Творчество венецианова и федотова кратко

Обновлено: 08.07.2024

Алексей Гаврилович Венецианов (Alexey Gavrilovich Venetsianov; родился 18 февраля 1780 года — умер 16 декабря 1847 года) считается основателем отечественной художественной школы. До него живописцы подражали западным традициям, даже если на их картинах появлялись фигуры в национальной одежде. Алексей Венецианов первым стал изображать исконно русские сюжеты, далекие от академизма — сцены деревенской жизни, крестьян и реалистичный пейзаж. Затем его идеи продолжили ученики и последователи.

Алексей Венецианов интересен даже тем, кто мало интересуется искусством. Картины этого мастера дают возможность увидеть повседневную жизнь России более чем двухвековой давности. На его работах запечатлены простые лица крестьян, сельский труд, быт помещиков и портреты известных людей того времени, например, Николая Карамзина и Василия Гоголя.

Биография Алексея Венецианова

Алексей Венецианов появился на свет 18 февраля 1780 года в купеческой семье, несколькими десятилетиями ранее переселившейся в Россию из Греции. Отец художника занимался продажей смородины, луковиц тюльпанов и произведений искусства. Свидетельств о детстве будущего художника практически не осталось. Известно лишь, что он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и нашел возможность у кого-то учиться: написанные в юношеском возрасте произведения уже свидетельствуют о серьезной подготовке. Не исключено, что уроки талантливому мальчику давал Федор Рокотов, живший на той же улице.

В 1807 году Венецианов поступает на государственную службу и одновременно становится учеником Владимира Боровиковского. Еще через несколько лет он получает звание академика — как раз накануне вторжения Наполеона. После войны художник женится на обедневшей дворянке, а в 1819 году, оставив службу, переезжает в деревню и полностью посвящает себя искусству. Именно с этого момента он отдаляется от Академии художеств и становится тем Венециановым, которого мы помним и в XXI веке.

После войны с Наполеоном русское искусство обращает внимание на простой народ, который сумел одолеть захватчиков. Этот интерес в итоге развивается в сентиментализм, воспевающий и поэтизирующий простые радости сельской жизни. Тема крестьянства становится одной из главных в творчестве Венецианова. Он не только писал крестьянских девушек и детей, но и открыл художественную школу для одаренных мальчиков. Вместо копирования образцов, как в Академии, дети учились рисовать с натуры и даже работать на пленэре, что было невиданным новшеством для того времени. Некоторых из учеников Венецианов выкупал из крепостничества.

На школу и заботу о талантливых учениках уходили все средства мастера. В итоге он совсем обеднел, его имение было заложено, а две дочери художника остались бесприданницами и не смогли выйти замуж. Умер Венецианов по трагической случайности. 16 декабря 1847 года он повез в Тверь эскизы икон для церкви. В дороге лошади понесли, и художник выпал из саней, запутавшись в вожжах.

Самые известные картины Алексея Венецианова

Живопись старых мастеров дает нам возможность заглянуть в давно ушедшую эпоху и понять, чем ее представители были похожими на нас, а чем отличались. Если вы хотите приобрести старинную картину, выбирайте ее на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно купить произведения искусства отечественных и зарубежных художников.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. (Венецианская школа живописи — одна из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.)

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Учился живописи сначала самостоятельно, затем уВ. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), Д. И. Фонвизина (1812).

Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занималсялитографией.

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны. Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве 19 века, где в пору Федотова господствовали романтические тенденции. Еще будучи кадетом увлеченно зарисовывал своих сверстников, став офицером посещал рисовальные классы АХ (1835045). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты сослуживцев, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, - оба произведения в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевскиймузей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.




Творчество А. Г. Венецианова как пример раннего реализма.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. (Венецианская школа живописи — одна из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.)

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Учился живописи сначала самостоятельно, затем уВ. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), Д. И. Фонвизина (1812).

Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занималсялитографией.

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны. Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве 19 века, где в пору Федотова господствовали романтические тенденции. Еще будучи кадетом увлеченно зарисовывал своих сверстников, став офицером посещал рисовальные классы АХ (1835045). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты сослуживцев, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, - оба произведения в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевскиймузей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творчество А.Г.Венецианова и П.А. Федотова

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творчество А.Г.Венецианова и П.А. Федотова

Творчество А.Г.Венецианова и П.А. Федотова

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в М.

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Алексей Гаврилович Венецианов (1780г. - 1847г)

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Русский живописец и график, один из крупн.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 639 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.12.2015 4174
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 68 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Витченко Мария Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО


Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.


Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

Читайте также: