Творческий облик мясковского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Многие ученики Н. Я. Мясковского вспоминают, что он стремился максимально раскрыть дарование, заложенное природой. Композитор всегда умел дать точное определение, совет – то есть услышать главное в представленном сочинении.

В собственном творческом наследии композитор отдал дань многим жанрам, но вошёл в историю как величайший композитор-симфонист.

Творчество Н. Я. Мясковского, неразрывно связанное с жизнью страны, в ряде случаев вынужденно было быть двойственным. Ряд сочинений, имеющих подчёркнуто социально направленное решение (Двенадцатая, Шестнадцатая, Девятнадцатая симфонии) дают повод говорить о чертах соцреализма – в этих произведениях композитор искал синтез элитарного и массового. В целом симфоническое наследие композитора, включающее 27 симфоний, по праву является достоянием мировой музыкальной классики. В сложной и противоречивый период, когда заново происходила ассимиляция старого и нового, Мясковский, истинно русский интеллигент, выполнил задачу огромной важности и сложности - сохранил традиций русской культуры.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творчество Н. Я. Мясковского и русская музыкальная культура первой половины XX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Цель урока — проследить эволюцию некоторых стилевых аспектов выдающегося русского композитора XX века Н. Мясковского (1881 — 1950) в контексте традиций и новаторства.

1. Русский композитор XX века Н. Я. Мясковский

2. Некоторые факты биографии Н. Я. Мясковского

Среди ярчайших впечатлений молодого Мясковского было посещение репетиции, где Рахманинов играл свой Второй фортепианный концерт (оркестром дирижировал А. Зилоти). Тогда же в зале рядом с Р. М. Глиэром сидел мальчик лет одиннадцати в обычной гимназической куртке. Это был Серёжа Прокофьев.

В 1914 году в период Первой мировой войны Мясковский был призван в армию (австрийский фронт — Перемышль; граница Венгрии — Бескиды; затем Галиция и Польша; участие в постройке морской крепости Ревель). После Октябрьской революции Мясковский был переведён в Морской генеральный штаб, в котором прослужил до демобилизации. В 1921 году он был приглашён профессором в Московскую консерваторию, с которой он связал свою судьбу до конца жизни. Композитор воспитал более 80 учеников, в числе которых — В. Шебалин, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, К. Хачатурян, Е. Голубев, А. Мосолов, Н. Пейко, Б. Чайковский, А. Эшпай, Н. Макарова и др. Н. Мясковский, согласно общему мнению, был прекрасным учителем, попасть в его класс было высшей честью для молодого музыканта.

Как известно, только через полвека после смерти Прокофьева Дневник, который он вёл с 1907 по 1933 год, был открыт для ознакомления и затем издан в Париже внуком композитора. После смерти Прокофьева он находился в Москве и, прежде чем попасть в РГАЛИ (Государственный архив России по литературе и искусству), хранился в квартире Мясковского, который сберёг его для истории и современности. Свой же Дневник, ставший по сути летописью русской музыкальной жизни 1910 — 1940-х годов, композитор уничтожил незадолго до смерти — в 1948 году — в связи с известными эпизодами травли представителей отечественной культуры.

3. Н. Я. Мясковский — педагог

По свидетельству многих своих учеников, Мясковский стремился максимально раскрыть дарование, заложенное природой. Его деликатность в обхождении с учениками поражала: он всегда обращался по имени-отчеству, лично подавал пальто по окончании занятий, часто проходивших у него дома, в маленькой двухкомнатной квартирке в одном из переулков старого Арбата. Здесь Мясковский жил вместе с двумя своими сёстрами. Здесь же размещалась уникальная библиотека — собрание партитур русской и зарубежной музыки XIX — XX веков, причём многие сочинения в СССР были неизвестны. Ученики Мясковского получали право пользоваться личной библиотекой профессора.

4. Н. Я. Мясковский — критик

Изучение любой музыкальной культуры невозможно без анализа развития в ней музыкально-критической мысли. Выступления Н. Я. Мясковского и других критиков, его современников, содержат немало ценных наблюдений, выводов, суждений о музыке, о творчестве разных авторов; о сложных, часто противоречивых явлениях русского искусства первой половины XX века. Многие работы Мясковского сохранили свою актуальность и в наше время. Изучение отечественного музыкально-критического наследия является одной из насущных задач русского музыкознания. Это поможет современным музыковедам в наиболее полной мере представить противоречивую ситуацию, сложившуюся в период творческого формирования многих выдающихся деятелей советской культуры.

В научном типе критики Мясковский использует специфическую терминологию, доступную музыкантам-профессионалам, представляя в итоге аргументированный анализ музыкального сочинения.

Эстетико-художественный тип критики Мясковского является наиболее распространённым (рецензии, обзоры, информации различного рода) и направлен на наиболее полное раскрытие содержания музыкального произведения через мир идей, эмоций и образных представлений.

Принцип историзма Мясковского основан на всестороннем рассмотрении явлений в историческом масштабе, когда творчество композитора рассматривается в контексте музыкальных явлений определённой эпохи. Указанный принцип давал возможность Мясковскому демонстрировать русскую музыку во всём многообразии, в динамичном развитии; творчество того или иного композитора представлялось не только как результат его собственных достижений, но и как отдельное звено всей русской музыкальной культуры.

5. Специфические качества мелодики Н. Я. Мясковского в контексте позднеромантических традиций

Анализ кантиленных тем, предпринятый современным музыковедом О. Шелудяковой, свидетельствует о значительном расширении спектра возможных в инструментальной кантилене средств — интервалов, различных типов ритмических рисунков и др., их изменения в процессе целого — все эти факты свидетельствуют о предельной музыкальной выразительности, психологической детализации (такова, например, лейттема Первой фортепианной сонаты: предельная концентрация скачков — на ч. 4, ч. 5, ув. 5, м. 7, ум. 7 — сочетается с многочисленными отклонениями). Пятитактовая тема буквально насыщена хроматизмами, вместе с тем она воспринимается как очень выразительная и пластичная. Любой интервал темы подразумевает скрытое интонационное содержание, заставляя слушателя пребывать на грани неожиданного, и, вместе с тем, закономерного — это качество мелодики Мясковского станет одной из важнейших стилевых особенностей.

Важнейшую роль в музыкальном развитии играют процессы тематического варьирования — во многих сочинениях исходный интонационный материал преобразуется очень интенсивно; композитор использует приём разработочного развития (усиление интонационной концентрации, тенденция к объединению мотивов) в экспозиционной фазе, что также способствует росту напряжения и экспрессии мелодической линии.

6. Некоторые черты гармонии Н. Я. Мясковского

В процессе эволюции музыкальный язык Мясковского подвергался усложнениям, этот естественный процесс также шёл под влиянием обширных личных впечатлений (в числе которых — участие в первой мировой войне, потеря близких).

Всё большее значение приобретают линеарные принципы изложения (например, Третья соната для фортепиано, 1920, ор. 19). Ладовое развитие приводит на этом этапе к эмансипации всех ступеней, возникновению политональности, в каденционных зонах функциональность проявляется менее активно. Впоследствии (период 30-х годов, создание симфоний №12, №13, №14 и др.) вновь намечается постепенное возрастание роли диатоники, снижается общий уровень диссонантности музыкального языка. Именно в 30-годы возобновляется широкое использование натурального минора, в том числе и применение в этом ладу для Мясковского аккордов V ступени без терции и с квартой. В произведениях позднего периода следует отметить типичные для диатоники явления: ладовое колорирование, различные формы переменности, преобладание побочных ступеней, наличие двух устоев в мелодической линии (I и V), создание своеобразного колорита в условиях секундовых соотношений созвучий и др.

Хроматический и диатонический контрасты

Типичные явления в аккордике

В условиях натурального минора можно отметить следующие разновидности натуральной доминанты: трезвучие и септаккорд V ступени и септаккорд V ступени с квартой без терцового тона. Эти аккорды неоднократно используются в русской классической музыке, в частности, у Мусоргского. Мясковский также применяет нонаккорд V ступени без терцового тона, что не нарушает ладовую структуру натурального минора; в отдельных случаях применение специфической аккордики способствует созданию русского национального колорита.

Аккорды с побочными тонами (к типу которых относится септаккорд V ступени с квартой) используются в виде доминантсептаккорда и доминантнонаккорда с секстой (в мажоре). В музыке Мясковского встречаются также аккорды с заменными тонами. Так, в Дивертисменте ор. 80 (первая часть, главная партия) одновременно звучат в тоническом аккорде квинтовый и секстовый тоны; аналогичная ситуация — в доминантовом нонаккорде.

К числу характерных гармоний композитора можно отнести аккорды с дорийской секстой и фригийской секундой, разносторонне использованные во многих сочинениях (симфония №6, финал, вторая тема побочной партии — мажорное трезвучие IV ступени; симфония №15, первая часть, главная партия — большой мажорный нонаккорд IV ступени). В целом следует отметить преобладание диссонирующих гармоний субдоминантовой функции (малый минорный септаккорд II ступени и его обращения); определённая роль в гармонии Мясковского принадлежит аккордам дорийской VI ступени, представленных в форме малого уменьшенного септаккорда на VI ступени (симфония №15, первая часть, главная партия; симфония №6, первая часть, первая тема, побочная партия). Эти типы субдоминантовых гармоний встречаются также в условиях фригийского лада.

Важную формообразующую роль играют органные пункты. Одним из многочисленных примеров может служить тонический органный пункт в коде первой части симфонии №6.

Следует отметить, что наряду с диатоникой в музыке Мясковского встречаются различные проявления хроматики. По мнению Л. Карклиньша, самыми распространёнными ладовыми формами являются диатонизированные мажор и минор; в некоторых случаях композитор использует политональность (симфония №3, вступление: на фоне остинатного движения нижнего пласта в основной тональности а-moll накладывается верхний пласт в тональности тритонового соотношения — Es-dur).

Инновационные оценки музыкальных событий прошлых лет, знакомство с архивными, доселе скрытыми документами и личными записями виднейших деятелей советского периода дают неожиданные результаты.

Речь идёт о семантическом слое языка тональной гармонии, помогающем художнику говорить в музыке о сложных мировоззренческих проблемах, обращаясь к слушателям, способным расшифровать сказанное. В творческом решении описываемого способа общения с аудиторией испытанная временем тональная гармония была незаменима. Истоки её наполненности семантически окрашенными элементами, неоднократно апробированными, уходят в глубокие корни системы. Некоторые из них исходят, например, от старинной модальной организации (например, фригийский оборот). К рубежу XIX—XX веков тональная гармония прошла сложный этап эволюции. Её особой семантической перегрузке способствовало специфическое понимание мира, присущее романтикам: взаимодействие философского и личного; синтез искусств — музыки, изобразительного искусства, литературы и театра. Именно отсюда исходит тяготение музыкантов к программности — проводника художественных замыслов.

7. Некоторые черты полифонии Н. Я. Мясковского

В одном из первых крупных опусов раннего периода — Первой фортепианной сонате (1907 — 1910) показательна схема строения четырёхчастного цикла, открывающегося фугой. Хроматизированная тема содержит ряд характерных скачков, подчёркивающих интервал увеличенной октавы. Показательны барочные истоки темы: опора на тонику в начале и конце, опевание устоев, подчёркнутая функциональность и наличие скрытого двухголосия. В процессе дальнейшего развития эта тема подвергается мастерскому полифоническому и фактурному варьированию.

8. Некоторые аспекты мировоззрения Н. Я. Мясковского в общем философско-эстетическом контексте первой половины XX века

Менялось время; достигнув высшей точки развития, символизм стал постепенно терять самодостаточность. Нужно было искать новые пути. Важно, что русский символизм сформировал целую систему представлений о том, что такое искусство и каким образом оно воплощается в современной литературе; важно также, что в это время появились незаурядные и сложные мыслители, в числе которых — Вл. Соловьёв, Вяч. Иванов, А. Белый, Д. Мережковский, П. Флоренский, Н. Бердяев.

Важно отметить, что обозначенная литературная эпоха — русский модернизм, отличалась необыкновенной целостностью. Этот период, насыщенный самыми различными внутренними устремлениями — явился временем существования русской поэзии рубежа веков; и эта поэзия обладала реальной художественной свободой [3, с. 5 — 18].

Творчество Н. Я. Мясковского, выдающегося русского композитора, своими корнями вросло в профессиональную музыку Петербурга конца XIX — начала XX столетий с его широкой стилевой и жанровой амплитудой, обилием художественных направлений, активной концертной жизнью. Творческий стиль композитора впитал только те аспекты, которые отвечали внутренним потребностям его личности, его нравственным установкам и своему видению себя в этом мире, в котором ценой невероятных усилий и преодолений сложился его долгий жизненный путь — путь познания себя через творческое откровение, через трудное, но благотворящее исповедничество. Этот факт явился определяющим в концепции содержания и смысла его творчества, принятого и понятного только ближайшими его друзьями по духу. Представители широкой общественности не раз выносили противоречивые оценки его творчеству; сам композитор отличался необыкновенной самокритичностью и требовательностью к себе; вмешательство высшей власти в творческий процесс (события 1948 года) в буквальном смысле слова сократило жизнь многим творцам русской культуры.


За время преподавания в Московской консерватории Мясковский воспитал около 80 композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. Л. Локшин, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Г. Фере. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию

Произведения

Никола́йЯ́ковлевичМяско́вский (8 (20) апреля 1881, Новогеоргиевск — 8 августа 1950, Москва) — русский композитор, педагог и музыкальный критик. Основоположник и глава московской композиторской школы советского периода. Доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Камерное и хоровое творчество Н.Я. Мясковского

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. Он написал Двенадцатую симфонию, посвящённую коллективизации, — по мнению современных критиков, она стала худшей в его творчестве. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича

Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения.

Во время войны композитор создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства.

Симфонические произведения Н. Я. Мясковского

Виолончелист Мстислав Ростропович назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, когда-либо написанных для этого инструмента[19], а дирижёр Евгений Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех симфонических произведений Мясковского, назвал композитора прямым наследником русских классиков XIX века. Для Ростроповича Мясковским написана Вторая виолончельная соната, op. 81

Тем не менее, в настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Его работы несколько тяжеловаты, а лирическая составляющая осталась там в достаточно архаичной форме. Исследователь жизни и творчества Мясковского Дмитрий Горбатов и дирижёр Геннадий Рождественский указывали на то, что причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен.

Мясковский Николай Яковлевич

Мясковский Николай Яковлевич – знаменитый советский композитор, педагог и музыкальный деятель. Родился в Новогеоргиевской крепости недалеко от Варшавы 20 апреля 1881 года. Детство и первые занятия мальчика музыкой прошли в Оренбурге, Казани и Нижнем Новгороде. К десяти годам Николай прекрасно играл на скрипке и фортепиано, а с пятнадцати лет начал сочинять музыку.

В 1895 году семья Мясковского переехала в столицу, Санкт-Петербург, а сам будущий композитор пошел по стопам отца, — поступил в Военно-инженерное училище. По окончании учебы композитор получил назначение в Московскую область, а затем и в Москву. С 1903 по 1906 год Мясковский усиленно занимается: гармонией — с Р. Глиером, а теорией музыки – с И. Крыжановским.

Вскоре, в 1906 году, Мясковский поступает в Петербуржскую консерваторию. Учителями молодого композитора были сами А. Лядов и Н. Римский-Корсаков. Во время учебы и по окончании консерватории Николай Яковлевич успешно занимается композицией. Временно прервали творчество Мясковского великие потрясения, произошедшие в стране.

В 1914 году началась Первая мировая война, и композитор, будучи офицером, отправляется на фронт. После тяжелой контузии в бою под Перемышлем Мясковского переводят в Ревель, а позже – в Петроград, где композитор встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Оказавшись на распутье, как все дворянское сословие того времени, Мясковский принимает решение не уезжать в эмиграцию.

Творчество и деятельность Мясковского в Советской России

После войны Мясковский вернулся в Москву, которую больше не покидал до конца жизни. Был избран депутатом Моссовета, участвовал в конкурсе на гимн СССР и продолжал сочинение музыки. Композитор ушел из жизни 8 августа 1950 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с А. Скрябиным и С. Танеевым.

Николай Яковлевич Мясковский – один из крупнейших и наиболее авторитетных советских композиторов, музыкальных деятелей, народный артист СССР (1946), пятикратный лауреат Государственных премий СССР.

Преимущественная область творчества Мясковского – симфоническая музыка и камерно-инструментальный ансамбль. Его произведения отмечены серьезностью замыслов, глубиной мысли, высоким этическим уровнем и богатством содержания. В сочинениях композитора неустанный творческий поиск гармонично сочетается с верностью традициям русской классической музыки.

Стиль музыки композитора суров и одновременно лаконичен, красив. Музыкальные образы Н.Я. Мясковского базируются и взаимосвязаны с идеями позднего романтизма П.И. Чайковского, модернизма С.С. Прокофьева, а также импрессионизма К. Дебюсси.

Мясковский знаменит не только творчеством. Выдающееся значение имела его педагогическая деятельность. Среди 90 (!) учеников Николая Яковлевича – Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Белый, Г. Галынин, Е. Голубев, А. Козлавский, В. Крюков, З. Левина, Б. Мокроусов, Н. Пейко, М. Тулебаев, В. Шебалин и другие.

Николай Яковлевич Мясковский. Сочинения:

Myaskovsky Cello Sonata No.2 Natalia Gutman and Viacheslav Poprugin

Читайте также: