Нищенка с моста искусств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я и сам пробовал свои силы в жанре сказки, но мне казалось, чем теснее они будут связаны друг с другом, тем с большим интересом познакомится с ними читатель ("Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году"). Я стремился поселить своих героев в одном городе и определить отношение их друг к другу.

Как же объяснить, что ничем не связанные, происходящие в разное время и в разных странах творения Гауфа заняли такое заметное место в сказочной литературе мира? Я долго искал ответ на этот вопрос, обдумывая реальность знака равенства между сказкой и новеллой (в отличие от теоретических посылок!), которой добивается Гауф в своих замечательных книгах. Я перечитал знаменитую статью Горького, который больше всего ценил в сказках "изумительную способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта", познакомился со многими книгами, посвященными сказочному жанру, и не могу с полной уверенностью сказать, что мне удалось решить эту загадку. Но мне кажется, что я приблизился к ее решению. Мне кажется, что и сказки, и новеллы Гауфа, независимо от особенностей обоих жанров, существуют в некотором волшебном пространстве, которое само по себе не требует ни географических, ни топографических признаков. Это атмосфера чуда. Эта обыкновенность необыкновенного получила продолжение в истории мировой сказки. И самый убедительный пример подобного феномена принадлежит нашему блестящему драматургу и сказочнику Евгению Шварцу. В этом отношении он шагнул даже дальше Андерсена. С поразительной свободой он заставил в своих произведениях удивительное и обыденное шагать рядом и даже время от времени меняться местами. Недаром одна из его пьес так и называется "Обыкновенное чудо". В прологе к этой пьесе Шварц писал: "Юноша и девушка влюбляются друг в друга - что обыкновенно. Ссорятся - что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И, наконец, сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, - что и удивительно, и обыкновенно". Добрый волшебник превращает понравившегося ему молодого медведя в юношу, однако с условием, что юноша снова станет медведем, если его поцелует принцесса: принцесса целует юношу, но он не превращается в медведя, потому что волшебство любви - одно из самых сильных волшебств на земле. Сливаясь с чудом, обыденная жизнь оказывается сильнее его.

В жизни Гауфа, так же как в его сказках, обычное я необычное, простое и сложное соединяются в неожиданно остром скрещении. В ней не было никаких исключительных событий, но стремительность его существования и его полнота сами по себе были событием. Ни бурных страстей, ни борьбы с современниками, ни поисков смысла жизни, подчас характерных для истинного таланта. Он прожил всего 25 лет (1802 - 1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с темно-синими глазами на бледном лице, веселый, остроумный, общительный, скромный, добрый.

В годы моего детства мы, ученики псковской гимназии, с завистью слушали рассказы о буршах - студентах дерптского университета (Дерпт или Юрьев, ныне Тарту, недалеко от Пскова). Они дрались на дуэлях, они держали рискованные пари, они по ночам меняли вывески магазинов - огромный деревянный крендель, висевший над булочной, водружали над аптекой, и наоборот, над булочной вешали символ медицины - чашу с обвившейся вокруг нее змеей. Они гордились шрамами на лице и руках - это было свидетельство мужества и любовных приключений.

Вильгельм Гауф был руководителем буршей в Тюбингене. Все любили его за красноречие и остроумие. Ни одно из студенческих развлечений не обходилось без его участия: дальние экскурсии, загородные прогулки, катание на санках, танцевальные вечера, дружеские застолья, ночные серенады. Неистощимый выдумщик, он затевает проказы, которые никому не приходят в голову, кроме него. Члены его компании называли себя "факелоносцами" и носили красные штаны. Это дало повод Гауфу однажды ночью выкрасить красной краской ноги каменной статуи св. Георгия, водруженной на высокой скале над Тюбингеном. Вспоминая свою тогдашнюю жизнь, он говорит о ней в новелле "Фантасмагории в бременском винном погребке": ". ты и возвышенная, благородная, ты и грубая, варварская, и милая, и беспорядочная, и мелодичная, и отталкивающая, и все же такая приятная и живительная!" Правда, увлечение этой жизнью длилось недолго. Это была ранняя юность, а развитие его как творческой личности проходило со стремительной быстротой. Неожиданно, но в первом своем опубликованном произведении "Извлечения из мемуаров Сатаны" он подсмеивается над буршами, затеи которых не имеют ничего общего с политической жизнью Германии, хотя они часами болтают в пивной о народности и свободе.

Эта измена самому себе характерна для Гауфа. Он - во всем и всегда воплощенный поиск.

Человек не знает, как сложится его жизнь, на каком повороте она оборвется, но Вильгельм Гауф жил так, как будто он знал, что умрет двадцати пяти лет. Он написал не только сказки, лучшие из которых заняли видное место в мировой литературе. Его перу принадлежат также любовные стихотворения, баллады, популярные солдатские песни. В 1825 году одно за другим выходят три его крупных произведения: "Извлечения из мемуаров Сатаны", роман "Человек с луны" и альманах, представляющий собою собрание сказок. Он соединяет с работой увлекательное путешествие: через немецкие города Франкфурт-на-Майне, Майнц и др. он направляется в Париж, затем Брюссель, Антверпен и через север Германии - в Кассель, Бремен, Гамбург, Берлин, Лейпциг и Дрезден - всюду отдают должное его литературному таланту. Чем бы он ни занимался, где бы он ни побывал, куда бы ни поехал, при всех обстоятельствах жизни его литературная биография развивается с возрастающим успехом. Он женится, по это не помеха для начала редактирования журнала. Он пишет, пишет и пишет. В 1826 году он печатает вторую часть "Мемуаров Сатаны", исторический роман "Лихтенштейн", новый "Альманах сказок на 1827 год", новеллы "Отелло" и "Нищенка с Моста Искусств". Последний год в его жизни отмечен новыми доказательствами его вдохновенного труда: он печатает еще один "Альманах сказок" и знаменитое эссе "Фантасмагории в бременском винном погребке", своеобразное философское и мемуарно-лирическое произведение. В двадцать пять лет он уже пишет мемуары! Наконец появляются его последние новеллы "Певица", "Еврей Зюсс", "Последние рыцари Мариенбурга" и "Портрет императора". Работоспособность его удивительна. Он не считает серьезной работой множество статей и рецензий в газетах и еженедельниках. Он планирует произведения, к сожалению, оставшиеся только в черновиках. Среди его планов роман из эпохи освободительных войн против Наполеона и оперное либретто. Современный исследователь творчества Гауфа* справедливо подводит итоги этой молниеносной работы: "Сейчас даже трудно представить себе, что все произведения Гауфа были созданы меньше чем за три года. И созданы очень молодым человеком, не успевшим приобрести ни жизненного опыта, ни мастерства. Но при всех легко различимых недостатках они - создания по-своему новаторские, в них угадываются идеи и формы новой эпохи".

* А. Б. Ботникова. Предисловие к сборнику: Г а у ф В. Избранное,

М., Радуга, 1986 - на нем. яз.

Историко-литературная мысль остается холодной, когда ее бесстрастный голос рассказывает о жизни художника. Б. М. Эйхенбаум, кончая книгу о Лермонтове, был прав, заметив, что ранняя гибель Лермонтова не имеет научного значения. Но не надо забывать о чувстве. Самый бесстрастный ученый не может остаться равнодушным, размышляя о ранней смерти гениального человека. Он невольно представляет себе, каких вершин могло бы достигнуть его творчество.

Томас Чаттертон, с необыкновенным талантом подделавший оды и баллады XV века и сумевший включить в круг английской литературы старинную поэзию, покончил с собой, когда ему было семнадцать лет. Невольно подумаешь, что внеисторическое понятие "судьба" каким-то образом присутствует в трагической участи гениального человека. Прав ли был Некрасов в знаменитом стихотворении, навеянном известием о смерти Писарева: "Хорошо умереть молодым!"? По отношению к людям, деятельность которых могла бы обогатить человечество, это ложная мысль.

Гауф писал свои сказки для детей - сперва рассказывал, а потом писал. Как все знаменитые произведения, написанные для детей, его сказки входят в круг взрослого чтения. Он никогда не опускается до упрощений, последовательно ведет читателя вперед и выше, как бы заставляя его стремиться туда, где он - читатель еще не был.

Вильгельм Гауф - Нищенка с Моста Искусств

За почти два столетия, прошедшие после смерти великого немецкого писателя Вильгельма Гауфа (1802―1827), мы сроднились с такими героями его сказок, как Маленький Мук, Калиф-аист, Карлик Нос.

Лучшая рецензия на книгу

Вильгельм Гауф - Нищенка с Моста Искусств

14 мая 2020 г. 10:20

"Сперва само сердце должно подсказать, что книга, взывая к нашим чувстам, возвышает их, утоляет нашу потребность в них. "

Эта книга с самого начала пристыдила меня дважды. Пишу вам и краснею:

1. Я не знала, кто такой Вильгельм Гауф. А точнее, я не знала, что именно он подарил миру сказки "Маленький Мук", "Карлик Нос", "Калиф- аист" и "Холодное сердце".

2. Я не знала, что "Нищенка с моста искусств" - это новелла в 150 страниц, а не пухленький роман в 450. Так что в книге оказалось спрятано еще 3 произведения.

Фух, призналась. А теперь я расскажу, кому и почему нужно обязательно прочитать эту книгу!

А ведь, помимо "сказок", Хауф сумел поразительно много для своей короткой жизни (умерев в 25-летнем возрасте) написать - три сатирических романа, один исторический, один "романтический" (в жанре фентази), а также много новелл (сюжетных рассказов на "многостраниц"). Четыре из которых и вошли в сборник "Нищенка с Моста искусств", который я, будучи поклонником творчества писателя, только что прочел. Так что сегодня - о творчестве Хауфа, определяемом литератОрАведами как бидермайер - "сниженный ампир", "псевдоромантизм" и прочие уничижительные характеристики от людей, которые сами до сих пор не в состоянии дать четкое определение различия новеллы и рассказа. На самом же деле Хауф считал своим учителем великого романтика Эрнста Теодора Вольфганга (Амадеуса) Хофмана, подражая ему в сложности сюжета и ироничности стиля.

Заглавная новелла сборника "Нищенка с Моста искусств" - своего рода комбинация семейной "мещанской" драмы и "критического реализма с феминистическим оттенком". Некий таинственный "портрет незнакомки" в Штутгартской картинной галерее привлекает старого донкихотствующего испанского вельможу и мечтательного вьюноша - картина напоминает им о знаменательных событиях из прошлого, они знакомятся, и испанец рассказывает романтическую историю времен своей юности. Затем вьюнош едет в поместье знакомого барона, с которым путешествовал по Эуропам, и с удивлением находит, что жена оного (с которой феодал-недотепа обращается весьма бесцеремонно и невежливо) - точная копия портрета, с которым и у него связана одна таинственная история из жизни.

Вторая новелла "Последние рыцари Мариенбурга" - грустно-комическая рассказка "про любовь и литературу". Местную первую умницу-красавицу любят два молодых человека - скромный чиновник и бойкий придворный. Девица явно симпатизирует скромняге, но отчего-то постоянно гонит его и отсылает прочь в весьма крепких выражениях. Тем временем в печать выходит анонимный исторический роман про тевтонских рыцарей, который всколыхнул "окололитературный мирок" псевдописателей и типапоэтов, уязвленных настоящим талантом. Жесткая сатира на немецкую литературу и книгопечатание - и драматическое развитие любовного треугольника "с кульминацией" (жизнь в итоге оказывается штукой несправедливой, да).

"Портрет императора" - история про то, как некий молодой пруссак решил навестить свою швабскую родню, дядю и его дочь. Автор (сам шваб и весьма нелюбивший заносчивых прусских солдафонов) мастерскИ ведет повествование от лица бранденбуржца так, что тот, ничтоже сумняшеся, раскрывает собственную недалекость и пустоватость, не отдавая себе в них отчета. Его "устойчивое политическое кредо" вступает в противоречие с теми, с кем он общается - старый дядя-аристократ XVIII века, разоренный наполеоновскими войнами и ненавидящий ампиратора (однако же и смешные претензии пруссачества на то, что "это мы его победили" - тоже); его дочь, весьма умная особа, открытая бонапартиЗДка; старый генерал-бонапартиЗД и его сын, молодой барон, замешанный аж в каких-то "рЭволюционЭрских" делах. В итоге драматическая интрига кульминирует счастливым браком с помощью. портрета Аполиона.

"Фантасмагории в Бременском винном погребке. Осенний подарок для любителей вина" - наиболее "заковыристое" произведение, ибо автор изо всех сил пытается доказать, что писал его пьяным. Начинается с того, что некий "молодой ученый" получает странную привилегию - засесть на ночь в знаменитом винном погребе ратуши Бремена и глушить там бокал за бокалом, впадая в лирические отступления. Покуда в полночь не появляются странные посетители - деревянная статуя Бахуса, украшающая погреб, Большая Роза (старая дева, она же бочка с вином), 12 апостолов (так тоже звали местные бочки с райнвайном), а затем и каменная статуя Роланда с площади перед ратушей. В общем, "пить надо меньше - надо меньше пить".

Итого, читайте, господа, читайте - а то так и помрете, ничего из бидермейера не прочитав.

Вильгельм Гауф - Нищенка с моста искусств обложка книги

70 %

Аннотация к книге "Нищенка с моста искусств"

За почти два столетия, прошедшие после смерти великого немецкого писателя Вильгельма Гауфа (1802-1827), мы сроднились с такими героями его сказок, как Маленький Мук, Калиф-аист, Карлик Нос.
В сборнике новелл Гауфа "Нищенка с моста искусств" кипят сильные страсти, будоражат воображение роковые тайны, произведения литературы и искусства оказывают огромное влияние на реальную жизнь. Необыкновенная любовь героев новеллы "Нищенка с Моста Искусств" в конце концов заканчивается счастливым их соединением; давно забытые дрязги между тевтонцами и поляками за земли древней Пруссии послужили основой для новеллы "Последние рыцари Мариенбурга"; исторически проигравший император Наполеон стал притчей во языцех в спорах персонажей новеллы "Портрет императора". А в "Фантазиях на тему питейного заведения" автор позволяет себе даже легкое богохульство, превращая апостолов Господа в завсегдатаев кабачка. Один из персонажей Гауфа заключает сделку с дьяволом не ради обретения бессмертия, власти над.

За почти два столетия, прошедшие после смерти великого немецкого писателя Вильгельма Гауфа (1802-1827), мы сроднились с такими героями его сказок, как Маленький Мук, Калиф-аист, Карлик Нос.
В сборнике новелл Гауфа "Нищенка с Моста Искусств" кипят сильные страсти, будоражат воображение роковые тайны, произведения литературы и искусства оказывают огромное влияние на реальную жизнь. Необыкновенная любовь героев новеллы "Нищенка с Моста Искусств" в конце концов заканчивается счастливым их соединением; давно забытые дрязги между тевтонцами и поляками за земли древней Пруссии послужили основой для новеллы "Последние рыцари Мариенбурга"; исторически проигравший император Наполеон стал притчей во языцех в спорах персонажей новеллы "Портрет императора". А в "Фантазиях на тему питейного заведения" автор позволяет себе даже легкое богохульство, превращая апостолов Господа в завсегдатаев кабачка. Один из персонажей Гауфа заключает сделку с дьяволом не ради обретения бессмертия, власти над миром или познания конечных истин бытия, а ради того, чтобы… под рукой всегда была выпивка.

"Мне кажется, что и сказки, и новеллы Гауфа. существуют в некотором волшебном пространстве, которое само по себе не требует ни географических, ни топографических признаков.
Это атмосфера чуда. Эта обыкновенность необыкновенного получила продолжение в истории мировой сказки"
Вениамин Каверин

В оформлении обложки использованы фрагменты работ
художников Л.-Л. Буайи и Ф. Нэша

Вильгельм Гауф родился в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, секретаря министерства иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльсессер Гауф. Был он вторым из четверых их детей.

Когда Вильгельму было семь, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в Тюбинген, в поместье своего отца. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от лихорадки.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.

Читайте также: