Усадьба сукачева иркутск история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главное здание открыто каждый день, за исключением понедельника. Со вторника по воскресенье его можно посетить с 10.00 до 18.00. По четвергам (с марта по ноябрь) — с 12.00 и до 20.00.

Иркутский художественный музей Сукачёва состоит не из одного особняка, а из целого комплекса, к которому относятся девять исторических зданий и парк с постройками. Посещать их удобно — все здания располагаются в центре города.

На улице Ленина находится главное здание учреждения — двухэтажный каменный особняк, возведённый по проекту архитектора Магидея в начале 1900-х годов. Дом окружён живописным садом. Похожие особняки можно увидеть на улице Карла Маркса — это ещё одни филиалы художественного музея Сукачёва в Иркутске. Дома датируются концом XIX века. Особняки служат площадкой для проведения выставок и хранят в своих стенах коллекцию сибирского искусства XVII-начала XXI века. Настоящим памятником иркутского зодчества считается усадьба Сукачёва, расположенная по адресу: ул. Декабрьских событий, 112. Бывшая загородная резиденция общественного деятеля и благотворителя Сукачёва состоит из 5 деревянных домов и большой парковой зоны. Список зданий музея замыкает доходный дом XIX века — усадьба А. Н. Гиндина.

Ночь музеев в усадьбе Сукачёва

Открытие межрегиональной выставки Сибирь — Дальний Восток

История Иркутского областного художественного музея

Общественный деятель тяготел к искусству и стремился создать собственную картинную галерею. Первыми экспонатами в его обширной коллекции стали полотна русских художников. Их Владимир Сукачёв приобрёл, ещё будучи студентом в 1870 году. Этот год традиционно считается датой основания художественного музея в Иркутске.

К концу XIX века в его галерее насчитывалось около 100 картин. Подавляющее большинство составляли работы русских живописцев второй половины XIX века и западноевропейских художников. Эта была самая многочисленная коллекция картин во всей Сибири. С 1880-х годов насладиться живописью мог любой желающий — галерея находилась в свободном доступе. Владимир Платонович мечтал о строительстве отдельного здания, в котором мог бы разместить всё своё наследие. Однако денег на реализацию задуманного так и не хватило.

С 1920 года коллекция Сукачёва становится государственной собственностью. В мае того же года в Иркутске открылся объединённый Городской музей. Кроме имеющихся полотен в его состав вошли экспонаты из частных коллекций, общественных организаций и других учреждений.

Первым смотрителем галереи был художник Константин Померанцев. После него с 1926 по 1932 год эта почётная миссия была возложена на графика Бориса Лебединского. В этот период времени численность экспонатов музея становится ещё больше. Во многом это произошло благодаря стараниям профессора Азадовского.

Ещё одно важное событие произошло в 1936 году — заработал Восточно-Сибирский краевой художественный музей. Учреждение постоянно переименовывали. Текущее название закрепилось с ноября 1995 года.

За долгие годы существования учреждения его возглавляли разные директора: художник Георгий Дудин, искусствовед Алексей Фатьянов, Лидия Пуховская, Елена Зубрий. Сейчас функции директора выполняет Наталья Сысоева. Всех их объединяет любовь к своему делу и энтузиазм. Их старания привели к значительному пополнению фондов, налаживанию издательской деятельности, популяризации и расширению музея. Так, в 2017 году на его базе заработал виртуальный филиал.

Усадьба

Коллекции музея имени Сукачёва

Численность собрания скульптур гораздо меньше — около 100 экспонатов. Один из самых ярких образцов — уменьшенный вариант портрета Ивана Грозного, выполненный из мрамора.

В зале декоративно-прикладного искусства посетители найдут как кухонную утварь, так и уникальные изделия. Все они отличаются материалом, временем исполнения, назначением и местом создания. Из наиболее ранних предметов — серебряный ковш, датируемый 1697 годом.

Художественный музей Сукачева

Зал графики хранит работы более 170 мастеров. Основа собрания — произведения Остроумова-Лебедева, Верейского, Юона, Кибрика, Бисти, Мадисона, Пахомова.

Существенная часть в этом разделе отведена произведениям декоративно-прикладного искусства. По ним можно познакомиться с народными промыслами России: гжельской росписью, хохломой, живописью Палеха, росписями Городца.

Почти 300-летние взаимоотношения Иркутска с Китаем привели к созданию значительной китайской коллекции, численность которой около 1000 единиц. Полотна, графика, фарфор, резьба по дереву — всё это и не только могут лицезреть посетители, заглянувшие в этот отдел. Дополняют его и 700 японских произведений искусства.

Уникальность разделу придают редкое собрание памятников древнейших культур Прибайкалья, сибирские лики святых, оригинальная графика, полотна сибирских и столичных мастеров, фарфоровые изделия фабрики Переваловых, образцы бурятской национальной школы изобразительного искусства.

Художественный музей Сукачева

Выставки и мероприятия

Кроме постоянных экспозиций в Иркутском музее Сукачёва постоянно проходят выставки и мероприятия. Наиболее активно в этом плане главное здание учреждения. Почти ежедневно здесь читаются лекции, устраиваются квесты и тематические экскурсии, даже проводятся отчётные-концерты и выставки-публикации, проекты. Квесты доступны только по предварительной записи.

Музей-усадьба Сукачева на панораме Google:

Время работы Музея имени Сукачёва

Главное здание открыто каждый день, за исключением понедельника. Со вторника по воскресенье его можно посетить с 10.00 до 18.00. По четвергам (с марта по ноябрь) — с 12.00 и до 20.00. Кассы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Галерея сибирского искусства и усадьба Сукачёва придерживаются такого же расписания. Если собрались в виртуальный филиал, имейте в виду, что центр закрыт не только по понедельникам, но и по воскресеньям. Его время работы каждый день одинаковое, без привязки к сезону — с 10.00 до 18.00.

Художественный музей Сукачева

Стоимость посещения

Цена билета для взрослого составляет 200 рублей. К льготным категориям граждан относятся пенсионеры, ветераны труда, военные и инвалиды. Стоимость посещения для этого населения — 70 рублей. Для школьников и учащихся специальных учебных заведений — 100 рублей. Дошкольникам визит обойдётся в 50 рублей. Для детей-сирот и ветеранов войны просмотр экспозиций бесплатный.

Экскурсионное обслуживание для группы из 5–15 человек — 200 рублей. Для льготников — 70-100 рублей. Пользование аудиогидом (доступен на русском, китайском, английском и немецком языках) — 200 рублей. Посещение реставрационной мастерской плюс экскурсия — 300 рублей.

Любительская фото- и видеосъемка в музее - 100 рублей.

Художественный музей Сукачева

Как добраться

Для начала определитесь — в какое из зданий музея вы хотите попасть. К главному особняку можно добраться на автобусах, маршрутке, такси и автомобиле.

На троллейбусе: там же останавливаются троллейбусы № 3, 4, 5, 7, 8.

На маршрутке: вам нужны номера 12, 16, 16к, 20, 23, 56, 99, 120, 126, 401, 417, 425, 427, 428, 480.

На машине: от аэропорта нужно двигаться по ул. Ширямова и Байкальская (займёт минут 12).

До усадьбы

На автомобиле: от аэропорта ехать 14 минут через ул. Пискунова. От железнодорожного вокзала путь займёт 20 минут — через ул. Лермонтова и Академический мост.

От вокзала:

От аэропорта:

Главное здание Музея имени В. П. Сукачева на панораме Google:

Изначально коллекция художественных произведений помещалась в его усадьбе, которую мы сегодня посетим.

Усадьба находится в Иркутске, по адресу улица Декабрьских событий, 112 и открыта ежедневно, кроме понедельника.

Усадьба была построена В.П. Сукачевым после сильнейшего пожара 1879 года, когда выгорел почти весь Иркутск.

Для того, чтобы обезопасить коллекцию картин, место было выбрано на окраине города, в Кукуевской березовой роще. (Сейчас это центр города. Как сильно разросся Иркутск!)

К 1882 году строительство было завершено.

Изначально комплекс состоял из 17 деревянных построек. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь 6. Это гостевой флигель, дом прислуги, ледник (или кузница), школа, конюшня, и основной деревянный дом, который строился для картинной галереи.

И, конечно, усадьба XIX века строилась в комплексе с парковым ансамблем. Такой есть и у В.П. Сукачева. Ведь хозяин был еще и ботаником, поэтому когда-то здесь были кипарисовые, барбарисовые, яблоневые аллеи. Сейчас работники музея восстанавливают утраченное.

Приятно, после посещения экспозиции, пройтись жарким сибирским летом под тенью деревьев, многие из которых помнят самого владельца усадьбы. Посидеть в беседке или просто на лавочке.

И гордость берет за Иркутск, его историю. Давайте будем достойны своих предков, внесших огромный вклад в развитие Сибири!

Буду рад, если подпишитесь на канал и оцените статью "пальцем вверх", ваше внимание очень важно для меня. Если есть вопросы, жду в комментариях, постараюсь ответить! До новых встреч!

У садьба В.П. Сукачёва — памятник истории и культуры федерального значения. В XIX веке усадьба принадлежала выдающемуся общественному деятелю второй половины XIX века Владимиру Платоновичу Сукачёву (1849–1920), городскому голове, меценату и основателю картинной галереи, положившей начало Иркутскому художественному музею.

Усадьба В.П. Сукачёва сегодня – это уникальный архитектурно-парковый комплекс, включающий в себя: здание картинной галереи с зимним садом, дом для прислуги, службы с конюшней, флигель для гостей, беседку-горку и парк, спланированный в качестве пейзажного. Постоянно действующая экспозиция в центральной доме усадьбы рассказывает об истории и быте семьи Сукачёвых. В залах представлены как экспонаты, принадлежавшие самим хозяевам, так и предметы того времени – живопись, фарфор, антикварная мебель. В других зданиях проходят временные выставки, в частности посвященные истории сибирского фарфора.

23 декабря в центральном здании Музея Усадьбы В.П. Сукачева ИОХМ начала работу персональная выставка "Анисимова Алевтина". Алевтина, учащаяся "Детской художественной школы №1" города Иркутска.

Судьба Иркутска завидна: здесь находится один из старейших музеев России — краеведческий, рожденный в 1782 году по инициативе губернатора Клички. Здесь стараниями Владимира Платоновича Сукачева в ХIХ веке родилась первая за Уралом картинная галерея, ставшая основой богатейшего собрания Иркутского областного художественного музея, которому в 1989 году было присвоено имя основателя галереи. В начале нового века областной художественный музей вернулся к своим корням — в усадьбу В.П. Сукачева.

В.П. Сукачев

Н.В. Сукачева

Жизнь усадьбы почетного гражданина Иркутска

Нина Степановна Струк,
заслуженный работник культуры РФ,
зав. отделом Иркутского областного
художественного музея

Рождение музея — непривычное словосочетание, но музей, как любое живое существо, появляется на свет, развивается. У каждого своя судьба.

Судьба Иркутска завидна: здесь находится один из старейших музеев России — краеведческий, рожденный в 1782 году по инициативе губернатора Клички. Здесь стараниями Владимира Платоновича Сукачева в ХIХ веке родилась первая за Уралом картинная галерея, ставшая основой богатейшего собрания Иркутского областного художественного музея, которому в 1989 году было присвоено имя основателя галереи. В начале нового века областной художественный музей вернулся к своим корням — в усадьбу В.П. Сукачева.

Случилось так, что ни частые иркутские пожары, ни огонь революции, ни чистки города в 1950–1960-х годах, когда сносились старые дома для строительства первого после войны благоустроенного жилья, не уничтожили этот удивительный памятник. Наверное, где-то на генетическом уровне у иркутян, у городских властей жило имя В.П. Сукачева, память о его добрых делах.

В те времена мало кто задумывался над тем, что русская усадьба — это феномен национального духа, в истоках которого находится стихийная религиозность с ее уединением, творческим горением и служением Родине. В тиши русских усадеб зародились и сформировались уникальнейшие религиозные, философские, научные мысли, искусство, литература. Русская усадьба воспета в произведениях А. Пушкина, И. Гончарова, Л. Толстого, А. Чехова, Н. Гумилева.

Безусловно, огромную роль в формировании особой атмосферы в усадьбе играл парк. Садово-парковое искусство, зародившись на заре цивилизации, прошло сложный путь и к ХIХ веку стало самостоятельным видом искусства со своими законами, задачами, материалами и спецификой восприятия. Облик сада зависит от времени года, от времени суток, от солнца или дождя, от праздника или будней. Парк можно читать как книгу, слушать как музыку, рассматривать как картину.

Сибирякам очень повезло, что на пересечении шумных улиц сохранилась усадьба, строенная по всем законам ХIХ века.

Следует отметить, что к этому времени иркутяне, еще не оправившиеся от страшного пожара 1879 года, начали застраиваться за пределами традиционных городских границ: улица Московско-Ланинская (теперь Декабрьских Событий) получила продолжение, медленно карабкаясь в гору, поросшую лесом. От кладбища стрелой уходила на восток Иерусалимская (ныне 1-я Советская), параллельно ей 2-я, 3-я… Иерусалимские, пересекаемые продолжением Русиновской (Байкальской), Саломатовской (К. Либкнехта).

К 1880-м годам, когда возводилась усадьба Сукачевых и разбивался парк, изменилась эстетика усадебного строительства: усадьбы стали похожими на дачи, когда на первом месте стоят не блеск и показное великолепие, а поэтичность природного окружения, ближний пейзажный план приобретает большее значение. На фотографиях из семейного архива видно, как близко подходят молодые деревца к домам, ветками заглядывая в окна. С высокого обрыва открывался вид на город, вплоть до Тихвинской площади с одной стороны, а с другой стороны как на ладони лежало Рабочее предместье с белоснежными и красными храмами. Архитектура сливалась с природным окружением, отражая стремление общества возродить русские традиции: дома у Сукачевых богато украшены резьбой.

Сукачевы покинули усадьбу в 1898 году, перебравшись в Санкт-Петербург, чтобы дать детям образование, но оставив в Иркутске почти все картины и сохранив за собою усадьбу. С Иркутском они поддерживали постоянную связь: Владимир Платонович — по делам общества вспомоществования сибирякам, обучавшимся в Санкт-Петербургском университете, по делам ВСОИРГО; Надежда Владимировна — по делам школы для девочек и прогимназии Хаминова, старший сын Борис — по научным интересам, связанным с изучением губок озера Байкал.

В марте 1918 года усадьба была национализирована, но советская власть просуществовала до лета. В начале июля 1918 года по городу поползли слухи о том, что большевики в числе стратегических объектов будут взрывать дом Сукачева. Но слухи остались слухами: усадьба уцелела и при отступлении Красной Армии, и при возвращении ее в Иркутск в конце 1919 года.

В 1954 году школа переехала в новое помещение, в ней разместились арендаторы. В 1986 году получил новое здание и детсад. Коллектив Иркутского областного художественного музея по инициативе А.Д. Фатьянова обратился в горисполком с просьбой передать галерею музею. Благодаря настойчивости директора ИОХМ Е.С. Зубрий горисполком принял в течение ряда лет несколько решений, по которым музей получил не только галерею, но и шесть сохранившихся построек, а также 3,42 га парка. Были начаты проектные и консервационно-реставрационные работы. Из-за финансовых трудностей их пришлось приостановить на несколько лет.

В феврале 1995 года президентом РФ был подписан Указ № 176, по которому усадьба В.П. Сукачева отнесена к числу памятников федерального значения.

В трех комнатах представлены документы, мебель, личные вещи, фотографии, живописные полотна, позволяющие познакомиться с многогранной деятельностью Владимира Платоновича и рассказать о нем как о представителе старинного сибирского рода.

Выставку открывает портрет Петра Дмитриевича Трапезникова — богатейшего иркутского купца и золотопромышленника, чьи предки пришли в Сибирь с первыми землепроходцами из Вологды. Дети и родственники его играли видную роль в общественной и хозяйственной жизни Иркутска. Четвертый сын Петра Дмитриевича, Никанор, избирался городским головой и за благотворительные дела был удостоен звания почетного гражданина. Никанор Петрович — дедушка Владимира Платоновича, поскольку Аграфена Никаноровна Трапезникова в 1837 году стала женою одного из чиновников Главного управления Восточной Сибири Платона Петровича Сукачева.

На выставке — портреты Аграфены и Платона Сукачевых и их внуков. Перед посетителем иркутская семья на протяжении почти 150 лет. Среди других выделяется почитанием родителей, умением сохранить память о предках не только в семейных рассказах, но и бережно передавая из поколения в поколение рисунки, благодарственные письма, записку с признанием в любви…

Выставкой в гостевом доме усадьбы В.П. Сукачева Иркутский областной художественный музей вторгся в культурную среду Иркутска. Главной задачей работников отдела художественного музея стало возрождение традиций русской усадьбы конца ХIХ века с ее высокой духовностью. В усадьбу городского головы вернулись православные праздники: Рождество, Пасха, дни ангела членов семьи — Владимира, Надежды, Бориса, Платона, Анны. Как сотню лет назад, дети расписывают яйца в Чистый четверг Страстной седмицы, а в Масленицу посетителей угощают блинами.

В новом веке работы ускорились в связи с тем, что финансируются они не только из областного, но и из федерального бюджета. В 2003 году администрация города Иркутска взяла на себя обязательства по проведению дендрологических работ и ограждению парка.

Усадьба продолжает жить, она живет за В.П. Сукачева, являясь местом встреч с ним, с его эпохой, пропитанной душевностью и духовностью.

Бельский А. Реставрация усадьбы В.П. Сукачева // Земля Иркутская. — 2002. — № 1.

Иркутска гордость и слава. — Иркутск, 2001.

Клепикова Е. Сукачевы и их усадьба // Земля Иркутская. — 1999. — № 11.

Летопись города Иркутска ХVII–ХIХ вв. — Иркутск, 1996.

Наше наследие. — 1994. — № 29–30.

Письма Г.Н. Потанина. — Иркутск, 1989. — Т. 3.

Письма Г.Н. Потанина. — Иркутск, 1990. — Т. 4.

Попов И.И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. — Иркутск, 1989.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — Иркутск, 1994.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. — Иркутск, 1993.

Читайте также: