Творчество альбрехта дюрера кратко

Обновлено: 09.05.2024

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer; родился 21 мая 1471 — умер 6 апреля 1528 гг.) — величайший немецкий художник эпохи Возрождения, гениальный мастер средневековой живописи, гравюры и графики. Дюрер известен в истории Европы также в качестве талантливого математика, теоретика искусства и автора практических руководств для художников на немецком языке. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер создал новую теорию фортификации и написал для потомков подробную автобиографию.

Биография Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге в семье эмигранта из Венгрии и дочери местного ювелира. Он был третьим ребенком из восемнадцати появившихся на свет детей в семье. Но до совершеннолетия помимо будущего гения дожили только два его младших брата.

Отец художника — Альбрехт Дюрер Старший с детства пытался привить сыну интерес к работе в ювелирной мастерской, но безуспешно. Подросток проявил страстное желание заняться рисованием и возрасте 15 лет был отдан на обучение в мастерскую Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). Здесь юноша освоил основы живописи и гравюры по дереву, помогал учителю создавать иллюстрации для знаменитой Книги хроник.

По возвращении домой в 1494 году Дюрер женился на девице знатного рода Агнесе Фрей и этим повысил свой социальный статус. Через два месяца после свадьбы художник отправился в поездку по Италии, где изучал творчество:

    (Andrea Mantegna); (Antonio del Pollaiolo); (Giovanni Bellini).

В этот период появилось на свет множество пейзажных зарисовок автора.

В 1507-1520 годах Дюрер снова живет и работает в Нюрнберге. Он усердно оттачивает мастерство гравюры, так как именно этот вид искусства приносит автору наиболее щедрые доходы. Мастер создает множество гравюр на заказ, пробует себя в технике сухой иглы.

В 1520-21 годах уже признанный в Европе мастер совершает поездку в Голландию. Здесь он изучает работы знаменитых местных художников:

  • братьев ван Эйков: Hubert van Eyck и Jan van Eyck;
  • Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes);
  • Дирка Баутса (Dirk Bouts);
  • Ганса Мемлинга (Hans Memling).

На обратном пути делает множество зарисовок с видами Рейна и Майна.

Последние годы великий мастер создает глубокие с художественной точки зрения произведения и готовит к изданию труд об анатомических пропорциях.

Умер Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года в родном городе, где и находится его могила.

Известные картины Альбрехта Дюрера

Выдающийся мастер средневекового искусства оставил после себя огромное творческое наследие. Одних только рисунков сохранилось более 900. Известные работы Альбрехта Дюрера украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции. Среди них:

Альбрехт Дюрер по праву считается великим мастером средневекового искусства. Его вклад в мировую культуру огромен, а работы вызывают чувство глубокого восхищения.

Участвуйте в аукционах на портале Very Important Lot, чтобы купить оригинальные произведения искусства. Приобретайте на нашем сайте напрямую картины современных художников.

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Содержание

Биография Альбрехта Дюрера

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

Творчество Альтдорфера

Живопись

Автопортреты

Рисунки

Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях[54]. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.

Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию[56].

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Дюрер Четыре апостола


Четыре апостола, 1526
Старая пинакотека, Мюнхен

Дюрер Праздник четок


Праздник четок, 1506
Национальная галерея, Прага

Дюрер Христос среди книжников


Христос среди книжников, 1506
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Дюрер Четыре ведьмы


Четыре ведьмы, 1497
Национальный музей, Нюрнберг

Дюрер Рыцарь Смерть и Дьявол


Рыцарь, Смерть и Дьявол, 1513
Государственная галерея, Карлсруэ

Дюрер Меланхолия


Меланхолия I, 1514
Кунстхалле, Карлсруэ

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник, который прославился не только в искусстве, но и оставил свой след в средневековой науке. Он создавал удивительные по своей композиции картины и рисунки. Мастер изучал астрономию, геометрию, градостроительство и философию, написал несколько трактатов, которые опередили свое время. Краткая биография Альбрехта Дюрера позволит поближе познакомиться с этим художником, ученым, узнать о его наследии в искусстве.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

Детство и юношеские годы

Родился Альбрехт Дюрер в Германии в Нюрнберге в 1471 году. Его родители эмигрировали из Венгрии, обосновавшись в зажиточном городе, где отец имел успешный бизнес по изготовлению ювелирных украшений. Известно, что у Дюрера было 18 братьев и сестёр, однако многие из них, что характерно для эпохи средневековья, умерли в младенчестве. К 1520 году у Альберта осталось лишь двое братьев: Ханс и Эндрес.

В шестилетнем возрасте Альбрехт поступает в латинскую школу, а в свободное время он помогал отцу, который надеялся, что сын продолжит его семейное дело. Однако учителя быстро заметили талант ребенка, после чего они порекомендовали отдать малыша преподавателю живописи Михаэлю Вольгемуту. Несмотря на недолгие негодования и очень большое разочарование Дюрера-старшего, он отправляет сына в художественную школу.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

Живопись Дюрера

Этот художник прославился своим многогранным творчеством, огромным спектром интересов и идей. Основными направлениями его творчества стали рисунок, гравюра и живопись. В общей сложности Дюрер оставил после себя 900 картин: неудивительно, что по объему таких работ Альбрехта часто сравнивают с величайшим Леонардо да Винчи. Этот художник работал карандашом, углем, акварелью, тростниковым пером и серебряным штифтом, но во главу угла он всегда ставил особую концепцию создания своих композиций. Важную роль в его творчестве играла религиозная тематика, что характерно для эпохи Средневековья.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

Отличительной чертой этого художника является его нестандартное мышление и склонность к экспериментам, что и позволило мастеру развиваться, создавая столь популярные и уникальные картины. Первым крупным заказом стала роспись особняка Зебальда Шрейера. Эта работа удостоилась исключительных похвал, поэтому неудивительно, что в скором времени курфюрст Саксонский заказал у Дюрера свой портрет. Альбрехт при написании картин следовал европейским традициям: он изображал своих моделей в три четверти на фоне пейзажа, при этом, в отличие от других художников, прорабатывал задний фон с мельчайшими деталями.

Самыми известными работами этого художника являются:

  • Четыре ведьмы.
  • Адам и Ева.
  • Поклонение волхвов.
  • Меланхолия.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

В начале XVI века Дюрер перебирается на Апеннины, и именно итальянская школа оказала существенное влияние на этого живописца. Он освоил технику написания человека в движении и со сложных ракурсов, избавившись от присущей для его раннего творчества готической угловатости. Альбрехт в Венеции получил множество заказов на роспись соборов и монастырей.

Научные исследования

Вернувшись на родину, Дюрер продолжил работу живописцем, получив заказ от императора Максимилиана I. Художник написал портрет венценосной особы, после чего ему назначили ежегодную премию, которая позволила отойти от искусства и углубиться в научные исследования. Альбрехт получил широкую известность в качестве математика и геометриста. Он изучал теорию перспективы, разрабатывал различные шрифты и исследовал способы построения геометрических фигур.

Дюрер занимался следующими исследованиями:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

  • изучал астрономию;
  • математику и геометрию;
  • градостроительством.

В последние годы жизни Дюрер занялся написанием автобиографии и изучал вопросы градостроительства, в том числе он пытался усовершенствовать используемые в Германии оборонительные укрепления. В первой половине XVI века происходит активное развитие огнестрельного оружия, поэтому старые защитные конструкции просто были бессильны против такой артиллерии. В одной из своих работ, которая была выпущена в 1527 году, он описывал новый тип укреплений, выполнение которых позволило бы защитить жителей городов во время осады и военных действий.

Личная жизнь и смерть

В 1496 году по настоянию отца Альберт Дюрер женится на представительнице старинного рода Агнессе Фрей. Что характерно для тех годов, молодые люди до свадьбы никогда не видели друг друга. Известно, что Дюрер не являлся поклонником института семьи, всё своё свободное время он посвящал творчеству. Его супруга была холодна к искусству, поэтому их брак был чисто формальным. Неудивительно, что после венчания Альбрехт сразу же уезжает в Италию, оставаясь холодным к жене на протяжении всей совместной жизни. У художника не было детей, по крайней мере, о них ничего не известно библиографам Дюрера.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - краткая биография, жизнь и творчество художника

В 1520 году после смерти Максимилиана I выплаты установленной ему премии прекратились. Художник, чтобы разъяснить обстоятельства этого дела, отправился в далекое путешествие и, будучи в Амстердаме, заболел малярией, приступы которой мучили его на протяжении многих лет. В 1528 году Дюрер уже имел подорванное здоровье и во время обострения болезни скончался в родном городе Нюрнберг.

Альбрехт Дюрер — величайший художник и ученый, который оставил свой след в истории европейской культуры. Его биография кратко изучается в старших классах по предмету МХК, ученикам потребуется подготовить небольшие доклады и рефераты, в которых рассказывается о творчестве этого живописца и его взглядах на искусство.

Альбрехт Дюрер – немецкий художник, чьи достижения оставили след в науке и искусстве. Он писал картины, создавал рисунки, гравюры. Мастер увлекался изучением геометрии и астрономии, философии и градостроительства. Память о талантливом деятеле искусств исчисляется большим количеством работ. Объем наследия, оставленного Альбрехтом Дюрером, сравним с коллекциями Рембрандта и Леонардо да Винчи.

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.

Родители Альбрехта Дюрера

Родители Альбрехта Дюрера

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Живопись

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов. Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы. Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.

Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Смерть

После смерти Максимиллиана I в 1520 году выплата премии Дюреру прекратилась. Он предпринял поездку для разъяснения обстоятельств и, находясь в Нидерландах, заболел.

Могила Альбрехта Дюрера

Могила Альбрехта Дюрера

Биографы предполагают, что художника сразила малярия. Приступы недуга мучили живописца до последних дней. Спустя 8 лет, 6 апреля 1528 года, живописец скончался в родном Нюрнберге.

Читайте также: