Учение аристотеля о человеке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные положения философии Аристотеля

Учение о бытии. Материя и форма.

Понятия души и мышления в философии Аристотеля

Учение об истине

Телеология Аристотеля

Физика, космология, биология

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Учение Аристотеля о государстве и обществе.

Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своего значения до сих пор.

Причина возникновения государства и его предназначе-ние. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной жизни и политическому общению. В этом смысле человек по своей природе есть существо политическое. Люди всегда стремятся соединяться в какие-либо сообщества. Государство возникает лишь тогда, ко-гда несколько семей объединяются ради достижения возможно лучшей жизни. Таким образом, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (общественная) природа человека, сама по себе, но и польза, выгода, которую он может получить от совместной жизни с другими людьми. Другими словами, для философа одним из важнейших критериев является общественный интерес.

Цель создания государства – стремление к счастью. Только в государстве человек может реализовать нравственные добродетели и быть счастливым.

Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость. Прежде всего, необходимо проявить своё гражданское сознание и чувство ответственности за судьбу своей страны. Поэтому ни житель колонии или завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные люди не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством. Число граждан очень огра-ничено, прочие же лишь удовлетворяют их нужды.

Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы приносить людям счастье. Для государства обязательно наличие свода законов, и власть предержащие обязаны применять эти законы для защиты государства и граждан. В принципе могут существовать государства во благо гражданам или во благо власть предержащим. Поэтому для мыслителя критерием отличия правильных и неправильных форм является учёт политиком общественного интереса.

Государство и его формы:

Правильные
(управление в соответствии с общим благом)

Неправильные
(управление в соответствии с собственным интересом)

Аристотель различает три части души, соответствующие трём главным видам живых существ, трём царствам приоды: вегетативную (растительную);чувственную (животную); разумную, присущую только человеку. Человек есть и растение, и животное. Растительная душа есть питание и рост организма; животная – ощущение, чувственное восприятие; разум – мышление, речь, познание.

Растительная душа есть деятельность, связанная с переходом материи внешних тел в живое тело.




Аристотель обращает внимание и на другое свойство мышления: поскольку мы мыслим, мы ведём себя не как единичное существо, не как отдельный, обособленный, взятый в своей особенности и неповторимости человек: в нас обнаруживается и действует нечто объективное, всеобщее, безличное.

Аристотель различает три части души, соответствующие трём главным видам живых существ, трём царствам приоды: вегетативную (растительную);чувственную (животную); разумную, присущую только человеку. Человек есть и растение, и животное. Растительная душа есть питание и рост организма; животная – ощущение, чувственное восприятие; разум – мышление, речь, познание.

Растительная душа есть деятельность, связанная с переходом материи внешних тел в живое тело.

Аристотель обращает внимание и на другое свойство мышления: поскольку мы мыслим, мы ведём себя не как единичное существо, не как отдельный, обособленный, взятый в своей особенности и неповторимости человек: в нас обнаруживается и действует нечто объективное, всеобщее, безличное.

Аристотель – один из самых влиятельных философов античности и средневековья, ученик Платона. Величайшей заслугой Аристотеля считается создание всесторонней системы философии.

Структура наук по Аристотелю

Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.

Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.

Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.

Физика – первая философия, она же – метафизика

Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.

Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость. Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.

Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно. Оно служит цели. Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, - мудрецом.

Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.

Готовые работы на аналогичную тему

Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.

Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.

Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.

Человек

Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.

Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.

Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.

Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.

Душу у Аристотеля изучает физика. Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее является формой движущегося тела. В отрыве от своего тела формы не существует.

Предпосылка политических концепций античных философов – признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель: тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Учение о душе. Пассивный и деятельный разум

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху эллинизма (IV в. до н. э.– V в. н. э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму, меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот переход, при внимательном чтении можно отметить уже в этике Аристотеля. Но особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного уже тесными узами со своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого города-государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Аристотель. О душе

Аристотель. О душе Книга вторая Глава первая Вот что надлежало сказать о дошедших до нас мнениях прежних философов о душе. А теперь вернемся к тому, с чего начали, и попытаемся выяснить, что такое душа и каково ее самое общее определение. Итак, под сущностью мы разумеем

4. Дальнейшее развитие учения о государстве на опыте классовой борьбы середины XIX в.

4. Дальнейшее развитие учения о государстве на опыте классовой борьбы середины XIX в. К началу рассматриваемого периода К. Маркс и Ф. Энгельс уже сформулировали ряд важнейших положений учения о государстве. Они раскрыли классовую сущность государства, охарактеризовав его

Письмо К. Маркса к И. Вейдемейеру. Развитие учения о диктатуре пролетариата

Письмо К. Маркса к И. Вейдемейеру. Развитие учения о диктатуре пролетариата Вывод о необходимости слома буржуазной государственной машины – это ценнейший вклад в учение о диктатуре пролетариата. Этот вывод означает конкретизацию задач социальной революции

1. Развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материалистического учения об идеологии

1. Развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материалистического учения об идеологии В предреволюционный период К. Маркс и Ф. Энгельс закладывают основы диалектико-материалистической концепции общественного сознания, разрабатывают принципиальные положения об

3. Развитие В.И. Лениным учения о диалектических противоречиях на опыте социального развития начала XX в.

2. Развитие Лениным марксистского учения о противоречиях

2. Развитие Лениным марксистского учения о противоречиях Ленин всегда разрабатывал марксистское учение о противоречиях в соответствии с новыми условиями эпохи, считая анализ источника общественного развития основой научной политики и тактики партии.Закономерно, что в

1. Аристотель о душе как материальном принципе

1. Аристотель о душе как материальном принципе Что такое душа как материальный принцип? Прежде всего, Аристотель категорически заявляет (Met. VI 1, 1026a 1 – 5), что душа невозможна без материи, так что состояния души (De an. I I, 403a 24 – 25, 403b 17 – 19) тоже имеют основу в материи. Но в каком

4. Элементы учения о всеобщей душе

4. Элементы учения о всеобщей душе а) Кроме предложенного у нас сейчас четырехпринципного определения души Аристотель и независимо от этого еще говорит очень много о душе, и говорит глубоко, даже, можно сказать, с любовью. Ведь если правильно то, что Аристотель критикует

5. Общеантичные черты эпикурейского учения о душе

5. Общеантичные черты эпикурейского учения о душе Вместе с тем в эпикурейском учении о душе было много таких моментов, которые обычно игнорируются у исследователей, но которые мало чем отличаются от общеантичных представлений о душе.а) Душа, хотя она и не самостоятельная

§8. Внеличностный характер античного учения о душе

§8. Внеличностный характер античного учения о душе 1. Одна удивительная особенность античного учения о душе Изучая все это огромное множество античных текстов о душе, всегда к тому же несущих на себе печать необычайной возвышенности, даже какой то торжественности и

1. Одна удивительная особенность античного учения о душе

1. Одна удивительная особенность античного учения о душе Изучая все это огромное множество античных текстов о душе, всегда к тому же несущих на себе печать необычайной возвышенности, даже какой то торжественности и глубины, мы приходим к одному удивительному выводу:

О Разуме

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

фото 779

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

фото 780

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

Читайте также: