процесса сращивания государственной и военно-промышленной элиты стало назначение в 1976 г. министром обороны члена Политбюро Д. Ф. Устинова, возглавлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. - всю оборонную промышленность. Глава армии впервые в истории страны из простого исполнителя решений политического руководства превратился в участника разработки и принятия самих этих решений. Результаты стали очевидны довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США, и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков (у стран НАТО - 22 тыс.). Атомных подводных лодок у Советского Союза было в 3 раза больше, бомбардировщиков стратегического назначения - в 2, орудий и минометов - в 7 раз. Советскими автоматами Калашникова оказались вооружены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в валовом национальном продукте СССР в отдельные годы достигала 30%.
Заметно возросла и роль КГБ - не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не случайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.
Концепция "развитого социализма". Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о каком "построении коммунизма к 1980 году" не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как о длительной перспективе.
Новая концепция пришла на смену программе "построения коммунизма" уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о создании в стране "развитого социалистического общества". Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строительства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об однородности построенного в стране общества, окончательном решении национального вопроса, отсутствии реальных противоречий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больше быть не может. Закрепление этой концепции произошло в новой конституции страны.
Конституция СССР 1977 года. Каждый советский лидер стремился разработать собственную конституцию. Не был исключением и Брежнев. 7 октября 1977 г. была принята четвертая за 60 лет конституция страны. В преамбуле нового Основного закона говорилось о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество, формулировались его черты в экономике, политической, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Содержался и вывод о советском народе как новой общности людей. Статья шестая официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Были подчеркнуты и доминирующие позиции Центра в отношениях с республиками.
В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: право на труд, на бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после утверждения конституции Верховный Совет принял соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих важных прав. Были значительно расширены возможности общественных организаций: профсоюзы и комсомол получили право вносить законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти.
Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были внесены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения подписанного в Хельсинки в 1975 г. Советским Союзом вместе с другими европейскими странами, с участием США и Канады, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому, что многие права, записанные в новой конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум.

Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС.

В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами:

- взаимный отказ от применения силы;

- соблюдение территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование спорных вопросов.

В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан.

Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Русская культура.

Значительные успехи были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".Теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки.

Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения.

В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.

К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.

В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля. Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов.

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались трудовые советские будни. "Писателем" стал Брежнев, за которого были составлены мемуары ("Малая земля", "Целина", "Возрождение").

Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями «магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались.

Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука ("Война и мир"), Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию"), Э Рязанова ("Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж"), театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич.

Особенности политической жизни СССР конца 1960-х – начала 1980-х гг. Конституция 1977 г.

Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум.

Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС.

В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами:

- взаимный отказ от применения силы;

- соблюдение территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование спорных вопросов.

В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан.

Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "СССР во второй половине 1960 – начале 1980-х годов"


В ходе занятия вы узнаете об экономическом и политическом развитии СССР во второй половине 1960 – начале 1980-х годов.

С начала 1950-х годов СССР стремительно развивался. Советский Союз превзошёл все ведущие страны мира по темпам роста валового внутреннего продукта.

С 1953 по 1964 год в СССР построили более восьми тысяч предприятий.

Значительно вырос уровень жизни населения.

СССР занимал лидирующие позиции по развитию научно-технического прогресса. Велось освоение космоса, были созданы предпосылки для реализации социальных программ.

К середине 1960-х годов в СССР сложилось тяжёлое положение с обеспечением населения продовольствием. Проводившиеся в сельском хозяйстве эксперименты были непродуманными.

В то же время значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство.

В марте 1965 года состоялся Пленум ЦК по сельскому хозяйству. Началась аграрная реформа, в ходе которой планировалось решить социальные проблемы села, внедрить экономические стимулы к труду.

Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, устанавливался твёрдый план государственных закупок сроком на 10 лет.

Вводилась пятидесятипроцентная надбавка за сверхплановую сдачу продуктов. В сельское хозяйство были направлены дополнительные средства.

Ослабли ограничения на ведение личного подсобного хозяйства.

Одним из методов проведения реформы стало увеличение капиталовложений в сельское хозяйство. Однако колоссальные средства, выделенные на развитие этой сферы, использовались весьма неэффективно.

Колхозы и совхозы в большинстве своём работали в убыток. Страна, имевшая в наличии богатейшие чернозёмные почвы, была вынуждена закупать зерно и продукты питания за рубежом.

В мае 1982 года Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу, провозглашавшую цель обеспечения продовольственного изобилия.

Для достижения этой цели выбрали два пути: усиление агропромышленной интеграции и развитие личного хозяйства.

Пять сельскохозяйственных министерств были объединены в Госагропром. На местах создавались агропромышленные объединения.

Поддержка личного хозяйства включала отмену ограничений на размеры приусадебных участков, строительство домов и поголовье скота.

Со временем всё более очевидной становилась бесполезность Продовольственной программы.

В 1965 году началась реформа в сфере промышленности, известная как Косыгинская. Названа она так по имени Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, который был главным инициатором и руководителем проведения реформы.


Реформаторы попытались соединить два подхода: совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работников.

Реформа 1965 года не затрагивала основ плановой экономики. Её главными положениями стали:

пересмотр условий планирования;

и усиление экономического стимулирования.

До минимума было сокращено число плановых показателей. Вводились новые нормативы, призванные обеспечить качество продукции.

С целью экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в руках предприятий часть доходов. Они делились на три фонда:

материального поощрения трудящихся;

социально-культурного и бытового развития;

Отраслевые министерства преподносились как партнёры и консультанты предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта. Так называют метод планового ведения хозяйства, предполагающий возмещение расходов предприятий за счёт собственных доходов.

Реализация метода хозрасчёта предполагала развитие самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования.

При всей своей ограниченности и противоречивости реформа в промышленности дала положительный экономический результат. За восьмую пятилетку объём промышленного производства в СССР вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий.

Однако к концу 1960-х годов реформа приостановилась. Среди причин этого можно выделить следующие:

снижение количества трудоспособного населения;

истощение традиционной сырьевой базы;

резкое удорожание добычи полезных ископаемых;

износ и моральное устаревание оборудования;

увеличение расходов на военно-промышленный комплекс.

Однако главной причиной стала сама модель плановой экономики, отвергавшая большинство нововведений. Она исчерпала свои возможности и какое-то время могла развиваться по инерции, но в долгосрочной перспективе была обречена.


В 1970-е годы государственный контроль за деятельностью предприятий заметно ужесточился. Государственные планы детализировались, росло количество плановых показателей.

Подобные действия объяснялись стремлением преодолеть нарастание негативных тенденций в экономике.

Но в то же время любая попытка внедрения в экономику рыночных механизмов встречала жёсткое сопротивление. Поэтому единственным средством повышения эффективности экономики оставалось административное давление.


Происходило старение кадров. К 1980-м годам средний возраст работника высшего руководства составлял семьдесят лет.

Партия осуществляла контроль над всеми сферами жизни общества. В 1966 году прошёл 23-й съезд КПСС, на котором были ликвидированы все новации в партийной жизни, принятые за годы правления Хрущёва. Отменили принцип регулярного обновления партийной номенклатуры.

В 1971 году на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.

В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева. Его постоянно восхваляли в средствах массовой информации. Формировался культ личности Брежнева.

Леонид Ильич Брежнев был маршалом Советского Союза, кавалером ордена Победы, четырежды героем Советского Союза.

Он получил Ленинскую премию за цикл мемуаров, которые на самом деле написали профессиональные литераторы.

В 1977 году Брежнев, будучи Генеральным секретарём ЦК КПСС, стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Получив главные позиции в государстве, партийный аппарат отказался от критики культа личности Сталина. В своей речи, посвящённой двадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне, Брежнев дал высокую оценку вкладу Сталина в дело Победы.

При Брежневе активно финансировались оборонные программы. В 1960-е годы в подземных шахтах начали устанавливать межконтинентальные баллистические ракеты.


В СССР создали эффективную систему противовоздушной обороны.

Росла численность и мощь флота и авиации. Именно в период правления Брежнева СССР достиг ракетно-ядерного паритета с Соединёнными Штатами Америки.

С 1976 года в Восточной Европе стали устанавливать ядерные ракеты средней дальности. Это должно было укрепить обороноспособность страны.

Однако наращивание военного потенциала имело и негативные последствия. Производство военной техники и разработка новых моделей вооружения тормозили повышение уровня жизни населения Советского Союза.

Власти были обеспокоены ростом диссидентского движения. Поэтому важной задачей являлось укрепление органов государственной безопасности.

В 1964 году начались идеологические преобразования. Происходил отход от демократических нововведений Хрущёва.

относительная однородность советского общества;

окончательное решение национального вопроса;

отсутствие противоречий внутри общества.

Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.

Теория обострения идеологической борьбы объясняла преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада. Эта теория основывалась на сталинском положении о классовой борьбе на пути продвижения к социализму. Так Сталин аргументировал массовые репрессии 1930-х годов.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В Преамбуле Конституции оценивался исторический путь, пройденный за шестьдесят лет после революции 1917 года. Также говорилось о построении развитого социалистического общества. В Преамбуле утверждалось, что Советской власти навсегда удалось покончить с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой.

Шестая статья Конституции закрепляла руководящее положение КПСС в советском обществе. Здесь же отмечалась важная роль массовых общественных организаций в политической системе.

Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Но на практике эти Советы оставались безвластными и призваны были единогласно утверждать решения партийных органов.


В десятой статье говорилось о том, что основой экономической системы СССР является социалистическая собственность на средства производства.

Конституция 1977 года допускала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью предприятий.

Важное место в новой Конституции занимали социально-экономические права граждан СССР, такие как

реализацию этих прав регламентировали специальные законы.

В Конституции 1977 года, как и во всех предыдущих, за союзными республиками было закреплено право свободного выхода из состава СССР.

Давайте подведём итоги.

В марте 1965 года в СССР началась аграрная реформа.

В 1965 году началась реформа в сфере промышленности, известная как Косыгинская.

В 1970-е годы государственный контроль за деятельностью предприятий заметно ужесточился.

В мае 1982 года Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу.

В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Лекция №42. СССР в конце 60-х – начале 80-х годов.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В.Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

  1. Общественно-политическое развитие СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов.
  2. Экономика СССР в конце 1960-х – начале 1980 –х годов.

1.Основные характеристики периода. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденции к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей организационной структурой, закостеневшим экономическим мышлением.

Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965г) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа

Была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью – всё это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970 гг.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43%), национальный доход – на 45%, продукция промышленности выросла на 50%. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата.

Всё же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н.Косыгину, не удалось довести её до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возросло количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой национальный продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственно производительную силу превращается наука, её достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные

Энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не была. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.

3. Состояние политической системы. Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий

рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался с многочисленными льготами и привилегиями.

Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие Конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный Совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах всё решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных факторов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности менялся весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики 70-х начала 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более, что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем, кризис в экономике распространялся на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: