Столкновение цивилизаций на постсоветском пространстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Распад СССР и стремление США к мировой гегемонии нарушили баланс сил, способствовали возникновению больших зон нестабильности, в первую очередь, на территории Евразии. Появление новых независимых государств в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии привело к усилению национализма, росту напряжённости в межнациональных отношениях. Зачастую государственная идеология новых стран была основана на идее национального превосходства титульной нации и, соответственно, политике дискриминации в отношении представителей других национальностей. Происходит самоутверждение за счёт этнических меньшинств. Примером служит отказ от предоставления гражданства русскоязычному населению Латвии и Эстонии, вытеснение русского языка и русской культуры, прекращение трансляции российских телевизионных каналов на Украине в период президентства Виктора Ющенко.

Следствием этого процесса становятся многочисленные вооружённые конфликты на постсоветском пространстве, территории бывшей Югославии (Приднестровский конфликт, Армяно-Азербайджанский конфликт, Грузино-Абхазский и Грузино-Югоосетинский конфликты, войны Югославии с Хорватией и Словенией, Боснийский и Косовский кризисы), сопровождающиеся актами геноцида, нарушения прав этнических меньшинств.

Американская правящая элита стремится использовать всплеск национализма на постсоветском пространстве в своих интересах, провоцируя межэтнические столкновения для утверждения своих интересов. При этом широко применяется политика двойных стандартов. В частности, в период Косовского кризиса США обвинили правительство Югославии в геноциде против косовских албанцев и осуществили агрессию против Югославии, мотивируя её необходимостью оказания помощи албанскому меньшинству. При этом США утверждали, что при необходимости, мировое сообщество может нарушить государственный суверенитет и осуществить вмешательство во внутренние дела независимого государства. Точно так же был нарушен суверенитет Афганистана и Ирака. Способствуя провозглашению независимости Косова, американцы основывали свою позицию на праве наций на самоопределение. В то же время, в условиях нападения Грузии на Южную Осетию они отказались признать правомерность российского вмешательства, заявив, что Россия является агрессором, нарушающим суверенитет Грузии. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии они считают незаконным, отмечая, что Косово представляет собой особый случай, который не может быть распространён на другие народы.

Россия всегда была многонациональным и поликонфессиональным государством. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории нашей страны живут представители более 800 этносов. Сотни лет народы России сосуществовали в рамках одного государства, поддерживая межэтнический мир и добрососедские отношения. Традиции толерантности в отношениях с представителями других этносов являются доминирующими и в настоящее время. Это подтверждают данные социологии.

Опрос, проведённый ВЦИОМом 25-26 августа 2007 года, свидетельствует о наличии в России межнационального мира и высокой степени толерантности в межнациональных отношениях. Так, 87% респондентов считают, что российскому народу присущи открытость, стремление к общению и взаимодействию с представителями разных народов, религий и культур. 80% считают, что русский народ в течение своей истории объединял разные народы, примирял их между собой. 78% отмечают, что отношения между различными народами нашей страны всегда были терпимыми. 71% уверены в том, что политика власти всегда строилась с учётом равноправия различных народов, была направлена на укрепление межнационального мира.

Однако в последнее время произошёл ряд событий, в которых отчётливо проявились ксенофобия и нетерпимость. В их числе так называемые русские марши, столкновения в Кондопоге и Ставрополе, нападения на иностранных студентов и гастарбайтеров в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже и пр.

Эскалация межэтнических конфликтов представляет серьёзную угрозу единству и территориальной целостности России, самому факту её существования как суверенного государства. Национальная политика России должна быть основана на укреплении межэтнического мира, равноправии всех наций, реализации прав этнических меньшинств, решительной борьбе с проявлением фашизма и ксенофобии. Эта политика требует объединения усилий государства и институтов гражданского общества.

Укрепление межэтнического мира, предотвращение конфликтов на национальной почве улучшит международный имидж России, станет важным фактором, способствующим распространению культурного влияния России в мире.

Итак, современный мир представляет собой сложное переплетение этнических, религиозных, культурных общностей, объединённых в несколько цивилизационных групп. Завершение холодной войны, возникновение зоны нестабильности в Евразии, стремление США к мировому лидерству и распространению западных ценностей, применение политики двойных стандартов привели к усилению межэтнических и межрелигиозных противоречий, возникновению ряда вооружённых конфликтов.

Культурное влияние России

Распад СССР и последовавший за этим социально-экономический кризис 90-х гг. привёл к значительному сокращению культурного влияния России. Русский язык перестал быть государственным почти во всех странах постсоветского пространства. В Восточной Европе и на территории постсоветского пространства произошло масштабное сокращение количества русских школ и количество учащихся образовательных учреждений, изучающих русский язык. Произошло сокращение носителей русского языка. Уходит в прошлое поколение людей, для которых язык Пушкина и Толстого был языком межнационального общения. Всё чаще русский язык заменяется английским, а в некоторых случаях даже китайским. Свидетельством сокращения пространства русского языка является тот факт, что количество пользователей Рунета составляет 2,2% от мирового Интернета. Это сопоставимо с удельным весом населения России.

Рисунок 7. Язык общения в семье на постсоветском пространстве

Рисунок 8. Уровень владения русским языком на постсоветском пространстве

Свободно владеют русским языком только треть населения Таджикистана, Армении и Грузии и менее 30% жителей Азербайджана и Литвы. При этом степень владения русским языком среди несовершеннолетних значительно ниже. В Армении и Грузии он составляет 14%, в Литве – 6%. Только 8% жителей Литвы и 11% жителей Грузии регулярно читают книги на русском языке.

В большинстве государств постсоветского пространства от 70% до 90% не хотят начать изучение русского языка или повышать уровень его владения. Выросло уже не одно поколение граждан стран постсоветского пространства, плохо владеющих русским языком. Пройдёт ещё каких-нибудь 20 лет и для Молдавии, Грузии, Киргизии русский язык будет чужим.

Рисунок 9. Потребность в изучении русского языка на постсоветском пространстве

Показателем падения влияния российской культуры является уменьшение количества иностранных студентов, обучающихся в России. Советский Союз был признанным образовательным центром. В советских вузах обучались миллионы студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Получив образование в нашей стране, они становились носителями советских (российских) культурных ценностей, проводниками влияния СССР в странах третьего мира. Сейчас молодые люди из азиатских и африканских стран предпочитают получать образование в американских и европейских вузах. Постоянно увеличивается количество иностранных студентов, обучающихся в Китае. В настоящее время около трети иностранных студентов обучается в США, свыше 50% – в Европе[79].

Рисунок 10. Предпочтения в отношении стран для получения образования детьми

Стремление России к лидерству в современном мире невозможно без восстановления позиций ведущего культурного центра, расширения сферы влияния отечественной культуры.

Тема 8

Мировое информационно-коммуникационное пространство[80]

В результате знакомства с этой темой вы узнаете:

- об основных тенденциях развития мирового информационно-коммуникационного пространства;

- роли массовой информации в современном мире;

- развитии современных коммуникационных каналов, Интернета, блогосферы, мобильной телефонии;

- позициях России в мировом информационно-коммуникационном пространстве;

- особенностях развития отечественных СМИ.

Распад СССР и стремление США к мировой гегемонии нарушили баланс сил, способствовали возникновению больших зон нестабильности, в первую очередь, на территории Евразии. Появление новых независимых государств в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии привело к усилению национализма, росту напряжённости в межнациональных отношениях. Зачастую государственная идеология новых стран была основана на идее национального превосходства титульной нации и, соответственно, политике дискриминации в отношении представителей других национальностей. Происходит самоутверждение за счёт этнических меньшинств. Примером служит отказ от предоставления гражданства русскоязычному населению Латвии и Эстонии, вытеснение русского языка и русской культуры, прекращение трансляции российских телевизионных каналов на Украине в период президентства Виктора Ющенко.

Следствием этого процесса становятся многочисленные вооружённые конфликты на постсоветском пространстве, территории бывшей Югославии (Приднестровский конфликт, Армяно-Азербайджанский конфликт, Грузино-Абхазский и Грузино-Югоосетинский конфликты, войны Югославии с Хорватией и Словенией, Боснийский и Косовский кризисы), сопровождающиеся актами геноцида, нарушения прав этнических меньшинств.

Американская правящая элита стремится использовать всплеск национализма на постсоветском пространстве в своих интересах, провоцируя межэтнические столкновения для утверждения своих интересов. При этом широко применяется политика двойных стандартов. В частности, в период Косовского кризиса США обвинили правительство Югославии в геноциде против косовских албанцев и осуществили агрессию против Югославии, мотивируя её необходимостью оказания помощи албанскому меньшинству. При этом США утверждали, что при необходимости, мировое сообщество может нарушить государственный суверенитет и осуществить вмешательство во внутренние дела независимого государства. Точно так же был нарушен суверенитет Афганистана и Ирака. Способствуя провозглашению независимости Косова, американцы основывали свою позицию на праве наций на самоопределение. В то же время, в условиях нападения Грузии на Южную Осетию они отказались признать правомерность российского вмешательства, заявив, что Россия является агрессором, нарушающим суверенитет Грузии. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии они считают незаконным, отмечая, что Косово представляет собой особый случай, который не может быть распространён на другие народы.

Россия всегда была многонациональным и поликонфессиональным государством. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории нашей страны живут представители более 800 этносов. Сотни лет народы России сосуществовали в рамках одного государства, поддерживая межэтнический мир и добрососедские отношения. Традиции толерантности в отношениях с представителями других этносов являются доминирующими и в настоящее время. Это подтверждают данные социологии.

Опрос, проведённый ВЦИОМом 25-26 августа 2007 года, свидетельствует о наличии в России межнационального мира и высокой степени толерантности в межнациональных отношениях. Так, 87% респондентов считают, что российскому народу присущи открытость, стремление к общению и взаимодействию с представителями разных народов, религий и культур. 80% считают, что русский народ в течение своей истории объединял разные народы, примирял их между собой. 78% отмечают, что отношения между различными народами нашей страны всегда были терпимыми. 71% уверены в том, что политика власти всегда строилась с учётом равноправия различных народов, была направлена на укрепление межнационального мира.

Однако в последнее время произошёл ряд событий, в которых отчётливо проявились ксенофобия и нетерпимость. В их числе так называемые русские марши, столкновения в Кондопоге и Ставрополе, нападения на иностранных студентов и гастарбайтеров в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже и пр.

Эскалация межэтнических конфликтов представляет серьёзную угрозу единству и территориальной целостности России, самому факту её существования как суверенного государства. Национальная политика России должна быть основана на укреплении межэтнического мира, равноправии всех наций, реализации прав этнических меньшинств, решительной борьбе с проявлением фашизма и ксенофобии. Эта политика требует объединения усилий государства и институтов гражданского общества.

Укрепление межэтнического мира, предотвращение конфликтов на национальной почве улучшит международный имидж России, станет важным фактором, способствующим распространению культурного влияния России в мире.

Итак, современный мир представляет собой сложное переплетение этнических, религиозных, культурных общностей, объединённых в несколько цивилизационных групп. Завершение холодной войны, возникновение зоны нестабильности в Евразии, стремление США к мировому лидерству и распространению западных ценностей, применение политики двойных стандартов привели к усилению межэтнических и межрелигиозных противоречий, возникновению ряда вооружённых конфликтов.

Культурное влияние России

Распад СССР и последовавший за этим социально-экономический кризис 90-х гг. привёл к значительному сокращению культурного влияния России. Русский язык перестал быть государственным почти во всех странах постсоветского пространства. В Восточной Европе и на территории постсоветского пространства произошло масштабное сокращение количества русских школ и количество учащихся образовательных учреждений, изучающих русский язык. Произошло сокращение носителей русского языка. Уходит в прошлое поколение людей, для которых язык Пушкина и Толстого был языком межнационального общения. Всё чаще русский язык заменяется английским, а в некоторых случаях даже китайским. Свидетельством сокращения пространства русского языка является тот факт, что количество пользователей Рунета составляет 2,2% от мирового Интернета. Это сопоставимо с удельным весом населения России.

Рисунок 7. Язык общения в семье на постсоветском пространстве

Рисунок 8. Уровень владения русским языком на постсоветском пространстве

Свободно владеют русским языком только треть населения Таджикистана, Армении и Грузии и менее 30% жителей Азербайджана и Литвы. При этом степень владения русским языком среди несовершеннолетних значительно ниже. В Армении и Грузии он составляет 14%, в Литве – 6%. Только 8% жителей Литвы и 11% жителей Грузии регулярно читают книги на русском языке.

В большинстве государств постсоветского пространства от 70% до 90% не хотят начать изучение русского языка или повышать уровень его владения. Выросло уже не одно поколение граждан стран постсоветского пространства, плохо владеющих русским языком. Пройдёт ещё каких-нибудь 20 лет и для Молдавии, Грузии, Киргизии русский язык будет чужим.

Рисунок 9. Потребность в изучении русского языка на постсоветском пространстве

Показателем падения влияния российской культуры является уменьшение количества иностранных студентов, обучающихся в России. Советский Союз был признанным образовательным центром. В советских вузах обучались миллионы студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Получив образование в нашей стране, они становились носителями советских (российских) культурных ценностей, проводниками влияния СССР в странах третьего мира. Сейчас молодые люди из азиатских и африканских стран предпочитают получать образование в американских и европейских вузах. Постоянно увеличивается количество иностранных студентов, обучающихся в Китае. В настоящее время около трети иностранных студентов обучается в США, свыше 50% – в Европе[79].

Рисунок 10. Предпочтения в отношении стран для получения образования детьми

Стремление России к лидерству в современном мире невозможно без восстановления позиций ведущего культурного центра, расширения сферы влияния отечественной культуры.

Тема 8

Мировое информационно-коммуникационное пространство[80]

В результате знакомства с этой темой вы узнаете:

- об основных тенденциях развития мирового информационно-коммуникационного пространства;

- роли массовой информации в современном мире;

- развитии современных коммуникационных каналов, Интернета, блогосферы, мобильной телефонии;

- позициях России в мировом информационно-коммуникационном пространстве;

- особенностях развития отечественных СМИ.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Можно ли сказать, что ход событий на постсоветском пространстве подтверждает теорию С. Хантингтона?

Осетины и грузины, как известно, являются православными, и глубоких цивилизационных различий между ними веками не наблюдалось. Даже хаотичное по отношению друг к другу, а не раздельное расположение грузинских и осетинских сел в самой Южной Осетии свидетельствует об этом. Взаимоотношения грузин и абхазов, напротив, длительное время отличались напряженным характером, но и здесь их трудно рассматривать как представителей различных цивилизаций. Среди абхазов есть и христиане, и мусульмане, и даже подобие язычников – какая уж тут определенность цивилизационной характеристики…

доцент кафедры социологии

Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова

кандидат филологических наук

Суверенизация Татарстана: этнополитический аспект

Известный из новейшей истории России факт – отказ от подписания в 1992 г. Федеративного договора Татарстаном и Чечней – важен для понимания судеб не только татарского и чеченского народов. Представляя крупнейшие этносы Поволжья и Северного Кавказа, политические элиты соответствующих республик имели немалые основания на лидерство в своих регионах. Известна судьба Конфедерации народов Кавказа во главе с мятежной Чечней. Известно и то, что, в отличие от ставших на путь сепаратизма и экстремизма лидеров Чечни – Ичкерии образца 1990-х гг., Татарстан подписал в 1994 г. Федеративный договор с рядом особых условий.

В начале 2000-х гг. конституции республик в составе РФ постановлениями Конституционного Суда РФ были приведены в соответствие базовым положениям Конституции РФ. Единственным носителем суверенитета был объявлен многонациональный (правильнее было бы сказать, полиэтнический) народ России, положения о суверенитете республик в составе РФ были аннулированы. Однако требования суверенитета народа сохраняются не только у ряда общественно-политических объединений современного Татарстана, но и тех, кто, на первый взгляд, далек от политики – ученых, деятелей культуры, священнослужителей.

Высшие органы государственной власти Республики Татарстан проведением 21 марта 1992 г. республиканского референдума о государственном статусе Татарстана продемонстрировали позицию, подразумевающую допустимость одностороннего самоопределения республики вне пределов федеративных отношений. Однако правомерность подобного подхода изначально ставилась под вопрос федеральным центром.

Во-первых, вопрос о самоопределении в форме сецессии возможно ставить только в отношении определенной категории народов, чье развитие в течение долгого исторического времени в составе конкретного государства свидетельствует о невозможности интеграции либо мирного сосуществования с государственной системой и культурой превалирующей нации, а также других народов.

Во-вторых, обязательным условием сецессии должно стать соблюдение правовых рамок реализации данной акции. Это подразумевает необходимость конституционно-правовых основ для выхода из состава федерации: нормы в федеральной Конституции (что в принципе достижимо путем принятия поправок к ней) либо решения Конституционного Суда, разъясняющего действующие конституционные нормы на предмет допустимости реализации права на сецессию.

Другим важным правовым условием является наличие специального федерального конституционного либо федерального закона, определяющего порядок выхода из состава федерации. В нем должны быть определены гарантии и механизм защиты граждан, территорий местного самоуправления, других субъектов федерации, а также федерации в целом, интересы которых могут быть затронуты в случае выхода конкретной территории из состава государства. Выполнение такого условия предполагает создание транзитного периода, в течение которого все вопросы защиты прав и интересов должны быть решены еще до реализации акции сецессии. По причине того, что подобное условие не было выполнено в период выхода из состава СССР ряда бывших советских республик, определенные слои русского населения в новообразованных государствах оказались недостаточно защищенными в их правах и интересах, что значительно усложнило их проживание в данных государствах.

Наконец, еще одним важным политико-правовым условием выхода из состава государства является принятие такого решения населением отделяемой территории путем демократически организованного референдума, обеспечиваемого легитимной властью.

На эти положения, нашедшие закрепление в Уставе и программных документах ООН, ссылаются практически все сторонники суверенитета в республиках РФ, т. е. не только в Татарстане.

Во-вторых, если исходить из посылки, что лица титульных национальностей (этносов), проживающие в республиках, и есть нация, тогда возникает вопрос: а почему лица титульной национальности, проживающие в автономной области и автономных округах, не составляют нацию? Объявление бывшей автономной республики государством еще не означает, что проживающие в нем лица титульной национальности автоматически преобразуются в нацию, претендующую на государственный суверенитет.

Наконец, в-третьих, если за основу понимания субъекта права на самоопределение берется этнонация, а не народ, то понимание нации не только в этническом, но и одновременно в этатистском значении в республиках-государствах может привести к претензиям на самоопределение в форме суверенного государства. Вместе с тем республики сами являются составными частями суверенного государства и имеют лишь статус субъектов Федерации.

На международном уровне ведущим элементом права на самоопределение, обозначающим его пределы, выступает право народов распоряжаться своей судьбой. Согласно Заключительному акту СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), государства-участники уважают право народов распоряжаться своей судьбой, действуя в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из этого, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по собственному усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Широта пределов самоопределения, заложенная в Заключительном акте СБСЕ, касается случаев, когда народ-нация рассматривается в качестве потенциальной государствообразующей общности. Высшей формой свободы самоопределения здесь является образование народом-нацией государства. Для федеративных государств право народов распоряжаться своей судьбой содержит в себе возможность свободно определять свой внутренний политический статус и, как правило, не допускает такую же свободу в определении внешнего политического статуса.

Общая проблематика конфликтов на постсоветском пространстве

Конфликт – это неотъемлемая часть социальной жизни, характеризующаяся противоборством субъектов, имеющих противоположные интересы, ценности, цели.

После распада Советского Союза в связи с резким обострением международных отношений на советском (начиная со второй половины 1980-х годов) и постсоветском (с 1991 года) пространстве начались множественные межнациональные конфликты. Некоторые из них были успешно локализованы, другие продолжаются и по сей день.

Начиная с конца 1980-х годов на территориях постсоветского пространства было зафиксировано в общей сложности:

  • 6 региональных войн;
  • 20 кратковременных вооруженных столкновений
  • свыше 100 невооруженных конфликтов.

В общей сложности в районах бывшего СССР, затронутых конфликтами, проживало свыше 10 млн человек. Сколько из них погибло в ходе конфликтов, точно не установлено до сих пор.

Наиболее остро на постсоветском пространстве стоит проблема с вооруженными конфликтами. Условно все они подразделяются на три типа:

  • конфликты, имеющие форму гражданской войны;
  • конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
  • конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств к реализации своих прав на самоопределение.

Все они периодически разгораются с новой силой.

Некоторые примеры конфликтов на постсоветском пространстве

Итак, после распада Советского Союза бывшие союзные республики столкнулись с обострением обстановки на постсоветском пространстве, приведшей к возникновению региональных кризисов и конфликтов. Наиболее известные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Рисунок 1. Основные конфликты на постсоветском пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Приднестровский конфликт возник в 1989 году между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой из-за части левобережья Днестра, на которой практически в равных пропорциях проживали русские, украинцы и молдаване. После распада СССР он еще более обострился: началось вооруженное противостояние, приведшее к многочисленным жертвам. Благодаря вмешательству со стороны России вооруженные действия были прекращены. Сегодня безопасность в регионе обеспечивается совместными миротворческими силами России, Приднестровья, Молдавии и военными наблюдателями от Украины.

Этнополитический Грузино-югоосетинский конфликт начался еще в конце 1980-х годов. Разгорелся он в Грузии между центральным руководством страны с одной стороны, и Республикой Южная Осетия – с другой стороны. Отношения между ними обострились благодаря активизации в последние годы существования Союза национальных движений и стремлению малых народов к повышению собственного статуса. В результате ослабления государственной власти, последовавшего за распадом СССР, конфликт разгорелся еще больше. В общей сложности в ходе боевых действий погибло свыше тысячи человек, еще более 2,5 тысяч было ранено. Столкновения были прекращены лишь в июне 1992 года, после подписания Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.

Вооруженный конфликт в Карабахе 1991-1994 гг. разгорелся между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, поддержанной Арменией. Объектом споров стал сам Нагорный Карабах и территории, к нему прилегающие. Азербайджан потерпел поражение, победа досталась армянской стороне.

В 1992-1993 годах между Грузией и Абхазией разразился вооруженный конфликт, в общей сложности унесший жизни более 5 тысяч человек. Соглашение о временном прекращении огня между сторонами было подписано в Сочи в июле 1993 года (Россия выступала гарантом). С лета 1994 года на территории Абхазии на постоянной основе присутствуют миротворческие силы СНГ.

Говоря о конфликтах на постсоветском пространстве, нельзя обойти стороной Первую и Вторую чеченские кампании, проводимые на территории Чечни и приграничных регионах Северного Кавказа с целью удержания Чечни в составе России. В первом случае речь официально шла о восстановлении конституционного порядка, а во втором – о проведении контртеррористических операций.

Начиная со второй половины 1990-х годов начала обостряться ситуация в Панкисском ущелье на грузинской территории, что к 2008 году привело к конфликту в Южной Осетии и вспышке общей напряженности в мире. В ночь с 7 на 8 августа Грузией была предпринята попытка навязывания силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. Россия ввела в Южную Осетию свои войска. В конце августа Россией была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре между государствами были установлены дипломатические отношения.

Одним из последних конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, стал кризис на Украине 2014 года. По стране прокатился так называемый Евромайдан, приведший к насильственной смене власти в стране. Украина вступила в Евросоюз, а Крым был аннексирован Россией.

Урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве

Вопрос урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве довольно остро стоит перед мировым сообществом в целом и Россией в частности. В интересах их предотвращения допускается принятие превентивного развертывания военного персонала стран – участников СНГ в районах возможного противостояния с целью недопущения эскалации напряженности, перерастания разногласий, споров и кризисов в вооруженные конфликты.

В целях урегулирования уже возникших вооруженных конфликтов допускается проведение операций по поддержанию мира. В частности, речь идет о проведении временных политических акций с использованием специально подготовленных военных, полицейских и гражданских кадров. Основная задача их проведения заключается в сохранении пира после достижения сторонами конфликта договоренностей о прекращении огня и обеспечении благоприятных условий для политического урегулирования споров посредством переговоров.

На этапах постконфликтного выстраивания мира используется привлечение воинских контингентов для содействия возвращению перемещенных лиц и беженцев, оказания гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры регионов конфликта, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь и пр.

Студенты в национальных костюмах на демонстрации

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 25 лет назад, 8 декабря 1991 года было основано Содружество Независимых Государств, которое положило конец существованию союза пятнадцати республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Нередко толчком к конфликту является российское влияние, потому что преемнице СССР выгодны любые осложнения, вызывающие к жизни призрак империализма.

Огонь в Нагорном Карабахе (Армения)

Проблемы в этом регионе начались в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами анклав при поддержке Армении решил выйти из состава тогдашней Советской Социалистической Республики Азербайджан. В 1992 году начались боевые действия, и Баку потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами.

В конце апреля нынешнего года конфликт, два десятилетия имевший латентные формы, резко обострился. После этого всплеска насилия Нагорный Карабах обвинил азербайджанскую армию в том, что она произвела более 240 выстрелов по территории республики, нарушив тем самым режим прекращения огня в этом районе.

Война в Абхазии и Южной Осетии (Грузия)

Южная Осетия и Абхазия, два сепаратистских региона Грузии, населены миноритарными этническими группами. В 2008 году грузинские вооруженные силы вошли в Южную Осетию, но Россия перехватила инициативу, что положило начало войне между этими двумя странами и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией.

Военное поражение Грузии привело к получению независимости Абхазией и Южной Осетией. Эта последняя не признана грузинским государством, но признана Россией, которая оказывает экономическую и военную помощь обоим регионам.

Ирредентизм в Приднестровье (Молдавия)

Когда в 1989 году начались переговоры о воссоединении Молдавии с Румынией, славяне, населяющие восточный берег Днестра объявили о создании независимой Приднестровской Молдавской Республики. Этот шаг послужил поводом для войны в Приднестровье в 1992 году, которая стоила жизни полутора тысячам человек и завершилась подписанием перемирия.

За провалом переговоров и отклонением всех предложений в 2016 году последовал референдум, на котором 97,1% населения проголосовал за немедленное отделение от Молдавии и присоединение к России, которая держит в Приднестровье полуторатысячный контингент. Предложение молдавского президента о замещении российских военных международными миротворческими силами не принимают всерьез в Тирасполе, столице сепаратистского региона.

В 2014 г. на фоне конфликта на Украине и аннексии Крыма, пресса снова заговорила о Приднестровье с тревогой из-за опасений, что там может повториться украинский сценарий. Недавно на президентских выборах в Молдавии победил про-российский кандидат, что может привести как к осложнению ситуации, так и к возобновлению переговоров с Путиным и Тирасполем.

Российско-чеченские войны

Одним из самых громких — и продолжительных — постсоветских конфликтов стали российско-чеченские войны. Напряженные отношения между чеченцами и россиянами уходят корнями в XVIII век. После нескольких лет независимости в Чечне, в начале 20-х годов ХХ века, установилась советская власть. Во время Второй мировой войны чеченцы попытались воспользоваться немецким вторжением, чтобы встать на борьбу с Советским Союзом. В ответ советский режим массово депортировал их в Центральную Азию.

С распадом СССР, как и в большинстве случаев, этнические чеченцы провозгласили собственную независимость, что привело годы спустя к Первой чеченской войне. В 1999 году вспыхнула вторая война, в результате которой Россия установила контроль над регионом.

С тех пор насилие не прекращается, и по-прежнему нет решения конфликта, который тесно связан с террористическими актами, совершаемыми чеченскими сепаратистами, задавленными Москвой.

Другие межэтнические конфликты на постсоветском пространстве

Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы меньшинств в Центральной Азии. Конфликт в Ферганской долине, на границе Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начался в 1989 году с эскалации насилия между узбеками и турками-месхетинцами, в котором последние терпели поражение, что заставило многих покинуть регион.

Параллельно развивался конфликт между таджиками и киргизами. Но центральноазиатский регион стал одним из немногих, который поставил точку в развитии проблем, рожденных в СССР. Между бывшими советскими республиками Центральной Азии существуют противоречия, но они возникли уже сейчас, а не тянутся из прошлого.

Одним из немногочисленных межэтнических столкновений, которые не привели к вооруженной борьбе, стала проблема русских в Прибалтике, которые по сей день страдают от притеснений и не признаются полноправными гражданами, являясь, де-факто, апатридами, если не просят российского гражданства.

Читайте также: