Участие субъектов федерации в международных отношениях кратко

Обновлено: 04.05.2024

5.9. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

В настоящее время проблема международной правосубъектности субъектов РФ особенно остра. Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты РФ, вследствие чего представляется целесообразным выяснить правомерность подобных заявлений.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

Более того, в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, а в иных актах говорится о том, что органы государственной власти области вправе заключать договоры, являющиеся нормативно-правовыми актами, с органами государственной власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес.

Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то следует отметить, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

Итак, относительно международной правосубъектности субъектов Российской Федерации можно сделать следующий вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.

Международное право не содержит нормы, которые бы четко определяли положение составных частей федеративных государств. В то же время есть основания для признания определенного международно-правового статуса субъектов федераций как предпосылки их международной правосубъектности.

Во-первых, современное международное право исходит из презумпции разнообразия субъектов и не исключает возможности появления новых участником международных отношений. Во-вторых, известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, закрепляющих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения и даже в некоторых случаях заключать международные соглашения как с подобными себе образованиями в других

государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами. В-третьих, показателен опыт Украины и Белоруссии как государств-членов ООН в тот период, когда они еще были союзными республиками в составе СССР. В-четвертых, за многие годы существования таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия, сложилась система вступления их субъектов – штатов, провинций, земель, кантонов – в непосредственные договорные отношения друг с другом на межгосударственной основе, а в отдельных случаях – в договорные отношения с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией).

Причем отмеченная международная практика основывалась на положениях национальных конституций, допускавших определенные внешние связи субъектов федерации. Например, ч. 3 ст. 32 Основного закона ФРГ предоставляет возможность землям в той мере, в какой они обладают законодательной компетенцией, и с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами; разд. 10 ст. 1 Конституции США устанавливает правило, что ни один штат не может без согласия Конгресса заключать договоры с другим штатом или иностранной властью; субъекты Бельгийской федерации обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов – § 1 ст. 127 и § 1 ст. 130 Конституции Бельгии.

В конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах областей, краев, других региональных образований содержатся положения, характеризующие их статус. Также во многих субъектах РФ действуют специальные акты, ориентированные на международную деятельность. Для координации внешних связей в субъектах РФ в составе исполнительных органов (правительств) создаются специальные отраслевые управления или министерства международных и внешнеэкономических связей.

Также субъекты РФ имеют право открывать собственные представительства за рубежом, не обладающие, однако, статусом дипломатических представительств и консульских учреждений и не пользующиеся соответствующими привилегиями и иммунитетами. Заключаемые российскими регионами с контрагентами международные соглашения не являются международными договорами по смыслу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Исходя из международной практики, в том числе и международно-правовой доктрины, субъекты, входящие в состав некоторых федераций, считаются самостоятельными государствами, независимость которых ограничена федерацией. Субъекты подобных федераций могут выступать в международных отношениях, и право на эту возможность предписана федеральным законодательством.

Главный закон Германии предусматривает, что земли, выступающие в качестве субъектов, имеют право на заключение соглашений с другими странами, если на это было дано согласие федерального правительства. В вопросах собственного ведения, эти субъекты могут закреплять государственные соглашения со странами, граничащими с Австрией или их составными частями (что предписано в статье 16 Конституции Австрии).

Похожие права и нормы включены в законодательства других федераций. Среди стран, субъекты которых принимают участие в международных отношениях, можно выделить ФРГ, Канаду, США, и Австралию.

Международные отношения земель других государств могут развиваться по трем направлениям:

  1. Подписание международных договоров;
  2. Формирование представительств в других странах;
  3. Активность как участника деятельности международных организаций.

Отсюда возникает логичный вопрос: включает ли международное право нормы, позволяющие субъектам федерации участвовать в формировании международного права?

Одной из основных характеристик международной правосубъектности является возможность заключать договоры. Это право подразумевает возможность принимать участие в формировании международного права и является неотъемлемым правом любого участника МП после его формирования.

Венская конвенция о праве международных договоров от 1969 года описывает вопросы, связанные с заключением договоров и исполнением обязанностей странами, но она, как и другие документы международного характера, не описывает регулятивные нормы для подписания международных договоров субъектами федераций.

В то же время, международное право не включает в себя нормы, которые могли бы противоречить подписанию соглашений международного характера между субъектом федерации и другим государством; также не предусмотрен запрет на заключение договоров между субъектами разных федераций.

Статья 1 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 г.) накладывает на государства обязательства по стимулированию приграничного сотрудничества между подобными субъектами и властями.

Приграничное сотрудничество

Приграничное сотрудничество – это любые совместные действия, которые предназначены для усиления и поощрения отношений между соседствующими территориальными сообществами и властями, а также подписание договоров, которые направлены на достижение описанных выше целей. При этом, полномочия этих сообществ и властей регулируется внутренним законодательством стран.

Субъекты СССР являлись участниками международного права, согласно Конституции 1977 года. Например, Украина и Белоруссия состояли в ООН, и принимали участие в международных соглашениях. Другие республики СССР также имели возможность осуществлять деятельность, связанную с МП, но были менее активными. Их возможности включали заключали заключение международных договоров и обмена представительствами с иностранными государствами.

После распада страны, бывшие республики приобрели независимость, и, как следствие, полное право аналогично другим участникам международного права. В итоге, вопрос статуса бывших республик отпал с новой Конституцией 1993 года.

В то же время, заявление субъектов России о том, что они имеют право заключать международные договоры, вовсе не означает, что в действительности эти субъекты и договоры будут иметь юридическую силу. Ранее не было разделялась позиция о международной правосубъектности субъектов РФ; образование либо обладает всеми признаками, принадлежащим участнику МП, либо – нет.

Важно отметить, что Конституция Российской Федерации не описывает возможность субъектов страны заключать соглашения, которые могут рассматриваться как международные; точно также описывалась такая возможность и Федеративным договором. Так, исходя из статьи 72 Конституции, регулирование международных отношений субъектов РФ является предметом ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Если Правительство РФ подтверждает возможность, субъект РФ может осуществлять соответствующую международную деятельность с органами власти других государств. В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 1 января 2000 года устанавливает процедуру подтверждения вышеописанных связей Правительством страны.

Субъекты России, для того, чтобы реализовать международные отношения в согласовании с Министерством иностранных дел, используют возможность открывать представительства за границей страны. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право на разрешение открытия представительств иностранных субъектов, если есть согласование этого решения с МИД. Открытие представительств субъектов РФ на территории иностранных государств, а также открытие представительств субъектов иностранных государств происходит на основе заключенного соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и уполномоченным органом на стороне иностранного государства.

Стоит отметить, что созданные представительства не могут обладать теми же полномочиями, что посольства и консульства страны, а также не могут осуществлять дипломатические функции; как следствие, штат этих представительств не имеет привилегий и полномочий, которые присущи дипломатам посольств и консульств.

Современный статус субъектов РФ

После этого, участие субъектов федерации в международных отношениях в законодательстве России претерпело изменения, которые привели к соответствию с федеральными нормами. Например, в актуальном на сегодняшний день Уставе Воронежской области от 2006 года, приведены следующие нормы:

  1. Воронежская область имеет право подписывать соглашения с административно-территориальными образованиями других стран, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей с учетом предоставленных прав Конституцией Российской Федерации и федерального закона;
  2. Органы государственной власти Воронежской области имеют право вести переговоры с иностранными представителями с учетом предоставленных Конституцией и федеральным законом полномочий, а также заключать соглашения с представителями иностранных государств, как указано в первой статье Устава.

Похожие правила приводятся и в законодательстве других российских регионов. Как следствие, субъекты Российской Федерации не имеют полных полномочий на заключение международных договоров, и не могут считаться участниками международного права.

Статус физических лиц в международном праве

Проблемой международной правосубъектности у физических лиц имеет достаточно длительную тенденцию в юридической литературе. Ученые Запада склонны признавать за физическими лицами правосубъектность. Основой для такой позиции служит возможность привлечения этих лиц к ответственности на международном уровне, а также возможность обращения физических лиц в международные правозащитные органы. Более того, лица, которые находятся в странах ЕС, имеют право подавать иски в Суд ЕС.

Советские юристы в течение длительного времени отрицали наличие международной правосубъектности физических лиц исходя из идеологии СССР. Тем не менее, в 1980-х годах в юридической литературе стали появляться статьи, где физические лица рассматривались как участники Международного права.

Для того, чтобы можно было более конкретно ответить на вопрос о правосубъектности физического лица, надо более четко описать характеристики субъекта международного права. Если принять во внимание, что субъектом международного права является лицо, на которое действуют международные правовые нормы, которое получает субъективные права и обязанности международно-правового характера, то это лицо может считаться субъектом международного права. В свою очередь, МП включает в себя большое количество прав, к которым могут прибегать физические лица. К примеру, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., договоры о правовой помощи и т.д.

Как уже описывалось в более ранних материалах, понятия международного права могут не совпадать с правами внутри государства.

Если можно предположить, что субъект международного права не только обладает вышеописанными правами и обязанности, но считается, в том числе, коллективным образованием, а также принимает активное непосредственное участие в создании норм международного права, то физическое лицо не может считаться субъектом МП. Г. И. Тукин отмечал, что физические лица не являются субъектами международного права.

В современных условиях Российской Федерации общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе Российской Федерации, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участника­ми международных и внешнеэкономических, отношений (свя­зей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешне­экономических связей субъектов Российской Федерации". Сле­довательно, Конституция исходит из признания международ­ной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных во­просов предусмотрен Федеральный закон "О координации ме­ждународных и внешнеполитических связей субъектов Россий­ской Федерации".

Сам термин "субъект международного права" использован только в Конституции Республики Татарстан (ст. 61).

"Республика Башкортостан, — гласит ч. 2 ст. 74 ее Консти­туции, — вступает в отношения с другими государствами, за­ключает международные договоры и обменивается дипломати­ческими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций". Аналогичные или сходные положения сформулированы в конституциях Респуб­лики Татарстан (ст; 62), Республики Бурятия (ч. 2 ст. 13), Рес­публики Дагестан (ст. 66), Республики Саха (Якутия) (ст. 9) и др.

В Уставе города Москвы имеется специальная глава (13) "Международные связи". Город Москва имеет право на уста­новление международных и внешнеэкономических связей в со­ответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Ус­тавом, участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров РФ (ст. 92). Аналогичные ссылки на Конституцию РФ и другие акты сопровождают положение ст. 9.2. Устава Хабаровского края о праве края самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами. Согласно ст. 13 Устава Свердловской области, область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэконо­мических связей, заключать соответствующие договоры (согла­шения), если это не противоречит Конституции РФ и феде­ральным законам.
Международные соглашения субъектов федерации.

МП признает право и дееспособность субъекта в международных отношениях (каждому законному обществу принадлежит право на признание со стороны всех цивилизованных государств законности своего существования; государство становится м/н лицом и субъектом МП только путем признания).

Международно-правовое признание – односторонний, добровольный акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Признание выражается в том, что государство (группа государств) обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством (обычно предложение обменятся представителями).

Классическая форма признания – заявление об установлении дипломатических отношений (даже если в заявлении об их установлении нет заявления об официальном признании).

Виды признания:

1) Фактическое – выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Реализуется путем участия в конференциях, договорах, организациях; не влечет установления дипломатических отношений; может быть взято обратно, если не будут реализованы требуемые для признания отсутствующие условия.

2) Официальное – признание полное и окончательное; предполагает установление между субъектами м/н права м/н отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений (выражается в официальных актах). Реализуется путем установления дипломатических отношений, заключения договоров.

3) Разовое признание, признание "на какой-нибудь случай", для решения каких-либо конкретных вопросов.

Существуют две формы признания : признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Теории признания государств:

- декларативная теория – основывается на принципе суверенного равенства государств, в соответствии с которым признание – это только односторонний акт, свидетельствующий об установлении отношений

- конститутивная теория – господствовала до 1945 г. (до принятия Устава ООН) – государство становится субъектом МП только после признания его другими государствами

Новое государство может появиться в результате социальной революции; образования государства в ходе национально-освободительной борьбы; слияния или разделения государств.

Акт, противоположный признанию именуется протестом– несогласие с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния.

5 Правопреемство государств.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства . Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.
6 Международная правосубъектность народов (нации).

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация).

Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) проявлялась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добились независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права.

Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Необходимо отличать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности.

В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, а во втором – народ уже реализовал свое право на самоопределение и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства – самостоятельного субъекта международного права.

Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.

Такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.
7 Государственно-подобные образования.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам . Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным.

Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования.

8 Международная организация: понятие, черты, особенности ее правосубъектности.

Международная межгосудартсвенная (межправительственная) организация – это объединение государств, которое 1) создано в соответствии с м/н правом и на основе м/н договора 2) предназначена для осуществления сотрудничества в конкретной области 3) имеет соответствующую организационную структуру 4) имеет права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств 5) обладает автономной волей, отличной от воль государств членов

Читайте также: