Торгутский побег 1771 ход событий кратко

Обновлено: 20.05.2024

1. Предпосылки переселения
1.1. События в Джунгарии
В 1757 году пало Джунгарское ханство. Некогда могущественное ханство веками
противостоящее экспансии Китая (Империи Цин) на западе.
Причиной падения ханства
стала смута внутри ханства и борьба за власть после смерти джунгарского хана
Галдан-Церена.
Новый хан Амурсана не мог заручится полной поддержкой местных элит и поэтому
призвал на помощь войска Империи Цин, которые вошли на территорию Джунгарии
внушительным контингентом войск (около 500 тысяч).
Так как Джунгарское ханство сотни лет успешно противостояло
Китаю и в частности
маньчжурам, то маньчжуры не упустили
свой шанс раз и навсегда решить эту
проблему. Территория Джунгарского
ханства была окружена двумя
крупными маньчжурскими
армиями и массой отрядов из воинов
других народов примкнувших к ним.

1.2.
События в России
В период правления Убаши хана (1761—1771) власти Российской Империи
начали проводить политику направленную на ограничение власти хана.
Участились кризисные явления, связанные с колонизацией земель русскими помещиками
и крестьянами. Стремительно сокращались пастбищные угодия, ущемлялись права
правящей верхушки вмешательством царской администрации в калмыцкие дела.
Холодной зимой 1767—1768 годов в калмыцких улусах начался массовый падёж скота.
Бедствия народа усилил Указ 1768 года, запретивший продажу хлеба калмыкам
в неустановленных местах. Начался массовый голод. Сокращение территории калмыцких
кочевий правительственными указами вызвало истощение пастбищ. В улусах вновь
начался падёж скота. После устройства новой укрепленной Царицынской линии в районе
основных кочевий калмыков стали селиться донские казаки.
Среди калмыцкого народа всё больше росло недовольство проводимой по отношении
к ним политикой.

Маршрут движения большого калмыцкого кочевья проходил
через территорию Младшего и Среднего жузов
Казахстана. Поэтому царское правительство решило
воспользоваться напряжёнными казахско-калмыцкими
отношениями. По приближению к Яику Оренбургский
губернатор дал сигнал хану Нуралы, что калмыки идут
нападать на казахов, чем самым провоцировал
межэтнический конфликт. Более того, от имени
правительства предоставил ему право сражаться с ними и
оставить в своём распоряжении всю доставшуюся добычу.
Единственное: казахам было предписано попытаться вернуть
калмыков на прежние кочевья. Такое же предписание было
дано и казахам Среднего жуза.
Далее путь калмыков проходил исключительно через
казахские степи. Казахские ханы: Абылай Среднего жуза,
Нуралы Младшего жуза и Эрали Старшего жуза ещё с
самого начала получили указ остановить калмыков, также и
Цинским пограничным советовали не допускать калмыков к
каким-либо пастбищным местам.

2.2.
Последствия
Этот поход обернулся национальной
трагедией калмыков. В пути небольшой по
численности калмыцкий этнос потерял
погибшими в боях, от ран, холода, голода,
болезней, а также пленными более 100 000
человек, лишился почти всего скота и
имущества — основного богатства. Всего
около 70-75 тысяч калмыков согласно
независимым источникам достигли Цинской
границы. Но встречается и резко другая точка
зрения насчёт числа дошедших калмыков, к
примеру казахские источники оценивают
число дошедших в 15-20 тысяч

История знает немало случаев, когда народ уходил из одного государства в другое. Из России массами эмигрировали мусульманские народы Северного Кавказа, потерпевшие поражение в Кавказской войне, а также крымские и буджацкие татары, переселявшиеся в единоверную Турцию. Эти переселения проходили в рамках мусульманской традиции мухаджирства - переселения мусульман в мусульманскую страну из немусульманских (к тому же эти переселения, особенно в случае кавказцев-мухаджиров, нельзя назвать добровольными).

Как, впрочем, не до конца понятны и причины появления части джунгар (западных монголов) на берегах Волги.

Приход калмыков в Россию

Причины, которые заставили части трех джунгарских племен отколоться от их основной массы, оставшейся в Джунгарии, не вполне ясны. Там не было перенаселенности, не было и недостатка в пастбищах – скорее наоборот: постоянные феодальные междоусобицы, войны с восточными монголами и маньчжурами сильно уменьшали численность как населения, так и скота. Есть две версии причин переселения: первая – конфликты между феодалами, в ходе которых потерпевшие поражение – такие, как торгоутский вождь Хо-Урлюк, первым прикочевавший на Волгу – ушли от более сильных соперников. Конфликты действительно имели место (Хо-Урлюк воевал с чингисидом Далай-Батором).

Вторая версия такова: якобы джунгарские хунтайджи (титул высших аристократов - потомков Чингисхана, владевших территориальными доменами) хотели восстановить империю Чингисхана, и Хо-Урлюк, наряду с другими тайджи и зайсангами (монгольские дворянские титулы) и нойонами (военачальниками), откочевавшими на Запад, действовали во исполнение этого плана (этой версии придерживался первый российский востоковед архимандрит Иакинф (Н.Я.Бичурин) (Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено монахом Иакинфом. - СПб., 1834).

Наиболее правдоподобна третья версия: джунгары вели непрерывные наступательные войны против казахских жузов, а также совершали набеги на Бухару и Хиву, доходя до Персии; обосновавшись на Волге, они окружали казахов.

Впрочем, причиной появления калмыков на юге России мог быть некий синтез из желания некоторых джунгарских аристократов кочевать подальше от центральной власти, мечты о возрождении великой империи и планов подчинения казахских земель.

Проблемы калмыков в России

Тайджи Аюка, объединивший калмыцкие племена, дал вассальную клятву царю, но принял ханскую печать от Далай-ламы, продемонстрировав определенную самостоятельность от русского царя. Он вел независимую политику, причем в ходе борьбы за престол даже уничтожил русский стрелецкий полк при Черном Яре, помогавший одному из его конкурентов. Своевольный хан выбил у Петра I обещание не крестить калмыков насильно и не вмешиваться в калмыцкие дела, но отказался подавлять восстания башкир и казаков К.Булавина; более того, его подданные сожгли более ста русских селений в Пензенской и Тамбовской губерниях.

После смерти хана Аюки среди калмыков началась междоусобица, и основной претендент на ханский престол Дондук-Омбо, обиженный на Россию за то, что она его не поддержала, вступил в турецкое подданство. Через несколько его орда выросла до 100 с лишним тысяч человек, пастбищ на Кубани, где поселили его султанские чиновники, уже не хватало, и хан вернулся в Россию. Показательно, что перед уходом в Турцию Дондук-Омбо и его конкурентов посетило посольство маньчжурской династии Цин, предлагавшее ханский титул тому из них, кто примет подданство цинского Китая. Т.е. Пекин уже тогда пытался использовать калмыков для установления своей власти над Джунгарией.

Здесь надо оговориться. Поведение калмыцких дворян отнюдь не свидетельствует об их какой-то особой вероломности. Наоборот, это обычное поведение феодалов всего мира: точно так же поступали русские князья – но до конца XV века, французские и испанские дворяне до конца XIV столетия, а польские паны – вплоть до ликвидации Речи Посполитой в 1793 г. Храбрые, честолюбивые, склонные к интригам, ставившие свои феодальные интересы выше верности сюзерену, не склонные соблюдать клятвы, но прекрасно воевавшие, если это было им выгодно – это типичное поведение феодалов всех времен и народов. Тем не менее следует отметить, что роль калмыков в российской военной истории была несомненно велика, невзирая на периодические измены и набеги.

После смерти Петра I имперские власти попытались ассимилировать калмыков. В 1737 г. уральский губернатор В.Татищев основал крепость Ставрополь-на-Волге (ныне г. Тольятти), призванный стать столицей крещеных калмыков. Которые, разумеется, должны были оставить кочевой быт и заняться земледелием. Часть калмыков, привлеченная обещаниями российских властей, приняла крещение, но проиграла в гражданской войне, охватившей калмыцкие улусы в 1730-е гг. Санкт-Петербург был вынужден утвердить ханом буддиста Дондук-Омбо, вернувшегося с огромной ордой из турецкой эмиграции, а православные калмыки были сведены в Калмыцкое казачье войско, центром которого стал Ставрополь. Управлять калмыками-христианами стала княгиня Анна Тайшина (урожденная Церен-янжи). В 1737 г. императрица Анна Иоанновна вручила княгине жалованную грамоту.

Изображение знамени, которое Императрица Елизавета Петровна пожаловала Дондук-Даши при провозглашении его Ханом Калмыцким. 1757 г.

Калмыки в немецкой колонии

Очевидно, жизнь в России казалась таким более тягостной, чем былое вольное существование. Весьма вероятно, что такие, как Шеаренг, имели контакты с маньчжурами в Синьцзяне – через оставшихся в Джунгарии родственников. Пекин был заинтересован в поселении калмыков, отличавшихся высокой боеспособностью, на разоренных землях Джунгарии.

Последнее Великое Кочевье

Исход тщательно готовился три года. 5 января 1771 г. нойоны во главе с ханом Убаши подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги, и двинулись в Джунгарию. Их долгий путь проходил через казахские степи. По разным данным, в последнее в мировой истории Великое Кочевье вышло 33 – 50 тысяч кибиток, или от 170 до 210 тысяч человек, хотя эти цифры, по-видимому, преувеличены. В путь двинулись в основном торгоуты и хошуты, а племя дербетов, кочевавшее на правом берегу Волги (40-60 тысяч человек), осталось в России. До сих пор продолжаются споры: то ли эта часть калмыцкого народа не была согласна с переселением, то ли не замерзшая Волга помешала им принять участие в великом исходе.

Он ушел, этот смуглый монголец,

Дай же Бог ему добрый путь,

Хорошо, что от наших околиц

Он без боли сумел повернуть.

Часть казаков все же попыталась исполнить приказ, но калмыки разбили казачьи сотни, сожгли 5 крепостей и 6 форпостов и переправились через Яик. Калмыки рассчитывали стремительными ударами разгромить враждебный Младший казахский жуз хана Нурали – подданного России, и прорваться в Восточный Казахстан, где были кочевья Старшего жуза, вассала империи Цин. Там они рассчитывали получить помощь, после чего можно было спокойно двигаться в Синьцзян.

Маршрут движения калмыков по казахским землям

Поначалу казалось, что план хана Убаши успешно осуществляется: в первых схватках калмыки опрокинули казахов и двинулись на восток. Однако воины хана Нурали, не принимая боя, непрерывно кружили вокруг огромного каравана, обстреливая калмыков из луков и ружей, угоняя скот и нападая на отставших. В Центральном Казахстане к преследователям присоединились и воины Среднего жуза, и калмыкам стало совсем плохо: не только скот, но и женщины и дети, выбившись из сил, отставали и попадали в плен.

Сражение калмыков с казахами

Обессилевшие и понесшие большие потери, калмыки все-таки прорвались к озеру Балхаш, где они рассчитывали оторваться от преследователей и получить поддержку Старшего жуза. Однако получилось все наоборот: хан жуза Аблай объединился с силами Нурали и воинами Среднего жуза. Калмыки оказались окруженными врагом, превосходившим их по численности. После трех дней переговоров стало ясно, что казахи не пропустят кровных врагов, и калмыки пошли на прорыв. Завязалась ожесточенная битва, в которой у калмыков не было никаких шансов на победу. Среди казахов бытует мнение, что хан Аблай, не желая злить маньчжуров, пропустил калмыков, но доказательств этому нет. Как бы то ни было, примерно 20 тысяч калмыков вырвались из окружения, с трудом отбились от нападений уже киргизских воинов, и добрались до границ Китая, где их ждали маньчжурские караулы. Остальная масса людей была частью перебита казахами, частью – в основном женщины и дети – попали в плен и были стали рабами победителей.

Великое Кочевье привело к великой трагедии. Большая часть калмыцкого народа умерла от голода и холода в зимней степи, погибла под казахскими саблями или превратилась в рабов.

Уцелевших калмыков власти Цин поселили на прежних землях Джунгарии. Они спаслись от смерти, но не стали свободными кочевниками, и не получили не только независимости, но и автономии: маньчжурская империя прекрасно помнила, какой грозной силой были свободные джунгары. Иммигранты были поселены в отдельных военных округах, управлявшихся цинскими военными администраторами (неважно, что часть из них были джунгарами). Их свобода передвижений была сильно ограничена, налоги установлены высокие, а военная служба – пожизненная. Неудивительно, что очень скоро многие калмыки начали думать о возвращении в Россию. Но их жестко контролировали военные силы империи Цин, и пробраться через кордоны смогли лишь единицы.

А у калмыков, оставшихся в России, началась другая история. Калмыцкое ханство было упразднено, брошенные эмигрантами земли – заселены русскими, немцами, татарами. Сильный, многочисленный народ, значительная военная сила Российской империи, стал небольшим этносом, кочующим в сухой степи между Манычем и прикаспийскими Черными песками…


В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

Образование Калмыцкого ханства

В XVII веке на границах России из глубин Азии появились дербен-ойраты, известные нам под именем калмыков.

В состав пришедших на Волгу улусов этого племенного союза входили торгуты, дербеты, хошуты и чоросы. В XVII веке они расселились у южных границ Российского государства, заняв территории от Дона до Яика ( Урала). На первое место среди волжских племён вышли торгуты, у оставшихся в Джунгарии лидерами стали чоросы.

Во второй половине XVII века оформилось феодальное Калмыцкое ханство, зависимое от Москвы. Первым его правителем, утверждённым в 1690 году далай-ламой, стал торгутский феодал Аюка. Он правил в 1669–1724 годах и умер в возрасте 82 лет.

Пётр I и хан Аюка

К концу XVII века сложилось территориальное устройство нового феодального государства — между различными улусами были распределены пастбища и маршруты перекочёвок. Зиму большинство номадов со своими стадами проводили в мочагах — возле дельты Волги, где были заросли камыша. Другие — на Чёрных землях ( Хар-Газар), где зимой, как правило, не было снега, либо на берегах Кумы и Терека. Затем наступало время идти на север. После переправы через Волгу ( старались это сделать по льду) они кочевали на левом берегу у Самары. После чего часть улусов возвращалась в низовья. Все переходили на правый берег Волги в октябре–ноябре и шли на зимние пастбища. Но были и исключения: дербеты кочевали на Дону, а табун-отоковый улус всё время оставался в междуречье Волги и Яика.

Гроздья гнева

Но почему калмыки решили покинуть свои кочевья и уйти на восток?

Что же происходило в Приволжье? Может быть, у ойратов выросло население — и степи больше не вмещали его?

Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

image

Ногаи, ранее подвластные калмыкам, ушли на земли Крымского ханства.

Впрочем, достоверность цифр Татищева под большим вопросом, ведь он говорил со слов калмыцких феодалов. Есть и совсем иные данные — и они лишь запутывают проблему.

Чтобы разобраться, в 1767 году в Калмыцком ханстве провели покибиточную перепись. Насчитали чуть более 40 тысяч кибиток.

Евгений Башин-Разумовский

Цифры во многом условны. Плюс здесь не учтены калмыки, жившие в России, но находившиеся вне юрисдикции ханов.

По мере колонизации количество доступных пастбищ сокращалось, но тогда степь затронули лишь немного. В 1720 году на перешейке между Волгой и Доном была построена Царицынская оборонительная линия. В середине века калмыкам запретили переходить за неё. В Поволжье стали селиться немецкие колонисты — но сначала лишь на правом берегу, не мешая калмыкам. А вот на Иргизе, левом притоке Волги, появились поселения старообрядцев.

Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

Прежней свободы для калмыков уже не было, но ситуация была далека от критичной. В принципе, ещё царская грамота 1657 года разрешала кочевать по правому берегу Волги лишь до Царицына, а по левому — до Самары.

image

Есть точка зрения, что тайши ( калмыцкие феодалы) были недовольны тем, что близость цивилизации разъедала устои Калмыцкого ханства. Обедневшие калмыки отправлялись на заработки в города и сёла или на промыслы.

Правда, статистика свидетельствует, что массового обращения в христианство не было. Крестились, как правило, по политическим причинам. Это было условием выхода из-под ханской власти.

Иногда обращают внимание на то, что по кочевникам нанесла удар суровая зима 1767-68 годов. Но джут с падежом скота к номадам приходит регулярно, раз в несколько лет. И относятся к нему философски. Катастрофы не произошло — ойраты продолжили сражаться в русской армии против кубанских татар.

Зов Родины

Вообще, о возвращении на сказочную землю предков калмыки задумывались и раньше. Сдерживало это противодействие со стороны чоросов, не желавших делиться властью в Джунгарии. Теперь у верхушки торгутов родился план уйти на историческую родину и там основать новое ханство, которому никто не будет мешать.

Инициатива откочёвки, возможно, принадлежала тайше Цебек-Дорджи, который был советником у Убаши-хана. На этот раз всё было всерьёз. Приготовления к уходу в Джунгарию велись втайне, о них знал только узкий круг, наиболее доверенные лица. А простым людям накануне побега объявили, что перекочёвка к Яику необходима для защиты стад от набегов кубанских татар.

Убаши-хан

image

В январе 1771 года ойраты внезапно атаковали казачьи форпосты на реке Яик. Часть их была захвачена, часть блокирована. Двигаясь широкой полосой от Волги, кочевники со своими стадами стали переправляться через Яик. Российские власти сразу не сообразили, что происходит. А затем отправили вслед отряды ' title=>драгун и казаков. Им удалось догнать и вернуть несколько небольших улусов.

Казахские ханы получили письма с приказом задержать и вернуть калмыков. Тем временем беглецы остановились на реке Эмбе. Договориться о свободном проходе не удалось, поэтому они продолжили движение на восток, отбивая атаки казахов. В ходе спешной откочёвки погибло множество скота.

Точный маршрут калмыков по казахским степям неизвестен и остаётся предметом споров.

Ногаец и калмык. Открытка 1800-х годов

У озера Балхаш калмыки были окружены объединённым войском трёх казахских жузов. Были там и отряды киргизов. Убаши-хан пошёл на переговоры с ханом Абылаем ( из Среднего Жуза) и добился трёхдневного перемирия, после чего прорвал окружение. Оставив неспособных следовать за ним, он пошёл дальше. Казахи спешно отправились в погоню за воинами и кибитками Убаши, которые обогнули озеро Балхаш с запада.

Оставшихся ойратов возглавил нойон Танжи. Пятьсот кибиток с людьми без лошадей были им брошены в лагере — и стали добычей казахов. Основная же масса беглецов с боями стала пробираться в Китай вдоль северного берега Балхаша. Нередко ойраты шли пешком и мелкими группами, питаясь падалью. Или сами становились кормом для волчьих стай, шедших по их следам.

Выигравшие и проигравшие

В августе 1771 года измотанные многомесячным тяжёлым переходом калмыки встретились с передовыми постами цинских войск на реке Или. Убаши заявил маньчжурским военачальникам, что он и его люди прибыли исключительно для того, чтобы стать подданными Цинской империи. После этого ойратам была оказана материальная помощь, а цинские войска оградили беглецов от набегов казахов и киргизов.

Сколько же калмыков ушло из России? Посчитаем. После торгутского побега в Поволжье осталось, или вернулось туда, около 11 тысяч кибиток. Если у Убаши изначально была 41 тысяча кибиток, то с ним ушли тридцать. И там могло быть от 140 до 180 тысяч человек ( если считать по 4,5-6 человек на семью).

Калмыцкая деревня

До Китая добрались около 75 тысяч. Никакого ханства, конечно, не восстановили. И потеряли ту самостоятельность, которая была у них в России.

Проиграла и Российская империя. Конница калмыков не была лишней. Она воевала на стороне русских войск как минимум с ' title=>русско-польской войны 1654–1667 годов. Впрочем, сильно сократившись численно, сражалась и в ' title=>Наполеоновских войнах.

Выиграла Цинская империя, которая получила новых воинов на страже новых границ.

И выиграли казахи. Чтобы побег не повторился, всех кочевых калмыков перевели на правый берег Волги. В 90-е годы XVIII века ойраты попытались занять кочевья между Волгой и Яиком. Но свято место пусто не бывает — в степях уже появились казахи. Впоследствии на этих землях было основано вассальное казахское Букеевское ханство.

Ставропольские туркмены, которые были в подчинении у калмыцких ханов, после Пыльного похода освободились от власти ойратов.

Вообще, феодальное княжество плохо вписывается в империю. Но настоящая интеграция калмыков в Российскую империю произошла лишь к концу XIX века.

Фото: Андрей Куряшкин

степи

Торгутский побег

Пыльный поход волжских калмыков из царской России на территорию Цинской империи (современный Китай) в 1771 году имеет другое название в исторической науке. Калмыки считали, что усиление царской власти в Поволжье несет угрозу ханской власти калмыков, да и переселение русского народа в степи Приволжья причиняло урон пастбищам кочевников. Всё это послужило причиной того, что в среде высших эшелонов власти Калмыцкого ханства всё чаще стали возникать разговоры о том, чтобы сорваться с насиженного места и увести весь свой народ на далекую и уже полузабытую родину. Возглавил поход молодой и горячий наместник Убаши.

Надо отдать калмыкам должное, переселение они готовили в течение нескольких лет — даже советовались с буддистским духовенством, чтобы те составили им благоприятный астрологический прогноз для длительного путешествия. Видимо, ориентируясь по звездам, они двинули свои улусы 5 января 1871 года, подняв с насиженных мест 180 тысяч человек, погрузивших свою поклажу и накопленное добро на 33 тысячи кибиток.

река

Надо сказать, что их путь не был усеян розами. Наоборот, самовольно откочевавший народ правительство Екатерины II всячески пыталось вернуть в Приволжские степи, но уральские казаки остановить людской поток так и не смогли. Наоборот, по дороге калмыки начисто разгромили целый ряд только что отстроенных фортов и крепостей Яицкой линии, захватив немалую добычу.

А вот в казахских степях они стали терпеть поражение за поражением. Сначала они потерпели неудачу в сражении с ханом Младшего жуза Нурали, который захватил в плен огромное количество женщин и детей, требуя возвращения калмыков на Волгу. Но шантаж не подействовал, народ продолжил свой тягостный поход.

степи

Переправившись через Тургай, они почти без остановок пересекли степи Сары Арка и остановились на речке Шошил вблизи озера Балхаш. И путь этот не был легким. Калмыки постоянно подвергались набегам казахских отрядов, их грабили, убивали, отбирали имущество, но не навязывали генерального сражения.

В результате Пыльного похода в Джунгарию прибыло не более 15–20 тысяч человек, которых маньчжурские власти приняли и расселили вдоль границ империи Цин, раздробив на небольшие группы и не выделив обещанных земель для автономии.

Голодная степь

— Нас встретила почти безжизненная пустыня. Хотя внешне эти места очень напоминают наши предгорья Семейтау: сухая, ровная до самого горизонта, как бескрайнее море, степь, или холмистые каменистые сопки. Есть, конечно, и существенные отличия. Например, вокруг Семея степь в основном песчаная, густо покрытая травами, а вот в Прибалхашье преобладает каменистая почва, где могут произрастать по большей части лишь огромные колючки, которые обожают верблюды, — вспоминают Марат и Андрей.

птица

Верблюдов, кстати, здесь проживает немало. И вообще, безжизненной эту пустыню все-таки не назовешь. Жизнь здесь есть, и довольно интересная и разнообразная.

— Удивительно, но даже в таком безводном, засушливом и, казалось бы, обделенном богом месте снуют туда-сюда редкие насекомые, гнездятся птицы и как-то умудряются расти растения. Кто-то скажет, что здесь уныло, серо и дико, не за что глазу зацепиться, но тут по-своему красиво, тихо и спокойно. Мы думаем, что здесь им нелегко, они борются за жизнь и буквально выживают в трудных условиях, но это на наш взгляд. На самом деле растения и животные живут здесь своей обычной, привычной для них жизнью: полупустыня — их родной дом, в котором им хорошо и уютно, — делится своими впечатлениями Андрей.

краевед

Андрей Куряшкин — не только краевед, но и фотограф, обожающий снимать птиц в их естественной среде. Так вот, он поехал в экспедицию с двойной целью: ради поиска следов Пыльного похода и встречи с видовым разнообразием пернатых. Ведь в апреле через пустыню должны были пролетать самые разнообразные стаи птиц. Но увы…

— Видимо, сказалась затяжная весна, перелетные птицы еще не прибыли в эту степь, и поэтому отснять пришлось совсем немного новых для меня видов птиц. Помню, что, когда я возвращался с соленого озера в лагерь, мне встретилась пара рогатых жаворонков, пасущихся на скудной почве. Завидев меня, они тотчас улетели. Птица в степи пугливая и не позволяет не то что понаблюдать за ней, но даже подойти поближе. Особенно пугливы были жаворонки. Из птиц, которых мне пришлось встретить, сравнительно близко подпускала к себе только пустынная каменка, — сетует Андрей.

цветок

Кстати, краеведы все 10 дней, что длилась экспедиция, жили в обычной палатке, несмотря на ощутимый холод апрельских ночей. Впрочем, в таких условиях живут все поисковики, прибывающие в эти дни в пустыню Прибалхашья.

— Первые ночи были с заморозками, на палатке был иней. Всё время, пока мы там были, со стороны озера Балхаш, на котором еще стоял лед, дул ледяной ветер, — вспоминает Андрей Куряшкин.

монеты

И всё же, по мнению краеведов, пустыня Бетпак Дала — очень интересное и благодатное место для поисков. Да и само историческое событие — Пыльный поход — стоит того, чтобы о нем говорили и более тщательно изучали путь, по которому следовали калмыки.

— Примечательно, что по этим местам одновременно за короткое время прошло огромное количество людей. Причем шли они не мирным путем, а под постоянной угрозой нападения. Стычки случались в любое время и в любом месте. В результате этих столкновений вся степь оказалась усеяна любопытными артефактами. Они интересны тем, что эти находки не имеют никаких привязок к тем местам, где были найдены. Логика поиска здесь полностью отсутствует, поэтому поисковики просто бродят по степи и собирают монеты в самых неожиданных местах, — рассказывает Марат Сасанов.

клад

В этом году поиски шли в районе Сары Шагана, неподалеку от города Балхаш, вдоль одноименного озера в южном направлении. Надо сказать, что эти места в течение последних 5–6 лет были достаточно хорошо изучены поисковиками Казахстана. И до сих пор ни один сезон не оставался без хороших и интересных находок.

Кстати, самыми популярными в этих местах находками можно смело назвать монеты Российской империи периода XVIII века. Самые ранние относятся к правлению Петра I, есть монеты Елизаветинской эпохи, недолгого правления Петра III и, конечно, Екатерины II.

— Интерес к этим монетам не нумизматический. Их достаточно много, а потому большой ценности на рынке они не представляют. Тут решающую роль играют их количество и сами места находок, — делится своим мнением Марат Сасанов.

Так, огромное количество обнаруженных за эти годы монет некоторые поисковики объясняют тем, что по пути следования калмыки захватили несколько крупных крепостей, расположенных вдоль Урала, где наверняка хранилось немало ценностей — в первую очередь, крепостная казна. Об этом говорят редкие находки монет, которые были закопаны в землю столбцами. Именно так хранились в царской России новые деньги.

клад

— Количество таких вот так называемых закладух просто поражает. Кроме того, совсем нередки случаи находок крупных кладов, где количество монет составляет от трех до пятисот штук! Вот и на этот раз Андрею Куряшкину повезло: он обнаружил закладуху с десятью екатерининскими монетами. Если же говорить о других годах поисков в этих местах, то наши коллеги находили серебряные рубли, и была даже уникальная находка десятирублевой золотой монеты Екатерининской эпохи, — рассказывает Марат.

Есть еще одна версия, объясняющая большое количество закопанных в степи и пустыне монет. Дело в том, что до сих пор у волжских калмыков сохранился обычай в дар духам закапывать в землю разные вещи и предметы, в том числе и монеты. Вполне возможно, что какая-то часть и была принесена в качестве жертвоприношения. А вот остальные монеты были явно закопаны для того, чтобы не достались противнику и не мешали бегству через опасный участок степи.

краевед

Напомним, что калмыки прибыли в Прибалхашье изрядно потрепанными. Они должны были сдаться казахам, но обманным путем, воспользовавшись темнотой ночи, скрылись с места стоянки, оставив 5 тысяч воинов, ставших смертниками, защищавшими свой уходящий навсегда народ. А когда пала и эта преграда, калмыки стали почти беззащитными. Разбросанные по всей степи, они шли широким фронтом, постоянно подвергаясь нападениям казахских батыров, жаждавших мести за долгие годы войны с джунгарами.

О том, что это были именно вооруженные набеги, говорят находки, сделанные поисковиками. Так, нередко встречаются замки от кибиток. И тот факт, что ни один из замков не был обнаружен раскрытым ключом, говорит о том, что их просто срывали с дверей кибиток во время боя, чтобы побыстрее добраться до добычи.

Кроме того, находят наконечники стел, копий или дротиков, обломки сабель и другое оружие. А места временных стоянок калмыков поисковики научились обнаруживать по трем большим камням, служившим путешественникам очагом, на котором так славно было готовить пищу, кипятить чай и который давал возможность отдохнуть после долго монотонного пути по бескрайним степным просторам.

краевед

Польза для науки

— На мой взгляд, официальной науке стоит поближе познакомиться с результатами работы, проделанной поисковиками за эти годы. Учитывая, что каждый поисковик в обязательном порядке фиксирует на карте точные координаты любой сделанной находки, на сегодняшний день можно составить подробную интерактивную карту, достаточно точно показывающую путь, который проделали калмыки по пустыне Бетпак Дала. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что двигались они очень широким фронтом по левому берегу речки Мойынты, — вносит предложение Марат Сасанов.

Действительно, учитывая крайнюю скудность сведений о Пыльном походе XVIII века, историкам стоило бы пообщаться с поисковиками, собрать их материалы и проанализировать собранные факты, дав реальную оценку этому значимому и в какой-то мере уникальному событию в истории Казахстана, когда переселение народа шло не с востока на запад, а наоборот.

(Окончание. Начало в №99 от 7 сентября.)
Вооруженные силы волжских калмыков, как сказано выше, являлись очень мощными: они были закалены в боях в Крыму и на Кавказе, в европейской стороне, хорошо вооружены, имели достаточный опыт ведения боевых действий. Главной трудностью кочующего калмыкского улуса была невозможность пройти этот огромный путь спокойно, да и направление конечной цели в основном было предрешено.
Начиная с марта до середины лета, почти четыре месяца калмыки двигались без остановки, с трудом отражая непрерывные атаки казахских отрядов. К концу июня они полностью пересекли наискосок Сары-арку и приблизились к Балхашу, где сделали остановки на берегу реки Моинты.

В этот момент большое войско казахов под предводительством Абылай-хана взяло в окружение врага. Общая численность казахских воинов составляла пятьдесят тысяч, отдельные дружины возглавляли Нуралыхан, Адильсултан, Орус султан.

Если до этого казахи трепали вражеское кочевье в основном партизанскими действиями, нанося удары по флангам, то теперь они планировали уничтожить его здесь окончательно.

Почувствовав смертельную опасность создавшегося положения, калмыкские правители отправили к Абылай-хану специальных послов, в числе которых были семь самых авторитетных в их народе людей.

В некоторых исследованиях утверждается, что Абылай был обманут, принял богатые дары калмыков. На самом деле его подход к создавшемуся положению был намного глубже, всесторонне продуманным.

Опытный, закаленный в борьбе с внешними врагами полководец, восстановивший Казахскую Орду, мудрый политик Абылай-хан после разгрома Джунгарии весной 1755 года маньчжурско-цинской армией теперь уже был заинтересован в укреплении давнего врага. Он стремился препятствовать полному уничтожению ойратского народа, считал, что следует сохранить между Казахской Ордой и могущественной Китайской империей независимое, самостоятельное Джунгарское государство, которое бы служило в будущем своеобразным щитом на востоке. Если раньше он прилагал все усилия для разгрома Джунгарии, то в новых условиях оказывал ей всяческую помощь. В 1756 году, когда в Восточный Туркестан вторглось двухсоттысячное шуршутское войско, в дружине хунтайджи Дабачи были и казахи, которые до самого конца находились рядом с калмыкским правителем.

Теперь, когда на повестку дня остро встал вопрос о мире с бежавшими волжскими калмыками, о принятии их в казахское подданство или хотя бы о беспрепятственном прохождении в Джунгарию, Абылай не думает о мести, не зарится на добро, а думает о будущих временах и конечных целях алаша, о далекой перспективе.

От первоначальной численности калмыков оставался мизер. Если укрепятся в Джунгарии, они не будут представлять особой опасности казахам, и наоборот, послужат хоть незначительным, но буфером между Китаем. Вопрос о принятии в подданство тоже не лишен оснований. Видимо, Абылай подумывал и о том, чтобы расселить сей этнос среди казахского народа и постепенно ассимилировать с ним. Хан вынес на обсуждение эти два пути, лишь бы договориться без кровопролития. Но представители народа, на протяжении девяти поколений воевавшего с этим врагом, не соглашались с мнением хана. Похоже, совет затянулся. Объявили трехдневную передышку, было намечено в последний день обменяться пленными и решить вопрос окончательно.

Убачи, видимо, с самого начала пошел на хитрость или понял, что после передышки все равно не будет мира, и опередил события. На третьи сутки, глубокой ночью калмыки поднялись все до единого и пошли в атаку. В результате неожиданного сильного удара под покровом темной ночи им удалось прорвать кольцо окружения. Но нельзя сказать, что чрезвычайное решение Убачи и Церена вывели калмыкский народ на верную дорогу. Отныне были перекрыты все пути к согласию, к заключению мира.

Придя в себя после ночной внезапной атаки, наутро казахи вновь встали в строй. Теперь война между ними и калмыками приняла затяжной, походный характер. Казахские дружины день и ночь преследовали врага, изматывая его, постепенно уничтожая боевые силы.

Калмыки планировали обойти Балхаш с западной пресноводной стороны и, поднимаясь по Или, пройти в Джунгарию. Однако казахи все время не подпускали их к воде. Калмыки, измученные от жажды, от полученных в бесконечных битвах ран гибли мучительной смертью, ежедневно сотнями и тысячами попадали в плен; только наиболее стойкая, хорошо вооруженная кучка людей, оставляя за собой пыльный туман, прошла через Кастек, Каскелен, Кеген и Нарынкол и с огромным трудом достигла Джунгарии.

Но, пройдя долгий кровавый путь и испытывая порой нечеловеческие страдания, оставшиеся в живых калмыки попали в родной Джунгарии не в долгожданные объятия, а в ярмо рабства. Цинская администрация расселила их по мелким аулам и объявила своими подданными.

Думая о жестокой судьбе этого народа, который когда-то завоевал весь Восточный Туркестан, соперничал с Китайской империей, потряс Казахскую Орду, приходится благодарить всевышнего, что он сохранил нас, не обошел милостью своей.

В этой связи считаем уместным назвать батыров, священные имена которых приводятся в конкретных исторических документах эпохи Абылая, встречаются в древних памятниках устного народного творчества, навечно сохранились в памяти народа. Это самые выдающиеся легендарные полководцы, которые в третьей четверти XVIII века разгромили Дурбун-Ойрат, храбро сражались с Маньчжурско-Цинской империей, разбили торгаутов, прогнали киргизов за Алатау, держали в страхе узбекских правителей, в непрерывной двадцатилетней войне возродили дух и клич Алаша и дали в руки Абылай-хана бразды правления тремя жузами: Каракерей Кабанбай, Муюзды Утеген, Нуралы хан, Абильфеиз султан, Канжыгалы Богенбай, Ералы султан, Адильсултан, Орус султан, Жанатай, Баян, Малай-сары, Олжабай, КерейЖанибек, Шапырашты Наурызбай, Актамберды, Жапек, Бердыхожа, Тлеуке, Сагымбай, Кулеке, Жаугаш, Дат, Кокжарлы Барак, Кулашбек, Турсунбай, Нарбота, Кожаберген… Кроме них можно привести имена Жабая, Сырымбета, Байгозы, Елчимбека, Сары, Санкебая, Мамута, Молдыбая, Тан-сыка, Оразымбета, Дерпсалы, Раимбека, Чингожи, Айбаса, Жаназара и многих других.

Мудрость, самоотверженность, пролитая кровь этих великих людей способствовали направлению казахской истории в прежнее русло, повышению авторитета нации, определению ее будущего. В середине XVIII века Казахское государство, само существование которого в начале столетия стояло под вопросом, благодаря Абылай-хану пошло по пути возрождения, победоносно завершило двухсотлетнюю войну, да и после этого успешно выдержало еще одно, более серьезное испытание.

Когда Абылай покинул сей мир, его Орда уже достигла того духовного могущества, которое могло противостоять будущим историческим бурям и селям, передать будущим поколениям достойную эстафету.

Мухтар МАГАУИН,
Народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана им. Абая.

Читайте также: