Санкт петербург символ новой культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Балакина Т.И. История отечественной культуры / Т.И. Балакина. Минск, 2004.

2. Георгиева Т.О. История русской культуры / Т.О. Георгиева. М., 1998.

4. Кожинов В.В. О русском национальном сознании/ В.В. Кожинов. М., 2004.

Тема 22. Символ и его функции в культуре. Достижения культуры Древнего Египта

1. Петрашкевич-Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры / О.М. Петрашкевич-Тихомирова. М., 2005.

2. Безклубая С.А. Культура как система / С.А. Безклубая. М., 2006.

3. Пелипенко А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М., 1999.

4. Губман Б. Современная философия культуры / Б. Губман. М., 2005.

5. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М., 2005.

6. Шендрик А.И. Теория культуры: учебное пособие для вузов / А.И. Шендрик. М., 2002.

7. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. М., 1990.

8. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2006.

9. Корнеев С.М. Древний Египет / С.М. Корнеев. М., 1991.

10. Рак И.В. Мифы древнего Египта / И.В. Рак. СПб., 1993.

11. Белявский В.А. Тайны Вавилона / В.А. Белявский. М., 2001.

12. Кристиан Ж. Египет великих Фараонов / Ж. Кристиан. М., 1992.

Тема 23. Аполлоническая и дионисийская модели культуры Ф. Ницше. Культура Месопотамии

1. Огурцова А.П. История культурологии / А.П. Огурцова. М., 2006.

2. Иконникова С.А. История культурологических теорий: учеб. пособие : в 3 ч. / С.А. Иконникова. СПб., 2001. Ч. 2.

3. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации / А. Оппенхейм. М., 1990.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. М., 1990.

5. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2006.

6. Белявский В.А. Тайны Вавилона / В.А. Белявский. М., 2001.

7. Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории / В.И. Гуляев. М., 2004.

8. Ницше Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше. СПб., 2006.

Тема 24. Роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры. Серебряный век как духовный ренессанс русской культуры

1. Галин С.А. Отечественная культура XX века: учеб. пособие / С.А. Галин. М., 2003.

2. Сапронов П. А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. СПб., 2005.

3. Маклюэн Г. Понимание Медиа: внешнее расширение человека / Г. Маклюэн. М., 2007.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / М. Маклюэн. М., 2005.

5. Иванов В.Н. Новая цивилизация XXI века: технологии становления / В.Н. Иванов. М., 2006.

1. Балакина Т.И. История отечественной культуры / Т.И. Балакина. Минск, 2004.

2. Георгиева Т.О. История русской культуры / Т.О. Георгиева. М., 1998.

4. Кожинов В.В. О русском национальном сознании/ В.В. Кожинов. М., 2004.

Тема 22. Символ и его функции в культуре. Достижения культуры Древнего Египта

1. Петрашкевич-Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры / О.М. Петрашкевич-Тихомирова. М., 2005.

2. Безклубая С.А. Культура как система / С.А. Безклубая. М., 2006.

3. Пелипенко А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М., 1999.

4. Губман Б. Современная философия культуры / Б. Губман. М., 2005.

5. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М., 2005.

6. Шендрик А.И. Теория культуры: учебное пособие для вузов / А.И. Шендрик. М., 2002.

7. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. М., 1990.

8. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2006.

9. Корнеев С.М. Древний Египет / С.М. Корнеев. М., 1991.

10. Рак И.В. Мифы древнего Египта / И.В. Рак. СПб., 1993.

11. Белявский В.А. Тайны Вавилона / В.А. Белявский. М., 2001.

12. Кристиан Ж. Египет великих Фараонов / Ж. Кристиан. М., 1992.

Тема 23. Аполлоническая и дионисийская модели культуры Ф. Ницше. Культура Месопотамии

1. Огурцова А.П. История культурологии / А.П. Огурцова. М., 2006.

2. Иконникова С.А. История культурологических теорий: учеб. пособие : в 3 ч. / С.А. Иконникова. СПб., 2001. Ч. 2.

3. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации / А. Оппенхейм. М., 1990.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. М., 1990.

5. История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2006.




6. Белявский В.А. Тайны Вавилона / В.А. Белявский. М., 2001.

7. Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории / В.И. Гуляев. М., 2004.

8. Ницше Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше. СПб., 2006.

Тема 24. Роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры. Серебряный век как духовный ренессанс русской культуры

1. Галин С.А. Отечественная культура XX века: учеб. пособие / С.А. Галин. М., 2003.

2. Сапронов П. А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. СПб., 2005.

3. Маклюэн Г. Понимание Медиа: внешнее расширение человека / Г. Маклюэн. М., 2007.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / М. Маклюэн. М., 2005.

5. Иванов В.Н. Новая цивилизация XXI века: технологии становления / В.Н. Иванов. М., 2006.

Роль Петербурга в развитии России

Значимые исторические вехи отразились в топономике Петербурга, стали символами, которые веками напоминают об этих поворотных событиях.

Вспомним сегодня о самых важных из них, прежде всего, для истории российской культуры.

Имперская столица

Само появление в 1703 году удивительного города на Неве навсегда коренным образом изменило ход российской истории.


В 1721 году, после Северной войны, здесь рождается Российская Империя, а русский царь Пётр I принимает титул Императора Всероссийского. Блистательный Санкт-Петербург – столица Российской империи с 1721 по 1728 и с 1730 по 1917 годы!

Образование и наука

Решающим импульсом для становления российской науки стало основание Академии наук. Указ об этом издал Пётр I в 1724 году. Академия задумывалась как эффективный симбиоз научной и образовательной деятельности. В ней была впервые воплощена университетская идея: учрежден первый российский Академический университет, в стенах которого впоследствии сформировалось большое количество выдающихся ученых. При Академии также функционировали Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория и Ботанический сад. По инициативе Академии и при её участии проводились научные экспедиции, которые внесли огромный вклад в раскрытие природных ресурсов России и этнографические исследования страны. Это сыграло важную роль в развитии географии, биологии, этнографии, истории и культуры народов России.


Ни в одной другой стране в это время не совершалось таких планомерных и масштабных географических открытий. Для изучения, хранения и демонстрации находок при Академии наук был основан первый в России государственный общедоступный музей – Кунсткамера.


Значимой вехой не только в истории Петербурга, но и всей России стало открытие в 1764 году Смольного института благородных девиц. Это положило начало высшему женскому образованию. Государство видело большой потенциал для развития страны в хорошем образовании женщин – и как членов общества, и как жён и матерей.


Не менее важное значение для всей страны, имело учреждение Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Из него вышла целая плеяда известных деятелей науки и культуры. Самый известный – А. С. Пушкин.

В 1806 году в Петербурге положено начало высшему инженерному образованию в России – основано Главное инженерное училище.


Открытое в 1837 году движение на Царскосельской железной дороге между Санкт-Петербургом и его пригородами – Царским Селом и Павловском – дало старт развитию железнодорожного транспорта в России, имевшее важное стратегическое значение.

Мятежный период

Начало мятежному периоду было положено в декабре 1825 года. На Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов, которые мечтали превратить Россию в конституционное государство.


Говоря об истории XX века, важно вспомнить, что беспрецедентный героизм и стойкость Ленинграда в период фашисткой блокады существенно повлияли на ход Второй мировой войны, и этот коллективный подвиг вошёл в мировую историю как уникальный феномен.

На протяжении всего своего существования Петербург был местом, где создавалась история государства. Именно в его неповторимой атмосфере воспитывались те, кто творил её: бунтовщики и реформаторы, великие философы и учёные, гениальные поэты и музыканты. Все они были разными, но объединяло их одно – неравнодушие к своей России и умение владеть умами и душами людей…


Валерия Козлова – культуролог, преподаватель, кандидат философских наук, специалист по управлению качеством, эксперт в области развития культурного туризма и культурных услуг для детей


Исторические места Санкт‑Петербурга

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь представляет собой уникальный архитектурный ансамбль


Дворцовая площадь является главной в Санкт‑Петербурге. Она представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. Центральное место на площади занимает один из неофициальных символов города – Александровская колонна. Как часть исторической застройки центра Петербурга эта площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний облик Дворцовой площади окончательно сформировался во второй половине XVIII–первой половине XIX в. Начало этому было положено в 1754–1762 гг. архитектором Б. Ф. Растрелли, по проекту которого был возведен Зимний дворец. Затем, в 1819–1829 гг. архитектор К. И. Росси, построивший здание Главного штаба с триумфальной аркой, придал архитектурным решениям площади дополнительную гармонию. Формирование ансамбля завершили Александровская колонна, воздвигнутая архитектором О. Монферраном по указу Николая I в память о победе Александра I в Отечественной войне 1812 года, и здание Штаба Гвардейского корпуса, построенное в 1837-1843 гг. по замыслу А. П. Брюллова.

Начиная с 1990-х гг. на Дворцовой площади ежегодно проводятся концерты, общегородские спортивные и культурно-просветительские мероприятия.

Невский проспект – одна из визитных карточек Санкт‑Петербурга, его главная магистраль и пешеходная туристическая зона/

Невский проспект


Невский проспект, наравне с Дворцовой площадью, является местом проведения всех главных городских мероприятий.

Сенатская площадь


Сегодня Сенатская площадь и прилегающий к ней Александровский сад – популярное место прогулок петербуржцев и туристов.

Казанская площадь


Казанская площадь – одна из красивейших площадей Санкт‑Петербурга, расположенная между Казанской улицей и набережной канала Грибоедова и примыкающая к Невскому проспекту. Свое название она получила благодаря расположенному здесь собору Казанской иконы Божией Матери, больше известному как Казанский собор. Он был построен в 1801–1811 гг. архитектором А. Н. Воронихиным. После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы: в 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. В 1837 году на полукруглой площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли по проекту В. П. Стасова и моделям Б. И. Орловского.

Сегодня из тенистого сквера с удобными скамейками и фонтаном открывается прекрасный вид на колоннаду Казанского собора и Невский проспект.

Летний сад


Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре
Санкт‑Петербурга, заложенный в 1704 году по повелению Петра I. Изначально он должен был выполнять функцию летней царской резиденции. С 1709 года Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Этот прекрасный парк знаменит своей красивейшей кованной оградой, коллекцией мраморных скульптур и фонтанами. Изготовление решетки для ограждения+ началось в 1771 году и было закончено в 1784 году. Основную часть коллекции скульптур составляют работы итальянских мастеров конца XVII – начала XVIII вв. Многие из них подписаны исполнителями. На сегодняшний день коллекция оригиналов мраморной скульптуры Летнего сада включает 92 единицы хранения. В 1855 году поблизости от главной аллеи Летнего сада был установлен один из самых известных петербургских монументов – памятник И. А. Крылову по проекту П. К. фон Клодта.

Александро-Невская лавра


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь, первый и наиболее крупный монастырь Санкт‑Петербурга. Расположен он у берегов Невы, на восточной оконечности Невского проспекта. Существует историческая версия, согласно которой Невский монастырь заложил сам Пётр I. Посвящение же монастыря святому князю Александру Невскому связано с тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, он одержал победу над шведами в Невской битве в 1240 году. В состав архитектурного комплекса лавры входят несколько некрополей, где похоронены многие выдающиеся деятели XVIII–XIX вв.: фельдмаршал Б. П. Шереметев, адмирал Ю. Ф. Лисянский, академик М. В. Ломоносов, архитектор К. И. Росси, скульптор П. К. Клодт, поэт В. А. Жуковский, писатель Н. М. Карамзин, художник А. И. Куинджи, хореограф М. И. Петипа и многие другие.

Архитектурный комплекс лавры состоит из Троицкого собора, шести церквей, нескольких монастырских корпусов, а также четырех кладбищ. Лазаревское и Тихвинское кладбища, как и Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры.

Сегодня в лавре идёт возрождение традиционных ремёсел. Здесь работают иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры.

Петергоф (Петродворец)


Царское Село (Пушкин)


Ежегодно, в следующие за днем города выходные, в Пушкине проводится Международный Царскосельский карнавал. С 2000 года город принят в Ассоциацию европейских карнавальных городов (FECC).


Памятники и монументы Санкт‑Петербурга


Александровская колонна


Александровская колонна является объектом культурного наследия Российской Федерации и находится в ведении Государственного Эрмитажа.

Ростральные колонны


Ростральные колонны – архитектурные сооружения на Стрелке Васильевского острова в Санкт‑Петербурге. Изначально они выполняли функцию фонарей городского порта. Колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. Они украшены рострами (носами) кораблей, что олицетворяет мощь и величие морского флота государства. Статуи у подножия колонн, две мужские и две женские фигуры, выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку с огромной чашей-светильником на металлической треноге. Изначально в чашу заливали конопляное масло, дающее при горении огромный огненный столб. В 1896 году к колоннам подвели электричество, а в 1957 году – газ. В наши дни газовые факелы на колоннах зажигают только по особо торжественным случаям.

Аничков мост




© ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС ДЛЯ МИГРАНТОВ

При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна

Картина русского художника Василия Сурикова Вечер в Петербурге

Становление петербургской культуры, по мнению и Анциферова, и Лихачева, вовсе не предполагало слепого копирования чужеземных образцов, формального соединения разнородных элементов, но являлось результатом творческой переработки чужого, его изменения применительно к русской специфике.

Сергей Ефошкин. На набережной Невы XVIII век, 1996


Сергей Ефошкин, "На набережной Невы XVIII век", 1996

Разумеется, включение воззрений академика Лихачева, касающихся сути Петербурга как культурного феномена российской истории, в контекст современных дискуссий еще не подводит черту под спорами по данному вопросу. Во-первых, есть основания полагать, что актуализация историко-культурного научного наследия Лихачева, происходящая в настоящее время, является лишь частью современного процесса по воссозданию целостной картины истории российской культурологической мысли — картины, существенно деформированной в советское время. И результаты этого процесса не могут не сказаться на осмыслении фактов и явлений нашей истории. Во-вторых, можно предположить аналогичный эффект и от общего стремительного развития отечественных гуманитарных наук [75], в особенности от совершенствования методологии междисциплинарных исследований.

Наконец, как нам представляется, утверждение взгляда на историю Отечества как историю Культуры, историю утверждения и неуклонного расширения Человеческого начала является в целом одним из прогрессивных направлений развития исторической науки.

Все это позволяет нам надеяться на дальнейшее развитие дискуссии по различным аспектам историко-культурной сути феномена Петербурга.

1. См.: Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Л., 1991 ; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. СПб., 1994 ; Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996 ; КеллерЕ. Э. Праздничная культура Петербурга : очерки истории. СПб., 2001 ; Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Тарту, 1984 ; ПушкаревИ. И. Николаевский Петербург. СПб., 2000 ; Санкт- Петербург: 300 лет истории. СПб., 2003 ; Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб., 1994 ; Смирнов С. Б. Петербург-Москва: сумма истории. СПб., 2000 ; Топоров В. Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // В честь 70-летия профессора Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992; и др.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A. M. Прохоров. М. ; СПб., 1999. С. 1270.

3. См., напр.: Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. С. 757.

4. Феномен Петербурга : тр. Междунар. конф., сост. 3-5 ноября 1999 г. во Всерос. музее А. С. Пушкина. СПб., 2000. С. 8.

5. Исупов К. Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания : ан- тол. / отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб., 2000. С. 6-7.

6. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Семиотика города и городской культуры. Петербург. С. 4.

7. См.: Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур.

8. Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга. Французская цивилизация. СПб., 2005. С. 5.

9. Голиков И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1788. Ч. 2. С. 107.

10. Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. М., 1958. Т. 7. С. 307-308.

12. Потапенко И. Н. Проклятый город // Наши ведомости. 1918. 3 янв.

13. Смирнов С. Б. Указ. соч. С. 23.

14. Цит. по: Смирнов С. Б. Указ. соч. С. 23.

15. Белинский В. Г. Петербург и Москва // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1955. Т. 8. С. 397.

16. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / науч. ред. Ю. В. Зобнин. СПб., 2006 ; Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов / науч. ред. А. С. Запесоцкий. СПб., 2006.

17. Лихачев Д. С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 285-303 ; Он же. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.

18. Лихачев Д. С. Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 276-284.

19. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 11-25.

22. Подробнее см.: Запесоцкий А. С. Великий русский культуролог // Санкт- Петербургские ведомости. 2006. 27 нояб. С. 4.

23. Лихачев Д. С. Избранное. Воспоминания. СПб., 1997. С. 182.

24. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры (проект идей): впервые представлена в СПбГУП на Дне знаний 1 сентября 1995 г // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 29.

25. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 196.

26. Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Лихачев Д. С. Избранное. Великое наследие. Классические традиции литературы Древней Руси. Заметки о русском. СПб., 1997. С. 30-31.

27. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998. С. 18.

29. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 359.

30. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 166.

31. Цит. по: Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей : антол. СПб., 2003. IV. Контекст. § 4.2. Петр — ускоритель уже начавшейся до него европеизации. С. 736.

32. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 168.

33. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 394.

34. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 263.

35. Заварихин С. П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. СПб., 1996. С. 102.

36. Грабарь И. История русского искусства. М., 1910. Т. 1. С. 1, 2.

37. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 264.

38. Там же. С. 263.

39. Там же. С. 264.

40. Федотов Г. П. Три столицы // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур. С. 484.

41. Гиппиус В. В. Сон в пустыне // Там же. С. 384.

42. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 379.

43. См.: там же. С. 384-385.

44. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. С. 95.

45. Подробнее об отношении Лихачева к евразийству см.: Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев — великий русский культуролог. СПб., 2007. С. 7290. (Ряд глав написаны в соавт. с Ю. В. Зобниным, Л. А. Санкиным, Т. Е. Шех- тер, Ю. А. Запесоцким.)

46. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 384.

48. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 16-17.

49. Анциферов Н. П. Указ. соч. С. 36.

50. ЛихачевД.С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 165.

51. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 191-192.

52. Келлер Е. Э. Указ. соч. С. 99.

53. Цит. по: Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев — великий русский культуролог. § 4. Образ России как культурная доминанта Петровских реформ. С. 69.

54. См.: Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 165.

55. Дидро Д. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1947. Т. 10. С. 192.

56. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 195.

57. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 15.

58. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 394.

59. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 168.

60. Цит. по: Исупов К. Г. Указ. соч. С. 15.

61. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 206.

62. Цит. по: Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989. С. 287.

63. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 17.

65. См.: КаганМ. С. Указ. соч. С. 400.

66. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 379.

67. См. подробнее: Запесоцкий А. С. Последний российский интеллигент: к 100-летию со дня рождения Дмитрия Лихачева // Огонек. 2006. 20-26 нояб. № 47. С. 14-15 ; Он же. Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция // Нева. 2006. № 11. С. 129-140.

68. Биллингтон Д. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры М., 2001. С. 234.

69. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 371.

70. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 21.

72. Там же. С. 22-23.

74. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. С. 361.

75. См., например: Важнейшие достижения научно-исследовательской и научно-организационной деятельности ОИФН РАН в 2001-2006 гг. М. : УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2006.

Первая публикация: Вопросы философии, 2007, №9 С. 96-107

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте также: