Концепция эрнста каппа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эрнст Капп - немецкий философ и географ, основоположник философии техники. Родился в Людвигсштадте в семье государственного служащего. Эрнст был последним из двенадцати детей. Когда ему было 6 лет случилось горе: умерли оба его родителя и двое братьев. В результате этого события мальчик попал под опеку своего старшего брата Фридриха, который работал преподавателем в гимназии. Именно брат посоветовал Эрнсту заняться наукой.

Эрнст Капп

Эрнст Капп (15 октября 1808, Людвигсштадт — 30 января 1896, Дюссельдорф, Германская империя) — немецкий философ и географ, основоположник философии техники. Основной трактат: нем. Grundlinien einer Philosophie der Technik (1877). Брат Александра и Фридриха Каппов.

В 1818 году был принят в гимназию в Вюрцбурге, директором которой был назначен его старший брат Фридрих.

В 1820 г. гимназия была закрыта, а Фридрих Капп получил назначение директором гимназии в Хамме, и Эрнст последовал за ним.

С 1824 по 1828 годы будущий философ учился в Боннском университете филологии на факультете классической филологии. По окончанию учебы он защитил диссертацию на тему ”Афинское государство”. Однако его интересы не ограничивались лишь античной классикой, в частности, он находился под сильным влиянием идей Георга Фридриха Гегеля (1770 — 1831) и Карла Риттера (1779 – 1859).

С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора проследить формирующее влияние географической среды (в частности рек и морей) на социальные и культурные структуры. А с другой стороны, это капповское применение гегелевской диалектики призывает к ”колонизации” географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему.

Во время пребывания в Миндене Капп стал участвовать в политических движениях. Он принадлежал к демократическим федералистам и, следовательно, был подозрителен с точки зрения правящего класса. Следствием этого стало столкновение с властями в конце 40-х годов.

В 1867 году Эрнст с супругой вернулись в Германию, чтобы навестить свою семью. В пути Эрнст тяжело заболел, и врач посоветовал ему не рисковать и ехать обратно в Америку. Но он принимает решение остаться на родине и вернуться к научной деятельности. В результате Каппы обосновались в Дюссельдорфе (Северный Рейн — Вестфалия).

В последний период своей жизни Капп пересматривает свою философию географии и, используя опыт, накопленный в Америке, формулирует свою философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов.

Ernst Kapp.jpg

Эрнст Капп (15 октября 1808, Людвигсштадт — 30 января 1896, Дюссельдорф, Германская империя) — немецкий философ, основоположник философии техники. Основной трактат: нем. Grundlinien einer Philosophie der Technik (1877)

Родился в семье придворного служащего в Людвигсштадте (Бавария). После смерти родителей переехал к старшему брату в Минден. После окончания филологического факультета Боннского университета, где он стал левым гегельянцем, работал преподавателем в гимназии Миндена (1830-1849). Узнав, что его лево-либеральные высказывания могут обернуться для него увольнением, он уезжает в Техас, но после Гражданской войны возвращается на родину, где формулирует основную идею своей философии техники: орудия - суть проекция человеческих органов (нем. Organprojektion ). Например, железные дороги - это проекция кровообращения, а телеграф - нервной системы.

Ссылки

  • Родившиеся 15 октября
  • Родившиеся в 1808 году
  • Умершие 30 января
  • Умершие в 1896 году
  • Умершие в Дюссельдорфе
  • Философы Германии
  • Философия техники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Капп, Эрнст" в других словарях:

КАПП Эуген Артурович — ( р. 26 V 1908, Астрахань) Музыка моя жизнь . В этих словах предельно сжато выражено творческое кредо Э. Каппа. Размышляя о назначении и сути музыкального искусства, он подчеркивал; что музыка позволяет выразить все величие идеалов нашей эпохи … Музыкальный словарь

Капп, Эуген Артурович — род. 26 мая 1908 в Астрахани. Композитор. Нар. арт. СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1978). В 1931 окончил Таллинскую конс. по кл. композиции А. И. Каппа. С 1935 преподаватель (с 1947 проф., в 1952 1964 ректор) Таллинской конс. В 1944… … Большая биографическая энциклопедия

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

ГЕРМАНИЯ. ИСТОРИЯ. 1789-1948 — Германия и Французская революция. Начало Французской революции в 1789 было с энтузиазмом встречено большинством ведущих немецких деятелей культуры. В то же время правительства Австрии и Пруссии с неудовольствием следили за ослаблением Франции как … Энциклопедия Кольера

Петр Климентьевич Энгельмейер и технократия, а так же и другие примыкающие к ней фигуры.

В то же время инженеры Макс Эйт и Алан Дюбуа-Реймон выделили несколько иные узловые вопросы в философии техники. Они пытаются сравнить инженерное творчество и искусство.

В наши дни общепринятым является суждение, что целью техники является свобода человека, достигаемая путем материального преодоления природы и снятия ограничений налагаемых ею.

Фридрих Дессауер и концепция техники как сопричастности божественному творению.

Дессауер формулирует определенную теорию моральной (если не сказать мистической) значимости техники. Большинство концеп­ций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и пользы. Для Дессауера же создание техники носит характер кантовского категорического императива или божествен­ной заповеди.

2. Гуманитарная философия техники

Инженерная философия техники, анализ техники как бы из­нутри и, в конечном счете, интерпретация технического спо­соба бытия человека в мире как парадигматического, главного для понимания других типов человеческого мышления и действия, могут вполне претендовать на право первородства по шкале исто­рического рождения форм человеческой деятельности. Что же касается гуманитарной философии техники или попыток гуманитарных сфер знания выработать нетехническое или транстехнические воззрения для интерпретации смысла техники, то эти науки могут, пожалуй, вполне претен­довать на приоритет в концептуальном подходе к оценке техники. С самого начала возникновения человеческого общества различ­ные идеи и представления относительно человеческой созидатель­ной деятельности систематически находили свое выражение в сакральных мифах, в поэзии и в философских сочи­нениях. Попытка Фрэнсиса Бэкона (1561—1626) повернуть внимание людей в сторону техники и вкладывать человеческую энер­гию в ее исследование, отдав ей предпочтение перед политикой и философией, сама была пред­принята в философских и риторических терминах. И можно сказать, что именно гуманитарные науки стремились к постиже­нию смысла и сущности техники, но не техника пыталась понять гуманитарную сферу общественной жизни.




Хотя этот принцип — положение о первичности гуманитарно­го начала перед техническим — является той основой, на которую опирается гуманитарная философия техники, все же этот прин­цип в условиях высоко развитой технической культуры не являет­ся ни самоочевидным, ни неоспоримым. Становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия техники начинает систематические попытки защиты своей фундаментальной идеи — принципа приоритета гуманитарного, нетехнического начала над техническим.

Защита гуманитарных начал в технике более интенсивно и настойчиво, чем технического, инженерного начала, выходит на передний план в романтическом движении. Романтиков вдохновляла идея автономности человеческой личности независимо от структуры цивилизации и представление о возможности существования определенной витальной способности человеческого духа, позволяющая человеку постигать более глубокие истины относительно реальности, чем это доступно рассудочному интеллекту.

Однако здесь более уместно проанализировать и осмыслить основные идеи и работы четырех современных философов, представляющих именно гуманитарную философию техники (хотя далеких от романтизма): Льюис Мэмфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер, Жак Эллюль.

Льюис Мэмфорд, миф машины.

Мэмфорд указывал, сущность человека – не делание, не материальная созидательность, а открытие и интерпретация. М пишет: «Если бы исчезли все механические (технические изобретения всех 5 тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все-таки человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации…, то все, что мы имеем на белом свете угасло и исчезло быстрее чем в фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу. Мэмфорд установил различия между основными понятиями техники политехникой и монотехникой и старается провести разумное разграничение между этими видами, один из которых находится в гармонии и согласии с человеческой природой, а другой – нет.

Петр Климентьевич Энгельмейер и технократия, а так же и другие примыкающие к ней фигуры.

В то же время инженеры Макс Эйт и Алан Дюбуа-Реймон выделили несколько иные узловые вопросы в философии техники. Они пытаются сравнить инженерное творчество и искусство.

В наши дни общепринятым является суждение, что целью техники является свобода человека, достигаемая путем материального преодоления природы и снятия ограничений налагаемых ею.

Фридрих Дессауер и концепция техники как сопричастности божественному творению.

Дессауер формулирует определенную теорию моральной (если не сказать мистической) значимости техники. Большинство концеп­ций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и пользы. Для Дессауера же создание техники носит характер кантовского категорического императива или божествен­ной заповеди.

2. Гуманитарная философия техники

Инженерная философия техники, анализ техники как бы из­нутри и, в конечном счете, интерпретация технического спо­соба бытия человека в мире как парадигматического, главного для понимания других типов человеческого мышления и действия, могут вполне претендовать на право первородства по шкале исто­рического рождения форм человеческой деятельности. Что же касается гуманитарной философии техники или попыток гуманитарных сфер знания выработать нетехническое или транстехнические воззрения для интерпретации смысла техники, то эти науки могут, пожалуй, вполне претен­довать на приоритет в концептуальном подходе к оценке техники. С самого начала возникновения человеческого общества различ­ные идеи и представления относительно человеческой созидатель­ной деятельности систематически находили свое выражение в сакральных мифах, в поэзии и в философских сочи­нениях. Попытка Фрэнсиса Бэкона (1561—1626) повернуть внимание людей в сторону техники и вкладывать человеческую энер­гию в ее исследование, отдав ей предпочтение перед политикой и философией, сама была пред­принята в философских и риторических терминах. И можно сказать, что именно гуманитарные науки стремились к постиже­нию смысла и сущности техники, но не техника пыталась понять гуманитарную сферу общественной жизни.

Хотя этот принцип — положение о первичности гуманитарно­го начала перед техническим — является той основой, на которую опирается гуманитарная философия техники, все же этот прин­цип в условиях высоко развитой технической культуры не являет­ся ни самоочевидным, ни неоспоримым. Становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия техники начинает систематические попытки защиты своей фундаментальной идеи — принципа приоритета гуманитарного, нетехнического начала над техническим.

Защита гуманитарных начал в технике более интенсивно и настойчиво, чем технического, инженерного начала, выходит на передний план в романтическом движении. Романтиков вдохновляла идея автономности человеческой личности независимо от структуры цивилизации и представление о возможности существования определенной витальной способности человеческого духа, позволяющая человеку постигать более глубокие истины относительно реальности, чем это доступно рассудочному интеллекту.

Однако здесь более уместно проанализировать и осмыслить основные идеи и работы четырех современных философов, представляющих именно гуманитарную философию техники (хотя далеких от романтизма): Льюис Мэмфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер, Жак Эллюль.

Льюис Мэмфорд, миф машины.

Мэмфорд указывал, сущность человека – не делание, не материальная созидательность, а открытие и интерпретация. М пишет: «Если бы исчезли все механические (технические изобретения всех 5 тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все-таки человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации…, то все, что мы имеем на белом свете угасло и исчезло быстрее чем в фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу. Мэмфорд установил различия между основными понятиями техники политехникой и монотехникой и старается провести разумное разграничение между этими видами, один из которых находится в гармонии и согласии с человеческой природой, а другой – нет.

Эрнст Капп (15 октября 1808, Людвигсштадт — 30 января 1896, Дюссельдорф, Германская империя) — немецкий философ и географ, основоположник философии техники. Основной трактат: нем. Grundlinien einer Philosophie der Technik (1877). Брат Александра и Фридриха Кристиана Георга [de] Каппов.

Родился в семье государственного служащего. Потеряв обоих родителей в возрасте шести лет из-за эпидемии тифа, был взят на воспитание местным священником, от которого сбежал по причине плохого обращения. Некоторое время жил компаньоном в богатой семье, помогая учиться ребёнку-сверстнику. В 1818 году был принят в гимназию в Вюрцбурге, директором которой был назначен его старший брат Фридрих; в 1820 г. гимназия была закрыта, а Фридрих Капп получил назначение директором гимназии в Хамме, и Эрнст последовал за ним. В 1825—1828 гг. учился на филологическом факультете Боннского университета, где стал левым гегельянцем. Затем вернулся в Хамм и в 1828—1830 годах преподавал в гимназии, возглавляемой братом, затем в 1830—1849 годах работал старшим учителем в гимназии Миндена. Узнав, что его лево-либеральные высказывания могут обернуться для него увольнением, уехал в Техас, где много занимался исследованиями географии региона. После Гражданской войны в США вернулся в Германию с визитом, однако здоровье его пошатнулось, и врачи рекомендовали Каппу не предпринимать длительное обратное путешествие. Капп вернулся к академическим занятиям.

Читайте также: