Расскажите об одном из писателей 20 века или подготовьте отзыв на одно из произведений кратко

Обновлено: 07.07.2024

Двадцатый век в русской литературе начался с потрясений. Всю страну тогда охватывала революция, бесконечные войны и изменения. Все это не могло не отразиться на русской литературе. Влияние политических событий смешивалось с быстро скачущим прогрессом в различных областях. Вследствие всего этого русская литература в двадцатом веке приобрела новый смысл, отличающей ее от других.

Какие же стилевые направления существовали в тот период? Кто жил и творил в это время и как разные писатели приняли революцию? Чтобы разобраться во всех этих вопросах, нам следует проанализировать произведения русской литературы того времени.

В двадцатом веке поэзия в русской литературе безусловно преобладала над прозой. Среди писателей можно выделить следующих выдающихся личностей:

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можем сделать вывод о том, что в двадцатом веке творили множество писателей-прозаиков, но, в своем большинстве, их проза никак не была связана с событиями, происходившими в стране в те годы. Так, мы приходим к выводу о том, что на протяжении двадцатого века среди писателей набирают популярность следующие жанры:

  • Сатира или сатирическая проза.
  • Фантастика или фэнтэзи.
  • Биография или автобиография.
  • Исторический роман, философский роман.

Эти жанры были наиболее популярны и актуальны на протяжении всего двадцатого века. Писатели двадцатого века внесли огромный вклад в русскую литературу: он развивали новые направления, создавали новые жанры и определяли русскую литературу как совершенно новое явление, не виданное до этого.

Поэты двадцатого века

Наряду с писателями в двадцатом веке творили и поэты. Они делились на различные группы, принадлежали к различным направлениям. Назовем наиболее популярные из них:

Готовые работы на аналогичную тему

Также в это время взошла звезда и многих других поэтов, которых сложно отнести к какому-либо определенному течению. К таковым относятся: Д. И. Мережковский, О. Мандельштам, О. Брик, М. И. Цветаева, Твардовский, Симонов, Бродский и многие другие.

Все поэты двадцатого века были знакомы между собой и многие из них даже поддерживали дружескую связь друг с другом. К сожалению, не многие из них приняли революцию, так как она разрушила привычный уклад их жизни.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что писатели двадцатого века внесли огромный вклад в развитие русской литературы. Они перевернули взгляд читателя на многие вещи, но все эти произведения – исторически ценны сами по себе, как субъединица русской истории и культуры.

Предлагаем Вам анализ русской литературы 20 века – а именно писателей. Вы узнаете об основных авторах-прозаиках, кратко ознакомитесь с их творчеством и жизненными путями. Данный текст можно смело использовать в качестве материала для сочинения на тему писателей 20 века!

Введение

Отечественная литература XX века может по праву гордиться своими писателями, продолжившими традиции Толстого и Достоевского и заслужившими мировое признание. Среди них пять человек стали лауреатами Нобелевской премии по литературе. Хотя настоящие творцы не задумывались о громкой славе, отдавая все силы творчеству. Русские писатели XX века принадлежали к разным социальным слоям, придерживались подчас противоположных взглядов. Всех объединяет горячая любовь к своей стране и упорные поиски одной настоящей правды.

Максим Горький

Первые рассказы М. Горького – Алексея Максимовича Пешкова – появились в России в конце XIX века. Молодой писатель (биография) взялся за оригинальную для того времени тему, изображая жизнь и чувства босяков и бродяг. Для части образованного общества такая тема была слишком вульгарной и вызывающей. Однако обращение к “дну жизни” очень скоро сделало имя Горького известным на всю Россию.

Творчество Горького отвечало потребностям времени. Писатель показывал, что даже отвергнутые обществом люди сохраняют в себе благородство души и чистоту устремлений. Горький неуклонно проводил идею о необходимости правды и справедливости. Он создавал романтические образы свободолюбивых людей (“Старуха Изергиль“) и в аллегорической форме призывал к революционному подвигу (“Песня о Соколе”). Горький выражал чувства и настроения молодого русского пролетариата, что в конце концов привело его в лагерь социалистов.

В начале XX века увидели свет пьесы Горького, самой значимой из которых стала “На дне“. Пьеса пользовалась бешеной популярностью не только в России, но и во многих странах мира.

В 1906 г. были изданы роман “Мать” и пьеса “Враги”. Горький впервые в мировой литературе создал образы пролетарских революционеров.

С 1913 г. писатель работал над автобиографической трилогией (“Детство“, “В людях” и “Мои университеты”). В отличие от классических образцов (трилогия Толстого) Горький изобразил темные и жестокие нравы мещанства. В то же время он воспевал духовную силу, спящую в простом народе.

После революции Горький создал ряд крупных произведений: роман “Дело Артамоновых”, пьесы “Егор Булычев и другие”, “Васса Железнова” и т. д. До конца жизни он работал над романом-эпопеей “Жизнь Клима Самгина”. В нем писатель изображал самые разные слои населения России в переломную эпоху (вторая половина XIX века – 1917 г.).

В целом Горький оказал огромное влияние на становление и развитие молодой советской литературы, заслужив “звание” самого “пролетарского” писателя.

И. А. Бунин

И. А. Бунин начал свой творческий путь на рубеже веков в качестве поэта. Однако настоящую славу ему принесла проза. Писатель продолжал реалистические традиции “золотого века”, считая Толстого и Чехова своими учителями.

В начале XX века появляются знаменитые рассказы Бунина: “Деревня”, “Худая трава”, “Веселый двор” и др. В центре внимания писателя – русское крестьянство, тянущееся к свету из мрака нищеты.

Одна из характерных особенностей творчества Бунина – нескрываемая тоска по поводу разрушения старого уклада жизни. Очень ярко это проявилось в рассказе “Антоновские яблоки”, повести “Суходол”.

В 1915 г. Бунин написал рассказ “Господин из Сан-Франциско“.

Писатель не принял революцию и в 1917 г. эмигрировал из страны. Насильственный разрыв с Родиной стал для него настоящей трагедией.

В эмиграции Бунин продолжал активно работать, написав автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, “Митину любовь”. В этот период он создает свой знаменитый цикл новелл “Темные аллеи”, посвященный исключительно любви. Писатель свято хранил свою национальную принадлежность. Все его творчество оставалось крепко связанным с далекой Родиной.

В 1933 г. Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе.

М. А. Шолохов

М. А. Шолохов родился на казачьем Дону, которому и посвятил всю свою жизнь и творчество. С 15 лет будущий писатель принимал активное участие в революционных событиях на стороне красных. На основании личных воспоминаний в 1926 г. Шолохов выпустил свой первый сборник – “Донские рассказы”.

Книгой всей жизни стал для Шолохова монументальный роман-эпопея “Тихий Дон“, который он начал писать в возрасте 20 лет. Первая книга была опубликована в 1928 г., последняя – в 1940 г. Писатель с исключительной правдивостью изобразил донское казачество в период Первой мировой и Гражданской войн. Трагедию целого народа он сумел показать через судьбы отдельных людей.

“Тихий Дон” – выдающееся произведение, особенно если учесть время его создания. Шолохову пришлось вести борьбу с советской критикой и лично со Сталиным за право сохранения авторского замысла. Роман не стал очередным безвкусным панегириком советской власти. Главный герой мучительно ищет правду между двумя враждебными лагерями. Читатель же находит свою правду не по подсказке автора, а путем размышлений над судьбами многих людей, затянутых в кровавый водоворот.

Одновременно Шолохов работал над романом “Поднятая целина”. Он уступает “Тихому Дону” по художественной силе, намного больше “политизирован”, так как посвящен классовой борьбе в деревне в период коллективизации.

Великой Отечественной войне Шолохов посвятил неоконченный роман “Они сражались за Родину”, ряд рассказов, среди которых можно выделить “Науку ненависти” и “Судьбу человека”. В центре внимания писателя – мужественные люди, в которых война так и не смогла убить живую душу.

В 1965 г. Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе. Писателя называли классиком еще при жизни.

М. А. Булгаков

Творческий путь М. А. Булгакова начался в 1919 г. с небольших рассказов и фельетонов. Писались они на злободневные темы, буквально ради куска хлеба. Однако уже в этих незначительных произведениях чувствовалась рука мастера.

В 1926 г. было опубликовано первое значительное произведение Булгакова – “Записки юного врача”, в котором он рассказывал о своей деятельности в качестве врача земской больницы.

В 1925 г. Булгаков написал роман “Белая гвардия”, переделанный затем в пьесу “Дни Турбиных”. Писатель основывался на собственных воспоминаниях о Гражданской войне, ставя в центр внимания трагедию белого движения.

В 20-е гг. Булгаков работает очень плодотворно. Из под его пера выходят: пьеса “Бег”, повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце”, рассказы. В это время он становится объектом яростной травли со стороны советской критики. На произведения писателя наложен запрет. После неудачной попытки опубликовать роман “Жизнь господина де Мольера” (1933 г.) Булгаков отказывается он надежды издать свои произведения.

С 1928 г. Булгаков пишет знаменитый сатирико-философский роман “Мастер и Маргарита“, ставший вершиной его творчества. “Мастер и Маргарита” – уникальное произведение мировой литературы. В романе фантастическим образом переплетаются советская действительность, мир евангельской легенды и демонические силы. Сатана парадоксальным образом предстает “добрым гением”, несущим справедливое наказание для настоящих злодеев. За сатирой скрываются глубокие размышления о смысле жизни, значении творчества, дружбе и любви и т. д.

Булгаков прекрасно понимал, что пишет “Мастера и Маргариту” “в стол”, надеясь лишь на посмертное признание. Впервые роман был опубликован уже после смерти писателя (1966-1967 гг.). На сегодня он считается одним из величайших достижений мировой литературы.

А. И. Солженицын

Очень трагично сложилась судьба А. И. Солженицына. Будущий писатель воевал в годы Великой Отечественной войны, но в 1945 г. был арестован и осужден за антисоветскую деятельность на восемь лет лагерей. После освобождения был сослан в Казахстан. Воспоминания об этом легли в основу многих произведений Солженицына.

В 1962 г. была опубликована повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича“, открывшая для многих глаза на страшную правду советской карательной системы. Художественные достоинства произведения невысоки. Оно больше напоминает дневник обычного заключенного в исправительно-трудовом лагере.

Вскоре были напечатаны еще три рассказа Солженицына. Среди них следует отметить “Матренин двор“. На примере простой крестьянской женщины автор показывал, насколько гибельной для патриархальной России становится грубое вторжение новых отношений и новой власти в целом.

Солженицын был даже представлен на получение Ленинской премии, но со сменой власти отношение к писателю резко изменилось. Произведения “Раковый корпус” и “В круге первом” выходили в самиздате и за границей.

В 1970 г. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. В ответ на это против писателя начался новый виток репрессий. В 1974 г. он был выслан из СССР.

В эмиграции Солженицын написал книгу “Архипелаг ГУЛАГ”, работал над эпопеей “Красное колесо”. Писатель встал на позицию резкой критики всей советской системы, зачастую уходя в крайности. В 1994 г. Солженицын вернулся в Россию.

Солженицын занимает особое место в отечественной литературе XX века. Борьба против власти, резкое ее обличение позволяют причислить его к типу писателя-проповедника или пророка. В то же время желание непременно разоблачить тоталитарный режим нередко у Солженицына берет верх над несомненным художественным талантом.

Б. Л. Пастернак

Борис Пастернак занимает особое место в ряду русских писателей. Славу и громкое имя ему принесла поэтическая деятельность. Однако фактически с 1917 г. поэт работал над созданием главной книги своей жизни – романа “Доктор Живаго“.

Первая редакция главного романа Пастернака создавалась в 1917-1932 гг. (“Три имени”), вторая – в 1935-1941 гг. (“Записки Живульта”). Лишь к концу 1947 г. у писателя четко сложился замысел будущей книги. Работа растянулась на десять лет.

В СССР “Доктора Живаго” печатать отказались. Роман был впервые опубликован в Италии (1957 г.) и стал настоящей сенсацией. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало бешеную травлю на Родине. Писателя заставили отказаться от премии.

По сути, в “Докторе Живаго” нет ничего антисоветского. Это роман о несчастной судьбе интеллигента, который представлялся автору идеальным человеком. Главный герой противостоит не какой-то определенной политической силе, а любой тирании и любому большинству, подавляющим свободную личность.

После скандала и пережитого стресса Пастернак тяжело заболел и вскоре умер (1960 г.), так и раскаявшись в написании и публикации за границей книги всей своей жизни.

В. Г. Распутин

Одним из крупнейших представителей т. н. “деревенской” прозы является В. Г. Распутин. Творческий путь писателя начался в середине 60-х гг., когда он опубликовал две книги очерков.

В 1967 г. широкую известность Распутину принесла публикация повести “Деньги для Марии”. В незамысловатый сюжет писатель вложил свою главную установку на будущее: материальное благополучие обратно пропорционально душевному потенциалу человека.

В дальнейшем Распутин углубляет проблематику своих произведений. В “Последнем сроке” (1970 г.) он задумывается об истинном призвании человека, смысле его жизни. Разрушительные последствия угасания личности изображены писателем в повести “Живи и помни” (1974 г.).

Огромное социально-философское значение имела повесть “Прощание с Матерой” (1976 г.). Обреченная маленькая деревня олицетворяет собой связь времен, народную память и глубокие народные корни.

В творчестве Распутина в целом центральными понятиями являются природа и память. Только через них можно рассуждать обо всех проблемах бытия и человеческой жизни.

Заключение

Перечисленные авторы являются наиболее известными, но далеко не единственными выдающимися русскими писателями XX века. В золотой фонд отечественной литературы входят произведения А. Аверченко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Платонова, В. Астафьева, В. Шукшина и мн. др. Появление все новых и новых имен позволяет надеяться, что в России и в XXI веке не переведутся люди, посвящающие свою жизнь тяжелому писательскому труду.

“Белый Бим Черное ухо” – это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании “двух миров”: человека и природы.
Главным героем этой книги является охотничий пес Бим. Он начинал свою жизнь не очень сладко. Еще месячным щенком был отдан чужому и незнакомому человеку – его хозяину Иван Иванычу.

Из-за необычного для его породы окраса Бим стал изгоем среди сородичей – охотничьих сеттеров. Но дружелюбный пес не унывал, ведь главным для него было лишь то, что

он рядом с другом-хозяином. Но жизнь сложная штука, никогда не знаешь, в какую сторону она повернет тебя, что будет завтра, и что еще придется пережить на этом опасном жизненном пути. О своем будущем не знал и Бим, он даже думать не хотел о завтрашнем дне, ведь пес так весело и интересно прожил вот уже три года с ласковым Иван Иванычем.

Но пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Пес не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать

Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он решил на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пес узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению плохие, такие как Тетка, Серый, Клим и другие. Но мир не без добрых людей.

Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алеша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чем-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пес царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания.

И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб…

Совершенно безнаказанно, ни за что…
Гавриилом Николаевичем Троепольским в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: “… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!”. Также людской жестокости: “Трижды выстрелил…

Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами…”. Последние слова глубоко запали мне в душу… Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от нее Иван Иванывич ищет спасение в тихом лесу – это место, наверное, где природу еще не испортил человек.

А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймем важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому также как и к себе, к родителям, к другу… относится с искренней любовью и преданностью.
В заключение своего отзыва хочу сказать, что “Белый Бим Черное ухо” – это далеко не единственное произведение о природе, учащее человека любить, охранять и уважать окружающую среду, ведь природа – это частичка нас самих, нашей души, это Родина и ее надо любить всем сердцем!


Май 21, 2019 | 0 комментариев

Сочинение о литературе 20 века

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.

Сочинение о литературе 20 века

Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Читайте также: