Этнические меньшинства это кратко

Обновлено: 19.05.2024

МЕНЬШИНСТВО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Проблема этнических меньшинств имеет особое значение для иммигрантских и для дисперсно расселенных этнических групп, не имеющих территориальной автономии, т.к. международные механизмы предусматривают гл. о. защиту от дискриминации без предоставления территориальной автономии. Поэтому некоторые постсоветские и др. государства намеренно переводят в категорию этнических меньшинств значительную часть населения, не принадлежащего к доминирующей группе, чтобы избежать предоставления территориальной автономии или формулы равнообщинных сообществ, как это имеет место с русскими на Украине, в Латвии и Эстонии. Аналогичные группы населения в др. странах (франкоканадцы в Канаде, шведы в Финляндии, ирландцы и шотландцы в Великобритании, каталонцы в Испании) не считаются этническими меньшинствами, а квалифицируются как народы-партнеры, составляющие одну гражданскую нацию (канадскую, финскую, британскую, испанскую).

Общественные движения этнических меньшинств активизировались на территориях бывшего СССР в связи с появлением этнических общностей, разделенных новыми границами. В ряде постсоветских государств были приняты законы о правах этнических меньшинств. Россия приняла международные обязательства по соблюдению прав этнических меньшинств, в т.ч. в рамках СНГ, и ратифицировала в 1998 Европейскую рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств. В рамках современных подходов к проблеме меньшинств предусматривается реализация как индивидуальных прав человека, связанных с его принадлежностью к группе этнического меньшинства, так и ряда коллективных прав, среди которых, прежде всего: право существовать в виде группы; право на защиту от геноцида; право на сохранение и развитие культурного наследия и культурной жизни; право на развитие и пользование родным языком; право на общение и поддержание иных контактов с членами родственных групп в др. странах.

1. Абашидзе А.X. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996;

2. Блищенко И.П., Абашидзе А.X. Международные проблемы защиты национальных меньшинств. М., 1991;

3. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М, 1986;

4. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997;

5. Народы и религии мира. Энциклопедия, гл. ред. В.А.Тишков. М., 1998;

6. Права человека и межнациональные отношения. М., 1994;

7. Соколовский С.В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. М., 1997;

8. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994;

9. Alfredsson A. Equality and non-discrimination: Minority rights, Strasbourg, 1990;

10. Stavenhagen R. The Ethnic Question: Conflicts, Development and Human Rights. Tokyo, 1990;

Национа́льное меньши́нство — этническая общность, численность которой значительно меньше численности основного населения, занимающая недоминантное положение в стране; сохраняющая свои специфические этнические, национальные, культурные, языковые и религиозные черты, отличающие ее от остального населения; проживающая в стране сравнительно долгое время; нуждающаяся в защите; как правило, состоящая из граждан государства. Национальные меньшинства отличают от коренных народов: последние живут на своей исконной территории в течение многих поколений.

Теоретический аспект проблемы национальных меньшинств тесно связан с политико-правовой практикой в этой области: само понятие возникло из-за дискриминации по национальному признаку, а повышенный интерес к нему, и соответственно, попытки теоретического его осмысления, зачастую диктовались текущей социально-политической ситуацией . Так, рост внимания к защите прав национальных меньшинств был связан с распадом империй: он наблюдался после распада наполеоновской империи в XIX веке, Оттоманской и Австро-Венгерской империй в первой трети XX века, после Второй мировой войны, когда многие бывшие колонии приобрели независимость, после распада Советского Союза в 1991 году .

Вопросом защиты прав национальных меньшинств и их права на самоопределение занимались и российские, точнее — малорусские и польские исследователи того времени, такие, как М.П. Драгоманов, Х. Жилтковский, Г. Новоторжский .

Международный контроль за правами национальных меньшинств впервые начал осуществлять Совет Лиги Наций (основана в 1919 году) .

В 1970-е же годы была основана международная неправительственная организация — Комиссия по защите прав меньшинств, в том числе, и национальных — Minority Rights Group .

Внимание мирового сообщества к проблемам национальных меньшинств усилилось в 1980-е годы. В 1988 году, согласно исследованиям, проведенным в университете города Упсала, участниками всего 12-ти из 111 наиболее крупных вооруженных конфликтов были армии разных стран, а остальные конфликты представляли собой противостояние меньшинства и большинства. Тогда же Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите прав меньшинств Комиссии по правам человека ООН вплотную занялась этой проблемой, назначив, в частности, Специального докладчика по проблемам меньшинств (Special Rapporteur on Minorities) . А с 1 января 1995 года началось объявленное Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетие образования в области прав человека и прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам .

В 1996 году Совет Европы принял Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств . Россия ратифицировала ее 18 июня 1998 года, а в силу документ вступил 1 декабря 1998 года .

Определение национального меньшинства

Определение национального меньшинства за рубежом

Определение национального меньшинства в России

В законодательных актах Российской Федерации понятие национального меньшинства активно используется. В частности, оно употреблено в Конституции 1993 года и, следовательно, имеет статус конституционно установленного: в статье 71 говорится, что регулирование и защита прав национальных меньшинств находится в ведении Российской Федерации, а в статье 72 — что защита их прав относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации . Однако строгой официальной формулировки оно так и не получило.

  • живущие на территории Российской Федерации и имеющие при этом собственные государственные образования вне России — белорусы, украинцы, молдаване и др.;
  • живущие на территории РФ и имеющие национально-территориальные и национально-государственные образования в ее пределах — например, карелы, живущие не в Карелии, а в других регионах;
  • живущие на территории РФ и не имеющие собственных государственных образований ни в России, ни за границей — цыгане, курды и др.

Осо­бую груп­пу национальных меньшинств со­став­ля­ют ко­рен­ные на­ро­ды (в Рос­сии - ко­рен­ные ма­ло­чис­лен­ные на­ро­ды). При­над­леж­ность к национальным меньшинствам яв­ля­ет­ся во­про­сом ин­ди­ви­ду­аль­но­го вы­бо­ра гра­ж­да­ни­на.

Кон­сти­ту­ции де­мо­кра­тических стран при­зна­ют кол­лек­тив­ные пра­ва национальных меньшинств, рав­но­пра­вие гра­ж­дан не­за­ви­си­мо от ра­сы и на­цио­наль­но­сти (эт­нической при­над­леж­но­сти) и га­ран­ти­ру­ют национальным меньшинствам все­сто­рон­нее раз­ви­тие, пра­во на со­хра­не­ние национальных обы­ча­ев и куль­ту­ры и их раз­ви­тие (ес­ли это не про­ти­во­ре­чит кон­сти­ту­ции и за­ко­нам стра­ны), раз­ви­тие род­но­го язы­ка, в т. ч. пра­во рас­про­стра­нять и по­лу­чать ин­фор­ма­цию на род­ном язы­ке, пра­во на об­ра­зо­ва­ние на сво­ём язы­ке, а так­же пра­во соз­да­вать национальные ор­га­ни­за­ции (смотрите На­цио­наль­но-куль­тур­ная ав­то­но­мия), пра­во уча­ст­во­вать в ре­ше­нии государственных во­про­сов, ка­саю­щих­ся национальных меньшинств, и др.

Од­но из важ­ней­ших прав круп­ных ком­пакт­ных групп национальных меньшинств - пра­во на са­мо­оп­ре­де­ле­ние. Оно мо­жет иметь раз­ные фор­мы. Так, в ме­ж­ду­народном пра­ве при­зна­но пра­во на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние вплоть до от­де­ле­ния. Не­ко­то­рые круп­ные эт­нические общ­но­сти от­де­ли­лись и об­ра­зо­ва­ли свои го­су­дар­ст­ва (например, в 2002 году ООН при­зна­ла Восточный Ти­мор, от­де­лив­ший­ся от Ин­до­не­зии). В не­ко­то­рых за­ру­беж­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ют национально-государственные об­ра­зо­ва­ния национальных меньшинств (например, ав­то­ном­ные ре­гио­ны в Ни­ка­ра­гуа с круп­ны­ми ин­дей­ски­ми пле­ме­на­ми; Аланд­ские острова в Фин­лян­дии, где в основном жи­вут шве­ды; Ка­ра­кал­па­кия в Уз­бе­ки­ста­не и др.). В отдельных стра­нах национальные меньшинства под­вер­га­ют­ся при­тес­не­ни­ям, в дру­гих - про­яв­ля­ют­ся се­па­ра­ти­ст­ские уст­рем­ле­ния национальных меньшинств и пр.

Что такое национальное меньшинство?

Национальные меньшинства – это группы людей, которые проживают в определенной стране, являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин.

национальные меньшинства

Владимир Чаплинский, польский учёный, который тщательно изучал эту тему, считает, что национальные меньшинства – это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт – культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны. Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе. Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые этнические группы людей.

Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Возникновение данного вопроса

Права национальных меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII в международном праве. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.

Точного и единого определения термина нет. Но первые попытки сформировать сущность меньшинств принадлежали австрийскому социалисту О. Бауэру.

Критерии

Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году. Группа учёных-социологов из Хельсинского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  • общее происхождение этнической группы;
  • высокая самоидентификация;
  • ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);
  • наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.

защита национальных меньшинств

Ещё одним критерием можно считать положительную дискриминацию, при которой меньшинствам даётся много прав в разных сферах жизни общества. Такая ситуация возможна только при правильной политике государства.

Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом – в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Правовое регулирование

Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств – вопрос факта, но не права. Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

права национальных меньшинств

Декларация ООН

Правовое регулирование меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.

Рамочная конвенция

Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории. Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики.

Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора. Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по международной защите прав отдельного человека. На сегодняшний день Рамочную конвенцию подписали 36 стран мира. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.

конвенция о защите национальных меньшинств

В то же время страны СНГ решили принять свой всеобщий закон о защите меньшинств. Повсеместное создание международных документов о национальных меньшинствах говорит о том, что вопрос перестал быть государственным и стал международным.

Проблемы

Правовое регулирование в разных странах мира

Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся. Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно. Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию. Рассмотрим, каково положение и проблемы национальных меньшинств в разных уголках мира.

национальные меньшинства в россии

В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России. Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов. Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав, поэтому нельзя сказать, что РФ слишком консервативная страна.

Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории. Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.

В славянских странах отношение к лицам национальных меньшинств более лояльное, чем в других странах мира. Например, национальные меньшинства в России существуют практически на одинаковых правах с коренными россиянами, тогда как в ряде стран меньшинства даже не признаются существующими.

Другие подходы к вопросу

В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество. Одна из самых частых – это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе. К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею.

Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков.

В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права. Тем не менее на данный момент этот вопрос завис в воздухе, так как Франция не желает пересматривать своё решение.

культура национальных меньшинств

Северная Корея – это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства. В официальных документах говорится, что КНДР – это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так. Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему. Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.

Отношение общества

Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному. Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д. Не стоит говорить, что дискриминация обществом – это серьёзная проблема, которая может привести к множеству серьёзных и сложных конфликтов на уровне государства. В ООН вопрос он меньшинствах актуален уже около 60 лет. Несмотря на это, многие государства остаются безразличными к судьбе какой-либо группы внутри страны.

Отношение общества к национальным меньшинствам во многом зависит от политики государства, её интенсивности и убедительности. Многим людям просто нравится ненавидеть, так как за это всё равно не накажут. Однако ненависть никогда не заканчивается просто так. Люди объединяются в группы, и тут начинает проявлять себя массовая психология. То, что один человек никогда бы не сделал из-за страха или морали, вырывается наружу, когда он в толпе. Подобные ситуации действительно имели место быть во многих странах мира. В каждом случае это приводила к ужасным последствия, смертям и покалеченным жизням.

Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет: некоторые страны активно преуспевают в просвещении, некоторые ещё захвачены первобытной ненавистью и глупостью.

Негативные моменты

Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом. Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан.

Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам. Особенно такая дискриминация касается прибывших из Азии и лиц кавказской национальности. Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.

закон о национальных меньшинствах

Что касается образования, то работодатели часто не доверяют дипломам лиц из меньшинств по многим причинам. Действительно существует мнение, что иностранные студенты приезжают просто для того, чтобы получить пластиковое свидетельство об образовании.

Вопрос жилья также остаётся очень актуальным. Обычные граждане не желают рисковать и сдавать родные стены подозрительным лицам. Они предпочитают отказаться от прибыли, чем связываться с лицами другой национальности. Однако каждый вопрос имеет свою цену. Именно поэтому труднее всего приходится иностранным студентам, которые не имеют в своём распоряжении слишком много денег. Те же, кто может себе позволить хорошее существование, чаще всего получают желаемое.

Защита национальных меньшинств - это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. К сожалению, не все страны готовы понять и принять этнические группы, с которыми в прошлом была вражда. Однако защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом. Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными.

Читайте также: